Февраля 4 (17) Мученик Василий (Иванов) Составитель священник Максим Максимов Мученик Василий родился в 1869 году в городе Москве в семье кузнеца Сергея Иванова. Окончил городское училище. С ранних лет начал он обучаться кузнечному делу у своего отца и всю жизнь тоже проработал кузнецом. До революции 1917 года им была организована кузнечная мастерская, в которой трудилось десять человек. До 1920 года в его владении было два дома, которые он сдавал в аренду жильцам, – в этом году дома были национализированы. С 1925 года он сам стал их арендовать и арендовал до 1928 года. С 1925 по 1928 год у Василия Сергеевича была кузнечная мастерская, где работало два-три человека. Василий Иванов многие годы состоял членом церковноприходского совета храма Николы Студенцы, что на Таганской улице в Москве. Василий Сергеевич был арестован 26 апреля 1932 года по обвинению в антисоветской деятельности и заключен в Бутырский изолятор в Москве. На допросе следователь ОГПУ Булыжников спросил его: – Признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении? – Нет, не признаю. Следователем был вызван в качестве свидетеля некто Самсонов, проживавший в одном доме с Василием Ивановым на Большой Калитниковской улице в Москве. Рассказав, что ему извест-но о жизни Василия, он закончил свои показания тем, что охарактеризовал его как человека, настроенного против советской власти, принимающего «активное участие в церковных делах, его посещают иногда попы, но больше он сам ходит к попам». Постановлением тройки ОГПУ 22 июня 1932 года Василий Иванов был приговорен условно к высылке в Северный край сроком на три года. Несмотря на арест и заключение, Василий Сергеевич продолжал исполнять должность церковного старосты. Во время очередных гонений на Русскую Православную Церковь в конце 1930-х годов, когда безбожные власти поставили своею целью физически уничтожить служителей Церкви и активных мирян, закрыть оставшиеся храмы, Василий Иванов был арестован 17 января 1938 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Справку на арест выписал тот же Булыжников, занимавший в это время должность начальника 8-го отделения НКВД. 28 января начались допросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Марта 3 (16) Мученик Михаил (Строев) Составитель священник Максим Максимов Мученик Михаил родился 6 сентября 1876 года в городе Истре (тогда Воскресенске) Звенигородского уезда Московской губернии. Отец его Степан Строев был крепостным живописцем, приписанным к Ново-Иерусалимскому монастырю. Когда Михаилу исполнилось девять лет, отец умер. С двенадцатилетнего возраста Михаил стал помогать деду, тоже живописцу, который заменил ему отца и стал первым учителем живописи. Михаил стал впоследствии иконописцем. В 1902 году Михаил Степанович женился на работнице текстильной фабрики Анне Григорьевне Григорьевой. В 1904 году для повышения образования Михаил Степанович поступил на вечерние курсы Строгановского училища живописи и ваяния. В 1916 году Михаила Степановича призвали в армию. Он служил солдатом в Астраханском запасном полку. После революции в октябре 1917 года он вернулся к семье, которая состояла из тринадцати человек. Чтобы прокормить семью, Михаилу Степановичу и Анне Григорьевне пришлось много трудиться. Детям и внукам Михаил Строев часто любил повторять: «Труд кормит, а лень – портит». Многие годы Михаил Строев являлся церковным старостой в Троицком храме в селе Троицкое на Истре. Однажды, это было в 1937 году, Михаил Степанович шел вместе со священником Александром Машковым, служившим в том же храме, после службы домой. Разговор зашел о колхозах. Оба они сошлись в том мнении, что крестьяне из колхозов бегут в город, потому что жизнь в колхозе плохая. Летом 1937 года сотрудники НКВД приступили к массовым арестам священнослужителей и активных верующих. 7 ноября 1937 года был арестован священник Александр Машков. Во время допросов он оговорил себя, духовенство и старосту Троицкого храма Михаила Строева в том, что они под его руководством организовали контрреволюционную группу для борьбы с советской властью. Все они были арестованы 18 ноября. -Вы арестованы как участник контрреволюционной группы. Дайте показания по этому вопросу, – потребовал следователь от Михаила Степановича.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

16 мая 1877. г. Царское Село Сведения о жизни и творениях святого священномученика Мефодия Св. Мефодий принадлежит к знаменитым учителям и Отцам первых трех веков Христианской Церкви, и притом таким, которых высота учения и святость жизни приобрели им великое и всеобщее уважение не только от православных христиан, но и отступников от православной Церкви – еретиков. Церковный писатель VII века († около 624 г.) Леонтий Византийский , подвизавшийся в одном из Иерусалимских монастырей, исчисляя знаменитых учителей и Отцев Церкви, живших от Рождества Христова до царствования Императора Константина великого , ставитъ между ними и Мефодия Патарского в таком порядке: « Игнатий Богоносец , Ириней, Иустин Философ и мученик, Климент и Ипполит Епископы Римские, Дионисий Ареопагит , Мефодий Епископ Патарский (Παταων), Григорий Чудотворец , Петр Александрийский Епископ и мученик», и затем прибавляет: «всех их принимают и бывшия после них ереси» 1 . Другие древние писатели, свидетельствуя о многостороннем просвещении и мудрости св. Мефодия (Патарскаго), благотворной деятельности его в утверждении и защищении православной веры и славных подвигах мученичества, вообще отзываются о нем с высокими похвалами; а некоторые из них, как то: Андрей Епископ Кесарийский (VI века), Иоанн Епископ Фессалоникийский (VII века) и Патриарх Фотий († 886) называют его великим 2 ; и вся святая Церковь , празднуя память священномученика Мефодия 20 июня, воспевает в честь его: «учений пучину, и скрижаль наказаний, и зрения высокого сокровище тя знаем, и чувств престол, поюще благочестно Христа Царя во вся веки» (Канон. Пес. 8. троп. 4). В свидетельствах древности Св. Мефодий называется Епископом не только Патарским, но и Олимпийским и Тирским. Так, кроме Леонтия Византийского , св. Иоанн Дамаскин († около 780 г.), выписывая одно место из сочинения Св. Мефодия о воскресении мертвых, называет его Епископом Патарским 3 , Между тем другие, именно церковный историк Сократ († 440 г.) и Св. Максим Исповедник († 662), упоминая об этом самом сочинении того же св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Мученик Исидор был воином на острове Хиосе, жил в царствование гонителя христиан Декия. Когда он не хотел исполнить царского повеления, чтобы все кланялась идолам, ему угрожали смертью, «Ты можешь убить мое тело, – говорил мученик воеводе Нумерию, – над душой же моей не имеешь власти». Исидора начали бить воловьими ремнями, но он в это время громогласно исповедовал Христа. Ему отрезали язык, но он и без языка славил Бога. Тогда отсекли ему голову. Это было в 251 г. Мощи его перенесены в Константинополь, в храм св. Ирины. Мученик Максим жил в III веке, во время Декия, Он был простым мирянином и занимался торговлей. Своими беседами обратил многих ко Христу. Однажды, когда язычники хотели принести человеческую жертву, он начал громко обличать их нечестие. За это и был побит камнями. Св. Исидор юродивый подвизался в Ростове. Он был нерусского происхождения, родился в Германии и был воспитан в католической вере. Перейдя в православную веру, оставил родину и богатых родителей и принял на себя подвиг странствования и юродства. Всюду, где путешествовал, переносил оскорбления, насмешки и побои, терпел холод и жар. Днем юродствовал, а ночи проводил в молитве. «Исидор, многими скорбями должно тебе войти в Царство Небесное», – часто твердил он сам себе. Во время странствования пришел в Ростов и здесь на топком месте поставил себе из хвороста шалаш, где и спасался. Еще при жизни Господь прославил Исидора Своей благодатью, – он творил чудеса. Исидор скончался в 1474 г. О смерти его узнали, когда, проходя мимо его хижины, почувствовали особенное благоухание. После погребения, на месте хижины, построена была церковь . Мощи св. Исидора покоятся здесь под спудом. Преподобный Серапион жил в 5 в. в Египте. Он называется Синдонитом, потому что не имел более никакой одежды, кроме синдона (плащаницы). С самой юности был монахом, жил, не имея ни кельи, ни пристанища. Носил всегда с собой Евангелие. Однажды св. Серапион, встретив нищего, дрожавшего от холода, отдал ему свой синдон, а сам остался нагим. А встретив человека, которого вели в темницу за долг, продал и Евангелие, чтобы заплатить долг. «Где твоя одежда? спросил святого ученик его. «Евангелие раздело меня», – отвечал он. «А где Евангелие?» – «Я продал его и отдал деньги требующему». Один из знакомых одел его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДАДА ДОРОСТОЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мученичество Максима, Дады и Квинтилиана Доростольских. Фреска (ок. 1318 г.) церкви Благовещения. Грачаница, Косово, Сербия Дада Доростольский (греч. Δδας; + 286 ), мученик Память 28 апреля , 13 апреля (Греч. ), 2 августа - обретение мощей (Греч. ) Святые мученики братья Дада, Максим и Квинтилиан пострадали при императоре Диоклетиане (284 - 305), когда вышло повеление приносить на торжественных празднествах жертвы языческим богам, а христиан предавать смерти. Наместники императора Тарквиний и Гавиний в городе Доростоле устроили пышное торжество, на котором присутствовали жители не только города, но и окрестных сёл. Когда празднество закончилось, кто-то донес императору, что три брата - Дада, Максим и Квинтилиан не подчинились приказу императора и ушли к себе в деревню Озовию. За ними были посланы воины, которые застали святых братьев за молитвой и отвели их на суд. Правители допросили братьев, которые исповедали себя христианами. Тогда Тарквиний предложил святому Максиму стать жрецом бога Зевса . Но тот назвал Зевса скверным прелюбодеем и снова исповедал Истинного Бога. Тарквиний пытался уговорить святых Даду и Квинтиллиана. Они сказали, что их брат Максим - чтец в церкви , хорошо знает Священное Писание, и они во всём следуют ему. Мучеников отправили в темницу, но и там они помышляли только о спасении своих душ. В полночь, когда святые уснули, им явился диавол, ополчившийся на них с оружием. Но когда мученики проснулись, они увидели Ангела, который сказал: " Не бойтесь. Бог, ваша надежда, примет вас к Себе. Он недалеко от вас и поможет вам " . Наутро Тарквиний сказал братьям, что боги объявили ему во сне свою волю: предать их смерти, если они не принесут жертвы. Мученики ответили, что им Господь приказал претерпеть мучения за Его Святое Имя. Мчч. Дада, Максим и Квинтилиан. Икона (XX-XXI в.). Румыния Несколько дней пытки и допросы продолжались непрерывно с утра до вечера. Наконец мученикам вынесли смертный приговор, отвели под стражей в их деревню и там усекли мечом. Случилось это в 286 году.

http://drevo-info.ru/articles/5664.html

Своими многочисленными писаниями, рассылавшимися по всем странам, – а также личным влиянием на Софрония, африканских епископов и особенно на Мартина, – св. Максим мужественно отстоял православно-церковное учение о лице Спасителя. В этом главное значение Максима в церковной истории. Его заслуга увеличивается тем, что сторону монофелитов держал византийский двор, в лице императоров Ираклия и Констанса, – и константинопольский патриархат, в лице Сергия, Пирра и Петра . В июле 645-го года мы находим св. Максима в проконсульской (северной) Африке, где он, вероятно, в Карфагене, в присутствии наместника Григория (или Георгия), ведет победоносный спор с константинопольским экс-патриархом Пирром, письменно, – но, как оказалось потом, притворно, – отрекшимся от монофелитства. По непосредственному влиянию св. Максима африканские епископы составляют потом соборные осуждения ереси. В 649-м году св. Максим принимает деятельное, хотя и не официальное (как простой монах) участие на Латеранском соборе 345 в Риме: по его внушению папа Мартин собрал этот собор и анафематствовал на нем как императорские эдикты – Экфесис Ираклия (638 г.) и Типос Констанса (648 г.) 346 , изданные с целью ввести монофелитское лжеучение, – так и вообще все монофелитство и его приверженцев. Арестованный в Риме вместе с двумя своими учениками – Анастасием монахом и Анастасием пресвитером и апокрисиарием 347 , св. Максим и его ученики подверглись в Константинополе продолжительному суду, кончившемуся (19 мая 655-го года) ссылкою старца (Максиму тогда было 75 лет) в Бизию, крепость во Фракии (?), а его ученика Анастасия в Перберис, отдаленнейшую местность империи (св. Мартин был сослан ранее, в 654-м году, в Херсон). 24 августа 656-го года к св. Максиму являлось не имевшее успеха посольство от императора и патриарха с целью склонить его к монофелитству. Вскоре потом, по приказу императорскому, Максим был переведен в монастырь св. Феодора, близ Региума. Вторичное посольство сюда от императора и патриарха также не повлияло на непреклонного старца, и 14-го сентября 656-го года его осуждают на ссылку в Перберис, где находился его ученик Анастасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

«Родился св. Максим около 580-го года, в знатной константинопольской семье. Получил широкое образование: его многочисленные сочинения проявляют в нем не только сильный природный ум и незаурядный талант, но и высокоразвитое формально-логическое мышление и обширное знакомство как с церковными писаниями – священными и отеческими, так и с языческими, особенно философскими, творениями Платона, Аристотеля и др. Из мирской жизни св. Максима имеется известие, что при императоре Ираклии (610–641 гг.) он был «первым секретарем царским». Стало быть, первая молодость, а, может быть, и половина жизни св. Максима прошла на придворной службе. Из приказа Констанса, внука Ираклия, видно, что Максим стоял к Ираклию в очень близких отношениях, быть может, даже родственных, – пользовался у него большим почетом. Но, судя по созерцательно-мистическому характеру творений св. Максима и проявленному в них обширному знакомству с греко-философской и церковной литературой, надо думать, что ему были не по душе постоянные интриги, политиканство с церковью и вообще нравственная муть тогдашнего византийского двора. Желание «по мере сил преуспевать в добродетели и божественной философии, пренебрежение ко всему земному и стремление к высшей жизни духовной, – предпочтение низшего места у Бога (св. Максим не имел иерархической степени) пред первыми должностями у царя земного» побудили византийского царедворца почетную службу при Ираклии переменить на созерцательно-подвижническую жизнь скромного монаха в уединенной обители Хрисополя, на другом берегу Босфора (теперешний Скутари). Славившаяся подвижничеством и любовью к богословию братия монастыря скоро сделала св. Максима настоятелем или аввою, каковым он оставался всю жизнь. Но подвижническое уединение св. Максима прервано было монофелитским движением: в постоянной и напряженной борьбе с этою ересью протекла вся дальнейшая жизнь святого. Вместе с иерусалимским патриархом Софронием, учеником своим Анастасием и папою римским Мартином Максим является оплотом православия и главным борцом против монофелитства .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

В защиту православного учения о двух естествах и волях в Богочеловеке, нашем Спасителе, вместе с Софронием патриархом иерусалимским, Мартином, папою римским, и другими святителями, мужественно выступает и простой инок Максим, впоследствии исповедник и мученик. Переходя по разным местам Александрии, в Кипре, в Константинополе, в разных провинциях Малой Азии, всюду он сильным словом своим утверждал православных в вере, прося и умоляя их неизменно хранить благое наследие веры, и с дерзновением исповедовать ее душой и устами. В таких благотворных для православной Церкви подвигах пр. Максим провел около семи лет от 633 до 640 г. В этом году он прибыл в Африку. Сами епископы африканские охотно поставляли себя в число учеников его, не смотря на то, что он был простой монах. «Рассуждая с ними, он утверждал их в вере, наставлял и вразумлял их, как опровергать лжеумствования еретиков; возбуждал в народе мужество, исполнял его духом ревности. Все привлекались к нему как бы некою силою» 7 . Следствием сего общего доверия и любви к нему было то, что ересь монофелитская потерпела в Африке решительное поражение. Епископы, по убеждению и под руководством преп. Максима, созвали, каждый в своей области, соборы и торжественно прокляли ересь. Прожив в Африке около пяти лет (640–645), в это время он не преставал поражать монофелитскую ересь и на Востоке своими посланиями. В этих посланиях в полном свете является твердая, несокрушимая преданность Максима вере отцов, и его отеческая заботливость о предохранении православных от еретических учений. «Ни в чем не изменим вере; с верою отцов, при содействии их молитв, переселимся из этой жизни; эту веру – чистую, чуждую всякой ереси, предоставим Богу вместо всякой заслуги», так убеждал он в одном из этих посланий. Последним славным делом преп. Максима в Африке было публичное прение о вере с отставленным патриархом константинопольским Пирром, преемником главного распространителя ереси патриарха Сергия. Изгнанный из Константинополя по подозрениям, выставляющим очень невыгодно его поведение, он бежал в Африку, и здесь также распространял свои заблуждения; но в лице преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Проповедь Григория имела успех, что навлекло на него преследование со стороны ариан. Однажды толпа под предводительством монахов ворвалась в домашнюю церковь Григория, осквернила алтарь, избила молящихся и в этих беспорядках обвинила потом самого же Григория. Много неприятностей перенес в это время Григорий от Максима Киника. Эта темная личность выдавала себя за потомка мучеников и за исповедника, претерпевшего мучения за верность Никейской вере. Как последователь философии киников, Максим носил белый плащ, в который умел красиво драпироваться, и длинные волосы, которые согласно моде завивал в локоны и красил в рыжий цвет. Чтобы снискать доверие Григория, Максим хвалил его проповеди , превозносил все его планы и громил его противников. Непрактичный и непроницательный Григорий не распознал вовремя этого авантюриста, дал ему убежище в собственном доме, предоставил в его распоряжение стол и все свое имущество и даже имел неосторожность произнести публично речь в похвалу Максима. Между тем Максим питал честолюбивые планы овладеть кафедрой Григория. Все нити интриги исходили из Александрии. Петр, епископ Александрийский, поддерживал Максима и через шпионов следил за успехами предприятия. Когда почва была подготовлена, из Александрии прибыли епископы для посвящения Максима. Для этого ночью они тайно проникли в кафедральную церковь Григория и начали обряд посвящения. Но это было скоро замечено. Собравшийся народ изгнал епископов, которые бежали в квартиру какого-то флейтиста, где и было окончено прерванное богослужение. Получив сан епископа, Максим попытался было овладеть и кафедрой Григория. С этой целью он отправился в Фессалоники, где в это время стоял с войском император Феодосий, искать его благоволения, но был отвергнут императором, который желал иметь епископом столицы только Григория. Потрясенный этим случаем, Григорий хотел удалиться из Константинополя, но был удержан народом. 24 ноября 380 г. император Феодосий вступил в столицу и передал православным церкви, отнятые у них арианами. 26 ноября Григорий вместе с императором торжественно вступил в храм Св. Апостолов. В это время со стороны озлобленных ариан подготовлялось покушение на жизнь Григория, «извлечен был один меч, но опять был скрыт в ножны». Вскоре другой убийца проник в спальню Григорию, но, мучимый совестью, раскаялся в своем намерении и просил у Григория прощения. «Да спасет тебя Бог, – ответил ему на это Григорий, – а мне, спасенному, не трудно быть милостивым». Замечательной чертой Григория служит его терпимость к еретикам и иномыслящим. «Тайна спасения, – говорил он, – для желающих, а не для насилуемых». Сделавшись господином положения в столице, Григорий не был ревностен в отобрании церковных имуществ у ариан и не пользовался своим влиянием, чтобы отплатить им за притеснения. Паства не понимала этого и роптала против него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Я ответил: Несправедливо вы сказали о святом Максиме, что аки бы Пирра он принял в соединение церковное. Того ни одна история не поведает. А потому и образцом на приятие ваших иереев приятие Пирра быть не может. Максим святой точию препрел Пирра на Соборе о единовольной ереси, а принят был в соединение церковное патриарх Пирр Церковью, т. е. африканскими епископами. Ибо на том Соборе бяху собравшиеся африканстии епископы, как о том повествуется в житии св. Максима и у Барония (лето Господне 645). В житии святого Максима повествуется сице: «Медлящу же преподобному в африканстей стране, прииде тамо Пирр патриарх Цареградский, с престола своего бежавый, и обходя грады, прельщаше правоверныя в свое зловерие, и много бы повредил тамо Церковь Христову, аще не бы имел во всем противна себе сего Максима преподобнаго, с нимже, сошедшеся, о вере по вся часы препирашеся. И нужда бе собратися епископом африканским в Карфаген, да слушают прения обоих. Того бо желаше и Григорий, патрикий тоя страны. Бывшу же Собору и прению, богомудрый Максим одоле Пирру, препрев его от божественных книг и догматов св. отец и показав во Христе Бозе, якоже двоим естеством быти, сице и двоим волям, хотениям же и действам, но в лице нераздельне едином. Препрен убо быв, Пирр приста к православным и прият бысть от Церкве любезно и честно вкупе с титлою патриаршею. А тогда и книжицу православнаго исповедания состави и в Рим к папе Феодору, иже наста по Иоанне, прииде, и прия его папа честно, яко патриарха православного Цареградскаго». Дозде от жития св. Максима (Минея-Четья ианнуария 21 дня). У Барония же о сем повествуется сице (лето Господне 645, Феодора 4. Константа 4, число 1): «Сего лета во Африце, егда Пирр оный Константинопольский патриарх, сущь во изгнании, хотяше ересию своею Церковь повредити и от истины отводити, сопротивися ему Максим святый авва, а потом мученик, с которым явно пред всеми епископы, и игемоном Григорием патрикием, и господами честными, в месяце иулии, во граде Карфагене прение сотвори... Сим прением Пирр побежден, покорися, и на отречение своих ересей в Рим к папе Феодору пойде, идеже вся ереси прокля: почте его папа, и на патриаршество Константинопольское возвращен бысть, и при олтаре папа престол его при своем постави, почитая его яко патриарха Константинопольскаго». Дозде Бароний. Видите, как ясно показуется от жития св. Максима и от Барония летописца, яко на Соборе, идеже Максим прение имел с Пирром, бяху собравшиися епископи, и принят Пирр Церковию, т. е. собравшимися епископами; а о том, чтобы Пирр был принят св. Максимом, ни в житии Максима, ни у Барония нет ни одного слова, и вы несправедливо указуете на пример св. Максима во оправдание приятия бегствующих от Церкви иереев и самого митрополита Амвросия вашими попами, при неимении у вас епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010