Ап. Лука. Гравюра из Апостола. Львов, 1574 к Посланиям и Деяниям апостольским занимают значительное место в искусстве книжной миниатюры правосл. мира, хотя рукописные А. украшались миниатюрами значительно реже, чем Евангелия. По составу изображений иллюминированные А. можно разделить на 2 типа. К первому, наиболее распространенному, относятся рукописи с изображениями апостолов - авторов Посланий. Они различаются по количеству изображений и по иконографии апостолов. Как и евангелисты, апостолы изображаются сидящими перед пюпитрами и пишущими либо указывающими на свои произведения, а также с учениками или с предстоящими людьми, т. е. как проповедники. Др. вариант - изображения в рост одного или неск. апостолов. Миниатюры могут занимать целый лист, располагаться в заставках и в фигурных инициалах. Рукописи А. могут включать одну миниатюру: ап. Лука как автор Деяний (Новый Завет - Brit. Libr. Add. 28815. Fol. 162v, сер. Х в., Деяния и Послания апостолов с Апокалипсисом - Paris. Coislin. 224. Fol. 27, XI в., Деяния и Послания апостолов с Апокалипсисом - vindob. theol. gr. 302. fol. 17, 1052-1054 гг.), ап. Павел (Dionys. 33, Sinait. 283), апостолы Петр и Павел (Апостол. ГИМ. Син. 7, 1220 г.). Чаще встречаются рукописи с 6 миниатюрами, изображающими апостолов Луку, Иакова, Петра, Иоанна, Иуду и Павла (напр.: Деяния и Послания апостолов - Bodl. Сапоп. gr. 110, Х в., Евангелие с Деяниями апостолов - РНБ. Греч. 101, XIII в., Апостол - Vat. gr. 1208, кон. XIII в., Новый Завет - Athen. Bibl. Nat. 2251, кон. XIII - нач. XIV в.; рус. рукописи: Апостол - ГРМ. Др. гр. 20, 1-я четв. XV в.; Чуд. 46, XV в.; СИХМ, XVI в.). Апостол. XVI в. (ГИМ. Син. 13. Л. 242) Апостол. XVI в. (ГИМ. Син. 13. Л. 242) В ряде рукописей число портретов значительно увеличено, т. к. миниатюры предшествуют каждому Посланию (Апостол с Апокалипсисом - МГУ НБ 2280, 1072 г., где авторы Посланий и их ученики изображены в заставках и в инициалах; Апостол - Baltim. W 533, XII в., Деяния и Послания апостолов - Муз. 3648, кон. XIII в., одиночные, парные и групповые изображения в лист); рус. рукописи: Апостол - СПбФИРИ РАН. Архив. Колл. 238 (ф. Н. П. Лихачёва). Оп. 1. 274, кон. XV в., ростовые фигуры в лист и заставки с изображением Христа и апостолов; Апостол - ИРЛИ (ПД). Древлехран. Новгородско-Псковское собр. 21, XVI в., миниатюры на полях. Среди миниатюр А. встречаются изображения: 12 апостолов (Dionys. 8, 1113 г.), Христа с апостолами (Sinait. 274, XII в.), Софии-Премудрости Божией (указанная рукопись СПбФИРИ РАН, кон. XV в.).

http://pravenc.ru/text/75708.html

В кон. V–VI в. изображения 12 А. в медальонах помещались в пространстве алтаря (Архиепископская капелла в Равенне; ц. Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г.,— на своде алтарной арки; кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае, 550–565 гг.,— в апсиде; ц. Панагии Канакарии в Литранкоми (Кипр), 2-я четв. VI в.,— на триумфальной арке). В VI в. появляется иконография «Причащение апостолов» (см. Евхаристия), где также изображены 12 А. В послеиконоборческий период в визант. искусстве складывается система храмовой декорации, в которой определенное место занимают изображения А. Фигуры в рост помещаются в простенках барабана, в парусах — евангелисты (напр., мозаики собора Св. Софии Киевской, 30-е гг. XI в.). 12 А. входили в состав т. н. апостольского деисуса (икона, XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае), а также представлены в композициях «Собор двенадцати апостолов» (икона, XIV в. (ГМИИ.)), «Отослание апостолов на проповедь» (Токали-килисе, 900–950 гг., ц. в Тимотесубани (Грузия), XIII в., клеймо иконы «Похвала Богоматери с Акафистом», XIV в. (ГММК)). Апостольский ряд представлен в ц. Св. Троицы монастыря Сопочаны (Сербия), ок. 1265 г. На Руси в XV–XVII вв. получил распространение вариант композиции «Собор двенадцати апостолов» в виде лозы, в верхней части которой представлен поясной деисус, а в завитках — полуфигуры А. (икона-таблетка, XV в. (НГОМЗ), икона, XVI в. (ГРМ), фреска Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., икона, XVII в., из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры). Этот иконографический извод, имеющий сходство с композициями «Древо Иессеево» и «Лоза Христова», вошел в рус. иконописные подлинники, напр. Большаковский, XVIII в. 12 А., среди которых главенствующее положение занимают первоверховные апостолы Петр и не входящий в круг евангельских учеников Иисуса Христа Павел, а также евангелисты Лука и Марк, относящиеся к А. из числа 70, изображаются в сценах евангельского цикла (Вознесение, Сошествие Св. Духа), в компо-зициях Успение Богоматери, Страшный Суд, Евхаристия. Число 12 в этих изо-бражениях сохраняется неизменным, т. к. символизирует полноту Церкви (Л. А. Успенский.) Состав А. в этих композициях может варьироваться. Помимо 12 А. традиционны и изображения апостолов Петра и Павла, образ которых также являет собой Св. Соборную Церковь (апсида ц. святых Космы и Дамиана, 526–530 гг., триумфальная арка ц. Сан-Лоренцо фуори ле мура в Риме, IV в.), и 4 евангелистов (саркофаг, VI в. (Археологический музей. Стамбул), миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. Cod. 56 F. 10, 586 г.)).

http://sedmitza.ru/text/413009.html

Над зап., главным входом расположена композиция «Сошествие во ад», по обеим сторонам - фигуры Богоматери (слева) и Христа (справа). С внутренней стороны зап. фронтон венчает многофигурная композиция «Распятие», отличающаяся необычной динамичностью. В конхе апсиды изображены Божия Матерь с Младенцем на престоле и 2 архангела; ниже - «Причащение апостолов». Справа и слева от них - фигуры арх. Гавриила и Богоматери из композиции «Благовещение», под ними - Давид и Соломон. На вост. фронтоне над апсидой помещено 2 сцены: Моисей перед Неопалимой Купиной, внутри к-рой находится изображение Божией Матери Влахернитиссы, и Моисей, получающий скрижали завета. В остроконечном завершении фронтона помещен Нерукотворный образ Спасителя. На сев. и юж. стенах алтаря находится 6 сцен из апокрифического Евангелия Иакова, посвященных праведным Иоакиму и Анне. Живопись отличается объемностью фигур и многочисленными зап. чертами: напр., Иуда изображен бородатым мужчиной, а не юношей, как было принято в Византии (в композиции «Причащение апостолов»), а Мария Магдалина - с распущенными волосами (в композиции «Распятие»). На сев. и юж. стенах находятся остатки фресок XVII в. (напр., фигуры апостолов Петра и Павла). Деревянный, резной иконостас нач. XVI в. поновлялся в 1783 г. Церковь внесена в число памятников, охраняемых ЮНЕСКО. Богородица на престоле, с предстоящими архангелами. Роспись апсиды ц. Пресв. Богородицы. 1502 г. Богородица на престоле, с предстоящими архангелами. Роспись апсиды ц. Пресв. Богородицы. 1502 г. Церковь арх. Михаила или Пресв. Богородицы (называемая также Архангелос и Феотокос) находится в 100 м от ц. Панагии тис Подиту. Небольшая 1-нефная церковь с 2-скатной деревянной крышей. Над сев. дверью изображен Деисус с коленопреклоненными ктиторами из венецианской семьи Дзаккариа. В надписи говорится, что храм во имя Пресв. Богородицы был построен на средства Стефана Дзаккариа и его супруги Луизы, а расписан по заказу Паоло Дзаккариа, его супруги Мадлен и их детей. Росписи выполнены в 1514 г. худож. Симеоном Авксентисом. По мнению А. Ксингопулоса, живопись Авксентиса и его помощников испытала влияние критской школы, но лики выполнены в традиц. строгой манере.

http://pravenc.ru/text/161497.html

прот. Александр Мень Деяния святых апостолов Деяния святых апостолов (греч. Πρξεις ’Αποστλων), пятая книга новозаветного канона, которая является непосредственным продолжением Евангелия от Луки, точнее, 2-й частью книги одного автора, адресованной новоначальному христианину по имени Феофил ( Лк.1:3–4 ; Деян.1:1 ; был ли этот Феофил реальным лицом или же под ним подразумевалась всякая «боголюбивая душа», установить невозможно). Деяния святых апостолов сохранились в двух версиях: «восточной», общепринятой, и «западной», которая имеется в кодексе Западный вариант отличается рядом дополнений. Одни экзегеты считают, что автор Деяний святых апостолов написал свой труд в двух вариантах, но большинство склоняются к мысли, что в данном случае имеет место перенесение в текст сделанных древним переписчиком. Принадлежность одному автору Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов почти никогда не оспаривалась. Обе священные книги имеют общий стиль, им свойственны специфические выражения, которые или не встречаются в других частях Нового Завета, или же встречаются очень редко (напр., Лк.4:16 и Деян.17:2 ). 1. Содержание и композиция книги . Подобно тому, как Евангелие от Луки посвящено «делам» и учению Христа, Деяния святых апостолов повествуют о «делах», миссионерских трудах и проповеди апостолов. Впрочем, о большинстве из них в книге рассказано кратко. Над всем повествованием возвышаются две фигуры: св. Петра, проповедовавшего преимущественно иудеям, и св. Павла, «апостола язычников». Автор говорит о распространении Благой Вести от Иерусалима до столицы империи – Рима. Он начинает рассказ с Вознесения Господня на Елеонской горе, связывая тем самым вторую часть своей книги с первой. В начальных главах (1–5) говорится о восполнении числа Двенадцати апостолов и избрании Матфия, о сошествии Св. Духа в день Пятидесятницы и изображается жизнь общины до середины 30-х гг. Следующие 7 глав (6–12) посвящены деятельности первых миссионеров, проповеди и смерти первомученика Стефана, после которой многие ученики покинули Иерусалим (а некоторые и Иудею). Распространение Христовой веры идет концентрическими кругами: сначала крестят иудеев, затем и, наконец, язычников. Повествование о первых благовестниках переплетается с рассказом о призвании Савла (Павла), которому суждено стать одним из ведущих миссионеров Церкви среди иноплеменников. Раздел завершается описанием гонения Ирода Агриппы I (44).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

По сторонам конхи помещена композиция «Благовещение»; на стенах центрального нефа - сцены Двунадесятых Праздников и страстного цикла: «Рождество», «Сретение», «Богоявление», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Тайная вечеря», «Умовение ног», «Распятие». Композиция «Успение Богоматери» на зап. стене была испорчена при сооружении окна после тур. завоевания. В средней зоне находятся 8 изображений святителей в рост и 8 пророков. Ниже представлена композиция обличения царя Давида прор. Нафаном и фигуры святых. На одном из столпов - фигуры апостолов Петра и Павла вместе с местночтимой прмц. Иерусалимой. Изображение сщмч. Елевферия с молящимся Иоанном Амарианосом (происходящим из к-польской семьи, одна из ветвей к-рой, видимо, проживала в В.) носит не только ктиторский характер. Исследователи отмечают, что образ сщмч. Елевферия, дважды повторенный в апсиде и в нефе, символизировал освобождение от лат. оккупации (λευθερα - свобода). Политическая и церковная свобода В. была связана с правлением эпирского деспота Феодора Ангела, и к этому периоду относят росписи Старой Митрополии. 2-я фаза росписей (70-80-е гг. XIII в.) характеризуется иконографическими новациями и живописными приемами, предвосхищавшими палеологовский ренессанс. В это время были выполнены композиции центр. нефа, связанные с темой Двунадесятых Праздников и страстей Господних, напр., под композицией «Рождество» находятся остатки сцены «Бегство в Египет», под «Сошествием во ад» - «Явление Христа женам-мироносицам». В палеологовский период (ок. 1320) созданы композиция «Крещение» в сев. части храма, сцены жития св. Иоанна Предтечи и нек-рые фигуры святых. Церковь Воскресения Христова. 1314 - 1315 гг. Церковь Воскресения Христова. 1314 - 1315 гг. Церковь Иоанна Богослова (Μγας Θεολγος), 3-нефная базилика нач. XIII в., перестроенная, вероятно, в XVII в. От нее сохранились алтарь и часть центр. нефа с фресками 2-й четв. XIII в. и нач. XIV в. Первоначальная роспись осталась только в алтаре: в конхе апсиды - Богоматерь Оранта с 2 ангелами, ниже - «Евхаристия».

http://pravenc.ru/text/158188.html

апсид строение было близко монастырскому комплексу Санкт-Галлен ( Беляев. 1998. С. 358). В кон. VIII в. апсида в зап. части была обнесена кольцеобразным атрием. В сер. IX в. эта церковь пострадала от пожара, на ее месте возвели новую (освящена в 870 или 873). Старый собор был одним из крупнейших церковных сооружений, он стал резиденцией архиепископов К. Здание базиликального типа представляло собой 3-нефное колонное сооружение с 2 поперечными нефами-трансептами и 2 хорами (алтарь с апсидой и высотным завершением): западным, как и в предыдущем здании,- во имя ап. Петра, восточным - в честь Пресв. Девы Марии. В X в. внутреннее пространство храма усложнилось: при архиеп. Бруно число нефов увеличили до 5, при архиеп. Гериберте (999-1021) появилась 2-этажная пристройка. Зап. фасад фланкировали 2 башни, перед собором с запада располагался обширный двор с колодцем (сохр. в подвальных помещениях совр. здания собора), окруженный хозяйственными постройками. В 1248 г. в К. было заложено новое здание собора; хор и восточная часть освящены для богослужений в 1322 г. При его возведении предпочтение было отдано готическому стилю по образцу франц. соборов. По размерам кёльнский собор не имел себе равных в нем. землях. Зарисовки и др. документы, напр. «Рисунок F» (кон. XIII в.), на к-ром представлен зап. фасад, позволяют судить о замысле средневек. архитекторов ( Steinmann M. Die Westfassade des Kölner Domes: der mittelalterliche Fassadenplan F. Köln, 2003). Во внешнем украшении собора большую роль играет круглая скульптура. Сохранились неск. статуй с древних порталов, напр. фигуры св. апостолов Петра и Андрея с портала св. Петра (на зап. фасаде юж. башни, ок. 1375, ныне в сокровищнице собора, Кёльн). Их пластичность, узнаваемый силуэт в стиле поздней готики, изящные, неглубокие складки одежд, согласованные с движением тел, спокойные лики, жесты, полные достоинства, демонстрируют высокое мастерство скульпторов (напр., склонивший голову поющий ангел, который звонит в колокольчик). 2 рельефа с мученичеством апостолов Петра и Павла в арке портала - лучшее творение скульптора из семьи Парлер, уроженцев К., прославившихся работами по имп.

http://pravenc.ru/text/1684297.html

Zieraten – украшение), изредка встречаются небольшие фигуры ангелов в длинных одеяниях. Резьбу золотили, в особых случаях расписывали серебром, золотом и цветными лаками (напр., в ц. Воскресения словущего в Теремном дворце Московского Кремля, 1680). По композиции «флемские» И. делятся на 2 типа. В 1-м наглядно выявляется ордерная основа с колоннами, консолями и карнизами, иконы строго выровнены по ширине (кроме икон местного ряда) и имеют простую форму (прямоугольную, круглую, овальную). Второй тип И., употреблявшийся в основном в ярусных храмах, более сложен и строится по ритмическому принципу, размеры икон и оси их размещения в разных рядах не совпадают, по конфигурации встречаются квадрифолии, многогранники, 6– и 8-листники (напр., в ц. Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, 1694). Вероятно, не только греко-украинские прототипы, но и сам по себе высокий рельеф резьбы заставил перенести праздничный ряд под деисусный, т. к. при традиционном расположении живопись праздничных икон было бы невозможно рассмотреть. В верхней части появился ряд (иногда 2 ряда) икон со Страстями Христовыми. Изредка встречался ряд «апостольских страданий», или деяний апостолов (иконостасы Большого собора Донского монастыряря, 1689, Введенского собора в Сольвычегодске, 1693. иконописец Степан Нарыков). Более распространенное новшество – размещение дополнительного ряда икон под местным рядом, на подиуме («тумбах») И. Его тематика ни в XVII в., ни позднее строго не определялась: она могла быть связана с местными иконами, как в греческой традиции, с евангельскими притчами, ветхозаветными сюжетами, иллюстрациями к синодику (И. ц. апостолов Петра и Павла в Вел. Новгороде, нач. XVIII в.). Наиболее оригинальный состав «подместного» ряда – иконы «еллинских мудрецов» и сивилл, будто бы пророчествовавших о Христе и Богоматери ( И. Троицкого собора в Пскове, 1699). Самый грандиозный сохранившийся И. этого времени находится в Успенском соборе Рязани. Он имеет высоту 25 м и состоит из 9 рядов: подместный, местный, праздничный, деисусный, деяний апостолов, пророческий, деяний пророков, праотеческий и Страстной в резных картушах – всего 165 икон (1702, иконописец Николай Соломонов с товарищами).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopis...

Во мн. катакомбах эти работы были проведены при папе Дамасе I (366-384) (см., напр.: Styger P. Römische Martyrergrüfte. B., 1935). Над могилами М. нередко устанавливали алтари. В Liber Pontificalis практика совершения Евхаристии на гробницах М. приписывается еп. (папе) Феликсу I (269-274) (LP. T. 1. P. 158), но достоверные сведения об этом обычае относятся лишь к IV в. Так, по свидетельству блж. Иеронима, алтари находились над могилами апостолов Петра и Павла ( Hieron. Contr. Vigil. I 8); Пруденций описал алтарь над могилой мч. Ипполита в римских катакомбах ( Prudent. Perist. 11. 171-174). Амвросий Медиоланский поместил обретенные им мощи М. под алтарем, на котором совершалась Евхаристия ( Ambros. Ep. 77 (22). 13). Один из таких алтарей был обнаружен в небольшой базилике мч. Александра на Номентанской дороге в Риме, раскопанной в 1854 г. Переднюю стенку алтаря, сооруженного, вероятно, в нач. V в., образовывала резная мраморная трансенна с отверстием, через к-рое можно было заглянуть в могилу М. Кубикула Льва в катакомбах Коммодиллы, Рим. 375–380 гг. Время появления изображений М. трудно установить. Среди росписей рим. катакомб есть фигуры орантов, к-рых можно идентифицировать как М., однако твердых оснований для этого не существует. Идеи мученичества предположительно прослеживаются в раннехрист. иконографии ВЗ, напр., в изображениях прор. Даниила со львами и Вавилонских отроков (среди древнейших образцов, созданных ранее IV в.,- росписи в рим. катакомбах Домитиллы, Каллиста и Присциллы), однако существуют и др. трактовки этих сюжетов ( Jensen R. M. Understanding Early Christian Art. L.; N. Y., 2000. P. 79-84, 171-178). Хотя в письменных источниках упоминания об изображениях святых присутствуют уже в нач. IV в. (речь идет в первую очередь об апостолах Петре и Павле - Euseb. Hist. eccl. VII 18. 4; Aug. De consensu evangelistarum. I 10), прямые указания на картины или росписи со сценами страданий М. встречаются лишь с посл. четв. IV в. ( Greg. Nyss. De S. Theodoro//PG. 46.

http://pravenc.ru/text/мученики.html

По образцу деисусного чина ц. Протата Дионисием был написан деисусный чин в виде эпистилия для К. (Ibid. N 57-58). Кисти мастера и его мастерской принадлежит поясная икона «Свт. Иоанн Златоуст» (2-я четв. XVIII в.; Ibid. N 60); под влиянием этого типа икон создавались позднее схожие изображения, напр. икона «Свт. Николай Чудотворец» (1769; Ibid. N 61), которая является «молением Парфения проигумена из Пелопонесса». Эти иконы отличаются чрезвычайно обильными орнаментами на облачениях, у Николая Чудотворца серебряный венец - знак особого почитания. Наследие мастера Дионисия со временем претерпело изменения, напр., на приемы личного письма с усиленной пластикой оказало влияние европейское искусство. Значительная часть икон 1-й пол. XVIII в. (25 из 32 сохранившихся этого периода) принадлежит иером. Дамаскину из Янины, расписавшему фресками кафоликон К. (1717), в котором были установлены новые царские врата (ок. 1717; Στρατ. 2011. N 62) с 2 рядами живописных изображений в арочных обрамлениях: вверху на створках - «Благовещение» и образы апостолов Петра и Павла по сторонам, ниже - фигуры святителей, отличающиеся простотой форм, светлым колоритом, обилием золота. Над изображениями помещены крупные рельефные орнаменты золоченой резьбы. Тем же иконописцем для кафоликона был написан эпистилий с композициями двунадесятых праздников (ок. 1717; Ibid. N 63-77), для к-рых характерны яркое сочетание цветовых контрастов и воспроизведение образцов критской иконописи XVI в., обилие золота, киновари, белил, плотное заполнение фона композиций пейзажными горками и архитектурными кулисами. Неотъемлемой частью эпистилия является золоченая резьба, включающая ордерные элементы (витые колонки и арочки). Выше эпистилия было установлено Распятие с предстоящими (ок. 1717; Ibid. N 78), подножие креста оформлено резными рельефами в виде драконов. Кисти того же мастера приписывается ряд храмовых икон: «Св. Троица (Гостеприимство Авраама)», парные иконы с тронными изображениями Богоматери с Младенцем и Христа Пантократора, великомучеников Димитрия и Георгия, вмч.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Призвание М. Христом на проповедь проиллюстрировано на миниатюрах из рукописи Слов (Гомилий) Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 87v, 880-886 гг.). Сюжет включает 2 сцены: М. за столом в эдикуле пересчитывает деньги, он обращается к Христу; с кодексом на руках идет вслед за Христом. В той же рукописи в цикле с апостольской миссией (Fol. 426v) показано, как он крестит в крещальне-квадрифолии. В Ерминии мон. Дионисия Фурноаграфиота обращение М. к Христу рекомендовано иллюстрировать 2 сценами: призывом М. с «мытницы» и трапезою, к-рые включали множество фигур и ремесленные атрибуты мытаря (сундуки, бумаги, чернильницы, весы) (Ерминия ДФ. Ч. 3. Разд. 1 (Как изображаются Господские праздники…). § 29-30). Мученичество М. (под 9 авг.) известно в минейных циклах и апостольских деяниях. На своде в Сан-Марко показана смерть М. у алтаря во время литургии - воин пронзает его мечом со спины. Этот же извод был использован в миниатюре, украшающей инициал в Штутгартском пассионале (Stuttg. bibl. 56. Fol. 101v, 20-30-е гг. XII в.). Смерть апостола изображалась в минейных циклах: на миниатюрах из рукописей (Минологий с праздниками деспота Димитрия Палеолога - Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 17r, 1322-1340 гг.); на иконах (Синайский гексаптих, XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В нартексе ц. Николая «тис Феологинас» в Кастории помимо годового минология (росписи 1663 г.) есть сцены с назидательным содержанием, располагающиеся над фигурами стоящих святых, в т. ч. сцена мученичества М. Как минейное изображение редко встречается сцена с погребением М., напр., в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 186, 1-я четв. XI в.). Усопший сед, с короткой бородой, на нем синий хитон с черным клавом на правом плече и охристый гиматий. В храмовой декорации даже при отсутствии купольной конструкции, как в кафоликоне Протата, расположение фигуры М. соответствует системе росписей на парусах: он изображен на юж. предалтарном столбе, рядом со сценой «Тайная вечеря» (Причащение апостолов), напротив ап. Луки (фрески рубежа XIII и XIV вв., мастер Мануил Панселин, см. в ст. Карея ). На фасаде трапезы Великой Лавры образы евангелистов попарно окружают изображения апостолов Петра и Павла (2-я четв. XVI в., мастер Ф. Стрелицас Вафас); в чине апостолов на юж. стене кладбищенского храма в честь св. Апостолов мон-ря Ватопед (1683). Дважды М. может изображаться на парусах и в чине апостолов - в росписях парекклисиона Панагии Парамифии в Ватопеде (1677/78), парекклисиона в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в Хиландаре (1683/84). Фигура М. включается в декорацию погребальных комплексов, напр. на сводах гробниц К-польских патриархов Анфима II (ок. 1628), Дионисия IV (1696) в Великой Лавре. В минейных циклах в росписях фигура М. есть в сев.-вост. ячейке трапезной Великой Лавры (2-я четв. XVI в., мастер Стрелицас Вафас).

http://pravenc.ru/text/2562632.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010