(1781-1795) с колокольней (1852) в Иваново-Вознесенске. Фотография. Нач. XX в. Вид на Крестовоздвиженскую ц. (1781-1795) с колокольней (1852) в Иваново-Вознесенске. Фотография. Нач. XX в. В 1936-1938 гг. в Ивановской обл. прошла новая волна террора, в т. ч. направленного против Церкви. 8 марта 1936 г. был арестован митр. Павел (Гальковский), обвиненный в том, что он «возглавлял контрреволюционную группу реакционного духовенства и церковников», 21 июня архиерей был приговорен к ссылке в Казахстан. Сменивший митр. Павла на Ивановской кафедре еп. сщмч. Борис (Воскобойников) был арестован 23 апр. 1937 г., помещен во внутреннюю тюрьму НКВД в Ивановской обл., 9 авг. приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан. В 1937-1938 гг. жертвами террора в Ивановской обл. стали десятки священников, в т. ч. священномученики протоиереи Иоанн Доброхотов, Феодор Лебедев , Николай Бухарин , Петр Лебедев, иереи Евфимий Тихонравов , Иоанн Коржавин , Петр Зяблицкий , Иоанн Успенский , Константин Разумов и др. В 1939 г. в одной из тюрем Иванова скончалась бывш. настоятельница Воскресенско-Феодоровского монастыря (см. Сергеевский в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастырь ) прмц. Арсения (Добронравова) . В 1938 г. в обстановке жестоких антицерковных гонений Ивановский еп. Алексий (Сергеев) отделился от Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и провозгласил себя «автокефальным епископом Ивановской области». В 1939 г. еп. Алексий был запрещен в священнослужении и предан архиерейскому суду, в декабре следующего года принес покаяние и был назначен на Тульскую и Одоевскую кафедру. Террор обрушился и на обновленцев. 17 марта 1936 г. в Иванове был арестован обновленческий «Ивановский митрополит» Александр Боярский, расстрелян 9 сент. 1937 г. В 1937 г. власти сфабриковали дело о «контрреволюционной группе» обновленческих архиереев и священников во главе с «архиепископом» Ивановской митрополии Александром Авдентовым, было арестовано 17 чел., в следующем году были расстреляны «епископ» Серафим Андриевский, прот.

http://pravenc.ru/text/200499.html

архитектуры и нередко отражала местные реалии. Так, фреска «Кавалькада святых воинов» в Крестовоздвиженской ц. в Пэтрэуци явилась откликом на антиосманское объединение христ. Европы во главе со св. Стефаном III ( tef nescu. 1928. Vol. 2. Pl. XXIII; Idem. 1973). Высоким графическим мастерством отличались книги, выполненные в скрипториях при мон-рях Нямецком и Путна, послужившие образцом для каллиграфов Валахии, Трансильвании и России. Самые ценные произведения миниатюристики были созданы в Нямецкой обители к рукописям Тудора Маришеску. Высоким художественным исполнением отличаются работы Никодима из монастыря Хумор. В его Четвероевангелии (1473), вложенном господарем в монастырь Путна, помещен портрет св. Стефана III ( Bogdan. 1907). Св. Стефан III умер 2 июля 1504 г. и был похоронен в господарской усыпальнице в мон-ре Путна. Еще при жизни он получил прозвища Добрый, Великий, Святой. В 1992 г. он был причислен Румынской Православной Церковью к лику святых. М. к. в период усиления влияния Османской империи в XVI в. В 1-й пол. XVI в. борьба М. к., как и Валахии, за сохранение государственности продолжалась в неблагоприятной политической обстановке, связанной с усилением давления Османской империи к северу от Дуная, особенно в направлении Венгерского королевства. Чтобы сохранить мирные отношения с Портой, преемник св. Стефана III Богдан III Слепой (чел Орб) (1504-1517) был вынужден после 1510 г. увеличить сумму дани с 5 до 8 тыс. золотых. Богдан III попытался наладить отношения с Польшей, попросив у польск. короля руки его дочери и возвратив Польше Покутье (свадьба так и не состоялась). Переросшее в военный конфликт противостояние между молдав. господарем и валашским господарем Раду Великим (чел Маре) было улажено благодаря посредничеству серб. митр. Белградского и Сремского свт. Максима (Бранковича) (История Румынии. 2005. С. 272). Во время правления сына Богдана Штефана IV Молодого (Штефэницэ, Штефан чел Тынэр) (1517-1527) политическое положение М. к. оставалось напряженным: во внутреннем плане господарю противостояла боярская оппозиция, а во внешнем возросла османская угроза после победы турок над венг.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Чупаховка. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 2011 и 2012. Ссылки:   Адрес: Украина, Сумская область, Ахтырский район, Чупаховка Координаты: 50.380016, 34.586248 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм является не только духовной жемчужиной епархии, но и её архитектурной достопримечательностью. В 2011 году было заложено основание колокольни около строящегося храма. 6 октября 2012 года храм освятил епископ Сумской и Ахтырский Евлогий. На местном кладбище по инициативе главы чупаховского сельского совета Боровенькой Галины Николаевны и при спонсорской помощи директора ПСП «Десна» Кужель Александра Владимировича велось строительство часовни в честь Казанской иконы Божией Матери. Часовня названа в память о разрушенной Казанской церкви, освящена 4 ноября 2012 года. Из трудов святителя Филарета (Гумилевского): Село Чупаховка На правом берегу реки Груньки и образуемого ею озера. На левом берегу реки Груньки, насупротив черкасской Чупаховки, поныне живут, но не в большом числе, и уже много потерявшие из своего характера, вольные крестьяне. Это потомки боярских детей, которые высланы были сюда для царской службы на границе литовской. Их храмом был храм Воздвижения Креста Господня, почему и слобода их называлась Воздвиженской. В 1712 году черкасы Феодор Кашеба и Тимофей Ермоленко с товарищами писали в своей просьбе к Преосвященному: «пришли мы, и в слободе Воздвиженской вновь построились, всего дворов с 200, а церкви Божьей и священника у нас нет. И ныне обещались мы построить церковь во имя Казанской Богородицы». На благое предприятие просили и получили они архипастырское благословение. Ныне существующий Казанский храм построен 1762 года генералом Александром Неплюевым, а храм Креста пред тем закрыт был по ветхости. О храмовой Казанской иконе Божьей Матери, на которую помещица Неплюева устроила серебряную вызлащенную ризу, сохраняется предание, будто тогда, как в Москве устоялась на неё шата, что было во время моровой язвы, в том доме, где стояла икона, и в соседних местах, язва не оказывала губительного своего действия. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=58022

Но до конца XV в. обители почти не рассматривались как возможные оборонительные объекты. При угрозе неприятельского нашествия насельники их укрывались в городе. Сами же монастыри подвергались разорению и гибли в огне — как в 1382 г. при карательном походе хана Тохтамыша и в 1408 г. во время нашествия орд Едигея. Даже если бы в монастыри отряжались гарнизоны, на деревянных низких стенах они не могли бы вести долгую оборону. Хотя, надо заметить, сами монахи нередко были отличными воинами. По-видимому, большая часть монастырской братии состояла в те времена из людей служилого сословия, в том числе высшего — боярского. Многие принимали постриг на склоне лет, вырастив детей, но уходили в монастыри и юные отпрыски аристократии. А владение оружием для них было делом естественным. Боярский сын Сергий Радонежский теоретически должен был обучаться в детстве владению мечом. Как и Кирилл Белозерский, и митрополит Алексий, и даже Андрей Рублев. Что же говорить о тех, кто подавался в монахи, буквально слезая с боевого коня, уходя с княжеской службы. Они просто меняли меч стальной на меч духовный, как бывшие брянские бояре иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Есть, например, предание, как в 1440 г. при очередном татарском набеге на Москву схимник Крестовоздвиженского монастыря (в районе современной Воздвиженки) вооружил братию. Соединившись с московской ратью, монахи отбили у татар русских пленников. А при более поздних штурмах и осадах монастырей иноки помогали воинским гарнизонам в обителях отражать врага.             В XVI в. московские правители, вынужденные вести оборону государства с востока, юга и запада, начинают присматриваться к крупным монастырям, сознавая необходимость их укрепления. Во-первых, накопленное там за долгие годы добро привлекало захватчиков. Во-вторых, в этом был стратегический момент. Монастыри, расположенные в южном «подбрюшье» Москвы, на самых опасных направлениях, становятся своеобразными фортами — вспомогательными оборонными пунктами на отдалении от основных городских укреплений: Новодевичий, Данилов, Симонов, Новоспасский, Донской.

http://radonezh.ru/analytics/ko-dnyu-gor...

Верую, что праведный старец Зосима предстательствует пред Господом и молит о благостоянии созданной им обители. IV. Спасо-Влахернская пустынь Эта обитель одна из новейших по времени своего учреждения и одна из богатейших женских обителей святыней и древностями. Она находится в селе Новоспасском, Деденево тож, в 12 верстах от уездного города Дмитрова и в 50 от Москвы. Основана в селе Новоспасском, древней отчине рода Головиных. Первоначально храм во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя был деревянный, строенный Головиным, стольником Василием Петровичем в 1713 году. В 1798 году сын его, Василий Васильевич, заложил церковь каменную, крестообразную, а довершил оную Павел Васильевич в 1811 году. Вдова сего последнего, Анна Гавриловна Головина, урожденная княжна Гагарина, пожелала учредить женскую общину по примеру Спасо-Бородинской, и для обеспечения она и сын ее, Гавриил Павлович, пожертвовали 108 десятин земли, мельницу на Икше близ села, дававшую до 500 рублей серебром, и каменный дом в Москве, приносивший около 1 500 рублей доходу. В 1852 году, по представлению Святейшего Синода, Высочайше утверждена община, а в 1858 году покойный владыка посетил эту общину и освятил главный престольный храм сентября 21. Издавна боярский род Головиных отличался своим особым благочестием, когда почти все бояре были благочестивыми хранителями устава церковного и усердными ревнителями благолепия храмов и обителей иноческих. Прадед Гавриила Павловича Василий Васильевич, при Бироне много пострадавший и претерпевший жестокие пытки, имел особую золоченую карету, в которой перевозили из Новоспасского в Москву чудотворную икону Влахернской Божией Матери, с фонарем, внутри утвержденным, и в сопровождении крестового священника. В числе родовой святыни Головиных находится икона Нерукотворенного Образа Христа Спасителя, которой благословил их предка сын великого князя Дмитрия Донского Василий Дмитриевич, а в числе древностей – серебряная солоница большого размера и серебряное блюдо – дары новогородцев, которые они поднесли с хлебом-солью одному из Головиных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В Житии Д. И., написанном свт. Димитрием Ростовским, приведены сведения о чудесных исцелениях, имевших место у гробницы в Архангельском соборе (от 38 до 46 описаний чудес в различных списках). Люди исцелялись от слепоты, хромоты, глухоты, гнойных язв, бесовской одержимости. Большая часть исцелившихся - женщины, жительницы Москвы и ряда др. рус. городов (в частности, вдову Киликию привезли из Вел. Новгорода), монахини московских мон-рей. Одному из исцеленных, С. Стефанову, сторожу в Вознесенском мон-ре, Д. И. явился в образе «отрока млада в светлой одежде». В Житии отмечено, что чудо с исцелением слепой Агафьи произошло, когда в соборе находился царь Василий Иоаннович. Др. женщина, Мария, прозрела, когда в соборе служили панихиду по царю Феодору, в присутствии царя Василия и членов Боярской думы. Время, когда совершались др. чудеса, не указано. Сохранился рассказ о том, как по молитве к Д. И. была прекращена в 1654 г. «моровая язва». К числу древнейших памятников, связанных с церковным прославлением Д. И., относится «Слово похвальное» Д. И. (нач.: «Благаго и человеколюбиваго Бога нашего, Иже нас ради устроение...»), к-рое вопреки мнению Я. Г. Солодкина, считающего это произведение созданным значительно позднее «Повести об обретении и перенесении мощей», датируется 1606-1610 гг., т. к. содержится в дополнениях к минейному Торжественнику кон. XV в. (НБ МГУ. Верещагинское собр. 1322. Л. 463 об.- 472; описание см.: Кобяк Н. А. , Поздеева И. В. Славяно-рус. рукописи XV-XVI вв. НБ МГУ: Поступления 1964-1978 гг. М., 1981. С. 79-82. 11), вложенному Н. Г. Строгановым в Крестовоздвиженскую ц. вотчинного Орла-городка на Каме не позднее 1610 г. Отсутствие в похвале исторических реалий объясняется не поздней датировкой памятника, а написанием его в комплексе с текстами, такие реалии содержавшими. Церковь во имя св. царевича Димитрия на Поле (1800-1814), на месте прощания угличан в 1606 г. с мощами царевича при перенесении их в Москву. Фотография В. А. Бутуса. 1892 г. (ГНИБ) Церковь во имя св. царевича Димитрия на Поле (1800-1814), на месте прощания угличан в 1606 г. с мощами царевича при перенесении их в Москву. Фотография В. А. Бутуса. 1892 г. (ГНИБ)

http://pravenc.ru/text/178207.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Предстоятель Украинской Православной Церкви освятил престол Крестовоздвиженского кафедрального собора города Житомира 21.12.2014 19 декабря 2014 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский) освятил престол Крестовоздвиженского кафедрального собора города Житомира , а затем совершил Божественную литургию в соборе. Его Блаженству сослужили: митрополиты Овручский и Коростенский Виссарион, Белоцерковский и Богуславский Августин, Винницкий и Барский Симеон; архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Никодим; епископы Роменский и Бурынский Иосиф, Боярский Феодосий; духовенство Житомирской епархии . В тот же день митрополит Онуфрий посетил крупнейший православный собор города — Преображенский, где помолился перед чудотворным образом Божией Матери «Скоропослушница», поклонился другим святыням собора, а также осмотрел нижний храм в честь преподобной Анастасии Римляныни. После молитвы в Преображенском соборе Блаженнейший владыка посетил местный монастырь св. прмц. Анастасии Римляныни. Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил освящение часовни в честь Крещения Господня, отслужил заупокойную литию на могиле основательницы монастыря схимонахини Рафаилы (Чернецкой), поклонился святыням в монастырских храмах и обратился со словом к сестрам обители. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 22.12.2014 06:58:56

http://drevo-info.ru/news/18204.html

Предстоятель Украинской Православной Церкви освятил престол Крестовоздвиженского кафедрального собора города Житомира 21 декабря 2014 г. 13:04 19 декабря 2014 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий освятил престол Крестовоздвиженского кафедрального собора города Житомира, а затем совершил Божественную литургию в соборе. Его Блаженству сослужили: митрополиты Овручский и Коростенский Виссарион , Белоцерковский и Богуславский Августин , Винницкий и Барский Симеон ;  архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Никодим ; епископы Роменский и Бурынский Иосиф , Боярский Феодосий ; духовенство Житомирской епархии . После чтения Евангелия Блаженнейший владыка обратился к житомирской с проповедью о жизни и чудесах святителя Николая. По завершении Литургии Предстоятель Украинской Православной Церкви наградил управляющего Житомирской епархией архиепископа Никодима орденом святителя Николая Чудотворца. Также Блаженнейший владыка удостоил наград благотворителей и меценатов, которые потрудились в деле возрождения собора. В тот же день митрополит Онуфрий посетил крупнейший православный собор города — Преображенский, где помолился перед чудотворным образом Божией Матери «Скоропослушница», поклонился другим святыням собора, а также осмотрел нижний храм в честь преподобной Анастасии Римляныни. После молитвы в Преображенском соборе Блаженнейший владыка посетил местный монастырь св. прмц. Анастасии Римляныни. Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил освящение часовни в честь Крещения Господня, отслужил заупокойную литию на могиле основательницы монастыря схимонахини Рафаилы (Чернецкой), поклонился святыням в монастырских храмах и обратился со словом к сестрам обители. По материалам официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3884639.ht...

Скачать epub pdf Часть 1 19 января 1922 г. За всенощной в церкви быв. Крестовоздвиженского монастыря Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! После праздника Богоявления Господня Православная Церковь совершает празднование собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Ныне, в день молитвенной памяти о нём, вспоминаем великое пророческое его служение, дабы почерпнуть назидание для нашей современной жизни. «Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?» – вопрошал Христос учеников Своих и народ ( Мф.11:7 ). Трость колеблемая – это человек с «двоящимися мыслями». Неустойчивый в вере и в жизни, которого клонит ветер то туда, то сюда. Иоанн Креститель был крепок как скала. Пророческий дух его был непоколебимо твёрд. В дерзновенном служении своём он не знал колебаний. «Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских»( Мф.11:8 ). Он одежду имел из верблюжьего волоса и подпоясан был ремнём, питался акридами и диким мёдом. Суровый подвижник был пророк Иоанн. «Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка» ( Мф.11:9 ). Иоанн Креститель – величайший из пророков. Он был воплощением не мёртвого фарисейского, а живого Божественного духа Ветхого Завета. Законник. Постник. Блюститель древнего благочестия. С ним не могли не считаться законники и фарисеи. Его не могли не слушать, хотя слова его дышали гневом, были исполнены обличений. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»( Мф.3:1 ). «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния» ( Лк.3:7,8 ). «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф.3:10 ). Но, обличая, он призывал и к положительному, действительному возрождению жизни. «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. ...Никого не обижайте, не клевещите» ( Лк.3:11,14 ). Но главное дело, совершённое Иоанном Крестителем, было свидетельство о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Господь, конечно же, мог сразу исцелить этого слепого, без всякого раствора, без всяких дополнительных действий, как Он сразу, одним Своим словом или прикосновением исцелял тысячи людей. Но Ему было угодно совершить это исцеление в несколько этапов. Духовное прозрение слепорожденного тоже происходит в несколько этапов. Сначала, когда его спрашивают: " как открылись у тебя глаза? " (Ин. 9:10), он отвечает: " Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел " (Ин. 9:11). Потом исцеленного начинают допрашивать фарисеи: " Как может человек грешный творить такие чудеса? " (Ин. 9:16) На что тот отвечает: " Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу " (Ин. 9:25). Фарисеи спрашивают вновь: " Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? " (Ин. 9:17). Исцеленный же им говорит: " Это пророк " (Ин. 9:17). Но фарисеи не верят в то, что этот человек был слеп и прозрел, и допрашивают его родителей, а затем вторично призывают к себе исцеленного. После всего этого бывший слепой встречает Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском. И Господь задает ему главный, ключевой вопрос, от ответа на который зависит спасение этого человека: " Ты веруешь ли в Сына Божия? " (Ин. 9:36). Исцеленный не знает, о Ком идет речь и спрашивает: " А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? " (Ин. 9:36). На что Господь отвечает: " И видел ты Его, и Он говорит с тобою " (Ин. 9:37). И тогда этот человек с радостью восклицает: " Верую, Господи! " (Ин. 9:38), — и поклоняется Господу Иисусу Христу как Сыну Божьему. Все Евангелие от Иоанна наполнено рассказами о том, как люди приходили к вере во Христа. В течение всего пасхального периода мы слушаем чтение именно из этого Евангелия. Оно начинается со слов о том, что Иисус Христос — это Превечное Слово Божие, Которое всегда существовало у Отца. И в самом первом стихе Евангелия от Иоанна мы слышим: " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог " (Ин. 1:1).

http://patriarchia.ru/db/text/5447517.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010