Христос призвал сначала отдельных мужей (напр. Филиппа, Нафанаила, Симона, Андрея, Иоанна), потом из числа Своих учеников избрал двенадцать мужей, которых назвал апостолами. Призвание составляло еще, так сказать, приготовительный момент к посвящению на служение. Избрание двенадцати – момент более существенный и специальный, но все же не решительный и окончательный. Чрез него апостолы получили полномочие проповедовать приближение царства Божия и силу изгонять бесов и врачевать болезни, но они еще не могли дать того, чего не получили сами, они не могли вводить в царство Божие, которое еще не настало, не могли дать Духа Св., Которого еще не имели. При призвании и избрании апостолов на служение христианству, конечно, еще не могло быть и речи о посвящении в церковном смысле. Но после воскресения, когда одержана была победа над князем мира, И. Христос, подтверждая посланничество в мир апостолов, говорил им: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну, и глагола им: приимите Дух Свят, им же отпустите грехи, отпустятся им, и им же держите, держатся ( Иоан. 20, 21–23 ). Наконец, пред вознесением Он вывел их из города и воздвиг руце (πρας τς χερας), благослови их ( Лук. 24, 50 ). Эти дуновение и благословение знаменательны. Дуновение с словами: приимите Дух Свят и в связи с существеннейшим моментом в жизни апостолов – посланничеством их на дело служения всему миру нельзя понимать за простое, ничего не значащее действие, тем боле в том грубо-чувственном смысле, в каком хотят понимать р.-католики, усиливаясь найти здесь доказательство исхождения Духа Св. и от Сына. Гораздо естественнее в этих словах и действии дуновения видеть иерархическое поставление Самим Христом Спасителем Своих учеников и дарование последним того Духа, Который пребывает известным своим дарованием только в иерархии. Конечно, это еще не было дарованием всей полноты даров Св. Духа, Которого они вместе со всею церковью удостоились принять в день Пятидесятницы, но как бы предварительным дарованием, по выражение Златоуста, «некоторой власти и духовной благодати», как удостоверено апостолов, что они лично Христом поставлены и от Него получили самое освящение для служения их высокому делу 389 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

85. 1 Клим. 44, 3: «достоуважаемые мужи» поставляют епископов и диаконов), то Бог , Христос, Св. Дух (ср. собранные выше свидетельства). И в этом не заключается противоречия (как, напр., полагает Holzmann. S. 220–22 1). Подразумевается в каждом случае одно и то же: избрание основывается на откровении Божественной воли, обычно через «пророчество» одаренного даром учительства, и на согласии собрания (экклезии). Решающее же для христианства значение имеет не избрание этим собранием – действие собрания не есть акт избрания в светском смысле слова, – но избрание Богом (посредством одаренного учительством). При этом избрание в епископы или диаконы есть также «избрание» в этом именно только смысле: поэтому и в этом случае «акт избрания» собранием есть просто акт согласия, ср. классическое свидетельство в 1 Клим. 44, 3: «с согласия всей экклезии». – Пусть теперь читатель прочтет суждение Harnack " a (S. 129): «Все элементы поставления на церковную должность встречаются равным образом и при поставлении на гражданскую должность», и следующее, предназначенное для пояснения церковных свидетельств положение: «Именно в течение республиканского периода поставленное на какую-либо должность лицо считалось в Риме поставленным не народом, но тем чинов- ником, который руководил выборами», чтобы составить себе представление о ложных путях, на которые приводит отождествление условий жизни в первые времена христианства со светским государственным или союзным устройством. 130 Деян. 6:6: поставление семи мужей в Иерусалиме («помолившись, возложили на них руки»); 13:3: избрание Павла и Варнавы на апостольское служение («совершивши пост и молитву и возложивши на них руки»), В этих обоих случаях упоминается о возложении рук и о молитве; напротив, в 1Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6 (избрание Тимофея в евангелисты) – только об одном возложении рук, а Деян. 14:23 (поставление старейшин) – только об одной молитве. Позднейшее развитие делает несомненным, что как молитва должна была быть восполнена возложением рук, так и возложение рук молитвой, ср.: Ritschl Entstehung.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Слово „проручествует“ нисколько не противоречит такому смыслу возглашения, а напротив вполне его подтверждает. Это греческое слово „προχειρζεται“ нельзя переводить: „рукополагает“, „производит“, „поставляет“ и соответственно с этим объяснять возглашение в том смысле, что епископ объявляет о совершающемся уже в это самое время через него таинственном действии Божественной благодати. Такое объяснение, прежде всего, не мирится с последними словами возглашения, ибо если Божественная благодать уже производит и поставляет рукополагаемого, то неуместным становится призыв к молитве „да приидет на него благодать всесвятаго Духа“, так как это пришествие уже совершилось. Кроме того, и самое слово „προχειρζεται“ имеет другое значение, а именно, прежде всего: „объявляет“, „избирает“, „назначает“. В таком смысле оно употреблено напр. в книге Деяний Святых Апостолов, где Бог говорит Савлу, что Он „предъизбрал“ его, – προεχειρσατο ( Деян.22:14 ). Соответственно этому значению слова, понятным становится и весь смысл возглашения. В совершившемся избрании того, кто приводится к рукоположению, выразилась, конечно, высшая воля самого Духа Святого, а потому теперь Божественная благодать и „проручествует“, т. е. через рукополагающего, его рукою, указует достойного и объявляет о его избрании. Остаётся за сим призвать на него благодать всесвятого Духа, чтобы она освятила его и даровала ему силы достойно проходить своё служение. К молитве об этом и призывает предстоящих епископ последними словами возглашения: „помолимся убо о нем, да приидет на него благодать всесвятаго Духа“. Итак, это возглашение не есть молитва, а только объявление об избрании с призывом помолиться за избранного. Самая форма такого объявления не представляет собой чего-либо исключительного. В памятниках христианской древности можно найти примеры употребления подобной и иногда совсем такой же формы даже тогда, когда ни о каком тайнодейственном её значении речи быть не может. В подобной форме напр. составлялось назначение кого-либо на Константинопольскую патриаршую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

В оригинальном тексте этого правила сказано: χειροτονεσθω, что мы перевели: «да поставляют» (серб. «нека nocmabлjajy»), руководясь славянским переводом нашей Кормчей, хотя в настоящее время χειροτονα называется только рукоположение, т.е. посвящение того, над коим епископ, благословляя его, простирает руку ( τενειν την χερα). Мы не употребили слова «рукоположение» потому, что в правилах упомянутое греческое слово обозначает иногда «избрание» («избор») (напр. Антиох. 19 ), вследствие чего нам казалось лучше придерживаться в данном случае перевода Кормчей. Зонара в толковании этого правила объясняет: «В древности и самое избрание называлось хиротонией, как говорят, потому, что, когда гражданам разрешено было избирать епископов, и когда они собирались все вместе, чтобы подавать свой голос за того или другого, то они для того, чтобы узнать на чьей стороне большинство голосов, простирали руки ( τεινειν τς χερας) и по простертым рукам считали избирателей каждого кандидата. Кандидат, получивший большинство голосов, считался избранным в епископы. Отсюда и взято слово хиротония. Это слово, в указанном смысле, употребляли и отцы разных соборов, называя и самое избрание хиротонией» 109 . В этом правиле идет речь не об избрании епископа, а только о рукоположении, т.е. о том церковном священнодействии, чрез которое избранный получает божественную благодать. Это священнодействие совершают епископы в алтаре у св. престола по узаконенному чину 110 . 104 Harduini, Conciliorum coliectio. Parisiis, 1715. XI, 240.– Ε. J. Κimmel, Monumenta fidei ecclesiae orient. Jenae, 1850. I, 437–438. – J οn Μichalcescu, Die Bekenntnisse und die wichtigsten Glaubenszeugnisse der gr.-or. Kirche. Leipzig, 1904. S. 164. – Ποслание восточных патриархов. Москва, 1848, стр. 22. – См. μοе “Прав. црквено право”, стр. 210 и сл. [ср. рус. пер., стр. 218 и сл.]. Ср. Синтагму М. Властара Е, 17 (Аф. Синт., VI, 271). 105 Cyprian., De unitate ecclesiae, n. 4 [Migne, s. l., t. 4, col. 408–501]. – Hieronym., ep. 146 [Migne, s. l., t. 22, col. 1192–1195]. – Coelestini papae ep. ad concil. Ephes. [Migne, s. l., t. 50, col. 505–512]. – Clement. rom, ep. l. ad Corinth. c. 1, 5, 17, 44, 47 [Migne, s. l., t. 1, col. 201–210, 217–220, 241–245, 296–300, 305–308]. – Ignat., ep. ad Ephes. c. 4, 5, 6 [Migne, s. g., t. 5, col. 647–650] – ad Magnes. c. 3, 4,6, 7 [там же, col. 665–666, 667–669] – ad Trallianos, c. 2, 3, 7, 12, 13 [там же, col. 675–686].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

380 Злат. На Иоан. Бес. XXXIV, 3; сн. Бес. о том, что говорит к народу с угодливостью опасно, 3 (II т. 704 стр. изд. 1899 г.). 381 Лепорского проф. XXXIX чл. англ. п. Хр. Чт. 1904 г II ч 618 стр. Сн. там же, 802 стр. Рождественского. Симв. и богосл. кн. англ. ц. 373–374 стр. Керенского проф. Амер. еп. церк. 281–288 стр. 383 Catechisme catholique. 1876. Berne, p. 77. Christkatholischer Katechismus. Bern. 1888. S. 87. Prage 123. – Тоже и в других катехизисах. Сн. Керенского проф. Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие. Каз. 1894 г. 241 стр. 385 См. об этом в ст. проф. Керенского. Шестой интернациональный старокатоличесйй конгресс (1904 г.) и развитие старокатолицизма в последние годы (1902–1904 г.). Прав. Соб. 1904 г. нояб.–дек. 1078–1103 стр. 386 Керенского проф. Пятый интернациональный старокатолический конгресс и современное (внешнее и внутреннее) развитие старокатолицизма. Харьков. 1902 г. 48–54 стр. (тоже в Вере и Раз. за 1902 г.). 387 Слово χειροτονα заимствовано церковью извне. У афинян этим словом обозначалось избрание на общественные должности, при чем подача голосов совершалась чрез протягивание или поднятие рук, – χερας τεινευ, χειροτονεν, χειροτινα. Такой же способ подачи голосов при избрании на общественные должности вошел затем в употребление и у римлян. В новом завете это слово употребляется, с одной стороны, в значении избрания в клир (напр. 2Кор. 8, 18–19 ), а с другой – самого действия поставления на ту или другую его степень (напр. Деян. 14, 23 ). В таком же двояком значении – избрания и поставлена, употребляется оно у греческих христианских писателей и в правилах как апостольских (напр. 1 пр.), так и соборных (напр. I всел. соб. 4 пр.; антиох. 13 и 19 пр.; лаодик. 5 пр.). Позднее это слово стали употреблять только для обозначения священнодействия, чрез которое поставляется избранный на ту или другую степень церковной иерархии. Зонара в толковании на 1 апост. правило говорит; «ныне хиротонией называется совершение молитв посвящения над избранным в священство и призывание на него Св. Духа, потому что архиерей, благословляющий рукополагаемого, простирает руку (τενει τν χερα). А в древности и самое избрание называлось хиротонией». В настоящее время под хиротонией разумеют поставление только на иерархические степени священства, поставление же в низшие степени клира (иподиакона, диакониссы, заклинателя, чтецов, певцов, и др.) принято обозначать словом «хиротесия» (от χερ – рука и τϑημι – полагаю). В римской церкви (в Pontificale Romanum) посвящение во все степени клира носит общее название «ordinatio».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Об отношениях римской церкви к другим христианским церквам и всему человеческому роду. Часть 2 Источник Глава XVIII. Древние виды избрания в Епископское звание По свидетельству Истории, в Восточных и Западных Церквах, – в самом Риме первоначально избирались и по Церковному чиноположению посвящались Епископы одним и тем же образом. В первые времена Христианства, доколе Христиане сияли святостью жизни, как светила в мире, избрание кандидата на упразднившееся Епископское место происходило в церкви, или в народном собрании, открыто, так что в избрании Епископа, принимали участие не только все областные Епископы, но и весь клир и даже народ: «на Епископство», говорит св. Киприан, «возводятся избранные с общего согласия всей паствы и по определению Епископов как тех, которые присутствуют при избрании, так и тех, которые присылают от себя грамоты со своим согласием на избрание. Ибо в присутствии народа могут открыться и преступления порочных людей, и заслуги добрых. Таким образом, только то избрание может быть совершенно справедливо, которое происходить с общего голоса и суждения всех» 1 . Из этого явно, что участие народа в избрании Епископа состояло только в свидетельстве об образе жизни и достоинств избираемого лица; а в этом отношении заслуживало уважение всех верующих особенно то, что, по завещанию Апостола, требовалось, чтобы избираемый в Епископы имел доброе свидетельство даже от внешних, т. е. от язычников, состоявшись вне Церкви. Но это правило по обстоятельствам изменялось, когда напр., в известной Церкви большая часть народа была увлечена в какую-либо ересь или раскол, и потому предстояла опасность, что в Епископы может быть избран еретик. в таком случае, православные Епископы, не требуя согласия народа, сами собою поставляли Епископа для известной страны. Именно так поставлялись Епископы, когда превозмогала Арианская ересь и во время раскола Донатистов. Подобно сему поступали при постановлении кого-либо в Епископы новообращённой в Христианство , отдалённой страны 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Отказываясь признать соответствующим учению НЗ обычай поставления пресвитера епископом, К. объявлял единственно законной практику избрания пресвитера церковной общиной. Он утверждал, что в пресвитеры может быть избран человек достаточно сведущий в истинах веры, твердый в следовании Христу и опытный в изучении Свящ. Писания, способный быть наставником для других и известный своей добродетельной жизнью. Обязательным элементом избрания К. считал т. н. испытание, в ходе к-рого община призвана проверять соответствие кандидата необходимым критериям и обязана выслушать аргументы противников его поставления в случае наличия таковых. В качестве обоснования этого порядка он ссылался на различные места ВЗ (напр., Числ 8. 10) и НЗ (напр., Деян 1. 15-26; 1 Тим 4. 14; 2 Кор 8. 18-19), нередко перетолковывая их с целью согласования со своими убеждениями. Так, напр., объясняя повествование НЗ о том, как апостолы Павел и Варнава «рукоположили пресвитеров к каждой церкви» (ср.: Деян 14. 23), К., следуя мнению, встречающемуся у Кальвина и ряда др. протестант. экзегетов, заявлял, что греч. глагол χειροτονω означает не «возложение рук», а «избрание при помощи рук», вслед. чего смысл отрывка состоит в том, что апостолы Павел и Варнава организовали избрание пресвитеров церковными общинами ( Cartwright. Repl. P. 29-30; ср.: JWWorks. Vol. 1. P. 345-351). В ходе дискуссии с Уитгифтом К. отвергал все упреки в том, что он произвольно толкует НЗ и выводит из частных случаев общее правило, и решительно утверждал, что иной практики поставления пресвитеров в раннехристианской Церкви не существовало ( Cartwright. Repl. P. 32). К. настаивал на том , что восходящая к апостольским временам практика избрания пресвитеров общиной сохранялась в качестве канонической нормы в христ. Церкви на всем протяжении ее исторического существования (Ibid. P. 36-37). В качестве обоснования он приводил различные постановления древних церковных Соборов, касавшиеся практики поставления епископов «с согласия всех клириков и мирян», в т.

http://pravenc.ru/text/1681191.html

Позаимствовав многое в расположении молитв и чтений из католической мессы, она уничтожила в ней то действие, которое доселе считалось одним из самых важнейших моментов литургии, а именно: возвышение (clevatio), когда священник поднимает гостию и показывает её народу для поклонения. Громадное количество разных особых чинопоследований, молений и обрядов обречено было составителями книги общих молитв на совершенное уничтожение. В католическом Missale существовал напр. целый отдел 576 „proprium missarum de Sanctis”, в котором назначались разные видоизменения, долженствовавшия производиться в совершении миссы, по случаю празднования какому–либо святому. Таких особенных мисс насчитывается в течение года более четырёхсот пятидесяти 577 . – В английской книге общих молитв празднованиям в честь святых отведено, как мы видели, очень не много места; только на двадцать дней в году назначены особые коллекты и чтения по поводу празднования памяти святых. – Кроме частных мисс на память того или другого святого в отдельности, Missale назначает ещё общие миссы апостолам, первосвященникам, мученикам, исповедникам, девственницам, докторам, аббатам 578 и т. под. Назначаются также особые миссы на разные чрезвычайные случаи, как напр., по поводу избрания папы, годовщины избрания и посвящения епископа, о прекращении раскола, об отпущении грехов, о даровании мирной кончины, по случаю войны, о мире, о прекращении эпидемии, за болящих, за пилигримов или вообще путешествующих, за брачующихся 579 и т. под. Наконец, в том же Missale назначаются особые заупокойные миссы на день смерти, или на годовщину 580 . – В новом богослужебном строе английской церкви вся эта масса литургических особенностей подверглась полному уничтожению. Ещё более печальная участь выпала на долю католического Rituale. Даже и в тех чинопоследованиях, которые удержаны были английскою церковью, очень многие из прежде употреблявшихся обрядов оказались теперь отменёнными. В английском чине крещения напр. мы уже не встречаем заклинания и благословения соли и вложения её в уста крещаемого, помазания ушей и ноздрей его слюнною священника и вручения ему или восприемнику зажжённой свечи 581 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Отучившись молиться внутренне и сердечно, юноша постепенно перестаете совершенно молиться Богу, когда он не бывает в учебном заведении, как например в праздничные дни, во время каникул и т. д. Должно всегда помнить изречение Иисуса Христа, что «дух животворит, а плоть не пользует ни мало» ( Ин. 6:63 ). Должно заботиться не столько о внешнем, наружном, исполнении религиозных установлений и внешней религиозной дисциплине, сколько о внутреннем воспитании отроков в религиозном духе, чтобы они научились от своих родителей и воспитателей и пастырей церковных обязательно совершать молитвы пред Господом ежедневно утром и вечером, и чтобы это совершение молитвы сделалось их внутреннею, нравственною потребностью; потому что только при этом одинственном условии молитва их будет угодна Богу и спасительна для души. Иерархические лица Иерархическое служение Апостолов. Диаконы. Избрание и рукоположение их. Св. Сефан и Св. Филипп, как образцы нравственной жизни и деятельности диаконов. Избрание псаломщиков из прихожан. Восстановление в Церкви диаконисс. Служение диаконисс и их высокое религиозно-нравственное влияние на верующих. Марфо-Мариинская обитель милосердия. Избранные Иисусом Христом Апостолы, преисполненные благодатных даров Св. Духа ( Деян. 2:4 ), начали ревностно проповедовать Евангелие Царства Божья. Они учили все народы ( Мф. 28:19 ), начиная от Иерусалима, проповедуя покаянье и отпущенье грехов. ( Лук. 24:47 ). Следуя примеру своего Учителя, они признавали учительство или проповедь своею первою священною обязанностью. Поэтому, когда члены Синедриона с угрозою запретили Апостолам проповедовать об имени Иисуса Христа, то они отвечали им: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Должно повиноваться более Богу, нежели людям ( Деян. 4:18–19, 5:29 ). Вместе с учительством Апостолы совершали для верующих спасительные таинства: Крещение ( Деян. 2:41, 19:5 ), рукоположение (или миропомазание ( Деян. 8:17; 19:6 ), Евхаристию ( Деян. 2:42; 20:7 ). Кроме учительства и совершения спасительных таинств, Апостолы считали своею обязанностью наблюдать за нравственной жизней верующих, за усовершенствованием их в благочестивой жизни, поэтому они обращали самое тщательное внимание на духовные нужды верующих. С этой целью они предпринимали путешествия ( Деян. 9:32; 15:36 ), вразумляли верующих соответствующими наставлениями и пастырскими увещаниями, и т. д. ( Деян. 11:26; 14:27–28 ). В случае необходимости Апостолы употребляли и строгие меры, направленные ко благу верующих. Так напр. Апостол Павел предложил Коринфянам отлучить от церковного общения тяжкого грешника ( 1Кор. 5:1–5 ). Пользуясь богодарованною властью учительства и пастырства, Апостолы рукополагали для Церкви диаконов, пресвитеров и наконец некоторым своим ученикам они передавали власть и полномочия рукополагать пресвитеров и диаконов. Эти последние преемники Апостольской власти стали называться Епископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Избрание, избранность, избирать (выбирать) I. БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ В Библии немало мест, где говорится об И., совершаемом людьми (напр., Исх. 18:25 ; Ис. 7:15 ), но в основном И. представлено как деяние Бога: 1) И. происходит до начала жизни (см. Иер. 1:5 ; Еф. 1:4 ; 2Фес. 2:13 ); 2) И. всегда предполагает служение. Библия знает только И., сопряж. с определ. предназначением. Люди тоже выбирают себе партнеров и помощников ( Исх. 17:9 ). Но только Господь избирает и определяет, кто должен Ему служить. Так, Корей и его сообщники гибнут в результате самонадеянных притязаний ( Числ. 16:5 ). Бог избирает Соломона, чтобы тот построил храм ( 1Пар. 28:10 ). Бог избирает колено Левия для священнич. служения ( Втор. 18:5 ). Иисус избирает двенадцать учеников для апостольского служения ( Лк. 6:13 ; Деян. 1:2 ). Он «избрал и поставил» их, чтобы они «шли и приносили плод» ( Ин. 15:16 ). Павел стал «избранным сосудом» Господа для миссионерского служения всем людям на земле ( Деян. 9:15 ); 3) избирая человека, Бог исходит не из его природных достоинств или заслуг, поэтому Его выбор часто может показаться необоснованным. Народ Израиля малочислен и к тому же «жестоковыен» ( Втор. 7:7 ; Втор. 9:6 ), но становится народом избранным. Моисей был избран, несмотря на его косноязычие ( Исх 4:10 и след.), а Иеремия – несмотря на его молодость ( Иер 1 и след.). То же относится к И. членов Церкви. В соотв. с 1Кор 1 и след., Господь и здесь избрал малое. Он уничижает человеч. тщеславие, чтобы «хвалящийся хвалился Господом» ( 1Кор. 1:31 ); 4) Господь сохраняет верность Своим избранникам; даже народ Израиля, не принявший Христа, благодаря своему И. остается возлюбленным народом Божьим ( Рим. 11:28 ). Но эта Божья верность не означает для человека вседозволенности; он остается зависимым от милости Божьей. Тем более необходимо, чтобы верующие «делали твердым» свое И. ( 2Петр. 1:10 ), ибо Библия показывает, что человек в своем сопротивлении истине и в своеволии может отойти от Господа; за отпадение Бог карает человека и отвергает его (⇒ Отвержение, отвергать ). В этой связи следует отметить, что Саул ( 1Цар. 31:4 ) и Иуда ( Мф. 27:5 ) покончили жизнь самоубийством, т.е. в данном случае нить жизни разорвал не Бог, а сам человек. II. НОСИТЕЛЬ ИЗБРАННОСТИ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010