По жалобам того же митрополита Иосифа король неоднократно рассылал свои грамоты к князьям, панам, воеводам, старостам, наместникам и прочим властям великого княжества Литовского, чтобы они не делали великих несправедливостей и грабежей церковным людям и не вступались в духовные дела митрополита, а в 1533 г. вновь подтвердил это всем названным властям и лицам, угрожал им своим гневом за непослушание и отправил к ним особого своего дворянина, который бы еще словесно именем короля наказал им не препятствовать митрополиту судить их попов и людей греческого закона в делах духовных и в противном случае брал бы насильно этих попов и людей и представлял к митрополиту. Право подаванья, которым с такою неограниченностию пользовался сам король и которое продолжал предоставлять другим лицам, также немало стесняло права Церкви и духовных властей и иногда служило поводом к явным несообразностям, на которые, впрочем, и сами православные вследствие укоренившегося обычая смотрели безразлично. Епископ Владимирский и Брестский Пафнутий писал к королю, что Луцкий владыка Кирилл находится в великой старости и болезни, и бил челом, чтобы по смерти этого владыки король дал «тот хлеб духовный, владычество Луцкое» ему, Пафнутию. И король пожаловал Пафнутию грамоту (1526), что ему, а не кому-либо другому отдаст тот хлеб духовный по смерти владыки Кирилла, ссылаясь притом и на ходатайство трокского воеводы князя Константина Ивановича Острожского. Лаврашевский архимандрит Алексей поведал пред королем, что троицкий архимандрит в Вильне Тихон весьма немощен, и просил дать по животе Тихона ему, Алексею, ту троицкую архимандритию, о чем писали также к королю воевода трокский князь Острожский и сам митрополит. Король во внимание к таким ходатайствам пожаловал (1524) и Алексию грамоту, что предоставит ему просимую архимандритию. Некто Андрей Дягилевич из Киева поведал пред королем, что имеет намерение сделаться священником, а как князь Федор Ярославич забрал у него товар и много вещей и, не заплативши за них, умер и долг должен быть уплачен из королевской казны, то и просил взамен этой платы дать ему, Дягилевичу, в Киеве три церкви королевского подаванья: Николаевскую Межигорскую, Николаевскую Иорданскую и Христо-Рождественскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Старуха сочла меня католиком, и хотя впоследствии ей объяснили, что я русский и православный, но религиозные познания моей хозяйки не простирались так далеко, чтобы отличать православие от католичества, и она продолжала меня считать единоверцем. При помощи русского посланника князя Дашкова я получил доступ в шведский государственный архив 82 и занимался там русскими бумагами, оставшимися с того времени, когда Новгород с частию своих земель находился под властию шведской короны; но в этих бумагах, правду сказать, я нашел мало любопытного. Гораздо интереснее показались мне кое-какие латинские, французские и немецкие бумаги, относившиеся к эпохе Северной войны. Тут я пожалел, что заранее не учился по-шведски. Доступ в архив был открыт самым гостеприимным образом; чиновники так были любезны, что старались услужить чем-нибудь, и, кроме того, посланник передал меня особому покровительству одного из служивших там, бывшего профессора Нордстрема, знавшего порядочно по-французски и потому дававшего мне возможность вести с ним беседы. При его посредстве я съездил в Упсалу и осмотрел тамошний музей древностей местной истории. Замечу при этом следующий случай, очень занимательный и поучительный. Всем известно предание о таинственном видении, бывшем с королем Карлом XI: много раз было писано о нем. Рассказывали, что этот король, занимаясь наблюдением звезд, увидал свет, выходивший из пустой залы Национального собрания. Король отправился туда, нашел двери запертыми и, отомкнувши их, увидел сидящих за столом, покрытым черным сукном, неизвестных лиц, показавшихся ему судьями. В залу ввели какое-то лицо; один из судей прочитал приговор; осужденному отрубили голову, и кровь с его отрубленной головы брызнула на башмак короля. Сидевший за столом председатель суда сказал королю: «То, что ты видел, случится не с тобою, а с одним из твоих преемников». Вслед за тем все исчезло, король остался в темноте, но кровавое пятно на его башмаке было свидетельством, что король видел это не во сне; и этот башмак, как писали, сохраняется в Упсале. Когда я, вспомнивши о читанном мною, стал спрашивать о башмаке, на мой вопрос засмеялись и отвечали, что эту сказку выдумали не в Швеции, а где-то на континенте, и никакого башмака не было в Упсале, и ни о каком видении не записывалось в шведских бумагах. «Правда, – говорили мне, – что нынешние камер-лакеи во дворце, подделываясь ко вкусу путешественников, покажут вам то окно во дворце, чрез которое король Карл XI увидал таинственный свет, но это не более как повторение чужеземной сказки, зашедшей к нам из иностранных книг». И в самом деле, потом я осматривал в Стокгольме королевский дворец, и придворный служитель показал мне это окно, точно так же, как в Москве показывают в Кремлевском дворце окно, откуда будто бы выскочил Самозванец, тогда как здание нынешнего Кремлевского дворца в его настоящем виде – произведение эпохи императора Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В стенах римской крепости святитель учредил свой главный монастырь и миссионерский центр, став его игуменом Именно на этом месте, в стенах римской крепости, святитель учредил свой главный монастырь и миссионерский центр, став его игуменом. Скорее всего, угодник оставался настоятелем этой обители до конца жизни. В 545-м году он принял участие в Церковном Соборе в Лландеви-Бреви, на котором святитель Давид был избран Предстоятелем Валлийской Церкви. Святитель Киби отличался ученостью и мудростью. Он учил клириков догматам христианской веры и рассуждал о расхождении календарей Римской и Кельтской Церквей задолго до Собора в Уитби, который прошел в 664-м году и решил этот вопрос. Прижизненные чудеса и кончина Со святым Киби связано много чудес. Одна история гласит, что, когда Киби с десятью спутниками покинули Корнуолл, проплыли Бристольский залив и ступили на валлийский берег, их крайне недружелюбно встретил правитель Эделиг, который хотел прогнать миссионеров. Но, как только злобный король приблизился к монахам, его лошадь упала замертво, а сам он со всеми своими солдатами ослеп. Исполнившись раскаяния, вождь пал на колени перед святым Киби, прося прощения. В следующий миг силою Божией зрение вернулось и ему, и его воинам, а лошадь встала живой и невредимой. В награду за совершенное чудо король жаловал святителю земли для основания двух церквей: в Ллангиби и Лландегвете. Одну из них, церковь в Ллангиби, эксперты считают «одной из самых примечательных и интересных в долине реки Аск». Ее алтарь, неф и колокольня относятся к XIII веку, а внутри сохранилась средневековая живопись, включая фреску «Христа воскресного» . Подобно другим кельтским подвижникам, святой Киби славился близким общением с животными Подобно другим кельтским подвижникам, святой Киби славился близким общением с животными. Однажды во время охоты король Гвинета погнался с гончими за дикой козой. Коза прибежала к хижине святого Киби, который нередко удалялся на молитву в уединенных местах. Разгневанный правитель потребовал, чтобы Киби вернул ему козу, а иначе он выгонит его из королевства. Святитель кротко ответил, что заставить его уйти – во власти одного Бога, и предложил ему посвятить козу Господу. Пристыженный король согласился; было решено, что та земля, которую обойдет коза, будет пожалована святому Киби для учреждения монастыря. Коза обошла довольно большую территорию и к вечеру вернулась к отшельническому домику хозяина. Король сдержал обещание, и на том месте была основана обитель.

http://pravoslavie.ru/125701.html

Церковью в Галиции в это время управлял митрополит Киевский чрез наместников, именовавшихся справцами. Справец ведал, собственно, округом Галича. Проживал он в имении за городом. При существовавшей там церкви жило высшее духовенство (крылос). Соборная церковь именовалась крылошанскою, а село – Крылосом. В 1509 году король Сигизмунд I дал латинскому Львовскому архиепископу право назначать этого справца, желая, как он выразился в грамате: «по долгу христианскому, чтобы схизматики в Галиции удобнее могли бы быть привлекаемы к истинной вере». Произошло же это тогда, когда киевские митрополиты стали именоваться и галицкими. Права православных стеснены были до крайности. Их свидетельства не признавались магистратом, они вносили десятину в пользу латинских приходов, магистрат назначал православных священников, вносилась поголовная подать «за схизму». Помощи православным ожидать было не откуда. Московский государь был далеко и не мог заступаться, как это делал за единоверцев в соседней к нему Литве. Пришлось и там сплотиться с помощью братств. В 1544 г. было основано во Львове, столице Галиции, первое – Св. Николаевское – братство. В двадцатых годах XVI в. за православных галичан заступился кн. К. И. Острожский. Король смягчил несколько их положение. С ведома латинского архиепископа королем был назначен митрополичий наместник, православный дворянин Гдашицкий, согласно грамате имеющий наблюдение над «попами и синагогами Русского обряда». Синагогами король называл православные храмы. Наместник, возведенный в сан львовского архимандрита, проявил большое усердие в пользу православия. Униженное и притесненное духовенство ободрилось. Начали возвращаться в истинную Церковь отпавшие от нея из страха. Архиепископ всеми способами добивался от короля удаления ревностного наместника. Последний был удален. Наместником архиепископ назначил католика Сикора. Тщетны были жалобы галичан королю. Митр. Иосиф III, с своей стороны, назначил им наместника, но тот оказался неудачным. Тогда православные всех сословий, с участием духовенства, выступая от «земли Русской и Подольской», выбрали наместником львовского гражданина Макария Тучапского. Митрополит, возведя его в духовный сан, утвердил в этом звании. Удалось получить на это согласие короля. Архиепископ заявил королю, что наместник поставлен незаконно, без его согласия. Дело рассматривалось в сейме, который, конечно, принял сторону архиепископа. Галичане нашли, через двух панов, доступ к корыстолюбивой королеве Боне (урожд. Сфорца). Получив 200 волов, она добилась отмены королем привилегии, заготовленной архиепископу, и предоставления ея Тучапскому. Потом убедили короля отказаться от этого решения; галичане дважды дарили волов. Архиепископ, опираясь на сейм, настаивал на своем. Тогда король посоветовал галичанам просить митрополита поставить им Тучапского в епископа. Когда это было исполнено, король утвердил его. Восстановлена была древняя Галицкая епархия, независимая от Львовского католического епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Король указал Макарию явиться на Краковский Сейм в этом же году, чтобы там же получить свой привилей. Но арцибискуп вторично упросил короля не выдавать привилея. Однако, Макарий вторично поднес королю 110 волов. Приехавший Макарий долго жил в Кракове. Король боялся идти открыто против латинского духовенства. Сейм разъехался. Макарий, прожив в Кракове почти целый год в ожидании, наконец, «с великою бедою, накладом и трудом» получил ожидаемый привилей, обязавшись еще дополнительно заплатить королю 140 волов. Но арцибискуп потребовал от Макария отдать этот привилей ему – арцибискупу: «я этого не оставлю, пока жив. Русь должна быть в моей власти. Король без меня не мог этого дать». Арцибискуп подал жалобу королю. Король, попав в трудное положение, посоветовал возвысить позицию митрополичьего наместника, поставить его во епископа. Православные обрадовались, но почуяли, что Макарий может быть по дороге убит. Поэтому толпой проводили его до границы. Макарий в 1539 г. поставлен, а король в утвердительном акте мотивировал учреждение викариатства политической необходимостью. Он писал «наши подданные галичане греческой веры жаловались нам, что, не имея своего епископа, они по делам духовным, ради хиротоний, браков, освящения церквей, принуждены ездить к сторонним архиереям в Молдавию и другие места». Вот почему необходимо прекратить это опасное тяготение к загранице. Вот картина бесправия православной церкви в рамках тотально-латинской Польши. Епископ Макарий, получив титул «епископа митрополии Галицкой, владыки Львовского и Каменца Подольского», обосновался при главной церкви Львова, Великомученика Георгия (собор св. Юра). И возобновил здесь давно исчезнувшее учреждение «крылоса», как органа епископского управления. В этом учредительном акте епископии перечислены православные церкви города Львова. Их было девять, даже больше на одну цифру против их числа 100 лет тому назад. Это свидетельствует о твердости православных русских галичан, несмотря на режим притеснений. Латинское духовенство, конечно, не могло примириться с этой епископской организацией православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Все эти регалии оставались в храме до коронования и охранялись почетною стражею. При входе в собор митрополит вместе с остальными архиереями и многочисленным духовенством приняли королевские регалии и положили их по обе стороны иконостаса на особо приготовленных местах. Тотчас после сего началось всенощное бдение, за которым освящены были королевская корона и остальные королевские регалии, 8 сентября в 8 ч. утра его величество король, окруженный государственными сановниками и своею свитой, торжественно шествовал из своего королевского дворца в соборный храм, при колокольном звоне и громе пушек со стены белградской крепости. В западных вратах собора его величество короля встретили митрополит с крестом и св. водою, епископ шабачский Димитрий с св. Евангелием, остальные епископы – Нишский Никанор, жичский Савва и Тимочский Мелетий с иконами Божией Матери и св. Андрея Первозванного. После краткой речи митрополита началось шествие к царским дверям. Впереди шли диаконы и протодиаконы, за ними священники, протоиереи и архимандриты, затем митрополит и остальные архиереи, все в новых —158— торжественных, нарочито для этого случая приготовленных, облачениях. Вслед за митрополитом следовал его величество король в сопровождении престолонаследника и остальных детей королевских, престолонаследника Черногория с супругой, государственных и военных чинов и свиты. Приложившись к местным иконам у царских дверей, король взошел на ступени своего трона, и вслед за сим начался чин коронования по нарочитому церковному уставу. После совершения чина коронования началась литургия. Во время причастия преосвященные епископы шабачский Димитрий и нишский Никанор пригласили короля приступить к таинству причащения. Сняв предварительно с себя меч, король последовал приглашению. Митрополит встретил короля у царских дверей и ввел его в св. алтарь. Затем по уставу совершено причащение короля. По возвращении его величество король, став на ступени своего трона и препоясав опять меч, возложил на свою голову королевскую корону, в руки взял скипетр и державу, и литургия продолжалась.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После Нейсской капитуляции некоторые короли предпочли получить свои короны от престола св. Петра: в 1204 г. Педро Арагонский сложил свою корону на гробницу ап. Петра и вновь получил ее – уже из рук папы, тем самым став вассалом Св. престола и обязавшись платить ему ежегодную подать, а в 1213 г. английский король Иоанн Безземельный получил в Дувре свою корону из рук папского легата Пандульфа. Папам же, в конце концов, удалось вернуть себе право епископской инвеституры в Сицилийском королевстве, которое активно оспаривалось Римской империей. Нейсская капитуляция была возобновлена в 1209 г. в Шпейере: Церковное государство было признано в полном его объеме. В 1213 г. то же самое, «во внимание к безграничным и неисчислимым благодеяниям своего защитника и благодетеля папы Иннокентия», был вынужден сделать в Эгере Золотой буллой Фридрих II [король Германии (римский король) с 5 декабря 1212 г., император Священной Римской империи с 22 ноября 1220 г., король Сицилии в 1197–1212 и 1217–1250 гг.]. Были сделаны крупные уступки касательно свободы Церкви от государственной власти, вследствие чего Вормсский конкордат потерял силу. Из имперских прав в уступленных церкви землях сохранилась только обязанность поставлять свите короля фураж (foderum) во время коронационного путешествия. Римский король впервые с начала существования империи поименовал себя королем «милостью Божьей и папы». В том же году Оттон IV был коронован императорской короной. В многочисленных манифестах папы и императора антагонизм церкви и государства становится все более наглядным – особенно тогда, когда папе удавалось взять на себя роль третейского судьи в делах империи (как это было, например, когда Григорий IX занял положение арбитра в конфликте императора Фридриха II с Ломбардской лигой). Папа видел себя обладателем imperium (власти над душами), транслирующим волю Божью всем верующим, а также principatus rerum et corporum in universo mundo (княжения над всеми делами и телами в целом мире). Император, со своей стороны, желал восстановить imperium mundi – власть (как это было при господстве законов Древнего Рима) над всем миром. над всей ойкуменой (теперь уже – христианской); Риму в этой системе надлежало снова стать столицей мира, а Римскому императору – реальным императором римлян. Именно поэтому император находился в столь жесткой оппозиции к всемирно-имперским планам папы, и все военные победы имперских войск лишь углубляли эту оппозицию государства и церкви, отвечавшей на них все новыми экскоммуникациями императора – «сознавшегося еретика» и «кощунственного апокалиптического зверя» (как он был назван в булле от 20 марта 1239 г.), пытающегося отвоевать у папы его светские владения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для того, чтобы в благонамеренных распоряжениях по церковным делам не допустить какой-либо ошибки против постановлений вселенской церкви, он входил в письменное сношение с просвещенным болгарским архиепископом Димитрием Хоматиным, знатоком церковных правил 563 . Святой король много благотворил храмам и обителям православия: студенице, милетскому, кафедральному в Жиче, сопочанам 564 , которскому монастырю Превале, где впоследствии паписты отравили зараз 72 инока 565 . Не говорим о Хиландаре. Некрепкий здоровьем, блаженный Стефан в болезни почувствовал близость смерти и желал принять пострижение от руки св. брата своего. Святитель Савва, имея в виду неглубокую старость его, отвечал, что ещё будет время для выполнения желания. Когда же по новому призыву к умирающему королю явился владыка, брат-король лежал уже бездыханный. Пораженный скорбию, святитель помолился и Стефан ожил, чтобы выполнилось желание его 566 ; пострижение совершено и он предал дух свой Господу, сент. 24, 1224 г. 567 Тело короля-инока чрез год по смерти оказалось нетленным и он причтён к лику святых 568 . Из четырёх сыновей его трое: Родослав (с окт. 1224 г.), Владислав (с февр. 1230 г.) и Стефан Урош, храпавый (с 1239 г.), один за другим, были венчанными королями Сербии 569 . Сын, король Владислав как и отец, чтится в числе святых. Ему пришлось потерпеть довольно тревог от людских слабостей. Брат его Родослав, сведенный с ума безпутною женою, венецианкою, за безпутства выгнан был из Сербии и Владислав объявлен был преемником его 570 .– Но Родослав грамотою от 4 февр. 1284 г. объявил из Дубровника, что он – король Сербии и надеется возвратить себе престол, которого лишён братом 571 . Убеждения святителя Саввы заставили Родослава принять монашество 572 . Едва окончились эти тревоги, как Владимир, граф омышский, с своими омышанами, привыкшими к морскому разбою, опустошил приморские земли Сербии. Расправившись оружием с грабителями, Владислав обязал рагузян грамотою не помогать ни Владимиру, ни другому подобному, в действиях неприязненных для Сербии 573 .– Заботясь о внутреннем устройстве Сербии, король Владислав отыскал серебряные рудники в стране своей и разработкою их обогатил Сербию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Правда твоя, Людовик, – ответил лорд Кроуфорд. – Но помолчи, я, кажется, лучше тебя понял, в чем тут дело. – Дай-то господи, милорд! – заметил Меченый. – А то, верите ли, у меня все нутро переворачивается, когда я подумаю, что сын моей сестры может бояться засады. – Я догадываюсь, в чем дело, молодой человек. Должно быть, во время этого путешествия тебе пришлось повстречаться с изменой, и у тебя явилось подозрение, что король сам ее подстроил. – Да, всю дорогу меня преследовала измена, и счастье мое, что я ее избежал. Был ли тут виноват король или нет, пусть рассудит Бог и решит собственная совесть его величества. Но король накормил меня голодного, приютил бездомного, и не мне, особенно теперь, когда он в беде, возводить на него обвинения, может быть, даже несправедливые, потому что я слышал их из самых подлых уст. – Сын мой! Дорогой ты мой мальчик! – воскликнул лорд Кроуфорд, обнимая Квентина. – Ты настоящий шотландец до мозга костей! Такой человек не покинет друга и не станет поминать старые обиды, когда того приперли к стенке, а поспешит ему на выручку. – Если уж Кроуфорд тебя обнял, так дай и я обниму тебя, племянник, хотя тебе и следовало бы знать, что для солдата засада то же, что молитвенник для священника! – Уж ты бы лучше помолчал, Людовик! Ты, мой друг, просто осел, если не понимаешь, каким племянником тебя наградил господь!.. А теперь скажи мне, дружок: знает ли король о твоем благородном и мужественном намерении? Видишь ли, ему, бедняге, в теперешнем его положении очень важно знать, на кого он может положиться. Ах, и зачем только его гвардия не с ним! Но да будет воля господня! Так как же, знает король о твоем намерении или нет? – Наверное не могу сказать, милорд, – ответил Квентин, – хоть я и сообщил Мартиусу Галеотти, астрологу, что ни в коем случае не выдам герцогу ничего, что могло бы повредить королю. Что же касается моих подозрений, то прошу меня извинить; я не могу поделиться ими даже с вашей милостью; тем меньше, понятно, у меня было охоты сообщать их ученому философу.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

Нам известны следующие славянские рукописи этого времени, содержащие чины обручения и венчания: I. Русские: ГИМ, Воскр. 7, 1380 г., л. 51об.–59об.; 73об.–75. ГИМ, Син. 598, кон. XIV в., л. 76об.–86. ГИМ, Син. 601, кон. XIV в. («Служебник митрополита Киприана»), л. 124об.–132об. РГБ, ф. 247 (Рогож.) 566, кон. XIV в., л. 65–79об. II. Южнославянские: РНБ, Q.n.146, кон. XIII–haч. XIV в. 34 , сербск., л. 98–99об. НБКМ 960, 1-я треть XIV в. («Зайковский Требник»), сербск. копия болг. оригинала, л. 16об.–27. РНБ, Гильф. 21, 1-я пол. XIV в. 35 , сербск., л. 15об.–19об. РНБ, Q.n.I.24, 1-я пол. XIV в., сербск. копия болг. оригинала, л. 8об.– 15об. НБС, Дечан. 67, сер. XIV в., сербск., л. 60–67об. ГИМ, Хлуд. 121, кон. XIV в., сербск., л. 5–16об. НБС, Дечан. 69, ок. 1390–1400 г., сербск., л. 160–166об. В приведенный перечень не включены рукописи РНБ, Соф. 525 и РГАДА, Син. тип. 42, также содержащие рассматриваемые чины и датируемые в ряде публикаций XIV в. Это объясняется уточнением их датировок: листы Служебника РНБ, Соф. 525 71–78об., которые содержат чины обручения и венчания, принадлежат не XIV (как указано в рабочем описании Софийского собрания), а XV в. 36 ; рукопись РГАДА, ф. 381 (Син. тип.) 42, согласно устному сообщению А. А. Турилова, следует датировать 1-й половиной XV в. 37 Во всех перечисленных списках содержатся как чин обручения, так и чин венчания. Всюду, кроме ГИМ, Воскр. 7, эти два чина выписаны подряд (в ГИМ, Хлуд. 121 чины обручения и венчания скопированы разными переписчиками). Научное издание существует лишь для одной из этих рукописей – «Зайковского Требника» 38 38 ; прочие рукописи не изданы и были изучены нами de visu. Система рубрик: общие замечания Уже само заглавие чина обручения в пяти из десяти славянских рукописей XIV в. (в РНБ, Q.n.I.46 чина обручения нет): Чинь на оброучение кь моужоу цремь и прочимь – так в НБКМ 960; РНБ, Гильф. 21; НБС, Дечан. 67; ГИМ, Хлуд. 121; ГИМ, Син. 601 39 39 , – заставляет вспомнить об описанном нами выше комплекте рубрик, появляющемся с XI в. в греческих списках чинов обручения и венчания с пополнениями константинопольского типа, поскольку аналогичное греческое заглавие чин обручения получает именно в рамках этого комплекта. И действительно, во всех пяти славянских списках, дающих чину обручения процитированное характерное заглавие, описанный нами выше комплект рубрик присутствует полностью. Имеется этот комплект также и в трех из пяти оставшихся рукописей: ГИМ, Син. 598; РГБ, ф. 247 (Рогож.) 566; НБС, Дечан. 69, – несмотря на то, что заглавие чина обручения в этих рукописях имеет иной вид 40 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010