Мы будем Богу служить и мыслями, и словами, и делами - всей своей жизнью, каждым своим вздохом. И пока этого не произойдет, в нашей душе будет постоянный конфликт между Марфой и Марией. Господь - Создатель красоты, гармонии. Прекрасна вселенная, изумительно красива Земля, каждый клочок ее, великолепны животные, птицы, насекомые. Прекрасен был человек до грехопадения, сотворенный как соработник Богу в создании красоты. Но человеку, отпавшему грехом от Бога, чтобы создать что-либо прекрасное, помимо таланта, данного Богом, нужно употребить очень много труда. Симфонию сочинить - труд, роман написать или картину - труд, дитя воспитать, дом построить, хлеб вырастить, ближнему помочь - все труд. Но самый большой труд - труд духовный по воссозданию с помощью Божией утраченной внутренней духовной красоты и гармонии. В достижении этой гармонии и единства между Марфой и Марией, пребывающими в нашем сердце, и состоит правильное духовное устроение и подлинная христианская жизнь. Аминь. Крестовоздвиженский храм, 1984 год Третье обретение главы Иоанна Предтечи Христос воскресе! Господь говорит: " Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей " . Спаситель не удивлялся тому, что иудеи хотели побить Его камнями; обращаясь к ним, Он сказал: " Много добрых дел показал Я вам (как Он Иоанну через учеников ответил: " Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются... мертвые воскресают " , или накормил пятью хлебами пять тысяч человек), за которое из них хотите побить Меня камнями? " То есть Господь взывал к их разуму, но иудеи Его аргументы отметали. Так в мире всегда происходит. Спросишь иного русского человека, который Церковь ненавидит: откуда у тебя такая ненависть? Кто тебе письменность дал? Церковь. Кто твою архитектуру создал? Церковь. А музыку, а живопись? А кто из диких племен возрастил восточную христианскую цивилизацию? Тоже Церковь. Все более или менее прекрасное, созданное на нашей земле,- это плоды деятельности Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2209...

Поэтому если уж мы уверовали и взялись за плуг, то не надо оборачиваться назад, а надо идти к Царствию Небесному. Если уж нам открылась воля Божия, то нельзя от этого уклоняться, иначе жизнь наша вся пойдет вразнос и в перекос. Будем же благодарить Бога, что у нас есть такая счастливая возможность в день праздников посещать храм Божий. Это ведь чудо из чудес - не надо забывать, что сейчас конец двадцатого века. Господь избрал нас из многих миллионов людей и дал нам веру. Только вера наша еще почти как неверие. Будем же ее укреплять. Это возможно только исполнением заповедей Божиих, потому что как заповедь Божию исполнил - так и благодать придет. А вера укрепляется только благодатью. Поэтому чем больше наш подвиг будет расти, тем больше мы приобретем благодати Божией и тем больше будет вера наша, тем скорее узрим мы в нашей жизни воскресшего Христа. Аминь. Крестовоздвиженский храм, 24 сентября 1988 года, вечер Неделя 20-я по Пятидесятнице Господь пришел на землю и основал Церковь с одной только целью: чтобы человек мог достичь Царствия Небесного. Царствие Небесное - это полное общение души с Богом. А так как на язык человеческий перевести это событие очень трудно, трудно передать словами, Господь объясняет состояние общения с Богом, вечную жизнь, притчами, потому что притчу легко запомнить и через нее легче понять, как этого Царствия достичь. " Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то " . Каждый человек, если он возжаждет Царствия Небесного, тогда только его достигнет, когда пренебрежет ради него всем тем, что имеет в мире. Если же у него есть что-то другое, какая-то привязанность, которая равноценна желанию достичь Царства Небесного или даже превышает его, то жизни вечной он не достигает и достичь не может. Обязательно человеческое стремление к Царствию Небесному должно превосходить все стремления, которые только могут возникнуть. Поэтому каждый из нас должен задать себе вопрос: желание Царствия Небесного у меня наибольшее изо всех желаний или еще что-то есть в моей жизни - моя работа, мои дети, моя семья, мой дом - более важное? Тогда Царствия Небесного не достигнуть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2209...

Сатана этим и живет - злобой, ненавистью. И мы - к чему мы склоняемся? Ко всяким грехам, грешкам... А образ Христа - это ясное и видное всем самопожертвование, любовь, красота, ум. Все самое выдающееся, что можно нам вообразить, есть во Христе. И неужели можно еще что-то другое выбрать? Аминь. Крестовоздвиженский храм, 1984 год На зачало о Марфе и Марии Сегодня мы слышали всем нам знакомое евангельское зачало о Марфе и Марии. Этот отрывок из Евангелия от Луки читается в церквах уже сотни лет на все Богородичные праздники. А так как слово Евангелия неоскудеваемо, каждое новое поколение христиан на протяжении всей своей жизни черпает оттуда все новые и новые сокровища Божией премудрости. Пришел Господь в некое селение, где жили две сестры, Марфа и Мария. Зайдя к ним в дом, Он, по Своему обычаю, стал проповедовать Евангелие Царствия Божия. Марфа скорее бросилась хлопотать о приеме дорогих гостей, " заботилась о большом угощении " , а Мария села у ног Учителя и, забыв о своих обязанностях хозяйки, стала внимательно слушать. Марфа, естественно, возмутилась, и ее раздражение распространилось и на Самого Иисуса Христа: " Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне " . Что, дескать, она тут расселась, не видит разве, что гости пришли, что надо и воды подать, и еду приготовить, да и постели застелить? Господь же " сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно " . И хотя эти женщины жили почти за две тысячи лет до нас, их душевные проявления свойственны и нам. В каждом из нас есть и Марфа, и Мария. Марфа - наша многопопечительность о материальном плане бытия, а Мария - это стремление нашей по природе своей христианской души припасть к стопам Спасителя и слушать Его слова. И вот здесь часто происходит разлад. К сожалению, Марфа пытается каким-то образом подавить Марию. Как часто наши заботы, суета отодвигают на задний план, теснят молитву, духовное чтение, помощь ближним. Мы все устраиваем, покупаем, лечимся, копим...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2209...

Мы так: " Неплохо бы, конечно " - но сами палец о палец не ударяем. Мы все лежим, а надо понудить себя сначала сесть, а потом, раскачавшись, хотя бы встать на свои слабенькие ножки и начинать делать по шажку - первый шаг, потом второй, третий, чтобы каждый день был шагом к Царствию Небесному. Тогда это шествие и будет нашим крестным путем на Голгофу, путем ко спасению, к очищению, к освобождению от груза греха. Духовная жизнь состоит только во внутреннем делании. Христианская жизнь есть отречение себя. Нам, будучи грешными, надо постоянно отрекаться от своего греха. Но мы и грех так срослись, мы настолько ко греху пристрастны, что, когда мы отрекаемся от него, нам делается больно. А боли нам не хочется; нам хочется только сидеть в своей скорлупе, чтобы нас все жалели, ублажали, хвалили, чтобы нас кормили, и чтобы у нас еще ничего не болело, и было много времени, и все вообще было. А жизнь не из этого состоит. Жизнь - это постоянные удары, потому что Господь пытается нас расшевелить, попускает нам скорби, которые нам как бы внушают мысль о том, что это бытие, которое мы себе пытаемся устроить, очень зыбко. Ну полежишь в комфорте минут десять-пятнадцать - и уже бок отлежал, надо переворачиваться на другой, опять неудобство. То есть Господь постоянно заставляет нас двигаться, шевелиться, хотя бы лежа на кровати. И надо нам стараться свою душу, свое сердце, всю волю свою собрать и понуждать себя. Господь так и сказал: " От дней Иоанна Крестителя Царствие Божие нудится, и только употребляющие усилие восхищают его " . Аминь. Крестовоздвиженский храм, 27 сентября 1986 года, вечер Неделя 6-я по Пятидесятнице Сегодня Святая Церковь предлагает нам чтение из Евангелия от Матфея о том, как Господь исцелил расслабленного, которого принесли и положили перед Ним. " И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2208...

Приземистый четверик храмовой части Крестовоздвиженской церкви с невысокими трехлопастными полуглавиями над каждой из его сторон, был покрыт довольно крутым восьмигранным куполом, по-видимому, повторявшим форму скрытого под ним кирпичного свода, и увенчивался барабаном с небольшой декоративной главкой. Полуглавия четверика Крестовоздвиженской церкви получили свою форму по аналогии с енисейской Троицкой церковью (1772-1776 гг.) и надвратной церковью Захарии и Елизаветы Спасского монастыря, выстроенной в 1785-1796 годах. Объем трехоконной алтарной апсиды Крестовоздвиженской церкви был увенчан близким по форме, но меньшим по размеру барабаном и главкой. Венчание храмовой части Крестовоздвиженской церкви обладало примечательными чертами: её зодчие, скорее всего, руководствуясь композиционными соображениями и необходимостью экономии средств, отказались от «малого» светового восьмерика, взамен которого на купол храма установили конструктивно простой и относительно недорогой «глухой» барабан. Аналогию такому типу завершения мы находим в енисейской Воскресенской церкви, получившей новый облик храмового верха в процессе ремонта после городского пожара 1778 года, а также в архитектуре придельных храмов ряда енисейских городских церквей. Благодаря хорошему художественному вкусу мастеров, при низких пропорциях четверика, барабан храмовой главы Крестовоздвиженской церкви получил значительный вертикальный размер. Особую изящность силуэту барабана придавали оформлявшие его ребра волюты, прихотливо изогнутый куполок и необычной формы главка, больше напоминающая декоративный вазон. Несколько тяжеловатых пропорций колокольня Крестовоздвиженской церкви представляла собой невысокий столп из двухъярусного восьмерика, установленного на низкий (в один уровень с трапезной) четвериковый объем. Восьмерик яруса «звона» покрывался восьмигранным куполом и увенчивался декоративной главкой на барабане, повторявшем форму подглавных барабанов храма и алтаря. Маловыразительная форма купола, отсутствие у восьмерика «звона» характерного для енисейских храмов 80-90-х годов XVIII века развитого венчающего карниза, даже, с учетом не лишенной изящности формы барабана, заставляют предполагать позднее происхождение верхнего яруса колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=36407

В облике Крестовоздвиженской церкви - последнем в XVIII столетии, выстроенном из кирпича храме Енисейска, и единственной в то время в Приенисейском крае каменной постройке кладбищенского назначения, в полной мере нашли отражение черты, характерные для сформировавшегося в последней четверти XVIII в. местного варианта барочной архитектуры Сибири. При значительной общности в трехчастной объемно-планировочной структуре здания с аналогичными постройками других сибирских центров каменного строительства, своеобразие художественного образа Крестовоздвиженской церкви, как и большей, части приенисейских храмов двух последних десятилетий XVIII века, заключалось в гармоничном переплетении региональных (енисейских) зодческих традиций с привнесенными из сибирской столицы - Тобольска новшествами, восходящими к европеизированной барочной архитектуре. Создавая свое творение, зодчие Крестовоздвиженской церкви явно ориентировались на архитектуру храмов своего города, перестроенных в «новом манире» после опустошительного пожара Енисейска, случившегося в июле 1778 года. Следуя местным образцам, испытавшим, благодаря деятельности обученных «архитектурии» представителей сибирского геодезического корпуса сильнейшее воздействие елизаветинского барокко, нашедшее отражение в изяществе и игривой вычурности форм храмового венчания Крестовоздвиженской церкви, создатели енисейского памятника сохранили характерные для почерка енисейских артельных мастеров атрибуты: полукруглую апсиду алтаря, двухосность храмового четверика и «нарышкинский» декор, исполненный в технике «штукового набора». Особенно явственно индивидуальность архитектурного облика енисейской Крестовоздвиженской церкви, представляющей собой яркий образец творческой деятельности представителей енисейского цеха мастеров каменных дел последней четверти XVIII в., выглядит при её сравнении с аналогичными по назначению постройками: церковью Семи отроков Эфесских (1774-1776 гг.) на Завальном кладбище в Тобольске и церковью Входа в Иерусалим (1801-1819 гг.) на Абалаковском кладбище в Енисейске, созданных на основе проектных чертежей технически обученных специалистов.

http://sobory.ru/article/?object=36407

Закрыть Пример бесчестности Итог опроса по переименованию площади большевика Лядова в Крестовоздвиженскую запрограммирован? 18.08.2021 1390 Время на чтение 3 минуты Интернет-опрос, проводимый администрацией Нижнего Новгорода в связи с обращением граждан и общественных объединений по переименованию площади большевика Лядова в Крестовоздвиженскую, даёт новые и новые примеры бесчестности. Кого? Можно только гадать, но очевидно то, кто имеет ключ ко входу на сайт, где идёт опрос, и техническую возможность произвольно менять итоговые цифры по своему усмотрению. Можно гадать и о том, почему голосование по такому локальному вопросу городской жизни, как переименование площади, задумано не в Нижегородской области, а в масштабе всей страны. Мы помним, что первые дни голосования давали медленный рост числа голосов за Крестовоздвиженскую, достигший высшей планки в 82 процента. И вдруг, за короткое время, едва ли не часы, происходит обвал и к 11 августа Лядова из аутсайдеров вырывается в лидеры – 61 %. Голосование велось без элементарной защиты сайта. И только после получения нужной пропорции 61 на 34 % администрация сайта вводит защитный код – капчу. Последующие дни идёт активное голосование, число участников растёт с обеих сторон, наблюдаются незначительные колебания в ту и другую сторону. И вдруг… Вчера вечером было 59 % за Лядова и 37 % за Крестовоздвиженскую. А утром 18 августа, где-то с 7:30 до 11.00 мы наблюдаем новый скачок – сразу 7000 голосов и все – за Лядова. Ее процент подпрыгивает с 60 до 66! Заметим, этому предшествовало одно примечательное событие, а именно: на праздновании памяти святого Алексия Бортсурманского владыка Георгий, отвечая на вопрос мирян, прилюдно благословил их на участие в опросе. Сопоставьте оба факта. Для понимания происходящего нужно иметь в виду и то, что власти, уже на самом верху, глушат любые народные инициативы по возвращению даже единичных исторических названий на карту страны, у которой партия большевиков отняла историческую память. Делается это и гласно и, судя по всему, негласно.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/18/pr...

Николай Адлерберг. Прим. о. Вениамина. По этому письму община отправилась в свое время в Севастополь, хотя трудный путь был, но мы не чувствовали этого, стараясь с самоотвержением приблизиться к раненым, не думая о себе. В Севастополе приняли опять все госпитали военные на себя, и там, по назначению Пирогова 713 , поступили на разные пункты, утешая раненых и больных, о чем донесено губернатору Симферопольскому Николаю Адлербергу, и благодарение его за распоряжения. Письма [разных лиц] к игумену Вениамину. С. 18–20. 401. Рескрипт великой княгини Елены Павловны на имя иеромонаха Вениамина С.-Петербург без даты (1855 г.) Копия Благодарю Вас искренне, о. Вениамин, за Ваше старание и попечение о духовном благе сестер и прошу Вас не оставить напутствовать их и впредь Вашим примером и Вашими советами. Помяните и меня в Ваших молитвах. Елена. Прим. о. Вениамина. Собственноручная благодарность великой княгини в нескольких строках меня еще больше воодушевила в моей службе, и я даже часто не чувствовал, не замечал опасностей, угрожавших смертью : любовь к Отечеству подкрепляла меня все время. Письма [разных лиц] к игумену Вениамину. С. 91–92. 402. Свидетельства хирурга Н.И. Пирогова и генерал-адъютанта Д.Е. Остен-Сакена 714 об участии иеромонаха Вениамина (Лукьянова) в обороне Севастополя Симферополь 25 ноября 1855 г. Подлинник Дано сие в том, что иеромонах Крестовоздвиженской общины сестер, Вениамин, находился в г. Севастополе для напутствования раненых и больных воинских чинов с 21-го февраля по седьмое июля 1855 года, в чем подписом с приложением печати свидетельствую. Подписал действительный статский советник Пирогов. Что означенный в свидетельстве этом иеромонах Крестовоздвиженской общины сестер, Вениамин, состоял в составе Севастопольского гарнизона, в том подписом с приложением казенной печати удостоверяю. Ноября 29 дня 1855 года. Г. Бахчисарай. Подписал начальник бывшего гарнизона г. Севастополя генерал-адъютант граф Остен-Сакен. Архив РДМ, п. 69, д. 1450. 1 л. 403. Отношение дежурного генерала Южной Армии генерал-лейтенанта Н.И. Ушакова 715 в комитет Крестовоздвиженской Общины сестер милосердия

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В частности Братство задаётся следующими задачами: а) заботиться о христианском воспитании детей, в духе православия, через учреждение на средства Братства школ, в коих главное внимание должно быть обращено на религиозно-нравственное усовершенствование воспитывающихся, б) Заботиться о православном религиозно-нравственном усовершенствовании взрослых членов Братства, через учреждение трудовой общины, строй жизни коей основывался бы на началах христианской любви и правилах Церкви, в) По возможности оказывать и за пределами Братства поддержку всему тому, что ведёт к упорядочению жизни в направлении первых двух целей 52 . Крестовоздвиженское Трудовое Братство ставит себе задачей также служить колыбелью или рассадником возможно большего числа новых трудовых братств, исходящих как лучи из центрального Братства. Для сего Братской Думе вменяется в долг выделять по возможности из центрального Братства братские семьи для образования новых трудовых братских артелей: земледельческих, промышленных, торговых и даже либеральных профессий, в сёлах и городах, в России и заграницей, давая взаимообразно для них ссуду, необходимую для начала дела, в дальнейшем же предоставляя отделениям развиваться на свои собственные средства 53 . Таково Крестовоздвиженское Братство в главнейших своих чертах. „Наше Православное Крестовоздвиженское Братство“, пишет Блюститель Братства Н.Н. Неплюев , „почло бы себя счастливым сослужить службу Церкви, Престолу и Отечеству, являясь первым опытом“ трудовых братств и, добавлю, образцом их. „Опыт жизни нашей высоко-поучителен для всех наших соотечественников и единоверцев, плотью от плоти и костью от кости которых мы являемся. Жизненный опыт, добытый нами на пути, часто и очень скорбном, созидания Трудового Братства изложен подробно в руководящих правилах внутренней жизни братства и школ. —32— Эти руководящие правила напечатаны и могут служить практическим пособием для тех, кто бы пожелал приступить к делу стройной организации труда на началах веры и братства“ 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4. Необходимо отметить еще один аспект внутреннего положения блюстителя по отношению к внешним братству людям. Одной из важнейших забот Н.Н. Неплюева является «ограждение добра». Таким пространством добра в мире он видел братство и понимал, что братство как пространство добра не может быть абсолютно открыто. Жизнь в мире сем, но не от мира сего требует границы, и эта граница прежде всего внутренняя, духовная. Таким образом, положение блюстителя определяется и его положением на границе. Граница братства проходит там, где в жизни проходит граница добра и зла, и забота «живой совести братства» – искать и находить эту границу, чтобы не смешивать братское пространство христианской жизни с пространством отчужденной конкуренции и борьбы мира сего. Блюститель всегда находится внутри братства, его место, его позиция всегда внутри братства, а не вне его. Он не может смотреть на братство извне, тем самым отделившись от него. Одновременно его обязанность – следить за границами братства во всех аспектах этого служения. Он находится на страже границ, но со стороны братства (если говорить о внешнем охранении). Охранение «созидания мирного прогресса» в братстве против «развращающей борьбы» в обществе, ибо «Христос и Евангелие – мир, а не борьба» и «дело Трудового братства – дело мира, любви и свободного изволения верующего и любящего духа, дело стройной организации добра в жизни, организация труда и взаимных отношений на основе братолюбия» [ Неплюев. Т. 3. С. 119 ]. Таковы основные особенности положения Н.Н. Неплюева как основателя и старшего Крестовоздвиженского братства, согласно которым он и действовал как в самом братстве, так и вне его. Разумеется, что сознание и, главное, поступки Неплюева, русского аристократа, перешедшего от слов о православии к делу созидания православного братства, стали своеобразным вызовом и для Церкви, и для общества. Явление Крестовоздвиженского братства обнажало колоссальную дистанцию между признанием православия в Российской империи господствующей религией и реальностью жизни на основе евангельских принципов. Неплюев ясно понимал это и много делал для признания братства, чтобы оно не считалось маргинальным в церковном и общественном сознании. Признанию братства и повышению его авторитета, безусловно, помогало происхождение Неплюева и его связи среди элиты российского общества. Однако более важным для понимания церковного значения его дела стало то, что в общественной и церковной среде того времени нашлись люди, которые не только признали евангельскую проповедь Неплюева, но и последовали за ним .

http://bogoslov.ru/article/6177593

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010