После своего брака Стефан Урош получил для самостоятельного управления одну из важных областей, именно Зету, или Диоклею, теперешнюю южную Черногорию. Здесь некоторое время и правил Стефан. Но как нередко прежде, так и теперь возникают в Сербии смуты, сопровождаясь обычными бедствиями и несчастиями. Мачеха Стефана, вторая супруга Милутина, Симонида, дочь Византийского царя Андроника Старшего 7292 и жены его Ирины, возымела желание, чтобы наследником Сербского престола сделался не Стефан Урош, ее пасынок, а родной ее сын, Константин. Подстрекаемая своею матерью Ириной, она стала внушать королю Милутину подозрение к его сыну Стефану и клеветать, будто Стефан хочет отнять престол у отца. В то же время нашлось среди сербских бояр немало таких, которые предупредили Стефана о грозившей ему опасности, но избавиться от нее советовали посредством восстания против отца и отнятия у него королевской власти. Между тем отца его Милутина злые люди успели убедить, что сын замышляет против него восстание и хочет свергнуть с престола. Тогда Милутин отправляется в область своего сына и посылает схватить его. Посланные заковали Стефана в цепи, посадили в темницу в Скопле 7293 и ослепили. Произошло это в сербской области, именуемой Овче-поле. Там находился храм во имя святителя и чудотворца Николая. Ослепленный Стефан испытывал страшные муки и подкреплял себя только молитвою. Среди таких тяжких страданий полумертвый мученик в тонком сне видит пред собою величественного святого мужа в святительской одежде с сияющим лицом; муж сей держит на правой длани выколотые очи Стефана и говорить: – Не скорби, Стефане! Вот на длани моей твои очи, – и с этими словами показывает их. Думая, что это привидение, Стефан сказал ему: – Кто ты, господин мой, являющий такое попечение обо мне? Явившийся отвечал: – Я Николай, епископ Мирликийский . Пробудившись от сна, страдалец почувствовал некоторое облегчение от болезни и возблагодарил Бога. Гонение на Стефана сим не кончилось. Желая вполне обезпечить себя от мнимых замыслов сына, король Милутин изгоняет Стефана из отечества, отсылает его в Царьград к тестю своему царю Андронику Старшему под надзор вместе с двумя малолетними внуками, сыновьями Стефана – Душаном и Душицею. |
Святой мученик Стефан Урош III, Дечанский, король Сербский HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Святой мученик Стефан Урош III, Дечанский, король Сербский Однажды Стефану явился святитель Николай, возложил свои руки на глаза ослепленного князя и сказал: «Стефан, ничего не бойся. Вот твои глаза – в моих руках, и в нужный момент я тебе верну их». Святой Стефан родился в 1275 году от брака Стефана II Уроша Милутина и Анны, дочери деспота Фессалии Иоанна I Ангела. Он стал жертвой навета и был ослеплен по приказу отца, который считал его главой заговора, направленного против себя. Вплоть до своей смерти он терпеливо переносил испытания и страдания, причиняемые ему членами семьи. Однажды Стефану явился святитель Николай, возложил свои руки на глаза ослепленного князя и сказал: «Стефан, ничего не бойся. Вот твои глаза – в моих руках, и в нужный момент я тебе верну их». В результате новых политических смут Стефан провел пять лет заложником в монастыре Пантократора в Константинополе. Но он воспользовался вынужденным заключением, чтобы участвовать в жизни монахов и возрастать в мудрости и стойкости. Кротостью, усердием, терпением и чутким вниманием к ближним Стефан снискал одобрение иноков и завоевал большой авторитет в столице. Спустя пять лет ему вновь явился святитель Николай и сказал, что пришел исполнить обещание. Осенив слепого крестным знамением, святитель вернул ему способность видеть. После смерти отца Стефан был венчан королем Сербии 6 января 1322 года. В благодарность он основал монастырь Дечаны – шедевр византийского искусства, который также знаменует собой и наивысший расцвет сербского государства. Но вскоре Стефан был вынужден противостоять попыткам захватить власть, предпринимаемым его сводным братом Константином и двоюродным братом Владиславом, сыном Драгутина. Поскольку святой Стефан помогал престарелому императору Андронику II во время гражданской войны, которая раздирала тогда Византию, Андроник III, одержавший в конце концов верх, вступил в союз с болгарским царем, чтобы напасть на Сербское королевство. В 1330 году святой Стефан одержал блестящую победу над ним при Вельбужде и даже смог расширить границы государства. |
Святой мученик Стефан Урош III, Дечанский, король Сербский (версия для печати)/Православие.Ru Святой мученик Стефан Урош III, Дечанский, король Сербский Православие.Ru , 24 ноября 2012 г. Память 11/24 ноября Святой Стефан родился в 1275 году от брака Стефана II Уроша Милутина и Анны, дочери деспота Фессалии Иоанна I Ангела. Он стал жертвой навета и был ослеплен по приказу отца, который считал его главой заговора, направленного против себя. Вплоть до своей смерти он терпеливо переносил испытания и страдания, причиняемые ему членами семьи. Однажды Стефану явился святитель Николай, возложил свои руки на глаза ослепленного князя и сказал: «Стефан, ничего не бойся. Вот твои глаза – в моих руках, и в нужный момент я тебе верну их». В результате новых политических смут Стефан провел пять лет заложником в монастыре Пантократора в Константинополе. Но он воспользовался вынужденным заключением, чтобы участвовать в жизни монахов и возрастать в мудрости и стойкости. Кротостью, усердием, терпением и чутким вниманием к ближним Стефан снискал одобрение иноков и завоевал большой авторитет в столице. Спустя пять лет ему вновь явился святитель Николай и сказал, что пришел исполнить обещание. Осенив слепого крестным знамением, святитель вернул ему способность видеть. После смерти отца Стефан был венчан королем Сербии 6 января 1322 года. В благодарность он основал монастырь Дечаны – шедевр византийского искусства, который также знаменует собой и наивысший расцвет сербского государства. Но вскоре Стефан был вынужден противостоять попыткам захватить власть, предпринимаемым его сводным братом Константином и двоюродным братом Владиславом, сыном Драгутина. Поскольку святой Стефан помогал престарелому императору Андронику II во время гражданской войны, которая раздирала тогда Византию, Андроник III, одержавший в конце концов верх, вступил в союз с болгарским царем, чтобы напасть на Сербское королевство. В 1330 году святой Стефан одержал блестящую победу над ним при Вельбужде и даже смог расширить границы государства. Вскоре на него обрушились новые испытания. Знать области Зета, нынешней Черногории, восстала против короля под предводительством его сына, Стефана Душана, и свергла законного правителя с трона. Святой Стефан был заключен в крепость Звечан, а затем убит по приказу собственного сына. Благоверный князь закончил жизнь, полную страданий, 11 ноября 1331 года. |
Святой король Стефан вкупе со святым Саввой и со святым князем Лазарем составляют прекрасное тройство святости, благородства и самопожертвования, явленное сербским народом. Как страдалец прожил он свой земной век и как мученик скончался в 1336 году [по другим сведениям, в 1331 году. – Пер.), восприняв венец бессмертной славы от Вседержителя, Которому верно послужил. Был мучим и гоним святой король Дечанский, Но все переносил с терпеньем христианским; Когда, казалось, все его на свете одолели, Он сам явился храбрым победителем на деле. Отца родного кротостью осилил и смиреньем, Кантакузина – мудростью и здравым рассужденьем. На едкость Симониды отвечал простым молчаньем, Царя Шишмана одолел – на Бога упованьем. Не зря могучий сын Стефана сильным назывался; С отцом своим, однако, силой духа не сравнялся, Ведь сила – преходяща, земная слава – тленна, А сила с небеси – всегда благословенна; Она неистощима и вовек не оскудеет, Стефан, король Дечанский, ею в Боге богатеет. Небесной благодатью стяжав дар умиленья, Одолевал он кротостью врагов и всепрощеньем. Христос Стефана крепостию наделил и славой И на престоле сербском утвердил его по праву. Потом победу одержал Стефан конечную: За Божью правду пострадав, вошел в жизнь вечную. Молитву вознеси о нас, владыка православный, Чтоб ввел Господь нас милостивый в Царство вседержавное. 3. Свв. мученики Виктор и Стефанида . Виктор был римлянином и воином по ремеслу. Претерпел мучения за Христа при императоре Антонине. Во время его истязаний некая молодая женщина Стефанида объявила, что и она христианка. Виктора обезглавили мечом, а Стефаниду разорвали надвое, привязав одной ногой к верхушке одной пальмы, а другой ногой – к верхушке другой. 4. Св. мученик Викентий диакон . Из Сарагосской епархии в Испании. Претерпел ужасные мучения за Христа и в довершение был испечен на железной решетке. Предал свой дух Богу в 304 году. Его мощи почивают в Риме, в храме, посвященном его имени. 5. Преп. Феодор Студит . Знаменитый игумен Студийского монастыря, великий страдалец за святые иконы, мудрый устроитель монастырской жизни, богодухновенный учитель Православия и досточудный подвижник. |
Святитель Савва Сербский(1169–1237; память 12/25 января) — самый почитаемый в Сербии святой, создатель Сербской Церкви, святой покровитель Сербии, великий светоч, силой духа которого сербский народ укрепляется в течение всей своей истории до наших дней. Родился святой Савва (мирское имя Растко Неманич) в семье святых царей: преподобного Симеона Мироточивого (память 13/26 февраля) и сербской святой Анастасии (Анны); брат святого Саввы, король Стефан Первовенчанный, тоже сияет в лике святых (память в Неделю вторую по Пятидесятнице). Оставив царские палаты, святой Савва в юном возрасте удалился с русскими монахами на Святую Гору Афон. Здесь он со своим святым царственным отцом основал в 1199 году мощный сербский духовный центр — Хиландарский монастырь, никогда не прерывавший связей с родной для его иноков страной и ставший очагом просвещения для всего православного мира. Святой Савва стал в 1219 году первым предстоятелем ставшей самостоятельной Сербской Православной Церкви, он основал ее, укрепил и расширил, устроил сербское монашество по образцу афонского, направил сербское народное самосознание к высоким идеалам преданности святой вере православной до смерти. Монашеская жизнь в Сербии до наших дней определяется Типиком, составленным для нее святым Саввой. Чудотворные мощи святого Саввы были сожжены турецкими поработителями Сербии в 1595 году в отместку за восстание, поднятое сербами против них в 1594 году. Память этого страшного злодеяния до наших дней совершается сербами 27 апреля/10 мая, в храме святителя Саввы на Врачаре в этот день служится литургия архиерейским чином. 32 Династия Неманичей— это святой Симеон Мироточивый и девять его потомков, правившие Сербией примерно с 1170 года по 1371 год. В их правление Сербия была создана как государство, главным принципом которого была верность Православию, и пережила свой золотой век. Семь из десяти царей династии Неманичей сияют в лике святых: Стефан Неманя (преподобный Симеон Мироточивый; память 13/26 февраля), Стефан Первовенчанный (преподобный Симон Монах; память в день собора афонских святых), Владислав Сербский (память 24 сентября/7 октября), Драгутин (в иночестве Феоктист; память 30 октября/12 ноября), Стефан Милутин (память тогда же), мученик Стефан Урош III Дечанский (память 11/24 ноября) и мученик Стефан Урош V (память 2/15 декабря). 33 |
Князь того города, некий Пирр, спросил Мину, кто он и чем занимается. Святой ответил ему: «Отечество мое – Египет, зовут меня Мина. Был я офицером, но, видя поклонение идолам, отрекся от ваших почестей. Сейчас пришел я для того, чтобы перед всеми исповедать Христа моего истинным Богом, дабы и Он исповедал меня Своим служителем в Царстве Небесном». Услышав это, Пирр предал святого Мину лютым истязаниям. Били его, строгали железными щетками, опаляли свечами и подвергали другим пыткам, пока наконец не усекли мечом. Тело его бросили в костер, чтобы христиане его не забрали, однако верующие все-таки спасли из огня некоторые части [тела]. Эти останки они с честью погребли. В дальнейшем их перенесли в Александрию и положили в основание церкви. Святой Мина пострадал около 304 года и преставился в Царство Христово. Однако был и остался он великим чудотворцем в сей и в оной жизни, на земле и на небе. Кто бы ни чествовал святого Мину и ни призывал его с верою на помощь в бедах и нуждах, всех он заступал. Неоднократно являлся как воин на коне, чтобы помочь верным или покарать неверных. 2. Св. мученик Стефан Дечанский, король Сербский . Сын короля Милутина и отец короля Душана. По приказу отца, введенного в заблуждение, был ослеплен, а по повелению легкомысленного сына был в старости задушен. После того как его ослепили, явился ему святитель Николай в храме на Овечьем поле и показал ему его глаза, сказав: «Стефан, не бойся, вот твои глаза на моей ладони. В свое время верну я их тебе». Пять лет провел он в Царьграде как узник в монастыре Вседержителя (Пантократора). Своей мудростью и подвижнической жизнью, кротостью и благочестием, терпением и благодушием превосходил Стефан не только всех монахов в обители, но и весь Царьград. Когда минуло 5 лет [со дня его ослепления], снова явился ему святитель Николай и сообщил: «Пришел я исполнить свое обещание». Осенил он слепого короля крестным знамением – и Стефан прозрел. В благодарность Богу воздвиг он Дечанский храм, одно из редких по красоте творений византийского искусства и один из самых знаменитых памятников былого сербского благочестия. |
Принц стоит у перил балкона, задумчивый и печальный. В руках у него хрустальная туфелька. Вихрем врывается король. Король. Мальчик, что случилось? Ты заболел? Так я и знал! Принц. Нет, государь, я совершенно здоров! Король. Ай-яй-яй! Как нехорошо обманывать старших! Сорок порций мороженого! Ты объелся! Фу, стыд какой! Сорок порций! С шести лет ты не позволял себе подобных излишеств. Конечно, конечно — ты отморозил себе живот! Принц. Я не трогал мороженого, папа! Король. Как не трогал? Правда, не трогал! Что же тогда с тобой? Принц. Я влюбился, папа. Король с размаху падает в кресло. Принц. Да, папа, я влюбился в нашу таинственную, прекрасную, добрую, простую, правдивую гостью. Но она вдруг убежала так быстро, что эта хрустальная туфелька соскользнула с ее ноги на ступеньках лестницы. Король. Влюбился? Так я и знал… Впрочем, нет, я ничего не знал. (Срывает корону и швыряет ее на пол.) Ухожу, к черту, к дьяволу, в монастырь, живите сами как знаете! Почему мне не доложили, что ты уже вырос? Принц. Ах, папа, я еще сегодня спел тебе об этом целую песню. Король. Разве? Ну ладно, так и быть, остаюсь. Ха-ха! Мальчик влюбился. Вот счастье-то! Принц. Нет, папа! Это несчастье! Король. Ерунда! Принц. Она не любит меня. Король. Глупости! Любит, иначе не отказалась бы от ужина. Идем искать ее! Принц. Нет, папа, я обиделся! Король. Хорошо, я сам ее разыщу! Он складывает ладони рупором и кричит: — Привратники сказочного королевства! Вы меня слышите? Издали-издали доносится ответ: — Мы слушаем, ваше величество! Король. Не выезжала ли из ворот нашего королевства девушка в одной туфельке? Голос издали. Сколько туфелек было, говорите, на ней? Король. Одна, одна! Голос издали. Блондинка? Брюнетка? Король. Блондинка! Блондинка! Голос издали. А лет ей сколько? Король. Примерно шестнадцать. Голос издали. Хорошенькая? Король. Очень! Голос издали. Ага, понимаем. Нет, ваше величество, не выезжала. И никто не выезжал! Ни один человек! Муха и та не пролетала, ваше величество! Король. Так чего же вы меня так подробно расспрашивали, болваны? |
1 Архим. Д-р Иустин Попович. Святосавле как философия жизни. Фототип. издание. Валево, 1993. С. 9 (из предисловия епископа Николая Велимировича). 2 Об истории г. Вране, упоминаемого еще во времена Неманичей, см. работы на сербском языке: Хаджи-Василевич. Й. К истории города Вране. Белград, 1896; Новакович С. С Моравы на Вардар/Годовщина Н. Чупича. XIII. 1893) и др. 3 Это могло быть, вероятнее всего, во время восстания Карагеоргия против турецкого ига в Сербии, а возможно, и ранее. 4 Уменьш. от Анастасий (серб.). 5 Из этой монастырско-семинарской школы Св. Стефана возле г. Вране вышло более сорока священников. 6 Соборная церковь Святой Троицы во Вране была построена в 1843 году, но вскоре разорена турками, затем вновь отстроена в 1859 году и существует поныне. Еще со времени святых Неманичей во Вране находилась церковь во имя свт. Николая, бывшая под управлением монастыря Хиландар. Церковь неоднократно разрушалась и вновь отстраивалась. 7 О св. Прохоре и его монастыре см. Жития святых (19 октября) и монографию священника Петра Гагулича. «Монастырь Св. Прохора Пчиньского». Ниш, 1965 (на сербск. языке). 8 О благочестивых жителях Вране см. книги Б. Станковича «Из древнего Евангелия» и «Божии люди» (на сербск. языке). 9 Даже медики не могут отрицать того факта, что от святых, мощей св. Прохора Пчиньского происходят чудеса исцелений; однако они пытаются объяснить их на основе рационализма (см.: Михайлович Д. Развитие здравоохранения во Вране со времени царствования Неманичей до середины XX века, Вране, 1969 [на сербск. языке]; как он утверждает, «лечение было по большей части внушено верой»). 10 К этому времени относится и следующее событие, которое сам о. Иустин однажды смиренно нам рассказал. Как-то летом он, будучи профессором университета, направился из Вране в монастырь св. Прохора Пчиньского. Поскольку путь в монастырь пролегал через горы и был нелегким, он нанял упряжку волов. На пути они настигли некую старицу, шедшую в монастырь пешком. Остановив повозку и подозвав старицу, он предложил ей поехать вместе с ним, ибо и они едут ко святому отцу, но получил от нее такой ответ: «Спасибо тебе, сынко, но я нищая». |
Первый горожанин Король английский - наш монарх законный, И твердо за него стоит Анжер. Король Иоанн Признайте ж нас, откройте нам ворота. Первый горожанин Не можем. Но когда король докажет Законность прав своих, - его мы примем, А до того - ворот не отопрем. Король Иоанн На мне венец английских королей. Чего ж еще? Со мною тридцать тысяч Пришло свидетелей - сердец английских... Бастард Бастардов и других. Король Иоанн ...Готовых жизнь отдать за право наше. Король Филипп Не меньше с нами столь же благородных... Бастард Бастарды есть небось! Король Филипп ...Ему сейчас способных дать отпор. Первый горожанин Так вот, решайте, чьи права законней; Законнейший и будет наш король. Король Иоанн Тогда господь да примет милосердно В своих селеньях горних души тех, Кто нынче же, еще до рос вечерних, За право королевское падет! Король Филипп Аминь! Аминь! К оружью! На коней! Бастард Святой Георгий, ты, сразивший змея И с той поры на вывесках трактирных Гарцующий, учи нас биться! (Эрцгерцогу.) Ты же Знай, грозный лев: попасть бы только мне В твою берлогу, - я с твоею львицей Наставил бы тебе рога над гривой, Чтоб стал ты чудищем. Эрцгерцог Наглец, молчать! Бастард О ужас: начинает лев рычать! Король Иоанн Скорее в поле: там свои полки Построим мы в порядке боевом. Бастард На высоте расставим войско наше. Король Филипп Пусть будет так! (Людовику.) Мой сын, ты холм другой Займи с отрядом. С нами правда божья! СЦЕНА 2 Все уходят. После нескольких стычек входит французский герольд с трубой: он подходит к городским воротам. Французский герольд Анжерский люд, ворота распахните. Чтоб к вам вошел Артур, Бретонский герцог! Рукою Франции сражался он, И в Англии немало матерей Над сыновьями павшими заплачут. Немало вдов заплачут над мужьями, Что на земле, от крови почерневшей, Раскинув руки, мертвые лежат. Недорого победа нам далась, И радостно взыграли наши стяги Над войском, что готово к вам войти, Провозгласив победно королем Земель английских юного Артура. Входит английский герольд с трубой. |
Скан Patrologia Latina 67 PL 68: Лев (епископ Сансский); Юнилий, епископ из Африки; Маппин (епископ Реймсский); Аратор; Виктор (епископ Капуи); Ницетий (епископ Трирский); Агнелл (епископ Равеннский); Аврелиан Арелатский; Примасий (епископ Гадруметский); Виктор Туннунский; Либерат, диакон из Карфагена Скан Patrologia Latina 68 PL 69: Вигилий (папа римский); Юстиниан I (император); Гильда Премудрый; Пелагий I (папа римский); Кассиодор, аббат Вивария Скан Patrologia Latina 69 PL 70: Кассиодор Скан Patrologia Latina 70 PL 71: Григорий Турский; Фредегар; король Хлодвиг I; король Хильдеберт I; аноним «О франкских законах»; король Теодеберт I; король Теобальд; король Хильдеберт II; король Сигеберт III; Эрхамберт; король Хлотарь II; король Гундебальд Скан Patrologia Latina 71 PL 72: Иоанн III (папа римский); Мартин Бракарский; Герман (епископ Парижский); ряд анонимных церковных трудов; Домнол (епископ Ле-Мана); Венанций Фортунат; королева Радегунда; Бенедикт I (папа римский); Лициниан (епископ Карфагенский); Веран; Пелагий II (папа римский); Аунарий Осерский; Седат (епископ Безье); Марий (епископ Аваншский); Лукулент; Иоанн Арелатский; Иоанн Бикларский; Леандр (епископ Севильский); Антоний из Пьяченцы; Флориан, аббат римского монастыря; Юстиниан I (император); король готов Теодорих I; король Хлотарь I; король Хильдеберт II; король вестготов Рекаред Скан Patrologia Latina 72 PL 73: Анонимное «Предисловие к житию св. Павла»; Пафнутий аббат, «Житие св. Онуфрия»; анонимное «Введение к житию св. Пахомия»; анонимное «Житие св. Пахомия», латинский перевод Дионисия Малого; анонимное «Житие св. Абрахи», анонимный латинский перевод; Амфилохий Иконийский, «Житие св. Василия Кесарийского», латинский перевод Урса; анонимное «Житие св. Ефрема Сирина», латинский перевод Герарда Воссио; Антоний Дисципул, «Житие св. Симеона Стилита»; Леонтий из Неаполя Кипрского, «Житие св. Иоанна Милостивого», перевод Анастасия; анонимное «Житие святых пресвитера Эпиктета и монаха Астиония»; Феофил, «Житие св. Макария Римского»; анонимное «Житие блаженного Постумия»; анонимное «Житие св. аббата Фронтония»; Иоанн Дамаскин, «Житие св. Варлаама и Иоасафа», перевод Иакова Биллиона; анонимное «Житие св. Евгении, девы и мученицы»; анонимное «Житие св. девы Евфрасии»; анонимное «Житие св. Евфросины»; Ефрем архидиакон, «Житие св. Марии Блудницы», анонимный перевод; анонимное «Житие св. Таисии Блудницы»; Иаков Диакон, «Житие св. Пелагии Блудницы», перевод Евстохия; Софроний Иерусалимский, «Житие св. Марии Египетской блудницы», перевод Павла Диакона; анонимное «Житие св. девы Марины»; анонимное «Паломничество Руфина и Мелании»; анонимное «О Руфине пресвитере»; извлечения из Сульпиция Севера и Иоанна Кассиана; «Verba Seniorum» (в переводах Пелагия диакона, Иоанна субдиакона и Пасхазия диакона); Палладий Еленопольский, «Паломничество» и «Лавсаик», переводы Гентиана Гарвета. |
| |