В сцене «Тайная вечеря» в палеологовский период часто встречается противопоставление И. И. и ап. Иоанна Богослова. Их фигуры могут располагаться по одну (фрески экзонартекса мон-ря Ватопед на Афоне, 1312; ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320; ц. св. Никиты близ Скопье, до 1316) или по разные стороны фигуры Христа (фрески ц. Успения Богородицы в Протате на Афоне, ок. 1300), а также по диагонали - напротив друг друга (фрески церквей Богородицы Перивлепты в Охриде, 1294/1295; Богородицы Левишки в Призрене, 1310-1313; вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318; Богородицы в мон-ре Хиландар на Афоне, 1318-1320; св. Николая Орфаноса в Фессалонике, ок. 1320). Вместо изображения И. И., возвращающего 30 сребреников, известного в памятниках ранневизант. периода, в средневизант. эпоху нередко воспроизводилась сцена, где И. И. получает кошелек с деньгами (напр., на миниатюрах из Хлудовской (Л. 40 об.) и Бристольской (Lond. Brit. Lib. Add. 40731. Fol. 57v, 68; ок. 1000) Псалтирей) либо держит кошелек (на миниатюре из Хлудовской Псалтири - Л. 32 об.). В памятниках палеологовского периода сцена получения И. И. сребреников может включать изображение первосвященников, сидящих за столом, на котором разложены монеты (напр., фреска ц. вмч. Георгия мон-ря в Старо-Нагоричино). В этот период встречается также сцена возвращения И. И. сребреников (напр., фреска пещерной ц. Богородицы в Иванове, Болгария, 50-е гг. XIV в.). В сцене «Поцелуй Иуды» расположение фигур Иисуса Христа и И. И. построено на их противопоставлении, как на миниатюре из Четвероевангелия (Parma. Palat. 5. Fol. 92, кон. XI - нач. XII в.), И. И. нередко представлен в профиль - так в средневек. искусстве обычно изображали лиц отрицательных или второстепенных. В Псалтирях с иллюстрациями на полях - Хлудовской, Бристольской и Гамильтона (Berolin. SB. 78F9, ок. 1300) - среди миниатюр к Пс 108 можно видеть также сцену «Иуда, наущаемый диаволом». В сцене повешения И. И. в Хлудовской Псалтири (Л. 113) диавол держит веревку, привязанную к ветке дерева.

http://pravenc.ru/text/Иуда ...

Образ Г. В. как автора литургических текстов известен с IX в. Папа изображается на троне перед пюпитром (или с раскрытым кодексом на коленях), на его плече сидит либо витает рядом голубь - символ Св. Духа, напр., на миниатюрах из Сакраментария из Сен-Дени (?) (Parisin. lat. 1141. Fol. 3, ок. 870), из «Regula pastoralis» (б-ка ц. Санта-Мария Маджоре в Риме, IX в.), из Сакраментария мч. Гереона (Parisin. lat. 817. Fol. 21, ок. 1000), из Зальцбургского Миссала (Вена. Университетская б-ка. Cod. 1845. Fol. 75, XII в.), из Бревиария (Parisin. lat. 1023. Fol. 3110, XIII в.), из Антифонария св. Петра (Зальцбург. Stiftbibl. Cod. XII 7. fol. 167, сер. XII в.); скульптура юж. портала собора в Шартре (1215 или 1520); рельеф бронзовых ворот Флорентийского баптистерия (Лука делла Роббиа, 1460) и др. Сохранились редкие примеры изображения Г. В. в окружении 3 голубей (свидетельство триипостасности Бога) (напр., фреска ок. 800 в ц. св. Бенедикта, Юж. Тироль). Иногда рядом с Г. В. помещали не голубя, а ангела (миниатюра из «Moralium libri» (Толкования на Книгу Иова) - б-ка мон-ря Монте-Кассино, Италия. Cod. 73 DD, XI в.; мозаика XIV в. в баптистерии собора Сан-Марко, Венеция). Изображение ангела рядом с Г. В. связывают с сюжетом из Жития, в к-ром рассказывается о помощи просителю, трижды обращавшемуся к святому, занятому составлением комментариев к Книге прор. Иезекииля ( Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 10; XI 23). Ангела, иногда изображаемого с ключом (миниатюра из Сакраментария из Меца - Parisin. lat. 1141, 875-877), рассматривают как персонификацию добродетели (Caritas) Г. В. Вместо фигуры ангела в этой композиции могут быть изображены человек в одеждах паломника или 2 фигуры (Сакраментарий из Сев. Франции или Бельгии - сокровищница собора в Хальберштадте. Ms. 153. Fol. 13, до 975; Хроника из Лиможа - Parisin. lat. 5943. Fol. 79v, кон. XI-XII в.). Рядом с Г. В. автором часто помещается фигура диак. Петра (диптих из Меца, ок. 980,- Национальная б-ка, Париж; Сакраментарий имп. Генриха II, 1020 или 1030,- Clm 4456; ломбардский Сакраментарий св. Веремунда, ок. 1000/02,- Ивреа. Б-ка Capimolare. Cod. LXXXVI. Fol. 80).

http://pravenc.ru/text/166740.html

От икон апостольского ряда сохранилось всего 8 . От левой части чина это апостол Пётр, апостолы и евангелисты Иоанн Богослов и Марк, а от правой части – апостол Павел, апостол и евангелист Матфей, апостолы Андрей, Симон и Филипп. Не сохранились иконы евангелиста Луки, апостола Иакова, Варфоломея и Фомы. В центре должна была находиться икона со Спасом на престоле, а по сторонам от центра – фигуры Богоматери и Иоанна Предтечи (а может быть, и архангелов Михаила и Гавриила). Высота икон варьируется от 80,5 до 81,5 см, а ширина – от 36 до 36,5 см. Иконы подвергались реставрации, включая участки золотого фона. Однако масштабы поновлений сравнительно невелики, и потому удаётся составить суждение о первоначальной живописи. Иконы с первого взгляда опознаются как произведение русских, скорее всего московских иконописцев XV в.: по рисунку фигур, приёмам моделировки, переливам и блеску тканей, гармонии колорита, мастерству исполнения. Замечательная ритмическая организация сказывается в постановке фигур, позах, рисунке драпировок. Так, в иконе «Апостол Филипп», которая замыкала композицию справа, мы видим совсем особое положение широко расставленных ступней, дугообразные мотивы в рисунке фигуры, благодаря чему ритмическое движение всего чина словно останавливается этой «скобкой». Свиток в опущенной левой руке Филиппа играет в общей композиции ансамбля роль яркого белого горизонтального акцента ( ИЛЛ. 2 ). Перстосложение правой руки напоминает жест пророков, слышащих глас небес, и придаёт особый смысл и образу юного апостола, и всему чину. Иконография отдельных икон восходит к русской, а точнее – к московской традиции. «Апостол Пётр»   – ср. иконы из Успенского собора во Владимире, из Троицкого собора), из Кирилло-Белозерского монастыря, из Ферапонтова монастыря. «Апостол Павел» – ср. иконы из Владимира, из Ферапонтова монастыря, однако в иконе из Путны – широкий силуэт, яркие, эффектно переливающиеся одежды.  «Апостол Иоанн Богослов» – ср. иконы из Владимира, из Кирилло-Белозерского монастыря, хотя различается положение книги Евангелия.

http://bogoslov.ru/article/1504934

На алтарных столпах – типичная для XII в. пара: под «Благовещением» помещено «Сретение». Ниже, что довольно неожиданно для русских ансамблей, но имело широкое хождение в мозаиках Сицилии, – фигуры в рост первоапостолов Петра и Павла. Торцовые стены средокрестья отведены под не менее характерную для XII в. пару: здесь друг против друга расположены «Рождество Христово» и «Успение Богоматери» с апостолами, летящими на облаках. Композиции отличаются огромными размерами (ширина стены около 7 м) и многофигурностью. Поскольку два яруса в верхней зоне стены прорезаны обширными оконными проемами (по три друг над другом) до самого верха люнета, композиции пришлось опустить в самую зону храма, а верх стен между окон, как и нижняя зона, отведены под отдельно стоящие фигуры (воины, мученики, пророки). Не исключено, что эти ряды вписывались в аркады на колонках, поскольку такие аркады воспроизведены в поздней масляной живописи. Большое количество отдельно стоящих фигур в рост размещалось и на опорах, они не окружены арками на колонках. Цветные нимбы 728 и медальоны, в которых помещены полуфигуры, чистые белые фоны – не редкость в XII в. Обособленные зоны храма имели собственные программы. Так, на хорах помещался житийный цикл Иоанна Предтечи, 729 в нартексе (здесь были аркасолии для погребений) – обычный для конца XII в. «Страшный суд». Особую программу декора здесь имел южный придел, находящийся в диаконнике, посвященный Кириллу Александрийскому , патрону основателя монастыря Всеволода II Ольговича. Этот придел украшен житийным циклом братьев Кирилла и Афанасия Александрийских . Сценам жития (из 16 сохранилось 8) отвели торцовую стену диаконника (собственно алтарное полукружие), а на боковых стенах разместили фигуры в рост большего масштаба. Кирилл и Афанасий Великие победили Нестория, называвшего Богоматерь Христородицей, и утвердили православную точку зрения, ставшую основой всеобъемлющего по масштабу почитания Марии. Не исключено, что программа, кроме актуальных богословских идей имела и особенный смысл, значимый для Русской церкви. Храм возводился во времена князя Изяслава (брата строительницы Кирилловской церкви княгини Марии). Именно Изяслав явился инициатором назначения на русскую кафедру «природного русского» Клима Смолятича и разрыва отношений с византийской патриархией. Эти события, вызвавшие острое противостояние церковных иерархов князю, очевидно, не были забыты и в последней трети столетия, предлагая в росписи Кирилловского храма известную параллель реальному конфликту, поскольку ересиарх Несторий был поставлен на константинопольскую кафедру императором Феодосием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В центре купола нефа изображен Вседержитель, окруженный ангельскими силами и Богоматерью, а ниже — пятнадцать пророков. В основе купола, между двумя восточными треугольниками, представлено Благовещение. В центре сцены Богородица и архангелы. Восточную стену занимают фигуры святых Анании, Азарии и Мисаила, а также праотцов. На западной стороне северной колонны — Мольба Богоматери и Предтеча. На северной стороне колонны изображены Христос, святой Зосима, а на южной — святой Ефрем Сирин , Гостеприимство Авраама. На внутренней стороне арки, которую поддерживают две колонны, изображены фигуры святых, среди которых Матфей, Варнава, Тимофей, Агафий, Кириак, Варвара, Ирина, Адриан, Наталья, Елизавета и пророк Захария. На южной стене — Моление о чаше, Предательство Иуды, ниже Тайная вечеря, Омовение ног ученикам, Суд синедриона и Отречение Петра. Ниже пояс с фигурами мучеников: Святые Косма и Дамиан, Пантелеимон, Нестор, а также архангел Михаил. В центральной части западной стены изображена одна из самых монументальных сцен Собора — Успение Богородицы. Поясом ниже — Суд Пилата, Раскаяние и повешение Иуды. Еще ниже поясом — Святые Константин и Елена, Феодосий Великий, Савва Освященный, Евфимий, Антоний, а также архангел Гавриил. На северной стене изображены сцены Стража у Гроба, Воскресение и Камень. Ниже — Собрание архиереев и фарисеев, Умывание Пилата, Бичевание и Высмеивание, фигуры Георгия Каппадока, Тропеуха, Димитрия Великого Дукса и Мировлита, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Евстафия, Иакова Персянин и Мины. Живопись нефа Собора Святой Троицы отличается яркостью красок, чрезвычайным разнообразием тем и их композицией на относительно небольших поверхностях. Живописцы Иоанн Ризос и Афанасий, представители «Критской школы», создали легкие, гармоничные и хорошо спланированные образы, при этом очень подробно переданы выражения лиц, прорисованы детали наряда и т.д. Основной храм Иконопись основного храма, согласно надписи на западной стене, над южной аркой, была осуществлена при митрополите Стагоне Феофане, при содействии игумена обители Парфения, иеромонаха Яника, иерея Стефана, иеромонаха Даниила, на средства братьев Яна и Анастасия Макри в 1741 году. Иконопись была выполнена двумя братьями священниками Антонием и Николаем.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Свят...

Роспись кафоликона охватывает неск. хронологических слоев. Наиболее ранняя живопись, выполненная красной краской по камню, была аниконной, ее следы сохранились в куполе, на парусах, в конхе и своде. Особенно следует отметить окно купола, украшенное большими голгофскими крестами. Современной постройке церкви считается также фресковая живопись юго-вост. комнаты ( Skhirtladze. 2010/2011. Р. 101). В конхе пастофория изображена композиция «Спас в силах». На стенах апсиды, под конхой, можно различить фигуры апостолов. В интерьере церкви все 3 апсиды были украшены фресковой живописью 1036 г. (утрачена практически полностью). В конхе был изображен Христос Пантократор, фланкированный фигурами летящих архангелов. В нижнем регистре в центре стены апсиды была изображена Пресв. Богородица «Оранта», по сторонам - апостолы Петр, Павел и др. апостолы. Были также изображены вмц. Екатерина, св. Стефан и другие святые; Такаишвили смог идентифицировать сщмч. Петра I, еп. Александрийского, и свт. Иоанна Златоуста ( Такаишвили. 1952. С. 54). В юж. апсиде, где встроена мечеть, сохранились фрагменты многофигурной композиции «Распятие Господне» (слева); фигуры вмц. Марины и мц. Феклы (на стенах юж. окна); композиция (в центре между 2 окнами) с изображением св. Иоанна Предтечи и молящихся ему донаторов росписи (патрикий Джоджик и др.), сопровождаемая надписью асомтаврули с цитатой из Евангелия от Иоанна (1.29). В правой части стены фрагментарно сохранилась сцена, которую прочитывают по-разному: как сцену коронации Баграта IV (1027), как сцену его венчания с Еленой (1032) либо как сцену возвращения Багратом IV Грузии земель Тао, принадлежавших до этого Византии (1034) ( Eastmond. 1998. Р. 233; Skhirtladze. 2010/2011. P. 101). Также фрагментарно сохранилась сцена «Успение Пресв. Богородицы» (сев. апсида), лучше всего видна фигура летящего ангела. Стелы Занимают отдельное место в архитектуре О. Две стелы (высотой 1,7 и 1,5 м) идентичной формы, увенчанные фронтонами, были встроены в юж. рукав кафоликона О., в стену мечети XIX в.; выявлены в 2003 г. ( Силогава. 2006. С. 203-242). На одной грани каждой стелы расположены фигуры, на остальных - длинные надписи асомтаврули. На более высокой стеле в верхнем регистре изображена фронтальная фигура Пресв. Богородицы «Никопея» с Младенцем, в нижнем представлен Давид III в позе оранта. На другой стеле изображены св. Иоанн Креститель (в верхнем регистре) и эристав эриставов Баграт в позе оранта (в нижнем). Другие строения комплекса

http://pravenc.ru/text/2581783.html

«Благословенно воинство Небесного Царя» (ГТГ; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. Кат. 521. С. 129, 132-133; Маясова. 2002. С. 355), однако эта гипотеза маловероятна. Судя по описи 1672 г., в росписи Золотой палаты Кремлевского дворца, также исполненной в сер. XVI в., фигуры Черниговских святых отсутствовали, хотя ансамбль включал целый ряд образов рус. князей. Однако, согласно тому же источнику, М. В. и Феодор были представлены в стенописи др. парадного зала - Грановитой палаты; на основе их иконографической программы изображения датируются временем правления царя Феодора Иоанновича (1584-1598; существующая живопись (1882-1883) повторяет сюжеты древней). Фигуры «великомучеников и исповедников Христовых» М. В. и Феодора на откосах вост. окна сев. стены («что от патриарша двора, в углу») входили в состав пространной галереи образов рус. князей, как неканонизированных, так и прославленных Церковью (начиная с Рюрика и его «предков» Пруса и имп. Августа), и сюжетных сцен с участием нек-рых из них; в откосах соседних окон размещались фигуры св. князей Михаила Тверского, Феодора Ярославского с сыновьями, Довмонта и Всеволода Псковских, Петра и Константина Муромских ( Забелин. 1884. Ч. 1. Стб. 1268-1269). Выделение этих святых в особую группу позволяет считать, что декор Грановитой палаты, в значительной степени основанный на тексте «Сказания о князьях владимирских», не ограничивался генеалогической тематикой, но, подобно росписи Архангельского собора и его лоджии, выражал идею святости служения правосл. государей из дома Рюриковичей и, в частности, напоминал о мученической кончине некоторых князей, в т. ч. М. В. Данные об изображениях Черниговских чудотворцев в кремлевских росписях сер.- 2-й пол. XVI в., несмотря на свою неполноту, указывают на то, что к этому времени М. В. стали изображать преимущественно в княжеской шапке или в «пророческой» шапочке, а не в царском венце. Эту гипотезу подтверждают монументальные ансамбли годуновской эпохи, принадлежащие к столичной традиции,- росписи Смоленского собора московского Новодевичьего мон-ря (ок.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

В подпружные арки сводов вписаны монументальные фигуры апостолов по два в рост. Апостольский цикл продолжается и в верхней части столпов, разбитых разгранками на три яруса. В центральной части столпов помещены эпически спокойные фигуры воинов-мучеников, а в нижней - величавые фигуры князей и царей в длинных парчовых шубах. Среди них ярославские чудотворцы Василий и Константин и Федор Ростиславич Черный с сыновьями Давидом и Константином. На сторонах столпов, обращенных к алтарю, патроны заказчиков храма мученик Вонифатий и преп. Иоанникий Великий. Стены храма разбиты на пять сюжетных ярусов шириной 2,2-2,3 м. В нижней части боковых стен их дополняет травный орнамент (1,8 м) из крупных красных и зеленых побегов на золотистом фоне, а также традиционный подзор с орнаментальными кругами (1,2 м). На западной стене травяной фриз заменен храмовой летописью, написанной в три строки великолепной вязью. Два верхних яруса посвящены земной жизни Иисуса Христа и евангельским притчам, за исключением восточного люнета северной стены, занятой монументальной композицией «Собор св. Отец», написанной в память соборов патриарха Никона. В третьем ярусе, занимающем, как и второй, оконные откосы, иллюстрированы «Деяния апостолов», преимущественно Петра и Павла. В четвертом ярусе разработана храмовая тема - житие и чудеса пророка Ильи, пятый посвящен житию и чудесам его ученика пророка Елисея. В тимпане над парадным порталом строгая и торжественная композиция «Предста царица». В храмовых ярусах - четвертом и пятом - знаменщик менее всего был связан с официальной иконографией. В самом выборе сюжетов, в их толковании он сумел великолепно выразить мотив освящения земных трудов и дней, создав неповторимые по красоте эпического звучания сцены народных труда, быта и празднеств. Таковы знаменитые фрески «Жатва», «Сбор яблок», «Рождение сына сунамитянки». Образцом для этих новых иконографических изводов послужила голландская Библия Пискатора, которую авторы росписи переработали на русский лад, взяв за основу содержание и сохранив неизменной национальную форму исполнения.

http://sobory.ru/article/?object=00213

В центре купола нефа изображен Вседержитель, окруженный ангельскими силами и Богоматерью, а ниже - пятнадцать пророков. В основе купола, между двумя восточными треугольниками, представлено Благовещение. В центре сцены Богородица и архангелы. Восточную стену занимают фигуры святых Анании, Азарии и Мисаила, а также праотцов. На западной стороне северной колонны - Мольба Богоматери и Предтеча. На северной стороне колонны изображены Христос, святой Зосима, а на южной - святой Ефрем Сирин, Гостеприимство Авраама. На внутренней стороне арки, которую поддерживают две колонны, изображены фигуры святых, среди которых Матфей, Варнава, Тимофей, Агафий, Кириак, Варвара, Ирина, Адриан, Наталья, Елизавета и пророк Захария. На южной стене - Моление о чаше, Предательство Иуды, ниже Тайная вечеря, Омовение ног ученикам, Суд синедриона и Отречение Петра. Ниже пояс с фигурами мучеников: Святые Косма и Дамиан, Пантелеимон, Нестор, а также архангел Михаил. В центральной части западной стены изображена одна из самых монументальных сцен Собора - Успение Богородицы. Поясом ниже - Суд Пилата, Раскаяние и повешение Иуды. Еще ниже поясом - Святые Константин и Елена, Феодосий Великий, Савва Освященный, Евфимий, Антоний, а также архангел Гавриил. На северной стене изображены сцены Стража у Гроба, Воскресение и Камень. Ниже - Собрание архиереев и фарисеев, Умывание Пилата, Бичевание и Высмеивание, фигуры Георгия Каппадока, Тропеуха, Димитрия Великого Дукса и Мировлита, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Евстафия, Иакова Персянин и Мины. Живопись нефа Собора Святой Троицы отличается яркостью красок, чрезвычайным разнообразием тем и их композицией на относительно небольших поверхностях. Живописцы Иоанн Ризос и Афанасий, представители «Критской школы», создали легкие, гармоничные и хорошо спланированные образы, при этом очень подробно переданы выражения лиц, прорисованы детали наряда и т. д. Основной храм Иконопись основного храма, согласно надписи на западной стене, над южной аркой, была осуществлена при митрополите Стагоне Феофане, при содействии игумена обители Парфения, иеромонаха Яника, иерея Стефана, иеромонаха Даниила, на средства братьев Яна и Анастасия Макри в 1741 году. Иконопись была выполнена двумя братьями священниками Антонием и Николаем.

http://sobory.ru/article/?object=28092

390 Модусов первой фигуры девять. Определение фигуры см. Arist., An. рг., I, 4: 25b35–36. Для всех фигур указываются только сильные модусы. Для всех модусов этой фигуры в качестве среднего термина взято «честное». Порядок модусов – аристотелевский. 391 Общеутвердительное высказывание. Термины «dedicative» для утвердительного высказывания и «abdicative» (см. следующий модус) для отрицательного высказывания принадлежат Апулею. 392 Пример первого модуса I фигуры. См. Arist., Ап. рг., I, 4: 25b37–40. Изображение примеров в виде схем – мое. Читатель должен иметь в виду, что порядок следования посылок противоположен современному, то есть у Исидора вначале идет меньшая посылка, а за ней большая. Для примера техники логической речи, вот формулировки всех четырех модусов I фигуры по-латыни: Barbara: «Omne iustum honestum: omne honestum bonum: omne igitur iustum bonum»; Cesare: «Omne iustum honestum: nullum honestum turpë nullum igitur iustum turpe»; Darii: «Quoddam iustum honestum: omne honestum utilë quoddam igitur iustum utile»; Ferio: «Quoddam iustum honestum: nullum honestum turpë quoddam igitur iustum non est turpe». 396 Пятый – девятый модусы I фигуры. Формулировку принципа образования пяти добавочных модусов силлогизма см. Arist., Ап. рг., II, 1: 53аЗ-7. Заметим, что для пяти модусов IV фигуры (и только для них) последовательность посылок у Исидора совпадает с принятой сегодня. 397 Здесь у Исидора ошибка, надо: «Некоторое справедливое не постыдно» (Feasapo и Fresison дают одинаковое следствие) Кроме того, частноутвердительные суждения не обращаются. 398 Модусов второй фигуры четыре. Определение фигуры см. Arist., An. рг., I, 5: 26b34–39. Порядок модусов – аристотелевский. 404 Модусов третьей фигуры шесть. Определение фигуры см. Arist., Ап. рг., I, 6: 28а 10–15. Для всех модусов фигуры средний термин – «справедливое». У Аристотеля – другой порядок модусов: Darapti, Felapton, Disamis, Datisi, Bocardo, Ferison. 405 Первый модус III фигуры. См. Arist., An. рг., I, 6: 28a 17–22. Сюда же помещен добавочный модус третьей фигуры (Bramantip), изобретенный Порфирием и Боэцием.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010