ПослИер.1:4–72 . Рассказывается здесь о производстве кумиров, идолов, их чествовании и суетности всего этого. Объясн. Относить это писание к святым иконам не разумно, ибо идолы обнаруживают бессилие вообще и особенно в сравнении с действительными священными предметами: 1Цар.5:3–4 ; ПослИер.50 ст.; Дан.14:23–27 , тогда как священные изображения по воле Божией нередко проявляют неземную силу: 1Цар.5:4–7 ; 2Цар.6:6–7 ; Чис.21:8–9 . Чествование идолов всегда действовало развращающим образом на идолопоклонников, так как в честь идолов они совершали детоубийство, блудодеяние и всякую скверну: Рим.1:24–32 ; 4Цар.23:7 ; Пс.105:35–39 ; Прем.14:22–29 ; Иер.19:5 . Между тем как смиренная молитва человека в храме, который наполнен был изображениями херувимов на дверях, на стенах, над Ковчегом завета ( 3Цар.6:23–35 ), производила и всегда производит успокоение совести и исправление человека: Пс.26:4–6:83:2–5 ; 3Цар.8:37–40 ; 2Пар.7:12–15 . Нельзя забывать той несовместимости в названиях «идол и кумир», которые – ничтожество: 1Кор.8:4:10:19 , с названием «икона» – «образ» или изображение действительно существующего лица или события: ср. Мф.22:20 . «Христос есть образ Бога невидимого»: 2Кор.4:4 ; Кол.3:10 . Икона есть святыня великая: Исх.30:29:40:9 . После этого сравнивать идолов или кумиров без разбора с святыми иконами, значит быть полным невеждой относительно Божия Писания: 2Пет.3:16 ; Притч.19:3 . Авв.2:18–19 . «Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литого лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на своё произведение. Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!». Научит ли он чему-нибудь? Вот он обложен золотом и серебром; но дыхания в нём нет». Объясн. Нельзя относить эти слова к святым иконам, потому что здесь прямо говорится об истуканах и кумирах, которых себе делали язычники. Горе тому, кто боготворит этих кумиров и истуканов, но чрез почитание Ковчега и храма являлась слава Божия: Пс.28:9 ; Иез.9:3 . Чрез них подавалось освящение и благословение: Исх.30:29 ; 2Пар.8:11 ; 2Цар.6:11 . Нужно заметить, что бывает называние иконы Богом, но не в собственном смысле, так, например, Моисей говорил Ковчегу: «встань, Господи... возвратись, Господи»: Чис.10:35–36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2351. Ср. у блж. Иеронима (nom. hebr. 52). 2352. Ср. 1Цар. 25. 3. 2353. Ср. блж. у Иеронима (nom. hebr. 55). 2354. Ср.: 1Цар. 25. 3; 35. 2355. Ср.: 1Цар. 25. 21. 2356. См.: Рим. 7. 2. 2357. Ср у блж. Иеронима (nom hebr. 51). 2358. Ср. у блж. Иеронима (in Ioel. 1. 6–7). 2359. Ср.: Иоил. 1. 9, 13, 14. 2360. Ср.: Еф. 6. 12. 2361. Ср Еф. 4. 14–16. 2362. См.: Пс. 51. 4. 2363. Ср.: Ин. 8. 44. 2364. То есть числа тридцать, полученного из умножения числа три (символ Троицы) на десять (обозначение совершенства) (см.: Banterle. Р. 149). 2365. Ср. у блж. Иеронима (in loel. 1. 8). 2366. См.: Гал. 4. 26. 2367. См.: 1Кор. 9. 27. 2368. См.: Втор. 21. 14. 2369. Ср.: Втор. 21. 15–17. 2370. См.: 1Кор. 2. 15. 2371. См.: Втор. 21. 15–17. Ср.: Cain et A. 1. 4. 13, а также у Филона (sacrif. 5. 19–20). 2372. Ср.: Быт. 25. 25. 2373. Ср.: Быт. 29. 34. 2374. Ср.: Гал. 1. 15. 2375. См.: Рим. 10. 8. 2376. Ср.: Cain et A. 2. 2. 7, а также у Филона (sacrif. 36. 118). 2377. Ср.: Пс. 57. 4. 2378. Ср.: Быт. 45. 22; 37. 33. 2379. Ср. гимн свт. Амвросия «На пенье петуха» (hymn. 1. 14). 2380. У греков одеждой обоих полов служили однотипные по покрою хитон (нижняя одежда) и гиматий (плащ). Хитон подпоясывался под грудью, с напуском; и при желании можно было подпоясаться так, что он становился короче. 2381. Указание на мистерии Кибелы. Ср. у блж. Иеронима (in Os. 1. 4. 14). 2382. Ср.: Еф. 3. 12. 2383. Ср.: Еф. 1. 1–23. 2384. См.: Еф. 4. 10–11. 2385. Ср.: Еф. 4. 1–16. 2386. См . Еф. 1. 8–9. 2387. Ср.: Пс. 134. 10–12. 2388. Ср.: Пс. 134. 2. 2389. Ср.: Пс. 138. 13. 2390. См: Деян. 1. 26. 2391. Ср.: Числ. 27. 1–6. 2392. Ср.: exh. u. 6. 37; 6. 38. 2393. Ср.: Cain et А. 2. 19. 2394. Ср.: Пс. 134. 4. 2395. Ср.: Плач 3. 24. 2396. Ср.: Еф 17, 14. 2397. См.: Еф. 2. 6. 2398. Ср.: Еф. 2. 8–9. 2399. Ср.: Гал. 6. 15; Еф. 2. 15; 2Кор. 5. 17. 2400. См.: Еф. 2. 11, 14. 2401. Ср.: Рим. 10. 6. 2402. См.: Еф. 2. 14. 2403. См.: Еф. 2. 3. 2404. Ср.: 2Кор. 3. 6. 2405. Ср.: Еф. 4. 8–10. 2406. См.: Еф. 4. 12. 2407. Ср.: Еф. 4. 14–15.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Причина заболевания – гордость Новуходоносора; течение болезни – отделение больного от общества людей. Новохудоносор – «ел траву, как вол и орошалось тело его росою небесною, ... волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птиц» ( Дан.4:30 ). Только после того, как гордый царь обратился к Богу и раскаялся «разум (его) возвратился» к нему, и он снова стал управлять государством. В этом первом библейском сообщении о душевной болезни необходимо обратить внимание на то, что отрицательное духовное начало в человеке (в данном случае гордость) влечет за собой расстройство физического состояния человека, т.е. устанавливается тесная связь духовной жизни человека с его физическим состоянием. Есть в Ветхом Завете и другой пример заболевания, о котором толкователь Библии говорит: «действительно ли Саул сделался бесноватым, или его постигла просто душевная болезнь, неизвестно» ( А. Лопухин . Библейская история, т. 2, стр. 113). Речь идет о царе Сауле, за непослушание отвергнутом Богом. Библия анализирует этот случай и разбирает его причины. Вследствие того, что «от Саула отступил Дух Господень, его возмущал злой дух», ( 1Цар.16:14 ), «и было на другой день: напал злой дух... на Саула, и он бесновался в доме своем» ( 1Цар.18:10 ). Таким образом, в Библии устанавливается причина событий: непослушание Саула и невыполнение им воли Божией приводит к припадкам умопомешательства (уныние, раздражительность, беснование) и даже к покушению на жизнь, некогда любимого Саулом Давида ( 1Цар.18:11; 19:10; 20:23 ). Врач душ и телес «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» ( Исх.53:4 ; Мф.8:17 ) Господь Иисус Христос принес на землю новое, совершенное откровение о Боге, как Небесном Отце, о любви – как основе жизни человека. Новы было учение о свободе «чад Божиих», об освобождении человека от греха и власти Диавола. По-новому стали относиться к болезни и даже смерти. За Господом во множестве следовали люди, слушая Его «слова жизни Вечной» ( Ин.6:68 ). Немало среди них было и болящих телом и духом. Почти 30 раз Евангелие упоминает о случаях исцеления одного или многих болящих.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Книга Руфь Писатель книги. Достоверных сведений о писателе книги не имеется. Но так как она тесно связана по своему содержанию с книгой Судей, a по некоторым выражениям напоминает книги Царств ( Руф. 4:4 I Цap. 20:2 ), то писателем книги считают Самуила. Время и цель написания книги. За неимением прямых. указаний, время написания книги определяется приблизительно. Из содержания книги видно, что времена Судей были ко времени ее написания прошедшими (1 ст.) а так как о Давиде в конце книги хотя и упоминается, но не как о царе, то можно предположить, что она написана во времена Саула. Цель написания та, чтобы точнее изложить и передать потомству родословную Давида, а через него Христа, а во-вторых, чтобы в примере богобоязненной Моавитявки Руфи показать, как добродетель и правда получают награду от Господа еще в жизни временной. Обозрение содержания. Книга Руфь заключает историю Моавитянки Руфи, от которой произошло и название книги. В первой главе излагаются обстоятельства, заставившие Руфь переселиться из родной земли в землю Иудову. Во второй – обстоятельства, сблизившие Руфь с Воозом. В третьей главе изображается намерение и план, составленный свекровью Руфи, для вступления ее в супружество с Воозом. В четвертой и последней главе описывается самое это вступление в брак с Воозом, и ее потомство. Моавитянка Руфь была прообразом языческой церкви, которая, как дикая маслина, привилась ко Христу, и стала участвовать в корне доброй Маслины ( Иак.2:25 , Рим.11:17 ). Книги Царств В Еврейской библии книги Царств составляют две книги с двумя разными названиями. Первая – называется «книга Самуила», а вторая – называется «Цари». В Греческой библии – каждая из двух книг делится еще на две и таким образом являются четыре отдельные книги с общим названием «Книги Царств». Из уважения к древности еврейского канона, православная Церковь их считает так: «Первая и Вторая книги Царств, Третья и Четвертая книги Царств». Писатели книги а) Относительно Первой и Второй книги Царств существует мнение, что 24 главы Первой книги написаны Самуилом, а остальное – пророками Нафаном и Гадом, но оно не может быть принято, потому что о Самуиле, напр., встречаются такие хвалебные выражения, которых ему приписать никак нельзя. ( 1Цар. 7:15 ; 1Цар. 2:26; 3:19–20 и проч.). Указание на период царей Иудейских ( 1Цар.27:6 ) не могли сделать ни Нафан, ни Гад, а писатель, живший долго спустя по разделении царства. Но так как известно, что Самуил и Нафан вели записи о событиях своего времени ( 2Цар.29:29–30 ) то можно предположить, что их записи и послужили материалом для составления книги другим позднейшим писателем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

24 опять. В случае, если данное слово подразумевает вполне определенное событие, совершившееся ранее, то наиболее соответствующим представляется голод, о котором говорится в 21,1. и возбудил он... Давида. Грамматическое строение фразы таково, что слово «он» может относиться к Господу (ср. 1Цар. 26,19 : «если Господь возбудил тебя против меня»). Однако из 1Пар. 21,1 следует, что Давид был возбужден сатаной, и, таким образом, данное место затрагивает тайну присутствия и осуществления зла в мире. В этой связи необходимо отметить, что, хотя Писание совершенно однозначно говорит о том, что святой Бог не может быть источником зла ( Нав. 1,13–15 ), но не оставляет также сомнений в том, что даже злые дела людей и сатаны не находятся за пределами Божией власти (см. 1Цар. 2,25 и ком.; Исх. 4,21 ; 3Цар. 22,20–23 ; Иов 1,12 ; Иез. 14,9 ; Деян. 4,27.28 ; 2Кор. 12,7 ). Господь и сатана не равны по могуществу, и над последним всегда простерта власть Божия. исчисли. В переписи самой по себе нет ничего дурного ( Чис. 1,1.2; 4,1.2; 26,1–4 ; но см. Исх. 30,11.12 ). Таким образом, камнем преткновения в данном случае, как и тогда, когда Израиль требовал себе царя (1 Цар., гл. 8), являются мотивы, по которым перепись предпринималась. В тексте нет на них прямого указания, однако с полным основанием можно предположить, что повеление Давида «исчислить народ» (ст. 2) было продиктовано гордыней и желанием увериться в том, сколь обширно его царство, или, возможно, даже стремлением распространить его за определенные Господом пределы. Израиля и Иуду. См. ком. к 1Цар. 11,8 . 24 от Дана до Вирсавии. Образное обозначение всех земель израильских. 24 для чего... царь желает этого дела? О причинах беспокойства Иоава ничего не говорится; с равной вероятностью они могли быть как политического, так и религиозного свойства, поскольку перепись могла быть истолкована народом как знак того, что Давид намеревается повысить налоги либо ввести новую воинскую повинность. 24 слово царя... превозмогло. То обстоятельство, что Давид настаивает на своем приказании и не отвечает на вопрос Иоава, может означать, что, организуя перепись, он руководствовался сомнительными побуждениями (см. ст. 1 и ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

και δωρησαι μοι αφεσιν της αισχνης=12 b. του βορβορου των ργων μου=8. c. Обхватила жена грешница=9. с. Твои ноги в сокрушении=9. с. И к Тебе всех таин Зрителю=9. с. Возгласила, каясь в злых делах=9. с. «Боже, Боже мой – Христе!=7. а. Как я очи возведу к Тебе=9. с. Соблазнявшая всех взглядами=9. с. Как я стану умолять Тебя=9. с. Жизнью прогневлявшая Тебя=9. с. Моего Творца и Господа=9. с. Но прими Владыко мой, прими=9. а. Сие миро как моление=9. с. И подай мне оставление=9. с. Гнусной жизни, проведенной мной=9. с. В тине мерзких дел моих=7. с. Здесь превосходно переданы характерные особенности ритма подлинника, как и его содержание, так что перевод этого пролога можно считать образцовым. Столь же превосходно передано содержание и ритм первых стихов первой строфы: τα ρηματα του Χριστο=7. а.=Грешница увидела=7. c. καϑαπερ αρματα=7. c.=Что Христова словеса=7. а. ραινομενα πανταχυ=7. а.=Как бы драгоценное=7. c. βλεπουσα πορνη ποτ=7. а.=Миро ароматное=7. с. В шестой песни: «Иуда Предатель» перевод первого пролога выдерживает и точность буквы, и дух ритма: Πατερ επουρνιε=7. c.=Отче небо=4. в. φιλστοργε=4. c.=Любви полный=4. в. φιλνϑρωπε=4. c.=Людей любящий=5. c. ιλεως, ιλεως, λεως=9. c.=Милостив, Милостив, Милостив=9. c. γενου ημν=4. а.=Буди нам=3. с. о παντων ανεχμενος=8. c.=Все Подъемлющий=5. c. κаι παντας εκδεχμενος=8. c.=Всех Объемлющий=5. c. —39— Весьма близок к подлиннику и второй пролог, хотя и имеет одним стихом больше подлинника: Δεσποτου χερσι πδας=7. в.=Господь дланями Своими=8. в. νιπτομενος Ιοδας=7. в.=Омыв ноги у Иуды=7. в. ως κλεπτης κρυφη γλσσαν=7. в.=Α злодей сей вслед затем=7. а. ηκονησε δολαν=7. в.=Тайным образом как вор=7. а. о παρνομος=5. с.=Точит гнусный свой язык=7. а. Χριστε о ϑες=5. а.=Ах, не допусти Христе=7. а. λυτρωσαι τους εν τω οκω=8. в.=До такого зверства нас=7. а. της Θεοτοκου ψλλοντας=8. с.=Воспевающих Тебе=7. а. В доме Богородицы=7. с. 1-я строфа: τις ακουσας оυκ ενρκησε=9. c. τις ϑεωρησας оυκ ετρμησε=9. c. Кто не поразился, услыхавши=10. в.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому надобно судить каждого по тому роду жизни, какой он проходит. Следовательно, от Соломона должно требовать не пророческого, или апостольского, совершенства, но сообразного царям... радея о безмятежии царства, повелел умертвить брата» (Вопр. 7). 3Цар.2:26 .  А священ­нику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое по­ле; ты досто­ин смерти, но в настоящее время я не умерщвлю тебя, ибо ты носил ковчег Владыки Го­с­по­да пред Давидом, отцом мо­им, и терпел все, что терпел отец мой. 3Цар.2:27 .  И удалил Соломон Авиафара от священ­ства Го­с­по­дня, и исполнилось слово Го­с­по­да, которое сказал Он о доме Илия в Силоме. Удаление Авиафара от первосвященства (26–27 ст.), равно как и казнь Иоава (28–34 ст.), стоят в очевидной причинной связи с убиением Адонии: кара постигает и его союзников ( 3Цар.1:7 ). Анафов – левитский город в Вениаминовом колене ( Нав.21:18 ; Ис.10:30 ; Иер.1 и др.), на 1 1/2 часа пути к северу от Иерусалима, родина пророка Иеремии ( Иер. 1:1 ), по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomastic. 92), в 3-х римских милях от Иерусалима; теперь арабская деревня Аната со 100 жителями – мусульманами (Robinson. Palastina II, 319). Смягчающими вину Авиафара обстоятельствами, по признанию Соломона (ст. 26), являются не столько высота его священнослужения, сколько заслуги, оказанные им Давиду: (Авиафар) «носил ковчег Владыки Господа пред Давидом» – в тяжкое для Давида время бегства от Авессалома ( 2Цар.15:24–29 ), а еще раньше в не менее тяжкие для него дни гонений Саула разделял с ним все, что терпел Давид ( 1Цар.22:20–23 ); посему Соломон наказывает двукратное участие Авиафара в политическом заговоре Адонии лишь удалением Авиафара от священнодействия при скинии. В этом решении Соломона, по мысли священного писателя (ст. 27), исполнилось, – без сомнения, помимо воли и намерения Соломона (евр.: лемалле , ст. 27, слав. «якоже сбытися» вполне одинаково по значению с новозаветным «да сбудется», να πληρωθ, ( Мф.1:22 ) и под.), – грозное определение суда Божия на дом предка Авиафара первосвященника Илия ( 1Цар.3:11–14 ): после избиения Саулом священников в Номве Авиафар оставался единственным представителем линии Ифамара ( 1Цар.22:20 ), и с его удалением первосвященство переходит, в лице Садока, в старшую линию потомков Аарона – в линию Елеазара ( Чис.25:13 ; 1Пар.24:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6:33. Долина Изреель. Изреельская долина получила название по городу Изреель, расположенному в ее восточной оконечности. Эта плодородная равнина отделяет Кармильский хребет от Нижней Галилеи, простираясь на юго-восток вдоль потока Киссон к Иорданской долине у Беф-Сана. Ее длина от Иокнеама до Изрееля составляет около 15 миль, а ширина – от 5 до 10 миль. Основные торговые пути входят в долину у Мегиддона, так что иногда ее называли долиной Мегиддонской, или – позднее – Армагеддон. Самой природой это место было предназначено для больших сражений, и многие из них произошли здесь в библейские времена, в том числе битва Деворы и Варака с хананеями ( Суд. 4 ), битва Саула с филистимлянами у горы Гелвуй ( 1Цар. 31 ) и битва Иосии с фараоном Нехао ( 4Цар. 23:29 ). В этой же долине произошла знаменитая битва Тутмоса III при Мегиддоне (XV в. до н. э.) за господство над Ханааном. 6:34,35. Дух Господень в Книге Судей. В Книге Судей появление Духа Господня почти всегда связано с созывом войска. В родоплеменном обществе, не имеющем центральной власти, заставить все колена объединиться в борьбе с врагом, угрожающим тому или иному колену, было очень трудно. Лидер должен был обладать способностью заставить всех следовать за собой, даже если у него не было на это формального права. В Израиле эту способность рассматривали как знак Бога, ибо только Яхве обладал властью созывать ополчение. Поэтому каждый, кто созывал войско, применяя власть, принадлежащую только Яхве, считался «объятым Духом Господним» (см.: Суд. 11:29 ; 1Цар. 11:6–8 ). Это было одним из отличительных свойств судей Израилевых. 6:36–40. Знамение шерсти и росы. Этот способ предсказания заключается в том, что божеству задается вопрос, на который возможны ответы «да» или «нет», а затем применяется некий механизм бинарной природы для получения ответа от божества. Первосвященник Израиля прибегал в подобных ситуациях к помощи урима и туммима (см. коммент. к Исх. 28:30 ). Поскольку этот метод был недоступен, Гедеону пришлось проявить изобретательность и воспользоваться для решения своего вопроса естественным механизмом (см.: Быт. 24:14 ; 1Цар. 6:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

И в том же 43-м стихе, в конце, замечено так: «и поступил (вождь Иуда) весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении». Как видишь, вся ветхозаветная Церковь признавала молитву живых за умерших делом святым и полезным, как для живых, творящих её за умерших, так тем более для умерших. И такое дело, и поведение избранного народа Божия, ты слышал. Сам Бог похваляет. Молитва и милостыня живых избавляет от вечной смерти умерших, как о сём говорит в своем завещании Товит праведник, особенно заботившийся и любивший молиться за умерших, сыну своему богоугоднику Товии: «милостыня от смерти избавляет и не допускает идти во тьму», т. е. на вечные мучения ( Тов.4:10 ), Штун. Вы сказали, что имеется много мест таких в священном Писании? Священ. Да, имеется. Советую и тебе запомнить и отметить их по своей Библии , ибо я тебе не буду иметь сил и времени сейчас всё объяснить подробно. Вот они, эти места; отмечай: Быт.8:20,18:32,20:17 ; Исх.13:14,32:11,32 ; Втор.9:25,17:25,26 ; 1Цар.31:11–13,12,19 ; 2Цар. 2 и 3 главы; 3Цар.17:22 ; 4Цар.4:35 ; 2Пар.30:27 ; Притч. главы: 8 и 17; Иов.42:10 ; Пс.85:5,21:25,34:13,123:7,106:6; 140; 144:14 ; Руф.1:8,2:20 ; Еккл. 9 гл.; Сир.7:36; 17 гл. и 38; Вар.3:4–5,5:9 ; 2Мак.12:38–46,15:12,16 ; Тов.4:17 ; Иер.5:1,14:11,15:1,16:7 . А в Новом Завете таких указаний ещё больше. Штун. Говорите, я отмечу и те. Священ. Мф.7:7,9:6,12:31–32,21:22,22:32,16:18–19,27:52 ; Мк.11:24 ; Лк.18:9,6:38,8:7,11:9,14:5,20:37,23:34 ; Ин.2:2. 3, 16. 14, 13. 20, 23 ; Деян. 2 гл. Деян.7:60,5:15,8:24,12:5,19:12 ; Иак.5:16 ; 1Пет.3:18–20,2:21 ; 1Ин.2:30,5:16 ; Рим.9:3,14:9,8:1,12:4 ; 1Кор.1:30,2:14–15,12:12,15,25,26,13:8 ; 2Кор.11:29 ; Гал.6:2 ; Еф.1:16,6:18–19 ; Кол.1:9–10,4:3,12 ; 1Фес.1:2,3:10,5:25 . 2Фес.1:11,3:1 ; Флп.1:14,13,2:12 ; 2Сол. 1:5 ; 1Тим.2:1,2–8,3:15 ; 2Тим.1:3,16 ; Евр.7:25,13:18 и Апок.8:3,5,20:13–14 . Штун. Все места, вами указанные, аккуратно отметил. Священ. Из них ты хорошо увидишь не только о молитве об умерших, но и о молитве вообще, какую она имеет силу перед Богом, и как она приятна Ему. Ты из этих указаний ещё больше убедишься, что нужно живым молиться за умерших, что нужно молиться живым за живых, что и святые, увидишь, нуждались в молитвах, когда были живы на земле и просили о себе молиться и людей грешных; узнаешь и убедишься, что тем более грешные о себе должны искать и просить молитв у святых Божиих человеков; увидишь, что даже Сам Господь молился о себе и о всём мире и Он же заповедал, узнаешь сам, мирянам обращаться к священникам и просить их, чтобы они молились о вас и ходатайствовали Богу. Священник Савва Багданович (Окончание следует). Шалкинский С. Миссионерская беседа с раскольничьим апологетом А. Перетрухиным о существенных признаках Церкви Христовой.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. 250–257

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19 не останется у тебя ни одного человека. Иоав прибегает к сильным средствам, желая заставить Давида взять себя в руки и в настроении, соответствующем победе, предстать перед войском. 19 И встал царь и сел у ворот. Вняв словам Иоава, Давид приходит к воротам Маханаима (см. ком. к 18,4), т.е. на то самое место, где он отдал нарушенный Иоавом (18,14) приказ сохранить жизнь Авессалому (18,5). Повествование о гибели Авессалома, таким образом, окаймляется двумя сценами у ворот, позволяющими сопоставить волю Давида в отношении Авессалома и волю о нем Господа. 19 Амессаю. См. ком. к 17,25. будешь военачальником при мне, вместо Иоава. Назначив Амессаю на место Иоава, Давид явил пример политической мудрости и в то же время удивительной снисходительности к человеку, который заслуживал казни как изменник. 19 Галгал. См. ком. к 1Цар. 7,16; 13,4 . 19 Семей, сын Геры. См. 16,5–14 и ком. к 16,5.8.11.12. Бахурима. См. ком. к 3,16. 19 дома Иосифова. Строго говоря, «дом Иосифа» включал в себя потомков двух его сыновей Ефрема и Манассии ( Быт. 48,5.20 ; Нав. 17,17 ). Это выражение, однако, часто используется для обозначения совокупности племен, населявших север Израиля ( Нав. 18,5 ; 3Цар. 11,28 ; Ам. 5,6 ; Зах. 10,6 ). В данном же случае к «дому Иосифа» причислено и колено Вениаминово, из которого происходил Семей. 19 злословил помазанника Господня. См. ком. к 1Цар. 2,10 . 19 Ныне ли умерщвлять кого-либо в Израиле? Сходные слова почти в такой же ситуации в свое время произнес Саул ( 1Цар. 11,13 ). Давид не желает мстить тем, против кого пытались направить его гнев его советники. 19 ты не умрешь. Давид не изменяет данному им слову, однако на смертном одре он не преминет напомнить Соломону о злословии Семея ( 3Цар. 2,8.9 ). 19 Мемфивосфей. См. ком. к 4,4. не омывал ног своих. Очевидно, дав обет Господу и прося Его даровать победу и с миром возвратить его в Иерусалим. См. также ст. 30. 19 слуга мой обманул меня. См. 16,3. 19 Ангел Божий. См. ком. к 14,17. 19 разделили между собою поля. Не желая вызывать Сиву для наказания за клевету или же не считая доводы Мемфивосфея достаточно убедительными, Давид останавливается на компромиссном решении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010