I) Изображения а) Спасителя. 1) Две рзные статуи, изображающие Спасителя в стоящем положении, с привешенными к ним человеческими волосами. Статуи эти до 1866 г. находились в Тринитарском Витебском кослеле, а в этом году за обращением этого костела в православную церковь , перенесены были в Михайловский косгел. 2) Резная фигура Спасителя в лежащем положении, длиною 1½ арш., пользующаяся особенным уважением между католическим населением. Она находилась в Кублическом костеле Лепельского узда. 3) Статуя, вышиною около 2-х аршин, представляющая Спасителя с связанными руками и в терновом венце. Она находится в Заскорском костеле того же Лепельского узда. Статуя эта, существующая в костеле с начала текущего столетия, почитается чудотворною. В простом народе распространяются и поддерживаются слухи, что чудотворную силу исцеления от означенного изображения испытали многие; и это делается не только для получения приношений; но и с целью совращения православных в латинство. 4) Резная фигура Спасителя, огромной величины находившаяся до 1868 г. в Чашницком костеле Лепельского уезда. Первоначальное устройство этой фигуры относят к 1600 г.; в помянутый же костел фигура внесена, была в 1772 г. и поставлена на горнем месте у восточной стены. Пред нею был соответствующей величины столб, на котором лежали руки Спасителя. Фигура эта издавна провозглашена была ксендзами чудовною, т.е. чудотворною; и вот, между прочим, о ней какие рассказываются чудеса. Одна крестьянка, у которой взяли последнего сына в рекруты, пришедши в костел, со слезами пала пред фигурой Спасителя и в порыве ммолитвенного экстаза откусила палец у ноги фигуры. В эту минуту фигура будто бы тронулась, с своего места и вышла на средину костела в присутствии многочисленнного собрания народа. После богослужения двумя ксендзами, с помощью 10-ти шляхтичей, она была поставлена на своем прежнем месте. Другое постоянное чудо при этой фигуре заключается в том, что возлагаемые ксендзами на главу этой фигуры искусственные волосы (парик) время от времени чудесно отростали. Распространяемые в простом и необразованном, но тем не мене религиозном и набожном, белорусском народе слухи о подобного рода чудесах, при совершенной притом скудости в белорусском крае православной, нарочито чтимой, святыни, естественно производят в этом народе сильное нравственное впечатление. Под влиянием этих слухов, народ слепо веровал в мнимые чудеса и с неудержимою ревностью стремился со всех сторон на поклонение мнимо-чудотворной святыне. В некоторые нарочитые праздники (в честь, напр., «Тела и сердца Спасителя» в дни Св. Троицы, Преображения Господня Вознесения, Богоявления, Свят. Николая, Воссоединения Унии и др) стекались богомольцы в чашницкий костел в огромном числе, без различия вероисповеданий, не только из Витебской. но и Могилевской, Минской и других соседних губерний.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Единством иконографической программы отличается оформление храма в Ошки. Барабан и обрамления окон декорированы небольшими рельефами с изображениями животных. На фасадах размещены высеченные в горельефе крупные ангелы, поименованные в вырезанных в камне и отмеченных красной краской надписях, прп. Симеон Столпник (выше окна зап. фасада), композиция «Деисус» с фигурами ктиторов, братьев: эристава эриставов Баграта († 966) и царя Давида III Куропалата († 1001), держащих модели храмов. Над окном юж. фасада изображен орел, «когтящий добычу». Программа, определившая декор фасада, повторена в интерьере. Она включает царские портреты с именами и титулами изображенных, «Деисус» с подписанным изображением коленопреклоненного Григола (утрачен в 2000), фигуры святых Симеона Столпника, Космы, Дамиана, Нины с указанием их имен, а также ангелов (все высечены на столбе юж. галереи). В X в. стало традиционным включать в рельефные композиции исторических лиц: ктиторов, царей и цариц, представителей знати и духовенства, а также строителей и др. мастеров, определяемых по надписям, одежде, атрибутам. Ктиторы с моделями церквей в руках предстоят Христу (рельефы уравельской Агары, Ахалцихе, колонна Ошки), Богоматери с Младенцем (Бениси, Цкаростави, Зегаани, Корого), святому (напр., вмч. Георгию, Ахашенский рельеф из Джавахети) или молитвенно воздевают руки перед Богородицей (обрамление алтарного окна церкви в Вале), перед ангелом (Орджалари), перед крестом (Кваисаджвари, Иджарети, Зеда-Тмогви). Фигуры устроителей храмов представлены держащими модели церквей (Долискана, Бредза, Шипиаки, Петобани, Цаиши); 4 мирянина, имена к-рых высечены на полях, в одинаковых позах простирают руки в молитве (Адзикви). На рельефах маленького храма в Корого, расположенного в горном регионе Грузии - Мтиулети, изображены 3 фигуры, молитвенно предстоящие кресту, к-рый можно истолковать и как план самой церкви; рельефы иллюстрируют этапы строительства храма: обработку камня, доставку его на арбе, приготовление раствора, освящение церкви и т. д. В центре композиции помещена фигура благословляющей храм Богородицы.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Итого около 240 миниатюр всего, и по числу приблизительно одинаковому для Евангелий, очевидно, должны нередко воспроизводить одни сюжеты, с легкими вариантами. Наконец, сходство с парижским 74-м кодексом до такой степени близко в общем характере и стиле, композициях с двумя деревцами и всех иконописных переводах, что необходимо думать, что обе рукописи изготовлены (на Афоне?) в одно время и с одного оригинала. Также точно повторены и все описанные нами символические детали, хотя иногда не в одних и тех же миниатюрах: напр., изображение Троицы (Бог, Слово и Эммануил) приведено в Сошествии Св. Духа, где вместо царя и смерда изображен самый сбежавшийся народ. Попытки драматизма видны в тех же сценах Тайной вечери, где представлено открытие предателя, и в плавании по озеру Тивериадскому, где беспокоящиеся сильно апостолы будят Христа. Без всякого сомнения, кодекс полон другими мельчайшими деталями (есть и уродливые формы: Христа приводят к Пилату привязанным за шею), но они не составляют ничего особенно нового в движении иконописи, и разбирать их значило бы описывать типы ее, а не ее историю. До окончательной крайности доходит этот миниатюрный жанр в рукописи флорентинской Лаврентианской библиотеки греч. Евангелия XI в., в малую четверть, Plut. VI, 23. Миниатюрист, однако же, не мог выдержать трудности своего предприятия: вторая половина рукописи представляет фигуры вдвое крупнее первой, в которой фигуры не выше 2 см. В больших изображениях евангелистов открывается много недостатков, повторяемых и сюжетами: нагроможденная архитектура, мрачность (зверские, фанатические лица фарисеев) или слащавая приторность в типах, ломающиеся или кружащиеся волнами складки. Рядом в полосе помещаются сюжеты Нового и Ветхого Завета, коль скоро они вместе упоминаются в тексте. Подобное сопоставление и художественная неразвитость однообразных рисунков делает их безусловно непонятными без пособия текста, особенно если нет знакомой фигуры Христа или Богородицы и если изображается реально подобие притчи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Радивой с женой и 2 детьми, митр. Софийский Калевит и молящийся покровитель. Ктиторская композиция в ц. вмч. Георгия Победоносца Кремиковского мон-ря. 1493 г. Радивой с женой и 2 детьми, митр. Софийский Калевит и молящийся покровитель. Ктиторская композиция в ц. вмч. Георгия Победоносца Кремиковского мон-ря. 1493 г. На вост. стене притвора находятся 13 сцен обширного житийного цикла вмч. Георгия Победоносца: над входом в наос - большой образ святого, восседающего на троне и попирающего ногой змия, справа от входа - сцена «Крещение Христово». В верхнем ярусе видны фрагменты сцен из Богородичного цикла: «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Рождество Марии», «Ласкание Марии», «Первые шаги Марии», «Введение во храм». Продолжением этого цикла являются сцены из детства Христа, из к-рых на юж. стене сохранились фрагменты «Благовещения», на зап. стене - «Поклонения волхвов» и «Возвращения волхвов», на северной - «Бегства в Египет» и иллюстрации рождественской стихиры «Что Ти принесем, Христе». В среднем ярусе помещены медальоны с поясными образами святых: на сев. стене - врачей Диомида и Самсона, Филимона, Андроника и святых Келсия, Протасия и Гервасия, память к-рых отмечается 14 окт.; на юж. стене - святых Авксентия, Евстратия, Мардария, Евгения и Ореста. На сев. стене в нижнем ярусе в ктиторской композиции представлены небесный покровитель мон-ря вмч. Георгий, митр. Софийский Калевит и в костюмах того периода Радивой с женой и 2 детьми; левее - фигуры св. Иоанна Предтечи и прор. Илии и сцена «Св. Георгий спасает царскую дочь». На юж. стене сохранились образы преподобных Евфимия Великого, Саввы Освященного и Арсения Великого, а на зап. стене - Пахомия и Онуфрия, беседующих с ангелом. На фасаде храма (до нач. ХХ в. бывшего вост. стеной экзонартекса, расписанной в 1611; закрыта стеклянным притвором) видны фрагменты сцены «Страшный Суд», автор к-рой подписал нек-рые фигуры, напр. Оригена и Ария, входящих в огненную реку ( Паскалева-Кабадаиева. 1980. С. 71-72). К. Паскалева-Кабадаиева пришла к выводу, что храм расписали 4 мастера: 1-му принадлежат фигуры в алтаре и наосе, 2-му - евангельские сцены в наосе, житие вмч.

http://pravenc.ru/text/2459009.html

Иоанна Зедазнийского в мон-ре Зедазени (VII в.), фрагментами алтарной преграды церкви в Цебельде (VII в.). На одной стороне эмбаза, имеющего форму прямоугольного короба, высечено «Крещение», на др.- 3 фигуры святых и большой равноконечный крест на постаменте. Декоративность рельефа определяется линеарной трактовкой одежд и орнаментированным фоном. На плите из Зедазени представлена иератическая композиция «Вознесение Господне» с фигурами прп. Иоанна Зедазнийского, монахов, настоятеля мон-ря, диакона и коленопреклоненного мирянина на нижнем поле. На фрагментах алтарной преграды из Цебельды в центре представлена Богоматерь с Младенцем на фоне открытых занавесей, вверху - вмч. Георгий, пронзающий мечом Диоклетиана, и вмч. Феодор-драконоборец, «Прор. Даниил во рву львином» и 2 фигуры с моделями храма, а также «Распятие» и «Воскресение Господне», вокруг к-рых расположены «Жертвоприношение Авраама», «Крещение», «Отречение ап. Петра», «Распятие ап. Петра», «Охота св. Эстате» и литургическая сцена. Композиция и сложная иконография напоминают декор визант. авориев, детали и атрибуты обнаруживают связь с сасанидским искусством. Во 2-й пол. VII - 1-й пол. Х в. создавались произведения, свободные от влияний культур поздней античности и сасанидского Ирана. Количество декора ограниченно, он размещен над окнами и входами. Темы рельефов - «Страсти Христовы», «Воскресение Христово». Их стиль, образцы к-рого встречались в V-VI вв. (рельефы храмов в Акаурте, Квемо-Болниси, Цалка, Тетри-Цкаро и др.), характеризуется схематичными фигурами искаженных пропорций (увеличение размеров головы, глаз, кистей рук), незначительно выступающими над фоном. Очерчивающие их линии образуют графически орнамент (рельефы фасада храма в мон-ре Опиза, алтарная преграда храма Гвелдеси, каменный крест Усанети, VIII-IX вв.). Изображения часто имеют сопроводительные надписи. Орнаментально решенные одежды скрывают маленькие, плоские тела и ступни ног, делая фигуры невесомыми. Композиционные схемы асимметричны, изображения с помещенными между ними надписями и орнаментами заполняют поверхность.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Среди многочисленных сюжетов софийской росписи особый интерес представляют портретные изображения семьи строителя храма – князя Ярослава Мудрого. В целом групповой портрет семьи Ярослава был представлен двенадцатью фигурами… (По четыре фигуры детей князя частично сохранились на южной и северной стене. Четыре фигуры были на западной стене: двое старших детей, жена Ирина-Ингигерда и сам князь Ярослав, подносящий храм Софии Христу, восседающему на троне в центре композиции. – Прим. ред.) В апсиде придела Иоакима и Анны… раскрыты фресковые композиции (слева направо): «Иоаким при стаде» и «Моление Анны», во втором поясе – «Встреча и целование Иоакима и Анны у городских ворот» и «Рождество Марии»; в третьем поясе – «Обручение Марии и Иосифа» и «Благовещение у колодца»; в четвертом, нижнем поясе – «Благовещение дома у прялки» и «Целование Марии и Елизаветы». …Скорбная Анна (в сцене «Моление Анны». – Прим. ред.) изображена стоящей перед гнездом с птенцами, рядом в водоеме плавают утки, кругом цветут сады. В конхе апсиды, примыкающей к приделу Иоакима и Анны с юга… погрудное изображение архангела Михаила, а под ним – фресковое изображение святителей и… сцены низвержения архангелом Михаилом сатаны и борьбы архангела с Иаковом. Апсида придела Петра и Павла, примыкающая к главному алтарю с северной стороны, расписана на тему легенды о Петре (имеется в виду книга Деяний апостолов. – Прим. ред.)… В конхе апсиды, примыкающей к приделу Петра и Павла с северной стороны, открыто погрудное изображение «великомученика» Георгия, а под ним, слева и справа от окна, по три фигуры святителей. По всему храму – на стенах, пилястрах, сводах, арках и столбах, поддерживающих хоры, размещены фрески, изображающие в полный рост или погрудно в медальонах апостолов, пророков, святителей, мучеников и святых жен. При этом мужские изображения размещены ближе к алтарю, а женские – дальше, в западной части храма… В соборе видное место занимает фресковая орнаментальная роспись… нижняя часть стен собора… сплошь была покрыта фресками, имитировавшими панели из различных сортов камня и мрамора. …Фресковым орнаментом в виде отдельных полос украшали боковые стены подпружных арок и крещатых столбов…

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Вооружившись тут же стоящей на алтаре свечей, я принялся, на сколько позволял её слабый свет, осматривать —364— эту древнейшую святыню. Много пришлось ей претерпеть за более нежели тысячелетнее существование свое. Она на столько почернела и от времени, и в особенности от неумелой реставрации, что многое в ней уже трудно рассмотреть. Но все же лик св. Петра прекрасно сохранился, чего нельзя сказать относительно св. Павла. Вообще все изображенное по левой стороне яснее видно, нежели по правой. Так, например черты св. Кирилла лучше можно разобрать нежели черты св. Мефодия, помещающегося по правую сторону иконы. Главные фигуры (поясные) св. Петра и св. Павла занимают большую часть пространства. Над ними в небольшом полукруге, отделенном более темной краской фона, нежели на всей иконе, находится тоже поясное изображение Христа с благословляющей десницей. С правой и с левой стороны от нее, как раз над головами обоих апостолов славянская надпись; с правой стороны СТЫ ПЕТРЪ, с левой СТЫ ПАВЬЛЪ. Наконец внизу под изображениями апостолов, апостолов, отделенная чертою, изображена целая сцена из четырех лиц: она то и составляет для нас, вместе с выше указанной славянской надписью, главный интерес всей иконы. По правую и по левую сторону стоят с молитвенно сложенными руками две фигуры: направо – св. Кирилл без бороды, налево св. Мефодий с бородой – оба в епископских облачениях и с епископской короной на голове, какая употреблялась до митры. Центральная сцена, отделенная аркой от обеих фигур, изображает римского папу, благословляющего склоненного пред ним, с протянутыми руками, св. Мефодия т. к. фигура эта с бородой и тождественна изображению св. Мефодия. Но в продолжении долгих веков изображенная на иконе сцена толковалась совершенно иначе. Фигуры святых братьев были приняты за греческих монахов, которые явились во сне императору Константину. Склоненная в центре фигура считалась за его собственное изображение, а папа его благословляющий был признан за папу Сильвестра, совершающего над ним обряд крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее – «Спас в силах» и вновь пары святых: Иоанн (Предтеча) и Гавриил (архангел); Павел (апостол) и Иоанн (Златоуст); Григорий (Богослов) и Алексий (митрополит Московский); Андрей (апостол) и Леонтий (епископ Ростовский); Игнатий (Ростовский) и Георгий (Победоносец); Даниил (столпник ?). На вертикальной перекладине также попарно помещались избранные святые: Афанасий и Кирилл; Филимон и Феодор; Филипп и Ипатий; Стефан и Филипп; неизвестные святые; Феодор Тирон и Никита; Косма и Дамиан; Никита и Исидор. На нижней перекладине в трех киотцах: Варвара и Параскева Пятница; Савватий, Зосима, Пафнутий; Екатерина, Ирина. У основания креста – мученик Галактион. Удивляет отсутствие на кресте изображений «ярославских чудотворцев» Федора, Давида и Константина, чьи мощи находились в сопредельном с собором храме. В XVIbeke изображения этих святых, получивших признание русской церкви еще в конце XVbeka и имевших большую популярность, уже известны не только в монументальной живописи (в том числе в стенописях Спасского собора), но и в памятниках прикладного искусства, аналогичных нашему кресту 384 . На наш взгляд, изображения этих святых обязательно должны были присутствовать на кресте Салмана, и они там были: в том единственном киотце, где не сохранились не только костяные вставки, но и надписи над киотом. В настоящее время на этом месте закреплены фигуры Макария и Онуфрия, которые, согласно надписям, должны помещаться на нижней перекладине с оборотной стороны креста вместе с мучениками, пустынножителями и основателями монастырей. Кроме того, дерево под костяными вставками изменило свой цвет, и ранее находившиеся здесь изображения отпечатались по контурам. По этим «отпечаткам» можно заметить, что первоначально здесь находилось не две, а три фигуры – одна в центре и две по бокам; при этом центральная была на голову выше боковых 385 . На это же указывают и отверстия от гвоздей, которыми фигуры крепились. Вероятно, это могли быть изображения Федора, Давида и Константина. Одно лишь вызывает недоумение: по утверждению В. В. Игошева, костяные дробницы на кресте крепились поверх золоченой басмы, которая служила для них фоном. В таком случае непонятно, как могли появиться эти «отпечатки».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

и т. д. Из следующих за сим названий одни принадлежат неделям (воскресениям) Триоди Цветной, напр., Мироносиц, Самаряныни и т. д., другие – ее праздникам, коих в ней после Пасхи три: Преполовение, Вознесение и Пятидесятница. Поются они как в сии недели и праздники, так и попразднственные дни тех и других. 3) Праздника (напр., говорится: «стихиры праздника»). Этим именем называются песнопения следующих за Пасхою недель (воскресений) – 8 и праздников Триоди Цветной, т. е. те самые, которым усвояются указанные сейчас названия (Мироносиц, Вознесения, и т. д.): но это название не усвояется пасхальным песнопениям. Единственное исключение в этом отношении представляет поемая после Пасхи катавасия пасхального канона: Воскресения день. В последованиях Месяцеслова (23 апреля, 8, 9 и 10 мая) она названа катавасиею праздника, а не Пасхи. Но когда идет речь о богослужении в праздник Благовещения, случившийся в Пасхальную седмицу (см. марк. гл.), то название праздника указывает на песнопения Минеи, а не Триоди. Песнопения в честь святых, память которых празднуется во дни пения Триоди Цветной, напр., 23 апреля, обозначаются словом: «святого» (напр., говорится: «стихиры святого»), или – 8 мая – «стихиры апостола». 4) Дне (напр., говорится: «на стиховне Триоди дне»); но прокимном дне называется прокимен, усвоенный известному дню Служебником и Часословом (напр., в послед. нед. Антипасхи сказано: «прокимен дне: Господь воцарися»). 5) Песнопения Октоиха, внепесенные в Цветную Триодь, обозначаются теми наименованиями, какие усвояются им в Октоихе (напр., говорится: «стихиры воскресни», «стихиры восточны»); к этому иногда присоединяется название сей книги (напр., говорится: «на стиховне стихира воскресна Осмогласника...., и умилительный един...., и мученичен»). Минея Месячная содержит в себе изменяемые песнопения неподвижных дней годичного круга богослужения, т. е. назначенные на известные определенные числа в году. Все ее последования делятся на шесть разрядов: 1) дней непраздничных, не обозначенных в Месяцеслове Типикона никаким знаком: 2) малых праздников, именуемых праздниками шестеричных святых и обозначенных тремя точками, не совершенно округленными: причем точки и неполное округление сделаны черными чернилами; 3) малых праздников, именуемых праздниками святых, имущих славословие и обозначенных тем же знаком с тою только разницею, что он поставлен красными чернилами; 4) средних праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Апостол в Деяниих, зачало 7. И Богородицы, к филипписием, зачало 240. Аллилуиа, глас 1: Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи. Стих: Бог прославляемь в совете святых. Стих: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. В СУББОТУ СВЕТЛЫЯ НЕДЕЛИ. Прокимен, глас 3: Господь просвещение мое и Спаситель мой,/кого убоюся? Стих: Господь защититель живота моего, от кого устрашуся? Апостол в Деяниих, зачало 8. Аллилуиа, глас 5: Господь воцарися, в лепоту облечеся. Стих: Ибо утверди вселенную, яже не подвижится. НЕДЕЛЯ 2 О ФОМЕ. Прокимен, глас 3: Велий Господь наш, и велия крепость Его,/и разума Его несть числа. Стих: Хвалите Господа, яко благ псалом, Богови нашему да усладится хваление. Апостол в Деяниих, зачало 14. Аллилуиа, глас 8: Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу, Спасителю нашему. Стих: Яко Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли. В понедельник: апостол в Деяниих, зачало 9. Во вторник: апостол в Деяниих, зачало 10. В среду: апостол в Деяниих, зачало 11. В четверток: апостол в Деяниих, зачало 12. В пяток: апостол в Деяниих, зачало 13. В субботу: апостол в Деяниих, зачало 15. НЕДЕЛЯ 3 О МИРОНОСИЦАХ. Прокимен, глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя,/и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене. Апостол в Деяниих, зачало 16. Аллилуиа, глас 8: Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль. Стих: Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. В понедельник: апостол в Деяниих, зачало 17. Во вторник: апостол в Деяниих, зачало 18. В среду: апостол в Деяниих, зачало 19. В четверток: апостол в Деяниих, зачало 20. В пяток: апостол в Деяниих, зачало 21. В субботу: апостол в Деяниих, зачало 22. НЕДЕЛЯ 4 О РАССЛАБЛЕННЕМ. Прокимен, глас 1: Буди, Господи, милость Твоя на нас,/якоже уповахом на Тя. Стих: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Апостол в Деяниих, зачало 23. Аллилуиа, глас 5: Милости Твоя, Господи, во век воспою. Стих: Зане рекл еси: в век милость созиждется. В понедельник: апостол в Деяниих, зачало 24.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/skazanie-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010