В нефе (в основном в софитах арок, разделяющих главный неф и боковые) остались многочисленные фигуры святых разных масштабов. Из сюжетных композиций сохранились только «Распятие» и «Страшный Суд» в нартексе. Композиция «Страшный Суд» занимает всю поверхность цилиндрического свода нартекса, стены и боковые поверхности лестницы, ведущей на галерею. На восточном склоне свода представлены апостолы, восседающие на престолах, с открытыми книгами в руках, между ними - ангелы и архангелы со скипетрами. На зап. склоне среди апостолов восседает Спаситель. Над Ним в виде полукружия показан небесный свод, здесь же приведен текст из Откровения ап. Иоанна Богослова: «И небо скрылось, свившись как свиток» (Откр 6. 14). С сев. стороны в узком простенке изображены ангелы, сталкивающие грешников в ад, на сев. стене - ангел с весами, рядом еще несколько сцен. Это подробное изображение «Страшного Суда» - одно из самых ранних в христ. искусстве. В композиционном решении явно прослеживается тяготение к структурности и декоративности: симметрично изображены ангелы и апостолы, геометрические узоры и драгоценные камни на престолах, орнаментально трактованные формы ангельских крыльев. Статичные фигуры ангелов и апостолов имеют правильные пропорции. Фигуры, показанные в движении, уравновешенны и спокойны. В живописи фона и одежд использовано всего 3-4 цвета. Преобладает плоскостная схематичная трактовка форм с акцентированной линеарностью драпировок, образующих отдельные геометрические формы. В подготовительном рисунке ликов (живописный слой не сохр.) просматриваются упрощенные, крупные черты. С. Пелеканидис в росписях 1-го слоя ц. первомч. Стефана выделил манеру 2 художников. По его мнению, художнику А принадлежит композиция «Страшный Суд». Мастер В, для к-рого характерна большая пластичность в трактовке фигур и драпировок, исполнил нек-рых святых, напр. 2 фигуры в сев.-вост. арке, разделяющей главный и боковой нефы. Состояние живописи затрудняет суждение о различиях в манере мастеров. Тем не менее по стилю и характеру эту роспись в целом можно сопоставить с др.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

На среднике по атласу оливкового цвета в пяти переплетающихся кругах с соответствующими надписями вышита композция «Литургия Василия Великого »: в центральном – Василий Великий с обнаженным младенцем Христом на одной руке и с копием в другой, стоящий перед престолом с потиром и дискосом на нем ( оаг хс). В боковых кругах – склонившиеся к престолу фигуры архангелов Михаила ( арх…ъ и Гавриила ( в дьяконовских облачениях с рипидами в руках. В верхнем и нижнем кругах головами к центру – прямоличные фигуры Николы ( оаг…с и Иоанна Златоуста ( оагос их руки отведены в стороны, в левых – Евангелия, правые – благословляют. Между кругами головами к центру и ногами в углы средника помещены прямоличные фигуры апостолов Петра ( оагос петрсъ) и Павла ( оагос павелъ), архидиаконов Стефана ( оаго стефано…) и Филиппа ( оагос Над каждым – херувим ( херу; хе…ъ) или серафим ( сера…). Композиция подчеркнуто симметричная и подчинена единому, направленному к центру, ритму. Удлиненные фигуры с маленькими головами, руками и ступнями ног даны в легком движении. К центру направлены и буквы евхаристического канона, вышитого по каймам темно-синего атласа так называемым «поздним уставом»: примете сеи есть тло мое ломим//ое за вы многы лвъста//влнье грховъ [?] ам//инь аминь. Начало и конец надписи в центре верхней каймы разделены восьмиконечным крестом. Перед предпоследним словом вставлены три (или четыре?) греческие буквы 341 . Личное шито некрученым розовато-телесным шелком «в раскол», черты ликов и волосы – коричневым. У Иоанна, Петра и Николы волосы серые. У всех персонажей красные губы и белые белки глаз. Красным шиты обрезы книг. Одежды, крылья, оклады книг, чаши, престол, круги и полосы, обрамляющие каймы, а также надписи шиты прядеными серебряными и золотными нитями простыми однообразными швами («рядки», «ягодка» и «елочка») тонкими, почти незаметными, цветными шелковыми прикрепами. По складкам и контурам проложена серебряная нить, перевитая с красной или коричневой. Круги и полоски на каймах обведены серебряной «веревочкой». Подкладка из более поздней синей крашенины.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

На серебряном кресте XVIIbeka (ЯМЗ-7655) из церкви Петра Митрополита в нижней части на лицевой стороне чеканено «Водоосвящение» с двумя поясными фигурами и с водосвятной чашей в центре. А в нижней части креста 1707 года (ЯМЗ-7265) чеканены три фигуры: св. Андрей Первозванный, апостол Петр и Петр Митрополит. В нижней части креста XVIIbeka (РЯМЗ-11757) чеканены три небольшие фигуры в рост: св. Параскевы Пятницы, Екатерины, Варвары (илл. 11). С оборотной стороны крестов гравировались различные надписи вязью: литургическая 333 (илл. 12), вкладная 334 или с указанием мощей святых 335 . Иногда вкладная надпись гравировалась на боковой поверхности предмета 336 . Обычно лицевая сторона креста была позолочена, а оборотная и боковые части оставались белыми. Постепенно к концу XVII – началу XVIII века окончания вертикальных ветвей четырехконечного креста удлинились, при этом несколько изменились его пропорции. Водоствятный крест как бы вытянулся по вертикали, а окончания его ветвей из килевидных превратились в трилистник. К подобным предметам, с несколько вытянувшимися по вертикали пропорциями, относятся, например, серебряный чеканный крест конца XVIIbeka из Успенского собора г. Ярославля (ЯМЗ-7763) 337 . Его окончания ветвей килевидные, а на оборотной стороне чеканены извивающиеся стебли с листьями. Несколько вытянуты пропорции по вертикали также и у водосвятного серебряного креста-мощевика ярославской работы второй половины XVIIbeka из Сольвычегодского музея 338 (илл. 13, 14). Крест серебряный, четырехконечный, полый, с окончаниями ветвей в форме трилистника. На лицевой поверхности данного произведения в центре чеканена крупная горельефная фигура распятого Христа на семиконечном кресте, по сторонам которого – две горельефные фигуры предстоящих, вверху – Саваоф, внизу – голова Адама 339 (илл. 13). С оборотной стороны на кресте чеканены пять плоских, несколько выступающих круглых медальона с резными изображениями поясных фигур святых с надписями 340 (илл. 14). Аналогичную форму с сольвычегодским крестом, с такими же окончаниями четырех ветвей в виде трилистника, имеет ярославский водосвятный крест-мощевик XVIIIbeka (ЯМЗ-7662). На его лицевой стороне в центре чеканено крупное «Распятие», а на окончаниях ветвей вверху – Саваоф в облаках, поясные фигуры предстоящих, внизу – Глгофа и голова Адама. С оборотной стороны гравированы названия 32 мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

На куполе основного храма Святой Троицы традиционно изображён Вседержитель, окруженный поясом ангельских сил, Богородицей (на западе) и Предшественником (на востоке). На следующем поясе изображены пророки Елисей, Илья, Даниил, Исаия, Захария, Иеремий, Моисей, Давид, Соломон, Малахий, Авдий, Аввакум, Осия, Иезекииль, Амос и Иона. В треугольных формах появляются евангелисты со своими знаками, все за исключением Луки, который рисует Богородицу, а не пишет Евангелие. На поверхностях между треугольниками изображены фигуры Христа, патрирхов Исаака, Авраама и Иакова. Под аркой купола алтаря изображена Богородица среди ангелов и Богородица Платитера. Ниже — Беседа апостолов, а по нижнему поясу — совместная литургия иерархов Григория Теолога, Василия, Иоанна Христосома, Григория Двоеслова. В центре свода — Пятидесятница, ниже Святая Троица. Почти всю северную стену занимает сцена Снятия со Креста. На восточной стене помещения для диаконов изображен Святой Кирилл Александрийский во время богослужения. Над очагом — архангел Гавриил. На южной стене — Святой Игнатий Теофор. Под сводом южной арки основного храма расписано Благовещение и Крещение. Из-под сцены Благовещения достаточно хорошо просматриваются фигуры святых Константина и Елены на более древнем слое. В центре свода Христос Эммануил и на куполе — Рождество и Сретение. Ниже на южной стене фигуры святых Николая, Спиридона, Харалампия, Прокопия, Никиты и Святого Онуфрия. На куполе южной стены Пир Ирода и Обрезание Предшественника. На переднем плане — Святой Лаврентий. На восточной стороне южной колонны изображен апостол Пётр и на восточной стороне северной колонны — апостол Павел. Под северным сводом изображены Преображение и Распятие, ниже под последним просматривается образ архангела Гавриила с более древнего слоя. В центре купола — Христос, на северном куполе Пробуждение Лазаря и Вербоносец. Ниже на северной стене изображены фигуры Святой Екатерины, Меркурия Артемия, Виссариона — архиепископа Ларисы и Трикалы, Ахиллея Ларисы, Марии Египетской. На куполе между иконостасом и амвоном — пророк Илья в пустыне, и в центре — Святой Моисей Эфиоп. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Свят...

XXXIV. Из замечательных, дошедших до нас, памятников мусивной живописи, находящихся вне пределов прежней византийской империи, по всей вероятности, работы греческих мастеров, мы назовем тут мозаики церкви св. Марка в Венеции и Софийского собора в Киеве. Великолепный венецианский храм был украшен мусивной живописью в различные века. Около сорока тысяч квадратных футов покрыты в нем мозаиками, изображающими Спасителя, Богоматерь, апостолов, святых, хоры ангелов, аллегорические фигуры христианских добродетелей, сцены из жизни апостола Петра, св. Марка евангелиста и т. д. Некоторые из сюжетов, представленных тут, встречаешь в миниатюрах византийских кодексов предшествовавших веков 965 . Самые ранние из этих мозаик следует отнести к XI-мy столетию, может быть, даже к Х-му. Несколько веков кряду работали в соборе св. Марка византийские мозаикисты, и по произведениям их, мы можем получить довольно верное понятие о развитии и упадке этой отрасли искусства в Византии 966 . К XI-мy столетию принадлежат, например, мозаики над главным алтарем. В середине представлены Спаситель, под видом юноши, Богоматерь с пророками и другими ветхозаветными лицами. К тому же времени, приблизительно, следует отнести мусивную живопись, находящуюся в двух восточных куполах. Техника этих произведений замечательно хороша, но в них, разумеется, проявляются все особенности византийского стиля того времени; фигуры представлены в однообразных положениях и симметрически распределены, однако, в движениях тела еще видна жизнь: головы не лишены индивидуального характера и лица не имеют монотонного, аскетического склада, заметного уже в более ранних римских мозаиках. Также замечательны аллегорические фигуры добродетелей, под видом женщин, исполненные, может быть, несколько позже. Некоторые из них представлены в византийских придворных одеждах, другие – в классическом костюме; между ними находишь грандиозные, благородные или грациозные фигуры, в которых не трудно угадать образцы античного искусства, повторенные не без умения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потолок северной части в виде полукоробового свода. По мнению Н.Репникова, здесь была скальная колонна, основание которой сохранилось в полу. Остальной потолок плоский. Храм был расписан фресками. Приводим их описание по Н.Репникову: " Изображение на синем фоне. В апсиде над престолом Христос младенец в чаше, по бокам 5 святителей в крещатых облачениях, со свитками в руках и архидиакон с кадилом. В конхе - поясной Деисус. На потолке впритык с алтарным полукружием - Благовещение. За ним по потолку композиции Крещения и Сретения. По своду северной части потолка в пышном орнаментальном узоре в 5 медальонах поясные фигуры. Из них сохранились с изображениями Ермолая, Пантелеймона, апостолов Петра и Павла. На остальном участке этой части потолка композиции мучения Федора Стратилата перед царем и усекновение главы его. На северной стене в западном аркосолии незначительные остатки фигур Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского в рост в воинском наряде с фрагментом малой фигуры между ними. В восточном аркосолии, по-видимому, остатки конной фигуры (копыта коня). По закрайкам аркосолии пышно орнаментированы узором и вязью надписи. В пространстве между дугами медальоны с бюстами святых. На простенке у алтарной преграды поясные изображения двух мучениц, ниже орнаментальное полотенце. На тяге потолка мученик в княжеском одеянии и преподобный в рост. В узком аркосолии западной стены фрагменты композиции, представляющей " донаторов " . По середине остатки фигуры в рост в богатом красном одеянии. Лицо молодое, с остроконечной бородкой, в нимбе. Остаток окончания надписи имени ДINOC с несомненностью устанавливают мученика Анкиндина, державшего в правой руке большой процветший крест, около которого OQ(VOIVIOS). Справа поясная женская фигура в монашеском одеянии, правая рука наискось груди. Слева от Анкиндина бородатая фигура, от которой сохранилась верхняя часть. На голове шапка с матерчатым верхом и меховой опушкой, на уши спускаются матерчатые тесемки белого цвета с кисточками на концах.

http://sobory.ru/article/?object=04741

Стенопись собора делится на 4 пояса. В нишах и верхней части стен изображены сцены из жизни Иисуса Христа. В центре ниш фигуры пророков. В нижней части — фигуры святых. В куполе помещено изображение Христа Пантократора в окружении ангельских сил, Богоматери и Иоанна Предтечи. В следующей полосе — пророки. В восточном углу Христос в вере, в западном — Престол уготованный, в южном — Спас Нерукотворный. Под сводами храма изображена Небесная литургия. В нише святилища — Вознесение. Справа и слева восточной стены архангел Гавриил и Благовещение Богородицы. В южном помещении изображено Сретение, избиение младенцев царём Иродом. Ниже — Тайная вечеря, Молитва в Гефсимании и Предательство Иуды. В нише северной части — явление Христа ученикам, Рождество, Преображение, Христос перед синедрионом. Над сводом ниши западной части — раскаяние и самоубийство Иуды и Пилат даёт Иосифу Аримафейскому разрешение похоронить Христа. Ниже — Распятие. В следующем поясе Успение Богоматери, внизу стены фигуры Иоанна Дамаскина , Космы Маюмского и сцены Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Отречение Петра, Суд Пилата, Бичевание Христа. В нише северо-западной угловой части изображены сцены Исцеления слепого и Встреча Христа с самаритянкой. Ни куполе — Вознесение Святого Креста. На северной стене — Святые Константин, Елена и Евстафий. В следующем поясе — Шествие Пилата, Перенос Креста. Нижний пояс укрывают фигуры святых, архангел Михаил, Феодор Стратилат, Мина, Иаков Персянин и Меркурий Кесарийский. На юго-восточной колонне изображен основатель монастыря Нектарий Апсар, его брат Феофан Апсар показан на северо-западной колонне. Наряду с Феофаном изображена фигура святого Иоанна из Яннины. Этот святой был замучен в Константинополе в 1526 году в возрасте 18 лет. Икона Иоанна в Соборе Всех Святых указывает на тесную связь метеорского монастыря и Янины. Несмотря на то, что имя иконописца не отмечено в надписи создателей обители, исследователи узнают руку знаменитого живописца XVI века Франко Кателано из города Фивы, основателя так называемой «школы Северо-Западной Греции».

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Варл...

Сохранившийся в более или менее оригинальном виде текст «Деяний Фомы» позволяет определить лит. характер больших Д. а. а. и отнести их к разновидности позднеантичного романа и философской аретологии, из к-рых заимствовали множество мотивов (напр., опасности на море, путешествие на край ойкумены, семейная драма) и композиционных приемов (напр., принцип «симметричной композиции»). Однако романную составляющую ( S ö der. 1932) не следует переоценивать: все внешние действия и поступки героев являются некой материальной оболочкой духовных интенций, о чем свидетельствует увеличение доли текста, отведенной речам, в ущерб действию ближе к развязке Д. а. а. Многие из таких «поучительных» эпизодов, напр. полиморфические явления Христа или поощрения к расторжению браков, осуждались церковными писателями за еретический характер. Отношение к каноническим Деяниям святых апостолов Большие Д. а. а., по-видимому, испытали некоторое (в т. ч. жанровое) влияние канонических Деяний святых апостолов , откуда были позаимствованы отдельные формальные элементы композиции, такие как рассказы о собрании апостолов в Иерусалиме перед отправлением на проповедь, о путешествии апостола по Средиземноморью и др., а также богословские установки (напр., христоцентричность), но различий здесь больше, чем сходств ( Bovon. 2003). Д. а. а. содержат крайне мало цитат и аллюзий на Свящ. Писание, учение, к-рое автор деяний влагает в уста того или иного апостола претендует на равный, если не на больший, авторитет, чем есть у канонического. Переработки и редактирование Д. а. а. Вскоре после создания больших Д. а. а. стали исправлять их богословское содержание, чтобы сохранить предание об апостоле, или стилистику текста. Только «Деяния Фомы» остались практически без изменений, сохранив первоначальный текст. Результатом такой переработки могли стать либо новое изложение, в к-ром опущены все «сложные» места (напр., пересказ Григория Турского или «Деяния Иоанна» Псевдо-Прохора - CANT, N 218), либо сюжет, разделенный на части (напр., Мученичества ап. Андрея) или радикально измененный (т. н. Псевдо-Климентины - CANT, N 209)). В IX-XI вв. отдельные крупные писатели (напр., Никита Давид Пафлагон) создали «сглаженные» редакции больших Д. а. а., некоторые редакции вошли в крупные собрания Минологиев (напр., блж. Симеона Метафраста). Епифанием Монахом (815-843) «Деяния Андрея» были переработаны в Житие согласно агиографическим канонам средневизант. эпохи. Многочисленные редакции больших Д. а. а. возникли на вост. почве (напр., вост. «Деяния Петра» - CANT, N 199-207). Подробнее об этом см. статьи Андрея деяния , Иоанна деяния , Павла деяния , Петра деяния , Фомы деяния . К малым Д. а. а.

http://pravenc.ru/text/171796.html

На зависимость памятника от «экспрессивного» направления указывают повышенная плоскостность изображений, плотные, возбуждающие активность друг друга краски, напряженные световые эффекты, тяготение к декоративизму, вкус к стилизации. Сюда же могут быть отнесены интерес к характерному и гротескному, стремление к заострению контрастов в моделировке формы, вкус к аффектам, к драматическим, резким эмоциям и душевным движениям. Подвергшись переплавке в горниле синтеза, обе тенденции претерпели изменения, порой существенные (нек-рые из них прослеживаются и по позднейшим памятникам XII в.), тогда как другие составляют уникальную специфику росписи Н. Фигуры «классического» типа здесь уже не столь бестелесны, как их предшественники в искусстве 1-й пол. XII в.: руки и лики обретают более или менее высокий, ощутимо плотный рельеф (напр., прав. Анна в сцене «Рождество Богоматери»). Элегантность граничит с изысканностью, позы, жесты, движения подчеркнуто грациозны (напр., св. Прокопий). Стилизованные складки одежд, завитки бород и причесок больше, чем прежде, рассчитаны на декоративное воздействие (напр., свт. Николай Чудотворец). Происходят сдвиги и во внутренней характеристике образа: намечается тенденция к его большей эмоциональной открытости (напр., свт. Иоанн Богослов в сцене «Оплакивание»). То, что было воспринято от «экспрессивного» направления, также оказывается видоизмененным. Менее ярким становится колорит, ослабляется внешняя динамика. Не всегда стремление к острой выразительности приводит к отказу от «классического» типа фигуры и лика. Зачастую характерные для этого типа стройные пропорции и тонкие правильные черты не отменяются, но как бы маскируются сильной нагнетенностью экспрессивных признаков, подсмотренных в памятниках соответствующего направления и нередко усиленных резким ракурсом, темной карнацией, напряженными светами, подчеркнутыми контрастами пластики лица (напр., прав. Симеон Богоприимец в сцене «Сретение»). Кроме того, возникает особый тип образа, в к-ром обе тенденции максимально удалены от своих крайних проявлений - гротескности и идеализации.

http://pravenc.ru/text/2565062.html

XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); икона из мон-ря Ксенофонт на Афоне (кон. XII в., см.: Qhsauroi tou Agiou Orouj. Qessalonikh, 1997. S. 63); фреска в ц. свт. Николая Каснициса в Кастории, посл. треть XII в. В эмоциональных, экспрессивных произведениях палеологовского времени, когда апостолы в этой композиции словно «разлетаются» в страхе в разные стороны, лик И. З. часто слегка прикрыт рукой. Такой жест И. З. встречается и в рус. искусстве (напр., икона «Преображение» из Благовещенского собора Московского Кремля нач. XV в., ГММК). В нек-рых рус. памятниках XIV-XVI вв. И. З. изображен плотно закрывающим лицо ладонями, как на новгородской иконе из ц. Успения на Волотовом поле (3-я четв. XV в., НГОМЗ) и на владимирской иконе 2-й пол. XVI в. (ГВСМЗ). На рубеже XVI и XVII вв. апостола снова изображали с открытым ликом, причем около его фигуры появилось надписание «апостол Иаков», как, напр., на иконе Назария Истомина Савина из Чудова мон-ря (1626-1628, ГММК). Еще в искусстве средневизант. времени «Преображение» иногда иллюстрировалось неск. сценами. Так, в пергаменном Евангелии XII в. из афонского мон-ря вмч. Пантелеимона (Ath. Pantel. 2) на 2 миниатюрах представлены Иисус Христос, ведущий апостолов Петра, Иоанна и И. З. на гору Фавор (Fol. 252), и явление Христа на горе (Fol. 252v). Фигуры апостолов имеют в каждой сцене разный масштаб, отличаются также цветом одежд, напр. И. З. облачен в светло-голубой хитон и разбеленно-розовый гиматий, в сцене теофании его хитон голубой, а гиматий - лиловый. С XIV в. получила распространение иконография «Преображение» с фигурами Христа и апостолов, восходящих на гору Фавор и сходящих с нее, как, напр., в росписях ц. Богородицы Перивлепты в Мистре (3-я четв. XIV в.), на храмовой иконе из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского (нач. XV в., ГТГ), на иконе 2-й четв. XV в. из собрания М. Е. Елизаветина и др. В поздней рус. иконописи помимо восхождения на Фавор встречаются изображения апостолов до момента Преображения (икона сер.

http://pravenc.ru/text/200321.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010