– Бывает, бать, бывает… – Дима-большой шарит по карманам у похрапывающего Димы-маленького, достает колоду карт, предлагает: – Ну как, ацтеки, врежем дурака? Между скамейками ставят перевернутое ведро, Дима-большой садится в паре с Шурочкой, Несветский с Ритой, Гойя Надцатый играть отказался. Он достает альбомчик и, уединившись на носу, что-то черкает, поглядывая на пробегающий справа берег. Где-то на полпути встречается черный скуластый буксир с километровым хвостом из связанных бревен. Буксир тяжко, утробно сопит и еще издали окатывает моторку едким солярным дымом, который вычихивает из низкой жерластой трубы. Сиплый гудок требует дорогу, но Савоня не сворачивает, а только глушит мотор, и плотогон с крупной белой надписью на носу «Семен Дежнев» медленно проходит левой стороной. Из рулевой рубки высовывается женщина, по самые глаза повязанная красной косынкой, пристально и строго вглядывается в пассажиров моторки. – Здорово, Анна! – кричит ей Савоня. – Одна рулишь? А где ж твой Иваныч? – Спит, – неохотно откликается женщина. – Нарулился… Позади рубки на такелажном рундуке из-под бушлата торчат раскинутые босые ступни. Тут же беленькая девочка, склонившись над алюминиевой кастрюлькой, чистит картошку. Мальчик поменьше в балахонистой тельняшке пинает ногами волейбольный мяч, подвязанный, чтобы не падал за борт, к длинной жердине. Девочка первой замечает моторку, с ножом и картофелиной подбегает к поручням. Дима-большой нашаривает в кармане завалявшуюся со вчерашнего конфету, замахивается и бросает на палубу буксира. Девочка испуганно убегает за рундук. – Но-но! – остерегает женщина. – Я тя швырну! – и грозит кулаком из рубки. – Ты чего? – удивляется Дима-большой. – Дура ненормальная! – Это Анна, – коротко поясняет Савоня. – Тулисты! Тулисты! – выкрикивает парнишка, показывает лодке язык и тоже, мелькая босыми пятками, улепетывает за рундук. – Я тя кину, холера! Шляются тут… – Женщина круто матерится и отворачивается к штурвалу. Савоня снова запускает мотор, и лодка мчится мимо плота, облепленного отдыхающими чайками.

http://azbyka.ru/fiction/i-uplyvayut-par...

Инквизиция. Просто статистика Тотальный чёс историков по архивам показал непривычно малые цифры 14 октября, 2014 Тотальный чёс историков по архивам показал непривычно малые цифры Моральная сторона инквизиции не обсуждается. Сколько бы человек ни были ею от имени христианской церкви отправлены на смерть – три, три тысячи, тридцать тысяч или три миллиона – к Нагорной проповеди Христа это имеет лишь  взаимно-несовместимое отношение. Но есть три уровня разговора о ней: Вот именно от третьего хорошо бы уйти. 2014 год показал, как настырно могут вестись информационные войны. Но одна из первых таких войн в истории — это протестантско-масонское пестование «черной легенды» о католической инквизиции. «Миллионы жертв инквизиции» вошли в каноны школьной науки. И лишь в конце 20 века, когда у историков проснулся вкус к дотошному копанию в пыльных архивах, когда стало принятым интересоваться не только «жизнью замечательных людей», но и обычными обывателями, эта легенда стала шататься. «Трибунал инквизиции», Ф. Гойя (1812—1819) Тотальный чёс историков по архивам показал  непривычно малые цифры: Инквизиция в Испании В архивах Suprema (Верховного суда инквизиции), хранящихся сейчас в Национальном историческом архиве, сохранились отчеты, ежегодно предоставляемые всеми местными судами. Дела были изучены Густавом Хеннингсенем и Хайме Контрерасом. Всего там хранятся 49 092 досье. Из них: Из них смертные приговоры вынесены всего лишь 775 обвиненным. Большинство из них по-прежнему составляли иудаизанты, но среди них было и несколько десятков морисков, более сотни протестантов (главным образом, иностранцев, особенно французов), около 50 гомосексуалистов и несколько баскских ведьм. По расчетам этих авторов, только 1,9 % приговоров определяют вину обвиняемого и передают дело светским властям для исполнения смертного приговора. Остальные 98,1% обвиняемых были либо оправданы, либо получили легкое наказание (штраф, покаяние, паломничество). От четверти до трети всех привлеченных к суду отпускались безо всякого наказания; в Толедо этот показатель составлял две трети (Dedieu J.-P. L’Inquisition. Paris, 1987, р. 79).

http://pravmir.ru/inkvizitsiya-prosto-st...

Сатурн, пожирающий своих детей В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга Ирины Силуяновой " Антропология болезни " . Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. Франсиско Гойя, " Сатурн, пожирающий своих детей " В начальный период эпохи гласности российская общественность уже была проинформирована о существовании такого направления в медицине, как фетальная терапия, которая ставит перед собой задачу разработки средств и методов эффективного использования клеточного материала человеческих зародышей разного возраста для лечения различных болезней. С тех пор уже не один раз собирались в Москве на симпозиумы по трансплантации фетальных тканей уникальные специалисты – добытчики и потребители человеческих эмбрионов, убеждая друг друга, что она чрезвычайно эффективна не только для омоложения, но и для лечения эндокринных расстройств, гематологических, иммунологических и неврологических заболеваний. Оставим медицине ее право принимать или отвергать то или иное направление, определять и оценивать эффективность и целесообразность той или иной методики, ее научную новизну и значение. Но даже если допустить возможность эффективности фетальной терапии при лечении какой-либо болезни (что само по себе сомнительно), то можно с уверенностью сказать, что не для каждого человека будет допустимо принять инъекцию на основе препарата, изготовленного из тканей человеческих зародышей. По мнению многих экспертов, использование подобной терапии должно осуществляться исключительно на основании информированного согласия пациента. Но проблема заключается не только в необходимости соблюдения информированного согласия. И не только в том, что один человек сможет, а другой не сможет согласиться на такое лечение. Всегда найдется пациент, который готов принять любое лечение, лишь бы оно помогло. В конце концов, морально-мировоззренческий плюрализм, то есть осуществление различных взглядов, ценностей, вплоть до отрицания ценностей вообще, – реальность современной цивилизации. Важно то, что в этом плюрализме должна сохраниться ясно формулируемая позиция: фетальная терапия аморальна. Можно говорить о чем угодно: о ее практической целесообразности в каком-то смысле, в определенных условиях, о ее познавательном значении для науки и т. д. и т. п., но нельзя говорить о ее этичности. Почему? Даже в древних языческих культах Сатурн – мифическое божество, пожирающее своих детей, чтобы избежать смерти, – было лишено человеческого облика.

http://pravoslavie.ru/3096.html

Если говорить о свободе познания, то здесь нужно просто остановиться перед непреодолимой бездной, открывающейся на пути человека. О ней всегда говорили философия и религия, но теперь об этом во весь голос сказала и наука. Можно бы привести множество высказываний ученых по этому вопросу. В качестве примера сошлюсь на крупнейшего американского физика Ричарда Фейнмана, который в одной из своих лекций доказывал студентам, «почему наука недостоверна», и заканчивал выводом: «а если вы думали, что наука достоверна, — вы ошибались». Один из творцов квантовой механики Вернер Гейзенберг, говоря о проблемах, связанных с изучением микромира, прямо утверждал, что здесь мы так же, как и в других областях, «вплотную наталкиваемся на непреодолимые границы человеческого познания». Наш отечественный ученый Борис Ахлибинский пришел к такому заключению: современное «развитие теории познания показало, что никакая форма умозаключений не может дать абсолютно достоверного знания». Но если это так, то так называемая полная свобода познания оказывается скорее мечтой, нежели реальностью. Теперь в отношении христианских догматов. Эти истины являются для религии такими же постулатами, как для естествознания постулаты о реальности постигаемого мира, закономерности его устройства и его познаваемости человеком — от которых отступать нельзя и критиковать их тоже нельзя. Они недоказуемы и являются лишь необходимой верой, без которой наука в принципе невозможна. Об этом говорят сами творцы науки. Так, Эйнштейн прямо заявлял: «Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, есть основа всего естествознания». Отец кибернетики Норберт Винер писал: «Без веры в то, что природа подчинена законам, не может быть никакой науки», хотя «невозможно доказательство того, что природа подчинена законам». Сон разума рождает чудовищ. Франсиско Гойя. 1797 — А положены ли какие-то пределы уму: здесь вот остановись, не рассуждай? — Да, в религии, как и в науке эти пределы есть. Если ученый перестанет верить в объективное существование мира и его познаваемость, то он больше ничего не познает. Так и в религии: если человек перестанет верить в существование Бога и возможность Его познания, то ему ничего не откроется в духовной жизни. И здесь, и там — скепсис ума: «Остановись»!

http://foma.ru/aleksej-osipov-bez-rassuz...

Иконописны не только исполненные очей дети и звери, но и сияющие травинки, цветы, паутинки на тёмном фоне. Иногда полотна тщательно проработаны, а иногда  письмо кажется небрежным и набросочным, как на этюдах, но и в этом случае оно не определяется  взмахом умелой руки – а  покорно следует за мыслью автора. Мастер не злоупотребляет деталями и декором. Живопись Нино говорит минималистичными средствами. При этом её язык предельно выразителен, а глубина сказанного поражает своим откровением. Не случайно для многих эти картины стали открытием духовной  стороны жизни ребёнка. Может, вы скажете — вы берете слишком высоко: Эль Греко, Гойя, Врубель, Феофан Грек… Да ведь это просто детские картинки… Осмелимся возразить: голос живописной традиции в работах Нино ясно различим, хотя все это не цитаты великих, а  преломление их опыта в сердце самого автора. Подснежники  в ладошке Детство  на полотнах Нино Чакветадзе не выглядит привычным образом. Не фонтанирует яркими красками и не расцвечено солнечным светом. В нём нет безоблачного счастья и закрывающего на всё  глаза  подслеповатого оптимизма, но  содержится нечто большее, что говорит с нами вполголоса и сказанным вселяет надежду. Детство у Нино – как подснежники, зажатые в руке у мальчугана и припрятанные за спиной у дверей чьего-то подъезда. Это не просто подарок – это затаённое чудо. Вот, сейчас выбежит на встречу неизвестный друг – и будет  всем радость. Детство – это и непростое время роста души, болезненного взросления. Знание о мире земном и небесном у ребенка ещё не утратило  свежести и остроты и не замутнено чем-то общепринятым. А ещё детство – время предельного одиночества. Ребёнок  на картинах Нино часто совсем один. Есть ещё  птицы и ангелы. Но нет друга, нет взрослого рядом, способного разделить с ним горести и радости. Может, поэтому дети и ангелы глубоко не безучастны друг к другу. Тем и другим хочется сердечного тепла, и они обретают его в молчаливом общении. Кто кому ангел? Одиночество  маленького человека в огромном  и непонятном мире на картинах Нино достигает космических масштабов. Ей удаётся изобразить  не только физическую грусть, но метафизическую – вопрошание,  особое состояние страдающей души, которой многое открывается.

http://azbyka.ru/deti/angely-nino-zhivop...

3. «Остров» — фильм Павла Лунгина. Душевная история человека, длящаяся от преступления к покаянию, несомненно, является основной темой русской классики, вариации на которую являются неким беспроигрышным и одновременно довольно рискованным ходом, который и совершает этот фильм. Он принимает ту ответственность перед традицией, которая устами Достоевского и Толстого задавалась вопросами о внутренних мотивах, приводящих человека к Богу, о раскаянии за вину как основе всякой религии, об истинной вере, которая мало что общего имеет с соблюдением церковных ритуалов, и сполна оправдывает эти ожидания. Совершающий чудеса старец, юродивый, который «книг ученых не читал» и посылает на дощатом кораблике «прошение Царю Небесному», — вполне созвучен героям классической литературы. 2. «Война и мир» — образцовая экранизация великого романа от Бондарчука. Кинокритик Роджер Эберт писал о фильме: «Бондарчуку удалось удержаться на тонкой грани между зрелищным, человечным и интеллектуальным. Даже самые продолжительные и кровавые батальные сцены не утомляют, а приковывают взгляд. Солдат, требующий представления к награде, обезумевшие лошади, рвущиеся прочь от взрыва, интригующий диалог Наполеона и его адъютантов. Бондарчук доносит до зрителя все детали эпической драмы, не проигрывая в зрелищности и одновременно постоянно возвращаясь к фундаментальной теме Толстого — людям, попавшим в жернова истории». 1. И самым популярным фильмом в 2021 году на «Предании.ру» стал «Мальчик в полосатой пижаме» . Восьмилетний Бруно, сын нацистского чиновника, подружился с мальчиком из концлагеря. «Мальчик в полосатой пижаме» взял приз как «Лучший европейский фильм» на церемонии вручения кинопремии «Гойя» в 2009 г. Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://blog.predanie.ru/article/top-12-f...

Среди сотен изображений, иллюстрирующих историю Иудифи, несомненное большинство воспроизводят сцену в шатре Олоферна — эпизод, исполненный драматического напряжения и к тому же переломный в развитии сюжета об осаде иудейского города Ветилуи ассирийским войском. В живописи эпизод этот разобран поэтапно, практически по секундам, как кадры из кино: Иудифь готовится к отрубанию головы (Тинторетто, Джулия Лама, Джованни Пьяццетта, Орас Верне и др.); Иудифь отрубает голову (Джорджо Вазари, Караваджо, Трофим Биго, Артемизия Джентилески, Никола Ваккаро, Франсиско Гойя и др.); Иудифь и служанка кладут голову в мешок, собираясь отправиться домой (Антонио да Корреджо, Тинторетто, Паоло Веронезе, Питер Пауль Рубенс, Карло Сарачени и др.). Примеров можно привести, без преувеличения, сотни. Следуя за сюжетом повести, художники обращались к иллюстрированию и других эпизодов, но гораздо реже. Например, значительно уступающий по популярности, но всё же иногда запечатляемый в живописи, — это эпизод триумфа Иудифи в Ветилуе, где она демонстрирует отрубленную голову жителям города, а также вызванные этим ужас и бегство ассирийцев (Лука Джордано, Франческо Солимена, Гюстав Доре и др.). Однако в данной работе мы обратимся не к разбору материала, который попал или не попал в живопись из библейского текста, а к тем элементам сюжета, которые, отсутствуя в тексте, обнаруживаются тем не менее в художественных образах. Так, на некотором числе картин изображён ещё один триумф Иудифи, но не в Ветилуе, а сразу после убийства врага, в лагере ассирийцев. Это её выход с головой Олоферна, победное торжество, которого, согласно тексту, не могло быть до прихода в Ветилую (Сандро Боттичелли, Содома, Джорджоне, Ян Массейс). По сюжету убийство происходит ночью в тишине, а затем Иудифь и её служанка должны с помощью хитрой уловки покинуть лагерь. Демонстрация головы на улице опасна и бессмысленна, и всё же, по-видимому, этот момент ощущается как необходимый. Время повествования, которое и так здесь склонно к замедлению, теперь практически останавливается. Это иллюстрация не действия, а ситуации, эмоции. Главное дело завершено. Это тот триумф, который ощущается героиней и, очевидно, читателем или слушателем. Он оказывается настолько важен, что попадает в изобразительный ряд наравне с иллюстрациями реально описанных ситуаций.

http://bogoslov.ru/event/6192620

Наталья Алексеевна Нарочницкая как-то один раз очень хорошо заметила, что если раньше образом России была кроткая девушка, которая стоит у берёзки, с длинной косой, застенчивая, потупив глаза, то сейчас этим образом всё агрессивнее становится пьяная девица, которая стоит у остановки, матерится, извините, в телефон и пьёт пиво. К сожалению, это так. И не уделить внимания бытовой культуре, которая связана и с воспитанием, и с общей нашей культурой, и с образованием, конечно же, мы не можем. Поэтому представляется необходимым вместе с созданием закона о культуре, который обязательно расскажет и о финансировании, и о проблемах работников культуры, о чём сегодня говорили, обязательно задуматься над тем, что нам необходима либо государственная стратегия в области культуры, образования и воспитания, которая даст эти морально-нравственные в первую очередь векторы и обеспечит историческое преемство, или какая-то государственная концепция, но тоже в области культуры, образования и воспитания. Это два неотделимых документа, и один без другого просто не может существовать. Спасибо. В.ПУТИН: Спасибо. Вы как-то нас просто расстроили. Какая-то пьяная девица пьёт пиво – и образ России. Батюшка, Вы перестарались, по-моему. У нас много современных красивых девушек, которые не злоупотребляют алкоголем. Я знаю, что Вы к этому относитесь очень чувствительно и боретесь с пьянством, мы Вам за это очень благодарны, но не знаю... Мы потом ещё подискутируем. Карен Георгиевич, пожалуйста. К.ШАХНАЗАРОВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета! Тем не менее тема, задетая отцом Тихоном, меня тоже задела. У меня как-то не идёт из головы эта дикая история в субботу, когда пятерых детей задавил пьяный водитель. Я думаю о том, что, в общем, конечно, в нашем представлении порой культура – это Большой театр, МХАТ. Это, конечно, культура. Как Гойя говорил, замечательные у него слова были: «Сон разума рождает чудовищ». Вот это воспитанная, вернее, невоспитанная часть поколения, которая не понимает, что за его спинами стоит одна из величайших культур, когда-либо созданных в мире, – российская, русская культура с совершенно блистательными именами, с совершенно фантастическими открытиями, которыми можно гордиться.

http://pravoslavie.ru/56356.html

скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 1 июля 2020, 18:37 > Атеист - окончательно, абсолютно антропоцентричен в своём мировидении, у него нет ничего и никого, кроме человека. Это гуманист. Атеист это и есть " безбожник " , только по-гречески. Не надо подменять определения. Дарья 13 августа 2019, 20:10 Согласна с Вячеславом. Только хотела поделиться статьёй с близкими и друзьями, но прочла про " демонов большевизма " и теперь делиться не буду. Зачем мешать всё в одну кучу и зачем опять эта предвзятость и клише 20-летней давности? Да столько уважения к труду, сколько было в СССР, не было никогда и нигде! Катерина 11 августа 2019, 02:04 НН 5 августа 2019, 23:13 - Вы так сыплете именами, но Вы сами действительно читали Маяковского? Что-то я сомневаюсь. Дунаев М.М. " Вера в горниле сомнений " , цитата " Маяковский — безбожник, но не атеист. Недаром ещё Достоевский разделял эти понятия. Атеист - окончательно, абсолютно антропоцентричен в своём мировидении, у него нет ничего и никого, кроме человека. У неверия, безбожия — сознание пустоты в центре мира, пустоты, пока не занятой; " и далее приводит финальные кощунственные строчки из поэмы Облака в штанах (копировать их сюда разумеется не буду). Гойя же творил свои ужастики с монстрами в период разгула инквизиции, сравните их с иконами Андрея Рублева периода разгула моноло-татар. Катерина 10 августа 2019, 00:42 Татьяна 7 августа 2019, 09:05 - если та или иная идея отвергает нашего Спасителя, то какого ж духа эта идея могут быть? Прям христианского? И приводят такие отвергающие Спасителя идеи людей разными путанными тропами к одному и тому же антихристу. Просто Господь Сам говорит нам через Евангелие, что желает любую заблудшую овечку спасти. Поэтому Он и выпрямляет эти извилистые дорожки, направляя каждую овечку в свои пречистые спасающие Руки. Ну сто раз же писали пастыри о том, что Господь любое зло применяет для нашего спасения,и коммунизм в том числе.Вы же приписываете дела Его по нашему спасению в качестве заслуги самим богоборческим идеологиям, за которыми стоит явно враг рода человеческого.

http://pravoslavie.ru/122746.html

Льву Федоровичу не суждено было дожить до выхода своей книги. 1 октября 1969 года он скончался; похоронен на Преображенском кладбище в Москве». Цитируемое издание снабжено большой вступительной статьей Б. А. Успенского «К исследованию языка древней живописи» (с. 434). Указаны публикации Л. Ф. Жегина: Пространственно-временное единство живописного произведения. Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. М., 1962; Некоторые пространственные формы в древнерусской живописи. Древнерусское искусство XVII века. М., 1962; «Иконные горки». Пространственно-временное единство живописного произведения. Труды по знаковым системам. Тарту, 1955. Вып. П. 226 Печатается по публикации: Вестник РХД. Париж; Нью-Йорк; М., 1981. 135. (III IV). С. 61–70. 227 «Маковчане» – участники объединения художников «Маковец», которое было основано в 1921–1922 гг., входило в Союз художников и поэтов «Искусство – жизнь». До 1925 г. выставки маковчан устраивались под двойным названием: в 1922 г. – «Первая выставка картин Союза художников и поэтов «Искусство – жизнь» («Маковец»)»; в 1924 г. – «Вторая выставка картин «Маковец» («Искусство – жизнь»)»; 26 декабря 1925 г. была открыта «Третья выставка картин «Маковец» (последняя). А. Я. Тугенхольд писал об этой группе: «Если бубновалетцы, прежде всего, вещественники, то «маковчане» –- люди иной психической установки. «Маковец» – последнее звено русского символизма. В идеологическом органе «Маковца» («Искусство–жизнь») сотрудничали и П. Флоренский и В. Хлебников. Но самая характерная фигура, это безвременно погибший в 1928 г. (под поездом) молодой художник Н. Чекрыгин [здесь, видимо, описка: имеется в виду Василий Николаевич Чекрыгин (род. 1897); см. Каталог его работ (М., 1969). – К. И.], талант широкого размаха и внутреннего горения, наделенный большой фантазией и своеобразным трагическим ощущением жизни. Отпечаток некоторого духовного надрыва отразился и в творчестве его друзей и последователей, сообщив некоторым из них влечение к таким старым мастерам, как Гойя и Эль Греко.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002   003     004    005    006    007    008