Они, полные ярости, ушли, и мученик остался вместе с Георгием. Георгий припал к ногам святого и просил его благословения, а мученик отвечал: — Ты, брат, меня благослови, я грешный человек и столько зла сотворил. Иди, брат, сядь рядом со мной. И когда он сел рядом, Феодор спросил его имя. — Георгий меня зовут, — ответил он, — и я пришел сюда ради любви к тебе. Мученик, поблагодарив его, сказал: — Брат мой Георгий, вчера днем и всю ночь я пробыл один, и мое сердце наполнилось таким страхом и боязнью по внушению сатаны, что я чуть не впал в отчаяние, затем мне помогла благодать Божия. Ты хорошо сделал, брат мой, что пришел утешать меня, потому что с яростью на меня восстали враги мои. Тогда Георгий стал напоминать мученику о трех отроках, которых бросил царь в пещь огненную, о великомучениках Димитрии и Георгии, из житий которых он рассказал некоторые эпизоды, так что мученик, полный радости, стал произносить слова той молитвы, которую для него сочинил его духовный брат. Затем спросил Георгий его имя, происхождение, имеет ли он родителей и что его побудило к мученичеству. Ответив на эти вопросы, мученик попросил бумаги и чернил и написал письмо епископу, прося сообщить о нем его духовнику на Хиос, и написал своим родителям. После того как Георгий пробыл в тюрьме немало времени, прошел слух, что мученику отсекут ноги до колен и отправят для издевательств на базар. Узнав об этом, татархан отправился к судье и стал поносить его бранными словами, говоря, что по законам тот, кто похулил Магомета, должен быть осужден на смерть, и нельзя его оставлять хулить их веру. Но судья воспротивился этому. В темницу пришел один из слуг муселима, говоря, что если мученик не произнесет салавати (исповедания мусульманской веры), то он его убьет. Мученик же, подняв голову, стал поносить и его, и салавати, и Магомета, и их веру. Один из мусульман, разгневавшись, достал пистолет, но был удержан другим, который сказал, что нельзя так убивать. Немного спустя, в темницу вошло много людей, которые сказали мученику, что пришел его последний час. Феодор, поблагодарив Бога, спросил Георгия:

http://predanie.ru/book/139070-novomuche...

22 . Святаго равноапостольнаго Аверкия, епископа Иерапольскаго, чудотворца. Святых седми отроков, иже во Ефесе. Празднование Пресвятей Богородице, чудотворныя ради иконы Ея Казанския . 23 . Святаго апостола Иакова, по плоти брата Господня . Пренесение честных мощей святаго Иакова Боровицкаго, чудотворца. 24 . Святаго мученика Арефы и иже с ним. Празднование иконе Божия Матере, именуемой Всех скорбящих Радость . 25 . Святых мученик и нотарий Маркиана и Мартирия. Праведныя Тавифы. 26. Святаго великомученика Димитрия Мироточца, Солунскаго . Воспоминание великаго и страшнаго трясения (труса) в Константинеграде в лето от воплощения Христова 740-е. 27 . Святаго мученика Нестора. 28 . Святых мученик Терентия и Неонилы. Преподобнаго Стефана Савваита, творца канонов. Иже во святых отца нашего Арсения, архиепископа Сербскаго. Святыя мученицы Параскевы. Преставление преподобнаго Иова, игумена и чудотворца Почаевскаго. Иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита Ростовскаго. 29 . Святыя преподобномученицы Анастасии Римляныни. Преподобнаго Аврамия. Преставление преподобнаго Аврамия архимандрита, Ростовскаго чудотворца. 30 . Святых мученик Зиновия и Зиновии, сестры его. 31 . Святых апостол Стахия, Амплия и иже с ними. Святаго мученика Епимаха. Ноемврий 1 . Святых и чудотворцев, безсребреников Космы и Дамиана, иже от Асии. 2 . Святых мученик Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора и Анемподиста. 3 . Святых мученик Акепсимы епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона. Обновление храма святаго великомученика Георгия, иже в Лидде, идеже положено есть честное тело его. 4 . Преподобнаго Иоанникия Великаго. Святых мученик Никандра, епископа Мирскаго, и Ермея пресвитера. 5 . Святых мученик Галактиона и Епистимии. Преставление иже во святых отца нашего Ионы, архиепископа Новгородскаго, чудотворца . 6 . Иже во святых отца нашего Павла, исповедника, архиепископа Константиняграда. Преподобнаго Варлаама Хутынскаго, Новгородскаго чудотворца . Иже во святых отца нашего Германа, архиепископа Казанскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Муч. Галактион († 251 г ) крестил жену свою Епистимию († 251 г.), но потому что не было ни священника, ни епископа, которые могли бы совершить крещение. 6.      Пр. Павла испов., Луки, Луки печер.; мц. Текусы, Александры, Клавдии, Палакиты, Евфросинии, Афанасии, Матроны; п. Варлаама хутын. (1192); св. Германа, архиеп. Казанского (1567); Варлаама керетского. 7.       Свв. мученик, иже в Мелитине: Иеропа, Психия, Никандра, Афанасия, Маманта, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Феодула, Евгения, Епифания, Максимиана, Феофила, Дорофея, Феодота, Аникиты, Евтихия, Клариона, Варахия, Ксанфия, Каллимаха, Фгодоха, Острихия, Дукития, Клавдиана, Гигантия, Кастрихия, Фемелия, Диодота, Аммонита; Антонина, Феодота; мц. Фессалоникии, Меласиппа, Касании; п. Лазаря (1053 г.); обр. мощ. п. Кирилла новоезерск., п. Зосимы. 8.      Собор Архистратига Михаила и прочих Сил безплотных. 9. М.: Онисифора, Порфирия, Антония, Александра; п.: Матроны, Феоктисты, Евстолии (610), Сосипатры, Онисифора печерск., Иоанна колова; ик. Б. М. Скоропослушницы. Пр. Феоктиста († 881 г.), по мнению раскольпиков-безпоповцев, никогда в жизни не причащалась; между тем в Прологе говорится, что перед своей смертью она причастилась Христовых тайн, принесенных ей, по ее просьбе, некиим ловцом. Св. мученик Антоний, камоносечец, терпел биения от своих одноземцев за сокрушение идолов; рассечен на части за созидание церкви во имя Святой Троицы, невдалеке от Анамеи Сирийской. 10. Ап.: Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта, Тертия, Ераста; м. Ореста; п. Феостирикта; свм. Милия, еп. персидск. (341), м. кн. Константина (842) и вм. Георгия (груз. цер.). 11.       Мч. Мины, Виктора, мц. Стефаниды, м. Викентия; п. Феодора студита ; блаж. Максима московск. чудотв.; п. Мартирия зеленецк.; Стефана дечанского (сербск.). Пр. Феодор Студит был ревностный защитник иконопочитании. В Ч.-Минее под этим числом говорится, что св. мученики, считая таинство причащения необходимым для христианина, имели при себе запасные св. дары и причащались ими перед своей смертью и мучениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

В 1470 году Казимир, король польский и великий князь литовский, приехал на сейм, созванный в Петркове, где требовал денежного вспоможения. Малополяне сказали ему на это, что великополян на сейме нет, а без них они не могут ни на что согласиться, и прибавили: «Ты нам о денежном вспоможении и не говори до тех пор, пока не выдашь нам подтверждения прав и не означишь верно в грамоте, какие области принадлежат Польше и какие Литве». Король подписал подтверждение всех прав и тогда только получил деньги. Мог ли король, зависевший во всем от сеймов, успешно бороться с великим князем московским, который по произволу располагал силами своего государства? Но кроме внутреннего бессилия Казимир не имел возможности остановить успехи Иоанна еще и потому, что все внимание его было обращено на отношения к западным соседям. Мы видели, что Казимир, принявши Новгород в свое покровительство, не защитил его от Иоанна, ибо в том самом 1471 году умер чешский король Юрий Подебрад; избирательный сейм разделился: одни, державшиеся гусизма, хотели видеть преемником Юрия, сына его, другие – Владислава, сына короля польского Казимира, третьи – Матвея, короля венгерского, четвертые – императора Фридриха, иные – короля французского. Владислав польский был наконец избран; но Матвей венгерский не хотел отстать от своих притязаний; с другой стороны, маркграф мейсенский пустошил чешские владения, и Владислав, отправляясь в Прагу, должен был взять у отца значительный отряд войска. Мало этого: в то время как король Матвей старался добыть чешский престол, часть его собственных подданных – венгров восстала против него и прислала к Казимиру польскому просить у него себе в короли другого сына Казимира, угрожая в случае отказа передаться туркам. Казимир отправил сына в Венгрию с значительным войском; это предприятие не удалось, но тем не менее внимание и силы Казимира были отвлечены на запад, а на востоке между тем новгородцы потерпели поражение от Иоанна и принуждены были отдаться в его волю. Не имея возможности бороться сам с Москвою, Казимир возбуждал против нее Орду обещанием действовать вместе; в 1472 году Ахмат явился в московских пределах; но Казимир не мог оказать ему никакой помощи, потому что должен был опять посылать помощь сыну, Владиславу чешскому, против венгерского короля Матвея, должен был сам готовиться в поход в Пруссию. В 1477 году Иоанн окончательно подчинил себе Новгород, а Казимир не мог оказать последнему никакой помощи, потому что Матвей венгерский не давал ему покоя, возбуждал против него Пруссию, Стефана, воеводу молдавского, самих поляков, а шляхта не хотела давать денег на сейме; наконец, в 1480 году, когда надобно было действовать опять вместе с Ахматом, Менгли-Гирей крымский напал на Подолию, а мор опустошал Польшу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Среди них был Эдильхер, брат и наследник Анны, короля восточных англов, из–за которого и началась эта война ; он был убит, потеряв всех своих воинов и союзников . Битва произошла возле реки Винвед , которая от сильных дождей вышла из берегов, так что многие из тех, кто не пал от меча, утонули во время бегства. После этого король Освиу в исполнение своей клятвы вознес хвалы Господу за дарованную ему победу и посвятил в вечное Его девство свою дочь Эльфледу, которой только что исполнился год. Он также выделил двенадцать участков земли, где должны были поселиться монахи, чтобы, освобожденные от земной воинской службы , они несли небесную повинность и с неослабевающим рвением молились за вечный мир для своего народа. Шесть из этих участков находились в Дейре, а шесть–в Берниции; каждый был величиной в десять фамилий, что всего составляло сто двадцать. Посвященная Богу дочь Освиу была отдана в монастырь под названием Херутей, что значит Олений Остров , где аббатиссой в то время была Хильда. Два года спустя она получила десять фамилий земли в месте, называемом Стренескальк , и построила там монастырь, где королевская дочь сперва была ученицей, а затем и наставницей в правиле. Около шестидесяти лет от роду эта блаженная дева отошла, чтобы соединиться со своим Небесным Женихом. Она похоронена в том монастыре вместе с ее отцом Освиу, ее матерью Энфледой, ее дедом Эдвином и многими знатными людьми; все они покоятся в храме святого апостола Петра. Король Освиу дал сражение в области Лойдис за шестнадцать дней до декабрьских календ , на тринадцатом году своего царствования к великой пользе обоих народов; поскольку своих подданных он избавил от нападений враждебных язычников, а мерсийцев вместе с жителями сопредельных провинций обратил к милостям христианской веры, уничтожив их неверующего правителя. Первым епископом королевства Мерсии вместе с областями линдисфарнцев и срединных англов был Диума; как уже говорилось, он умер и был похоронен у срединных англов. Вторым епископом был Келлах, который оставил епископство прежде своей смерти и удалился в Скоттию, поскольку он также был скоттом. Третьим епископом был Трумхер, происходивший из англов, однако обученный и посвященный скоттами. Он был аббатом в монастыре, основанном в месте под названием Ингетлинг, где, как описано выше, был убит король Освин. Королева Энфледа, его родственница, попросила короля Освиу искупить убийство Освина пожалованием этого места слуге Божьему Трумхеру, который также был близким родственником убитого короля. Там построили монастырь, где постоянно возносились молитвы за вечное спасение обоих королей, убитого и его убийцы. Король Освиу правил мерсийцами и прочими южными народами три года после того, как был убит король Пенда. Он также подчинил англам большую часть народа пиктов .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

После этого Роман вышел из города, чтобы просить помощи у русских князей. Когда он был на мосту в Шумске, его захватили Зернько и Чухома, и приведен он был в стан к князю Даниилу и ко всем князьям и воеводам угорским; тогда они послали к горожанам с речью: «Сдавайтесь, ваш князь захвачен». Они не верили, пока не получили вестей, и тогда сдались звенигородцы. Оттуда они пошли к Галичу, а Владимир бежал из Галича, и сын его Изяслав, и преследовали их до реки Незды. Изяслав бился у реки Незды, у него отняли вьючных коней; затем он вернулся в Галич. Тогда великая княгиня Романова приехала повидать своего родного сына Даниила. Тогда бояре владимирские и галицкие, Вячеслав Владимирский, и все бояре владимирские и галицкие, и воеводы угорские посадили Даниила на престол отца его великого князя Романа, в церкви святой Богородицы и приснодевы Марии. Король Андрей не забыл своей прежней любви, которую имел к брату своему великому князю Роману, но послал своих воинов и посадил в Галиче сына своего Даниила. Князья Роман, Святослав и Ростислав были захвачены, и угры хотели отвести их к королю, а галичане из мести просили, чтобы их повесили. Они подкупили угров большими подарками, и были преданы на повешенье князья Игоревичи в месяце сентябре. Даниил княжил в Галиче: он был так мал, что и матери своей не узнал. Через некоторое время галичане прогнали мать Даниила из Галича. Даниил не хотел расставаться со своей матерью и плакал о ней, еще молод он был. И приехал Александр, шумавинский тиун, и взял за повод его коня. Даниил извлек меч и, замахнувшись на него, ударил коня под ним. Мать же, взяв меч из его рук, уговорила его остаться в Галиче, а сама уехала в Белз, оставив его у коварных галичан, по совету Владислава она хотела сама княжить. Король узнал о ее изгнании и огорчился. В год 6717 (1209). Пришел король в Галич и привел свою невестку, великую княгиню Романову, и бояр владимирских, и Ингварь пришел из Луцка, и другие князья. Король совет держал со своей невесткой и с владимирскими боярами, говоря: «Владислав княжит, а мою невестку выгнал». Схвачены были Владислав, Судислав и Филипп и подверглись пыткам. Дав много добра, Судислав обменял себя на золото, иными словами, дав много золота, избавился. А Владислава оковали и повели в Угорскую землю. А когда Владислава вели к уграм, Явольд и Ярополк, его брат, бежали в Пересопницу к Мстиславу и привели Мстислава Ярославича, и Мстислав пришел с ними к Бужску. А Глеб Поткович убежал из Бужска. Иванко Станиславич и его брат Збислав прибежали в Галич, сообщив галичанам о войне и осаде. А княгиня Романова со своим сыном Даниилом и Вячеславом Толстым бежала в Угорскую землю, а Васильке с Мирославом поехали в Белз. По прошествии времени король начал большую войну.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1210 ...король велел вызвать к себе своего племянника Хильдеберта, чтобы вместе с ним послушать этих людей... – Как справедливо подметил Р. Латуш (Т. 2. С. 110. прим. 39). король Гунтрамн действовал ловко, заставляя своего молодого племянника Хильдеберта удостовериться в связи австразийской знати с узурпатором Гундовальдом. 1211 ...король Гунтрамн, вложив в руку короля Хильдеберта копье... – Как символ власти. Первоначально – атрибут Вотана, бога войны и мореплавания у германцев. 1213 ...он сказал, чтобы он никоим образом не верил епископу Эгидию и не приближал его к себе... – См. кн. VII, гл. 14, В самом деле, предупреждение короля Гунтрамна было оправданно, так как епископ Эгидий, как это выясняется из рассказов Григория, поддерживал дружественные связи с королем Хильпериком, а позже был замешан в заговоре австразийской знати против короля Хильдеберта II и его матери, королевы Брунгильды. См. кн. X, гл. 19. 1214 ...в начале великого поста... – Т. е. в феврале 585 г. В подлиннике: quadragesima – четыредесятница (Великий пост). 1217 Собравшись около Комменжа – В латинском тексте игра слов: Convenitur ad Convenas, непередаваемая в русском языке. 1219 Не ты ли тот, которого... остригали и выгоняли? – Так как король Хлотарь не признавал Гундовальда своим сыном. О Гундовальде см. кн. VI, гл. 24. 1220 Король Хильперик и сыновья его умерли, остался только один младенец. – Неточность: в 582 г., когда Гундовальд поднял мятеж, Хильперик был еще жив (см. кн. VI, гл. 24). Младенец – это последний сын короля Хильперика и Фредегонды, Хлотарь II (см. кн. VII, гл. 7). 1222 ...взял с нею клятву у двенадцати святынь... – Число двенадцать у христиан считалось священным. Ср.: двенадцать апостолов. 1223 Гунтрамн же, забыв о клятве и о своем обещании... – Имеется в виду герцог Гунтрамн Бозон. См. кн. VI, гл, 24. 1224 ...спросите Радегунду из Пуатье и Инготруду из Тура... – Радегунда, вдова Хлотаря I, жила тогда в основанном ею монастыре в Пуатье. Инготруда (Ингитруда), мать Бертрамна, епископа Бордо, из королевской семьи, тоже основала монастырь, но в Type, где и жила.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

— Прошу садиться. Стоят. — Прошу садиться, — повторил Пакс, дрожащим от гнева голосом. И тут Матиуш сел. А за ним сели и все остальные. — Ставлю на голосование предложение короля Матиуша перенести заседание на завтра… — На десять часов, — добавил Матиуш. — На десять часов, — повторил лорд Пакс. — Кто за это предложение, прошу поднять руки. Все подняли руки, кроме молодого короля и Бум-Друма. — Кто против? — спросил лорд Пакс. Все посмотрели на молодого короля. — Кто воздержался? — Я, — сказал молодой король. — Я против всех предложений, которые вносит Матиуш. Здесь заседание королей, а Матиуш не король. Прошу занести в протокол — votum separatum. — Предложение короля Матиуша Реформатора прошло большинством голосов. Заседание переношу на завтра, на десять часов утра. Пакс подал Матиушу на прощанье руку и сказал: — Вашему величеству удалось овладеть положением. К Матиушу подошел король Борух и хотел с ним поговорить, но Матиуш отвернулся. Матиуш больше всего не любил лгунов, он знал, что взрослые лгут, но чтобы так, не смущаясь, заявить, что ждал своей утраченной короны две тысячи лет, это уже совсем некрасиво. Ведь человек может прожить самое большее сто лет. А он: две тысячи… 11 Пошел Матиуш к морю, сел на камень, усталый и грустный. Он так намучился, так настрадался, — а зачем и ради кого? Одна Клю-Клю осталась ему верна; но Клю-Клю не знает, не понимает и даже не должна знать, что отбило у Матиуша охоту бороться и действовать. Не надо огорчать Клю-Клю. Пусть хоть она будет счастлива. Но что это? Кто-то поет. Матиуш узнал голос грустного короля. Когда Матиуш выходил из зала совещаний, грустный король стоял в коридоре и ждал. Матиуш прошел очень близко от него, сделав вид, что не узнал его. Матиуш не сердится на грустного короля, — в конце концов, ему все равно. Матиуш хочет, чтобы все быстрее кончилось. Он попросит Пакса, чтобы поскорее выслали его на необитаемый остров. Если его прабабка Сюзанна Добродетельная ушла в монастырь, почему он, король Матиуш, такой измученный и печальный, не может закончить свою бурную жизнь на необитаемом острове?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4247...

(Япешит к принцу и обнимает его.) Королева Филиппа Вот все, что в силах сделать я. (Целует принца.) Восторг Моей души меня лишает речи. Принц Сэльский Вручаю дар тебе, отец державный. (Передает ему корону короля Иоанна.) Пусть эта драгоценная награда, Добытая с опасностью не меньшей, Чем что-либо доныне добывалось, Тебя в правах законных восстановит, Двух пленников тебе вручаю также, Виновников главнейших нашей распри. Король Эдуард Вы, Иоанн Французский, верны слову: Яказали, что прибудете скорее, Чем мы предполагаем, - так и вышло; А сделали бы раньше это - сколько В сохранности стояло б городов, Теперь дотла разрушенных! И сколько Япасли бы человеческих вы жизней, Безвременно погибших! Король Иоанн Эдуард! Чего нельзя вернуть - о том ни слова; Якажи, какой ты выкуп назначаешь? Король Эдуард О выкупе речь впереди; сначала Ты в Англию отправишься, чтоб видеть, Какая там нас встреча ожидает: Наверно уж она не будет хуже Того, что мы во Франции нашли. Король Иоанн Проклятый человек! Вот - предсказание: Я дал ему иное толкование. Принц Сэльский Яклонись, отец, на просьбу Эдуарда. (Преклоняет колени.) Тебя, чья милость мне была охраной, Чьей волей избран я всю нашу силу Явить врагам, - тебя я умоляю: Дозволь, чтоб и другие также принцы, На острове увидевшие свет, Могли себя победами прославить; А что меня касается, пускай бы И этих ран кровавых, и тяжелых, Без отдыха, ночей, и ярых стычек, Мне гибелью грозивших непрестанно, И холода, и зноя было больше Хоть в двадцать раз - в пример моим потомкам, Чтоб их сердца исполнились отвагой И чтоб они не Франции одной, А всем, какие есть на свете, странам, Которым на себя навлечь пришлось бы Наш справедливый гнев, - лишь смертоносным Оружием блеснув на их глазах, Могли внушить неодолимый страх. Король Эдуард Итак, война окончена, милорды: Вложите меч в ножны, передохните, Оправьтесь, осмотритесь, посчитайте Военную добычу: день иль два Здесь проживем и, с помощью Господней, Направимся домой, куда, надеюсь, Мы пятеро - два короля, два принца

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

С такою славою предстал он папе Урбану V в Авиньоне 36 , где находились тогда Иоанн, король Франции, и Волдемар III, король Дании, со многими владетельными князьями Европы. Властители западные тронуты были плачевным рассказом короля Кипрского о бедствиях христиан восточных, и, приняв крест, обещали обратить силы свои на султана Египетского; Петр посетил почти все царственные дворы Европы, и все восхищались красноречием доблестного короля, проповедника крестовых битв; назначен был и легат со стороны папы, дабы участвовать в походе; но все кончилось одними лестными обещаниями. Король Иерусалимский собрал только толпу бездомных наездников, которые искали себе счастья на войне; король Франции Иоанн умер пленником в Англии, а датский Волдемар остановлен был смятениями собственного государства. Венеция, из видов торговых, вооружила несколько судов, но главными союзниками были рыцари родосские, которые еще не забыли своих подвигов в Св. земле. До десяти тысяч воинов отплыли, под знаменем Креста и под предводительством храброго Петра, из пристани Кипра, и без всякой препоны овладели Александрией. Король хотел укрепиться в этом городе, столь необходимом для дальнейших действий, и ожидать в нем войск египетских; но его союзники не могли устоять против искушения ограбить богатства Александрии, ибо они более думали о корысти, нежели о победах. Не ожидая мамелюков, крестоносцы оставили на четвертый день опустошенный ими город, раздражив только неприятеля против христиан, которые опять пострадали в Египте; флот крестовый наполнил такими же бедствиями и берега Сирии, разорив поморские города, Триполи, Тортозу и Лаодикию, и возвратился без дальнейших подвигов. Время перейти от мнимых сих властителей к истинным православным патриархам Св. града, о коих упоминает Досифей в своей истории 38 . Между ними является, в начале сего столетия, одно светлое лице, утешительное для всего христианства, Лазарь, ревностный пастырь и исповедник за веру отцов. Он наследовал кафедру после Григория, который управлял Церковью в долгое царствование Михаила Палеолога и дожил до дней императора Андроника, избежав, по своему отдалению, соборов и смут церковных Палеолога.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010