Совершаемое Самуилом служение в Массифе ( 1Цар.7:5 ; Суд.11:11 ), Раме ( 1Цар.7:17 ), в земле Цуф ( 1Цар.9 ), в Вифлиееме ( 1Цар.16:3 ), основывалось на его пророческом даре и, таким образом, соответствовало закону об избрании места богослужения по Божественному откровению. В Галгале ( 1Цар.11:15 ), Номве ( 1Цар.21 ) и Гаваоне ( 3Цар.3:2 = 2Пар.1:3–5 ) находилась скиния и при ней жертвенник «работы Веселиила» ( 2Пар.1:4–5 ). Собрание народа перед Господом в Хевроне ( 2Цар.5:3 ) поясняется в книге Паралимпоменон ( 1Пар.11:3 ) замечанием об участии в сем Самуила. Затем, Хеврон был издревле священным и священническим городом и местом имени Божия (Быт.18гл.; 2Цар.15:7–8 ). По тем же соображениям, как места имени Божия, были ознаменованы жертвенниками: место победы Саула над Филистимлянами ( 1Цар.14:35 ) и явления Ангела на гумне Орны ( 2Цар.24:25 ). Так, указанные места общественных религиозных собраний имели законный характер и не противоречили узаконениям Пятокнижия. Другие же места: Офра, где Гедеон положил ефод «на пагубу себе и Израилю» ( Суд.8:25 ), и многочисленные самовольно устрояемые высоты, были незаконными местами и осуждались благочестивыми лицами древнего времени ( 3Цар.13:24;14:23;15:14 ). Жертвоприношения пророков Илии и Евсея совершаемы были по воле Божией, а потому вполне согласны с узаконениями Моисея ( 3Цар.18:29;19:21 ). Напрасно критики утверждают, будто закон Второзакония сочинен при Иосии и тогда же только стали уничтожать высоты. Гораздо ранее Иосии, высоты уничтожались царями Асой ( 2Пар.14:2 ), Иосафатом ( 2Пар.17:6 ), а особенно Езекией ( 4Цар.18:4, 22 ; Исх.36:7 ). Критикам и здесь volens nolens приходится утверждать, что в св. книгах написана «неправда». Действительно, опуская без внимания, как «недостоверное» повествование Паралимпоменон об Асе и Иосафате, критики также «единогласно» признают «недостоверным» повествование о Езекии (Вельгаузен, Штаде, Шменд, Кьюнен, Штейернагель) 55 . Конечно, таким путем легко подтвердить всякую гипотезу. Но кто же поверит этому?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В следующий, затем, период судей мы встречаем отца прор. Самуила Елкану, который также признавал скинию собрания преимущественным местом богослужения. Елкана жил во времена судей, когда дом Божий был в Силоме ( Суд.18:31 , 1Цар.1:7 , 1Цар.1:9 , 1Цар.4:3 ). И вот, Елкана «ходил из города своего из Армаеема из года в год 31 поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом» ( 1Цар.1:3 , срв. 1Цар.2:19 ), и не только он единично, но ходило «и все семейство его в Силом совершить годичную жертву Господу и все обеты свои и все десятины от земли своей» ( 1Цар.1:21 ). Но не только Елкана и его семейство обращались к скинии для отправления там богослужения. Говоря, например, об алчности и неуважительном отношении сыновей Илия к жертвенным приношениям, свящ. автор замечает, что «тако творяху (сыны Илия) всему Исраилеви, приходящему пожрети Господеви в Силоме» ( 1Цар.2:14 ); очевидно, что и многие Изральтяне обращались в Силом к скинии для жертвоприношений. Из последующей истории мы узнаем, что при Давиде был назначен к скинии свидения штат священников во главе с первосвященником Садоком, «да возносят всесожжения Господеви на алтари всесожжений выну утро и вечер, и по всем яже писана суть в законе Господни, елика повеле сыном Исраилевым рукою Моисея раба Божия» ( 1Пар.16:40 ). Здесь ясно подчеркивается, что в скинии собрания совершалось ежедневное обычное, уставное богослужение, по предписании, уставу Моисея 32 . С указанным отношением Давида к скинии свидения вполне гармонирует заметка автора ( 1Пар. 21:28–30 ) о том, что Давид «егда виде, яко услыша его Господь на гумне Орны Иевусеянина, и пожре ту жертвы; и скиния Господня юже сотвори Моисей в пустыни, и алтарь всесожжения во время оно бысть в вышнем, еже в Гаваоне; и не возможе Давид ити пред него, еже вопросити Бога, понеже устрашен бысть от лица меча Ангела Господня». На основании этой заметки представляется, что, если бы Давид не был устрашен мечем явившегося ему на горе Мариа Ангела, то он обратился бы для совершения жертвоприношения, по поводу явления Ангела, к скинии свидения в Гаваоне, очевидно, потому, что там было обычное, постоянное место богослужения 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Так, уже Моисей обращается к Израилю с следующими пророческими словами: «Когда войдёшь в землю, которую Бог твой даёт тебе, и овладеешь ею и поселишься в ней и скажешь: поставлю я над собою царя, как все народы, что кругом меня... то поставляя поставь над собою царя, которого изберёт Себе Иегова Бог твой». ( Втор.17:14–20 ). Пророчество Моисея в своё время исполнилось. При самом установлении царской власти в еврейском народе ( 1Цар.8:9,10 ), первый царь этого народа Саул был избран, указан народу и назначен Самим Богом, несмотря на то, что желание иметь царя исходило от народа и что Бог не одобрял его желания поставить себе царя и даже разгневался на него за это желание (ср.: Ос.13:11 ), так как в нем скрывалось домогательство народа освободиться от непосредственного водительства Божия, сопровождаемое ослаблением его веры и надежды на Бога и недостаточною покорностью Его воле (ср.: Ос.13:9–11 ). Мало того, что Бог избрал, назначил и указал народу его первого царя, Он повелел ещё Самуилу помазать его на царство. И это произвело в Сауле переворот: «Бог дал ему иное сердце», а когда сошёл на него Дух Божий, то он стал пророчествовать. И, по словам Самуила, Бог упрочил бы его царствование в Израиле навсегда. Но так как Саул тотчас же по вступлении на престол не исполнил повеления Господня, то Самуил ему сказал, что теперь не устоять его царствованию ( 1Цар.13 ). Это потом и оправдалось: в сражении на горе Гелвуе израильтяне были разбиты филистимлянами, трое сыновей Сауловых были убиты, а сам Саул, чтобы не попасться в руки врагов, пал на свой меч и умер ( 1Цар.31 ). Раньше ещё печальной кончины Саула Господь отступил от него ( 1Цар.18:12 ), «отступил» от него «Дух Господень и возмущал его злой дух от Господа» ( 1Цар.16:14 ). Тогда же Бог указал Самуилу на Давида, младшего сына Иессея, как на преемника Саулу, и Самуил помазал его на царство, «и почил Дух Господень на Давиде с того дня и после» ( 1Цар.16 ; 2Цар.12:7 ). Бог же предизбрал на царство из многих сыновей Давидовых Соломона ещё при жизни Давида ( 1Пар.28:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Блаженный Иероним: «...и вознесет рог Помазанника Своего», – эти слова обозначают величие Царства Христова» (Творения. Т. 14. С. 196). Духовная глубина этого ветхозаветного пророчества была причиной того, что Песнь праведной Анны легла в основу содержания третьей песни канона на всенощном бдении Православной Церкви. Например, в каноне на праздник Богоявления читаем: «Неплодная прежде и страдавшая бесчадием, радуйся ныне, Христова Церковь ; ибо водою и Духом у тебя родились сыны...». И ещё: «Крепость даяй царем нашим Господь, и рог помазанных Своих возносяй, от Девы рождается...». На Рождество Христово: «... Христу Богу возопиим, вознесый рог наш, свят еси Господи...». 2. О призвании Самуила к пророческому служению повествует третья глава Первой книги Царств. Святой пророк Самуил был тогда ещё в отроческом возрасте и прислуживал на богослужениях, совершаемых священником Илием. «Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты» ( 1Цар.3:1 ), – это признак оскудения духовного. Выше говорилось о беззакониях, совершаемых при Скинии сыновьями Илия Офнием и Финеесом. В это бедственное для Израиля время Господь возжигает новый светильник благочестия, чтобы в свете его были обнажены и осуждены грехи народа. Господь в откровении святому Самуилу произносит суд над домом Илия, о котором юный пророк и возвещает священнику. «И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не оставалось ни одного из слов его не исполнившимся. И узнал весь Израиль, что Самуил удостоен быть пророком Господним» ( 1Цар.3:19–20 ). После смерти Илия Самуил сделался судьёю и, благодаря его влиянию, израильтяне уничтожили своих идолов ( 1Цар.7:3 ), и, собравшись на войну, поразили филистимлян. Самуил судил народ во все дни своей жизни ( 1Цар.7:15 ), из года в год, обходя пределы Израиля. В Раме, в своем родном городе, пророк построил жертвенник, молился за народ и совершал жертвоприношения. Торжественное празднование Пасхи, которое устроил Самуил, жило в воспоминаниях летописцев ещё несколько столетий ( 2Цар.35:18 ). При наступлении старости он поставил своих сыновей судьями над Израилем. Но они «не ходили путями его, а уклонились в корысть», вследствие чего народ стал требовать от Самуила поставить им царя. Такая просьба не понравилась пророку, однако Господь велел ему исполнить желание народа, предварительно ознакомив его с требованиями, которые царь имеет право предъявлять своим подчинённым. Выслушав от Самуила «права царя» ( 1Цар.8:9 ), народ всё-таки стал настаивать на исполнении своего желания. Тогда Самуил помазал над ними царём Саула, сына Кисова ( 1Цар.9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

В главе 13 сын Саула Ионафан, а не сам Саул, делает «что может рука» его, т.е. бросает вызов филистимлянам. Решив, по всей видимости, что тем самым указание, которое Самуил дал ему (10,7), выполнено, Саул, в соответствии с другим его указанием (10,8), отправляется в Галгал и там ожидает прибытия пророка. Самуил запаздывает с прибытием, и Саул приносит положенные перед битвой жертвы, не дожидаясь его, поскольку полагает, что военная ситуация не допускает дальнейшего промедления. Но едва жертвоприношение было окончено, как Самуил появился в стане Саула и, выслушав оправдания царя, объявил ему, что поступок его был недальновиден и царствование его продлится недолго. После того, как Саул окончательно отверг помощь Самуила (гл. 15), для Бога он уже более не является законным царем (хотя и продолжает занимать престол в течение еще нескольких лет), и Бог обращает Свой взор на Давида. В главах 16–31 прослеживается процесс духовно-психологического разрушения личности Саула, усугубляемого его страхом перед Давидом как человеком, которого Бог Своей волей предопределил на царствование. После нескольких неудавшихся попыток покушения на жизнь Давида Саул в конце концов погибает сам. Давид же по промыслу Божиему восходит на престол Израиля. Начиная с эпизода помазания (гл. 16), в рассказе о воцарении Давида неоднократно встречаются слова о том, что Давид был угоден Богу (см. ком. к 16,18). Давид является прообразом своего великого Сына по плоти Иисуса Христа. Так, к примеру, оба получили пророческое благословение: Давид от Самуила ( 1Цар. 3,20; 16,13 ), Иисус от Иоанна Крестителя ( Мф. 14,5 ; Ин. 1,29–31; 5,31–35 ); на обоих нисходил Дух Божий ( 1Цар. 16,13 ; Мк. 1,9–11 ); оба совершали великие деяния ( 1Цар. 17 ; Мф. 11,4.5 ). Против обоих царей выступали цари, опасавшиеся за свою собственную власть ( 1Цар. 18,9 ; Мф. 2,13–15 ), оба получили предупреждение о грозящей их жизни опасности и избежали ее ( 1Цар. 20 ; Мф. 2,13–15 ); оба оказались безвинно отвергнутыми своим народом ( 1Цар. 23,12 ; Ин. 19,15 ) и, будучи отверженными, учились во всем полагаться лишь на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пророческие общества, о существовании которых в период деятельности Илии и Елисея можно с несомненностью заключать на основании 3-й и 4-й кн. Царств, состояли из упоминаемых в этих книгах «сынов пророческих» – . Рассмотрение необходимой для уяснения образа этих обществ истории их приводит нас к подобным же обществам, упоминаемым в 1-й кн. Царств ( 1Цар.10 ; 1Цар.19 ) в эпоху пророка Самуила. На всем пространстве израильской истории мы только дважды и встречаемся с этим замечательным явлением и именно в те времена, когда пророки действовали в еврейском народе с наибольшей силой, составляя единственный оплот ветхозаветной церкви против великих опасностей, угрожавших ей. Потому-то, как сходство исторических обстоятельств народной жизни в обе эпохи, так и еще большее сходство вызванных этими обстоятельствами пророческих обществ, побуждает нас рассмотреть последние в их взаимном соотношении и связи. В первой книге Царств упоминание о пророческих обществах встречается в двух местах – в связи с повествованиями о важнейших обстоятельствах из жизни Саула: 1Цар.10:5–10 и 1Цар.19:20–24 . По первому месту – у «холма Божия» Саулу встречается сходящий с высоты «сонм пророков» , пророчествующих под звуки псалтири, тимпана, гуслей и свирели; по второму – посланные Саулом взять Давида встречают в Навафе – в Раме «союз пророков» , пророчествующих и Самуила, начальствующего над ним – . В обоих случаях члены обществ называются «пророками» ( 1Цар.10:5,10,11,12; 19:20,24 ). Место, где Саул встретил сонм пророков в первый раз, называется по-еврейски , – каковое название встречается в Библии только один раз, и именно в данном месте. Под ним с уверенностью можно разуметь гору, на которой находился город Гива Вениаминова – недалеко от Иерусалима. Такая уверенность основывается на самом характере библейского повествования, по которому Саул, когда достиг «холма Божия» при возвращении от Самуила, не продолжает уже пути и кроме того встречается здесь со своим дядей ( 1Цар.10:14 ); отсюда следует, что он достиг своего родного города.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

22–23. В подтверждение высказанных мыслей псалмопевец обращается в собственному опыту и с благодарным славословием Господу указывает из своей жизни случай подобного явления милости Божией в укреплённом городе ( во град что представляется ему особенно дивным и знаменательным, так как он в то время уже близок был к отчаянию и в смятении ( во себя, см. прим. на надп.) от страха и скорби готов был считать себя оставленным от Господа и лишённым Его милости ( верженъ лица – ср. Пс.10:2 ), но именно тогда Господь и услышал молитву его, и даровал ему избавление. – Так как по ходу речи псалмопевец имеет здесь в виду известный определённый случай явления ему помощи Божией и нет основания в употребленном им выражении «в укреплённом городе» ( ) отрицать прямой буквальной смысле, в каком только оно и встречается в Св. П. (ср. Пс.59:11 ; 2Пар. 8:5; 11:5; 14:6–7 , и др.); то, по соображению с историей Сауловых гонений и с намёком псалма на тогдашнее пребывание писателя его среди идолопоклонников (ст. 7), кажется всего вероятнее видеть здесь указание на обретённое Давидом под конец скитальческого времени его жизни безопасное убежище в данном ему от филиппинского царя Анхуса городе Секелаге ( 1Цар.27:5–6 ), тем более что пред своим бегством в Филистимскую землю он действительно находился в смущении от мысли, что может попасть в руки Саула ( – ст. 1), и получение столь безопасного убежища во враждебной, неприятельской стране, где он уже раз во время своих скитаний подвергался смертной опасности ( 1Цар.21:10 ), было для него особенно знаменательною милостию Божиею. – Город Секелаг (евр.-русск. Циклаг), назначенный по разделу Ханаанской земли сперва Иудину (И. Нав. 15:20 и 31), а потом Симеонову колену ( – 19:1 и 5), но до воцарения Давида остававшийся во власти Филистимлян, лежал на юго-западной оконечности филистимской земли и, как пограничный с одной стороны с Иудеею, с которою Филистимляне вели постоянные войны (ср. 1Цар.10:5; 17:1; 28:1 и др.), а с другой с Иудейскою пустынею (И. Нав. 15:21:31 ), откуда постоянно грозили своими набегами хищнические племена различных кочевников ( 1Цар.27:8; 30:1 ), без сомнения, подобно другим пограничным городам, был по преимуществу укреплённым городом, обнесённым станами и крепкими воротами и запорами (ср. 1Цар.23:7 ). – Но в общеназидательном смысле в этом историческом указании заключается вообще мысль о дивной благодатной помощи Божией верующим, всегда обретаемой ими во время искушений в св. Его Церкви, и особенно в новозаветной Церкви Христовой, которая есть именно град Бога Живаго ( Евр.12:22 ; Апок.3:12 ), оснований на твердом камени веры, и обнесенный крепкими высокими станами ( Апок.21:12 , – 14), так что никакие силы ада не одолеют ее ( Мф.26:18 ; ср. св. Кирилла Александра у Зигабена, св. Афанасия на Пс.59:11 и Слав. Толк. Псалтирь).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Возгораемся ли ревностью правды против пороков? – Пусть представляется Финеес ( Числ.25:7–8, 11 ), который, мечом проколов насквозь имевших соитие, возвратил народ к чистоте, и гневный умилостивил гнев Божий. Желаем ли мы в сомнениях наперед иметь надежду на всемогущего Бога? Будем памятовать об Иисусе Навине ( Нав.3:5, 8 ), который когда вступал в сомнительные битвы с верною мыслью, достигал победы без сомнения. Желаем ли оставить сердечные неприятности, и проявить душу в благости? Вспомним о Самуиле ( 1Цар.8:5 ), который, будучи лишен народом власти, на прошение того же самого народа о молитве за него Господу отвечал, говоря: да никакоже ми согрешити Господу, оставити еже молитися о вас ко Господу ( 1Цар.12:23 ). Потому что святой муж верил, что он учинит преступление, если не воздаст в молитве благодатною любовью тем, которых, как врагов, терпел до низложения. Он же опять, когда по повелению Господа был посылаем помазать Давида в Царя, отвечал: како поиду; и услышит Саул, и убиет мя ( 1Цар.16:2 ). И несмотря на то, что знал, что на этого самого Саула Бог прогневался, предался такой скорби, что ему лично Господь сказал: доколе ты плачеши о Сауле, Аз же уничижих его ( 1Цар.16:1 ). Итак помыслим, какой жар любви воспламенят душу того, кто плакал даже о том, от кого опасался быть убитым. Желаем ли мы остерегаться того, кого боимся? – Нам основательно надобно подумать о том, дабы при открывшемся удобном месте самим не воздать злом за зло тому, кого мы бегаем. Поэтому вспомним о Давиде, который и нашел и мог бы убить Царя, преследующего его, и однако же, в самом разгаре гнева, он избрал добро, которое сам должен был делать, а не зло, которое тот должен был потерпеть заслуженно, говоря: да не будет Ми от Господа нанести руку мою на Христа Господня ( 1Цар.15:7, 26:11 ). И когда тот же Саул после был убит врагами, то он (Давид) плакал о смерти того, от кого при жизни терпел преследования ( 2Цар.1:17 ). Решаемся ли мы свободно говорить о заблуждениях могущим мира сего? – Приведем на память авторитет Иоанна, который, обличая нечестие Ирода, не убоялся быть убитым за правоту слова ( Мк.6:18–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Ст. 15. ...единственными – букв. «каждое поодиночке». Ст. 16–17. Историческими параллелями к этим стихам могут служить: Сеннахирим, не сумевший завоевать Иерусалима (см.: 4Цар. 19 ), Голиаф, убитый Давидом (см.: 1Цар. 17 ), конница египетского фараона, погибшая при преследовании древних евреев (см.: Исх. 14:23–28 ).   Псалом 33 Ст. 1. Это надписание несколько расходится с известным библейским рассказом о том, как Давид притворился безумным, когда, убежав от Саула, пришел в филистимский город Гефу к царю Анхусу и был там опознан слугами царя (см.: 1Цар. 21:10–15 ). Возможно, что Анхус – личное имя, тогда как Авимелех (букв. «отец царя») – имя царского рода или достоинства. Ст. 6. ...просветитесь – будьте озарены светом. Ср. рассказ о Моисее, лицо которого сияло после общения с Богом (см.: Исх. 34:29–35 ). Ст. 9. Вкусите – примите в себя Бога. Этот стих поется в Церкви в качестве причастна на Литургии Преждеосвященных Даров. Ст. 10. Страх Божий – одна из главных норм библейской морали, заповедь Божия, (см.: Лев. 19:14 , Втор. 6:13 ). В Притчах Соломона читаем: «Начало мудрости – страх Господень» ( Притч. 1:7 ) (ср.: Быт. 42:18 ; Исх. 18:21 ; Иов 28:28 ; Притч. 8:13 ; Сир. 15:19 ).   Псалом 34 Этот псалом, полный горьких чувств человека, неправедно гонимого, заставляет нас вспомнить о лютой ненависти Саула к юному Давиду (см.: 1Цар. 18 и след.). Встающий в псалме образ кроткого, безвинно страдающего человека, окруженного злобой, коварством, насмешками, переносит наш взор на Голгофу, и в словах Псалмопевца мы слышим пророчество о тех глумлениях, которые сопровождали Христа Спасителя на Его пути от синедриона до лобного места. Ст. 6. ...Ангел Господень посылается от Бога для наказания злых: таков был тот, который погубил первородных египетских, и тот, который убил 185000 ассирийцев (блж. Феодорит Киррский ). Ст. 12. Воздали... злом за добро – Давид был благодетелем Саула, когда своей игрой отгонял мучащего его злого духа (см.: 1Цар. 16:23 ), и благодетелем всего народа, когда в единоборстве с Голиафом обеспечил израильтянам победу над филистимлянами (см.: 1Цар. 17 ). Этот стих содержит пророчество о Господе нашем Иисусе Христе, ложными свидетелями оговариваемом на суде архиерейском.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иудейское предание посему относило голод, упоминаемый в книге Руфь, то к эпохе Аода и Самегара, то к эпохе Девворы и Варака ( Суд.3:15–4:22 ; Ruth Rabba. 1. с.), но с таким же правом, конечно, можно его отнести ко времени Гедеона ( Суд.6:1–13 ). Другая дата – родство с Давидом. Если в родословной последнего (4:17, 22) нет пропусков, как и в параллелях ей ( 1Пар.2 ­­ Мф.1:5 ; Лк.3:32 ), то события книги Руфь, отделяемые от Давида лишь двумя поколениями (Овид и Иессей), нужно отнести к концу эпохи судей. Иосиф Флавий считал Вооза современником Самсона и Илия (Древн.5:9. 1). В это время, действительно, филистимляне легко могли опустошать окрестности близкого к ним Вифлеема (Ср. 2Цар.23:14–16 ). Но, разумеется, и это – одно лишь предположение. В еврейской Библии, с давнего времени и до ныне, а также в современной протестантской литературе, эти книги называются книгами Самуила. Это наименование указывает отчасти на первое описываемое лицо – пророка Самуила ( 1Цар.1–8 глл.), отчасти на происхождение книги от него в ее начальных отделах ( 1Цар.1–24 глл.), а еще более и справедливее на то, что книги Царств описывают «эпоху» Самуила, правление его собственное и лиц, избранных и поставленных им и руководившихся его советами, исполнявших его планы (особенно Давид). Наименование в греческой Библии: Βασλειων и славянское: книги Царств, указывает на описываемую здесь историю царств, т. е. царства иудейского и царства израильского, потому что это же наименование прилагается здесь и к следующим книгам: 3 и 4 Царств. Вероятно, в переводе LXX это наименование введено самостоятельно и в самых давних его списках находится. По свидетельству древнего христианского предания ( Оригена , Епифания, Григория Богослова , Кирилла иерусалимского ), эти книги в еврейском каноне составляли одну книгу. В еврейских древних рукописях и даже первых печатных изданиях они не разделяются еще. Лишь в Бомберговом издании еврейской Библии (1517 г.) они разделены согласно тексту LXX и Вульгаты на две книги и ныне печатаются в таком же виде. Но на основании упомянутых древних свидетельств, имеем право рассматривать их, как одну книгу, находя в ней полное единство во всех отношениях. В отеческой библиологической литературе (Синопсисы свв. Афанасия и Златоуста) содержание рассматриваемых книг кратко излагалось: они «излагают дела царей иудейских и число их лет». Подробно излагать содержание сих книг нет и нам нужды. Упомянем лишь о том, что в 1 и 2 книгах Царств излагается история ветхозаветной церкви Божией в период правления первосвященника Илия, пророка Самуила и царей Саула и Давида, приблизительно около 95 лет: ок. 1120–1025 до Р.Х. По указанным главным лицам повествования, естественно разделить книги на три части с предисловием о служении первосвященника Илия ( 1Цар.1–3 глл.): 1) правление Самуила ( 1Цар.4–12 глл.); 2) правление Саула ( 1Цар.13–31 глл.) и 3) правление Давида ( 2Цар.1–24 глл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010