В честь Божией Матери установлено ок. 30 праздников. Среди них особо выделяются Благовещение Иоакиму о рождении Богородицы (7 Месоре/31 июля), Рождество Богородицы (двойной праздник: 1 Пашонса и 10 Тоута/26 апр. и 7 сент.), Введение Богородицы во храм (3 Хойака/29 нояб.), Ее явление в Зейтуне (24 Паремготепа/20 марта), Успение Девы Марии (21 Тобе/16 янв.) и Взятие Ее в небесную славу (16 Месоре/9 авг.), Освящение первого храма в честь Богородицы (21 Паоне/15 июня). Кроме того, 21-го числа каждого месяца по копт. календарю регулярно совершается празднование в честь Божией Матери. Периоды поста схожи с периодами поста в визант. традиции. К главным относятся Великий пост (7 недель перед Пасхой, включая Страстную седмицу), Апостольский (с понедельника после праздника Пятидесятницы до праздника апостолов Петра и Павла (5 Эпепа)), Рождественский (43 дня начиная с 16 Хатора/12 нояб.; при этом первые 3 дня называются постом Авраама, Александрийского патриарха (976-979)) и пост перед праздником Взятия Богородицы в небесную славу (15 дней начиная с 1 Месоре/25 июля). Строгий пост совершается накануне праздника Богоявления. Вероятно, из сир. традиции заимствован 3-дневный пост ниневитян (за 10 недель до Пасхи) и 7-дневный пост Ираклия (за 8 недель до Пасхи; этот пост считается также 1-й седмицей Великого поста, к-рая компенсирует отсутствие поста по субботам и воскресеньям). Постными являются среды и пятницы в течение года (кроме периода Пятидесятницы). В богослужении копт. Церкви отразилось и древнеегип. деление года на 3 больших периода: разлив Нила (12 Паоне - 9 Паопе/6 июня - 6 окт.), сев (10 Паопе - 10 Тобе/7 окт.- 5 янв.), урожай (11 Тобе - 11 Паоне/6 янв.- 5 июня). В зависимости от периода в состав литургии включаются особые молитвы. В копт. календаре помимо общехрист. имеется множество имен егип. и сир. святых, среди к-рых есть и монофизитские деятели (Севир Антиохийский, Тимофей Элур, Диоскор, Иаков Нисибинский и др.). Памяти арх. Михаила, обоих апостолов с именем Иаков (Зеведеев и брат Господень), мц. Феклы повторяются неск. раз в год. Среди оригинальных праздников - исцеление Иова (1 Тоута/29 авг.), чудо свт. Василия (13 Тоута/10 сент.), открытие церквей Константином (10 Паоне/4 июня), вознесение Еноха (24 Эпепа/18 июля), видение прор. Иезекииля (27 Эпепа/21 июля) и др. На каждый месяц приходится неск. воспоминаний освящения храмов. Эфиопское богослужение

http://pravenc.ru/text/165235.html

Разделы портала «Азбука веры» Великий пост – установленный Церковью 48-дневный пост, предшествующий Празднику Пасхи , направленный на духовную подготовку верующих к Дню Светлого Христова Воскресения . Период Великого поста включает в себя шесть седмиц Святой Четыредесятницы до пятницы шестой седмицы и последнюю седмицу перед Пасхой – Страстную седмицу . Иногда весь пост называют Святой Четыредесятницей по той причине, что Четыредесятница составляет основную по длительности часть Великого поста. Великий пост начинается не раньше 15 февраля и завершается не позже 7 мая включительно, в зависимости от даты празднования Пасхи. По периодам: начало 15.02–21.03, окончание 3.04–7.05 включительно. Таким образом период с 21 марта по 3 апреля оказывается всегда приходящимся на Великий пост. Каждая из шести седмиц Четыредесятницы в месяцеслове именуется по порядковому номеру и завершается Неделей (воскресным днём). Храм священномученика Вениамина Петроградского, г. Симферополь. Фото: Дарья Соловей Краткая история Великого поста Истоки предпасхального поста принято связывать с существовавшей в раннехристианской Церкви, во II–III вв.,  практикой соблюдения поста в пасхальную ночь, в воспоминание крестных страданий Господа Иисуса Христа (заметим: первоначально под Пасхой мог подразумеваться как праздник Воскресения Господня, так и воспоминание страстей (страданий и смерти Спасителя)). Считается, что обычай продолжительного поста перед Пасхой формировался параллельно с древней практикой катехизации (оглашения). Дело в том, что к III веку в Церкви распространилась практика совершать Таинство Крещения на Пасху. Таким образом, пост, соблюдаемый оглашаемыми в предпасхальный период, служил для них средством подготовки к принятию Крещения. Для верных этот период становился временем покаяния и аскетических упражнений. В александрийских источниках 2й половины III–IV века (см.: 1й канон св. Петра Александрийского ) есть упоминания о 40-дневном посте. Неясно только, был ли изначально связан этот пост с Пасхой или нет.

http://azbyka.ru/velikij_post

Во всей ли древней русской церкви практиковалось совершать крещение после более или менее, продолжительного времени, нельзя сказать за отсутствием, фактических данных; но почти несомненно, что «это правило митрополита Иоанна, как главного иерарха церкви русской, не могло остаться незамеченным и в течение долгого или короткого времени, несомненно существовало в богослужебной практике церкви русской» 1957 . Однако, с течением времени, эта практика русской церкви во многом изменилась. Еще во время митрополита Иоанна мы не встречаем факта крещения после трех лет, а в XIV веке про это правило уже нет упоминания. В греческой церкви, к этому времени, как мы видели выше, 40-дневный срок не соблюдался, и на него смотрели даже и епископы почти безразлично. На этом основании можно думать, что младенцев около XIV века «принято, было, крестить, как можно скорее» 1958 . Правда г. Одинцов, на, основании одной заметки в одном служебнике, где сказано после воцерковления, совершавшегося в 40-й день: «и тако кум, взем е (т.е. дитя), нисходить ко крещению» 1959 , замечает, что и в это время, срок был тот же, как и прежде, т. е. 40 дней. Но большая снисходительность русской церкви этого периода к больным, имеющим креститься, более или менее говорить за то, что воззрение ее на срок за это время стал более безразличным. Конечно, с тем можно согласиться, что отдаленность местности жительства родителей дитяти от церкви и затруднительность путей сообщения сами собою заставляли их заботиться о том, чтобы крещение и воплощение его младенца их были совершены в один день, т.е. сороковой. Но с одной стороны эта отдаленность не всегда могла быть, так как известно, что древняя Русь была, богата храмами и потому приходами, а с другой, – эта случайная причина, не может служить основанием для заключения о всеобщей практике того времени. Что касается до XV века, то в этом случае мы имеем положительное свидетельство, что 40 дневный срок в это время уже не соблюдался. Это свидетельствуют уже известные нам слова в поучении Фотия: «и о семь еще священницы пишу нам: без лености всегда, и на всяк час к новорожденным детям с молитвою посвяшайте и крещайте, да не умрет кое отроча без крещения» 1960 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Симеон Солунский так раскрывает значение поста пред праздником Рождества Христова: «Сей четыредесятидневный пост сходен с постом Моисея, постившегося 40 дней и ночей и приявшего скрижали с написанными на них словами Божиими. Постимся и мы 40 дней и приемлем живое слово Божие, от Девы воплощенное, и причащаемся божественной плоти Его» 5 . По примеру св. пророков Моисея и Илии, постившихся по 40 дней, Церковь определила 40-дневный пост и пред праздником Рождества Христова. Второй причиной установления сего поста было намерение Церкви воспитать в христианах тот дух подвижничества, которым отличались ветхозаветные праведники, и время Рождественского поста было самым удобным, по ее мысли, временем для воспоминания и подражания подвигам св. ветхозаветных пророков, почему Св. Церковь перед праздником Рождества Христова и чествует память многих пророков: Авдия (19 ноября), Наума (1 дек), Аввакума (2 дек.), Софонии (3 дек.), Аггея (16 дек.) и Даниила (17 дек.). И, наконец, последние две недели поста перед Рождеством посвящает памяти всех святых ветхозаветных праотец и отец. Из всего этого можно видеть, что пост Рождественский есть установление самых первых апостольских времен христианства. Это можно утверждать тем более, что неизвестен ни собор, ни отец Церкви, установивший этот пост, а это самое, при всеобщей известности и употреблении поста, и доказывает, что начало его скрывается в первых временах христианства. Блаженный Августин говорит, что всеобщие и всегдашние уставы Церкви, если они не составлены соборами, должно почитать учреждением апостольским. О древнем хранении Рождественского поста находим свидетельства в церковных уставах: Иерусалимском св. Саввы Освященного, Студийском и др., а также у некоторых восточных и западных отцов Церкви: Афанасия Великого , Амвросия Медиоланского , блаж. Августина и Льва, папы Римского . Из уставов церковных видно и то, что пост Рождественский издавна на Востоке начинался от 14-го ноября. Но он так же, как и пост Успенский, и по тем же обстоятельствам не везде продолжался одинаковое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Содержание Трипеснцев: Изображение спасительных подвигов поста (Трипеснецы понедельника), призыв к покаянию и добродетельной жизни (Трипеснецы вторника), прославление Креста Господня (Трипеснецы среды и всей 4-ой седмицы) и крестных страданий Спасителя (Трипеснецы пятницы), прославление святых Апостолов (Трипеснецы четверга) и святых мучеников (Четверопеснецы субботы). 3) КАНОН В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ, имеющий в троичных и богородичных тропарях краестрочие: «НЕДОСТОЙНАГО ФЕОДОРА». Содержание канона – горячая молитва к Богу о прощении грехов и упокоении в Царствии Небесном всех с верой и надеждой от века усопших христиан 147 . 4)КАНОН В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ. Содержание канона – глубокое чувство сокрушения о своих грехах и молитва ко Господу о милосердии на Страшном суде 148 . 5) КАНОН В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ. В нем прославляется Крест Христов и изображается радость поклонения ему. Самое торжество изнесения Креста представляется, как предварение воспоминания Страстей Христовых и св. Пасхи 149 . 6) 24 CTUXIPЫ на ГОСПОДИ ВОЗВАХ, – по одной в неделю Сырную 150 , в понедельник 151 , в среду 152 , четверг 153 1-ой седмицы Великого поста, в неделю Православия 154 , в понедельник 155 , вторник 156 , среду 157 , четверг 158 2-ой седмицы Великого поста, в неделю вторую Великого поста 159 , в понедельник 160 , вторник 161 , среду, 162 четверг 163 3-ей седмицы Великого поста, в неделю Крестопоклонную 164 , четверг 4-ой седмицы Великого поста 165 , в неделю 4-ую Великого поста 166 , в понедельник 167 , вторник 168 , среду 169 5-ой седмицы Великого поста, в понедельник 170 , вторник 171 , среду 172 и четверг 173 6-ой седмицы Великого поста. Общее их содержание: призыв верующих к подвигам поста и утешение их мыслью о приближении св. Страстей Христовых и дня св. Пасхи. 7) 15 СЕДАЛЬНОВ на утрени – по одному по третьем стихословии: в понедельник 1-ой седмицы Великого поста 174 , в понедельник 175 , вторник 176 , среду 177 , четверг 178 , пятницу 179 3-ей седмицы Великого поста, в среду 180 и четверг 181 4-ой седмицы Великого поста, в понедельник 182 , вторник, 183 среду 184 5-ой седмицы Великого поста, во вторник 185 , среду 186 , четверг 187 и пятницу 188 6-ой седмицы Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Проповедь в 4-ю Неделю Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника Схиархимандрит Зосима (Сокур) Всех вас, возлюбленная моя паства, приветствую с сегодняшним святым воскресным праздничным днём. По милости Божией, пролетела ещё одна седмица жизни нашей и ещё одна седмица Великого святого поста. Крестопоклонная седмица прошла. Всю седмицу воспевали мы, прославляли Крест, страдания Христовы прославляли. С великой надеждой уносили Крест в пятницу после святой литургии, воспевая песнь: «...И святое Воскресение Твое славим!» То есть уже к Пасхе готовимся, к Светлому Христову Воскресению славному. Четыре седмицы уже прошло поста Великого. Слава Богу, за эти святые светоносные дни праздничные Великого поста, за эту милость Божию и за то, что Бог, особенно в нынешнем году, даёт лёгкость несения поста. Ни разу я ни от кого не услышал: «Трудно...», «Тяжело...», «Не могу...», «Печёнка болит, селезёнка свербит», и прочее, ни от одного не услышал, что живот у него болит, что печень болит. У кого болит в дни поста, кто постится? – Нет! – отвечает народ. Ни от одного я не слышал, наоборот, те, кто ныли, все поисцелялись, повыздоравливали, не жалуются, что животы болят и прочее… Вот это милость поста! Какая светлая была первая седмица поста! Как один день пролетел Канон Великий, как один день все службы пролетели, и мы не заметили даже, как уже окончили Великий покаянный Канон. Думали: на пятой седмице – как это долго, когда мы будем его читать, дождёмся ли мы того канона? Уже наступила и пятая седмица. Вновь будем читать на этой седмице Великий покаянный Канон, последний уже раз, Андрея Критского преподобного. В начале поста мы просили Покаянным Каноном силы Божией, покаяться и нести бремя поста легко. Сейчас, когда к концу подходит пост, мы уже подводим итог, как мы покаялись, как мы исправились, как мы почти провели уже Великий пост, – итог Великого поста подводим. Дай Бог, чтоб этот итог Великого поста – чтение Покаянного канона, вселил в наши души умиротворение – недаром пост прошёл! Есть, хоть маленькие, но есть плоды покаяния, есть исправление, есть духовная радость, есть духовное обновление, недаром мы прошли уже почти поприще Великого поста. Вот этот итог уже подведения дней Великого поста, помоги Господи на этой седмице радостно сделать. «Господи! Невзирая на наши немощи, на нашу гордыню, на нашу суетливость, на наше уныние, всё-таки Ты даёшь, творишь чудо, даёшь силы, даёшь поддержку нам, даёшь то, чего нам временами не хватало в прошедшей нашей греховной жизни. И дай, Господи, постоянного обновления, дай, Господи, постоянной милости Божией к нам, дай, Господи, чтоб эта милость Божия всегда сопутствовала нам и в дальнейших постах, и в дальнейших подвигах, и в дальнейшей нашей земной жизни. Чтоб вопль покаянный: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» – почаще был в нашем сердце, осознавая свою греховность, осознавая свою немощь, осознавая и свою несмиренную гордыню. Смири, умиротвори и помилуй, Господи, сердца наши человеческие!

http://pravoslavie.ru/2257.html

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Автор разработки преподаватель Воскресной школы при храме свв. мчч. Адриана и Наталии Вероника Пузова . ПУТЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА — ЭТО ПУТЬ К УТЕРЯННОМУ РАЮ ЧЕРЕЗ ДВЕРИ ПОКАЯНИЯ. СТРУКТУРА ВЕЛИКОГО ПОСТА – новая статья-путеводитель. По тегам будут далее выложены тематические работы, раскрывающие смысл каждой седмицы). Календарь сделан универсальным, без дат. И цветной и раскраску (формат А0 и А1 и постраничная верстка) скачать по ссылкам: А0_календарь Путь Великого Поста. pdf А0_постраничный календарь Путь Великого Поста pdf А1_календарь Путь Великого Поста pdf А1_постраничный календарь Путь Великого Поста pdf Раскраска Великий пост формат А0_постраничная раскраска Путь Великого Поста                 А0_раскраска Путь Великого Поста без дат Образец — картинка Благодарность за работу – свободное пожертвование (перевод на карту через номер телефона 89067238919). Или помяните в своих молитвах Сергия и Веронику со чадами. Прожить сердцем, душой, Великий Пост, пройти все его “ступени” — это наша главная подготовка к Пасхе.  Объяснить детям в наглядной форме духовный смысл и структуру всех десяти недель (включая три подготовительные) седмицы поста.  Сделать ясными и применимыми к нашей жизни “здесь и сейчас” слова и молитвы Богослужений. Объяснить смысл и назначение поста.  Подготовительные недели: Евангелие о Закхее– читаемое за месяц до Великого Поста, учит нас, каким сильным должно быть у нас ЖЕЛАНИЕ УВИДЕТЬ БОГА! Пренебрегая всем земным ради Небесного! Евангельский сюжет с Закхеем, влезшим на дерево – изображен отдельно. Неделя о мытаре и фарисее 1. Уже за три недели до начала Великого Поста поются торжественные стихиры “Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче”, настраивая и приуготавливая нас к пониманию глубокого смысла поста — в обретении утерянного рая. Путь поста открывают нам те самые “двери покаяния”, настраивая нас на нужный лад. Изображены в виде деревьев, как память о Райском древе и о том, что вся природа – это живой храм Бога, Его творение.

http://azbyka.ru/deti/interaktivnyj-kale...

Аще високос: Рождество Христово в четверток. мясоястия 5 недель, и 4 дни. триодь починается ианнуария 18. мясопуст великий февруария 1. неделя сыропустная февруария 8. Вруцелето 4. Евдокии во понедельник 4 недели поста. 40 мученик во вторник 5 недели поста. Алексия в среду 6 недели поста. благовещение в четверток великий. пасха Христова марта 28. преполовение априллиа 21. Георгия в пяток 4 недели по пасце. вознесение маиа 6. Иоанна богослова в субботу 6 недели по пасце. пятьдесятница маиа 16. петров мясопуст маиа 23. петрова поста 5 недель, и день. Петра во вторник. Столп Евангелиа починается, Евангелие воскресное, починается, иулиа, Евангелие, починается, септемвриа, Евангелие, починается, ноемвриа, Евангелие, починается, ианнуариа, Евангелие, починается, марта, Евангелие, аще ли високос, марта, [ ] Рождество Христово в четверток. мясоястия 5 недель, и 4 дни. триодь починается ианнуария 18. мясопуст февруария 1. неделя сыропустная февруария 8. Аще високос: Рождество Христово в среду. мясоястия 5 недель, и 5 дней. триодь починается ианнуария 19. мясопуст великий февруария 2. неделя сыропустная февруария 9. Вруцелето 3. Евдокии в неделю 3 поста. 40 мученик в понедельник 5 недели поста. Алексия во вторник 6 недели поста. благовещение в среду великую. пасха Христова марта 29. преполовение априллиа 22. Георгия в четверток 4 недели по пасце. вознесение маиа 7. Иоанна богослова в пяток 6 недели по пасце. пятьдесятница маиа 17. петров мясопуст маиа 24. петрова поста 5 недель. Петра в понедельник. Столп Евангелиа починается, Евангелие воскресное, починается, иулиа, Евангелие, починается, септемвриа, Евангелие, починается, ноемвриа, Евангелие, починается, ианнуариа, Евангелие, починается, марта, Евангелие, аще ли високос, марта, [ З ] Рождество Христово в среду. мясоястия 5 недель, и 5 дней. триодь починается ианнуария 19. мясопуст февруария 2. неделя сыропустная февруария 9. Аще високос: Рождество Христово во вторник. мясоястия 5 недель, и 6 дней. триодь починается ианнуария 20. мясопуст февруария 3. неделя сыропустная февруария 10. Вруцелето 2. Евдокии в субботу 3 недели поста. 40 мученик в неделю 4-ю поста. Алексия в понедельник 6 недели поста. благовещение во вторник великий. пасха Христова марта 30. Георгия в среду 4 недели по пасце, преполовения. Иоанна богослова в четверток 6 недели по пасце, вознесения. пятьдесятница маиа 18. петров мясопуст маиа 25. петрова поста 4 недели, и 6 дней. Петра в неделю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Аще високос: Рождество Христово в неделю. мясоястия 9 недель, и день. триодь починается февруария 12. мясопуст великий февруария 26. сыропуст марта 4. Вруцелето 7. Евдокии в четверток сырныя недели. 40 мученик в пяток 1 недели поста. Алексия в субботу 2 поста. благовещение в неделю 3 поста. пасха Христова априллиа 22. Георгия в понедельник светлыя недели. Иоанна богослова во вторник 3 по пасце. преполовение маиа 16. вознесение маиа 31. пятьдесятница иуниа 10. петров мясопуст иуниа 17. петрова поста неделя, и 4 дни. Петра в пяток. Столп Евангелиа починается, иуниа, Евангелие воскресное, починается, августа, Евангелие, починается, октовриа, Евангелие, починается, декемвриа, Евангелие, починается, февруариа, Евангелие, починается, марта, Евангелие, аще ли високос, марта, [ Ю ] Рождество Христово в неделю. мясоястия 9 недель, и день. триодь починается февруария 12. мясопуст великий февруария 26. сыропуст марта 5. Аще високос: Рождество Христово в субботу. мясоястия 9 недель, и 2 дни. триодь починается февруария 13. мясопуст февруария 27. сыропуст марта 5. Вруцелето 6. Евдокии в среду сырныя недели. 40 мученик в четверток 1 недели поста. Алексия в пяток 2 поста. благовещение в субботу 3 недели поста. пасха Христова априллиа 23. Георгия в неделю пасхи. Иоанна богослова в понедельник 3 по пасце. преполовение маиа 17. вознесение иуниа 1. пятьдесятница иуниа 11. петров мясопуст иуниа 18. петрова поста неделя, и 3 дни. Петра в четверток. Столп Евангелиа починается, иуниа, Евангелие воскресное, починается, августа, Евангелие, починается, октовриа, Евангелие, починается, декемвриа, Евангелие, починается, февруариа, Евангелие, починается, априллиа, Евангелие, аще ли високос, марта, [ ] Рождество Христово в субботу. мясоястия 9 недель, и 2 дни. триодь починается февруария 13. мясопуст февруария 27. сыропуст марта 6. Аще високос: Рождество Христово в пяток. мясоястия 9 недель, и 3 дни. триодь починается февруария 14. мясопуст великий февруария 28. сыропуст марта 6. Вруцелето 5. Евдокии во вторник сырныя недели. 40 мученик в среду 1 недели поста. Алексия в четверток 2 недели поста. благовещение в пяток 3 недели поста. Георгия в субботу великую. пасха Христова априллиа 24. Иоанна богослова в неделю 3 по пасце. преполовение маиа 18. вознесение иуниа 2. пятьдесятница иуниа 12. петров мясопуст иуниа 19. петрова поста неделя, и 2 дни. Петра в среду.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Много трогательных попечений принимал на себя Архипастырь и о своих келейниках и служках, если с ними приключались какие-нибудь серьезные беды. Вот, например, его подлинно братолюбивые заботы о служителе Петре, заболевшем у Митрополита на подворье в Петербурге. Владыка пишет к наместнику письмо, где говорит: «У меня в доме искушение. Служитель Петр выходит из ума [заметим, что впоследствии на деле оказалось нечто другое], делает странности и многих беспокоит. Помяните его пред Преподобным Сергием, да испросит ему разум благий». Затем под благовидным предлогом Митрополит отправил Петра в Лавру, поручая его покровительству наместника. Но так как и после продолжались странности с этим служителем, то святитель Филарет просил архимандрита Антония: «Скажите, чтобы поминали его на проскомидии». Затем Петр окончательно поселился в Лавре и стал предаваться разным подвигам: то он делался безмолвником, то налагал на себя 40-дневный пост. При всяком этого рода явлении митрополит Филарет проявлял живой интерес к своему бывшему слуге. Например, когда Петр захотел принять на себя 40-дневный пост, Владыка давал ему совет сократить этот пост до 33 дней, в воспоминание лет жизни Спасителя, дабы не слишком изнурять себя большим постом. Жалел о нем, когда пост изнурил Петра настолько, что он заболел ранее исполнения обета, но радовался и благодарил Бога, когда узнал, что Петру удалось совершить свой подвиг. Вообще не один год Митрополит интересовался жизнью и поступками Петра, и масса писем великого Иерарха испещрена именем никому неведомого митрополичьего слуги 79 . Много озабочивала митрополита Филарета болезнь и другого его слуги – Якова, из числа каких-то лаврских поддьяков. Яков, как оказалось, заболел психической болезнью. Святитель отправил его к наместнику на попечение последнего. Больной порывался публично принести покаяние во грехах. «Постарайтесь вразумить его, – говорил митрополит Филарет наместнику, – и расположить, чтобы он помолился, при предстательстве преподобного Сергия, миром Господу и не предавался порывам». Интересно, что в одном из своих писем святитель Филарет очень отчетливо рассказывает историю болезни Якова, как он из человека послушного превращался в человека, начавшего вмешиваться куда не следует и даже важничать 80 . Святитель дает советы наместнику, как поступить с этим больным в случае ожесточения его болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010