Сущность поста и современное непонимание поста. Наступает Великий пост. Св. Церковь радостно поет:  «Возсия весна постная!..» «Радостно приимем, вернии, богодохновенное завещание поста...» «Постное время светло начнем!..» Но едва ли не большинство современных христиан даже не понимают, чему радоваться и в чем именно заключается истинный пост. Многие, очень многие в наше время считают, что сущность поста состоит лишь в запрещении вкушать скоромную пищу, то есть: мясо, молоко, сыр и яйца и не понимают, какой смысл в таком запрещении. Любители сытно и вкусно покушать даже негодуют на Церковь , зачем она это установила, говоря, что «это ни к чему, ни на что ненужно», что «не все ли равно, что есть», и на деле отвергают пост, совершенно игнорируя его и вовсе не соблюдая поста. Редко-редко в наши дни кто радуется наступлению поста и постится, особенно по-настоящему, как этого требует устав церковный. Большинство или просто не считаются с постом никак или выдумывают для своего непощения всевозможные извинения и оправдания, вплоть до каких-то якобы непреодолимых трудностей доставать и приготовлять постную пищу. Мы не говорим здесь о тех, кто по состоянию своего здоровья, по немощи или по болезни, не могут поститься: таких и церковно-канонические правила и святые отцы-подвижники освобождают от поста. Но важно знать и помнить то, что истинный пост и не состоит только в одном телесном воздержании. Грубое заблуждение думать, будто сущность поста заключается лишь в не вкушении скоромной пищи. Церковь не только никогда так не учила, а учила всегда и учит прямо-противоположному, именно, что  с телесным постом непременно должен быть соединен пост духовный,  и он то, этот пост духовный и заключает в себе самую сущность поста – то именно, для чего и установлен Церковью пост. «От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишася, николиже ядущим»   (на стиховне, стихира среды сырной), то есть: «если ты воздерживаешься от пищи, а от страстей не очищаешься, то ты напрасно радуешься неядению: если твой пост не послужит тебе к исправлению твоей жизни, то в очах Божиих ты явишься обманщиком-лицемером и уподобишься злым демонам, которые никогда не едят».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Высшей ступенью очищения и просвещения души является достижение боговидения. Как когда-то пророк Моисей, очистившись постом и молитвою, узрел Господа на горе Синай или пророк Илия на горе Хорив, так и постящийся христианин способен, очистившись, узреть Христа: «…Очистим и мы постом сердце, и узрим Христа». 365 Очищение души и тела только приближает ко Христу, узреть же Его способен только просветившийся. «…Душе моя постом очистися, да приближишися Богу Человеколюбцу». 366 Если человек воздерживается телесно и духовно, омывает душу слезами покаяния, то этим он устремляется навстречу Господу: «Пощением тело, воздержанием дух, слезами душу очистим вернии, и чистии Чистаго светло усрящем». 367 Святитель Игнатий Брянчанинов о значении поста для просвещения и созерцания Бога пишет: «Только при помощи поста мы можем отторгнуться от земли! только при помощи поста мы можем противостать увлекательной силе земных наслаждений! только при помощи поста мы можем разорвать союз с грехом! только при помощи поста дух наш может освободиться от тяжких оков плоти! только при помощи поста мысль наша может возникнуть от земли и воззреть к Богу. По мере того, как мы возлагаем на себя благое иго поста, дух наш приобретает б о льшую свободу: он устремляется в область духов, ему родственную, начинает часто обращаться к созерцанию Бога, погружаться в это неизмеримое и чудное созерцание…Если предметы вещественного мира, освещенные лучами вещественного солнца, непременно заимствуют от него и издают сияние: то как не просветиться нашему духу, когда он, свергнув при посредстве поста грубую и густую завесу плотяности, предстанет непосредственно Солнцу Правды – Богу? Он просвещается! он просвещается и изменяется». 368 Венцом просвещения души является боговидение . Через надлежащее исполнение поста мы приобщаемся свету богообщения, «сладости жизни о Спасителе нашем». 369 Святой Афанасий Великий так изображает благотворное влияние поста на человека: «Пост … просветляет ум, очищает тело, возносит человека к Престолу Божию». 370 3.3. Благодатные дары истинно постящимся

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Совершенно иной духовный смысл второго вида поста, того, который мы назвали аскетическим. Цель этого поста — освобождение человека от беззаконной тирании плоти, от подчинения духа телу и его требованиям, которое является трагическим последствием первородного греха, грехопадения человека. Только после продолжительных и терпеливых усилий понимаем мы, что “не хлебом одним… жив человек”, и восстанавливаем в себе первенствующую роль духа. По самой своей природе это должен быть длительный и усиленный подвиг. Фактор времени очень важен здесь, т. к. действительно нужно много времени, чтобы с корнем вырвать и исцелить обычную и общую болезнь, которую люди стали считать своим “нормальным” состоянием. Наука аскетического поста, доведенная до совершенства в монашеской традиции, была принята всей Церковью. Здесь мы видим примененные к человеку слова Христа, сказавшего, что силы адовы, порабощающие человека, могут быть побеждены только “молитвою и постом”. Это пост, основанный на примере Самого Христа, постившегося сорок дней и затем встретившегося лицом к лицу с сатаной; в этой встрече ниспровержена была покорность человека “только хлебу” и таким образом положено было начало духовного освобождения человека. Церковь выделила для такого аскетического поста четыре периода: Великий Пост перед Пасхой, Рождественский — перед Рождеством, Петровский — перед праздником свв. апостолов Петра и Павла и Успенский — перед Успением Божией Матери. Четыре раза в год Церковь зовет нас очиститься и освободиться от порабощения телу святым лечением поста, и каждый раз успех этого лечения зависит от некоторых основных правил, главное из которых непрерывность и продолжительность поста. Различие этих двух видов поста должно помочь нам понять кажущееся противоречие канонов, определяющих порядок поста. Устав, запрещающий пост по воскресеньям, буквально означает то, что нарушает пост совершение Евхаристии, которая сама и есть завершение поста, его цель и его окончание. Это означает, что воскресенье, день Господень, вне поста, поскольку он как бы и вне времени. Другими словами, это означает, что воскресенье, как день Царства Небесного, не принадлежит тому времени, смысл которого, как странствия, и выражает пост; воскресенье, таким образом, остается днем не поста, а духовной радости.

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-il...

Лишь последние пять постных дней (период предпразднства Рождества Христова, 20–24 декабря) составляют период строгого поста, в который абсолютно запрещается вкушение рыбы. Наконец, в Рождественский пост по Уставу полагаются в некоторые седмичные дни службы с пением на утрене «Аллилуиа» 56 и поклонами с молитвой преподобного Ефрема Сирина (15 ноября, 19 ноября, 7 декабря и др.). В эти дни литургия не положена, а все богослужения суточного круга совершаются по чину, близкому к богослужениям седмичных дней Великого поста (однако если один из таких дней случится в субботу или в воскресенье, то «аллилуйная» служба отменяется). Заметим, однако, что в настоящее время «аллилуйные» службы не совершаются, так что в приходской практике Рождественский пост совершенно не оказывает влияния на богослужение. Великий пост – самый важный как с духовной точки зрения, так и в связи с теми особенностями, которые приобретает богослужение в период этого поста. Великий пост длится 48 дней: начинается с понедельника после Недели сыропустной и заканчивается в Великую Субботу. Очевидно, что даты начала и окончания поста – подвижные, так как зависят от даты Пасхи. Самое раннее время начала Великого поста – 2 февраля, в этом случае Пасха (время окончания поста) приходится на 22 марта. Самое позднее время начала Великого поста – 8 марта, в этом случае Пасха приходится на 25 апреля. Последование всех служб суточного круга в седмичные дни Великого поста меняется существенным образом, а само богослужение в целом приобретает неповторимый колорит, свойственный только этому периоду. Все молитвословия и песнопения великопостного богослужения носят покаянный характер и имеют своей целью стяжание духа покаяния в сердцах верующих. И хотя для богослужения в другие многодневные посты также характерны многие великопостные особенности (поклоны, пение «Аллилуиа» на утрене, троичны и светильны гласа и др.), принципиальное отличие седмичных дней Великого поста заключается в том, что покаянные особенности (больше всего это касается поклонов) не отменяются даже в праздник Благовещения (тем более в другие праздники).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Период Великого поста (иначе пост Христа) начинается с понедельника после воскресенья Встречи (к-рое иначе называется Наставление или по антифону - «Который сошел») и продолжается 40 дней. 1-я седмица (изначально - подготовительная) называется пост Ираклия или Моисей, а следующие за ней - по евангельским зачалам, читаемым в соответствующие воскресенья (о посте (святости), храм, о расслабленном, Елеонская гора, о верном рабе, о Никодиме). Страстная седмица, к-рая начинается с вечера пятницы перед Входом Господним в Иерусалим, не относится к Великому посту. Кроме Великого поста существует неск. постов разной продолжительности: пост Чуда на горе Кусквам (память освящения церкви на месте, где, по преданию, остановилось Св. Семейство во время бегства в Египет) (пост продолжается 40 дней, с 26 Маскарама по 6 Хэдара/23 сент.- 2 нояб.), пост пророков (43 дня до Рождества Христова, с 16 Хэдара - 12 нояб. по 28 Тахсаса - 24 дек.), пост накануне Богоявления, пост ниневитян (понедельник, вторник, среда 2-й подготовительной к Великому посту седмицы, за 10 недель до Пасхи), пост апостолов (с понедельника после Пятидесятницы до праздника апостолов Петра и Павла (в эфиоп. Синаксаре - 5 Хамле/29 июня; в литургических книгах этот праздник посвящается 12 апостолам, тогда как память Петра и Павла отмечается особо 25 Сане/19 июня, а также 25 Маскарама/22 сент.)), пост накануне праздника Взятия Божией Матери в небесную славу (1-16 Нахасе/25 июля - 9 авг.). Помимо постов существуют особые покаянные дни (букв.- Заклинания) в течение года: 1-я среда после начала года (Иоанна Крестителя), пятница накануне Входа Господня, вечер Пятидесятницы, 1-я пятница поста пророков, пятница после Воздвижения Креста, 1-я среда в период Цветов, среда перед началом Великого поста, среда и пятница 3-й седмицы Великого поста, начало сезона дождей (26 Сане - 21 июня). В XV в. имп. Зара Якобом были определены 32 (в наст. время 33) Богородичных праздника, среди к-рых выделяются: праздники, связанные с жизнью Пресв. Богородицы,- Введение во храм (3 Тахсаса/29 нояб.), Успение (Преставление) (21 Тэрра/16 янв.; этот праздник включает также темы Ее Вознесения на небеса, Приснодевства и др.), Рождество (1 Гэнбота/26 апр.), Зачатие прав. Анной (7 Нахасе/1 авг.), Успение (Взятие в небесную славу) (16 Нахасе/9 авг.); праздники в честь Ее имен (напр., Завета благодати (милосердия) - 16 Йаккатита/11 февр.); праздники воспоминания явлений и чудес по Ее заступничеству (напр., явление Ильдефонсу Толедскому - 22 Тахсаса/18 дек.); праздники памяти освящения храмов во имя Пресв. Богородицы (напр., всех храмов во Св. земле - 20 Сане/15 июня).

http://pravenc.ru/text/165235.html

Б . Послабления в начале Великого поста . С проблемой субботнего поста связан и следующий осуждаемый Фотием западный обычай: разрешение на сырную и молочную пищу в первую неделю Великого поста. Как известно, Четыредесятница имеет своим прообразом 40-дневный пост Иисуса Христа (а также ветхозаветных Моисея и Илии). Великий пост состоит из восьми недель перед Пасхой, что, за исключением субботних и воскресных дней (которые формально не считаются постными, хотя определенные ограничения в пище распространяются и на них), как раз и составляет 40 дней. Но на Западе, где суббота считалась постным днем, Великий пост начинался в среду 7-й недели перед Пасхой, которая получила название «пепельной седмицы». При этом 8-я неделя перед Пасхой, а также первые дни 7-й недели оказывались аналогом православной Сырной седмицы: в них запрещалось есть мясо, но позволялось употреблять сыр и яйца. С точки зрения свт. Фотия, это было ничем не обоснованным послаблением. В . Безбрачие низшего духовенства. Соблюдение безбрачия издревле почиталось как наиболее совершенный образ жизни, особенно пристойный для служителей Церкви. Уже на Эльвирском соборе 306 г. выдвигалось требование безбрачия для всего духовенства. На I Вселенском Соборе (325 г.) предложение запретить брак для всех степеней клириков не встретило одобрения, но епископы, как правило, воздерживались от брачной жизни. В Западной Церкви брачная жизнь запрещалась и для более низких степеней священства. Так, в 385 г., в ходе борьбы за чистоту нравов в Испанской Церкви, папа Сириций издал декрет, запрещающий брачную жизнь епископам, пресвитерам и диаконам. Папа Иннокентий I (401–417) повторил декрет Сириция, а Карфагенский Собор 419 г. объявил безбрачие обязательным даже для иподиаконов, что было подтверждено папой Львом I (440–461). На Востоке вопрос о браке или безбрачии оставался в ведении самих клириков (что касалось даже епископов). Гангрский Собор в своем 4-м правиле анафематствует тех, кто гнушается пресвитеров, состоящих в законном браке. Наконец, Трулльский Собор (692 г.) окончательно зафиксировал нормы относительно брачной жизни духовенства, до настоящего времени действующие в православной Церкви: пресвитеры, диаконы и иподиаконы не могут вступать в брак после поставления (прав.3:6); законный брак не может служить препятствием для поставления во иподиакона, диакона или пресвитера, и таковым запрещено изгонять жен «под видом благоговения» (прав. 13). Впрочем, для клириков «в иноплеменнических Церквах» Собором было допущено добровольное воздержание от брачного сожительства по взаимному согласию с супругами – причем попущение это, как особо отмечено, было сделано «не ради чего иного, разве только ради малодушного помысла их, и еще чуждых и неблагоустроенных нравов» (прав. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Богослужения Великого поста Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. 15 февраля, 2010 Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. Передача «Православная энциклопедия» Особый великопостный звон, сдержанный и немного грустный, как и тысячу лет назад собирает верующих на службы Великого поста, – размеренные, долгие и красивые. Великий пост был установлен апостолами в память 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне, который Он совершал перед тем, как Ему выйти на проповедь. Это самый долгий и строгий из четырех постов. В течение всего поста нельзя есть мясную и молочную пищу, рыба разрешается лишь дважды, – на Благовещенье и Вербное воскресенье. Первые четыре вечера Великого поста во всех православных храмах по частям читают Покаянный Канон Андрея Критского . А еще один раз его читают в четверг на пятой неделе — полностью. Автор этого канона преподобный Андрей жил в VIII веке и был архиепископом Крита. При жизни святой Андрей написал много молитв. Но самое главное его сочинение, – это Великий канон, состоящий из 250 песен. Великим Постом на всех службах больше читают, чем поют. Облачения священнослужителей темные. В храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. Каждый день по нескольку раз читается молитва святого Ефрема Сирина, во время которой кладут 4 земных и 12 поясных поклонов. Литургия в будние дни не служится. Но бывает особый чин великопостного Причащения. Литургия Преждеосвященных Даров. Святые Дары освящают заранее, в воскресенье, и ими причащают верующих по средам и пятницам. Суббота первой недели Великого Поста посвящена великомученику Феодору Тирону. В этот день после службы раздают коливо (обычно, какая-либо крупа с медом и фруктами) в память о событии, происшедшем в Константинополе в IV веке. Тогда Император Юлиан Отступник, чтобы надругаться над христианами, приказал в первую седмицу Великого поста все продукты на городских рынках окропить идоложертвенной кровью. Но архиепископу явился во сне великомученик Феодор и велел, чтобы верующие не покупали продукты на рынке, а воспользовались тем, что хранится у них дома, крупой, запасами зерна или бобов. Верующие варили из этих круп коливо и питались им.

http://pravmir.ru/bogosluzheniya-velikog...

37) Заикин. Объяснение молитвы Господней. «Чт. в Общ.», 1882. 38) Молитвенные воздыхания к Богу, внушенные молитвою Господнею. «Воскресное чтение». 39) Размышление с детьми о молитве Господней. «Воскресное чтение», 1829. 40) Размышления о молитве Господней. «Христианское чтение», 1822. Там же, 1827. 41) Аристов. Значение молитвы в нашей духовной жизни. «Воскресное чтение», 1880. 42) Свт. Феофан. Мысли на 14–15 ст.   В Словах и Беседах   43) Ст. 8. Свт. Филарет, митр. Московский. Нужно ли молиться, когда Бог знает наши нужды прежде прошения нашего? 44) Ст. 9–13. Филарет, архиеп. Черниговский. Беседы о молитве Господней. 45) Ст. 14–15. Леонтий, архиеп. Варшавский. О прощении обид.   О посте ( Мф. 6:15–18 ) Святоотеческие толкования   46) Наст. 17. Прп. Максим Исповедник . «Воскресное чтение», 1809. 47) Св. Иоанн Златоуст . О посте. «Воскресное чтение», 1885. 48) Св. Василий Великий . В чем состоит пост истинный и угодный Богу? Как должно встречать пост и проводить оный? Мера и время поста. Не должно продолжать поста до совершенного расслабления тела. Надобно ни трудов не оставлять ради поста, ни поста ради трудов. Польза поста. Он полезен всегда, везде и для всех. Он укрепляет в брани с диаволом, поддерживает здравие в теле и внешний вид человека делает почтенным. Телесные недуги и немощи не препятствуют соблюдению поста. Изображение постника. 49) Св. Григорий Богослов . Пост христиан пред Пасхою Сорокадневный. Знаменование оного. 50) Св. Ефрем Сирин о посте. «Творения свв. отцов». 51) Св. Исаак Сирин . Древность поста. Польза поста. Орудие против диавола. За трапезою постящихся возлежит Христос и осеняют пищу ангелы. Малое нарушение поста ведет к неумеренности. Сила поста ослабляется беседою с людьми.   Новейшие толкования в духовных журналах   52) Свящ. П. Красовский. Христианский пост. «Домашняя беседа», 1871. 53) Неделя сыропустная ( Мф. 14–21 ). «Воскресное чтение», 1825. 54) Владимир Соловьев. Религиозные основы жизни, часть 1-я. О молитве, милостыне и посте.   В Словах и Беседах  

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Апостольские Постановления указывают на Вознесение праздник, свободный от работ [ 777 ]. Установлению праздника могло способствовать сооружение царицей Еленою на Масличной горе великолепной базилики [ 778 ] (разрушенной сарацинами); кроме нее на самом месте вознесения была церковь [ 779 ] (есть и теперь). Но замечательно, что на Елеонской горе, судя по описанию аквитанской паломницы, не совершалась служба в это праздник, который у паломницы и не называется «Вознесением», а «40 днем после Пасхи». Под этот день еще в среду в Вифлеемской пещере Рождества Христова было бдение, на которое шли из Иерусалима «после 6 ч.» (12 часов дня); на другой день здесь же была литургия с подходящими проповедями пресвитеров и епископа, так что возвращались в Иерусалим поздно [ 780 ]. Пятидесятница Пятидесятницей, как и в III b., считался то 50-дневный период от Пасхи, то заключительный день его, Пятидесятница. Пятидесятница в смысле периода пользовалась тою же льготою в отношении поста, как и в III b. [ 781 ] и в отношении коленопреклонений, как во II и III b. [ 782 ]. «В 50 дней пятидесятницы и коленопреклонений не бывает, и пост не заповедан (οτε προσετκται)» [ 783 ]. Но это обычай еще не имел повсеместного распространения. «Так как есть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, чтобы стоя приносились молитвы Богу» [ 784 ]. Блж. Августин говорит: «не знаю, всюду ли соблюдается то, чтобы молиться стоя в эти дни (Пятидесятницы) и во все воскресенья» [ 785 ]. По свидетельству прп. Кассиана в Египте «во все дни Пятидесятницы никто вовсе не преклоняет колен и не держит поста до 9 ч.», но Кассиан не видел, «чтобы это с такою точностью соблюдалось в сирийских монастырях»; и в египетских отмена поста в Пятидесятницу выражалась только в том, что «пища принималась вместо 9 ч. в 6-й (12 часов дня), а количество и качество ее не изменялось» [ 786 ]. По словам аквитанской паломницы, в Иерусалиме «от Пасхи до Пятидесятницы совершенно никто не постится, даже и апотактиты»; но служба там в Пятидесятницу не отличалась от обычной непостной, исключая среду и пятницу, когда обычная в эти дни лития (oriceditur) на Сион совершалась утром, так как не было поста; и бывала «мисса (литургия?) по чину своему» [ 787 ].

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Втретьих, пост не сводится исключительно к воздержанию. Не верно считать, что получение благодатных плодов поста целиком зависит от того, как он  проведен. Очень важно и то, насколько мы привержены духу воздержания до и после поста.  Умеренность и не в постное время избавит от многих искушений во время поста и, прежде всего, от недомогания, связанного с резкой сменой режима питания. Еще более важно время, следующее за окончанием поста. К сожалению, очень многие воспринимают его как безудержное разрешение на всё и на вся. Особенно это относится к праздникам, которыми оканчивается каждый пост. Поэтому, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова): « пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней ». Церковные каноны о постах 64е Апостольское правило о недопустимости поста в субботу и воскресенье: Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен. Следует иметь в виду, что Трулльский собор ( 56й канон ) уточнил, что в период Четыредесятницы (Великого поста) 64е апостольское правило, согласно сложившейся практике, не отменяет пост по субботам и воскресеньям, а только ослабляет его. 69е Апостольское правило , об обязательности поста: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Правило свт. Тимофея Александрийского, 8е : «Пост установлен для усмирения нашего тела. Итак, когда тело находится в смирении и в немощи, то должна она (жена) принимать пищу и питие, как хочет и понести может». Его же, 10е : «Должно разрешать больному принимать пищу и питие смотря по тому, что он может понести». Пост и церковные богослужения Неразрывная связь поста с молитвой предполагает, что пост должен оказывать влияние на богослужение Православной Церкви. Сама эта идея достаточно древняя: уже Лаодикийский собор в IV веке запретил в седмичные дни Великого поста совершать литургию ( 49е и 51е правила), чем зафиксировал отличие будничных дней поста от обычных непостных дней.

http://azbyka.ru/posty-pravoslavnoj-cerk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010