I. Паримия из 1-ой книги Царств, в день праведных Захарии и Елисаветы, 5-го сентября, I:9–20. В сей паримии повествуется о рождении Самуила от неплодной Анны по молитве. 1Цар. 1:9 . Воставши Анна по ядении их в Силоме, и ста пред Господем. Илий же жрец седяше на престоле при празе храма Господня. Анна, о которой здесь идет речь была одна из двух жен левита ( 1Пар. 6:26–28 ) Елканы, жившего в уделе Ефремова колена ( 1Цар. 1:1 ). Она была неплодна и за это терпела огорчения от многочадной Феннаны, другой жены своего мужа. Елкана имел обычай ежегодно на великие праздники брать в Силом (в колене Ефремовом), где была во времена Судей скиния свидения, свое семейство для поклонения и принесения жертвы Господу. Праздник располагает человека к радости и веселию. Но для неплодной Анны и праздник был не в праздник. Ее соперница Феннана преследовала ее своими укоризнами в самый праздник – побуждая ее к ропоту на то, что Господь затворил чрево ее ( 1Цар. 1:6 ). Анну не утешало то, что муж любил ее больше, чем ее соперницу, и на праздничной трапезе оказывал ей предпочтение. Эта трапеза устрояема была при скинии из остатков праздничной, так называемой мирной жертвы, которые были предоставляемы в распоряжение приносившему жертву. Муж Анны по любви к ней давал ей порцию из этих остатков вдвое больше, чем Феннане и ее детям. Анна, огорчаемая укоризнами Феннаны, которую еще пуще озлобляло против нее это предпочтение, не принимала пищи. Напрасно муж, утешая ее, говорил ей: что плачешь и почему не ешь? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей? – Анне было не до пищи. – Это происходило каждый год, – и вот однажды в праздник, Анна решилась наконец поведать свое горе пред Господом. Вставши по ядении их, т.е. поднявшись из-за праздничной трапезы, которая устрояема была близ скинии она стала пред Господем, т.е. пред дверьми скинии, или точнее – двора скинии. У этих дверей сидел в сие время Илий первосвященник и вместе судия. Как судия, он имел обычай садиться на судейском седалище в таком месте, где постоянно было многолюдство, для того чтобы быть доступнее всякому, имевшему до него дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Перенесение ковчега завета в Иерусалим: краткая история скинии собрания и ковчега завета до Давида; почему ковчег завета не был соединен со скиниею собрания по возвращении из филистимского плена? почему скиния Моисеева не была перенесена Давидом·из Гаваона в Иерусалим? . Чтобы еще более усилить централизующее значение Иерусалима, Давид делает его центром не только политической, но и религиозной жизни. В теократическом государстве Израиля общественное (собственно жертвенное) богослужение должно совершаться в одном только месте; такое место до построения храма Соломонова – скиния собрания ( Лев.17:1–9 ; Втор.12:4–14 ). Со времени завоевания Ханаана израильтянами при Иисусе Навине и до пленения ковчега завета филистимлянами при первосвященнике Илии скиния находится в Силоме ( Нав.18:1 ; 1Цар.1:3; 4:3,4 ). Во время Саула мы видим ее в Номве, городе Вениаминовом ( 1Цар.21:1–9 ). 225 При Давиде и Соломоне мы находим ее в Гаваоне ( 1Пар.16:39; 21:29 ; 2Пар.1:3 ). Быть может, она перенесена была сюда еще Саулом, после того как он истребил священников номвских и опустошил весь город Номву ( 1Цар.22:17–20 ). 226 В этой истории странствования скинии замечательно то, что она оказывается всегда в том колене, которое преобладает в известное время над другими коленами. При Иисусе Навине из колена Ефремова она находится в колене Ефремовом (в Силоме). В этом же колене она остается и в период судей до пленения ковчега завета филистимлянами при Илии, – и в этот период ефремляне усиливаются стоять впереди других колен, хотя и дают из себя одного только судью (Авдона. Суд.12:15 ). С Самуилом и особенно с Саулом выступает на первый план колено Вениаминово, – и скиния собрания является в нем (в Номве и Гаваоне), хотя и не занимает вполне подобающего ей значения. Таким образом, центр политической жизни (если можно только говорить о таком центре даже в широком смысле и в период судей) стоял всегда в истории Израили более или менее в связи с центром религиозной жизни. Но история скинии представляет и другой замечательный и доселе еще необъясненный факт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ст. 2. ...сень крыл – здесь: попечительность. Ст. 4. Намек на то, что, гонясь за Давидом, Саул сам попал в пещере в ловушку (см.: 1Цар. 24:4 ). Ст. 9. ...псалтирь и гусли – см. примеч. к пс. 32:2.   Псалом 57 Ст. 1. Этот псалом продолжает содержание предыдущего и сохраняет то же надписание. Ст. 2 и след. В этих стихах можно расслышать упрек Давида своим постоянным гонителям – Саулу и его приспешникам (ср.: 1Цар. 24:10–16 ), а также всем подражателям лукавства Саула. Ст. 11. ...праведник сам сделается внимательнее и осторожнее, когда увидит кровь (т. е. наказание) грешника и руки свои омоет, т. е. очистит действия свои от всякой скверны (см. также примеч. к пс. 25:6).   Псалом 58 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...да не погубишь –см. примеч. к пс. 56:1; ...для написания на столпе – см. примеч. к пс. 15. Надписание да не погубишь указывает, что не должно малодушествовать в искушениях, но, взирая на конец их, укрепляться в терпении (свт. Афанасий Великий ); ...когда послал Саул – Саул, позавидовав своему благодетелю Давиду, хотел умертвить его: однажды Саул бросил в Давида копье, в другой раз окружил стражами в доме, чтобы схватить и убить его (см.: 1Цар. 19:9–11 ). Ст. 2 и след. Стенание по поводу непримиримой вражды Саула к Давиду.   Псалом 59 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...об имеющих измениться – см. примеч. к пс. 44:1; ...для написания на столпе – см. примеч. к пс. 15. Ст. 2. Событие, о котором идет речь в надписании, не описано в священной истории. В ином варианте рассказ об этом событии см.: 1Пар. 18:3–15 ; 2Цар. 8:5–16; 10:6–19 . Ст. 3. В этом и последующих стихах толкователи видят пророчество о вавилонском пленении древних евреев (597–538 гг. до Рождества Христова) и о восстановлении древнееврейского царства. Ст. 4. Речь идет об опустошении древнееврейской земли захватчиками. Ст. 5. ...вином горести – букв. «вином сердечного сокрушения, умиления». Под вином толкователи понимали либо бедствия и скорби, которые доводят человека до раскаяния и умиления, либо слово, которым приводится в чувство ожесточенное сердце (свт. Василий Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Со стороны материальной, по своему содержанию, законы, учреждения и обрядовые постановления Пятикнижия во многих местах явно приспособлены к условиям жизни, в которых евреи находились во время странствования по пустыне, по выходе из Египта до вступления в землю обетованную. Это приспособления можно усматривать даже в десятословии. В десятой заповеди, по ее первоначальной редакции в 20-й главе книги Исход, согласно чтению еврейского подлинника, между предметами, на которые не должно простираться незаконное пожелание, исчислены: дом («бет» – шатер, палатка, шалаш), жена, раб, рабыня, вол, осел и не указано ничего, что составляло бы исключительную принадлежность земледельческого быта; следовательно, содержание заповеди рассчитано на потребности пастушеской жизни. Напротив, во Второзаконии ( Втор.5:18 ) 105 к запрещенным предметам пожелания присоединяется еще «поле», недвижимая собственность, – и это потому, что одна часть израильских колен во время написания Второзакония уже начала приобретать оседлость, а другая готова была вступить в обладание землей обетованной. Показанное Богом на горе устройство переносной скинии и описанное с величайшей подробностью в книге Исход (два раза) 106 соответствует именно периоду странствования, а во всякое другое время было бы нецелесообразно и не соответствовало бы изменившимся условиям гражданского быта. Уже у Давида явилась мысль построить храм Иегове, и он с сожалением и скорбью говорит пророку Нафану: вот я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром. ( 2Цар.7:2 ) Что же касается скинии, то она во времена Судей была приурочена к определенному месту: по 1-й книге Царств, Елкана, отец Самуила, ходил... из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом ( 1Цар.1:3 ). В то время, когда Анна, мать Самуила, совершала свою молитву перед Богом, Илий священник сидел... на седалище у входа в храм Господень ( 1Цар.1:9 ). Следовательно, скиния стояла в Силоме; переносили с места на место в это время один ковчег: так после поражения Филистимлянами, старейшины Израилевы говорят ( 1Цар.4:3–4 ): возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших. И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, сидящего на херувимах. То же было и ранее Илия: сыны Дана вскоре после того, как заняли доставшийся им по жребию удел, отняли у некоего Михи истукан и имели у себя этот истукан, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме ( Суд.18:31 ). Из сказанного видно, что мысль о скинии, которую можно было бы разбирать и переносить по частям, не могла появиться и получить подробнейшую обработку во всех мелочах ни после Давида, в эпоху первого и второго храма, ни во времена Судей, и должна быть отнесена ко времени Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Иер. 16:6  с толков.). «Доколе сещися будеши», – с такими словами обращался бы пророк к совокупности жителей филистимской страны; и эти слова значили бы: доколе ты будешь напряженно молиться? Следующие затем слова следовало бы признать словами молитвы, которою молились филистимляне. Из уст этих язычников не было бы странно слышать слова: о меч Господень! Те же филистимляне, пораженные болезнию во время пребывания в их стране ковчега Господня, говорили: тяжка рука Бога Израилева для нас ( 1Цар. 5:7 ). А жрецы научили народ принести «жертву повинности» Богу Израилеву, – «может быть, Он облегчит руку Свою над вами» ( 1Цар. 6:3, 5 ). И язычники, находившиеся в более или менее частых сношениях с евреями и жившие по соседству с ними, не чужды были таким образом признания силы за Богом Израилевым, особенно в случаях их народных бедствий. Мечъ Гднь=меч, который послал Господь ( Иер. 25:16 ), меч, неприязненные действия народа, который пошлет Господь ( Иер. 1:15 ). С моавитянами израильтяне столкнулись еще на пути из Египта в землю ханаанскую. Правда, Господь заповедал Израилю «не вступать во вражду с Моавом и не начинать с ним войны» ( Втор. 2:9 ). Но, не вступая с Израилем в войну, моавитяне нанесли ему уже тогда вред нравственный: по совету Валаама, они увлекли его к идолопоклонству ( Чис. 31:16 ). Страна моавитская, граничившая в то время с севера с рекою Арноном, осталась вне пределов власти Израиля, который ограничился покорением только к северу от Арнона живших амореев ( Втор. 2:24–3:17 ). После судии Гофониила, моавитяне властвовали над Израилем 18 лет ( Суд. 3:12–14 ) и были побеждены только Аодом ( Суд. 3:28  и сл.). Саул, «утверждая свое царствование над Израилем» и для этого «воюя со всеми окрестными врагами своими», воевал – и притом успешно – и с Моавом ( 1Цар. 14:47 ). Но только Давид принудил Моава платить дань израильскому царю ( 2Цар. 8:2 ). По разделении царств, во время продолжительных войн между первыми иудейскими и израильскими царями, Моав перестал платить дань евреям, и только Амврий (по свидетельству надписи царя Меши) принудил моавитян снова платить дань израильскому царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Можешь же, если хочешь, воспоминать о Боге и при самых важных твоих попечениях, занимательностях и нуждах, так, как и другие могли при попечениях, занимательностях и нуждах гораздо важнейших, нежели твои. Великую Давид имел нужду, когда вступал в единоборство с гигантом Голиафом, да попечется о нужных приуготовлениях против такового страшного неприятеля: однако и старался, и приуготовлял как пращицу, так и пять камней, и при всем сем не забывал и Бога. Почему так говорил Саулу: «Господь, Иже изъят мя от руки медведицы, Той измет мя от руки иноплеменника сего необрезаннаго»; и Голиафу: «ты идеши на мя с мечем, и с копием и щитом, аз же иду на тя во имя Господа Бога Саваофа» ( 1Цар.17:37–45 ). Нужно ему было вникать, да сохранит самого себя от сильного и смертоносного гонения злобного и неблагодарного царя Саула; он всячески старался, бегал от места на место, скрывался в пещерах: но и при таковых обстоятельствах никогда не забывал о Боге, но и в то самое время, когда ему открывался случай, и сущие с ним принуждали его умертвить Саула, – он, говорю, и тогда, при случае воспаления гнева, действия страстей и при умственном прении, помня о Бог, говорил: «никакоже ми от Господа, аще сотворю глагол сей господину моему христу Господню, еже нанести руку мою нань, яко христос Господень есть сей» ( 1Цар.24:7 ). То же самое говорил и тогда, когда видел Саула единого, безоружного, вшедшего в ту пещеру, в которой он скрывался, и когда в Кеиле обрел полк и телохранителей и самого Саула почивающего, когда Авесса хотел умертвить его, и тогда воспомянул о Боге и, обратився к Авессе, сказал: «не убивай его, яко кто прострет руку свою на христа Господня, и не повинен будет? Жив Господь, аще не Господь поразит его, или день его приидет и умрет, или на брань снидет и погибнет. Да не будет ми от Господа нанести руку мою на христа Господня» ( 1Цар.26:9–11 ). Колико он имел попечений, седя на царском троне, сколько обстоятельств и нужд, да противостоит окружающим его неприятелям, сохранит подчиненных, судит народу и правит всем своим царством? Однако и при таковых обстоятельствах, многоразличных и бесчисленных, никогда не забывал о Боге, по Божественной Его заповеди: «во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси» ( Пс.118:93 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Ho и святые отцы убеждают нас вооружаться против подобных прельщений. Святитель Григорий Нисский в «Слове о чревовещательнице» изъясняет, что дух, с которым беседовал Саул, не был духом Самуила, но духом бесовским. И невозможно, продолжает святитель, чтобы он был духом Самуила, ибо на призыв волшебницы вышел «представлявшийся Самуилом» 155 , а не сам пророк. Так Саул, вместо того чтобы говорить с Самуилом, говорил с диаволом в образе Самуила. Этот мнимый Самуил сказал ему: завтра ты и сыны твои будете со мною ( 1Цар.28:19 ). Но как мог произнести это святой и праведный пророк, которому Бог поведал о Сауловом отвержении: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? ( 1Цар.16:1 ) и который при жизни сам возвестил Саулу: не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем ( 1Цар.15:26 )? Суровые же слова Писания: Так умер Саул за свое беззаконие... за то, что... обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа ( 1Пар.10:13–14 ) вполне подтверждают толкование божественного отца Церкви Христовой. А святой Иоанн Лествичник говорит: «Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр», ибо «бесы тщеславия – пророки в снах... Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком» 156 . И все другие отцы из-за опасности прельститься «видениями и снами» принимали открываемое в них не иначе, как после длительного и строгого испытания. Спирит : В Священном Писании неоднократно повествуется о явлениях умерших праведников и ангелов. Отсюда мы заключаем, что в спиритизме нет ничего противохристианского. Священник : То правда, что Священное Писание повествует о пророках Моисее и Илии (см.: Мф.17:3 ), явившихся во время преображения Иисусова на Фаворе, как и о явлении в Иерусалиме многих усопших святых... по воскресении Его (см. Мф.27:52–53 ). Еще чаще говорит оно о явлении ангелов. Так, ангел предвозвещает рождество святого Иоанна Предтечи (см.: Лк.1:11–20 ) и Самого Спасителя (см.: Лк.2:9–15 ), укрепляет Господа за молитвой в Гефсиманском саду (см.: Лк.22:43 ) и открывает мироносицам тайну Его восстания из мертвых (см.: Мф.28:2–7 ; Лк.24:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

5. Посмотрим, не случилось ли того же и с этой женой. И если увидишь, что она терпела презрение, бесчестие, огорчения, не имела близости к мужу и использовалась особым его расположением, то можешь предположить, что она желала дитя для того, чтобы иметь большую близость, свободу, и сделаться более любезной мужу. Но если найдешь совершенно противоположное этому, т.е., что она была любима (мужем) более, чем имевшая детей, и пользовалась большим расположением, то ясно, что она желала иметь дитя не ради чего-нибудь человеческого и не для того, чтобы еще более привлечь к себе мужа, но по той причине, какую я указал выше. Откуда же это видно? Послушай, что об этом говорит сам писатель. Ведь он не без цели упомянул об этом, но, чтобы ты узнал добродетель жены. Что же он говорит? «Анну любляше Елкана паче Феннаны» ( 1Цар.1:5 ). И потом далее (Елкана), видя, что она не ест, а только плачет, говорит: «Что ти есть, яко плачешися и почто не яси, и почто биеши сердце твое; несмь ли аз тебе добрее паче десяти чад?» ( 1Цар.1:8 ). Видишь, как он привязан был к ней и как сильно скорбел за нее, не потому, что не имел (от нее) детей, а потому что видел ее печальной и удрученной скорбью? Однако не убедил ее в том, чтобы она перестала печалиться, потому что не для него желала она иметь дитя, но чтобы принести некоторый плод Богу. «И воста... Анна, – говорит Писание, – по ядении их в Силом и по питии 10 и ста пред Господем» ( 1Цар.1:9 ). Не без цели употреблено и это выражение: «по ядении и по питии», но чтобы ты знал, что время, которое другие посвящают отдыху и бездействию, она проводила в молитве и слезах, потому что была весьма трезвенна и бодра. «И ста пред Господем. Илий же жрец седяше на престоле, при празе двери храма Господня». Не просто сказано и это, – что – «Илий... жрец седяше... при празе двери храма Господня», но чтобы показать душевный пыл этой жены. Бывает часто, что вдовица, беспомощная и одинокая, терпящая много обид и оскорблений, в то время, когда царь готов войти в предшествии копьеносцев, щитоносцев, всадников и множества других слуг, не пугается, не ищет защитника, но, раздвинув всех их, является перед царем с большой смелостью и трогательно описывает свое несчастье, будучи побуждаема необходимостью. Так и эта жена не смутилась и не постыдилась, в присутствии сидевшего первосвященника, сама просить и с большой смелостью придти к Царю (Небесному); напротив, окрыленная любовью и вознесши мысль к Небу, видя как бы самого Бога, так начала говорит Ему со всей горячностью. Что же говорит она? Вначале она, лучше (сказать), ничего не говорит, а начинает плачем, проливая источники горячих слез. И как от падающих дождей и жесткая земля, орошенная и размягченная ими, легко возбуждается к произращению плодов, так случилось и с этой женой: утроба ее, размягченная слезами, как бы дождем, и согреваемая скорбью, начала возбуждаться к доброму деторождению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Этот урок лучше всего может быть уяснен примером Давида. Когда враг и преследователь его, Саул, вошел в пещеру для испражнения (ad purgandum ventrem); в то время Давид с приближенными своими находился там, – Давид, которого давно уже и так несправедливо преследовал царь. Мужи Давидовы тотчас стали разжигать в нем мщение и убеждали его воспользоваться этим случаем, чтобы убить Саула. Но Давид отверг предложение их, еже нанести руку на Христа (помазанника) Господня. Он только подошел к царю, не давая себя заметить, и отай отрезал воскрылие одежды его ( 1Цар.24:4, 5, 7, 8, 11:12 ). Что же знаменует здесь собою Саул, как не худых начальников? и что Давид, как не добрых подчиненных? Как ни беззащитно было положение Саула, Давид устрашился однако же поразить его мечем: так и всякий подчиненный должен питать уважение к начальникам и воздерживаться от всяких укоризн и порицаний, не дерзая уязвлять личности мечем языка своего, когда касается слабостей ее. Давид позволил себе только отай отрезать край одежды Саула: подобно сему и подчиненные могут скромно и безвредно для начальника судить о его делах, но не осуждать его самого, как бы отай касаясь только ризы его; могут даже высказываться пред ним, но с кротостью и смирением Давида ( 1Цар.24:9–17 ), решаясь на это не без трепета, подобно тому же Давиду, о котором в Писании замечено при этом: и бысть no сих, и вострепета Давиду сердце его, яко отреза воскрылье одежды Саула ( 1Цар.24:6 ). Таким образом начальников не должны осуждать подчиненные, хотя бы дела их и достойны были осуждения. Если же язык наш иногда погрешает в этом, то сердце наше должно искупить этот грех покаянием, чтобы нам самим не подпасть суду Того, от Кого предержащие власти установлены. Ибо восставать против начальников значит восставать против Того, Кто даровал им власть и поставил их начальствовать над нами: несть бо власть аще не от Бога, сущие же власти от Бога учинены суть; тем же противляяйся власти, Божию повелению противляется ( Рим.13:1 и 2). Посему-то и Моисей, когда узнал, что народ ропщет на него и Аарона, сказал: мы же что есмы? не на нас бо роптание ваше, но точию на Бога ( Исх.16:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

3382 Что же касается скинии, то она во времена Судей была приурочена к определённому месту: по 1-й книге Царств, Елкана, отец Самуила, ходил... из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом ( 1Цар.1:3 ). В то время, когда Анна мать Самуила, совершала свою молитву пред Богом, Илий священник сидел... на седалище у входа в храм Господень ( 1Цар.1:9 ). Следовательно, скиния стояла в Силоме; переносили с места на место в это время один ковчег: так после поражения Филистимлянами, старейшины Израилевы говорят ( 1Цар.4:3–4 ): возьмём себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдёт среди нас и спасет нас от руки врагов наших. И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, седящего на херувимах. То же было и ранее Илия: сыны Дана вскоре после того, как заняли доставшийся им по жребию удел, отняли у некоего Михи истукан и имели у себя этот истукан., во всё то время, когда дом Божий находился в Силоме ( Суд.18:31 ). Из сказанного видно, что мысль о скинии, которую можно было бы разбирать и переносить по частям, не могла появиться и получить подробнейшую обработку во всех мелочах ни после Давида, в эпоху первого и второго храма, ни во времена Судей, и должна быть отнесена ко времени Моисея. Многие обрядовые постановления, особенно в книге Ле- —71— вит, прямо указывают на существование лагеря, стана („махане“), в котором или возле которого имело место их исполнение. В главе 4-й книги Левит ( Лев.4:11–12 ) священнику делается такое предписание относительно тельца, приносимого в жертву за грех: кожу тельца и все мясо его с головою и с ногами его, и внутренности его и нечистоту его, всего тельца пусть вынесет вне стана на чистое место, где высыпается пепел, и сожжёт его огнём на дровах (то же в ст. 21-м). Согласно 6-й гл. ст. 11, священник должен вынести пепел, остающийся от жертвы всесожжения, также вне стана на чистое место. По закону, прокажённый должен жить отдельно, вне стана жилище его ( Лев.13:46 ); для очищения священник выходит вон из стана и совершает обряды очищения; очищаемый же, после должного омовения и острижения волос, входит в стан и пребывает семь дней вне шатра своего (огел – палатка, шатёр, – Лев.14:3–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010