В этой мрачнейшей духовной ночи преподобный Максим оставался бодрствующим; он отвергал — вопреки без малого совершившейся исторической очевидности — возможность такого соглашательства 31 ; тем временем одураченные римские апокрисиарии вернулись в Рим, где, однако, народ и клир 32 поддержали папу, так что с этого момента он противился объединению. Предложенное в Византии соглашение — епископ Феодосий соглашается на обе воли и энергии, Максим объявляет, что готов восстановить общение с ним и с константинопольским престолом — преподобный Максим отверг на том основании, что ему как монаху этот шаг не подобает; скорее церковные правила требуют, чтобы император вместе с патриархом и его синодом обратились к Риму, а тогда он с удовольствием отправится в Рим как спутник патриарха; но вскоре выяснилось, что всё предприятие — не более чем политическая фикция. В эти месяцы — поскольку без него объединенная воля Рима и Византии скорее всего склонилась бы к догматическому компромиссу, который привел бы к краху всего уже достигнутого — судьба христологии зависела от твердости и непреклонности одного человека. То, что триумф политики “в последний момент был все-таки сорван, и то, что снова победил не оппортунизм, но строгое исповедание веры, для которого «две воли» были не простой формулой, — это была заслуга исключительно преподобного Максима, который в церковной истории с полным правом носит почетный титул «Исповедника» как последний великий богослов и мученик эпохи христологических споров” 33 . Усилия, предпринятые Византией для того, чтобы переубедить этого одиночку, более чем лестные посулы самого императора показывают, насколько большое значение придавалось этой единственной крепости веры. Однако преподобный Максим — почти непостижимым для сердца греков образом — стал первым из восточных Отцов, которого последовательность духовного пути привела к отказу от цезарепапистского единства священной и мирской власти в Византии и к обретению духовного отечества в Риме. Уже во время пребывания в Риме некий Григорий, который до сих пор поддерживал императорский “Типос”, навестил его в его келье и подвел беседу к вопросу о том, является ли император одновременно и священником.

http://pravmir.ru/vselenskaya-liturgiya-...

268 В частности, экзарх императора в Италии опечатал, а потом разграбил папскую сокровищницу и дворец. 269 Прп. Максим был в курсе всех этих событий, что видно по его письму игумену Фалассию Ливийскому , это Письмо А (ep. A), Mansi X. 677A–678C, сохранившееся только в латинском переводе Анастасия Библиотекаря (см. русский перевод в: Максим Исповедник 2007b, c. 253–256), датируемом ок. 640 г., в котором он подробно передает историю утверждения папы Северина. Как замечает Ларше (Ларше 2004, с. 172), это письмо, «несомненно, содержит первые критические высказывания прп. Максима против Экфесиса». В письме прп. Максим высоко оценивает действия апокрисиариев (как их дипломатическое искусство, так и твердость в вере) и снимает с них какое-либо подозрение в поддержке Экфесиса. 270 Meyendorff 1989, р. 363. Впрочем, Мейендорф , нам кажется, несправедлив и неточен, когда пишет о папах этого времени: «Their protests… did not entail severance of communion with the see of Constantinople: the Roman bishops of the seventh century lacked the energy and steadfastness of their predecessors» (Ibid, p. 363). Если папа Северин и не порвал с Константинополем, трудно упрекать его за это, имея в виду, что его правление продлилось всего четыре месяца, а до утверждения его императором он и его апокрисиарии мужественно держались в сложнейшей ситуации. Следующий же папа Иоанн IV (640–642) отверг Экфесис, а отношения с Константинополем не порвал, так как новый император определенно обещал его отменить (о чем мы скажем ниже). Твердую политику в отношении еретиков в Константинополе вел и следующий папа Феодор (642–649), осудивший ересь и порвавший общение с Константинополем; правда, не сразу, но промедление было связано с тем, что патр. Павел в своем соборном послании после занятия кафедры не упомянул о спорных учениях об одной или двух волях (Jankowiak 2009, p. 208), а ему наследовал св. мученик папа Мартин. Так что упрекать пап VII в. в слабости в отношении власти по меньшей мере некорректно (особенно если сравнивать их с патриархами Константинополя и Александрии того же периода).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Я ответил: Несправедливо вы сказали о святом Максиме, что акибы Пирра он принял в соединение церковное. Того ни одна история не поведает. А потому и образцом на приятие ваших иереев приятие Пирра быть не может. Максим святый точию препрел Пирра на соборе о единовольной ереси, а принят был в соединение церковное патриарх Пирр церковию, то есть африканскими епископами. Ибо на том соборе бяху собравшиися африканстии епископи, как о том повествуется в житии св. Максима и у Барония (лето Господне 645). В житии святого Максима повествуется сице: «Медлящу же Преподобному в Африканстей стране, прииде тамо Пирр патриарх Цареградский, с престола своего бежавый, и обходя грады, прельщаше правоверныя в свое зловерие, и много бы повредил тамо церковь Христову, аще не бы имел во всем противна себе сего Максима преподобнаго, с нимже, сошедшеся, о вере по вся часы препирашеся. И нужда бе собратися епископом Африканским в Карфаген, да слушают прения обоих. Того бо желаше и Григорий патрикий тоя страны. Бывшу же собору и прению, богомудрый Максим одоле Пирру, препрев его от божественных книг и догматов св. отец, и показав во Христе Бозе, якоже двоим естеством быти, сице и двоим волям, хотениям же и действам, но в лице нераздельне едином. Препрен убо быв, Пирр приста к православным, и прият бысть от церкве любезно и честно вкупе с титлою патриаршею. А тогда и книжицу православнаго исповедания состави и в Рим к папе Феодору, иже наста по Иоанне, прииде, и прия его папа честно, яко патриарха православнаго Цареградскаго». Дозде от жития св. Максима (Минея Четия 21 ианнуария). У Барония же о сем повествуется сице (лето Господне 645, Феодора 4, Константа 4, число 1): «Сего лета во Африце, егда Пирр оный Константинопольский патриарх, сущь во изгнании, хотяше ересию своею церковь повредити и от истины отводити, сопротивися ему Максим св. авва, а потом мученик, с которым явно пред всеми епископы, и игемоном Григорием патрикием, и господами честными, в месяце Иулии, во граде Карфагене прение сотвори... Сим прением Пирр побежден покорися, и на отречение своих ересей, в Рим к папе Феодору пойде. Идеже вся ереси прокля, почте ero папа и на патриаршество Константинопольское возвращен бысть, и при олтаре папа престол его при своем постави, почитая его яко патриарха Константинопольскаго». Дозде Бароний. Видите, как ясно показуется от жития св. Максима и от Барония летописца, яко на соборе, идеже Максим прение имел с Пирром, бяху собравшиеся епископи, и принят Пирр церковью, то есть собравшимися епископами: а о том, чтобы Пирр был принят св. Максимом, ни в житии Максима, ни у Барония нет ни одного слова, и вы несправедливо указуете на пример св. Максима во оправдание приятия бегствующих от церкви иереев и самого митрополита Амвросия вашими попами, при неимении у вас епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Февраля 5 (18) Мученик Михаил (Амелюшкин) Составитель священник Максим Максимов Мученик Михаил родился 24 сентября 1893 года в селе Починки Богородского уезда Московской губернии в семье крестьянина Спиридона Амелюшкина. Окончил сельскую школу и занимался крестьянским трудом. С 1914 по 1917 год Михаил Амелюшкин служил в Царской армии рядовым. Проживал Михаил Спиридонович в родном селе. Будучи глубоко верующим человеком, он, несмотря на начавшиеся с приходом безбожной власти гонения на Русскую Православную Церковь , еще более утвердился в исповедании своей веры во Христа. Молиться он ходил в храм в честь Рождества Христова в селе Ямкино Ногинского района Московской области. В разгар гонений на верующих во Христа власти решили арестовать Михаила Спиридоновича. По их требованию местный сельсовет выдал справку для Ногинского районного отделения НКВД. В ней говорилось, что Михаил Амелюшкин «ведет разлагательскую работу среди колхозников, агитируя против советской власти и партии, склоняя массу к религии». На допрос были вызваны лжесвидетели. Один из них показал: «В конце апреля 1937 года Амелюшкин, в целях срыва первомайской демонстрации, среди населения говорил: колхозники, все приходите в церковь на пасхальное богослужение, а на демонстрацию не ходите. Пусть коммунисты одни ходят с красными флагами. 29 апреля 1937 года Амелюшкин в беседе со священником Покровским и диаконом Широгоровым говорил: я ваше указание выполню, сделаю так, что ни один колхозник в день Пасхи на работу в колхоз не выйдет, и 1 мая на демонстрацию не пойдет, а в церкви народу будет полно. Я уже договорился со всеми старыми певчими, чтобы они пришли в церковь , мы устроим особо торжественное богослужение». 26 ноября 1937 года Михаил Спиридонович вместе с настоятелем храма протоиреем Николаем Покровским и диаконом Николаем Широгоровым был арестован и заключен в Ногинскую тюрьму. На следующий день он был допрошен. – С какого и по какой период вы являлись служителем религиозного культа? – спросил следователь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный мученик Виссарион Сарай (версия для печати)/Православие.Ru Преподобный мученик Виссарион Сарай Православие.Ru , 3 ноября 2004 г. Память 21 октября/3 ноября Прп. Виссарион Сарай, нмч.Опря Миклэуш и нмч. Софроний из Чоары / Преподобный исповедник и мученик Христов Виссарион Сарай родился в 1714 году в местечке Майдан в Отца его звали Максим, а мать Марией. В Крещении будущий подвижник получил имя Николай и с детства отличался особым благочестием и стремлением к уединенной молитвенной жизни. В семнадцатилетнем возрасте он отправился на Святую землю, чтобы поклониться ее святыням. Там в монастыре Саввы Освященного он принял монашеский постриг с именем Виссарион. На обратном пути подвижник посетил Святую гору Афон и, вернувшись на родину, поступил в монастырь Пакра расположенный в Славонии где семь лет прослужил диаконом. Здесь же он сподобился священнического рукоположения. Вскоре преподобный Виссарион был уже хорошо известен в народе свой благочестивой жизнью и прекрасным даром проповеди слова Божьего. Движимый любовью к месту, где жил и проповедовал сам Господь, преподобный второй раз посетил Святую землю и снова вернулся просвещать свой православный народ Евангельским учением. В то время православные христиане на Балканах, и особенно в Австровенгерской империи, страдали от сильной римокатолической пропаганды. Всеми правдами и неправдами католики старались заставить их отречься от своей отеческой веры и подчиниться Римскому папе. Это давление было особенно сильным в правление австрийской императрицы Марии Терезии (1741—1780 гг.), и особенно в Банате и Трансильвании (территория современной Румынии). К этому добавлялась еще и активная пропаганда кальвинистов, но православные сербы и румыны, не смотря ни на что, оставались верны Православию. Узнав о проповеднических и миссионерских способностях святого, Сербский патриарх Арсений IV Йованович (1726-1748 гг.), послал его в 1742 году в Банат и Трансильванию, чтобы тот своей проповедью и примером поддержал православное население в его борьбе с насаждаемой унией. Проживающие в этих краях православные христиане под давлением церковных и государственных католических властей начинали волей-неволей попадать под пагубное влияние. Преподобный Виссарион со смирением принял это послушание и с апостольской ревностью отстаивал в Трансильвании Православную веру. Он путешествовал от села к селу и повсюду убеждал верующих оставаться твердыми в вере. Чувствуя силу и спасительность его богодухновенных проповедей, народ встречал проповедника с особой любовью. Нередко его прибытие сопровождалось торжественными крестными ходами и колокольным звоном.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАЛЛИОПИЙ ПОМПЕОПОЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мч. Каллиопий. Греческая икона Каллиопий Помпеопольский (греч. Καλλιπιος; + 304 ), мученик Память 7 апреля Святой мученик Каллиопий родился в Пергии Памфилийской от благочестивой женщины Феоклии, жены знатного сенатора. У Феоклии долгое время не было детей. Она горячо молилась о даровании ей ребенка, обещая посвятить его Богу. Вскоре после рождения сына Феоклия овдовела. Она воспитала сына в христианской вере. Когда святой Каллиопий достиг юношеского возраста, начались жестокие гонения на христиан. Феоклия, узнав, что на её сына поступил донос, отправила его в Киликию . Когда святой прибыл в Помпеополь Киликийский, в городе происходили празднества в честь языческих богов. Юношу пригласили принять участие в пиршествах. Он ответил отказом и объявил себя христианином. Об этом донесли правителю города Максиму. Тот призвал к себе на суд святого Каллиопия и сначала пытался уговорить его поклониться богам, обещая выдать за него свою дочь. После решительного отказа юноши Максим подверг его жестоким мукам. Он приказал бить мученика по спине оловянными прутьями и по животу воловьими жилами. Наконец, правитель велел привязать юношу к железному колесу и поджаривать на медленном огне. После истязаний мученика Каллиопия, еще живого, бросили в темницу. Когда Феоклия получила известие о страданиях сына, она написала завещание, отпустила рабов на волю, раздала своё богатство нищим и поспешила к святому Каллиопию. Мужественная мать дала деньги стражам и проникла к сыну в темницу. Там она укрепляла его до конца переносить страдания за Христа. Когда на следующий день святой на суде отказался отречься от Христа, Максим приказал распять мученика на кресте. День казни совпал с Великим четвергом , когда воспоминается Тайная Вечеря Спасителя с учениками. Феоклия узнала об этом и умолила стражей распять сына вниз головой, так как считала его недостойным быть распятым подобно Господу. Желание её было исполнено. Святой Каллиопий провисел на кресте до Великой пятницы и скончался в 304 году, в день воспоминания Крестной смерти Спасителя. По снятии мученика с креста Феоклия воздала славу Богу, обняла бездыханное тело сына и тут же предала свой дух Богу. Христиане погребли их тела в одной могиле. Использованные материалы Редакция текста от: 15.04.2019 23:33:53 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5518.html

Отвечал святой Мокий: — Не я, а всесильный Бог мой, Господь Иисус Христос, уничтожил и сокрушил бездушного бога Дионисия и сжег огнем ярости Своей Лаодикия. Я лишь со страхом и любовью служу Богу моему и исповедую устами своими Его святое имя. Максим сказал на это: — Оставь безумие свое и принеси жертву Аполлону [ 4 ]; в противном случае ты умрешь лютою смертью. Но мученик отвечал: — Я умру лютою смертью в том случае, если забуду благодеяния и милости ко мне Бога моего и если буду поклоняться и почитать тех, кто суть не боги, а идолы. Тогда Максим приказал привязать мученика к двум колесам, устроенным для мучения, так, чтобы при вращении колеса растерзали тело его. Светой же посреди мук взывал: — Как сладка любовь к Богу! Затем, обратившись к мучителю, сказал: — Исполняй с усердием волю отца твоего — диавола. Что касается меня, то я согласен на все мучения и даже на самую смерть ради имени Христова. Потом святой начал молиться, говоря так: «Владыко, Источник чистоты, Помощник, Защитник и Избавитель мой! Благодарю Тебя за то, что Ты меня, недостойного, сподобил подвига сего и помог мне одолеть диавола. Ты — Единый Бог истинный, содержащий ум мой в чистоте и охраняющий его от помыслов нечистых. Ты устрояешь, дабы ум мой наслаждался в Тебе, Творце моем, потому что велико имя Твое для тех, кто любит Тебя». После того как святой помолился так, внезапно сокрушились мучительские колеса и мученик встал на землю совершенно здоровым и невредимым. Все видевшие чудо это, весьма удивились происшедшему. Мучитель же, преисполнившись стыда, как побежденный мучеником, еще больше разгневался на святого и приказал бросить его в темницу. Спустя же три дня после этого приказал вывести святого из темницы и отдать на съедение зверям. На святого были выпущены два голодных льва, громко рыкавших. Когда они подошли к святому, то легли на землю пред ним, как бы поклоняясь ему и обнимая ноги его; затем львы начали лизать ноги святого, как бы лобызая их. Народ, видя все происшедшее, громко воззвал, говоря:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Апреля 10 (23) Мученик Димитрий (Вдовин) Составитель священник Максим Максимов Мученик Димитрий родился 3 февраля 1883 года в городе Коломне в семье возчика Михаила Вдовина. Окончил городское четырехклассное училище в Коломне. С 1904 по 1906 год Дмитрий Михайлович был на военной службе, где исполнял должность переписчика. После возвращения в Коломну Дмитрий Михайлович устроился работать продавцом в магазине, принадлежавшем его брату. В 1910 году он женился на Надежде Ивановне Архиповой, впоследствии у них родилось трое детей. В 1912 году Дмитрий Михайлович открыл посудную лавку в Коломне и занялся торговлей. В 1918 году он устроился работать по найму в Коломенскую артель кондитеров. С 1919 по 1920 год служил в Красной армии переписчиком в запасном батальоне Западного фронта, а после демобилизации работал служащим в Коломенском уездном отделе здравоохранения. С 1924 по 1927 год Дмитрий Михайлович снова занимался торговлей, а с 1928 по 1932 год – кустарным промыслом, изготовлением крестьянских сит и решёт. До 1935 года он трудился на различных коломенских предприятиях, а затем устроился на работу в Озерский райпромкомбинат. Всецело преданный гонимой Церкви Христовой, Дмитрий Михайлович в тяжелое для всех верующих время проявил себя истинным христианином. С 1922 по 1929 год он был церковным старостой Коломенского Успенского кафедрального собора, а за-тем Троицкой церкви. Он очень любил богослужение и церковное пение и эту любовь старался передать своим детям. Во время массовых арестов духовенства и верующих в 1937 году власти приняли решение об аресте Дмитрия Михайловича Вдовина. 22 августа он был арестован и заключен в Коломенскую тюрьму. В тот же день начались допросы. – Кто из ваших родственников привлекался к судебной ответственности? – спросил следователь. – К судебной ответственности из моих родственников никто не привлекался. -Следствие располагает данными, что вы являетесь одним из активных церковников тихоновской ориентации. Вы подтверждаете это? – Да, я действительно состою церковником тихоновской ориентации.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ep. 6. 1). В другом письме христиане Моисей, Максим и Никострат именуются «исповедниками вселенной» (universi confessores - Ibid. 26. 1). Сщмч. Киприан различает 2 степени исповедничества: публичное, т. е. произнесение исповедания в суде, и частное, когда кто-либо спасается бегством, чтобы не приносить жертву языческим богам ( Idem. De lapsis. 3). Впрочем, сщмч. Киприан не всегда последователен в различении мучеников и И.: употребление того или иного термина у него во многом зависит от его расположенности или нерасположенности к адресатам писем. Обращаясь к некоторым И., сщмч. Киприан называл их мучениками, поскольку был к ним расположен или хотел склонить на свою сторону, но, когда он писал к др. И., нарушителям спокойствия в Церкви, то обычно был сдержанным в употреблении титулов и предпочитал отличать их от мучеников. ( Labriolle. 1911. P. 54). В актах Карфагенского Собора 256 г. (Sententiae episcoporum numero LXXXVII de haereticis baptizandis), к-рые во мн. рукописях помещаются после сочинений сщмч. Киприана, почетные титулы епископов приводятся с четким различением мучеников и И.: martyr (мученик), confessor (исповедник), confessor et martyr (исповедник и мученик), confessor et postea martyr (исповедник и впосл. мученик) ( Mercati G. D " alcuni nuovi sussidi per la critica del testo di S. Cipriano//Studi e documenti di storia e diritto. R., 1898. Vol. 19. P. 345-349). Строгая точность в использовании двух терминов характерна для произведений свт. Дионисия Великого , еп. Александрийского († ок. 264/5), а также церковных писателей последующих веков. Описывая гонения в Александрии, он сообщает: «Скончавшихся от болезни пережили диаконы Фавст, Евсевий, Херимон. Евсевию Господь с самого начала послал сил и приготовил его мужественно служить исповедникам (μολογητν), находящимся в темнице, и погребать - с опасностью для себя - тела совершенных и блаженных мучеников (μαρτρων)» ( Euseb. Hist. eccl. VII 11. 24). В сочинении Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках» упоминается некий Селевк, к-рый сначала был исповедником, а затем стал мучеником ( Euseb.

http://pravenc.ru/text/675007.html

Мученик Дула жил в IV веке, в Киликии. Императорский наместник Максим воздвиг гонение на христиан, и св. Дула приведен был к нему вместе с другими. Максим приказал бить мученика, но он мужественно терпел страдания. Затем приказал положить его на разожженную решетку, но мученик и здесь не переставал славить Бога и уничтожать языческих богов. После мучений бросили св. Дулу в темницу, но тут Господь исцелил его. Мучитель снова приказал мучить святого, и св. Дула скоро скончался. Тело его бросили в реку, но оно приплыло к одному из селений, невдалеке от Преториады. Пастушеские собаки открыли его, и одна из них, взяв пастушескую одежду, покрыла тело, а другая стерегла его. Пастухи, увидев чудо, сообщили о нем окрестным жителям, и христиане похоронили мощи св. мученика. Преподобный Иероним подвизался в конце IV и в начале V столетия. Преподобный Дула подвизался в одной из египетских обителей. Подвиг его главным образом состоял в том, что он 20 лет терпел унижение, осмеяние и оскорбления от многих за свою скромность, смирение и послушание. Сначала, конечно, тяжелым казался ему такой подвиг, удивительные и недобрые отношения к нему ближних сильно волновали его сердце; но затем, при помощи Божией, он дошел до такого состояния, что даже радовался, когда приходилось ему терпеть оскорбления, и молился Богу за своих обидчиков. Под конец его жизни случилось с ним следующее обстоятельство. Один из иноков похитил сосуды из храма. Так как Дула по болезни не был в церкви в день похищения, тогда как всегда приходил раньше всех, то подозрение пало на него. Праведник стад было защищаться, но всегдашние оскорбители его начали взводить на него разные клеветы. Тогда, видя безуспешность своих оправданий и считая за добродетель потерпеть клевету, сказал он разбиравшему дело похищения собору старцев: «Я грешен, простите меня, святые отцы». Наказав ударами, старцы предали Дулу светскому суду. Тут он уже не оправдывался, а прямо сказал: «Я грешен, простите меня». Решено было отсечь Дуле руки. Когда положено было такое решение, то совесть заговорила в действительном похитителе; ему стало жаль Дулу, и он сознался в преступлении и возвратил сосуды. Тогда Дула был освобожден, и братия, которые судили, как равно и те, которые всегда оскорбляли его, поражены были поступком праведника и просили у него прощения. Но после этого немного жил преподобный Дула. Через 3 дня, стоя на молитве, он скончался кончиной праведника и был причислен к лику страстотерпцев Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010