В VI в. должности 5 патриархов получают офиц. признание (Novell. Just. 109 pr.; 123. 3). В это же время начинается развитие представлений о пентархии как о модели взаимодействия 5 высших Д. ц. (систематическое изложение этой теории см.: Θεδορος Βαλσαμν. Μελτη, ϒουν πκρισις, χριν τν πατριαρχικν προνομων// Ρλλης, Ποτλς. Σνταϒμα. Τ. 4. Σ. 442-455). Перестают созываться с прежней регулярность (2 раза в год) областные Соборы архиереев (см., напр.: Novell. Just. 137. 1, 4); их полномочия зачастую осуществлялись митрополитом единолично. В К-поле возникает σνοδος νδημοσα (букв.- собор находящихся [в городе]) - постоянно действующий совещательный орган при патриархе, членами к-рого являлись все архиереи, находящиеся в столице ( Hajjar. 1962). Они помогали патриарху в реализации его адм. и судебных полномочий. В средневизант. период формируется крупный, высокоорганизованный чиновничий аппарат при К-польском патриархе, насчитывающий несколько десятков управленческих Д. ц. ( Darrouzès. ΟΘΘΙΚΙΑ). Эти должности объединялись в пентады - группы Д. ц. одинакового ранга. В 1-ю пентаду традиционно входили великий эконом, великий сакелларий, великий скевофилакс, хартофилакс и сакеллий ; к ним примыкала 6-я по списку должность протэкдика ( Darrouzès. ΟΘΘΙΚΙΑ. Append. P. 538). При патриаршей канцелярии имелись также многочисленные профессионально-технические Д. ц. (церковных нотариев и др.). Должности чиновников Патриархии обладали определенной динамикой: нек-рые со временем превращались в почетные титулы, др. исчезали или не замещались в течение длительного срока (напр., должности дидаскалов в поздневизант. период). В силу тесного взаимодействия церковной и гос. властей в Византии мн. Д. ц. включались в тактиконы - гос. табели о рангах. В «Тактиконе Бенешевича» (между 934 и 944) первые 4 должности выглядят следующим образом: автократор , василевс , папа Римский, патриарх К-польский; на 16-м месте значится архиепископ Болгарии. Очень высокие ранги (выше патрикиев и стратигов ) занимают синкеллы Римского, К-польского и др. Патриарших престолов, к-рые выполняли функции представителей патриархов при имп. дворе. Митрополиты, автокефальные архиепископы и епископы присутствуют во всех тактиконах и занимают места вслед за фемными стратигами. Ниже располагается эконом Великой ц. (храма Св. Софии - кафедрального собора К-польской Патриархии). В самом конце «Тактикона Успенского» (ок. 843) среди гос. должностей упоминаются царские пресвитеры, священники и диаконы (βασιλικο πρεσβτεροι, παπδες, δικονοι) (Les listes de préséance. 1972).

http://pravenc.ru/text/178774.html

Г. п. д. пели также в поездках с царской семьей по городам, мон-рям, церквам, дворцовым селам и т. д. Так, находясь с Иоанном Грозным в Новгороде, 23 июля 1571 г. во время шествий с иконами пели каноны и «стихи многии дияки московскии», а затем в Софийском соборе они же «пели богородичны». Кроме того, Г. п. д. участвовали и во внебогослужебных церемониях в государевых или патриарших дворцовых палатах («хоромах»). 14 сент. 1557 г. в царской Обеденной палате был дан прием, к-рый описал присутствующий на нем англичанин: «Во время обеда пришло 6 певцов, которые стали посреди залы лицом к царю и принимались три раза петь» ( Середокин С. М. Описание России неизвестного англичанина//ЧОИДР. 1884. Кн. 4. С. 14). По источникам 1-й пол. XVII в., на «Летопрошение» (1 сент.) у царя в Грановитой палате «в стол пели стих певчие дьяки государевы, первая станица: «Ты царю сый пребываяй во веки»; а потом пели патриарховы». Существуют сведения о пении отдельных Г. п. д. перед царем. Напр., Владимир Голутвинец и Родион Григорьев 3 янв. 1675 г. в присутствии царя «на Каменном крыльце» получили плату «за стих «О дивное чюдо», как они пели при нем, великом государе, в Передних Сенях». К иным случаям внебогослужебного пения можно отнести пение Г. п. д. во время торжественных выходов и шествий. Напр., они с пением сопровождали шествие царя Алексея Михайловича 3 февр. 1644 г. на смотр «государевых ратных людей», состоявшийся «в Семеновском и на Девичьем поле» перед походом «против польского короля». 4 нояб. 1666 г. с подворья Кириллова мон-ря Александрийский патриарх Паисий и Антиохийский патриарх Макарий III в санях поехали к царю в Грановитую палату, а «пред ними шли старцы их, да государевы царевы певчие дьяки перед ними пели». Профессиональные функции Г. п. д. не ограничивались пением. В обрядах погребения членов царского дома все певцы обязаны были «в хоромах» и в Архангельском соборе, где совершалось погребение, попеременно читать Псалтирь. Во 2-й пол. XVII в. устанавливается порядок, по к-рому на Рождество и на Пасху молодые Г. п. д. перед царем и патриархом говорили «речь празничную с поздравлением», или «орацию». Г. п. д. часто сопровождали придворных царя в поездках («походах», «объездах»).

http://pravenc.ru/text/166319.html

Греч. ученый И. Фундулис, напротив, попытался обосновать существование 3 Георгиев Митилинских, считая всех реальными историческими лицами. Т. о., вопрос о количестве епископов Митилинских с именем Георгий до сих пор окончательно не решен. Не сложилось также окончательного мнения относительно датировки Жития. Поскольку современники святых, на рассказы к-рых ссылается автор Жития, жили во 2-й пол. VIII - 1-й пол. IX в., Житие можно датировать 2-й пол. IX - нач. X в. Кроме того, в тексте есть и более точные хронологические ориентиры: предсказание автором победы визант. военачальника Петроны над арабами (863) и блестящего будущего дяди имп. Михаила III Варды (убит в 865). Помимо этого ярко и достоверно описаны события, связанные с восстановлением иконопочитания. Так, чрезвычайно подробно повествуется о периоде между смертью Феофила (янв. 842) и Торжеством Православия (март 843. Acta. P. 242-249). Автор хорошо осведомлен о том, кто входил в окружение имп. Феодоры, упоминает много исторических лиц, напр. малоизвестного противника патриарха Мефодия Иоанна Катасамбаса, фигурирующего лишь в Житии прп. Иоанникия Великого Петра Монаха, написанном до июня 847 г. Автор симпатизирует офиц. власти и избранному на К-польский Патриарший трон в 843 г. Мефодию, ближайшими сподвижниками к-рого были С. и Г. В Житии содержится малоизвестная информация о сщмч. Евфимии, еп. Сардском, сосланном имп. Львом V на о-в Фасос,- возможно, автор заимствовал ее из более ранних источников. На основании анализа отношения автора Жития к некоторым историческим событиям (напр., восстание Фомы Славянина) источниками Жития в числе прочих могут считаться Хроника Георгия Амартола , Продолжатель Георгия во всех 3 известных версиях (Хроника Логофета, «Ватиканский» Георгий и Хроника Псевдо-Симеона), а также Хроника Продолжателя Феофана и «История царей» Генесия . Нельзя исключить, что автор Жития и перечисленные историки пользовались общими источниками. Т. о., несмотря на отсутствие у исследователей единого мнения, существует немало оснований, чтобы причислить Житие к кругу агиографических произведений 2-й пол. IX - нач. X в., посвященных святым, пострадавшим во время 2-го периода иконоборчества.

http://pravenc.ru/text/168580.html

Некоторые из митрополитов, при этом разделении на патриархаты, сохранили независимое (автокефальное) положение от патриархов; напр. кипрский, миланский, аквилейский, грузинский и др. В последующие времена получали автокефальность части Церкви, входившие прежде в состав того или иного патриархата; напр., русская, сербская, Эллинская Церкви и др. По правилам Церкви, патриархи поставлены в такое же положение по отношению к митрополитам своего патриархата, в каком находились последние по отношению к подчиненным им епископам. Они созывали Соборы из представителей всех частных Церквей своего округа и их митрополитов; эти Соборы имели, конечно, более высокое значение, чем Соборы округов митрополитов. Патриархам предоставлено право ставить митрополитов своего округа (4 всел. 28), принимать аппеляции на них (4 всел. 9; Сард. 3, 4, 5) и судить их на своем Соборе. Вообще патриарх имел право высшего надзора в церковных делах своего патриархата и представлял собой высшую судебную инстанцию. Подчиненные патриарху митрополиты были обязаны при священнодействиях поминать его имя (Двукр. 15). Сам же патриарх утверждался в своей должности как императором, так и прочими патриархами, и, как высший духовный судья мог быть судим только Собором своего округа с участием других патриархов, но в своем управлении был независим от них (см. Карф. 37). В силу различных исторических обстоятельств, патриархи Рима и Константинополя приобрели большее, по сравнению с прочими, значение в Церкви, и патриархаты их были несравненно обширнее. В 6-м веке патриарху Константинополя, как столицы вселенной, дано было название вселенского, то есть, высшего перед прочими патриархами, стоящего во главе их. Поротив этого титула сперва горячо возражали римские патриархи, особенно Григорий великий ; он, в противоположность названию вселенского, называл себя рабом Божьих рабов (servus servorum Dei); но впоследствии папы стали и себе присваивать название вселенского епископа. С учреждением патриаршества должны были укрепляться еще больше церковное единство и связь между поместными Церквями. Соборное управление.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Относительно той мысли, что Петр I, уничтожив патриаршество, сам сделался главою русской церкви и тем ввел в России цезаропапизм, г. Z. заявляет, что это решительно неверно. „Вопрос о главенстве русской церкви, говорит он, при Петре даже не был поднимаем, так как еще при отце его сделано было почти все необходимое для того, чтобы этот вопрос западной Европы сделать навсегда для православной России неуместным. Это было во время, длившегося несколько лет, дела патриарха Никона . „Разве царь, писал этот патриарх в своем ответе (тетрадках) Паисию Газскому и боярину Стрешневу, – есть глава церкви? По апостолу глава церкви есть Христос ( Кол.1:12 ). Где говорится о том, что царь имеет власть над церковью“? Эти слова знаменитого патриарха показывают, что во время столкновения его с царем Алексеем Михайловичем, вопрос о главенстве церкви занимал умы наших предков. Но есть основание думать, что он явился не вследствие органического развития и роста русского народного самосознания, а внесен был в среду современников Никона пришлыми нам людьми, подобными Газскому Паисию, для которого то, напр., обстоятельство, что у царя в гербе двуглавый орел, могло казаться доказательством власти царя над русской церковью: „для чего двоеглавый орел пишется? говорит он в 26 ответе Стрешневу и отвечает, что он расширяется к достоинствам церковным и мирским. Для единомышленников Паисия могло казаться доказательством главенства царя в церкви и то, что он назначает в монастыри настоятелей и даже „обирает“ патриарха. Для мыслящего же русского человека того времени такие речи не могли быть доказательны, так как, согласно его представлению о церкви Христовой, никак невозможно было назвать властью церковною новгородских, напр., мужей, обиравших себе архиепископа, или вотчинника, выбиравшего в выстроенную им церковь попа, ни в каком смысле не годилось называть главою церкви. Для того, чтобы выразить отношение первых и последнего к церкви, существовало у нас другое слово: строитель или ктитор, заключающее в себе понятие, можно сказать, только соприкасающееся с понятием о церкви, но не входящее в состав его, как видовое, или низшее“. Русский царь, по мнению г. Z. и есть именно строитель или ктитор русской церкви, а не глава её.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Подобных и других рукописей весьма много. Неприятно ли встретить напр.: в Иверской Библиотеке рукописный, полный лексикон Св. Кирилла Патриарха Александровского в азбучном порядке, любопытный и для Филолога и для Богослова? 1 В нем довольно немало слов Греческих весьма сходных с славянскими; напр.: кивание, книга разрезная, вор, драка кулачная, лопасть, ниц падаю, лай собак и пр. В лексиконе Св. Кирилла читаешь: По мнению некоторых, в средоточии Ефуда был вставлен большой алмаз, который, когда блистал как бы молния, предвещал благоприятную будущность, а когда издавал свой естественный свет, предзнаменовал неблагополучие, когда же темнел, предъявлял смерть. Не задумаешься ли над рукописным Славянским Апостолом в библиотеке монастыря Св. Павла, который переписан Михаилом, иноком скита Св. Анны в 1638 году «с доброизводной книги старых преводник Ресавских и речи и слогие и неимущих пророка»? Кто эти старые переводчики? Что за ученая Ресава? Сколько мыслей пробуждается при этой новости!... Умалчиваю здесь о прекрасных рукописях Нового Завета и Псалтыри, писанных золотом и читаемых только по Великим Постам и в Св. Пасху, о свитках Литургийных, о множестве творений Св. Отцев в рукописях, о Деяниях Соборов, бывших на Афоне, о Летописях Греческих и Славянских, 2 о каталогах Патриархов Четверопрестольных и их Митрополий и Епископий включительно с Россией и пр., и продолжаю речь об актах Афонских. Многостороннее изучение их весьма важно для Богослова. Во многих из них буквально выражаются догматы Православной Церкви в непрерывной вековой последовательности. Начало многих грамот царских и княжеских можно назвать сокращенными Символами Веры. Все грамоты Патриаршие издают звучное и стройное эхо канонов Вселенской Церкви. В духовных завещаниях людей мирских и иноков святых проявляются: и Христианский взгляд на блага земные, и крушение духа о суете жизни, и твердое упование на бессмертие, и мнения о трудном переходе душ в вечность, и обряды поминовения усопших, и сила Веры, заставляющей умиравших господ дарить свободу рабам и рабыням и их чадам.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В средней части храма по правую и левую сторонам на большой солее, возвышающейся лишь на одну ступень и находящейся почти близ самых царских врат стоят значительным возвышения для правого и левого клиросов 6 , с обычными налоями для богослужебных книг впереди и с стасидиями позади для певцов и клириков. За правым клиросом находится во всех храмах кафедра епископа с двумя ступенями от пола и с балдахином наверху. В патриаршей церкви пред этою кафедрою стоит кафедра из черного дерева с пестрою резьбою из слоновой кости, приписываемая св. Иоанну Златоусту . За епископскою кафедрою по обеим сторонам колонн с небольшим лишь разделением посредине и по стенам боковых нефов идут стасидии для стояния в них народа. В патриаршей церкви за епископскою кафедрою сейчас находятся стасидии, обтянутые зеленым сукном для членов Синода, а по правую сторону стасидии для послов христианских держав. На левой стороне близ одной из задних колонн устрояется в виде висячего балкончика иногда с покрытием наверху амвон для чтения Евангелия и произношенья проповедей. На амвон этот ведет небольшим зигзагом лестница в несколько ступеней. Устройством своим он сходен с подобными амвонами в Андреевском собор в Киеве, в Казанском в Петербурге и в католических костелах. Наверху кафедры на месте, где должно лежать Евангелие, устрояется орел с распростертыми крыльями. Наружная и лицевая стороны амвона украшена соответствующею назначению этого места живописью. В среднем нефе к потолку привешены несколько паникадил, из коих среднее обыкновенно больше и богаче остальных. Потолок иногда (напр., в патриархии) расписан в византийском вкусе разного рода фигурами арабеси. В патриархии в задней стороне храма направо находится возвышенная стасидия для великого логофета. Над входом в храм вверху во всю ширину здания устрояется гинекон или места для женщин, желающих присутствовать за богослужением. Гинекон поддерживается последними к выходу стоящими колоннами. Частая деревянная решетка в виде сетки, выпуклая внутрь храма и доходящая почти до потолка скрывает богомолок женщин от любопытных взоров богомольцев мужчин. В гинекон ведет лестница или из порфикса, или притвора, или со двора непосредственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Тем самым была перевернута еще одна страница трагического пути Русской Церкви в переломный период российской истории. Все даты указываются по новому стилю. Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. См. документы 4-17. По уставу принятому Поместным Собором 1917-1918 гг., при Патриархе утверждались архиерейский Священный Синод и Высший Церковный Совет из представителей белого духовенства и мирян. Комплекс этих учреждений, во главе с Патриархом, и составлял органы Высшего Церковного Управления в указанный период. (Подробнее см. напр.: Кашеваров А.Н. Церковь и власть: Русская Православная Церковь в первые годы Советской власти. Спб., 1999. С. 29-30.) Профессор Н.Д. Кузнецов, являлся членом соборной делегации " по переговорам с народными комиссарами " , которая впоследствии выступала уже от имени ВЦУ, в силу чего неоднократно обращался в Совнарком с протестами против притеснений духовенства и нарушений интересов Церкви. Соответственно док. 9 и 13. ГА РФ Ф. 550. Оп. 1. Д. 130. Л. 1. М.И. Вострышев. Патриарх Тихон. М., 1997. С.128. Написано от руки карандашом. См. " Следственное дело… " , док 16. Вострышев... С. 129. Вячеслав Лобанов, аспирант ИРИ РАН 11/04/2003 Смотри также: Документы истории: В последние месяцы жизни святителя Тихона против него готовился новый судебный процесс К проблеме подлинности " Завещательного послания " Патриарха Тихона Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Петр (Полянский) и его отношение к " Завещательному посланию " Патриарха Тихона " Завещательное послание " Патриарха Тихона и " Декларация " заместителя патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия Почему не состоялся процесс над Патриархом Тихоном? Был ли Патриарх Тихон сторонником введения нового стиля? Ссылки по теме: Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. Дело " О судебном процессе по делу Патриарха Тихона (Белавина) " Поместные Церкви Встреча с Православием Вопросы священнику Новости Аналитическое обозрение Пресса Интернет-журнал Гость сайта Документы истории Полемика English Edition Сретенский монастырь editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU    

http://pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-...

29 июня 1923 г. начался период самостоятельного существования СЦВ, насчитывавшего неск. сот последователей, под руководством А. Центром «Союза» стал собор Заиконоспасского мон-ря в Москве, сторонники СЦВ имелись также в Петрограде, Харьковской и Владимирской епархиях. Особенностью данной группы было проведение радикальной литургической реформы. Помимо того что, как и др. обновленцы, А. в богослужебной жизни перешел на рус. язык и григорианский календарь , он перенес престол из алтаря на середину храма, литургию стал совершать по особо им составленному и изданному чину, «рецензированному по чинам древних литургий». Будучи сторонником разнообразия литургической жизни Церкви, активно импровизировал в этой сфере, напр. вводил в состав богослужебных последований стихи совр. поэтов. С 26 окт. 1923 г. А. вновь стал именовать себя епископом, отказавшись от титула «митрополит». Последнее было связано с отказом СЦВ от любых званий, кроме 3 иерархических степеней - епископа, пресвитера и диакона. 15 апр. 1924 г. Патриарх Тихон повторно издал указ о запрещении в священнослужении и предании церковному суду А. и бывш. архиеп. Евдокима (Мещерского) , являвшегося председателем обновленческого Синода. 30 июня - 4 июля 1924 г. в Москве прошел «Первый съезд, или собор» СЦВ, оказавшийся также последним, в нем приняло участие 120 чел., т. е. практически весь актив СЦВ. Порвав с др. вождями обновленчества, А. продолжал занимать непримиримую позицию по отношению к Патриарху Тихону, что отразилось в выступлениях А. на страницах советской печати в 1923-1925 гг., а также в материалах «Первого съезда, или собора» СЦВ. В июне 1925 г. А. обратился в печати к Местоблюстителю Патриаршего Престола сщмч. митр. Петру (Полянскому) с призывом признать советскую власть (Правосл. церк. вестн. 1925. 6). В течение 1925 г. с лекциями и публичными диспутами А. выступал во многих городах России. Существуют свидетельства, что в мае 1926 г. тяжелобольного А. посетил священнослужитель РПЦ с предложением раскаяться в грехе раскола и вернуться в лоно Церкви, на к-рое А. ответил отказом. А. скончался в Солдатёнковской больнице в Москве, погребен 16 янв. 1927 г. близ алтарной апсиды Смоленского собора Новодевичьего мон-ря в Москве. Арест в нояб. 1928 г. преемника А. «епископа» Василия (Лебедева) привел к прекращению деятельности СЦВ.

http://pravenc.ru/text/116144.html

 Однако, несмотря на указание о принадлежности высшей церковной законодательной, административной, судебной и контролирующей власти Поместному собору в упомянутом соборном определении не детализировалось, в каких именно полномочиях должна была проявляться высшая церковная власть Поместного собора. Не были раскрыты полномочия Поместного собора и в других соборных определениях. Между тем, анализируя определение «О круге дел, подлежащих ведению органов Высшего Церковного Управления» от 8 декабря 1917 г., определение «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России» от 8 декабря 1917 г. можно прийти к выводу, что многие важные церковные дела не отнесены указанными соборными определениями ни к компетенции Патриарха, ни к компетенции Священного Синода, Высшего Церковного Совета и соединенного присутствия обоих органов ВЦУ. Очевидно, что такие дела (напр. общецерковное законодательство - принятие новых церковных законов и определений и внесение изменений в существующие; решение об учреждении новых епархий; рассмотрение вопросов о богослужебной практике - богослужебном уставе и языке богослужения) должны относиться к сфере полномочий Поместного собора, которому принадлежит высшая власть в Русской Церкви. Однако ни в одном соборном определении мы не найдем соответствующих указаний. Единственный документ, в котором была детализирована компетенция Поместного собора, стал проект положения «О предметах занятий Поместного собора» [ix] , разработанный Предсоборным Советом. К сожалению, проект не был рассмотрен Всероссийским церковным собором 1917-1918 гг., и, следовательно, не получил силы соборного определения. Он так и остался материалом для работы Собора. Собор 1917-1918 гг. определением от 4 ноября 1917 г. ввел периодичность в созыве поместных Соборов, но не указал, какая это должна быть периодичность и какой орган должен устанавливать сроки созыва Поместного собора. Решение о созыве очередного Поместного собора было принято на последней третьей сессии Всероссийского церковного собора и закреплено в определении «О созыве будущего очередного Собора и о полномочиях членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета» от 20 сентября 1918 г. Такой Собор было решено созвать весной 1921 года [x] . Однако это не означало, что периодичность в созыве поместных Соборов равнялась трем годам.

http://bogoslov.ru/article/221155

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010