«Для чего и по какому случаю» спрашивает св. Златоуст «писал Павел к римлянам, тогда как сам свидетельствует о них, что они полни благости, исполнены всякого разумения, могуще и иные научити» ( Рим.15:14 ), и в ответ приводит слова Апостола: «за благодать данную ми от Бога, во еже быти ми служителю Иисусе Христову ( Рим.15:15, 16 ), и еще другие должен есмь, еже по моему усердию, и вам сущим в Риме, благовестити ( Рим.1:14, 15 ). А то, что римляне могут и других научить также все «сему подобное» говорит Златоуст, «сказано больше в похвалу и поощрение, между тем как они имели нужду в исправлении» (Предислов. к Бесед. на послание к Римлян.). Через учеников своих из иудеев, римских изгнанников, по смерти Клавдия возвратившихся в Рим, Павел известился, что в тамошней Церкви между христианами из иудеев и христианами из язычников родились распри и раздоры ( Рим.16:17 ), вероятно, о преимуществах чести в Церкви, подобно тому, как это случилось в коринфской Церкви во времена св. Климента Римского ; каковый спор, вследствие изыскания оснований, превратился в спор о преимуществах в царстве благодати, или о преимуществах оправдания перед Богом. Христиане из язычников, несмотря на порочную жизнь большей части языков, гордились мудростью и добродетелями философов (которые хотя и не были просвещены благодатью, впрочем, износили много хорошего из сокровищницы естественных познаний), унижая при том иудеев, как племя отверженное. Христиане из иудеев хвалились святостью патриархов (как будто она имеет влияние на оправдание целого потомства), уповали на свой закон и обряды, свидетельствующие об избрании их в удел Божий, и мечтали быть свободными от повиновения законной власти языческих начальников, вероятно, потому, что повиновались истинному Царю Мессии. Этот общей спор породил множество пересудов касательно обычаев и образа поведения каждого из двух племен верующих; напр. относительно пищи и различения дней ( Рим.14:1–26 ). Дабы прекратить эти споры, которые распространялись ни на кую же потребу, а только на разорение слышащих ( 2Тим. 2:14 ), Апостол, не имея возможности лично быть в Риме ( Рим.1:13 ), так как будучи связан духом, шел в Иерусалим ( Деян.20:22 ), решился достигать этой цели письменно через послание, в котором выразил надежду свою на личное свидание с римскими христианами ( Рим.15:32 ). Таким образом действует двумя способами к их назиданию: и полезным писанием и ожиданием его прибытия, по выражению св. Златоуста (в предисловии). § 97. Сущность содержания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

В истории много примеров и того, что известная, точно определенная теоретически, власть вручается известному лицу и того, что известное лицо, вследствие своего положения в обществе, исторических условий своего времени, приобретает власть. И при определении происхождения института власти нужно знать, тем или иным путем власть возникла. В частности, при определении происхождения священных степеней, нужно разрешить следующие вопросы: 1) возникло ли сначала у Апостолов, в Церкви отвлеченное теоретическое понятие о священной власти, 2) или тот или иной Апостол вручил известному лицу священную власть по частным требованиям местной церковной общины, совершил акт единичный, частный, 3) или какое-либо лицо достигло высшего положения в Церкви, благодаря личным свойствам и условиям жизни? Некоторые из русских ученых богословов, напр., г. Заозерский, держатся второго мнения, западные ученые, как мы уже видели, третьего. Для правильного решения поставленных вопросов, прежде всего, нужно решить вопрос: развитие священных степеней шло ли от общего, отвлеченного, к частному, конкретному, или от частного к общему? В этом-то последнем, собственно говоря, и заключается весь спор между православным учением о происхождении и значении иерархии и протестантской богословской наукой. Протестантские богословы, все сообща, доказывают, что понятие о священных степенях образовалось, как отвлечение от исторической жизни церкви. По православному же учению, учение о священных степенях есть догматическое учение; историческая церковная жизнь его не создала, а только применила к обыденной церковной жизни. И на это есть данные. В речи перед избранием в апостольское служение Матфия на место отпавшего Иуды Ап. Петр сказал: τν πισκοπν ατο λβοι ε " τερος – достоинство его (Иуды) да приимет другой 656 . Здесь впервые в священных книгах Н. 3. встречается слово πισκοπ 657 . Ап. Петр апостольское служение Иуды-передателя называет епископством и этим определяет и прежнее значение Иуды и, вручаемое Матфию, достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Ответ на это дает Кромер, который, указав, сколь много завистливая алчность трех поименованных номинатов ослабила и власть папскую в Польше, и в особенности значение капитулы, присовокупляет: нельзя умолчать, что главнейшей причиной сего бесправия были папы, ибо если бы они сами первоначально не посягали на право свободного избрания, принадлежавшее капитулам, тогда и монархи не отваживались бы на это 13 . 5) Статут о монахах 1625 года о не отчуждении (монастырям) наследственных имуществ (о чем повторено и в последней конституции), полагаем, состоялся не по желанию апостольского седалища) 14 . 6) Кандлубек, епископ краковский, пишет, что первосвященник не имеет права установлять новые законы и отменять существующие 15 . 7) Их милости господа духовные римские признают, что со времени короля Александра в среде нас, русских, господствовала (как они называют) настоящая схизма (purum schisma), хотя перед тем дела религиозные шли переменно (каковое утверждение, впрочем, несправедливо, ибо Русь никогда не была в послушании римском, хотя некоторые, как Исидор, отклонялись от своих старших). – Спрашиваю: почему же в означенное время папа не простирал к вам своих притязаний, римское духовенство не делало препятствий при отправлении богослужения, Речь Посполитая не отнимала у вас имуществ, а напротив, все духовные (хотя, как вы говорите, и в схизме находившиеся), будучи охраняемы королевскими привилегиями, восседали на своих кафедрах; а в настоящее время, когда нам возвращается отнятое, их милости (латино-униатские бискупы) требуют соизволения св. отца?.. Но ответьте, ради Бога, где же он находился прежде? Скажу более: на прошлой конвокации, когда нам, неунитам, дозволялось и свободное отправление таинств и уступались некоторые бенефиции, напр., Жидичин, разве униаты докладывали об этом седалищу апостольскому? В мемориале прямо написано: гл. униаты позволяют г.г. неуниатам 16 . Почему в это время униаты не отзывались с протестациями к возражениям? Скажу: не столько их милости озабочены были спасением душ, отправлением таинств, сколько своими бенефициями, потому что только тогда, когда они были у них уменьшены, и поднялся шум: не можем-де согласиться на это без определенно выраженного соизволения апостольской столицы! Желали бы мы знать, что более приличествует седалищу апостольскому: забота о душах людских или о фольварках? Я-то знаю, что апостолы, на которых они ссылаются, заняты были делами духовными, а не земными (za naboestwem, nie za ziemstwem uganiali).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Так, лиц, обличенных перед церковным судом в уклонении от представленной нами нормы брака, Апостольские правила запрещают принимать в клир: последствие уклонения совершенно юридическое. «Аще некое оклеветание (κατηγορα) будет на верного (т. е. христианина) о любодеянии (πορνεας) или о блуде (μοιχεας – прелюбодеяние) или о иных отреченных гресех, и обличен будет: таковой в причет неприятен будет» 281 . —318— Такое обвинение имело место в собрании народа христианского при избрании кандидата в какую-либо церковную должность. Епископ с присутствующим тут клиром обязан был исследовать обвинение и, если находил оное доказанным – не удостаивал избранного хиротонии. Исследование (Eξτασις=inquisitio) подобного рода обвинений происходило как в первые века, так и в последующие, напр. в VI веке только пред этим церковным трибуналом без всякого участия государственного суда и полиции 282 . «Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священного чина» 283 . «Сам себя скопивший да не будет принят в клир: самоубийца бо есть и враг Божия создания» 284 . Лиц клира, презирающих брак как нечто нечистое, или изгоняющих своих жен под предлогом благочестия, Апостольские правила осуждают на лишение священных степеней: опять совершенно юридическое последствие. «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяс и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен» 285 . «Епископ, или пресвитер или диакон да не изгонит жены своея под видом благоговения. Аще же изгонит, да будет отлучен; а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина» 286 . А вот и правила брачной дисциплины для мирян: «Аще кто девицу не обручену по нужде растлит (βιασμενος χοι), да отлучен будет. Недостоит же ему иные

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

сом и судом клира всего в пресвитерство вданном», что вполне отвечает порядку избрания пресвитера клиром и одобрения народом, о коем свидетельствует правило Феофила Александрийского. 3) Современная формула призывает благодать на сего, его же благоволил если проручествоватися от мене. Совершенно понятно, что когда назначение клириков, в том числе и пресвитеров, стало личным только делом епископа, когда клир и народ оказались устраненными от избирательного своего назначения, то и рукополагаемый сделался только кандидатом самого епископа, его личным избранником и проручествуемым от него, а потому не мог быть обозначаемым иначе и в произносимой при рукоположении молитве. Позднейший характер этой вставки или замены другого исконного выражения обличается прежде всего полной несогласованностью с другими частями ныне действующего чиноноследования. Так напр. чинопоследование начинается до сего времени двукратным представлением или приводом (προσφορ, προσφρσις) подлежащего рукоположению перед епископа, сопровождаемым через возглашение. Приводится благоговейнейший брат наш (такой-то) чтобы стать ему и т. д. (προσφρεται ελαβστατος δελφος μν (δενα) ες τ γνεσθαι ατν κ. τ. λ Eucholog. ed. Goar. 232). Представлять или приводить к епископу им же самим избранное, назначенное лицо, его же собственного кандидата не имело бы смысла. Естественнее было бы в этом случае избравшему, т. е. епископу представлять его церкви или клиру, что он и делает немного позднее, но уже не от своего имени, а от имени Божественной благодати, проручествующей подлежащего рукоположению. Если подлежащий рукоположению по формуле Апостольских Постановлений, соответствующей описательному правилу Феофила Александрийского, получает от епископа название «гласом и судом всего клира в пресвитерства вданного – ψφ κα κρσει το κλρου ες πρεσβυτριον πιδοθντος, то в чинопоследовании мы необходимо должны иметь акт «вдавания» – πδοσις, которому очевидно и соответствует «привод», приведение или представление – προσφρσις. Значение «привода», «представления» или «вдавания», как нельзя лучше выясняется из непосредственно следующего за ним акта чинопоследования: испрашивание

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рукополагающий архиерей возглашает: «Аксиос!» - вручая рукополагаемому очередной предмет облачения, затем возглас повторяют трижды священнослужители в алтаре, трижды правый хор, трижды левый хор (если есть). Напев А.- простой и торжественный. Кроме рукоположений А. поется при интронизации Патриархов, при вручении церковных наград священнослужителям. Согласно толкованию блж. Симеона Солунского, смысл возглашения А. заключается в следующем: «Аксиос трижды громогласно поется и внутри, и вне алтаря, в знак того, что все веруют в благодать [быть образом Христа], подтверждают вместе с горними чинами и весьма радуются ей», «возглашается аксиос, так как он [ставленник] сделался достойным пред Богом, познан ангелами и человеками и должен вести себя достойно сего дела [священнослужения]; и поэтому сие слово: «аксиос» он принимает как бы молитву [да будет достоин]», «[архиерей] возглашает аксиос, так как Распятый соделал его [ставленника] достойным; это торжественно поется по три раза внутри и вне [алтаря], так как все согласны с этим, и веселятся, и подтверждают действие благодати» («О храме Божием» 208, 210, 236//PG. 155. Col. 421, 424, 453; Симеон Солунский. Соч. С. 269-271, 298). В визант. традиции, т. о., возглашение «А.» служит не выражением одобрения при избрании ставленника, а заключает в себе подтверждение принятия им священного сана и молитву о сохранении им достоинства этого сана (ср. молитвы о крещаемом при Крещении - Требник. Ч. 1-2. С. 54, 58-61). Это то достоинство, о к-ром говорится в молитвах рукоположения: напр., в Апостольских Постановлениях : «Дай ему… явиться достойным» (о чтеце - VIII 23), «Удостой его» (о диаконе - VIII 18); в «Завещании Господа»: «Да… достойно станет» (о диаконе - I 38); в Серапиона Евхологии : «Сотвори его… достойным наследия апостолов» (о епископе - I 14); в молитвах визант. Евхология: «Удостой его» (о диаконе), «Да будет достойно предстоять… жертвеннику Твоему!» (о пресвитере). В зап. традиции возглас «А.» (лат. Dignus est) произносится до рукоположения. В этом случае он возглашается не епископом, а народом и свидетельствует о том, что ставленник достоин рукоположения. Это остаток имевшего место ранее участия народа в избрании клириков; в визант. обряде возгласу «Dignus est» соответствует возглашение протодиакона «Повелите!» (Κελεσατε) перед началом хиротонии. Евсевий Кесарийский свидетельствует о возглашении А. при избрании Фабиана папой Римским (Евсевий. Церк. ист. VI 29). Сократ Схоластик пишет о возгласе А. при избрании епископами свт. Амвросия Медиоланского (Церк. ист. IV 30) и новацианина Маркиана (Там же. VII 46). Блж. Августин Иппонский упоминает о возглашении «Dignum est, justum est» при избрании пресв. Ираклия его преемником (Augustini. Epistola 213).

http://pravenc.ru/text/82709.html

В нач. XX в., после того как были изданы основные версии «К. с. а.», стало очевидно, что в ряде сборников это сочинение стабильно помещалось рядом с ограниченным числом текстов, в частности с «Египетским церковным чином» («Апостольским преданием») и Эпитомой 8-й кн. «Апостольских постановлений». Анализируя Веронский палимпсест и Синодос, ряд ученых пришли к выводу, что в их основе лежит общий греч. прототип, в котором «К. с. а.» находились между «Дидаскалией апостолов» и «Апостольским преданием» ( Botte. 1960) или перед «Апостольским преданием» и Эпитомой 8-й кн. «Апостольских постановлений» ( Hanssens. 1965). По мнению Ж. М. Ханссенса, такой сборник был составлен в IV в., до появления «Апостольских постановлений», к-рые датируются приблизительно 380 г. Т. Шерманн, а вслед за ним и Февр считали, что уже во II в. произошло объединение «К. с. а.» и «Апостольского предания», к-рые составили 1-ю и 2-ю книги этого сборника. Вероятно, это было связано с тем, что в «К. с. а.» нет литургической части (хотя она заявлена в гл. 25), а в «Апостольском предании» нет учения о «двух путях». Тем самым произошло воспроизведение той модели, к-рая представлена в «Дидахе», а могло быть и замещение «Дидахе», к-рое уже не соответствовало новым реалиям церковной жизни. Поскольку существование и состав «Апостольского предания» остаются дискуссионными темами, в научной лит-ре известны и неск. др. реконструкций истории литургико-канонических памятников (напр., Ж. Мань доказывал, что «К. с. а.» были объединены с текстом, к-рый он назвал «Диатаксисом святых апостолов» - Magne. 1975). Структура и содержание Текст «К. с. а.» построен как беседа апостолов после Вознесения Иисуса Христа. Каждый из них формулирует то или иное постановление, которое вводится фразой «Иоанн сказал», «Петр сказал» и т. п. Начиная с издания де Лагарда, «К. с. а.» принято делить на 30 глав. Композиционно текст распадается на 4 части: 1) вступление (главы 1-3); 2) этический раздел, учение о «двух путях» (главы 4-14); 3) дисциплинарную часть (главы 15-28), касающуюся избрания, хиротонии и обязанностей епископов (гл. 16), пресвитеров (главы 17-18), чтецов (гл. 19), диаконов (главы 20-22), а также служения вдов (гл. 21), мирян мужчин (гл. 23) и женщин (главы 24-29); 4) заключение с финальным «Аминь» (главы 29-30).

http://pravenc.ru/text/1470263.html

Писание содержит и положительные указания на установление И. Христом особого священнодействия, через которое Дух Святый поставляет избранного на служение церкви. Прежде всего, можно выводить это из евангельского рассказа о действиях верховного Первосвященника по отношению к апостолам. Евангелия указывают, что не вдруг, а постепенно совершалось посвящение апостолов на дело служения. И. Христос призвал сначала отдельных мужей (напр. Филиппа, Нафанаила, Симона, Андрея, Иоанна), потом из числа Своих учеников избрал двенадцать мужей, ихже и апостолы нарече, и дал им полномочие проповедовать приближение царства Божия и силу изгонять бесов и врачевать болезни. При призвании и избрании апостолов на служение христианству, конечно, еще не могло быть посвящения в церковном смысле. Но после Своего воскресения, подтверждая посланничество в мир апостолов, И. Христос говорил им: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят; имже отпустит е грехи, отпустятся им, и им же держит е , держ а тся ( Ин.20:21–23 ). Наконец, перед вознесением Он вывел их из города и воздвиг руце ( επρας τς χερας) благослови их ( Лк.24:50 ). Эти дуновение и благословение знаменательны. Дуновение со словами: приимите Дух Свят и в связи с посланничеством их на дело служения всему миру, нельзя понимать за просто ничего не значащее действие, а правильнее видеть в нем иерархическое поставление Самим Спасителем Своих учеников и дарование последним того Духа, Который пребывает известным Своим дарованием только в иерархии, но не дарование всей полноты даров Св. Духа, излившихся на них в день Пятидесятницы. Знаменательно и благословение с воздвижением рук, преподанное апостолам при вознесении Спасителя. Оно не есть рукоположение в строгом смысле, но оно не есть обыкновенное прощальное благословение: оно было символом вечного соприсутствия Его с учениками, символом последних слов Его: се Аз с вами во вся дни до скончания века, и символом весьма знаменательным, показывавшим, что благодатное освящение Его должно было простираться не на одних апостолов, а и на преемников их, которых апостолы посвящали не сами собою, а благодатью и властью Христа, действуя как Его орудия. В дуновении с сообщением Духа Св. и благословении Спасителя, таким образом, надлежит видеть установление особенного таинственного способа поставления на иерархическое служение и первообраз к посвящению апостолами своих преемников через возложение, короче – установление священства, как таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В источниках сохранились нек-рые упоминания о деятельности подьяконов. В 1656 г. вместе с подьяками в красных и золотых стихарях они сопровождали патриарха из Крестовой палаты на богослужение в Успенский собор и «пели, идучи, все станицы розные стихи», а после служб так же провожали патриарха в палату ( Дубровский. 1869. С. 14-16). В Страстную седмицу 1693 г. подьяконы, чередуясь с др. певцами, пели в честь патриарха «Ис полла эти, деспота», читали прокимны и Апостол, а при выходе патриарха из царских дверей шли перед ним вместе с подьяками со свечами (Там же. С. 48-54). С подьяками же они вели ставленнические дела, причем с сент. 1674 г. получаемые ими от этого доходы стали одной из основных форм оплаты труда, т. к. патриаршим указом было велено денежные оклады подьяконам не выдавать, а выплачивать им деньги из пошлин московских ставленников (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 83. Л. 10 об.). Т. о., подьяконы, выделившиеся из подьяков, по выполняемым функциям ближе всего стояли именно к подьякам. Они, несомненно, прекрасно владели певч. искусством. Напр., во 2-й пол. 80-х гг. XVII в. подьякон Никита Георгиев обучал пению патриарших дьяков и подьяков, а также писал с ними «казенные певческие переводы» (Там же. 127. Л. 336 об., 386 об.; 129. Л. 366 об. и др.). Певческий репертуар Певческий репертуар главных хоров России XVI-XVII вв. складывался в соответствии с требованиями богослужебного Устава и закономерностями развития певч. искусства, политическими тенденциями времени и событиями гос. значения. В связи с такими событиями Всероссийские митрополиты (патриархи) или цари в специальных указах разъясняли, что и как петь в Москве в богослужебных и во внебогослужебных чинах. Так, в связи с избранием на престол Бориса Годунова от имени патриарха Иова 15 марта 1598 г. хорам была дана подробная разработка Чина многолетия с указанием распевов («дьяки ж поют демественную: Благоверному царю» - ААЭ. Т. 2. С. 1-6). Подобные распоряжения следовали после воцарения др. государей (Там же. С. 92, 100-101; Т. 4. С. 367-368). В специальном послании 1652 г. царь Алексей Михайлович спрашивал Никона, как «надобно» петь многолетия и как поют их в патриаршем хоре (Там же. Т. 4. С. 76). Многолетия также входили во внебогослужебный чин Чаши заздравной . Среди песнопений, звучавших особенно часто при совершении внебогослужебных обрядов, были славники. Их пели «в столы», во время торжественных выходов и т. п.; вероятно, поэтому для многих из них возникли разные варианты распевов.

http://pravenc.ru/text/2579762.html

А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий» (Лк. 22, 25), Епископ в осуществлении своей власти действует с церковью, но не над церковью, которая есть духовный орган любви: согласие с Церковью и единение с нею составляет самое условие бытия епископа. Это единение не может быть выражено в таких терминах государственного конституционного права, как, напр., народоправство или ограниченная власть конституционного монарха, за неприменимостью здесь правовых категорий. (Церковное право, если и есть право, то во всяком случае sui generis). Епископская власть может быть и абсолютнее власти абсолютного монарха, но может и совершенно растворяться в единении с народом. Руководящей нормой является здесь пример иерусалимской церкви и ее отношении к апосполам, как первоепископам. Несмотря на всю полноту своей действительно сверхепископской власти (поскольку она, включая в себя всю полноту епископства, имеет еще и личные апостольские полномочия), апостолы все существенные вопросы решают с народом: ап. Петр обращается ко всему Иерусалимскому братству (äυδρες ασελφο Д. А. 1, 15–16) для избрания 12-го апостола вместо Иуды. «И поставили двоих и помолились, и сказали. и бросили о них жребий» (1, 23, 24, 26), — во всех моментах этого избрания апостолы пребывают в единении с народом. То же самое и при избрании семи диаконов: апостолы созывают «множество учеников», к которому и обращаются об избрании семи диаконов. «И угодно было это предложение всему собранию. и избрали. их поставили.»; апостоли же рукоположили — «помолившись, возложили на них руки» (Д. А. 6, 3–6). Община («обрезанные») обратилась с упреком к ап. Петру о принятии необрезанных дома Корнилия, и он успокоил ее своим рассказом об особом откровении, ему бывшем. «Церковь Иерусалимская» посылает Варнаву в Антиохию (11, 22). Наконец, апостольский собор, на котором Павел и Варнава были приняты в Иерусалиме «Церковию, апостолами и пресвитерами» и возвестили им о своей проповеди среди язычников, то «апостолы и пресвитеры» (πσολοι κα ο πρεβτεροι), здесь в общем смысле старейшин, собрались на соборе (15, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010