Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ» [греч. Πσα πνο - Пс 150. 6], в правосл. богослужении: 1) общий прокимен перед утренним евангельским чтением; 2) стих хвалитных псалмов (Пс 148-150). 1. Пс 150. 6 наряду с 1-м стихом того же псалма составляет общий прокимен, исполняемый на утрене между изменяемым прокимном и чтением Евангелия. Наиболее раннее упоминание о пении «В. д.» перед утренним Евангелием содержится в «Повествовании о путешествии отцов Иоанна и Софрония» (VII в.) ( Longo A. Il testo integrale d. «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «ρμηνεαι» di Nicone//RSBN. 1965/1966. Vol. 2/3. P. 251-252). С послеиконоборческого времени такая практика стала нормой в визант. монастырском богослужении, она отмечается во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов . «В. д.» указано также после 8-гласовых воскресных утренних прокимнов и утренних праздничных прокимнов, помещенных в приложении к Типикону Великой ц . ( Mateos. Typicon. P. 170-173, 180-187); на Антипасху «В. д.» здесь использовано как самостоятельный прокимен. Вероятно, в богослужение храма Св. Софии «В. д.» вошло под влиянием традиции монастырского богослужения (Ibid. P. 171). Согласно рукописи Типикона XI в. (Dresd. 104A), «В. д.» кроме утрени входило также в состав паннихис в 1-ю седмицу Великого поста ( Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие Типиконы. К., 1907. С. 334). В ныне действующем Типиконе отмечено, что по исполнении прокимна гласа диакон возглашает:    , иерей отвечает:          , лик поет:  , канонарх (или диакон) и хор поют «В. д.» по чину прокимна, а затем следует диаконский возглас перед чтением Евангелия. «В. д.» исполняется тем же напевом, что и прокимен перед ним (по воскресеньям - на глас недели, в остальные дни - на 4-й глас). 2. Будучи последней строкой хвалитных псалмов, стих Пс 150. 6 может также исполняться в их начале, открывая собой псалмы. Наличие этого дополнительного начального стиха обычно обозначается в уставе как «поем «Всякое дыхание»». Хвалитные псалмы начинаются со «В. д.» в те дни года, когда на утрене поется великое славословие в праздничной редакции, а также в нек-рые др. особые дни (напр., в Великую пятницу). Двукратное исполнение стиха Пс 150. 6 - в начале и в конце псалмов - на утрене с праздничным окончанием подчеркивает всеобъемлющий характер восхваления Господа. Рубрики: Ключевые слова: ВХОДНЫЙ СТИХ в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия

http://pravenc.ru/text/ Всякое дыхание ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОНАСТЫРЬ Кафоликон мон-ря в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на о-ве Самос Кафоликон мон-ря в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на о-ве Самос муж., действующий, принадлежит Самосской и Икарийской митрополии Элладской Православной Церкви, находится на о-ве Самос, в 9 км от одноименного города, на горе Рамбаидони, на высоте 400 м над уровнем моря. Эта обитель также называется Аилиотисса по расположенной рядом ц. прор. Илии, именуемой местными жителями Аи-Лья. «Ж. И.» м. основан в 1756 г. иером. Дорофеем на месте существовавшей ранее среди густого соснового леса церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В 1776 г., согласно сигиллию К-польского патриарха Софрония, монастырь получил статус ставропигиального (что подтверждено Патриаршими сигиллиями 1797 и 1806 гг.). Крестово-купольный кафоликон (соборный храм) афонского типа построен в 1782 г. В настоящее время большая часть его росписей утрачена (сохр. фрагменты фресок в алтарной части и в нартексе). Деревянный иконостас был позолочен в 1802 г. мастером Г. Тандалосом, большинство икон относится к XVIII в. Чтимая икона Божией Матери «Живоносный Источник» заключена в серебряный оклад, изготовленный в 1793 г. Евстафием с Патмоса. «Ж. И.» м. принадлежало 16 подворий и часовен в разных частях о-ва Самос. Близ мон-ря была построена больница для прокаженных, за которыми ухаживали монахи. Обитель расширена и перестроена в 1866 г., отремонтирована в 1953 г., в 2002 г. преобразована в женскую. Нек-рые реликвии, ранее принадлежавшие «Ж. И.» м., в наст. время находятся в мэрии г. Самос (напр., мантия сщмч. Григория V , патриарха К-польского). В «Ж. И.» м. хранятся частицы мощей великомучеников Пантелеимона, Мины, Георгия Победоносца, Феодора Тирона, вмц. Евфимии, прп. Онуфрия, сщмч. Ермолая, мч. Леонтия, новомучеников Полидора, Феофана, Николая Хиосского и других святых. Престольные праздники: празднование в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (пятница Светлой седмицы). В наст. время в монастыре проживают 4 монахини и послушница; игумения - Саломия (Δπτυχα. 2008. Σ. 725). Лит.: Λκκος Ε. Π. Μοναστρια τς Σμου. Σμος, 1996; Idem . Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1998. Τ. 2. Σ. 458-459; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι, 19972. Σ. 376-377; Κοκκνης Σ. Τ μοναστρια τς Ελλδος. Αθναι, 19992. Σ. 212; http://www.imsamou.gr/monast.php?id=6 [Электр. ресурс]. Рубрики: Ключевые слова: АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь)

http://pravenc.ru/text/182269.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ II патриарх Иерусалимский († 1482). Сведения о личности и времени правления И. скудны ввиду крайней ограниченности источников по истории Иерусалимской Церкви кон. XV в. И. не упоминается в списках патриархов у греч. церковных историков патриарха Досифея II Нотары, Максима Симского и др. Сообщение об И. имеется у фламандского хрониста кон. XV в. Теодориха Паули, к-рый, по всей видимости, общался с палестинскими монахами, собиравшими милостыню в Европе. Он пишет о тяжелом положении вост. христиан под мусульм. владычеством и, в частности, о непосильной дани, к-рую должен был выплачивать мон-рь вмц. Екатерины на Синае. Для сбора милостыни И. послал к европ. монархам одного из синайских иноков со мн. частицами мощей святых. Летописец указывает также год смерти патриарха и сообщает о ежегодной помощи, к-рую при И. оказывал Иерусалимской Церкви Бургундский герцог Филипп, обновивший с согласия султана храм Гроба Господня. В июне 1480 г. рус. купец Григорий встречался в Египте с Иерусалимским патриархом, прибывшим ко двору султана для решения церковных вопросов. Патриарх передал с купцом грамоту св. Геронтию , митр. Московскому, «в порадование и приятельство». В рус. источниках патриарх назван Иоакимом, однако это мог быть И., чье имя неправильно воспроизвел переводчик или переписчик. В нач. 80-х гг. XV в. К-польский патриарх Максим III начал подготовку общевост. церковного Собора, к-рый должен был окончательно определить отношение правосл. Церквей к католичеству и укрепить церковно-каноническое единство православного мира в условиях новых политических реалий, сложившихся после падения К-поля. Ок. 1480/81 г. Даниил , митр. Эфесский, посетил Сирию, Палестину и Египет с целью проведения переговоров с восточными патриархами об их участии в Соборе. Хотя митр. Даниил в записках о посещении Св. земли не говорил напрямую о встрече с Иерусалимским патриархом, на К-польском Соборе 1484 г. он выступал как экзарх патриарха Св. Града - эти полномочия, вероятно, делегировал ему И. В нек-рых списках Иерусалимских патриархов (напр., у М. Лекьена ) И. фигурирует как Иаков III, т. к. позднейшие греч. церковные историки помещают в сер. XII в. патриарха Иакова II. Однако существование этого патриарха не подтверждается ни диптихами Иерусалимской Церкви (кон. XIII в.), ни к.-л. др. аутентичными источниками, в то время как на сер. XII в. приходится патриаршество Николая , достаточно надежно документированное. Ист.: Le Quien. OC. T. 3. Col. 516; АИ. Т. 1. С. 136-137; Рассказ и путешествие по Св. местам Даниила, митр. Эфесского/Пер.: Г. С. Дестунис//ППС. 1884. Т. 3. Вып. 2(8). Лит.: Пападопуло-Керамевс А. В котором году Смирнский митрополит Даниил посетил Св. Землю?//СИППО. 1893. Т. 4. Окт. С. 631-637. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/200287.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ II [болг. Йоасаф] († не позже янв. 1746), архиеп. Охридский в 1719-1745 гг. Родом из Мосхополя (ныне Воскопоя, Албания), И. в 1706 г. упоминается как митрополит Преспанский, в 1709 г. избран митрополитом Корчинским. Когда стало ясно, что грек-фанариот архиеп. Охридский Филофей не вернется из России, куда уехал в 1714 г. (в 1722 стал архиепископом Смоленским и Дорогобужским), 6 февр. 1719 г. при поддержке «автохтоной» партии И. возглавил Охридскую архиепископию . Созванный им Собор 21 февр. 1719 г. заявил о прекращении участия К-польского Синода в делах Охридской архиепископии и о необходимости принятия мер, ограждающих ее престол от попыток незаконного (т. е. без согласия иерархов и народа) управления. Это вызвало недовольство в К-поле, в дальнейшем К-польский Синод неоднократно прибегал к различным интригам, чтобы восстановить свое влияние. Напр., после переговоров 1737 г. австр. властей с Охридской архиепископией и Печским патриархом Арсением IV (Йовановичем-Шакабентой) о поддержке антиосманского восстания в серб. землях И. был объявлен австр. шпионом, поскольку согласился поддержать восстание только при условии обеспечения церковной независимости архиепископии и создания в Боснии, Сербии, Албании и Македонии единого вассального Австрийской империи княжества с правом голоса в сейме и с экономическими привилегиями. При И. Охридская архиепископия была максимально независима от К-поля. Отличался любовью к науке, поддерживал духовное образование: по его личным просьбам валашский господарь Иоанн Маврокордат и богатые горожане выделяли средства на содержание греч. уч-ща в г. Корица (ныне Корча, Албания) и на строительство здания для греч. «Новой академии» в Мосхополе (1740-1750). При нем типография в Мосхополе (при храме св. Иоанна Богослова, с 1744/45 в мон-ре св. Наума) издавала слав. службы и жития святых, в т. ч. местных, учебные пособия и богословские произведения. Для поощрения пожертвований повелел записывать имена ктиторов в специальные помянники, которые периодически полностью зачитывались в храмах. Передал собору Св. Софии в Охриде подаренную ему венецианскую корону из золота и серебра с драгоценными камнями, а кафедральному собору в Корче свои городские дома. Сократил размеры долга кафедры, к-рый остался после его предшественника, регулярно выплачивал налоги, построил резиденцию в Охриде (1730-1735) и установил ограду вокруг кафедрального собора. В 1727 г. по предложению И. церковно-народный Собор архиепископии перенес празднование памяти св. Наума Охридского с 23 дек. на 20 июня. В глубокой старости в окт. 1745 г. ( Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 550) И. ушел с кафедры и вскоре скончался. Лит.: Снегаров И. История на Охридската архиепископия-патриаршия. София, 1932. Т. 2: От падането и под турците до нейното унищожение, 1394-1767. С. 138-140, 345-347, 357-359, 383-386, 391-405, 409-411. Н. С. Першина Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/578120.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРОН ФИЛОСОФ [Герон Философ; греч. Ηρων Θιλσοφος], прп. (пам. греч. 10 авг.; пам. визант. 11 авг.). Время и место жизни неизвестны. Память И. Ф. и посвященное ему двустишие содержатся в визант. стишных Синаксарях под 11 авг. (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.), а в греч. печатных Минеях и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца - под 10 авг. В этих источниках сообщается только о том, что святой «рассеял заблуждения языческих мудрецов» и почил в мире. И. Делеэ предположил, что И. Ф. является одним лицом с Героном, к-рому посвящено 25-е Слово свт. Григория Богослова . Александриец Герон, бывший философом-киником и отличавшийся аскетизмом, принял христианство и обличал языческие заблуждения. По словам свт. Григория, в его роду были мученики за Христа. В правление имп. Валента (364-378) и в Патриаршество арианина Лукия (375-378) Герон пострадал за православную веру от ариан: «...подвизался за правду, поучая, увещевая, возбуждая, обличая, укоряя, посрамляя простолюдинов и начальников, наедине и всенародно, во всякое время и на всяком месте» ( Greg. Nazianz. Or. 25//PG. 35. Col. 1216-1217). Он был подвергнут бичеванию и сослан в пустыню. Однако совр. исследователи разделяют мнение блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. De vir. illustr. 117), к-рый считал, что Герон является одним лицом с Максимом ( Hauser-Meury M.-M. Prosopographie zu den Schriften Gregors von Nazianz. Bonn, 1960. P. 119-121; Mossay J. Note sur Héron-Maxime, écrivain ecclésiastique//AnBoll. 1982. Vol. 100. P. 229-336), попытавшимся в 380 г. сместить свт. Григория с К-польской кафедры. Т. о., почитание Герона-Максима как святого и его отождествление с И. Ф. маловероятны. Ист.: Greg. Nazianz. Or. 25//PG. 35. Col. 1197-1226 (рус. пер.: Григорий Богослов, свт. В похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания//Собр. творений. Минск; М., 2000. Т. 1. С. 435-453); SynCP. Col. 885, 1032; Νικδημος. Συναξαριστ»ς. Τ. 6. Σ. 192. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 242; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 168; Петков Г. С. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 456. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/674109.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ I [Лев; араб.  ; греч. Λων, Λεντιος], патриарх Иерусалимский (вероятно, 911-928). Точное имя этого патриарха неизвестно. В араб. хронике Евтихия Александрийского (X в.), к которой восходят все сохранившиеся о нем сведения и на к-рую опирались позднейшие церковные историки Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара ( 1707) и архим. Максим Симский ( 1810), он назван Львом, а в стихотворных диптихах Иерусалимских патриархов, составленных на греч. языке в кон. XIII в. и изданных А. И. Пападопуло-Керамевсом,- Леонтием. В научной литературе патриарх чаще фигурирует под 2-м именем (см., напр.: Grumel. Chronologie. P. 452; Nasrallah. Histoire. Vol. 2. T. 2. P. 17). Согласно хронике Евтихия, Л. стал патриархом в 3-й год правления халифа аль-Муктадира (908-932) и занимал Иерусалимский престол в течение 17 лет до своей кончины, после чего 8 февр. 929 г. его преемником стал Афанасий I. Поскольку указанный Евтихием срок правления не полностью охватывает промежуток между названными им же датами избрания иерархов, следует, вероятно, предположить небольшой перерыв между кончиной Л. и поставлением Афанасия. В то же время в научной лит-ре получила распространение датировка, основанная, очевидно, на указании на 929 г. и 17-летний срок Патриаршества Л. (912-929). Досифей II Нотара относил смерть Л. к 921 г., что противоречит всем остальным датировкам. По сообщению Евтихия, при Л., в 923-924 гг., на Ближ. Востоке прошла череда погромов христ. церквей мусульманами. Так, осенью 923 г. были разрушены правосл. церкви св. Космы и св. Кириака в Рамле, храмы в Аскалоне и Кесарии. В ответ на жалобу христиан халиф разрешил им отстроить эти церкви. Ист.: Eutych. Annales. Pt. 2. P. 79, 82 (рус. пер.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Т. 2/1. С. 291. (ППС; Т. 17. Вып. 2/2)); Максим Симский. История Иерусалимских патриархов со времен 6-го вселенского собора до 1810 г.//Мат-лы для истории Иерусалимской патриархии XVI-XIX вв. СПб., 1904. Т. 2. С. 11-12. (ППС; Т. 19. Вып. 1(55)); Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 1. Σ. 125, 132, 138, 142, 242, 243. С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2463533.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОФИТ VII патриарх К-польский (1 мая 1789 - 1 марта 1794, 12 дек. 1798 - 17 июня 1801). Родом из Смирны, мирское имя Николай. Учился в Евангелической школе под рук. дидаскала Иоанна (впосл. Иерофея) Дендрина; в числе его товарищей был греч. ученый-просветитель А. Кораис . По окончании учения Н. служил иеродиаконом при Вселенской Патриархии, а в мае 1771 г. рукоположен в сан митрополита Маронии; с этой кафедры был избран на Патриарший престол. Н. восстановил при Патриархии певч. школу (1791), собрал большую сумму денег (64 тыс. гросиев) на содержание Великой народной школы в К-поле и назначил 6 эпитропов для заведования ее делами. В 1793 г. Н. издал окружное послание против рационалиста Христодула из Акарнании, осудил его сочинения, написанные под влиянием европейских философов Б. Спинозы , Вольтера и Ж. Ж. Руссо , и запретил грекам приобретать и читать их. Первое низложение Н. произошло в результате интриг нек-рых членов Синода; Н. был отправлен османским правительством в ссылку на о-в Родос, затем на о-в Патмос и, наконец, на Св. Гору Афон . Во время 2-го Патриаршества Н. стремился установить в Церкви порядок. Напр., он позволил эфорам приходских храмов К-поля выделять средства из церковных сумм только на самые необходимые расходы - покупать свечи и масло, платить жалованье певчим, а крупные покупки, свыше 100 гросиев, разрешил делать только с ведома патриарха. При Н. был открыт ряд школ (на о-ве Наксос, в Силимврии). В 1800 г. с его разрешения и при финансовом содействии монах афонского скита Честного Предтечи Христофор издал в К-поле свой «Каноникон» (Κανονικν). При содействии Н. св. Никодим Святогорец напечатал составленный им вместе с иером. Агапием сб. «Кормило» («Кормчая», греч.: Πηδλιον. Λειψα, 1800) на совр. греч. языке. В Синоде по поводу издания Кормчей на совр. языке были продолжительные споры, но Н. отстоял работу св. Никодима, а впоследствии рекомендовал книгу для практического использования. После своего 2-го отречения 17 июня 1801 г. Н. был удален на Афон. Лит.: Соколов И. И. К-польская Церковь в XIX в. СПб., 1904. Т. 1. С. 408-415; Μακραος Σ. Υπομνματα κκλησιαστικς στορας (1750-1800)// Σθας Κ. Μ. Β. Βενετα, 1872. Τ. 3. Σ. 386-387; Γεδεν. Πνακες. Σ. 671-673; Лебедев А. П. История Греко-вост. Церкви под властью турок. СПб., 2004. Т. 1. С. 297. Л. А. Герд Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565010.html

К 1658 г. в состав П. о. входили 85 городов более чем с 4 тыс. «данных церквей», в 1690 г.- 3,9 тыс., к нач. XVIII в. в П. о. насчитывалось 3,7 тыс. церквей. По росписи, созданной в 1661 г. в Монастырском приказе , на территории П. о. действовало ок. 200 мон-рей, имевших от 16 тыс. дворов (Троице-Сергиев мон-рь) до 1 двора (Борисоглебский монастырь в Переславле-Залесском) (Роспись 170 году. 1861). В 1722 г. в Синодальной обл. с приписанной к ней Тобольской епархией (см. Тобольская и Тюменская епархия ) насчитывалось 117 мон-рей. Административное устройство П. о. В XVII в. П. о. являлась самой большой епархией Русской Церкви, превосходившей по размерам и количеству церквей все остальные епархии страны, вместе взятые. В своей епархии патриарх поставлял настоятелей мон-рей, священников, давал разрешения на строительство храмов, осуществлял судебные полномочия в отношении духовных лиц, решал споры и т. п. Управлением церквами и церковными землями, мон-рями и всеми церковными людьми, сбором доходов в П. о. ведали патриаршие приказы (Казенный, Дворцовый, Разрядный, Духовный, церковных дел). В П. о. существовало деление на десятины, патриаршую власть в к-рых осуществляли светские чиновники - десятильники (до 1675), выборные старосты поповские и заказчики. Границы десятин П. о. не совпадали с гос. административно-территориальными границами. Существовали десятины городовые (напр., Нижегородская), пригородные (напр., Плесская в Костромском у.), волостные (напр., Медушская во Владимирском у.). Особую административно-территориальную единицу составляла Москва. Для решения дел московского духовенства и сбора московских неокладных церковных доходов (венечные, похоронные, почеревые пошлины и проч.) в 1594 г. была создана Московская тиунская (поповская) изба (ААЭ. Т. 1. 360. С. 440). В 70-х гг. XVII в. она была преобразована в Приказ церковных дел (1674-1690). На территории Московского у. существовали 7 десятин: Радонежская, Селецкая, Загородская, Вохонская, Пехрянская, Перемышльская и Хотунская (первые 3 до 1675 были объединены под управлением 3 поповских старост). Особые десятины составляли разбросанные по десяткам уездов страны церкви в вотчинах Троице-Сергиева и Ипатиевского во имя Святой Троицы монастырей. Управляли этими десятинами монастырские власти, передававшие церковные доходы в патриаршую казну.

http://pravenc.ru/text/2579756.html

В годы Патриаршества И. гражданская власть активно боролась с расколом. 8 февр. 1670 г. был арестован один из видных деятелей московской старообрядческой общины инок Авраамий , у к-рого отобрали при обыске письма Аввакума Петрова и др. «возмутительные бумаги». Авраамия сожгли весной 1672 г., вскоре после смерти И. В марте 1670 г. на Мезени были повешены ученики Аввакума Федор Юродивый и Лука Лаврентьевич. 14 апр. того же года «пустозерским сидельцам» Лазарю , Федору Иванову и Епифанию отрубили правые руки и вторично отрезали языки. 16 нояб. 1671 г. были взяты под стражу, затем подвергнуты пыткам Морозова и кнг. Е. П. Урусова . Московский Собор постановил увеличить число епархий в Русской Церкви. Была восстановлена Коломенская епархия, учреждена Белгородская и Обоянская кафедра, на к-рую 17 мая 1667 г. И. поставил серб. митр. Феодосия. Однако др. действия в этом направлении предприняты не были, поскольку данное решение натолкнулось на сопротивление архиереев, протестовавших против уменьшения территорий епархий. В марте 1667 г. с целью упорядочения материального обеспечения Псковской кафедры И. повелел Псковскому архиепископу обложить данью приходские церкви по примеру Патриаршей области. При И. в сан митрополита были возведены Астраханский архиеп. сщмч. Иосиф (грамотой вост. патриархов), которому было предоставлены 3-е место среди архиереев и право служения в саккосе, и Тобольский архиеп. Корнилий , Тобольская епархия была поставлена на 4-е место в иерархии Русской Церкви. Большой Московский Собор принял решение об упразднении Монастырского приказа и об отмене подсудности духовенства светским чиновникам. Выполнение данного решения растянулось на долгие годы, но уже в Патриаршество И. многое удалось изменить. 28 мая 1667 г. Собор во главе с И. постановил «весь церковный и монашеский чин» судить в патриаршем Разрядном приказе. В 1668 г. для организации такого суда в Патриаршей области был создан патриарший Духовный приказ, соответствующие органы появились и в др. епархиях. 10 дек. 1670 г. И. издал грамоту о своей юрисдикции над духовными и мирскими людьми в Патриаршей области по всем делам, кроме уголовных (воровства, разбоя и убийств). 28 янв. 1672 г. данный указ был дополнен: все судебные дела духовных и мирских людей из Патриаршей области с людьми, подведомственными др. приказам, были собраны в одном приказе - Поместном, что защищало патриарших людей от судебной волокиты. В постановлении Собора от 28 мая 1667 г. был определен круг дел, по к-рым духовные власти должны были судить мирян: дела, связанные с семейными отношениями, с нравственностью, с церковной жизнью, с поставлением в сан зависимых от светских землевладельцев крестьян. Упрочение церковной юрисдикции натолкнулось на сопротивление воевод. Не только Алексею Михайловичу, но и его преемникам приходилось посылать воеводам указы о невмешательстве в юрисдикцию Церкви со ссылками на постановления Большого Московского Собора (см., напр.: АИ. Т. 5. С. 233).

http://pravenc.ru/text/578114.html

10, Понедельник. Деньги, собранные Адлербергом на сооружение церкви в Караке за Иорданом, по представлению г. Базили и по решению Св. синода, положены в банк с тем, чтобы ростами с них содержать училище, проповедника и причт сей церкви. Из них высланы на постройку её 4 000 руб. серебром. Но петро-аравийский митрополит Мелетий, в епархии которого состоит сия церковь , издержал на нее гораздо более и упрашивает г. Базили исходатайствовать высылку всех собранных Адлербергом денег. Консул, опираясь на решение Синода, отказывает ему в просьбе. Митрополит гневается. Кроме помянутой суммы г-жа Бекетова прислала в наше бейрутское консульство 1600 руб. на постройку той же церкви. Но эти деньги до времени удержаны там. Все это записано со слов Базили. 11, Вторник. Утром он приходил проститься со мною и между прочим поведал, что Иерусалимский патриарх Кирилл отвечал ему на письмо его по делу о запрещении латинскому патриарху Валерге сделать нововведения на Св. местах, и отвечал в выражениях неприличных и даже грубых, напр.: нужды Св. Гроба изъясняются не консулу, а государю, яко покровителю и защитнику Св. мест, и потому консул обязан представлять их в том виде, в каком они изложены, а не давать советы патриарху, как он должен писать прошения или письма. – Как прикажете ладить с такими людьми? – сказал Базили. – Я не отправил к посланнику письма патриаршего, дабы он не огорчился визгливым тоном оного, дающим чувствовать, что одни греки правы, а латины виноваты, и что Иерусалимский престол будто не довольно защищен нами. Расчет заставил меня отписать патриарху, что ради успеха самого дела нельзя было отправить его просьбы к посланнику. Я советовал ему писать впредь скромнее, а он плюет в лицо. Ради Бога и Св. Гроба посоветуйте ему, чтобы он приказал своим писцам сочинять просьбы и письма подельнее и скромнее. Его блаженство отвечал мне, что есть множество доказательств справедливости требований православного духовенства и неправоты латин. А я знаю, что наши кругом виноваты, напр.: они похитили серебряную звезду в священной пещере Вифлеемской и свалили вину на францискан. Возможно ли же всегда потворствовать им? Ужели русский консул должен быть так же бессовестен, как и они? О, когда я приеду в Иерусалим, поисповедаю его блаженство как следует. Когда оказалось известным, что деньги, собранные на Каракскую церковь , положены в банк, тогда стали валиться новые своды её.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010