Иконостасы почти на всю Россию устрояются на Охте; есть охтенские изделия и на Афоне; резанный по дубу в мастерской Н.А. Леонтьева изящный иконостас теперь красуется в Иерусалиме, часть его находилась на Всероссийской выставке 1870 года в Петербурге. Тот же Леонтьев получил право ставить на своих изделиях герб Северо-Американских Соединенных Штатов за искусную резьбу по дереву. Подобные награды и привилегии есть и у других охтян. (Описание Больше-Охтенского кладбища, священников Д. С. Муретова и Фл. Малиновского, 1883 г.). Георгиевская община сестер милосердия Конец 60-х и начало 70-х годов ознаменованы самыми полезными и капитальными благотворительными учреждениями со стороны Всероссийского общества Красного Креста, руководимого Августейшей его покровительницей, Ее Императорским Величеством в Бозе почившей Государыней Марией Александровной. В промежуток этого же времени были открыты обществом Красного Креста фельдшерские женские курсы в 1870 г., а II и V комитетами общества, по соизволению Государыни Марии Александровны, под Августейшим покровительством ныне благополучно царствующей Государыни Императрицы Марии Феодоровны, была осуществлена заветная идея графини Е.Н. Гейден, одной из главных представительниц помянутых комитетов, т. е. было положено начало общины сестер милосердия Св. Георгия, имеющей целью безвозмездное пользование больных и раненых в военное и мирное время. Почетное председательство в комитете общины было поручено Ее Высочеству Великой Княгине Евгении Максимилиановне, Принцессе Ольденбургской. Первоначальное, весьма скромное по размерам, учреждение это, по желанию Великой Княгини Елены Павловны, приютилось при Крестовоздвиженской общине сестер милосердия, отчасти потому, что средства нового учреждения еще не позволяли приобрести собственного помещения, а главное для того, чтобы впервые набранный контингент сестер мог приглядеться и приучиться к уходу за больными, под руководством опытных уже сестер Крестовоздвиженской общины. В этом же году община Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По обращению Игоря Гаслова прокуратура осуществляет проверку реабилитационного центра в Подмосковье 21 марта, 2011. Редакция " Правмира " «Прокурорская проверка проводится по обращению о нарушениях при строительстве и реконструкции корпусов центра и о неэффективном расходовании руководством центра бюджетных средств» Прокуратура Московской области начала проверку реабилитационного центра «Детство» в Домодедовском районе, часть корпусов которого находится на территории женского Крестовоздвиженского монастыря, сообщает Интерфакс-Религия . «Прокурорская проверка проводится по обращению о нарушениях при строительстве и реконструкции корпусов центра и о неэффективном расходовании руководством центра бюджетных средств», — сообщил в понедельник автор обращения, известный православный блогер Игорь Гаслов. Он заявил, что ему стали известны факты, «позволяющие говорить как минимум о неэффективных действиях руководства данного центра в вопросах реконструкции и развития отделений вверенного ему лечебного учреждения». «Я обратился в прокуратуру с просьбой дать надлежащую оценку данным фактам и определить, не являются ли они следствием коррупционных процессов, происходящих под вывеской детского лечебного учреждения», — сказал публицист. Он напомнил, что в советские годы один из корпусов центра «Детство» был построен на нынешней территории Крестовоздвиженского монастыря. В 1993 году реабилитационному центру был выделен участок в 6 га для строительства нового корпуса и перевода в него лечебных подразделений с монастырской земли. В 2003-2010 годах выделялись «бюджетные средства на возведение нового корпуса в общем размере более 300 миллионов рублей, однако строительство так и не было начато», заявил Гаслов. «Кроме того, согласно заданию на проектирование, новый корпус в обход законодательства об охране памятников должен был быть построен в непосредственной близости от монастырской стены и на охранной территории монастырского архитектурного комплекса», — утверждает публицист. Реабилитационный центр «Детство» — федеральное государственное учреждение, созданное в 1996 году. Центр является ведущим учреждением страны в области комплексной реабилитации детей с неврологическими и соматическими заболеваниями, сообщается на сайте учреждения.

http://pravmir.ru/po-obrashheniyu-igorya...

Второй знаменитый и старинный центр раскола – Гуслицы находится недалеко (около 80-ти вёрст) от Москвы, в Богородицком уезде. Гуслицами называется собственно Ильинский погост, стоящий на речке Гуслянке, в 12-ти вёрстах к северу от г. Егорьевска, Рязанской губернии. Так как Гуслицкий погост составлял прежде, да и доселе составляет наиболее видный промышленный центр в этой промышленной местности московской губернии, то название Гуслиц сделалось нарицательным для целого округа – пространством в 20 с лишком квадратных вёрст, с населением до 20 тысяч мужеского пола. Половину этого населения составляют раскольники. Главное средоточие гуслицкого раскола составляют приходы Крестовоздвиженский и Запонорский, – здесь раскольники составляют почти сплошное население, тогда как прочие гуслицкие приходы, в том числе и Ильинский, состоят наполовину из православных и наполовину из раскольников. Эти два прихода, Крестовоздвиженский и Запонорский, носят ещё не менее известное здесь, как и Гуслицы, название «Захода». Раскольники-гусляки, особенно заходцы, народ сметливый, хитрый, но вместе грубый и дерзкий, без всяких нравственных правил. Лет двадцать тому назад «Заход» был положительно разбойничьей стороной. Гуслицы – край фабричный и промышленный, – здесь много фабрик и значительных фабрикантов, во главе которых стоят богачи Морозовы, сыновья и внуки Саввы Морозова, – поповцы и беспоповцы (от Елисея Саввича); народ или работает на фабриках, или дома занимается фабричной промышленностью, также разными ремёслами, – даже попы раскольнические и учители имеют небольшие фабрики. Но существуют здесь промыслы и иного рода. Очень многие заходцы, с фальшивыми паспортами и книжками, расходятся по разным местам, иногда очень далеко, собирать подаяния на монастыри, несуществующие кельи, на погорелое, на бедность, на сирот, на рекрутов, бедных невест и т. п. Это бродяжничество с фальшивыми паспортами здесь очень распространённый промысел, и для иных очень выгодный. Ловкие гусляки возвращаются из бродяжничества иногда с хорошими деньгами, которые, однако, очень скоро и проматывают. Гуслицы знамениты ещё конокрадами и фальшивыми монетчиками.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/glavnejs...

В мае 1828 г. еп. Игнатий (Семёнов) был переведен на новоучрежденную Олонецкую кафедру, вместе с ним в Петрозаводск выехал В., 2 апр. 1829 г. стал членом духовной консистории. 1 июля 1829 г. В. был рукоположен во иеромонаха, 7 сент. определен инспектором и учителем словесных наук и греч. языка в Олонецкую ДС. Близость его к еп. Игнатию вызвала «зависть и недоброжелательство», и 24 окт. 1833 г. В. был переведен на должность инспектора и учителя философии в Вятскую ДС; дважды он исполнял обязанности ректора Вятской ДС (15 янв. 1834 - 11 марта 1835 и 16 мая 1838 - 20 окт. 1840). 9 марта 1834 г. назначен настоятелем Верхочепецкого слободского Крестовоздвиженского мон-ря Вятской губ. с сохранением должности инспектора ДС. 15 июля 1834 г. возведен в сан архимандрита, 17 апр. следующего года стал членом Вятской духовной консистории. 13 нояб. 1836 г. В. определено быть инспектором Астраханской ДС, но этот перевод по каким-то причинам не состоялся. 6 окт. 1837 г. В. получил благословение Синода за пожертвование в пользу Верхочепецкого мон-ря, 14 сент. 1840 г.- за усердное прохождение должностей по Вятской ДС. 30 сент. 1840 г. назначен ректором Иркутской ДС и настоятелем Вознесенского мон-ря, 5 февр. следующего года - членом духовной консистории. При В. велось строительство нового здания ДС. В 1843 г., переходя Ангару, В. провалился под лед, после чего заболел воспалением легких и ревматизмом. 19 дек. по состоянию здоровья был уволен со службы в уч-ще. 14 апр. 1844 г. перемещен настоятелем в нижегородский Макариев Желтоводский мон-рь, 31 янв. 1852 г.- в Кириллов Белозерский мон-рь. Состоял членом кирилловского духовного правления (с 30 июля 1852), цензором проповедей по городу (с 27 окт. 1853), благочинным церквей города (с 22 июня 1854), членом комиссии по составлению описи б-ки и древнего архива Кирилло-Белозерского мон-ря (с 15 окт. 1854). 28 марта 1857 г. определен в Юрьев новгородский мон-рь с назначением членом консистории, с апр.- благочинный новгородских монастырей, с нояб.- член новгородского епархиального попечительства о бедных духовного звания и директор попечительного об-ва о тюрьмах. Еще будучи настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря, подавал прошения об уходе на покой.

http://pravenc.ru/text/154185.html

Скачать epub pdf Воспоминания о митрополите Киевском Арсение (Москвине) Ко дню памяти одного из выдающихся иерархов XIX столетия, церковного писателя, сектоведа, библеиста, митрополита Арсения (Москвина) (1795– 28 апреля/11 мая 1876) мы впервые переиздаём воспоминания о нём православного мыслителя, церковного историка, публициста, писателя, журналиста, издателя, поэта, искусствоведа, церковного композитора и дирижера В.И. Аскоченского (1813–1879), который жил в Киеве в течение около двух десятилетий. Митрополит Арсений (Москвин Федор Павлович) родился в семье диакона села Воронья Костромской губернии, обучался в Костромской семинарии и С.-Петербургской духовной академии, в 1821 г. был пострижен в монашество, в 1823 г. кончил курс со степенью магистра и определен бакалавром богословских наук при той же академии. С 1825 г. последовательно состоял ректором духовных семинарий: Могилевской, Орловской, Рязанской и Тверской. В 1826 г. произведен в сан архимандрита, в 1832 г. рукоположен во епископа Тамбовского, в 1841 г. назначен архиепископом Подольским, в 1848 г. – архиепископом Варшавским и управляющим Волынской епархией и Почаевской Успенской лавры священноархимандритом, в 1860 г. назначен митрополитом Киевским и Галицким. С 1862 г. ежегодно вызывался на зимние месяцы в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, в 1866 г. назначен председателем комиссии по вопросу о преобразовании духовно-учебных заведений. Погребен в Киеве в Крестовоздвиженской церкви ближних пещер. Митрополит Арсений был почетным членом духовных академий: Киевской и Московской, университетов: С.-Петербургского, Киевского и Московского, Медико-хирургической академии, Имп. Публичной библиотеки в С.-Петербурге, Археологического общества и др., а также покровителем Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изданию: Аскоченский В.И. Мои воспоминания о преосвящ. Арсение, митрополите Киевском//Домашняя беседа.– 1876.– Вып. 23.– С.613–623) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничные сноски автора заменены концевыми. Название и примечания в квадратных скобках – составителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Патриарший экзарх всея Беларуси принял участие в митинге-реквиеме в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей 12 апреля 2024 г. 13:45 11 апреля 2024 года, в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин принял участие в митинге-реквиеме, который прошел в Минске в мемориальном комплексе «Шталаг-352». Траурные мероприятия начались с литии об упокоении жертв концлагерей, которую совершил митрополит Вениамин в Крестовоздвиженском храме в сослужении настоятеля иерея Олега Кунцевича. Затем владыка Вениамин обратился с архипастырским словом, в котором отметил, что люди выживали в условиях, в которых невозможно было жить, несмотря ни на что не склоняли голову, являя великую силу духа. «Народная мудрость говорит, что лучше порой встретиться с диким зверем, чем со злым человеком. Те, кто организовал концентрационные лагеря, потеряли человеческое обличие. Мы вспоминаем, что Гитлер пришел к власти в далеком 1933 году, и понадобилось совсем немного времени, чтобы переформатировать сознание немецкого народа, который дал миру великих композиторов, поэтов, ученых... И вот уже через шесть лет началась Вторая мировая война, которая явила все ужасы фашизма, идеологии, которая научала людей смотреть на других как на расходный материал», — отметил Патриарший экзарх. По окончании богослужения представители духовенства, органов государственного управления, общественных объединений и политических партий, Вооруженных сил, ветераны, молодежь и депутаты возложили цветы к мемориальному комплексу «Шталаг-352». Дата Международного дня освобождения узников фашистских концлагерей, 11 апреля, установлена в память об интернациональном восстании в Бухенвальде. В этот день в 1945 году узники, подняв восстание, захватили лагерь смерти и удерживали его до прихода союзных войск. В апреле 1945 года также были освобождены лагеря Заксенхаузен, Дахау и Равенсбрюк. На территории Беларуси во время Великой Отечественной войны было создано более 260 лагерей смерти. Наиболее крупные из них находились в Минске — в районе Немиги и в Тростенце, а также в Озаричах, Гомеле, Полоцке и Бобруйске. В них были уничтожены свыше 1,4 млн человек. В самом большом лагере военнопленных «Шталаг-352» с июля 1941 года по июнь 1944 года было уничтожено около 80 тыс. советских военнопленных. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6119983.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АМФИЛОХИЙ (ВАКУЛЬСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архим. Амфилохий (Вакульский) Архим. Амфилохий (Вакульский) 6 мая 1908 года был возведён в сан игумена . 1 августа 1908 года был переведен на должность настоятеля миссии в Михайловский форт (в состав миссии был включен Чукотский полуостров ) и назначен также благочинным Михайловского округа. На Чукотке пробыл с 1 июня 1909 по август 1910 года; проповедовал среди местного населения и основал церковноприходскую школу на 20 учащихся. За 11 лет служения на Аляске и Чукотке крестил до 1,5 тыс. язычников. В апреля 1912 года стал благочинным Канады и настоятелем прихода в Эдмонтоне , провинция Альберта, с проживанием в приписном к нему приходе в посёлке Рэббит-Хилл . 6 мая 1914 года был возведен в сан архимандрита . 20 апреля 1915 года был назначен настоятелем кафедрального Свято-Архангело-Михайловского собора в Ситке и благочинным Аляскинских миссий. 10 сентября 1916 года был определен членом Аляскинского духовного правления. После отъезда его в Канаду православная паства, оставшаяся в Северной Аляске без пастырского руководства, попала под влияние нахлынувших туда инославных миссионеров, главным образом пресвитериан и методистов . Из более чем 3 тысяч православных к 1916 году в вере отеческой оставалась едва ли треть. Для противодействия инославному влиянию и прозелитизму отец Амфилохий по собственному прошению в июне 1916 года был переведен на Северную Аляску начальником Североаляскинских миссий. Осенью того же года он поселился в стане начальника Квикпахской миссии на реке Юкон, при Крестовоздвиженской цекрви, и вскоре были возобновлены занятия в школе катехизаторов и открылся приют для детей-сирот. В 1923 году был избран викарным епископом Аляскинским . Для совершения над ним наречения и архиерейской хиротонии был направлен епархиальным начальством в Москву , к патриарху Тихону , однако по обстоятельствам времени не смог проехать далее Риги . Наречение во епископа состоялось по благословению патриарха 28 июня 1924 года в США. 28 июля того же года митрополит всей Америки и Канады Платон (Рождественский) , епископы Чикагский Феофил (Пашковский) и Детройтский Аполлинарий (Кошевой) в кафедральном Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка хиротонисали Амфилохия во епископа .

http://drevo-info.ru/articles/10637.html

Разделы портала «Азбука веры» Документальные истории Швейцарец Пьер Хааб, разочаровавшийся в католицизме, отдавший дань буддизму, индуизму и другим остромодным восточным учениям, а ныне – иподиакон Крестовоздвиженского Собора в Женеве , откровенно рассказывает о своем обращении. – Не могли бы вы сказать несколько слов о вашей семье, образовании и о том, как вы решили стать православным? – Я родился в слаборазвитой стране, страдающей от нищеты и голода, в которой мрачные тучи все время закрывают небеса – все это в духовном плане, конечно. Я говорю о Швейцарии и, в частности, о городе Женеве, центре международного масонства и банковской вселенной, цитадели мракобесной ереси и материалистическом мегаполисе, наслаждающемся незыблемым и убаюкивающим комфортом, который с легкостью ограждает от множества трагедий, составляющих повседневную жизнь человечества. Мои родители воспитывали меня в римско-католической вере, которую они унаследовали от своих предков, за что я им бесконечно благодарен, так как с самого детства они прививали мне основы христианского Откровения, а именно – веру в  Бога , догматы, а также необходимость молитвы. Мы были, что называется, «практикующей» веру семьей: ходили к мессе по воскресеньям и в праздники, а молитва была частью нашей повседневной жизни (по крайней мере в течение десяти первых лет моего детства). Мой отец, журналист, посвятил свою профессиональную жизнь защите угнетенных и справедливости. Что касается моих родителей, они сделали все возможное для преемственности религиозного воспитания в нашей семье. Что же касается собственно Церкви, назовем её настоящим именем – папизм, все оказалось несколько по-другому. Будучи ребёнком (в 1950-е годы), я чувствовал себя органично в религиозной обстановке: молитвы на латыни, например, не представляли для меня какой-либо особой трудности. Хотя вера и была для меня верой по послушанию, я задавал много вопросов, на которые взрослые – мои родители и священники – не могли ответить. А если и отвечали, то с улыбкой, снисходительно, полагая, что «я слишком глубоко копаю»: мне давали понять, что важно было просто наилучшим образом исполнять обязанности, предписанные моралью. И я решил, что получу ответы на свои вопросы позже, в самостоятельном поиске и изучении источников, из которых и проистекает мораль. Насколько позволяют судить мои детские воспоминания, я всегда был голоден в познании Истины .

http://azbyka.ru/way/per-haab-dolgij-put...

Сергей Александрович Рачинский Сживясь душою со своими учениками, Рачинский чутко присматривался к проявлению в них талантов и талантливых учеников ставил в такие условия, при которых их дарования могли получить полное развитие. Он чутко заметил талантливость своего ученика Богданова-Бельского, который был один из первых по времени учеников татевской школы. Рачинский не щадил средств для того, чтобы подготовить своего ученика в Академию художеств и дать ему высшее художественное образование. Теперь академик Богданов-Бельский — общепризнанный художник, картины которого хранятся в лучших отечественных музеях, и несколько из этих картин воспроизводят дорогие по воспоминаниям для художника дни учения в татевской школе. Таково полотно «Устный счет», где Сергей Александрович Рачинский изображен среди школьников, решающих в уме написанную на доске задачу. Таково полотно, изображающее предпраздничную беседу в татевской школе. Многих из бывших учеников своих Рачинский вывел в священники, помогая им поступить и проходить курс семинарии и даже Духовной академии. Настоятель храма Крестовоздвиженской общины в Петербурге, законоучитель наследника-цесаревича протоиерей Васильев принадлежит к числу таких бывших учеников Рачинского. Больше всего Рачинский сочувствовал двум направлениям в среде своих учеников: учительству и священству. Поэтому он не помещал своих учеников в такие заведения, как гимназия, чтобы не отрывать их от их среды. Рачинский всячески помогал и духовно поддерживал своих бывших учеников, которые явились продолжателями его дела, то есть становились сельскими учителями. В летнее время, когда не было занятий со школьниками, он с ними занимался. Они приезжали к нему погостить и здесь пользовались его руководством и приготовлялись или к поступлению в учебные заведения, или к сдаче экзаменов на сельского учителя. Многие лица, сочувствовавшие постановке школьного дела у Сергея Александровича, просили у него дать им учителей и наблюдать за их школой. Таким образом в ближайших селах и деревнях к Татеву Рачинский открыл свыше десяти школ и в числе них три учительские двухклассные. Для этого дела требовались надежные учителя. Кроме того, требовались они и в самой татевской школе, так как силы Сергея Александровича постепенно падали.

http://pravoslavie.ru/2131.html

Февраля 4 (17) Священномученик Алексий (Шаров) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Алексий родился 5 февраля 1882 года в селе Ирининском Подольского уезда Московской губернии в семье почетного гражданина Дмитрия Филаретовича Шарова. Дмитрий Филаретович скончался, когда Алексей был еще во младенческом возрасте, и его взял на воспитание дедушка, служивший в храме псаломщиком. В 1900 году Алексей окончил Донское Духовное училище, а в 1906 году – Московскую Духовную семинарию, после чего до 1908 года работал учителем церковноприходской школы. В 1908 году Алексей Дмитриевич был рукоположен в сан священника к Крестовоздвиженскому храму Дмитровского погоста Клинского уезда, где он прослужил всю свою жизнь. В 1916 году отец Алексий был награжден набедренником, в 1921 – скуфьей, в 1923 – камилавкой, в 1927 – наперсным крестом, в 1930 – саном протоиерея и палицей. В 1930 году отец Алексий был занесен в список людей, намеченных к раскулачиванию и выселению, но затем выселение было отменено, и власти ограничились тем, что отобрали корову и стали взимать больший налог. 23 января 1938 года был вызван на допрос один из лжесвидетелей, который на вопрос, что он знает о священнике Алексии Шарове, сказал: «Зимой в 1936 году, числа и месяца не припомню, Шаров ехал из Москвы в поезде вместе с попом Зверевым. Народа в вагоне было немного. Шаров обратился к Звереву с вопросом: «Ты получил распоряжение от владыки о сборе денег нашим опальным и томящимся в советских казематах братьям? " На ответ Зверева, что он принял все меры к сбору денег, Шаров добавил: «Ты знаешь, что при этой власти никто не гарантирован от того, что не попадет в тюрьму; а в особенности нашему брату, духовенству, раньше или позже в тюрьме сидеть. Мы должны противопоставить этому дикому произволу свою организованность и помочь безвинно томящимся по советским казематам». Через несколько дней, 26 января, власти арестовали священника, и он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. – Знали ли вы о контрреволюционной деятельности активных церковников братьев Федотовых и церковного старосты Клюшкина, ныне арестованных органами НКВД? – спросил следователь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010