5) Семейный клуб трезвости при Храме Всех Святых во Всехсвятском на Соколе. Москва, Ленинградский проспект, д. 73. Проезд до станции метро «Сокол». Тел. 8–916-093–75-63. Работа по методу семейных клубов трезвости, встречи 5 раз в неделю. 6) Семейный клуб трезвости при Храме Девяти мучеников Кизических. Москва, Б. Девятинский пер, д. 15. Проезд до станции метро «Краснопресненская» или «Смоленская». Тел. 8–909-692–98-01; 8–916-093–75-63. Работа по методу семейных клубов трезвости, встречи и молебны 1 раз в неделю. Московская область 1) Братство трезвости в честь иконы «Неупиваемая Чаша», Московская область, Дмитровский район, село Озерецкое, Храм свт. Николая Чудотворца. Проезд до станции «Лобня» (Савеловское направление), далее автобусами 23 или 50 до села Озерецкое. Тел. 8–905-749–68-48. Акафист и занятия 1 раз в неделю. Регулярно 10-ти дневный курс «Уроки трезвости» для страждущих от алкогольной зависимости и их родственников. Есть возможность постоянного проживания страждущих при приходе для прохождения курса реабилитации. 2) Православный Клуб трезвости во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Московская обл, г. Клин, Храм Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе «Демьяново», пр. Танеева, д. 15, стр.7. Проезд до станции «Клин» (Ленинградское направление) далее автобусами N25, 17, 18, 30, 40,47 до остановки «Сквер Чайковского», далее по указателю «Усадьба Демьяново». Тел. 8- 963–770-29–61, 8–903-687–35-99. Акафисты и занятия 2 раза в неделю. Индивидуальное консультирование страждущих и их родственников. Ведется профилактическая трезвенная работа. 3) Приходское братство трезвости «Треэвение» при храме Архангела Михаила города Талдома. Московская обл, г. Тапдом, пл. Карла Маркса, д. 8. Проезд до станции «Талдом» (Савеловское направление). Тел. 8–926-111–50-80, 8–916-077–90-89. Акафист и встречи братства еженедельно. По мере необходимости проводится 10-ти дневный курс «Уроки трезвости» для страждущих от алкогольной зависимости и их родственников. Ведется профилактическая трезвенная работа. При храме также собираются группы анонимных наркоманов, алкоголиков и их родственников.

http://azbyka.ru/zdorovie/spisok-obshhes...

Девять песней канона составлены по подражанию библейским. Первая, подобно благодарственной песни, воспетой Евреями по переходе через Чермное море, славит Господа, избавившего нас от плена греховного ( Ис. 15:1–21 ). Вторая, по примеру Моисеевой: вонми небо и возглоголю ( Втор. 32:2–23 ), угрожает за грехи наказанием и поется только в. каноне. Третья имеет основание в молитве св. Анны, матери Самуила, благодарившей Бога за разрешение своего неплодства: утвердися сердце мое в Господе, и просит утверждения нам в Боге ( 1Цар. 2 ). Четвертая, по подражанию песни Пр. Аввакума, с благоговейным трепетом созерцавшего славу пришествия Божия: Господи, услышал слух твой и убоялся, величает таинство воплощения Сына Божия ( Ав. 3 ). Пятая, по подобию песни Прор. Исаии: от нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже, воспевает избавление Церкви от врагов ( Ис. 26:9–21 ). Шестая, подобно Ионе, молившемуся во чреве рыбы: возопих в скорби моей ко Господу Богу, просит Господа о избавлении нас от греховных волн ( Ин. 2:1–7 ). Седьмая, по примеру трех отроков в Вавилонской пещи певших: благословен еси Господи, Боже отец наших, прославляет Св. Троицу ( Дан. 3:26–45 ). Осьмая слагается по содержанию песни тех же св. отроков, и призывает все дела Господа петь и превозносить Его во веки ( Дан. 3:52–60 ). Девятая , заключающая похвалу Богоматери, в основании своем имеет песнь Захарии, отца св. Предтечи: благословен Господь Бог Израилев, иже посети и сотвори избавление людям своим ( Лк. 1:68–79 ), и предваряется обыкновенно песнию самой Богоматери: величит душа моя Господа ( Лук. 1, 46–55 ). Песни канона во имя Св. Троицы разделены на три части, из коих каждая оканчивается малою ектениею. По 3-ей песни полагается седален; по 6-й произносятся кондак и икос. Кондак (краткий) есть краткая песнь в честь и память праздника Господня или Святых, и в память усопших. Икос есть пространнейшая песнь одинакого с кондаком содержания. Седален, кондак и икос служат раскрытием содержания канона. § 40. При конце утрени приближается дневный свет, явление коего есть новое для нас благодеяние Божие. Посему утреня при дневном разсвете оканчивается прославлением Бога, дающего свет дневный, и молением о ниспослании нам духовного света благодати. Молитвы в Господу Светодавцу особенно слышим мы на девятой песни канона, причем умножаются светильники; Церковь восклицает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», и продолжает славословить и молить Господа и Святых о духовном озарении нас, стихирами называемыми – светильнами, в коих Церковь прославляет Господа Светодавца и просит просветить нас благодатным светом; хвалитными, кои имеют пред собою стихи псалмов 148, 149 и 150, в которых многократно произносится: хвалите Господа, и славословием великим, составляющим продолжение прославления, начатого в светильнах. После славословия произносится ектения просительная, великая сугубая и обычный отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте (включающем Страстную седмицу), по мнению большинства исследователей, следует считать 2е праздничное послание (330) свт. Афанасия Великого . Пост начинался за шесть седмиц до Пасхи, а число 40 достигалось исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. В то время на Востоке он еще не воспринимался как общеобязательный, каковым он был в Риме. Есть версия, что в Риме он был связан не только с предкрещальной подготовкой, но и с принятием кающихся, вновь, в церковное общение. К концу IV — началу V века 40-дневный Великий пост уже был принят повсеместно, хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения. Древний канонический запрет поста в воскресенье (в некоторых областях и в субботу) с появлением периода длительного аскетического воздержания привел к возникновению разнообразных традиций согласования этих установлений. Церковные историки V века упоминают о разнообразном соблюдении Великого поста в разных местах: «Так называемую Четыредесятницу, во время которой множество [христиан] постятся, одни почитают состоящей из 6 седмиц: так [считают живущие] в Иллирике и на Западе, и Ливия вся, и Египет с Палестиной; другие — из 7: так [поступают живущие] в Константинополе и в ближайших землях, вплоть до Финикии; иные же постятся в течение 3 седмиц из 6 или 7 с пропусками; иные же — в течение 3 [седмиц] перед праздником [Пасхи], а другие — в течение 2, как, [например,] монтанисты» (Созомен. Церковная история. VII. 19); «Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно… в Риме постятся непрерывно 3 седмицы, кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 седмиц до Пасхи и называют его Четыредесятницей; другие же начинают поститься за 7 седмиц… и постятся только 3 пятидневия… те и другие, разноглася между собой в числе постных дней, называют пост одинаково — 40-дневным… одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц… одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до 9го часа [дня] вкушают потом всякую пищу» ( Сократ Схоластик . Церковная история. V, 22). Обязательность Великого поста для всех верных была закреплена 69м каноном святых апостолов. Позднее она подтверждалась Константинопольским синодом 1643 года и Критским собором 2016 года. Духовное значение Великого поста

http://azbyka.ru/velikij_post

Если бы постился больше, то воплощение Его показалось бы призрачным» 46 . Исследователь Библии найдет, что число 40 имеет особое значение: именно – значение священной полноты. По исследованию E. Konig – число 40 обозначает «полноту достижения, полноту срока, так сказать кульминацию полноты» 47 . Приведем примеры: Авраам просит у Бога оказать милость присужденным на уничтожение грешным городам Содому и Гоморре, если найдется известное число живущих в них праведников, и начинает свой счет с полноты, с сорока ( Быт.18:29 ). Сыны Израилевы были испытываемы и ели манну, сходящую для них с неба, в течение 40 лет ( Исх.16:35 ). Моисей обращается к израильтянам со следующими словами: «Вот, сорок лет Господь Бог твой с тобою» ( Втор.2:7 ); «Вел тебя Господь по пустыне 40 лет» ( Втор.8:2 ). По велению Божиему, брусья для скинии имели 40 серебряных подножий ( Исх.26:19 ). Про Соломонов храм говорится: «Сорока локтей был храм, то есть передняя часть храма» ( 3Цар.6:17 ). Храм, который был показан в чудесном видении пророку Иезекиилю, имел 40 локтей ( Иез.46:22 ). В известное время истории Израиля, с народа требовалась уплата налога в 40 сиклей серебра ( Неем.5:15 ). И Сам Спаситель, исполняя Закон, на 40-й день от Своего Рождества был принесен в храм Пречистой Своей Матерью и праведным Иосифом Обручником. И после Своего Воскресения Он сорок дней пребывал со Своими учениками 48 . Итак, 40-дневный пост, совершенный Спасителем, заключал в себе священную полноту поста. Но не в противоречии с вышесказанным, а также со сказанным в первой части нашей статьи, находим иное толкование 40-дневного поста, совершенного Спасителем. Это толкование мы находим в одной из глав сочинения «Собеседования» (Диалоги), приписываемого Св. Кесарию Назианскому, брату Св. Григория Богослова , хотя вопрос авторства этого сочинения остается спорным. Автор этого сочинения исследует вопрос: сколько времени, можно предположить, Адам пробыл в Раю, и в связи с этим временем связывает пост, совершенный Господом нашим Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Современный уровень знания позволяет с уверенностью говорить о том, что 40-дневный пост был принят повсюду в Церкви к рубежу IV-V веков. Древнейшее бесспорное указание на Великий пост перед Пасхой продолжительностью в 40 дней содержится во 2-ом праздничном (пасхальном) послание святителя Афанасия Великого, относящемся к 330 году. А его обязательное соблюдение, равно как постов в среды и пятницы, закреплено 69-м Апостольским правилом (окончательная редакция Апостольских правил произведена в конце IV века): «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец не постится во святую Четыредесятницу перед Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Весьма близко ко времени канонического закрепления в практике Церкви Великого поста стоит и утверждение поста Петровского (Апостольского). Сведения о нем находим у Афанасия Великого (296–373), Амвросия Медиоланского (ок. 340 – 397), Феодорита Кирского († ок. 457), Льва Великого († 461). Полагаю, приведенных исторических свидетельств достаточно для того, чтобы показать всю сложность и глубину постнической традиции в христианстве, а также что такое пост в религиях вообще. В данном материале специально за скобки выводилась богословская сторона христианского поста, требующая отдельного освещения. Автору было важно продемонстрировать именно исторические примеры, убедительно опровергающие далекие от объективности гипотезы, своим духом, скорее, соответствующие упрощенной до примитивизма советской антирелигиозной пропаганде 20–30-х годов прошлого века. Конечно, помимо чисто духовной стороны, такая сложная и разветвленная постническая практика не могла не иметь и прагматических проявлений, но они явно были вторичны, являясь следствиями духовной составляющей поста. А ее преимущество, как было показано, уверенно прослеживается на широком историческом материале. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/4314.html

Теперь коснемся проблемы установления поста в христианской Церкви. И здесь выясняется, что сама постническая идея не была принципиально новой для христианства: пост существовал еще в ветхозаветные времена, уже тогда имел множество форм и проявлений. Многочисленные примеры отражены в Библии. Приведу некоторые из них. Законодатель Моисей после 40-дневного поста принял на Синае заповеди (см.: Исх. 34: 28). Царь Давид-Псалмопевец постился до физического изнеможения: «Колена моя изнемогоста от поста, плоть моя изменися елеа ради» (Пс. 108: 24), а также – постом душевным (см.: Пс. 68: 11). «Все дни вдовства своего», за исключением праздничных и предпраздничных, постилась Иудифь (см.: Иудифь 8: 6). В Сузах, узнав подробности о разрушенном Иерусалиме и бедствиях соплеменников, Неемия молился Всевышнему, подкрепляя молитву постом (см.: Неем. 1: 4). Есть основания видеть намек на 40-дневный пост и в жизни пророка Илии (см.: 3 Цар. 19: 8). И доподлинно известно, что наложил на себя пост царь Ахав, обличенный Илией (см.: 3 Цар. 21: 27–29). На протяжении одного дня постились евреи, отвергнувшие культы «Ваалов и Астарт» (см.: 1 Цар. 7: 6). Также в течение дня до вечера постились «сыны Израилевы» перед битвой с «сынами Вениаминовыми» (см.: Суд. 20: 26). Накануне возвращения в Палестину провел пост крупнейший еврейский законоучитель, религиозно-политический реформатор Ездра: «И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему [есть] благодеющая, а на всех оставляющих Его – могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8: 21–23). Как можно видеть, уже ветхозаветные евреи соблюдали посты, которые могли быть частными и общественными, накладываться человеком лично на себя или духовным лидером на многих, продолжаться в течение одного дня или быть многодневными, вплоть до пожизненного поста.

http://pravoslavie.ru/4314.html

Бояре надевали на шею тяжелые золотые цепи с крестами. Кафтан царский, в виде саккоса, и шапка, в виде митры, украшались жемчугом, образками и крестами, на подобие одежды греческих царей. Вместе с праздниками предки соблюдали посты, которые в совокупности составят полгода. С особенным усердием они проводили Великий пост и посты, назначаемые по случаю общественных бедствий. Многие налагали на себя произвольные посты в понедельник, обетные пятницы и проч. Если предки любили пьянство и пресыщение, коими бесчестили праздники: то умели и обуздывать свою природу подвигами поста. До какой степени пост в древности был повсеместен и строг, видно из слов летописца. «Россияне миряне в великий пост питаются редькою, капустою и хреном, вареное едят в субботы и недели; от рыбы воздерживаются всячески, кроме благовещения и недели ваий. Благоговейнейшие постятся, за грехи свои, (строже); только хлеба кусок съедают по полудни, обмакнув его в пепел. А монахи, неравно мирским, держат жестокое житие; всегда, когда постятся, съедают только кусок хлеба с водою в сутки» 638 . Многие принимали пищу в два и три дня раз, в первую и последнюю неделю поста по разу. Многие, из детства, чувствуя призвание к аскетизму, изнуряли себя постом. Иоанн юродивый до того чувствителен был в греховности своей природы и измождал себя постом, что заставлял родителей опасаться за его здоровье. «Какие у тебя, чадо, грехи? Ты еще не винен», говорили родители его 639 . Многие от излишнего поста заболевали и делались неспособными к занятиям. Митр. Даниил обличал непомерно ревностных постников, объяснял им значение поста, нравственную цель его, определял разумные границы подвига, с нарушением которых пост терял свою силу. О том, что многие отказывались от мяса и рыбы на всю жизнь, воздерживались от них в известные дни, нечего и говорить. Особенно строгому посту предавалась в монастырях. В житиях святых говорится, что многие настоятели обуздывали стремительных постников, боясь за их жизнь и нравственное состояние. Действительно, многие подвижники решались на неслыханные подвиги воздержания, особенно в Великий пост. Некоторые впадали в исступление ума, и даже умирали в болезнях. Но подвижники, богатые силами, выдерживали во всю жизнь необыкновенные подвиги. Некоторые из них, по примеру Богочеловека, решались на 40-ка дневный пост. Феодосий Печерский в Великий пост обыкновенно уходил в пещеру, выдерживал 40-ка двевный пост, доказывая опытом, что человек может жить «не одним хлебом». Послабления в старину не допускались, и высшие лица подавали пример в подвигах воздержания. Алексей Михайлович в недели великого поста по три дня не ел ничего (пн., среда, пят.), в остальные дни обедал. Во времена общественных бедствий пастыри налагали на всех трехдневный пост, в коем участвовали и дети. Детям до обедни не давали есть; на кормилиц, приносивших детей к причастию, тоже налагали пост до обеда 640 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Закрыть «Одна из главных задач поста - научить человека послушанию» Протоиерей Александр Захаров о значении грядущего Великого поста в жизни православного христианина 19.02.2015 2066 Время на чтение 3 минуты В грядущий понедельник, 23 февраля по новому стилю, у православных христиан начинается Великий пост. Он был установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя – Страстная (строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды – в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным. Во время Великого поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, что не соответствует «светлой печали» великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на все время Великого поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста – некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести поста на все прочее время церковного года. О значении Великого поста в жизни православного христианина рассуждает в интервью «Русской народной линии» настоятель храма во имя святых Царственных страстотерпцев в поселке Сологубовка Кировского района Ленинг радской области протоиерей Александр Захаров .

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/19/od...

Большое внимание Н. уделяет отношениям БПЦ с сестринскими Поместными Православными Церквами. В июле 2013 г. по приглашению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. участвовал в торжествах, посвященных 1025-летию Крещения Руси, к-рые проходили в Москве и Киеве. 25 июля Н. освятил закладной камень в основании ц. во имя свт. Киприана, митр. Киевского, в р-не Чертаново г. Москвы. В мае 2014 г. Н. совершил 7-дневный визит в Москву, где 24 мая, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, вместе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом служил литургию в храме Христа Спасителя. 30 нояб. 2014 г. Н. возглавил праздничное богослужение по случаю 100-летия освящения Никольского храма в Софии, подворья РПЦ; за годы своего Патриаршества Н. неоднократно участвовал в богослужениях на Русском подворье. После канонизации 3 февр. 2016 г. решением Архиерейского Собора РПЦ в лике святителей архиеп. Богучарского Серафима (Соболева) 26 февр. в соборе блгв. кн. Александра Невского в Софии Н. возглавил чин его прославления в пределах БПЦ. В марте 2016 г. по приглашению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Международного фонда единства православных народов Н. совершил 5-дневный визит в Москву. В храме Христа Спасителя ему была вручена премия «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества». В сент. 2013 г. Н. совершил визит в Стамбул, где встретился с К-польским патриархом Варфоломеем I и представителями местной болг. правосл. общины. В марте 2014 г. Н. принимал участие в собрании предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей в резиденции К-польского патриарха в Стамбуле. Н. является автором ряда церковных песнопений, их обработок и нотаций. К 70-летию Н. была издана кн. «Жизнь и песнопение: Сборник православных песнопений» (Живот и песнопение: Сб. православни песнопения. София, 2015), в состав которой вошли его работы. В Болгарии изданы также грампластинки, компакт-диски и альбомы песнопений в исполнении Н. и хора под его руководством.

http://pravenc.ru/text/2564976.html

Во время Рождественского поста исключается мясная, молочная пища, яйца. Рыба разрешается по субботним и воскресным дням. Если же в понедельник, вторник или четверг будет память полиелейного святого или святого «со славословием», то в эти дни тоже разрешается рыба. 17.15. Можно ли есть мед во время поста? – Можно, но в умеренном количестве. 17.16. Можно ли есть рыбу в среду и пятницу в период от Пасхи до Вознесения Господня?  – От Пасхи до Вознесения Господня по средам и пятницам есть рыбу разрешается. 17.17. Каковы правила соблюдения поста перед причащением?  Традиция трех- и даже семидневного поста и обязательной исповеди перед причащением возникла в Русской Церкви во время синодального периода, когда причащались один-два раза в год. Однако в Древней Церкви не принято было поститься в субботний день (64е Апостольское правило). И необходимость соблюдения дополнительных постных дней перед причастием не регламентируются церковными канонами. Если мирянин (в период мясоеда) готовится к причащению в воскресный день, он может по благословению духовника соблюдать пост в среду и пятницу, а субботу умеренно вкушать скоромную пищу. Приведенный здесь вариант допускается для воцерковленных христиан, соблюдающих посты и постные дни и регулярно приступающих к таинству Причащения. Для новоначальных, отпавших от Церкви и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3–7 дневный пост перед Причащением. 17.18. Какова продолжительность литургического поста? В «Известии Учительном» мирянам накануне Причащения с вечера рекомендуется ничего не вкушать в пищу и не пить, а с полуночи это запрещено даже детям, немощным и престарелым. Однако по определению Священного Синода Русской Православной Церкви продолжительность литургического поста составляет не менее 6 часов: «При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако, воздержание перед причащением с полуночи до начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость». Этому правилу необходимо следовать и при подготовке к Причащению на праздничных ночных службах (на Пасху, Рождество и т.д.) 18. О милостыне

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010