Как сок течет от ствола к ветвям и гроздьям (Ин 15:5-6) . Жизнь вечная – это знать Иисуса, А знать Его – значит непрестанно глядеть на Него, Созерцать Его, прилепляться к Нему В сердечном безмолвии, в молитве, А также видеть Его во всем творении И особенно в человеке – каждом встречном. Отцы пустыни говорили: «кто видел брата своего – тот видел Бога своего», Они постигли тайну Христову, Обитающую во всяком ближнем. Но это возможно только через чистоту сердца, Постоянную молитву, постоянный труд Возделывания своего сердца И служения ближнему. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, Которую Я имел у Тебя прежде бытия мира – славой Крестною. Преподобный Максим Исповедник говорит, что кто познал таинство Креста – узнал все тайны, принцип, по которому устроен мир и кенотическое бытие Святой Троицы. Мы не можем понять этого, не можем говорить об этом, И лишь с удивлением слышим это страшное слово: «любовь Отца – распинающая, любовь Сына – распинаемая, любовь Духа – торжествующая славою Крестною» . Ученики, как и мы, не могут вместить все это, Превосходящее их способность понести – И когда Иисус в Гефсимании будет молиться до кровавого пота – Они заснут тяжелым дурманящим сном. Но тем не менее, Иисус рад: Я открыл Имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира … Открыть Имя – значит предоставить доступ В тайные уголки самого существа носителя имени. Поэтому ни Иаков, ни Моисей еще не могли познать подлинное Имя Бога – они бы сгорели в Огне Божества – еще не было Иисуса, Который вводит нас в тайну сердца Отца Через Свой Крест, через Свои Плоть и Кровь, являя: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, Дабы всякий верующий в Него Не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16) . Это самая суть любви Отца… И затем Иисус уверяет: Все мы были «в мысли Отца» , Как писал мученик Игнатий Богоносец. …они были Твои, и Ты дал их Мне, И они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,

http://blog.predanie.ru/article/pervosvy...

Мы говорили далее о склонности человека говорить правду. Любовь является новым побуждением к искренности, оживляя собою эту естественную склонность. Известно, насколько любовь располагает к искренности. Люди, связанные любовью, не могут иметь тайн друг от друга, потому что самая сущность любви состоит в стремлении к взаимному и всестороннему общению. Но любовь не только ведет к уважению, сочувствию и правдивости, но и к справедливости. Скажем несколько подробнее об отношении любви и справедливости. Идеалом христианской любви, как нравственной обязанности, служит ее равенство: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.19:19 и другие, сравн.: Мф.22:39 ; Мк.12:31 и другие), – говорит Евангелие. Но под ближним разумеется, как показывает притча о милосердном самарянине, всякий человек, соприкасающийся с нами, и в момент этого соприкосновения, нуждающийся в выражениях нашей братской любви к нему. Мера любви, которую мы обязаны проявлять по отношению ко всякому такому человеку, одна и таже – степень любви к самому себе. Таким образом, мы должны любить всех людей равною любовью. Это требование Евангелия выразилось еще яснее в заповеди любви к врагам, заключающейся словами: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» 291 . Мысль эта сделалась полным достоянием церковного сознания. «Совершенный в любви, – говорит св. Максим Исповедник , – и достигший верха бесстрастия не знает различия между своим и чужим, или своею и чужею, или между верным и неверным, или между рабом и свободным, или даже между мужчиною и женщиною. Но став выше тирании страстей и имея в виду одно лишь естество человеческое, относится ко всем одинаково, и ко всем одинаково бывает расположен. Нет для него ни Иудея, ни Еллина, нет мужского пола, нет раба, ни свободного, но все и во всех Христос ( Гал.3:28 )». 292 . На этом основании св. Василий Великий запрещает монахам общежительных монастырей заводить частные дружественные связи, видя в этом пренебрежение к другим членам братства, имеющим право на такую же любовь 293 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

Св. Василий говорит о мире и единении, как об основном законе жизни ангелов. «У ангелов нет ни ссоры, ни любопрения, ни недоразумения; каждый пользуется собственностью всех и все вмещают в себе всецелые совершенства, потому что ангельское богатство есть не какое-нибудь ограниченное вещество, которое нужно рассекать, когда требуется разделить его многим, но невещественное стяжание и богатство разумения. И посему-то совершенства их, во всяком пребывая всецелыми, всех делают равно богатыми, производя то, что собственное обладание у них несомненно и бесспорно» 487 . Будучи сам миром и единением, окруженный хором ангелов, Бог и людей создал для мира, любви и согласия. Но это первозданное единение было разрушено грехом человека. «У людей не было бы ни разделения, ни раздоров, ни войны, если бы грех не рассек естества» 488 . «С того времени, – говорит св. Григорий Богослов , – как появились зависть и раздоры, как началось коварное владычество змия, непрестанно и неприметно привлекающего нас к злу лакомой приманкой удовольствия, и вооружающаго дерзких людей против слабых, – с того времени расторглось родство между людьми, отчуждение их друг от друга выразилось в различных наименованиях званий, и любостяжание, призвав и закон на помощь своей власти, заставило позабыть о благородстве естества человеческого» 489 . Целью искупительной деятельности Христа Спасителя служило восстановлено первоначального мира и согласия разумных существ – примирение людей с Богом и между собою. «Будучи врагами, – говорит апостол Павел, – мы примирились с Богом смертию Сына Его» 490 . Примиривши человека с Богом, Спаситель упразднил исконную вражду между иудеями и язычниками, составивши из всех народов как бы одного человека. «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, – и в одном теле примирить обоих с Богом, посредством креста, убив вражду на нем» 491 . «Цель божественнейшего Провидения, – говорит св. Максим Исповедник , – состоит в том, чтоб чрез истинную веру и духовную любовь снова соединить тех, которые разъединены грехом, Ибо Спаситель пострадал для того, чтобы чад Божиих рассеянных собрать во едино. Поэтому тот, кто не желает переносить бедствий, терпеть печалей и кто избегает трудов, тот стоит вне божественной любви и цели Провидения» 492 . б) Первообраз единения, которым служит Св. Троица и жизнь ангелов на небе, есть жизненная задача членов Церкви, как единого богоучрежденного общества верующих. Теснейшее и ненарушимое единение членов Церкви есть самый существенный ее признак. Это свойство Церкви упоминается на первом месте в символе веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

Святитель Иоанн Златоуст : «Человек есть превосходнейшее из всех видимых животных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все безсловесные животные… Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле» сс. 60, 62]. Святитель Амвросий Медиоланский , комментируя библейский стих: Да владычествуют они (люди) над рыбами морскими, и над птицами небесными… и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ( Быт.1:26 ), говорит: «Как видишь, Он дал тебе власть трезвым суждением различать роды и виды, ибо ты должен судить обо всем. Бог призвал к тебе все твари, чтобы ты узнал, что твой ум царит надо всем. Почему же ты пожелал допустить к себе и соединиться с тем, что, как видишь, наименее подобно тебе?» [цит. по: 9, с. 83]. Преподобный Максим Грек : «Изначала Он создал нас по Своему образу и подобию; ранее же того нас не было, и мы не просили Его об этом, но Сам Он, по неизреченной Своей благости привел все вообще из небытия в бытие и после всего благоволил создать человека по образу Своему и по подобию, поставил его над всем созданным, как бы князем и властелином» ч. 1, с. 118]. Святитель Димитрий Ростовский : «Господь создал видимый мир и владыку его – первого человека – Адама, для которого Он насадил рай на востоке. Сюда Господь ввел Адама, повелев ему господствовать над всею землею, – зверями, скотами, гадами, рыбами, плавающими в морях, и птицами, летающими под небесами» с. 663] (март). Учение о власти человека над Божьим творением исповедовали многие мученики. Преподобномученик Епиктет: «Если дети должны почитать плотского своего родителя, то тем более должны они чтить Того, Кто создал нас по образу и подобию Своему, дал нам смысл и разум и поставил нас владычествовать над творениями рук Его» с.145] (7 июля). Мученик Понтий: «Он создал и небо, и землю, и море со всем, что находится в них; после всего Он сотворил по образу и подобию Своему безсмертного человека и подчинил его власти все, что на земле, в море и воздухе» с. 74] (5 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

2. Сотник Димитрий сказал: он здесь, господин, покорно докладываю тебе. Правитель Максим сказал: без всякого пустословия, скажи, как тебя зовут? (Мученик) отвечал: во первых и это самое важное, я — христианин; во вторых, между людьми зовут меня Провом. Правитель Максим сказал: какого ты звания? Пров отвечал: по отцу я фракиянин, родился в Сиде Памфилийской, был язычником, а теперь христианин. Правитель Максим сказал: это имя не принесет тебе нимало пользы; послушай меня, принеси жертву богам, если хочешь быть почтен от государей и быть нашим другом. Пров отвечал: я не нуждаюсь в чести от государей и нимало не домогаюсь от тебя какой-нибудь пользы. Я презрел свое немалое состояние, чтобы служить во Христе живому Богу. Правитель Максим сказал: снимите с него одежду и, опоясавши, стягивайте его и бейте сырыми жилами. Сотник Димитрий сказал: пощади себя, человек, ты видишь, как кровь из тебя льется на землю. Пров отвечал: тело мое пред вами, а ваши истязания для меня тоже, что масть благовонного мира. Правитель Максим сказал: оставишь ли наконец ты свое безумие, нечестивый, или еще будешь упорствовать? Пров отвечал: я не безумствую: но, будучи разумнее вас, не хочу служить демонам. Правитель Максим сказал: оберните его и бейте по чреву. Пров сказал: Господи, помоги рабу твоему! Правитель сказал: бейте его и говорите ему: христианин, скажи, где Тот, Кто помогает тебе? Пров отвечал: да, Он помог и помогает мне, ибо я столько презираю твои истязания, что не послушаюсь тебя. Правитель Максим сказал: пощади свое тело, нечестивый, смотри, земля напиталась твоей кровью. Пров отвечал: знай, что чем больше страдает мое тело за Христа, тем большим здравием наслаждается душа. Правитель Максим сказал: наденьте на него оковы, свяжите ему руки и ноги и смотрите, чтоб никто не оказал ему никакого пособия. Ведите теперь следующего к суду. 3. Сотник Димитрий сказал: он представлен, господин, честь имею доложить тебе. Правитель Максим сказал: как зовут тебя по имени? Андроник отвечал: я христианин: без сомнения, ты хочешь слышать от меня это имя.

http://azbyka.ru/muchenicheskie-akty

Через некоторое время отец Григорий был арестован, расстрелян в концлагере и погребен в общей безвестной могиле. Если и говорил блаженный о событиях прямо, то лишь тогда, когда иначе было нельзя. Как-то сидел Иван Кочёрин со своими друзьями на завалинке. И Максим Иванович тут же. Вдруг посреди разговора Максим Иванович говорит: — Вот, дымок пошел. Но никто не обратил на это внимания. Максим Иванович через некоторое время настойчивее произнес: — Дымит. Дымит. Но опять никто на его слова не обратил внимания, и тогда Максим Иванович уже в голос закричал: — Да пожар же! Тут все вскочили, забежали за дом. И точно — за домом полыхало гумно. Обмануть Максима Ивановича или скрыть что-нибудь от него было невозможно. Однажды, когда блаженный жил у Груздевых, хозяйка дома, Екатерина Васильевна, испытывая недостаток в хлебе, взяла у него из мешка, который он хранил на печи, сухарей. «Я немного возьму, не узнает Максим», — решила она. Но Максим Иванович, как вошел в избу, схватился за голову и закричал: — Заворовали! Заворовали! Житья у вас нет. Заворовали! Пришлось ей все рассказать. Как-то пришла к Максиму Ивановичу Ольга Добрякова, с нею женщина передала для блаженного сверток. Ольга отдала Максиму Ивановичу два свертка и не стала говорить, какой от кого, посчитав это неважным. Но иначе на это смотрел блаженный. — Это — твое, — сказал он, — а это с тобой передали. — Прости меня, Максим Иванович, — встрепенулась Ольга. — Прости, прости, — проговорил блаженный, — хорошо еще, что ты созналась, а то соврут и не сознаются. Ольга никогда не рассказывала блаженному подробностей о своей жизни в общежитии, где у нее не было ни кровати, ни постели, она спала на полу. Максим Иванович сам ей как-то сказал: «Вот развалятся, как баре, на кроватях, а у меня — пальто под голову и под себя». Пальто это вскоре украли, о чем ей блаженный сказал: «Вот какие злые люди, пальтушку украли. Но ты не расстраивайся». Вскоре Ольга нашла на земле деньги, которых как раз хватило на покупку нового пальто. Однажды, когда блаженный жил у Груздевых, он начал с самого утра петь заупокойные стихиры и пел их почти весь день. Хозяйка слушала, думая, когда же он кончит, и наконец спросила:

http://foma.ru/muchenik-maksim-rumyantse...

Максим досадовал на встречу с сокольником. Но Трифон был добрый малый и при случае умел молчать. Максим спросил его, давно ли он из Слободы? – Да уже будет с неделю, как Адраган с поля улетел! – отвечал сокольник, показывая своего кречета. – Да ведь ты, пожалуй, и не знаешь, Максим Григорьич! Ну уж набрался я было страху, как царь на меня раскручинился! Да сжалился надо мной Милосердый Бог и святой мученик Трифон! Проявил надо мною свое чудо! – Сокольник снял шапку и перекрестился. – Вишь, Максим Григорьич; выехал государь, будет тому с неделю, на птичью потеху. Напускал Адрагана раза два; как на беду, третий-то раз дурь нашла на Адрагана. Стал он бить соколов, сбил Смышляя и Кружка, да и давай тягу! Не успел бы ты десяти просчитать, как он у тебя и с глаз долой. Я было скакать за ним, да куды! Пропал, будто и не бывало. Вот доложил сокольничий царю, что пропал Адраган. Царь велел меня позвать, да и говорит, что ты-де, Тришка, мне головой за него отвечаешь; достанешь – пожалую тебя, не достанешь – голову долой. Как быть! Батюшка-царь ведь не шутит! Поехал я искать Адрагана; шесть ден промучился; стало мне уж вокруг шеи неловко; думаю, придется проститься с головой. Стал я плакать; плакал, плакал, да с горя и заснул в лесу. Лишь только заснул, явилось мне, сонному, видение: сияние разлилось меж деревьев, и звон пошел по лесу. И, слыша тот звон, я, сонный, сам себе говорю: то звонят Адрагановы колокольцы. Гляжу, передо мной сидит на белом коне, весь облитый светом, молодой ратник и держит на руке Адрагана: «Трифоне! – сказал ратник. – Не здесь ищи Адрагана. Встань, ступай к Москве, к Лазареву урочищу. Там стоит сосна, на той сосне сидит Адраган». Проснулся я, и сам не знаю с чего, стало мне понятно, что ратник был святой мученик Трифон. Вскочил я на коня и поскакал к Москве. Что ж, Максим Григорьич, поверишь ли? как приехал на то урочище, вижу: в самом деле сосна, и на ней сидит мой Адраган, точь-в-точь как говорил святой! Голос сокольника дрожал, и крупные слезы катились из глаз его.

http://azbyka.ru/fiction/knjaz-serebrjan...

Протоиерей Максим Козлов: я убежден, что отец Даниил – мученик за Христа Москва, 21 ноября 2009 г. Протоиерей Максим Козлов, профессор Московской Духовной Академии, помнит убитого священника еще студентом. Он считает, что отец Даниил своей кончиной призвал нас быть неравнодушными, сообщает сайт " Татьянин день " . " Отца Даниила Сысоева, я уверен, знал каждый человек, хотя бы несколько лет причастный к церковной жизни Москвы. Проистекавшее из его глубокой убежденности и, несомненно, связанное с его деятельной натурой активное миссионерское служение доходило до самых разных людей. Мы знаем, что отец Даниил проповедовал среди мусульман и старался вести активный диалог с теми представителями ислама, кто был к нему готов. Мы знаем, что он проповедовал сектантам. Мы знаем, что был одним из тех, кто стремился организовывать свидетельство и для огромной массы наших равнодушных к церковной жизни соотечественников. Не во всем и не всегда я, как и многие другие, соглашался со взглядами отца Даниила; не скажу, что и сейчас нужно со всем согласиться. Но главное подтверждение, главное свидетельство того, что его вера и учительство были не биением воздуха и не просто словами, он дал. Господь не случайно выбирает своих свидетелей – в этом, как христиане, мы сомневаться не можем. Убежден, что главное, о чем мы должны сохранить благодарную память отцу Даниилу, а в каком-то смысле и укор для самих себя, - это его неравнодушие. Для него дело спасения других людей, Евангельской истины, подлинности христианского свидетельства, напоминания о том, что прежде всего мы граждане Неба и ради Неба должны жить, было не риторической фразой. Дай Бог нам все это помнить. Исключительно важные слова в сегодняшнем соболезновании были сказаны Святейшим Патриархом Кириллом. Патриарх и призывает нас не быть малодушными, выражает надежду на справедливый гражданский суд, и призывает к ответственности в вынесении предварительных суждений о том, кто, как и зачем совершил это преступление. Помня эти слова Святейшего Патриарха, пожелаем, чтобы наряду с судом Божиим (он, конечно же, осуществится над убийцей и теми, кто за ним стоял) ради блага нашего Отечества, гражданского общества осуществился и суд человеческий, государственный. Не должны такие преступления оставаться нераскрытыми и безнаказанными.

http://pravoslavie.ru/32799.html

— Вот смотри, окаянный человек, ты уже вкусил жертвенного от наших алтарей! Святой мученик на это ответил: — Все это нисколько не бесчестит меня, мерзостный и безумный правитель. Тогда игемон приказал повесить святого на дерево и строгать его тело до внутренностей, челюсти же его вместе с подгортанием оторвать совершенно. После этого святой мученик сказал: — Безумный, разве ты не знаешь, что отец твой сатана научил тебя сделать это? Когда тело мученика было изъязвлено до костей и челюсти были оторваны, игемон приказал снова посадить его в темницу; потом, отправляясь в Тарс Киликийский Максим повелел вести за собой и узника. Когда они прошли около двадцати поприщ святой мученик Дула, оградив себя крестным знамением, предал Господу страдальческую душу, и его повезли уже мертвым. Когда же они были на четырнадцать поприщ от Тарса, комментарисий возвестил игемону, что Дула, укорявший бесчестно богов, уже умер и теперь везется уже мертвое тело его: что же с ним делать? Игемон приказал тело бросить в глубокий ров, чтобы оно осталось без погребения. Воины же, взяв тело святого, повергли его в реку, текущую в Зефиритскую страну. И когда тело приплыло к какому-то селению, отстоящему недалеко от города Преторнады, и лежало там на берегу, собаки тамошних пастухов почуяли тело святого и один из псов, охраняя его, не допускал ни одной птице коснуться тела мученика; другой же пес, взяв в зубы пастушескую одежду, принес ее и покрыл мощи мученика. Увидев это, пастухи рассказали обо всем в селении и городе, и тотчас же множество верных людей отправилось к мощам святого мученика и благочестно приняли их, благодаря Бога, не лишившего их столь драгоценного сокровища. Взяв благоговейно тело святого мученика, они погребли его с честию, славя Господа нашего Иисуса Христа, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь.  Память преподобного Дулы Страстотерпца Блаженный раб Божий Дула был монахом одной из киновий Египетской страны. Во взгляде его всегда светилось смирение и кротость, но по разуму он был велик и славен. Этой угодник Божий, всеми гонимый и злословимый, всегда радовался и веселился духом. Уничижавших его он считал неповинными, и молился за них Богу, — чтобы Господь не поставил им этого во грех. Возлагая всю вину на диавола, — что это он смущает братию, и с мужеством вооружаясь на него, блаженный Дула терпением, молитвой и незлобием побеждал все козни его. В таком терпении подвижник Божий пробыл двадцать лет, непоколебимо питая в сердце своем кротость и смирение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Мученик Максим родился в 1860 году в деревне Вандышки Кинешемского           уезда Костромской губернии в семье крестьян Ивана Степановича и Анны            Ильиничны Румянцевых. После смерти одного из родителей ушел    странствовать. Вернувшись через много лет на родину, знал многое из       церковного богослужения наизусть, хотя оставался неграмотен. Во время   странствий он принял подвиг юродства, который не оставлял до самой       кончины. После возвращения в родные места, жил то у брата и его супруги в        баньке, то в благочестивом семействе Груздевых, то у церковного старосты. А      то и где придется. Ходил Максим Иванович круглый год босиком и в одних и        тех же, надетых одна на другую, рубахах. Если кто-то дарил ему сапоги, он их         кому-нибудь отдавал. В деревне многие, особенно поначалу, смеялись над ним,         мальчишки, бывало, бросали в него камнями. Но благодушно всё это          переносил блаженный. К тому времени, когда он поселился в деревне, Господь        начал открывать ему Свою волю о людях. Максим Иванович не говорил о             грядущих событиях человеку прямо, а как бы о себе, только в крайних             случаях, когда иначе предупредить о беде было нельзя. Обмануть его или   скрыть от Максима Ивановича что-либо было нельзя. По молитвам             блаженного совершались    чудеса, которым живущие рядом люди были     свидетелями. Сердце его не прилеплялось ни к чему земному; деньги он      презирал, а если их ему давали,     терял или бросал. Радовался церковной службе, святым иконам, пел на Пасху         со всеми в храме. Секретарь          деревенской бедноты, ставший впоследствии первым председателем местного             колхоза, и его сын тракторист не любили блаженного и писали доносы в       ОГПУ, настаивая на его аресте. Зимой 1928 года блаженный был арестован. В кинешемской тюрьме Максима Ивановича подвергли жестоким мучениям, но         вскоре он был переведен в другую тюрьму. Очевидцы его кончины       рассказывали, что блаженный Максим умер как великий праведник.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-160-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010