1:3–13 Благодарение и молитвы Древние письма обычно открывались благодарением Богу или богам. В посланиях Павла они часто предваряют и вводят главные темы, которые он намеревался раскрыть. Таким образом, они играют роль exordia, предваряя последующие тексты и начиная послание с установления отношений с читателями. 1:3 . В постоянные ежедневные молитвы иудеи включают много благословений; Павел также в своих регулярных молитвах возносит благодарность Богу, а потому это не просто стандартная формула выражения благодарности в письме. 1:4 . О духовном климате в Колоссах Павел узнал от Епафраса, очевидно, его ученика, который работал среди колоссян (1:7; ср.: Деян. 19:10 ) и сам был родом из этого города ( Кол. 4:12 ). 1:5 . В еврейских текстах говорится о грядущей награде, предназначенной праведным, следовательно, раннехристианским читателям была известна эта идея. 1:6. Образ вестника Божьего, приносящего плод свой, восходит к учению Иисуса ( Лк. 8:11 ); в Ветхом Завете Израиль часто сравнивается с виноградной лозой или другим растением и призывается принести плод свой для Господа (напр.: Ос. 10:1; 14:7,8 ; ср.: Быт. 1:28 ). 1:7,8. «Епафрас» – обычное имя; возможно, речь идет о том же Епафрасе, который упоминается в Флм. 23 . «Епафрас» может быть уменьшительной формой имени Епафродит, но Филиппы и Колоссы расположены достаточно далеко друг от друга, поэтому трудно представить себе, что речь идет о Епафродите из Флп. 2:25 . 1:9 .О непрестанной молитве см. в Исх. 28:30 и 1Цар. 12:23 . Философы ищут «мудрости» и «знания», но Павел здесь подчеркивает нравственный аспект значения этих терминов в Ветхом Завете (см., напр.: Прит. 1:2–7 ). 1:10,11. О приношении плодов и возрастании см. в Быт. 1 (термин «возрастание» особенно связан с текстом LXX); см. также коммент. к Кол. 1:6 . О термине «поступать» см. в коммент. к Гал. 5:16 . В греческиххрамах священнослужители выполняли свои функции достойно, надлежащим образом, т. е. «достойно бога» – того божества, в храме которого они служили. В иудейском предании слово «достойно» может означать «должным образом» ( 2Мак. 6:23,24,27 ), заслуживая награды ( 2Мак. 15:21 ); Премудрость ищет тех, кто ее достоин ( Прем. 6:16 ), и праведный, претерпевший до конца, будет «достоин Бога», как достойное приношение ( Прем. 3:5 ). |
Полное уничтожение потомства или дома Иеровоама, действительно, совершил 3-й царь израильский Вааса ( 3Цар.15:28–29 ). Быть лишенным погребения (ст. 11) составляло предмет ужаса для древнего еврея ( Втор.28:26 ; Иер.8:2,12:9 и др.), 12–13: собственно ответ пророка на вопрос о больном сыне. Последний должен немедленно умереть, но только один он – за то, что в нем нашлось нечто доброе пред Господом 13 , – войдет в гробницу (ст. 13), тогда как все остальные члены дома Иеровоама будут лишены погребения (ст. 11). Конец ст. 14 представляет речь отрывочную, мысль такая: смерть Авии – лишь начало бедствий дома Иеровоама и Израиля. 15–16 ст. говорят о грядущем суде уже над целым царством Израильским, причем слова: (будет Израиль), «как тростник, колеблемый в воде» замечательно точно характеризуют всю историю Израильского царства с отделения от Иудейского до падения – образ политической неустойчивости, растерянности Израиля, повлекшей изгнание его из земли отцов и рассеяние за Евфрат (ср. 4Цар.15:29,17:23,18:11 ). «За то, что они сделали у себя идолов», евр. ашерт, LXX: τ λοη, Vulg.: lucos, слав.: «дубравы»; таким образом, древние переводы считают ашера названием священной рощи идолопоклоннического культа: такое значение подтверждается, напр., ( Суд.6:25,30 ) (Гедеон срубил ашеру – священное дерево Ваала) или ( Втор.16:21 ) (запрещается садить ашеру – рощу); в других же местах ашера означает и деревянную статую или идол богини ( Ис.27:9 ; Втор.7:5 ), хотя обычно в связи с рощами ( Ос.4:13 ; Иез.6:13 ; Ис.1:29 ; Иер.17:2 ). По мнению большинства толкователей и археологов, Ашера есть лишь другое имя Астарты, так как оба эти названия нередко соединяются и смешиваются ( Суд.2:13,10:6 ; 1Цар.7:4 ). См. у М. Пальмова, Идолопоклонство у древних евреев, с. 308–322. 3Цар.14:17 . И встала жена Иеровоамова, и пошла, и пришла в Фирцу; и лишь только переступила чрез порог дома, дитя умерло. 3Цар.14:18 . И похоронили его, и оплакали его все Израильтяне, по слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Ахию пророка. |
Чиновничество в более тесном смысле появляется только вместе с царской властью. При Сауле отношения еще вполне первобытны. Но у Давида, по 2Цар.8:16 и д. 20:23 и д. были: начальник войска, «Мазкир», который представлял царю доклады о делах, требующих решения, секретарь, который составлял царские письма и вел переписку с иноземными правителями, начальник телохранителей и надзиратель за тяглыми работами. При Соломоне к этим должностям присоединилось несколько новых. Такова должность царского министра двора, 3Цар.4:6 ср. Ис.22:15–36; 3:22 . Какое значение она имела, следует из того, что правящий от имени своего отца, Иофам, по 4Цар.15:5 , носил этот титул. Далее, префекты 12 областей, на которые разделялась земля, с постоянным над ними обер-префектом, 3Цар.4:5–7 . С ними, вероятно, можно сопоставить сопровождаемых вооруженными людьми областеначальников в царстве Израильском 3Цар.20:14 . Позднее слышим о градоначальнике в Самарии, 3Цар22:26 , а после первого взятия Иерусалима (§18) – о писце, переписывавшем земское ополчение, Иер.52:25 88 . Эти царские чиновники, приставники (сарим), были прежде всего землевладельцы, которые в экономическом отношении были поставлены не иначе, как и прочие состоятельные люди. Так, напр., Иоав имел земельный участок, который он и возделывал в мирное время, 2Цар.14:30 . Но, как «рабы царя», они стояли в более близком отношении к царю и принадлежали – в широком смысле – к его двору, почему они, как собственно придворные, виночерпии и т. п., имели право обедать за царским столом, cp. 1Цар.20:4 ; 2Цар.9:7 ; 3Цар.5:2 и д. 10:5, ср. Неем.5:17 . Соломон устроил даже в своем дворце помещения для таких чиновников, 3Цар.10:5 . В этом смысле можно говорить об известном вознаграждении царских чиновников. Кроме того, положение судей и собирателей податей многим давало лёгкий случай обогащаться на счет народа (§ 7). Потому этих мест очень домогались, что видим особенно в израильском царстве, где при государственных переворотах новый царь опирался на толпу людей, которых он и награждал такими местами. |
II. Конец Есть тот: 1) чтобы история Церкви и общества Иудейского, и перемены в правлении продолжалась, и причина оные осталась в памяти. 2) Чтобы наконец имеющим последовать царям пример неблагополучного царства, равно как и благополучнейшего во 2Цар. предложить. 3) Чтобы дать знать, что Церковь Божия в самых общества возмущениях и переменах была соблюдена и до потомков сохранена. 4) Чтобы славные Божьего милосердия, судеб и особенных Божиих мужей примеры предать потомкам. III. Разделение На три части разделяется сия книга. В первой части содержатся дела, учиненные в бытность Илия первосвященником и судиею народа, – от гл. 1 до 5 ( 1Цар.1–4 ), где: 1) Зачатие и рождение Самуила, 1Цар.1 . 2) Песнь Анны, служение Самуилово Богу, нечестие сынов Илиевых, объявление смерти оным, и проч. 1Цар.2 . 3) Звание Самуила от Бога. 1Цар.3 . 4) Пленение Кивота, смерть сынов Илиевых и самого Илия. 1Цар.4 . Во второй содержатся дела, учиненные под правлением Самуила Пророка и Судии народа, – от гл. 5 до 13 ( 1Цар.5–12 ), где: 1) Поставление от Азотян Кивота в храме бога своего Дагона, сокрушение его и проч. 1Цар.5 . 2) Возвращение Кивота и поражение Вефсамисатян. 1Цар.6 . 3) Возвращение Кивота в Кариафиарим, покаяние и обращение к Богу, побеждение иноплеменников, и мирное состояние народа израильского. 1Цар.7 . 4) Прошение царя, и Царское право, 1Цар.8 . 5) Саулово искание ослят, и избрание его в царя. 1Цар.9 . 6) Помазание Саула на царство. 1Цар.10 . 7) Саулова победа над Наасом; вторичное его помазание в Галгалех при всем народе, и торжества народа, 1Цар.11 . 8) Самуилово свидетельство о своем правосудии и невинности во время правления народом; увещание его, и проч. 1Цар.12 . В третьей, содержатся дела, учиненные в царствование Саула, – от 1Цар.13 до конца книги, где: 1) Дела, учиненные в благополучном состоянии Саула. а. Война с филистимлянами, и жертвоприношение Саулово. 1Цар.13 . б. Победа над филистимлянами, 1Цар.14 . 2) Божие отвращение они Саула за пощадение Амалика, и возвещение ему от Самуила о лишении царства, 1Цар.15 . |
Глава 15 Истребление амаликитян. Окончательный разрыв между царем Саулом и пророком Самуилом. 1Цар.15:2 . Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; См. Исх. 17:8–16 . Амаликитяне – кочевники северной части Синайского полуострова, между Идумеей и Египтом. 1Цар.15:3 . теперь иди и порази Амалика [и Иерима] и истреби все, что у него; [не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него;] и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла. «И Иерима» ( 1Цар.15:8 ). Предполагают, что Иерим был один из предводителей амаликитян, чем-либо особенно выделявшийся среди других их начальников. 1Цар.15:4 . И собрал Саул народ и насчитал их в Телаиме двести тысяч израильтян пеших и десять тысяч из колена Иудина. Телаим – на юге Ханаана, вблизи иудейской границы. 1Цар.15:6 . И сказал Саул кинеянам: пойдите, отделитесь, выйдите из среды Амалика, чтобы мне не погубить вас с ним, ибо вы оказали благосклонность всем израильтянам, когда они шли из Египта. И отделились Кинеяне из среды Амалика. Кинеяне – одно из племен среди амаликитян (ср. Исх.2:15–21 ; Чис.10:29–33 ; Суд.1:16 ), дружественное евреям. 1Цар.15:7 . И поразил Саул Амалика от Хавилы до окрестностей Сура, что пред Египтом; Точное местоположение Хавилы неизвестно. Сур – часть аравийской пустыни, прилегающая к Египту ( Быт.16:7 ; Исх.15:22 ). 1Цар.15:9 . Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили. Новое нарушение со стороны Саула воли пророка Господня (ср. 1Цар.13:8–14,15:1–3 . См. прим. к 1Цар.8:6 ). 1Цар.15:10 . И было слово Господа к Самуилу такое: 1Цар.15:11 . жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь. Ср. 1Цар.13:8–14 . «И опечалился Самуил и взывал ко Господу целую ночь», прося вразумить его относительно того, как он должен поступить теперь с Саулом. |
Глава 2 Хвалебная песнь матери Самуила – Анны. Воспитание Самуила при скинии во время первосвященства Илия. Пороки сыновей Илия. Возвещение суда Божия дому Илия. 1Цар.2:1 . И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем. «Возрадовалось сердце мое в Господе»: при мысли о том, что сделал для меня Господь. «Вознесся рог мой в Боге моем», т.е. восстановлены и утверждены Богом мое женское достоинство, сила и значение. (Рог является здесь символом силы, могущества, самообороны.) «Широко разверзлись уста мои на врагов моих»: я получила полную свободу для отражения злохулений моих врагов, укорявших меня моим бесплодием ( 1Цар.2:5–6 ). «Я радуюсь о спасении Твоем», т.е. о спасении, явленном мне Тобою. 1Цар.2:3 . Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. Обращение к людям, которые, по своей дерзости и неведению путей Божиих, упрекали Анну ее бесплодием. 1Цар.2:4 . Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; 1Цар.2:5 . сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. 1Цар.2:6 . Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; 1Цар.2:7 . Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. 1Цар.2:8 . Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную. 1Цар.2:9 . Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек. Все и все в руках Божиих. Пути Его неисповедимы, могущество и разум Его бесконечны. Те, что казались нам снаружи крепкими, обеспеченными и славными, часто оказываются пред судом Всеведущего и Всесвятого ( 1Цар.2:3 ) Господа нравственно слабыми, недостойными, как бы обреченными на погибель своим собственным ничтожеством. Люди же, казавшиеся нам наружно слабыми, недостойными милостей Божиих, часто оказываются превознесенными Им за свои внутренние достоинства. |
VII. Места особливого примечания достойные Руф.1:16; 2:4,12 . §10. О Первых и Вторых Царствах I. Надписание Оное у евреев называется Сефер Шемуел, Книга Самуилова: ибо сии книги у евреев одну только составляют, и первая часть оных, вероятно, написана Самуилом, и содержит его действия; – а у греков βασιλιων или βασιλων α κα β, Царств или Царей 1 и 2: ибо в сих книгах объявляются дела царей, а особливо Саула и Давида, и для точного их познания предполагается история Самуилова. II. Писатель Сии книги почитаются написанными отчасти Самуилом, то есть, до гл. 24 1 книги, отчасти Гадом и Нафаном, то есть, от гл. 25 книги 1, до гл. послед. книги 2. См. Пар.29:29. Правда, что касается до Самуила, противно сему написано 1Цар.5:5 ; но сии дела суть еще юного Самуила. Был же Самуил от потомков Каафа сына Левиина. 1Пар.6:54 . Пс.98:6 . – Имя его означает услышанного, или по прошению данного, которое для того ему дано, что мать испросила его у Бога, 1Цар.1:11,28 . – Был воспитан в назорействе. 1Цар.1:10 . – Должность отправлял судии до конца жизни, 1Цар.7:15 . – Славный был у Бога пророк. 1Цар.3:20; 4:1 . Деян.3:24 . – Жертвоприношением и молитвами испросил у Бога поражение Филистимлян, за которым последовало возвращение отъятых городов. 1Цар.7:9–14 . – От младости до глубокой старости, все преодолевши несчастия весьма мужественно, оказал себя верным и Богу и народу, 1Цар.2:26; 3:20; 12,3–5 . – Помазал Саула и Давида 1Цар.10:1 , – Царя Саула, когда обстоятельства потребовали, не пощадил. 1Цар.13:14; 15:13–28 . – Много мог молитвами у Бога.7:9с; 12:18. – Последний был судия Иудейский. Иудеи его почти равным почитают Моисею. Смотри Пс.98:6 . – Сверх того называют учителем всех пророков. IV. Прообразования Иисуса Христа Самуил и Давид. V. Проречения о Иисусе Христе 2Цар.7:12–16 . Смотри Деян.2:30,31 . Евр.1:5; 23:1 . § 11. О Первой книге Царств I. Содержание Продолжается история Церкви и общества Иудейского от первосвященства Илиева до бесчестной смерти Сауловой; – или описываются счастливые и несчастливые дела первых двух царей. |
Совершаемое Самуилом служение в Массифе ( 1Цар.7:5 ; Суд.11:11 ), Раме ( 1Цар.7:17 ), в земле Цуф ( 1Цар.9 ), в Вифлееме ( 1Цар.16:5 ), основывалось на его пророческом даре и таким образом соответствовало закону об избрании места богослужения по Божественному откровению. В Галгале ( 1Цар.11:15 ), Номве ( 1Цар.21 ) и Гаваоне ( 3Цар.3 2Пар.1:3–5 ) находилась скиния и при ней жертвенник «работы Веселиила» ( 2Пар.1:4–5 ). Собрание народа пред Господом в Хевроне ( 2Цар.5:3 ) поясняется в книге Паралипоменон ( 1Пар.11:3 ) замечанием об участии в сем Самуила. Затем, Хеврон был издревле священным и священническим городом и местом имени Божия ( Быт.18 гл.; 2Цар.15:7–8 ). По тем же соображениям, как места имени Божия, были ознаменованы жертвенниками: место победы Саула над филистимлянами ( 1Цар.14:35 ) и явления Ангела на гумне Орны ( 2Цар.24:25 ). Так, указанные места обществелных религиозных собраний имели законный характер и не противоречили узаконениям Пятикнижия. Другие же места: Офра, где Гедеон положил ефод «на пагубу себе и Израилю» ( Суд.8:25 ), и многочисленные самовольно устрояемые высоты, – были незаконными местами и осуждались благочестивыми лицами древнего времени ( 3Цар.13:2; 14:23; 15:14 ). Жертвоприношения пророков Илии и Елисея совершаемы были по воле Божией, а потому вполне согласны с узаконениями Моисея ( 3Цар.18:29; 19:21 ). Напрасно критики утверждают, будто закон Второзакония сочинен при Иосии и тогда же только стали уничтожать высоты. Гораздо ранее Иосии, высоты уничтожались царями Асой ( 2Пар.14:2 ), Иосафатом ( 2Пар.17:6 ), а особенно Езекией ( 4Цар.18:4, 22 ; Ис.36:7 ). Критикам и здесь volens nolens приходится утверждать, что в Св. книгах написана «неправда». Действительно, опуская без внимания, как «недостоверное», повествование Паралипоменон об Асе и Иосафате, критики также «единогласно» признают «недостоверным» повествование о Езекии (Вельгаузен, Штаде, Шменд, Кьюнен, Штейернагель). – Конечно, таким путем легко подтвердить всякую гипотезу. Но кто же поверит этому?... |
В следующий, затем, период судей мы встречаем отца прор. Самуила Елкану, который также признавал скинию собрания преимущественным местом богослужения. Елкана жил во времена судей, когда дом Божий был в Силоме ( Суд.18:31 , 1Цар.1:7 , 1Цар.1:9 , 1Цар.4:3 ). И вот, Елкана «ходил из города своего из Армаеема из года в год 31 поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом» ( 1Цар.1:3 , срв. 1Цар.2:19 ), и не только он единично, но ходило «и все семейство его в Силом совершить годичную жертву Господу и все обеты свои и все десятины от земли своей» ( 1Цар.1:21 ). Но не только Елкана и его семейство обращались к скинии для отправления там богослужения. Говоря, например, об алчности и неуважительном отношении сыновей Илия к жертвенным приношениям, свящ. автор замечает, что «тако творяху (сыны Илия) всему Исраилеви, приходящему пожрети Господеви в Силоме» ( 1Цар.2:14 ); очевидно, что и многие Изральтяне обращались в Силом к скинии для жертвоприношений. Из последующей истории мы узнаем, что при Давиде был назначен к скинии свидения штат священников во главе с первосвященником Садоком, «да возносят всесожжения Господеви на алтари всесожжений выну утро и вечер, и по всем яже писана суть в законе Господни, елика повеле сыном Исраилевым рукою Моисея раба Божия» ( 1Пар.16:40 ). Здесь ясно подчеркивается, что в скинии собрания совершалось ежедневное обычное, уставное богослужение, по предписании, уставу Моисея 32 . С указанным отношением Давида к скинии свидения вполне гармонирует заметка автора ( 1Пар. 21:28–30 ) о том, что Давид «егда виде, яко услыша его Господь на гумне Орны Иевусеянина, и пожре ту жертвы; и скиния Господня юже сотвори Моисей в пустыни, и алтарь всесожжения во время оно бысть в вышнем, еже в Гаваоне; и не возможе Давид ити пред него, еже вопросити Бога, понеже устрашен бысть от лица меча Ангела Господня». На основании этой заметки представляется, что, если бы Давид не был устрашен мечем явившегося ему на горе Мариа Ангела, то он обратился бы для совершения жертвоприношения, по поводу явления Ангела, к скинии свидения в Гаваоне, очевидно, потому, что там было обычное, постоянное место богослужения 33 . |
В главе 13 сын Саула Ионафан, а не сам Саул, делает «что может рука» его, т.е. бросает вызов филистимлянам. Решив, по всей видимости, что тем самым указание, которое Самуил дал ему (10,7), выполнено, Саул, в соответствии с другим его указанием (10,8), отправляется в Галгал и там ожидает прибытия пророка. Самуил запаздывает с прибытием, и Саул приносит положенные перед битвой жертвы, не дожидаясь его, поскольку полагает, что военная ситуация не допускает дальнейшего промедления. Но едва жертвоприношение было окончено, как Самуил появился в стане Саула и, выслушав оправдания царя, объявил ему, что поступок его был недальновиден и царствование его продлится недолго. После того, как Саул окончательно отверг помощь Самуила (гл. 15), для Бога он уже более не является законным царем (хотя и продолжает занимать престол в течение еще нескольких лет), и Бог обращает Свой взор на Давида. В главах 16–31 прослеживается процесс духовно-психологического разрушения личности Саула, усугубляемого его страхом перед Давидом как человеком, которого Бог Своей волей предопределил на царствование. После нескольких неудавшихся попыток покушения на жизнь Давида Саул в конце концов погибает сам. Давид же по промыслу Божиему восходит на престол Израиля. Начиная с эпизода помазания (гл. 16), в рассказе о воцарении Давида неоднократно встречаются слова о том, что Давид был угоден Богу (см. ком. к 16,18). Давид является прообразом своего великого Сына по плоти Иисуса Христа. Так, к примеру, оба получили пророческое благословение: Давид от Самуила ( 1Цар. 3,20; 16,13 ), Иисус от Иоанна Крестителя ( Мф. 14,5 ; Ин. 1,29–31; 5,31–35 ); на обоих нисходил Дух Божий ( 1Цар. 16,13 ; Мк. 1,9–11 ); оба совершали великие деяния ( 1Цар. 17 ; Мф. 11,4.5 ). Против обоих царей выступали цари, опасавшиеся за свою собственную власть ( 1Цар. 18,9 ; Мф. 2,13–15 ), оба получили предупреждение о грозящей их жизни опасности и избежали ее ( 1Цар. 20 ; Мф. 2,13–15 ); оба оказались безвинно отвергнутыми своим народом ( 1Цар. 23,12 ; Ин. 19,15 ) и, будучи отверженными, учились во всем полагаться лишь на Бога. |
| |