Из Евангелия мы узнаём о том, как люди один за другим приходят к Иисусу, как Он разговаривает с ними, как Он совершает чудеса и как они приходят к вере в Него как Воплощенного Сына Божия. В Евангелии от Иоанна мы читаем о беседе Господа Иисуса Христа с Никодимом, о Его беседе с самарянкой. Мы читаем о том, как Он исцеляет расслабленного, слепого. И всякий раз евангелист тем или иным способом напоминает нам, что Господь Иисус Христос — не просто человек, но Воплотившийся Бог. Один из последних рассказов в Евангелии от Иоанна — о том, как апостол по имени Фома не видел воскресшего Господа вместе с другими учениками и поэтому усомнился, когда услышал весть о том, что Иисус жив. Но Господь явился ему и показал Свои руки и ноги. И что же сказал этот человек, которого мы часто называем Фомой неверующим? Он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20. 28), и поклонился Иисусу Христу как Господу и Богу. И это был самый первый и самый короткий Символ веры, который был произнесен устами одного из учеников Спасителя. " Господь мой и Бог мой " (Ин. 20. 28) — вся суть христианства заключается в этих словах, обращенных к Господу Иисусу Христу. Если мы веруем в Иисуса Христа как Господа и Бога, это значит, что все Евангелие и каждый евангельский рассказ для нас имеет смысл, ибо речь в Евангелии идет не о каком-то человеке по имени Иисус и не о каком-то пророке, каких было много в истории израильского народа и в истории других народов — речь идет о Боге, Который стал человеком, пришел в этот мир и жил среди нас. И Он продолжает жить среди нас, с нами и в нас, ибо когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, Господь Иисус Христос не только присутствует среди нас, но и входит внутрь нашего человеческого естества. И мы имеем Бога внутри себя, Он в нас живет и изнутри нас преображает. В этом главное отличие христианства от других религий. Каждая религия обещает человеку счастье и блаженство. Многие религии учат людей молиться, творить добрые дела, соблюдать посты, но нет никакой иной религии, кроме христианства, которая дает возможность человеку соединиться с Богом духовно и телесно. И когда человек осознаёт, что Иисус Христос не просто пророк, а что Он — Бог Воплотившийся, Бог, с Которым можно общаться, Которого можно принимать внутрь себя — это и есть самое большое духовное прозрение, которое когда-либо может с ним произойти.

http://patriarchia.ru/db/text/5447517.ht...

Господь никого не заставляет, это противно Божию замыслу, потому что насильно заставить человека любить нельзя, а Богу нужна только любовь. Ну вот можно всех заставить в церковь прийти. Что тут сложного? Ничего сложного нет. Будет сейчас война, голод, начнут люди умирать от эпидемий – ну и что? битком все набьется, все храмы наполнятся людьми. Но это же все равно из-под палки. Как часто бывает: умер кто-то в семье, и родственники приехали со всех концов страны, кто из Сибири, кто из Средней Азии; все собрались поминать, плакать: да на кого ты меня оставил? То есть горе случилось, оно в церковь и привело. Что они, к Богу, что ли, пришли? Да нет, им покойник нужен, собрались из-за покойника и опять разъехались. Значит, может человек в церковь прийти хоть раз в году, на похороны или на свадьбу, даже если живет в таком месте, где церкви нет. Вот и получается: покойник или свадьба дороже, а Сам Бог не нужен, настоящего желания нету. Дальше апостол пишет: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога». То есть если ты, живя на земле, Царствие Божие не увидел, то ты его не увидишь никогда, потому что «Царствие Божие внутрь вас есть», – сказал Господь. Поэтому, живя на земле, мы себе обитель приуготовляем там, в жизни будущего века. Собственно, все от нас зависит, поэтому нам надо всех сопротивников, все, что мешает видеть Пресвятую Троицу, возненавидеть, как врага. А если в нас этого нет, нет этой веры, нету этого желания, то мы останемся ни с чем: зря в церковь ходим, зря молимся, зря причащаемся, зря Евангелие читаем, зря икон в доме понавесили – ничего нам это не даст, ничегошеньки, до тех пор пока мы не будем употреблять усилия, чтобы внити в Царствие Божие, пока у нас не будет истинной веры. Венчание в Крестовоздвиженском храме

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

И грешный мытарь пошёл в дом свой более оправданным, чем гордившийся своей праведностью фарисей. Там стояла гордость – здесь было смирение. Как же предостеречь себя от этой страшной опасности, от этого укуса змеи? Надо проникнуться сознанием, что всё, что есть в нас хорошего, не принадлежит нам. Кругом зла так много! В душе столько страстей, что своими силами не мог бы спастись человек. Нил Синайский говорит: «Как ставший на паутину проваливается и уносится вниз, так падает и полагающийся на собственные свои силы». И если достигли мы хотя бы ничтожных успехов в жизни духовной, это дала нам Божественная благодать. Чем же гордишься ты? Разве не безумие гордиться себе не принадлежащим? Если у тебя есть таланты, не ими ли ты будешь гордиться? Ведь Господь дал их тебе, чтобы ты их преумножил и дал отчёт Богу. Они не принадлежат тебе. Они Божии. Разве не безумие гордиться тем, что тебе не принадлежит? Мы нищие духом! Ничего у нас нет! Нечем нам гордиться. Нечем превозноситься. Разве немощью своею. Будем же, как грешный мытарь, взывать к Богу: «Боже, милостив буди мне грешному!» Аминь. 12 февраля 1925 г. В Крестовоздвиженской церкви за всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Боже, милостив буди мне грешному!» «Буди милостив!» Но надежда на милость Божию должна иметь своё оправдание. Оправдание в покаянии, подтверждённом переменою жизни. Какой же всеобщий грех требует нашего покаяния? Обмирщение Церкви и жизни. «Не можете служить Богу и маммоне»( Мф.6:24 ),– сказал Господь. «Они не от мира, как и Я не от мира»( Ин.17:16 ), – сказал Он о Своих учениках. «Не любите мира, ни того, что в мире»( 1Ин.2:15 ). «Весь мир лежит во зле»( 1Ин.5:19 ), – говорит апостол Иоанн. Этот мир, который противолежит Церкви, яростно стремится к обмирщению её. Дабы оградить Церковь Христову от обмирщения, соборный разум её, водимый Духом Святым, создал свои церковные законы, свои каноны, устав, по которому должна течь церковная жизнь. Соблюдали ли мы эти законы, как должно? Не нарушали ли мы их по незнанию и по небрежению?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Мы, верующие, «прах попираемый», мы безумцы для мудрых мира. Нам сказано, что широк путь к погибели и многие идут им, а узкий путь ко спасению избирают немногие. Церковь даёт примеры, как отражать эти искушения. Святой Григорий Богослов говорит: «Скорее реки потекут вверх и огнь примет направление, противоположное обычному своему стремлению, нежели я изменю чему-либо в моём спасении». А Максим Исповедник , когда его заставляли причаститься с отступившим от православной веры патриархом, воскликнул: «Если и вся вселенная начнёт причащаться с патриархом – я не причащусь с ним». И всё же мысль, что другие думают иначе, что «все» уходят от Церкви – соблазняет и отравляет души. Христос обращается не к массам, а к отдельной человеческой душе. Он говорит: – Ты Иоанн, ты Мария, ты Пётр. Выбирайте путь свой, не оглядываясь на соседей, а вопрошая свою совесть. Пусть они идут своею дорогой. Мы пойдём своей – на вечерю Христову. Дабы соделаться нам, как говорит апостол Пётр, «причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» ( 2Пет.1:4 ). Аминь. 8 января 1925 г. В Крестовоздвиженской церкви за всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь»( Лк.2:10,11 ). А многочисленное воинство небесное славило Бога: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк.2:14 ). Но где же слава – когда поругание? Когда надели венец терновый и били по лицу, и спрашивали, издеваясь: «Скажи, кто ударил Тебя?» Но где же мир – когда ненависть и крики: распни, распни Его! Где благоволение в людях – когда Голгофа? И вопрошают люди мирские: где обетованная радость, когда вся жизнь – беспрерывный ряд скорбей? Думали ли вы когда-нибудь, что должен испытывать человек, приговорённый к смерти? И вот, после долгих и страшных ожиданий распахнулась бы дверь, и некто сказал бы: «Ты, свободен».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Мы будем молиться за Святейшего Патриарха, о упокоении души его «в месте светле, месте злачне, месте покойне». Но в то же время мы будем чувствовать, что и там, у престола Всевышнего, всё так же соблюдает он Российскую Православную Церковь . Ради его предстательства пощадит Господь Церковь Свою. Лишь бы мы-то остались верными православию. Какие бы соблазны, какие бы потрясения нас ни ожидали, были бы мы тверды, была бы тверда наша преданность Христу. Лишь бы мы сохранили свою веру и своё единство с истинною Святою Соборною Апостольскою Церковью. Аминь. 14 мая 1925 г. В Крестовоздвиженской церкви за всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В эту неделю вы слышали евангельское чтение о расслабленном. О том, как Господь наш Иисус Христос пришёл в Иерусалим после праздника иудейского и увидел расслабленного около купальни, называвшейся Вифезда – дом милосердия. Было там пять крытых ходов, и в них лежало множество больных, хромых, иссохших, слепых, ожидающих движения воды. Был тут расслабленный, находившийся в болезни 38 лет. Он не мог получить исцеления, потому что когда Ангел возмущал воду, кто-нибудь раньше успевал опуститься в воду. И спросил его Христос: «Хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл» ( Ин.5:6–9 ). Святое Евангелие учит нас не только словами поучения, не только притчами и заповедями. Оно учит и событиями земной жизни Спасителя. Исцеление расслабленного также многому научает нас. Разве Церковь Христова не дом милосердия? И разве мы не слепые, хромые, иссохшие, расслабленные? Мы воистину слепые, и потому немощна вера наша. Не видим мы Господа. Потемнели духовные очи наши. Воистину хромые – и потому не идём правым путём, а сбиваемся то в одну, то в другую сторону. Мы иссохшие – нет у нас радости о Христе. Иссушили мы душу свою житейскими заботами.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Св. Иоанн Златоуст угрожающим смертию отвечал словами апостола Павла: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп.1:21 ). Угрожающим изгнанием говорил словами Псалмопевца: «Господня земля и что наполняет её» – т. е. всюду земля Господня ( Пс.23:1 ). А угрозы отнять имущество отражал словами апостола: «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» ( 1Тим.6:7 ). Вот при такой настроенности какая житейская неудача в силах повергнуть человека в скорбь? Что может устрашить его, когда не страшна ему ни смерть, ни изгнание, ни потеря всего материального благополучия? Но как приобрести такую настроенность? Ответ на этот вопрос лежит не в одном каком-либо указании Церкви, не в том, чтобы прослушать одну проповедь , придти к одной церковной службе, исполнить какое-либо одно церковное правило, а в совокупности всего, что указывает нам Церковь как условие возрастания в нас духовной жизни. И я, всходя на эту кафедру не для одной случайной проповеди, а для постоянного назидания вас и проповеди слова Божия, имею ту же общую цель для всей проповеди своей во всём её объёме. Дабы вы научились жить не для временного, преходящего – а для достижения вечного Царствия Божия. Аминь. 5 февраля 1925 г. В Крестовоздвиженской церкви за всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Вспомните евангельское повествование о Закхее. Спаситель проходил через Иерихон. Некто Закхей, начальник мытарей, хотел видеть Его, но не мог за народом, потому что мал был ростом. Забежал вперёд. Влез на смоковницу. Когда Господь пришёл на это место, взглянув, увидел его и сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме»( Лк.19:5 ). Закхей сошёл. С радостью принял Его... А кругом осуждали. А кругом роптали. Осуждали за то, что взошёл Господь в дом грешного человека. Закхей сказал Господу: «Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему.. Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее». ( Лк.19:8–10 )

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Не этот ли взаимный суд – главное препятствие в деле нашего спасения? Могли ли бы получить исцеление окружившие Христа люди, если бы они вместо мольбы о том, чтобы Он их пожалел, их простил, стали бы глумиться, судить и смеяться друг над другом? Все мы больные. Все мы несчастные. У каждого свой грех . Но у каждого один Спаситель – Христос. Слепые, прокажённые, расслабленные! Подойдёмте же, как братья, любя и жалея друг друга, ко Кресту Господню, припадём к Нему с верою и слезами, да простит и спасёт нас Господь и да исцелит душевные и телесные тяжкие недуги наши. Аминь. 6 июля 1922 г. За всенощной в Крестовоздвиженской церкви Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Ангел Господень возвестил Захарии, что от него родится великий пророк: «Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их.» ( Лк.1:15–16 ). И пророчество сбылось, родился Иоанн Предтеча. Возрастал, укреплялся духом. И вот зазвучал пророческий голос его в пустыне Иудейской. Поражённый новизною слов его, народ встрепенулся. Жители Иерусалима, окрестностей его и всей Иудеи стекались к нему на берега Иордана. Новый пророк самой внешностью своей производил впечатление необычайное. Это был суровый аскет, одетый в грубую одежду из верблюжьего волоса, препоясанный кожаным поясом, изнуривший тело своё строжайшим постом... В чём было главное значение его проповеди ? Он обличал фарисейство. Фарисейство не как лицемерие только, но и как целое мировоззрение, как систему, как особый вид современного благочестия. В основе этой системы лежала мысль, что сила религии – во внешнем законодательстве. В результате – полное торжество мёртвой буквы над живым духом и ужасающее нравственное падение. И он призывал фарисеев к покаянию. Это он им говорил, что они – «порождения ехиднины» и что они напрасно думают бежать «от будущего гнева» . Это он им говорил, что они – сухостой, бесплодные деревья и что при корне их лежит секира, ибо «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» , это он их призывал сотворить «достойный плод покаяния» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Ныне Иерусалим – святыня трех религий, чтущих Бога Авраама. Но Бог Авраама ведет всех его потомков, все народы к вратам Небесного Иерусалима, где будет Единый Небесный Архиерей вовек по чину Мелхиседека ( Рим.7:17 )- Иисус Христос . Мы исходим из часовни Адама. Перед нами под стеклом большой камень. На нем кирпичного цвета запекшаяся кровь Спасителя. Кровь, омывающая и очищающая всех нас. Только что приобщившись ее от Святой Чаши, мы видим ее отпечатанною на камне. Идем дальше. Вот придел Лонгина Сотника. Здесь стоял руководитель воинов, прибивших гвоздями Христа к древу Крестному, когда Он висел на нём, умирая за Своих распинателей. Здесь Лонгин прославил Бога и сказал: Истинно человек этот был Праведник, воистину Он был Сын Божий ( Лк. 23: 47 ; Мф. 27:54 ). А вот Темница Господня. Здесь по взятии в Гефсиманском саду Иисус Христос провел несколько часов в узах. Темница – это углубление в скале с каменной скамьей, в которую через два отверстия продевались ноги и снизу сковывались цепью. На этой скамье сидел Спаситель. Руки Его были заключены в оковы. Эту каменную скамью Святого Узника с двумя отверстиями мы видели. Он стал Узником, чтобы проповедовать пленным освобождение... и отпустить измученных на свободу ( Лк. 4:18 ). И для того еще, чтобы Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет... и заключил его ( Откр. 20: 2–3 ). Далее проходим Столп бичевания. К этой колонне был привязан Спаситель, когда претерпевал насмешки и подвергался бичеванию. Многие паломники, прикладываясь к Столпу, отчетливо слышат удары бичей. Слышал их и наш паломник из Красноярска до тех пор, пока не прошла вся наша группа. Мы подходим к месту обретения Креста Господня святой царицей Еленой в 326 году. Вот сюда Крест Христов и кресты разбойников были сброшены с холма и со временем засыпаны. Сверху мы видим окно, там стояла царица Елена, наблюдая за раскопками. Оттуда она бросала деньги, ободряя копающих. Мы стоим и поем тропарь праздника Воздвижения и «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...». На лице отца Андрея радость и умиление. Ведь он – настоятель Крестовоздвиженского прихода и строит храм в честь Воздвижения Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Поэтому и рост благодати в сердце человека бесконечен. Как бы ни был облагодатствован человек, он может быть еще более благодатен. Как бы человек ни был свят, он может быть еще более свят. Но тот, кто хочет приобрести дар от Бога, должен войти в Церковь - не только ногами войти, а всем своим существом принадлежать Церкви. И здесь, приступая к таинствам, изучая слово Божие и воплощая слово Его в своей жизни, предстоя Господу в молитве, вкушать благодать, чтобы воочию увидеть, " яко благ Господь " . Крестовоздвиженский храм, 22 сентября 1984 года, вечер Воскресное всенощное бдение Поздравляю всех с Воскресением Христовым! Это главный церковный праздник. А еще каждые семь дней мы празднуем эту малую Пасху, потому что Христос воскресший есть наша Пасха, наш переход в новую жизнь. Накануне вечером читается Евангелие, которое рассказывает о воскресении. В сегодняшнем Евангелии от Марка говорится о том, что, " воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его,- не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили " . Почему так произошло? Ведь Господь, когда ходил с учениками по Иудее, говорил, что Он для того и пришел, чтобы пострадать и воскреснуть в третий день. И вот Его распяли и к ученикам, которые собрались вместе и плакали и рыдали о своем Учителе, пришли люди и сказали, что Он воскрес,- причем не какие-то люди посторонние, а их же собратья, ученики,- а они не поверили. Конечно, Петр, Фома Близнец и апостол Иуда (не Искариот, а другой Иуда) знали Марию Магдалину и знали, как она любит Христа, но в то же время не поверили ей. И когда Лука и Клеопа шли в Эммаус, встретили Господа, узнали Его в преломлении хлеба и тоже возвестили ученикам - они и тогда не поверили.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2209...

Цель существования христианства, Церкви и нас с вами - это разрушение средостения между нами и Богом, полное общение с Ним. Надо постоянно учиться, постоянно стремиться к тому, чтобы эта стена между нами и Богом рухнула, в противном случае мы ничего не найдем, наша жизнь пройдет впустую, бесплодно, и, когда мы умрем и перейдем в тот мир, в духовный, мы к нему будем совершенно не готовы; мы потерпим полный крах, потому что в этой жизни мы прекрасно приспособились: знаем, где что купить, где что почитать, к кому можно за чем обратиться. А к той жизни мы никак не готовы, потому что мы туда как бы и не стремимся. А надо все усилия души употребить именно на это. Будем же по милости Божией стараться пользоваться этой прекрасной возможностью - что мы можем храм посетить, где служба идет, и можем в ту или иную меру к ней приобщиться; что мы можем общаться с Богом в таинствах, в Священном Писании и молитве - которую у нас никто никогда не отнимет; только мы сами себе мешаем и обкрадываем себя. Поэтому нужно учиться в храме молиться, а то, чему мы научились, стараться в нашу жизнь вносить, чтобы она наполнялась благодатью Духа Святаго. Аминь. Крестовоздвиженский храм, 9 мая 1987 года, вечер Неделя 4-я по Пятидесятнице " Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник (военачальник, у которого в распоряжении сто воинов) и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его " . А сотник отвечает: " Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой... Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры... И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час " . Вот как бывает! Сотник только попросил - и тут же слуга выздоровел, хотя он болел тяжело, лежал в расслаблении, не мог даже встать. А мы часто молимся о болящих очень долго, и ничего не получается. Господь нам дает образ, пример сотника; если мы будем ему подражать, то и наша молитва будет так же действенна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2209...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010