Кострома. Собор Богоявления Господня в Кремле (новый). Собор. Действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:Между 2015 и 2023. Архитектор:А.М. Денисов Адрес: Россия, Костромская область, г. Кострома, ул. Чайковского, д. 10 Координаты: 57.763552, 40.928178 Изменить описание Построен на фундаментах утраченного собора Богоявления Господня (1776-1791) и воспроизводит его первоначальный облик до реконструкции 1860-х годов Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 13 августа 2019 года на купол Богоявленского собора Кремля с помощью крана подняли и установили крест. Работы по воссозданию Богоявленского собора идут полным ходом. В 2019 году строители проведут монтаж кровли, архитектурное декорирование, внутреннюю и внешнюю отделку сооружения. Параллельно ведется подготовка к восстановлению второго утраченного кремлевского храма - Успенского собора. Восстановить его планируется к 2024 году. Костромской кремль являлся памятником костромского церковного зодчества XVIII — XIX веков и местом пребывания главных костромских святынь, был уничтожен в 1934 году. С 2015 года храмовый комплекс восстанавливается. Работы выполняются на средства благотворителя Виктора Тырышкина в рамках соглашения, заключенного между администрацией Костромской области, Костромской Епархией и ООО «Корпорация «ВИТ». Полностью восстановить кремлевский комплекс планируется к концу 2020 года. http://www.kreml-kostroma.ru/ Восстановление Успенского кафедрального собора в Костроме - проект не совсем обычный, и не только потому, что речь идёт о точном воссоздании храма, взорванного в 1934 году. В течение нескольких ближайших лет предполагается возродить не один, а два стоявших рядом собора. Вместе с ними появится и соединявшая их визуально колокольня, а также соборные дома и каменная с коваными звеньями ограда с несколькими живописными воротами и калитками, которые объединяют весь ансамбль Костромского кремля. Архитектурный ансамбль, уничтоженный 85 лет назад богоборцами, начал складываться после опустошительного для Костромы пожара 1773 года. Прежде здешний кремль, почти полностью деревянный, походил на традиционные для Руси позднего Средневековья городские крепости. Посреди стоял соборный храм, его окружали монастыри и приходские церкви, здания казённых палат, воеводский дом, боярская слобода, жилища дворян. Сильно пострадавший в огне Успенский собор XVI века был возобновлён, а на месте дотла сговевшего Крестовоздвиженского женского монастыря под руководством епископа Симона (Лагова) выдающийся костромской зодчий, ученик Бартоломео Растрелли Степан Воротилов выстроил тёплый Богоявленский собор и ставшую одним из костромских символов колокольню. После Отечественной войны 1812 года Костромской кремль окончательно утратил военно-фортификационные черты: с оборонительных валов убрали пушки, а вскоре и сами валы срыли.

http://sobory.ru/article/?object=49764

Композиционно новый собор будет представлять собой большой однопрестольный храм смешанной византийско-русской архитектуры с разумными нотками эклектичного стиля. Конструктив здания из монолитного железобетона вместе с шестью основными несущими колоннами и армирующим поясом уже сформирован. Стены выложены кирпичом почти под уровень будущей кровли. Алтарную часть перекрывают остовы будущих конх, колокольня доведена до половины проектной высоты. После оштукатуривания фасады собираются (если хватит средств) облицевать белым камнем. Правда, когда это произойдет, сказать можно лишь примерно: в епархии осторожно прогнозируют окончание отделочных работ на 2022 год. Параллельно рядом на площади святых Кирилла и Мефодия предстоит еще возвести здание нового епархиального управления и котельную для всего соборного комплекса. Сердце Костромы Восстановление Успенского кафедрального собора в Костроме — проект не совсем обычный, и не только потому, что речь идет о точном воссоздании храма, взорванного в 1934 году. В течение нескольких ближайших лет предполагается возродить не один, а два стоявших рядом собора. Вместе с ними появится и соединявшая их визуально колокольня, а также соборные дома и каменная с коваными звеньями ограда с несколькими живописными воротами и калитками, которые объединяют весь ансамбль Костромского кремля. Архитектурный ансамбль, уничтоженный 85 лет назад богоборцами, начал складываться после опустошительного для Костромы пожара 1773 года. Прежде здешний кремль, почти полностью деревянный, походил на традиционные для Руси позднего Средневековья городские крепости. Посреди стоял соборный храм, его окружали монастыри и приходские церкви, здания казенных палат, воеводский дом, боярская слобода, жилища дворян. Сильно пострадавший в огне Успенский собор XVI века был возобновлен, а на месте дотла сгоревшего Крестовоздвиженского женского монастыря под руководством епископа Симона (Лагова) выдающийся костромской зодчий, ученик Бартоломео Растрелли Степан Воротилов выстроил теплый Богоявленский собор и ставшую одним из костромских символов колокольню.

http://patriarchia.ru/db/text/5599035.ht...

В 1847 г. внутренность церкви переделана. Иконостас сделан вновь белый с золоченой резьбой, иконы нового письма, без риз 264 . Древние иконы прежних иконостасов, в том числе и храмовые бывших приделов, размещены по стенам храма. Богато украшенной иконы Знамения в настоящее время в церкви нет. Церковь с давних лет получала государеву ругу. В расход. окладн. кн. Приказа Большого Дворца за 1673 год значится: «Церкви Знамения Пресв. Богородицы, что у двора боярина Никиты Ивановича Романова, Государева жалованья годовые руги двум попом по 13 рублев, дьякону 6 рублев, просвирнице 4 рубли, дьячку 5 рублев, пономарю 2 рубли; всего 43 рубли. Тоеж церкви Государева жалованья хлебные руги: двум попом по 15 четьи ржи, овса потомуж, дьякону 10 ч. ржи, овса потомуж; дьячку 8 ч. ржи, овса тож; пономарю 5 ч. ржи, овса тож; на просвиры 3 ч. пшеницы; всего по окладу 60 ч. ржи, овса тож. ,4 дают им то Государево жалованье еже лет сполна» 265 . В 1699 году жалованье показано несколько иначе: денег тоже 43 рубля на весь причт, но хлебной руги менее, именно: «36 чети ржи, овса тож, пшеницы (на просфоры) две чети без полуосмины». Кроме того «сукон по цене на 7 рублей, даютца через год». По указу Государя велено «отставить всю дачу, а кормитца им подаянием боярским, на чьем дворе стоит церковь » 266 . С этого времени, по силе указа, священнослужители Знаменской церкви, проживая в доме Нарышкиных, «от того дому получали денежную и хлебную ругу». О количестве руги Нарышкиных сведений не имеем; но когда церковь перешла к гр. Разумовскому, причт получал следующее содержание: священник: «денег 25 руб.; муки ржаной 12 четвертей; пшеничной 1 четв. 4 четверика; овсяной тож; солоду ржанова 3 четв.; овса 6 четверт.; толокна 4 четверика; гороху 6 четвериков; свиного мяса 10 пуд.; соли 2 пуда; масла коровья 2 пуда; конопляного 3 ведра; баранов с авчинами 10; гусей 5; уток 5; кур русских 5; поросят 5; рыбы соленой 5 пуд.; пива…; покои и дрова». Дьякон: «денег 8 руб., муки ржаной 10 четвертей, пшеничной 6 четвертей, солоду ржанова 1 четв. 4 четверика; овса 3 четверти: толокна 3 четверика; крупы гречневой 6 четвер.; крупы овсяной 6 четверик.; мяса свиного 6 пуд.; масла коровья 30 фун.; гусей 3; уток 3; кур русских 3; поросят 3; вместо вина простого 4 ведер деньгами по настоящей цене; баранов 8». Дьячек: «денег 6 руб.; муки ржаной 8 четвер.; толокна 2 четверика; гороху 2 четверика; крупы гречневой 1 четверть; овса 4 четверти; солоду 1 четверть; муки пшеничной 4 четверика; соли 1 пуд; масла коровья 20 фун.; постного 1 ведро; гусей 3; уток 3; кур русских 3; поросят 3; баранов с авчинами 3; мяса свиного 5 пуд.; через два года в третий на шубу 10 авчин бараньих 267 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

О. Исаакий скончался 17 июня 1790 года, а на его место по указу преосвященного Афанасия, епископа Коломенского и Тульского, в епархию коего поступила сия обитель с 1788 года (по упразднении Крутицкой епархии), назначен июля 25 дня 1790 года Белевского Спасо-Преображенского, монастыря монах Серафим, из дворян по фамилии Желябужский. О. Серафим управлял обителью до начала текущего -столетия, а когда вступил в управление обителью, ему уже минул 75 лет; сверх строительской должности, он был еще надзирателем Белевского девичьего Крестовоздвиженского монастыря, начальным отцем Белевского Спасо-Преображеского монастыря и, как доверенное лице производителем следственных дел. В 1791 г. он по старости лет и слабости зрения испросил увольнение от упомянутых прибавочных должностей. С тем чтобы посвятить остаток своих сил на служение вверенной ему пустыни. Принадлежа по своему происхождению к одному из древних местных боярских родов, он, по своей опытности и связям, был весьма полезен возрождавшейся обители. При его вступлении в управление сей обителью, в ней не было другого храма, кроме холодного собора, почему и богослужение в зимнее время исполнялось с великою нуждою. О. Серафим в 1791 году вошел к преосвященному Афанасию епископу Коломенскому и Тульскому с прошением о позволении выстроить близ колокольни теплую каменную церковь во имя Знамения Божией Матери, обьясняя, что церковь „удобною будет от той колокольни вместо ограды стеною“, и что на это строение „из прихожан барона Черкасова с находящимися ево Черкасова и той пустыни приходскими крестьянами и прочих, коих числом состоит 150 дворов, к томуж и Белевское купечество вспоможение обещают“ 13 , на что и получено благословение преосвященного Афанасия. Церковь была построена, снабжена всем необходимым и освящена в 1793 году. Ему же монастырское предание приписывает построение каменной колокольни. В 1796 году перестроены братские деревянные келлии, для чего срублено в монастырской роще 40 корней. А в последние годы настоятельства о. Серафима, Белевский мещанин, Федор Никитин, пожертвовал на каменную ограду и устройство на соборной церкви каменных сводов и глав– 600 рублей, обещая дать еще 400 руб. Но о. Серафим. купив 30 000 кирпича и 100 четвертей извести, успел лишь построить каменную, ограду с западной стороны монастыря, обращенной к реке; намерение же устроить на соборной церкви каменные своды и главу, остались не исполненными и что особенно замечательно: соборная церковь и доселе остается без каменных сводов, хотя в последствии и покрыта железом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Сведения, содержащиеся в описании Костромского кремля 1679 г., позволяют сделать вывод о том, что даже в XVI - начале XVII в. он являлся сильной для своего времени военной крепостью. Но неоспоримо и то, что к концу XVII в. Кострома уже теряет свое значение боевой крепости и пограничного форпоста Москвы, Это объясняется тем, что Россия к этому времени уже значительно окрепла как централизованное государство, новые границы ее пролегли на большом расстоянии от центра страны и были укреплены другими крепостями. Правительство к 70-м г.г. XVII века перестало выделять средства на укрепление и содержание костромского кремля, посчитав, что эта крепость утратила для России свое оборонное значение. В описании 1679 г. мы находим убедительные примеры, подтверждающие этот вывод: на некоторых крепостных башнях сломало ветром и бурями караульные чердаки и их уже никто не стал чинить; у Водяной башни «труба спускная засыпалась землею». Про колодец-тайник сказано: «Да тот тайник сгнил, потолок и стены рушатся». У четырнадцати затинных стволов, входивших в «большой наряд», «замков и ядер нет». Со второй половины XVII века в Костроме постоянно уменьшается и военный гарнизон: в 1616 г. в «старом городе» был воевода, а с ним «дворян да детей боярских» 37 человек, 100 стрельцов, «да всякие жилецкие люди». Имеются сведения о том, что в 1631 г. гарнизон состоял уже из одного сотника, 50 стрельцов, 13 пушкарей, 3 воротников. А сметные книги 1686 года сообщают лишь о 24-х стрельцах. Зато к 80-м г.г. XVII в. в Костроме значительно выросло количество чиновников и других представителей «городовой службы». По сметным книгам 1686 г. в городе «правили государеву службу» 16 подьячих, 41 площадный дьяк, 31 пристав - и никто из них не имел отношения к укреплению боеспособности кремля. Шли годы. Костромской кремль изменял свой облик, планировку расположения строений и крепостных сооружений. Он страдал от пожаров, которые уничтожали не только деревянные постройки, но и немногочисленные каменные здания. Так, в 1654 г. обгорел Успенский собор, сгорели и «осадный двор» царской семьи и монастырские дворы. В 1678 г. сгорели кельи Крестовоздвиженского монастыря. Катастрофическим оказался пожар 1773 года, во время которого сгорели все деревянные постройки и крепостные сооружения и «старого города» и «нового города», снова обгорел Успенский собор, сгорело 5 приходских церквей, лавки, амбары, а также множество жилых домов на посаде. П. Островский писал в 1855 году: «Успенский собор потерял все свои сокровища и в замен… приобрел себе полный простор в Кремле, оставшись в нём единственным зданием».

http://sobory.ru/article/?object=35077

Часть III. Духовное окормление сестер при становлении Зосимовой Пустыни Участие святителя Филарета в устройстве женских общежитий в Московской епархии Описывая историю становления Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни от начала до наших дней, необходимо сказать о благотворной роли, которую сыграл в судьбе обители (и многих женских монастырей) великий угодник Божий учитель Русской Православной Церкви – митрополит Московский Филарет. В связи с этим приведем несколько выдержек из книг, посвященных ему и характеризующих указанную сторону деятельности святителя. Когда владыка Филарет принял Московскую епархию 353 , в ней было только два уездных женских монастыря: Хотьков Покровский и Серпуховской Владычный. Из них общежительным был Владычный. Все старинные московские женские монастыри были в то время своекоштными 354 , только возобновленный при владыке Филарете Московский Ивановский монастырь стал по инициативе преосвященного первым общежительным монастырем в столице. Пять новообразованных при митрополите Филарете уездных женских обителей также жили, руководствуясь общежительным уставом, поскольку он наиболее всего отвечал целям монашеского подвига и воспитывал в насельницах добродетели нестяжания и послушания. Первым детищем владыки стала Аносина Борисо-Глебская пустынь. Как отметил епископ Леонид (Краснопевков) , также «его рукою насажены цветущие общежительства женские: на крови падших за Отечество Бородинское, среди Верейских болот Одигитриевское, на месте старинных боярских жилищ – Влахернское и Крестовоздвиженское. В то же время он усердно поддерживал прежние общежительства, из женских – в Серпухове. Еще не будучи московским архиереем, в качестве синодального члена, обратил он внимание на дело будущей Аносинской обители, благоприятствовал ему и, когда был рукою Господнею поднят на высокий свещник Церкви Московской, то не замедлил от света своего затеплить в этой пустыни священный огонь» 355 . То же можно сказать и об отношении владыки Филарета к старцу Зосиме и его деятельности по окормлению женской общины. Когда старец Зосима в 1821 – 1822 годах хлопотал в Петербурге о получении монастыря для своих чад, из духовных особ «Московский владыка Филарет, присутствовавший тогда в Святейшем Синоде, более всех оказал свое благорасположение к пустынному старцу. Сей боголюбивейший, любомудрейший и любвеобильнейший архипастырь принял старца под свое отеческое покровительство и не только помогал ему в его предприятии, но даже поправлял ему черновые прошения в Святейший Синод и содействовал исполнению сего дела» 356 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Домовые церкви 6. Знаменская церковь, при доме гр. Шереметева Знаменская церковь , вместе с приделами преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, упоминается в 1625 году, как строение боярина Ивана Никитича Романова 256 . В пожар 1629 года церковь горела, но скоро же была возобновлена и в 1630 году освящена: 26 сент. освящен придел пр. Сергия, а 9 окт. – главный храм: придел пр. Варлаама освящен позже – 10 ноября 1635 года 257 . В строельной книге 1657 г. сказано: «Вдоль церковной земли и с кладбищем 12 с., поперег 8 с., в другом конце 5 с. с четью, а по нынешней мере под церковью земли и кладбища вдоль 16 с., поперег 10 с. без трети, а то кладбище тесно, порозжпх мест нет, а подле кладбища … две избы … просвирницы ... и дьячка …; а по государеву указу попу Борису вместо взятого у него под Дмитрия Селунского церковь дворового места дано по двор боярина Никиты Ивановича Романова, где жили задворные его боярские люди… и быть тому месту впредь церкви Знамения Пр. Богородицы церковных причетников во дворовых местах безповоротно». Кладбище огорожено наглухо, и вновь при церкви, по государеву указу, погребать не велено 258 . В конце XVII столетия церковь значится на дворе боярина Льва Кирилловича Нарышкина, к которому она перешла вместе с домом. После Льва Кирилловича церковью владели его дети, Александр и Иван Львовичи. В 1722 г. Св. Синод определил Знаменскую церковь «из дома Нарышкиных выключить и быть той церкви впредь не домовой их, а приходской, а домовой ее не признавать и не именовать». Священнику с дьячком предписано, чтобы они позволяли «в ту церковь приходским и всякого чина людям приходить невозбранно к слушанию Божественного пения и довольствовались от тех приходских людей по примеру прочих священников». Основанием распоряжения выставлено то, что прежде эта церковь показывалась в числе приходских и обложена данью и в книгах 139 и 140 гг. при ней писаны приходские дворы, а также 7 п. 2 ч. Дух. Регл., которым запрещается мирянам иметь свои церкви 259 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Новой настоятельницей 21 июня 1886 г. была назначена мон. Евгения (Виноградова). Благодаря ее усилиям 6 февр. 1887 г. община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный 2-классный мон-рь с 28 монахинями и 28 послушницами. На открытии обители 28 июня 1887 г., к-рое возглавил митр. Московский Иоанникий (Руднев) , мон. Евгения была возведена в сан игумении. В 1890-1893 гг. в мон-ре по проекту С. В. Крыгина был построен 5-главый 4-столпный крестово-купольный Вознесенский собор на высоком полуподвале без апсид, освященный в 1896 г. Сев. придел его был посвящен Успению Божией Матери, юж.- Московскому митр. свт. Филиппу (Колычеву) (с. Лукино с XVII в. принадлежало боярскому роду Колычевых). Трудами игум. Евгении в обители был организован прекрасный хор, созданы церковноприходская школа, приют для девочек, больница с аптекой. В апр. 1893 г. игум. Евгению назначили настоятельницей московского Вознесения Господня мон-ря в Кремле. Последней настоятельницей В. м. перед закрытием была игум. Маргарита (Петрушенкова; с 1906). В монастырском Иерусалимском храме с левой стороны находилась подаренная свт. Филаретом чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери. 19 нояб. 1887 г. Московская консистория разрешила выносить икону из мон-ря в крестьянские дома для совершения молебнов. Насельницы особо чтили Бронницкую Иерусалимскую икону Божией Матери, к-рую с 1888 г. ежегодно приносили из Бронниц в обитель крестным ходом, икону Спасителя, подаренную в 1865 г. блж. Иоанном, икону Божией Матери «Знамение» - благословение Московского митр. свт. Иннокентия (Вениаминова) . Решением президиума уездного исполкома Подольска 8 авг. 1919 г. закрытию подлежали все мон-ри Подольского у. как «очаги растления общественной нравственности». К 1921 г. В. м. был реорганизован в сельскохозяйственную артель, к-рая была упразднена в начале 30-х гг. В 20-30-х гг. в корпусах обители располагался дом отдыха профсоюза рабочих химической промышленности им. Л. Я. Карпова. Часть сестер работали при доме отдыха, другие поселились в окрестных деревнях. Неск. монахинь пели на клиросе в Ильинской ц. в с. Лемешеве, в 1931 г. они были арестованы и сосланы в ИТЛ.

http://pravenc.ru/text/155083.html

Чудо от Феодоровскои иконы Богоматери в битве у Святого озера (фрагмент иконы со сказанием, 1680-е годы, Кострома) Вокруг отстроенного кремля возводились княжеские и боярские хоромы. Возможно, в это время был заложены новый — уже каменный — Успенский собор, по образцу московских соборов, и каменный Троицкий собор. Кроме того, внутри кремлевских стен размещались Крестовоздвиженский мужской монастырь (в 1681 году обращенный в женский), деревянные храмы, колокольня, казенные здания и осадные дворы (частные дома). 3 В дни Смуты В Смутное время город дважды захватывали и разоряли поляки и литовцы. Осенью 1608 года в Галиче поднялось восстание против поляков. Народные волнения быстро распространились по всей Костромской земле. Отряд польской шляхты, прибывший для подавления восстания, захватил Кострому и укрепился в ней. Отсюда поляки начали набеги на заволжские города России. В ноябре — декабре 1608 года галичане и костромичи, организовав первое народное ополчение, Кострому освободили. Лжедмитрий II послал в город карательный отряд пана Лисовского. Изменники-бояре помогли интервентам, те смогли вновь захватить Кострому. Лисовский оставил в городе гарнизон, а сам в январе 1609 года двинулся в Галич. Сразу после его ухода к Костроме подступило новое ополчение — галичские, вологодские, кологривские, парфеньевские, устюжские, костромские крестьяне и ремесленники. 4 марта польский гарнизон сдал город и укрылся в Ипатьевском монастыре. Ополченцы осадили захваченную обитель. На помощь им прибыло еще пять тысяч галичских крестьян под предводительством Ивана Кологривова и ополчение из Ярославля. А в мае к патриотам присоединился отряд опытного воеводы Давида Жеребцова. По его приказанию вокруг Ипатьевского монастыря вырыли двойное кольцо рвов, которое прервало связь поляков с внешним миром. Но теперь уже к осажденным на помощь поспешил Лисовский со своим отрядом. Однако прорвать кольцо осаждающих и переправиться на левый берег Волги ему не дали. Лисовский бросил осажденных на произвол судьбы и двинулся к Троице-Сергиевой лавре.

http://sever.foma.ru/kostroma-gorod-koto...

К сер. XVII в. активизировались связи К.-Б. м. с Москвой. 29 янв. 1640 г. монахи К.-Б. м. направили царю Михаилу Феодоровичу письмо с просьбой прислать для монастырской церкви иконы, священническое облачение и богослужебные книги, а также предоставить помощь Греко-славянскому уч-щу в Киеве (РГАДА. Ф. 124. Оп. 1. Д. 1. Л. 27-31). В посольстве кон. 1639-1640 г. в Москву участвовал настоятель К.-Б. м. игум. Леонтий (Бронкевич). Братия просила царя пожертвовать обители иконы, церковные сосуды, облачения, книги (Евангелие, Устав, Минеи на 12 месяцев), а также средства на ремонт. Игум. Леонтию было выдано 100 р. «на всякое церковное и монастырское строение». 3 апр. 1640 г. на приеме у царя Михаила Феодоровича глава посольства наместник Киево-Печерский Игнатий (Оксенович-Старушич) предложил основать в Москве обитель, в которой бы старцы и братия из К.-Б. м. «детей боярских и простого чину грамоте греческой и славянской учили». В обращении к царю посол писал: «Яко милосердый царь и светило всему православному роду российскому, по воли своеи государской сотвори, а отец митрополит Киевский государскую волю вскоре исполнит и старцов со учителми пришлет». При игум. Иннокентии (Гизеле) в 1646-1650 гг. земельные владения К.-Б. м. расширились. В 1647 г. скарбник киевский Данил Юрий Воронич записал обители Соляниковский пляц, а в 1649 г. польский король Ян II Казимир подтвердил право К.-Б. м. на имения Крестовоздвиженской и Трехсвятительской церквей. В июне 1649 г. игум. Иннокентий (Гизель) направил из обители в Москву ученых иеромонахов Арсения Сатановского (Корецкого) и Епифания (Славинецкого) . Вместе с другими посланиями они привезли царю Алексею Михайловичу письмо с просьбой о выделении милостыни. В ответ в Киев были отправлены 200 р. и царская жалованная грамота с позволением монахам К.-Б. м. приезжать в Москву за милостыней раз в 5 лет. 30 авг. 1650 г. по ходатайству старцев Арсения и Епифания игумену была послана новая жалованная грамота с разрешением приезжать за милостыней раз в 3 года.

http://pravenc.ru/text/1684333.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010