Он с самого начала вводит читателя в атмосферу хеседа – он предупреждает: история, которую я вам хочу рассказать, немножко о других людях или, во всяком случае, о других отношениях между людьми. Это позволяет ему не повторять Осию, а пойти ещё дальше по пути создания «образа и понятия» другой любви. КР соотносится с Книгой Осии, как образец с исключением, или как самая идеальная норма с крайностью. По-видимому, как норма закрепляется в иудео-христианской традиции та концепция брака, которая в Книге Осии только предвосхищается, а в КР уже очерчена. Апостол Павел придаёт догматическую ясность именно этой, уже существующей концепции, когда уподобляет супругов Христу и Церкви. И раби Акива исходит из неё же, когда уподобляет мужа Крепкому Израиля, а жену – Шехине, Его сопребыванию с людьми. Книга Руфи и 1–2 Царств Давно было замечено, как в традиционной экзегезе, так и в библеистике, что царь Давид находится в особых отношениях с, так сказать, явлением «любви». Имя его может быть понято как милый, любимый, оно созвучно постоянному эпитету героя в Песни Песней 1:13 (/dôdî), хотя настоящая этимология этого имени темна. Рассказы о жизни Давида, как правило, построены на том, что кто-то любит его. В первую очередь, и к этому мы ещё вернёмся, это Ионафан, сын Саула ( 1Цар.18:1 и многие другие), но и сам Саул начал с того, что полюбил Давида ( 1Цар.16:22 ). Давида полюбила дочь Саула Мелхола и не только вышла за него замуж, но и спасла от гнева отца ( 1Цар.18:20, 27, 19:11–17 ). Давида любят его слуги и дружинники и иногда совершают ради него дерзкие подвиги, как в эпизоде с водой, которую они для него достали во вражеском стане ( 2Цар.23:15–17 ). У него есть особые друзья, способные ради него на отчаянную хитрость и притворство, и самопожертвование, как Хусий и Авиафар ( 2Цар.15:33–37, 16:16–19, 17:5–22 ). И, наконец, просто сказано, что весь народ любил Давида и называл его «светильником Израиля» ( 1Цар.18:30 , 2Цар.5:1, 21:17 ). Если перейти от библейских текстов к традиции, можно заметить, что особая любовь к Давиду никогда не угасала в еврейском народе, превратившись в поговорки и колыбельные: «ты красив, как царь Давид», «спи, сыночек, тебя любят, как царя Давида» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Ст. 24–31. Вспоминаются дальнейшие события в пустыне – ниспослание с неба манны и перепелов для насыщения голодного народа (см.: Исх. 16:13–15 ; Чис. 11:7–9,31–33 ). Ст. 25. Хлеб ангельский – т. е. подаваемый Ангелами, служащими Божиим мановениям. Бог не только тела евреев питал манною, но и душу их питал разумною силою, какою питает и Ангелов (свт. Афанасий Великий ). Ст. 38. Речь идет о милости Божией к народу в пустыне (см.: Исх. 32:14 ). Ст. 44–53. Перечисляются беды, которые навел Бог на Египет, когда фараон не хотел отпускать древних евреев из страны (см.: Исх. 7–14 ). Ст. 54. Речь идет о горе Синай (Хорив), на которой Бог дал Моисею заповеди (см.: Исх. 19 ). Ст. 55. Вспоминается завоевание Ханаанской страны Иисусом Навином ( Нав. 11–19 ). Ст. 56–58. Речь идет об усвоении древними евреями культа побежденных народов. Ст. 59–64. Речь идет о поражении израильтян в войне с филистимлянами (см.: 1Цар. 4 ). Ст. 65–66. Вспоминается победа израильтян над филистимлянами (см.: 1Цар. 7 ). Ст. 67–69. Ковчег Завета, в котором хранились скрижали с начертанными на них заповедями Божиими, захваченный из Силомской скинии как трофей филистимлянами, по возвращении его израильтянам не вернулся в Силом, принадлежавший потомкам Ефрема, сына Иосифова, но был перенесен в Кириаф-Иарим, а затем – при Давиде – на гору Сион в Иерусалим, город племени Иудина (см.: 1Цар. 7 ; 2Цар. 6 ). Ст. 70. Этот стих повествует о том, как юный пастух Давид был избран Богом в цари над Израилем (см.: 1Цар. 16:1–13 ).   Псалом 78 ...Асафа – см. примеч. к пс. 72. Ст. 1. В псалме оплакивается разрушение Иерусалима и храма. Это событие имело место в 587 г. до Рождества Христова, когда Иерусалим был захвачен войском царя Навуходоносора, и в 169 г. до Рождества Христова, когда город был снова взят и храм снова осквернен, но уже царем Антиохом IV Епифаном. Ст. 5. ...палить – букв. «гореть»; ...кара – букв. «ревность». Ст. 7. ...терзали – букв. «пожрали». Иакова, и земли его – еврейский народ. Потомки каждого из двенадцати сыновей Иакова (Израиля) назывались по имени своего предка и объединялись в племя, «колено», которое владело закрепленной за ним территорией.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Конец эпохи судей и время первых царей (XI-X вв. до Р.Х.) ознаменовались особым проявлением пророчества в лице Самуила, Давида, Гада и Нафана. Самуил, призванный быть пророком в отроческом возрасте, подтвердил предсказанное «человеком Божиим» отвержение всего дома Илия, первосвященника и судьи, и явился орудием Божественного промышления во время реформы правления в Израиле ( 1Цар. 8–12 глл.). Библейское предание изображает Самуила как первого после Моисея великого пророка, признаваемого всем Израилем «от Дана до Вирсавии» ( 1Цар. 3:20 ). В деле защиты монотеистической религии Завета ему помогал сонм «пророческих сынов» ( 1Цар. 10:5 Давид, как пророк, известен, главным образом, своими мессианскими пророческими псалмами, а Гад и Нафан были его советниками ( Мф. 22:43 ; Деян. 2:30 ; Евр. 11:32 ). Гад, «прозорливец Давида», посоветовал изгнаннику-Давиду возвратиться из Моава в Иудею, возвестил ему наказание за горделивое предприятие (военную перепись), указал место будущего храма и помогал в организации левитов для богослужения ( 1Цар. 22:5 ; 2Цар. 24:11 18 слл.; 2Пар. 29:25 ). Нафан, также как и Гад, чуждый всякого пресмыкательства перед царём, трижды вмешивался в жизнь Давида; запретил ему строительство храма, как пролившему много крови в войнах; возвестил пожизненные бедствия в наказание за грехопадение, а также предсказал вечность его рода, ибо из него произойдёт Мессия. ( 2Цар. 7 гл.; 1Пар. 17 гл., 22:8–10; 2Цар. 12 гл.; 2Пар. 29:25 ). Именно в рассматриваемое время, за тысячу лет до Рождества Христова, из пророчества Нафана, возвещённого Давиду по поводу его намерения построить храм (2Цар. 7гл.), и затем из пророческих псалмов Давида впервые стала известна великая мессианская идея о происхождении Мессии-Христа из рода Давидова и о спасении через Него потомков Иакова и языческих народов, – идея, которая далее будет подробнее развиваться другими пророками, особенно Исаией. Период разделённой монархии, продолжавшийся более двухсот лет (от смерти Соломона до падения северного царства; 931–722 гг. до Р.Х.) также был временем особенно активной деятельности пророков. Во весь этот период действовал институт пророков-проповедников, воздвигаемых Богом, которые как бы контролировали жизнь библейского народа, а также деятельность самих царей, – большинство которых были нечестивыми, – и направляли её согласно требованиям монотеистической религии Завета. В исторических книгах (3–4 Цар. и 2Пар.), описывающих этот период, упоминаются по имени 15 пророков-проповедников и несколько пророков анонимных. К концу периода разделённой монархии относится начало непрерывного служения пророков-писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Своей проповедью спас=7. а. πασαν γην δε о Χριστος=7. а.=А Христос освободил=7. а. ελυτρωσατο τε=6. в.=От погибели за грех=7. а. και ωλην οικουμενην=7. в.=Мир весь, всю вселенную=7. а. παντα ημιν εν προφηταις=8. в.=Чрез пророков известив=7. а. δηλωσας ηλϑε πληρωσαι=8. в.=Наперед все о Себе=7. а. Он пришел исполнить то=7. а. Строфа двадцать первая: νικην παρεχων τοις ταπεινοις=9. а.=Чтоб победу кротким дать=7. а. (с.). δικην τροπαιου φερων=7. в.=Крест на раменах неся=7. а. (с.). επι ωμων τον σταυρον=7. а.=Как трофей побед Своих=7. а. (с.). εξηλϑε σταυρωϑηναι=7. в.=Шествует вперед Христос=7. а. (с.). Строфа двадцать вторая: οξος εποτισαν την πηγην=9. а.=Уксус дали пить Тому=7. с. (а.). —45— των γλυκερων ναματων=7. в.=Кто – Источник сладких вод=7. с. (а). και χωλην επεδωκαν=7. с.=И желчь поднесли Тому=7. с. (а.). μαντα νετισαντι=7. с.=Кто дал манну, как бы дождь=7. с. (а.). και το μαννα εκ της πετρας πηγασαντι=12. c.=И Кто воду из скалы=7. а. Чудным образом извлек=7. а. Выписываем в заключение самую последнюю строфу перевода: υμνησον τουτον ω γηγενης=9. а.=Земнородный, восхвали=7. а. αινεσον τον παϑοντα=7. в.=И воспой, воспой Сего=7. а. και ϑανοντα δια δε=7. в.=Кто страдать благоволил=7. а. και ζωντα μετ’ ολιγον=7. в.=И кто умер за тебя=7. а. ϑεωρησας τη ψυχη=7. а. И когда Он оживет=7. а. δεξαι ηδονη=5. а.Радостно прими Его=7. а. του ταφου γαρ μελλει=6. в.=Устремясь к Нему душой=7. а. εξανιστασϑαι Χριστος=7. а.=Ибо явится Христос=7. а. και καινιζειν σε ανϑρωπε=8 (7) с.=Вновь от гроба и тебя=7. а. ψυχην ουν καϑαραν=6. а.=Обновит, о человек!=7. а. (лучше: восстановит тебя от гроба и обновит, о человек! Ср. выше). αυτω ετοιμασον=6. а.=Итак, душу чистую=7. с. ιν’ ενταυϑα ουρανου=7. а.=Приготовь Ему, дабы=7. а. κατοικον ποτε σε=6 (а). в.=В небе поселил тебя=7. а. ποιηση βaσιλευς σου=7. в.=Грядет скоро твой Господь=7. а. ηξει ταχεως χαρας τε=8. в.=И исполнит радостью=7. с. εμπλησει την εκκλησιαν=8. в.= Церковь , Им созданную=7. c. ινα χορευη (о) Αδαμ=8. а.=Веселись, ликуй Адам!=7. а.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Они уведены в плен. Рахиль представляется при этом находящеюся в Раме или потому, что в этом городе после разрушения Иерусалима собраны были пленные иудеи пред их отправлением в Вавилон (см. Иер. 40:1 ); или же – еще вероятнее – потому, что неподалеку от этой Рамы находился «гроб Рахили» – по косвенному свидетельству 1Цар. 10:2 . Первое предположение менее вероятно, потому что халдеи вели в плен иудеев, следов. не детей Рахили. Итак, в Раме слышится голос Рахили, матери подданных израильского царства, – голос, раздающийся из места последнего ее упокоения и пребывания. Она представляется как бы ожившею и одушевленною материнскою любовию к своим детям, к своим потомкам. Чувство этой любви вызывает теперь у нее горькие слезы: детей ее нет с нею; они уведены в плен. Если Рахиль представляется плачущею в Раме, как в месте своего последнего упокоения: то настоящее место книги пророка Иеремии, также как и 1Цар. 10:2 , было бы несогласно с показанием книги Бытия о месте смерти и погребения Рахили. В 1Цар. 10:2  сказано, что Саул, вскоре по уходе из Рамы от Самуила, по указанию последнего, имел встретить двух человек близ гроба Рахили, на пределах Вениаминовых. Между тем в Быт. 35:16  сказано, что Рахиль родила (а день этих родов ее и был днем ее смерти), когда по пути из Вефиля еще оставалось некоторое разстояние земли до Ефрафы. Немного ниже, Быт. 35:19 , также как и в Быт. 48:7 , место смерти и погребения Рахили указывается на дороге в Ефрафу, т. е. Вифлеем. Если Ефрафа, около которой умерла Рахиль, есть Вифлеем: то она не могла лежать близко к Раме, «на пределах вениаминовых», близь северной границы вениаминова колена. Наоборот, если Ефрафа действительно находилась близь Рамы: то она не могла быть тожественна с Вифлеемом, лежавшим к югу от Иерусалима в колене иудином. Несогласие между двумя показаниями могло бы быть устранено предположением, что в Быт. 35:19, 48:7  слова: «то есть Вифлеем» суть позднейшее прибавление, пред которым относительно достоверности имеет преимущество показание 1Цар. 10:2  касательно места смерти и погребения Рахили.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Наконец, и Соломон в начале своего царствования отправляется в Гаваон к скинии свидения для совершения там жертвоприношения, «ибо там был главный жертвенник» ( 3Цар.3:4 ; 2Пар.1:6 ), т.е. обычное, преимущественное место жертвоприношений. Но вместе с этими фактами жертвоприношений при скинии, еврейская история до построения храма Соломонова представляет нам, с другой стороны, ряд фактов приношения жертв не при скинии собрания, а в других местах. Чтобы правильно оценить значение этих фактов, нужно обратить внимание на характер их. Одна часть этих фактов представляет собой жертвоприношения пред ковчегом завета, находящимся вне скинии. Сюда относятся: жертвоприношение в Вефиле во время войны Израильтян с Вениамитянами ( Суд.20:26 , Суд.21:4 , срв. Суд.20:27 ), принесение жертвы жителями Вефсамиса при возвращении ковчега от Филистимлян ( 1Цар. 6:14–15 ), жертвоприношения Давида при перенесении ковчега из дома Аведдара в Иерусалим и при поставлении ковчега в новоустроенную Давидом скинию ( 2Цар.6:13 , 2Цар.6:17 ; 1Пар.15:26; 1Пар.16:1). Приносил жертвы пред ковчегом завета в Давидовой скинии Соломон по возвращении своем из Гаваона ( 3Цар.3:15 ). Наконец, судя по тому, что, с одной стороны, Авиафар, один из двух первосвященников, служивших одновременно при Давиде, служил, как весьма вероятно, при скинии Давидовой пред ковчегом завета, – с другой стороны, судя по тому, что при этой Давидовой скинии существовал жертвенник ( 3Цар.3:15 ), – на основании всего этого можно предположить, что пред ковчегом завета во времена Давида жертвоприношения совершались вообще неоднократно. Все эти жертвоприношения обусловливались присутствием ковчега завета, на том основании, что ковчег завета, собственно, очистилище было местом постоянного пребывания Бога, обычным местом откровения Его, согласно постановлению об этом Самого Господа ( Исх.25: 21–22 ). С таким значением, как места пребывания Бога, представляли себе ковчег и Израильтяне; например, после поражения их Филистимлянами, евреи говорят: «возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших» ( 1Цар.4:3 ); Филистимляне, узнав о прибытии ковчега в еврейский стан, говорят: «Бог тот пришел к ним в стан»; «кто избавит нас от руки Этого сильного Бога?» ( 1Цар.4:7–8 ); жители Вефсамиса говорят о ковчеге завета: «кто может стоять пред Господом, Сим Святым Богом? и к кому Он пойдет от нас?» ( 1Цар.6:20 ); вообще, по представлению свящ. автора, на ковчеге завета «призвася (т.е. «наречено» – русск., синод.) имя Господа Сил, седящаго на херувимех над ним» ( 2Цар.6:2 ; 1Пар.13:6 ). А так как, по закону Исх.20:24 , жертву нужно было приносить на всяком месте, где «наречет» имя Свое Господь, и так как, вместе с тем, ковчег завета и являлся одним из таковых мест (срв. 2Цар.6:2 ; 1Пар.13:6 ), то, следовательно, совершение жертвоприношений пред ковчегом завета являлось точным соблюдением закона Исх.20:24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Отсюда необходимость в особенной помощи Божией царю для несения, а народу для Божия руководства и примирения с тяготой таинства миропомазания. Там Бог царствует непосредственно, здесь – в борении. 1 Цар. 12 1Цар. 12, 17 Не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, как велик грех , который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя. 19 И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех , когда просили себе царя. Желание евреев иметь у себя царя было отвержением Самого Бога, Который управлял ими, вследствие недостаточной любви к Нему, а потому и есть грех. 1Цар. 12, 23 И я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой. Так молитвы святых облегчают наши скорби, бедствия и искушения, когда мы обращаемся к ним за помощью. 1 Цар. 15 1Цар. 15, 22 И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; 23 ибо непокорность есть такой же грех , что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем [над Израилем]. Послушание и покорность выше жертвы. Непослушание или противление подобны волшебству и идолопоклонству. Все сие в отношении Бога. Послушание потому выше жертвы, что оно само по себе есть жертва наидорогим – самим собою – и наитруднейшим для принесения сей жертвы. Непослушание же потому приравнивается волшебству и идолопоклонству, что оно есть соединение с диаволом, а потому и действие диавольское, а не простое греховное. 1 Цар. 16 1Цар. 16, 2 И сказал Самуил: как я пойду? Саул услышит и убьет меня. Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада и скажи: «я пришел для жертвоприношения Господу»; 3 и пригласи Иессея [и сыновей его] к жертве; Я укажу тебе, что делать тебе, и ты помажешь Мне того, о котором Я скажу тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

7 Я не жил в доме. Бог сопутствовал избранному Им народу во всех его скитаниях (ст. 6,7) и не желал, чтобы дом имени Его (ст. 13) был построен прежде, чем Он «устроит место» Своему народу (ст. 10) и даст ему возможность пользоваться плодами мира (ст. 11). Подразумеваемые Богом мир и покой явно должны были стать более надежными и глубокими, чем те, что Израиль обрел с воцарением Давида в Иерусалиме (ст. 1). 7 был с тобою везде. См. ком. к 1Цар. 16,18 . истребил всех врагов твоих. Ср. ст. 1 и 11. Эти слова следует понимать не в том смысле, что благодаря Божественной помощи у Давида вообще не осталось врагов, а, скорее, как утверждение того, что во всех предшествовавших столкновениях с врагами Бог отдавал победу Давиду. сделал имя твое великим. Точнее: «сделаю имя твое великим». По-древнееврейски, в отличие от предыдущих фраз, эта стоит в будущем времени. Тем самым передается мысль о том, что, сколь бы ни были велики деяния Давида, Господь уготовил ему свершить в будущем нечто еще более великое. Этот обет Господа Давиду заставляет вспомнить о Его обещании «возвеличить имя» патриарха Авраама ( Быт. 12,2 ). Ср. 8,13, где о Давиде сказано, что он «сделал... себе имя». 7 Я успокою тебя от всех врагов твоих. См. ком. к ст. 1,6,9. Он устроит тебе дом. В ответ на отклоненное предложение Давида построить «дом» для Него (т.е. храм) Господь всемилостиво объявляет, что Он Сам «устроит дом» (т.е. царскую династию) для Давида. 7 семя твое. Имеется в виду Соломон (ср. ст. 13). которое произойдет из чресл твоих. Эти слова являются дословным повторением слов, обращенных Богом к Аврааму ( Быт. 15,4 ). 7 дом. Т.е. храм (ср. ст. 5–7). имени Моему. Именно «ради великого имени Своего» Господь не отверг Свой народ после того, как Израиль обратился к Самуилу с нечестивой просьбой поставить над ним царя ( 1Цар. 12,22 ). Теперь Он объявляет Давиду, что его сын, который унаследует израильский престол, «построит дом имени» Божиему. Об имени Божием см. Исх. 34,5–7 , а также ком. к 1Цар. 17,45 . 7 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном. Смысл этого обещания, определяющего особый характер взаимоотношений Бога с царями из рода Давидова ( Пс. 2,7; 88,19–38 ), в полной мере раскрылся во Христе (см., напр., Мф. 1,11 ; Деян. 13,33 ; Евр. 1,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7.9 Рассказ о Бейсане 7.10 Табария 7.11 Изложение Рассказа Ибн-Исхана о Ярмуке 7.12 Присяга Му’авии 7.13 Отравление Абд-ар-Рахмана-иби-Халида 7.14 О кафедре Мухаммеда 7.15 Восстание в Палестине 7.16 Присяга Мервану 7.17 О битве при Мердж-Рахите 7.19 Сулейман-ибн-Абд-ал-Мелин. 7.20 Омар-ибн-Абд-ал-Азиз. 7.21 Язид-ибн-Абд-ал-Мелик 7.22 Хишам-ибн-Абд-ал-Мелик.. 7.23 Ал-Валид-ибн-Язид и Язид-ибн-ал-Валид. 7.24 Восстание в Палестине и Урдунне. 7.26 Бегство Мервана. 7.27 Последние усилия Омейядов. 7.28 События при правлении аббасидских халифов. 7.29 Восстание Абу-Харба. 7.30 Меры ал-Мутеваккиля против зиммиев. 7.31 Битва при ат-Тавахине. 7.32 О карматах. 8. Евтихий (+940) 8.1 Наступление Арабов. Осада Газзы. 8.2 Спор Софрония с Киром, патриархом александрийским. Софроний избран патриархом Иерусалимским. 8.3 Битва при ал-Якусе 8.4 Осада Дамаска 8.5 Сдача Иерусалима. Омар в Палестине 8.6 Запрещение совершать хаджж в Мекку 8.7 Разрешение строить новые церкви 8.8 Постройки ал-Валида в Иерусалиме и в Дамаске 8.10 Хишам. Захваченные яковитами церкви возвращаются мелькитам. 8.11 Ар-Рашид. Возвращение церквей, отнятых яковитами. 8.12 Обновление купола церкви Воскресения в Иерусалиме. 8.13 Ма’мун. Разрешение построить новые церкви. 8.14 Меры ал-Мутеваккиля против христиан 8.15 Сражение при ат-Тавахине 8.16 Разрушение церквей 8.17 Разгром храма Воскресения в Иерусалиме. 9. Ибн-Абд-Раббихи (+940) 9.1 Приезд Джебеллы-ибн-ал-Айхама к Омару-ибн-ал-Хаттабу на поклон 9.2 Омар в Сирии 9.3 Мерван II 9.4 Перевод диванов 9.5 Омар II 9.6 Ибрахим-ибн-Мухаммед 9.7Избиение при реке Абу-Футрусе 10. Ал-Масудий (+956) 10.1 Нава и Джаулан 10.2 Мертвое море 10.3 Бейсан 10.4 Иерусалим 10.5 Самаритяне 10.6 Назарет 10.7 Яковиты 10.8 Фанан 10.9 Описание Сирии 10.10 Арабы в Палестине 10.11 Праздник в Иерусалиме 10.12 Церкви в Антиохии 10.13 Мута 10.14 Наставление Фбу-Бенра вождям 10.15 Абу-Убейда 10.16 Халид-ибн-ал-Валид 10.17 Ибн-аз-Зубейр 10.18 Мерван 10.19 Абд-ал-Мелик 10.20 Валид 10.21 Мерван III 10.22 Аббасиды

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

11:1,2. Наас. Аммон и Израиль постоянно воевали за территорию к востоку от Иордана (см.: Суд. 11:33 ). С учетом фрагментов из свитков Мертвого моря, восстановленный текст 1Цар. 10гласит, что Наас угрожал также израильским коленам Гада и Рувима, – факт, подтверждаемый историком Иосифом Флавием (37–100 гг. н. э.). Кроме Библии Наас нигде больше не упоминается, а аммонитские исторические документы этого периода не сохранились. 11:1,2. Аммонитяне. Помимо Библии аммонитяне упоминаются только в позднеассирийских анналах (733–665 гг. до н. э.) и во фрагментарных эпиграфических источниках (до 590 г. до н. э.). В Библии аммонитяне представлены как народ Трансиордании, родственный израильтянам через племянника Авраама, Лота. Со времен исхода израильтян из Египта аммонитяне были заклятыми врагами Израиля, пока их не покорил преемник Саула, Давид ( 2Цар. 10–12 ). 11:2. Выкалывание глаз. Практику ослепления своих врагов применяли филистимляне (против Самсона; Суд. 16:21 ) и вавилонский царь Навуходоносор (против Седекии; 4Цар. 25:7 ). Ассирийские цари нередко расправлялись подобным образом со своими вассалами, нарушавшими условия договоров. Иосиф Флавий поясняет, что в таких случаях правый глаз выкалывали для того, чтобы лишить воинов способности сражаться, поскольку левую часть лица обычно прикрывал щит. Однако в контексте 1Цар. 11 целью выкалывания глаз было унижение Израиля. Нанесение увечий, приводящих к лишению дееспособности, наблюдается также в обращении с пленными царями, которым отсекали большие пальцы рук и ног (см. коммент. к Суд. 1:6 ). 11:4. Гива. См. коммент. к 10:26. 11:6. Дух Божий. Дух Божий сошел на Саула, как это происходило прежде с Гофониилом, Гедеоном, Иеффаем, и особенно Самсоном ( Суд. 3:10; 6:34; 11:29; 14:6,19; 15:14 ). В период судей сошествие Духа Господня почти всегда предшествовало созыву войска. В родоплеменном обществе, не имеющем центральной власти, заставить все колена объединиться в борьбе с врагом, угрожающим тому или иному колену, было очень трудно. Лидер должен был обладать способностью заставить всех следовать за ним, даже если у него не было на это формального права. В Израиле эту способность считали знаком Бога, ибо только Яхве обладал властью созывать ополчение. Поэтому каждый, кто созывал войско, применяя власть, принадлежащую только Яхве, считался «объятым Духом Господним». В 1Цар. 10 Дух подвиг Саула на пророчествование, а в 1Цар. 11 Дух дал ему власть для созыва войска. Присутствие Духа в Сауле незамедлительно отразилось в его праведном гневе, что заставляет вспомнить случай, когда охваченный яростью Самсон убил тридцать жителей Аскалона ( Суд. 14:19 ), и подтвердилось беспрекословным подчинением израильтян, откликнувшихся на его призыв.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010