Находя изложенные выше сведения достаточными, епископ Платон сносился с начальником Костромской губернии. Последний отношением от 24 августа уведомил, что со стороны гражданского начальства не только не встречается препятствий к осуществлению предположений о перемещении Крестовоздвиженского девичьего монастыря в упраздненный Богоявленский, но возобновление разрушающихся зданий бывшего сего монастыря послужит украшением для города и может вместе соответствовать лучшим видам городского благоустройства. Но главное затруднение к передаче обгоревшего Богоявленского монастыря Крестовоздвиженской девичьей обители представлялось в том, что местность этого монастыря предназначалась для духовной семинария. Между тем известный уже нам ход дела по постройке семинарии устранял это затруднение. Поэтому семинарское начальство, которому не раз было дано знать о необходимости приобретения другой для семинарии местности, уже не имело побуждений отстаивать в своем владении местность Богоявленского монастыря и теперь заявило, что с его стороны нет препятствий к переведению Крестовоздвиженской женской обители на место упраздненного мужского монастыря. Все эти сведения представлены были на усмотрение Св. Синода, причем преосвященный Платон написал в своем донесении следующее. «По сведениям и соображениям членов комиссии нахожу просьбу Костромского девичьего монастыря игуменьи Марии с сестрами о перемещении монастыря на местность занимаемую Богоявленским не только заслуживающею уважения, но полагаю, что усердие и желание сохранить древний памятник благочестия, уважаемый гражданами Костромы, без больших пожертвований от казны – составляет особенную заслугу со стороны игуменьи Марии. Граждане Костромы чрезвычайно дорожат всеми обгоревшими и разрушающимися зданиями упраздненного Богоявленского монастыря. Уже несколько лет прошло, как предписано сломать все здания его. Но при виде обнаружившегося в городе неудовольствия и соболезнования, когда были разбираемы некоторые обгоревшие здания, представляется необходимым откладывать сломку всех зданий до последней возможности. Хотя средства Крестовоздвиженского монастыря недостаточны для совершения предполагаемых построек на месте бывшего монастыря, но как начальству девичьего монастыря необходимо теперь же и на настоящем месте приступить к устройству и исправлению зданий монастырских на весьма значительную сумму, то гораздо выгоднее на ту же сумму устраивать новые здания на местности, занимаемой упраздненным Богоявленским монастырем, тем более, что монастырское начальство имеет в виду особых благотворителей, обещающих оказать пособие при восстановлении Богоявленского монастыря. К исполнению этого важного и трудного дела игуменью Марию нахожу весьма способною по ею неутомимой ревности и деятельности, по отличному образованию, по опытному знанию нужд и потребностей монастырских и по тому уважению, каким она пользуется в Костромской епархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

60 В писцовых кн. 139 и 140 (1631–32 г) написано приходских дворов при Крестов. ц.: 6 двор. дворянских, 2 дв. дьячных, двор сотников, дв. крестового дьяка, дв. подключников, 2 дв. подьячих, 3 дв. дворовых, итого 16 двор. Чт. Общ. л. Д Пр. 1882 г. Сент. стр. 207. В книге «Указ Москвы, показыв. имена влад. домов сей Столицы», М. 1793 г., в прих. Крестов. мон. показаны дворы: на Воздв. улице: Раевской П. М., вд. генер.; Талызина, П. Ф., ген.-поруч.; в Воздв переулке: Грачева Степана, моск. куп, Грушецкого В. В. ген.-поруч., Машковых девиц Натальи и Марьи Петровых дочерей .. 61 Напр., с разрешения м. Платона крестов. иеромонахи служили в домовой цер. генер. И. О. Брылкина. Арх. М. Д. Кон. по Крест. мон., д. 21; см. также д. 48, вяз. 2. 62 Когда монашествующие не пошли на общую трапезу и отправились по-прежнему на рынок за провизией, игумен распорядился со следующего дня запирать ворота и не выпускать никого из монастыря. Монахи все же раздобылись провизией, перелезая через ограду. Тогда игумен поставил у ворот и у ограды монастырских служителей, но монашествующие разогнали эту стражу и побывали на рынке. Началась долгая и упорная борьба со взаимными жалобами игумена и братии. У монахов удерживалось жалованье, она роптали на это, но в общебратскую трапезу не шли. Монастырские запасы, оставаясь долгое время в кладовых, портились и уничтожались. Общее недовольство братии выразилось в целом ряде неприятностей, нанесенных игумену. А. иеродиакон Иона осмелился кощунственно выразить порицание настоятелю во время совершения богослужения. Иона взят под караул и лишен сана, пострадали и другие монашествующие. Долго велась эта борьба, и хотя 14 сент. 1767 года общебратская трапеза была введена, но братия продолжала упорствовать. В 1770 году игумен пожаловался, что братия не хочет иметь общей трапезы, и консистория распорядилась не производить монашествующим жалованья, пока не согласятся на общую трапезу. Чем кончилась эта борьба – сказать не можем. 67 Список взят нами из книги П. Строева «Списки иерархов н настоятелей монастырей Рос. цер.» С.-ПБ. 1877. столб. 212, 213 и 214, Список Строева перепечатан г. Токмаковым в Чтен. в Общ. люб. Дух. Просв. 1882 г. Сент. стр. 204 – 206 с некоторыми дополнениями. Дополнения, сделанные г. Токмаковым и перепечатанные в первом издании этой книжки, – теперь опущены..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

В Москве пройдёт митинг за запрет абортов и ликвидацию абортария, находящегося в православном храме Москва, 23 июня 2011 г. 28 июня на Чистопрудном бульваре Москвы Международное движение против абортов «Воины Жизни» совместно с Межрегиональным движением «Семья. Любовь. Отечество» проведут митинг за делегализацию абортов в России. Участники призовут президента Медведева начать остановку массовых детоубийств с запрещения абортов в Клинической больнице Управления делами Президента РФ, где «прерывание беременности» — одна из «услуг» для пациентов. Также участники митинга намерены призвать Дмитрия Медведева лично вмешаться в ситуацию и остановить аборты в здании православного Крестовоздвиженского храма в Санкт-Петербурге, где располагается «Национальный медико-хирургический центр», и возродить святыню, вернув храм верующим. Недавно на кощунство — совершение абортов в здании православного храма — обратил внимание председатель фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе Сергей Миронов. Вопрос о возвращении храма православная общественность поставила более 10 лет назад, создав приход Крестовоздвиженского храма. Коллективное обращение к губернатору города Валентине Матвиенко и председателю Законодательного собрания Вадиму Тюльпанову было отправлено ещё в ноябре прошлого, но не смотря на положенный законом срок для ответа на обращения граждан в 1 месяц — ответа не последовало. Ввиду этого в апреле 2011 года Движение «Воины Жизни» провело митинг в непосредственной близости от правительства Петербурга, призывая Смольный ответить на обращения граждан и решить проблему. Но так как реакции до сих пор не было, следующая акция будет обращена уже к президенту страны. Организаторы планировали провести её на Старой площади у входа в Администрацию Президента РФ, однако в префектуре Центрального округа столицы перенесли место проведения на Чистопрудный бульвар. На акции будут собираться подписи под обращением к Дмитрию Медведеву, в котором главу государства призовут остановить кощунство в Крестовоздвиженском храме Петербурга и признать право на жизнь человека с момента зачатия, остановив тем самым массовые многомиллионные детоубийства. В качестве первого и самого простого шага Медведеву предложат запретить аборты в клинике президентской Администрации.

http://pravoslavie.ru/47206.html

Александро-Невская Лавра Подлинник. Сим свидетельствую, что иеромонах Вениамин, в течение 6-летнего пребывания нашей Духовной Миссии в Иерусалиме, с 1848-го по 1854 год, был духовником оной и многих русских поклонников, которых поручал ему исповедовать наместник Иерусалимского Патриарха митрополит Петро-Аравийский Мелетий. РГИА, ф. 797, оп. 24, отд. 2, ст. 2, д. 34, л. 12. 397. Второе свидетельство архимандрита Порфирия, выданное иеромонаху Вениамину для представления в Св. Синод С.-Петербург, 3 ноября 1854 г. Александро-Невская Лавра Подлинник Долгом почитаю сообщить, кому следует, что русский иеромонах Вениамин, пребывавший в Иерусалиме, вел образ жизни, совершенно соответственный его сану, и пользовался общим уважением как тамошнего духовенства и жителей, так и русских поклонников. РГИА, ф. 797, оп. 24, отд. 2, ст. 2, д. 34, л. 13. 398. Записка Е.Л. Ширман 706 для иеромонаха Вениамина С.-Петербург, 4 ноября 1854 г. Копия В доме генерала Александрова спросить иеромонаха Вениамина Иерусалимского; если он здесь, то попросить его пожаловать по одному крайне нужному делу к генеральше Ширман, живущей на Литейной ул , против Артиллерийских казарм, в доме Вернера. Елизавета Леонтьевна Ширман. Прим. о. Вениамина. Означенная записка наделала большую тревогу в Петербурге. По ее требованию прислана была за мною карета от министра двора Адлерберга 707 , в которой я всю ночь ездил к генеральше Ширман. Она объяснила мне желание Ее Высочества Елены Павловны, что она назначает меня духовником Крестовоздвиженских сестер в Севастополь во время войны, и я немедленно должен был, по ее требованию, ночью, в 12 часов, лично представиться Ее Высочеству и принять на себя назначение духовника Крестовоздвиженской общины. Письма [разных лиц] к игумену Вениамину. С. 2. 399. Из письма Е.Л. Ширман к иеромонаху Вениамину (печ. с сокращениями) С.-Петербург 18 января 1855 г. Копия Многоуважаемый о. Вениамин! Вслед одно за другим получила я Ваши два письма из Симферополя, от 11 и 29 декабря. Как жаль, что числа не выставлены были, вместе я их получила; но благодарю за память и уведомление о Вас и Крестовоздвиженских сестрах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Жительство имею на Большой Морской улице, в доме г-на Александрова. Архив РДМ, п. 69, д. 1450. 1 л. 406. Письмо иеромонаха Вениамина к великой княгине Елене Павловне С.-Петербург 7 августа 1856 г. Копия Ваше Императ Высочество, всемилостивейшая государыня. Под высоким покровительством Вашего Императорского Высочества, удостоясь принести посильные труды мои на поле брани в Крыму, имею счастие всепреданнейше представить В Высоч прошение мое к господину министру иностранных дел об определении меня штатным иеромонахом при Духовной Миссии в Иерусалиме и ожидать от Ваших августейших щедрот на сие соизволения. Вашего Имп Высочества, всемилостивейшая государыня, всепреданнейший слуга И.В. Архив РДМ, п. 68, д. 1450. 1 л. 407. Отношение министра двора графа В.Ф. Адлерберга к обер-прокурору Св. Синода графу А.П. Толстому С.-Петербург 3 сентября 1856 г. Копия Государь император в награду трудов и усердия, оказанных состоящим в Крестовоздвиженской общине сестер милосердия иеромонахом Вениамином в напутствовании умирающих и в попечении о раненых во время сражений под Севастополем, Всемилостивейше соизволил пожаловать ему наперсный крест на Георгиевской ленте. Имея честь сообщить Вашему Превосходительству о сей монаршей милости для зависящего от Вас, милостивый государь, распоряжения, покорнейше прошу препровождаемые при сем два свидетельства, по миновании надобности, мне возвратить. Архив РДМ, п. 69, д. 1450. 1 л. – Приложение на 1 л. 408. Выписка из определения Св. Синода С.-Петербург 29 апреля 1857 г. Подлинник Приказали: Предоставить господину обер-прокурору графу Толстому отвечать кому следует 718 , что за сделанными Святейшим Синодом распоряжениями о том, чтобы в Иерусалимскую нашу Миссию избраны были члены из лиц, получивших высшее духовное образование, по важности возлагаемых на них особых поручений, не представляется возможным причислить иеромонаха Вениамина к той Миссии 719 . РГИА, ф. 796, оп. 135, д. 1792, л. 18. 409. Из письма Е.Л. Ширман к иеромонаху Вениамину Ревель 10 июля 1858 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Он считал, что этически немощных, если они сами не додумались до правды братской жизни, необходимо уговорить, усовестить, но тех, кто будет «упорно самодоволен в своей нечестности», нужно удалять из братства. Грех гордыни Н.Н. Неплюев считал главным врагом церковной братской жизни. Как Бог не понижает требований, так и члены братства не могут себе позволить вступать на путь «покладистой политики» и снижать нравственный уровень жизни братства для «грубых корыстных себялюбцев». Как ни жаль было терять некоторых членов братства или потенциальных его членов, но Неплюев был тверд в соблюдении духовно-этических границ братской жизни, старался не оставлять в братстве места для «своеволия индивидуализма» [ Неплюев. Т. 3. 159 ]. 4. Связи христианской любви и соответствующие отношения братчиков имели своей целью сделать братство пространством мира, а не борьбы или конкуренции, характерных для внешнего мира. Поэтому в братстве было особое отношение к труду и распределению доходов . В связи с темой пастырства важно отметить принципиальную позицию Неплюева в признании равным любого труда, полезного братству. Несмотря на некоторые попытки членов братства обособить труд и соответствующие доходы братских семей, Неплюев был принципиальным противником такого обособления. В братстве равно ценился труд и учителей, и прачек, доходы распределялись поровну. Этот принцип, трудно воспринимаемый с точки зрения светской экономики, Неплюев обосновывал принципом братолюбия и твердо стоял на этом. Он не допускал, чтобы братство превратилось в поле конкуренции и социального неравенства. В то же время Неплюев предупреждал и от другой опасности – лени, благодушия «на лоне братства». Труд каждого должен быть интенсивным в заботе об общем благе всех в братстве. Во внутреннем укладе Крестовоздвиженского братства можно усмотреть некоторые черты первохристианского коммунизма, насколько мы можем судить о нем по дошедшим до нас источникам (см.: Деян. 1, 2 и др.) . 5. Нельзя обойти вниманием и отношение Н.Н. Неплюева к старшинству, точнее то, каким видел основатель трудового братства отношение к старшим в нем, какое отношение он считал соответствующим евангельской норме .

http://bogoslov.ru/article/6177593

ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Нестора (Болкова) наместником Преображенского мужского монастыря города Каменец-Уральский Свердловской области. СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия о назначении иеромонаха Флавиана (Матвеева) наместником Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Флавиана (Матвеева) наместником Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга. СЛУШАЛИ: 7. Прошение Преосвященного митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора о назначении иеромонаха Феогноста (Драгана) наместником мужского монастыря «Крестовая Пустынь» в поселке Н.Солох-Аул Сочинского района Краснодарского края. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Феогноста (Драгана) наместником мужского монастыря «Крестовая Пустынь» в поселке Н.Солох-Аул Сочинского района Краснодарского края. СЛУШАЛИ: 8. Прошение Преосвященного митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора об освобождении монахини Севастианы (Лебедевой) от обязанностей настоятельницы Марие-Магдалинского женского монастыря в станице Роговской Тимашевского района Краснодарского края и о назначении на эту должность монахини Тавифы (Зоро). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить монахиню Севастиану (Лебедеву) от обязанностей настоятельницы Марие-Магдалинского женского монастыря в станице Роговской Тимашевского района Краснодарского края по состоянию здоровья. 2. Назначить монахиню Тавифу (Зоро) настоятельницей Марие-Магдалинского женского монастыря в станице Роговской Тимашевского района Краснодарского края с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 9. Прошение Преосвященного архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия об освобождении архимандрита Даниила (Могутнова) от обязанностей наместника Кизического мужского монастыря города Казани и о назначении игумена Силуана (Хохиашвили) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить архимандрита Даниила (Могутнова) от обязанностей наместника Кизического мужского монастыря города Казани.

http://pravoslavie.ru/13326.html

Гуслицами называется собственно Ильинский погост, стояний на речке Гуслянке, в 12 верстах, к скверу, от г. Егорьевска (рязан. губ) и в 55 от уездного города Богородска (москов. губ.). Так как Гуслицкий погост составлял прежде, да и доселе составляет, наиболее видный промышленный центр в этой промышленной местности московской губернии, то название Гуслиц сделалось нарицательным для целого округа пространством в 20 слишком квадратных верст, с населением до 20 тысяч мужеского пола. Половину этого населения составляют раскольники. Главное средоточие гуслицкого раскола составляют приходы Крестовоздвиженский и Запонорский, – здесь раскольники составляют почти сплошное население 12 , тогда как прочие гуслицкие приходы, в том числе и Ильинский, состоят наполовину из православных и наполовину из раскольников. Эти два прихода, Крестовоздвиженский и Запонорский, носят еще не менее известное здесь, как и Гуслицы, название «3ахода». Раскольники-гусляки, особенно заходцы, народ сметливый, хитрый, но вместе грубый и дерзкий, без всяких нравственных правил. Лет двадцать тому назад «Заход» был положительно разбойничьей стороной. Гуслицы – край фабричный и промышленный, – здесь много фабрик и значительных фабрикантов, во главе которых стоят богачи Морозовы, сыновья и внуки Саввы Морозова, – поповцы и беспоповцы (от Елисея Саввича): народ или работает на фабриках, или дома занимается фабричной промышленностью, также разными ремеслами, – даже попы раскольнические и учители имеют небольшие фабрики, как например поп Семен Епифанов (теперь уже покойный), или доселе здравствующий беспоповский лжеучитель Ив Зыков. Но существуют здесь промыслы и иного рода. Очень многие заходцы, с фальшивыми паспортами и книжками, расходятся по разным местам, иногда очень далеко, собирать подаяния на монастыри, несуществующие кельи, на погорелое, на бедность, на спрот, на рекрутов, бедных невест и т. п. Это бродяжничество с фальшивыми паспортами здесь очень распространенный промысел, и для иных очень выгодный. Ловкие гусляки возвращаются из бродяжничества иногда с хорошими деньгами, которые, однако, очень скоро и проматывают. Гуслицы знамениты еще конокрадами и фальшивыми монетчиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Родные лица, по которым он истосковался смертельно, живо возникли перед ним. Кивком головы он подал знак, чтобы Тягунова поднялась немного вверх по улице, к месту, где ее переходили по выступающим из грязи камням, сам достиг этого места, переправился к Тягуновой и поздоровался с ней. Она ему много рассказала. Напомнив ему о незаконно забранном в партию трудобязанных красивом неиспорченном мальчике Васе, ехавшем вместе с ними в одной теплушке, Тягунова описала доктору свою жизнь в деревне Веретенниках у Васиной мамы. Ей было у них очень хорошо. Но деревня колола ей глаза тем, что она в веретенниковском обществе чужая, пришлая. Ее попрекали сочиненной ее якобы близостью с Васею. Пришлось ей уехать, чтобы окончательно ее не заклевали. Она поселилась в городе Крестовоздвиженске у сестры Ольги Галузиной. Слухи о виденном будто в Пажинске Притульеве ее сюда сманили. Сведения оказались ложными, а она тут застряла на жительство, получив работу. Тем временем случились несчастия с людьми, милыми ее сердцу. Из Веретенников дошли известия, что деревня подверглась военной экзекуции за неповиновение закону о продразверстке. Видимо, дом Брыкиных сгорел и кто-то из Васиной семьи погиб. В Крестовоздвиженске у Галузиных отняли дом и имущество. Зятя посадили в тюрьму или расстреляли. Племянник пропал без вести. Первое время разорения сестра Ольга бедствовала и голодала, а теперь прислуживает за харчи крестьянской родне в Звонарской слободе. По случайности Тягунова работала судомойкой в пажинской аптеке, имущество которой предстояло реквизировать доктору. Всем кормившимся при аптеке, в том числе Тягуновой, реквизиция приносила разорение. Но не во власти доктора было отменить ее. Тягунова присутствовала при операции передачи товара. Телегу Юрия Андреевича подали на задний двор аптеки к дверям склада. Из помещения выносили тюки, оплетенные ивовыми прутьями бутыли и ящики. Вместе с людьми на погрузку грустно смотрела из стойла тощая и запаршивевшая кляча аптекаря. Дождливый день клонился к вечеру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Речь новым сестрам Крестовоздвиженской общины попечения о раненых воинах, сказанная в Одесском кафедральном соборе 14 августа 1855 г. Итак, вняв гласу Евангелия и собственного сердца, вы, оставив все, решились идти на сердобольное служение страждущим от ран и недугов воинам нашим?.. Знаете ли, что вы поступили в сем случае подобно тому, как сделали некогда Апостолы Христовы, когда, оставив все, последовали за своим Учителем и Господом? Да будет ведомо вам, возлюбленные, и то, что дражайший Спаситель наш, во имя Которого вы принесли такую жертву, не останется у вас в долгу и никому не даст победить Себя любовью!.. Вы будете ради Его служить подобным себе людям, а Он, Премилосердый, вменит все это в заслугу Себе Самому и на Страшном Суде в слух всего мира возгласит и к вам: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие», яко «болен бех и посетисте Мене» ( Мф. 25:34, 36 ), – и не только «посетисте», но и «послужихом Мене». Как не возрадоваться такому быстрому полету духовному на высоту любви и самоотвержения? Ах, многие текут и труждаются всю жизнь и не могут достигнуть этой святой высоты! Начало благословенное! Да будет же таково и продолжение! Да будет таков же и конец! Ибо если благое начало, как говорится, есть уже половина дела, то венцом для него может служить только один конец благой... «И мы сделаем его таким», – подумает какая-либо из вас при настоящей благочестивой ревности вашей о пособии страждущим защитникам Отечества. – О, блюдитесь, возлюбленные, подобных мыслей и превозношения, могущих испортить все дело! Ибо ничто так не противно Господу и не удаляет так Его всесозидающей благодати от нас, как наша самонадеянность; а без Его благодатного содействия что значат все наши усилия и весь наш труд? Мудрствуйте паче так, как мудрствовал апостол Павел, и скажите сами в себе, что мы не преминем усердно трудиться во имя Господне для болящих братий наших, что, служа им телесне, не оставим служить и духовне, что мы вообще постараемся на избранном болезнью и приготовленном скорбями поле сердец сеять добро обеими руками, и готовы поливать высеваемое нашими молитвами и, если то нужно, нашими слезами; но возрастить посеянное и политое и довести его до плода духовного и зрелости благодатной, – это дело не нашей слабости и ограниченности, а Его всемогущества и благости...

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010