2) Хотя оное Феодоритово писание все в хорошем разуме толковать можно и должно, (ибо Феодорит, как после того самым делом узнано, не мыслями но токмо словами не соглашался с Кириллом и по видимому держал сторону Несториеву) Однако же Отцы пятого собора приняли сие писание в Несториевом разуме, потому что некоторые слова находятся в нем весьма сумнительные, как на примере, что он отрицает во Христе единство по самопребыванию 3 [Secundum subsistentiam] и для сей причины они правильно его отвергнули. 3) Наконец Феодорит в сообщество церковное Кириллом паки принят, и Халкидонским собором на прежней Епископской престол возведен будучи, всегда в том же исхождении Святого Духа учении пребывал, как видно из других его писаний, однако же никогда ни от кого в том осужден не был. О чем станем говорить еще ниже сего, где о свидетельстве его рассуждать будем. И так отсюда явствует, что начатие сего раздора, несправедливо Феодориту приписывается, хотя впрочем и оная его с Кириллом ссора и примирение, как само чрез себя явствует, много противны намерению Римлян. В течении седьмого века некоторые сего раздора начатки хотя действительно положены не были, однако же положенными быть показалися. Ибо Святый Мученик Максим в послании своем к Марину Кипрскому Пресвитеру, которое находится между писаниями его в томе 2, на стран. 69. Парижск. издания, между прочим говорит, будто бы Греки возражали против Римлян то, что они учат, что Дух Святый исходит от Сына; но однако же сам он в том же послании изъясняет мысль Римлян таким образом, что они не учат, Сына быти виною или причиною Духа Святого, но исповедуют, что в Божестве единая причина или вина есть Отец, а однако говорят, что Дух Святый чрез Сына исходит. Остаток сего послания находится и в Флоренском соборе, в заседании 23. который здесь прилагается: „Святейшего Папы ныне правящего из соборных, или Синодальных артикулов не столько глав заметили царствующего града обитатели, сколько вы написали, но токмо две, из коих первая рассуждает о Божестве, поскольку Он (Папа) утверждает, как сказывают, будто бы Дух Святый исходит и от Сына; а вторая о воплощении; ибо говорит, что Господь Иисус Христос , яко человек [по человечеству] не имеет прародительского греха: и на первую главу из писаний Римских Отцев, также и из Священных Кирилла Александрийского на Иоанново Евангелие толкований, согласные привели мнения, которыми доказали о себе, что они отнюдь не допускают, Сына быти виною или причиною Святого Духа, ведая, что единая Сына и Духа Святого вина или причина есть Отец, Оного по превечному рождению, а Сего по исхождению; но исповедуют, что Дух Святый чрез Сына исходит, и сим образом доказывают единосущество без всякого разнствия“.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Фигуранты группы, связавшись со странницей, распространяющей антиколхозную агитацию, Варварой Крюковой, как через последнюю, так и сами совершали обманные действия с целью возбуждения суеверия среди крестьян о чудесах, а на почве этого агитировали за невхождение в колхозы и стремились срывать мероприятия, проводимые советской властью в деревне… В 1930 году при проведении весенне-посевной кампании поп Боголепов, стремясь сорвать это мероприятие, отказавшись от выполнения твердого задания по распашке земли, агитировал: «Выполнять это задание я не буду, это безобразие, задавили своими планами, пускай что хотят со мной делают, но усадьбу распахивать я не буду и никакого хлеба сдавать государству также не буду. Грабители заставляют нас страдать, но ладно, потерпим». Куранов Александр Яковлевич, секретарь сельсовета, показал: поп Боголепов использовал церковный амвон для антисоветской агитации в произносимых проповедях; агитируя против налогов 10 ноября 1930 года, заявил: «Православные христиане, меня задавили налогами, советская власть ободрала всех священников, вот с меня сдирают 1700 рублей, ведь это грабеж». В момент произношения таких проповедей молящиеся крестьяне в церкви плакали… Свидетель Чистяков Максим Петрович, кандидат ВКП(б), служащий, показал: не менее важную роль играл в антисоветской деятельности и фигурант группировки председатель церковного совета Панкратов Иван Леонтьевич, который, посещая чайную села Курьяниха, систематически вел антисоветскую и противоколхозную агитацию; 16 апреля 1930 года, находясь в чайной, используя временные продзатруднения, среди крестьян агитировал: «Вот дожили, что не стало хватать хлеба при советской власти, договорились, доагитировались коммунисты, а мужики, дураки, дошлепались в ладоши, но это еще цветики, а будет еще хуже – все у нашего брата заберут, и будем с голоду сдыхать». 20 марта 1931 года, в этой же чайной и также в связи с временными продзатруднениями, Панкратов, агитируя против коллективизации, доказывал крестьянам: «Дозвонились коммунисты, что крестьяне с голоду дохнут, довела советская власть нашу страну до обнищания, но нам нужно ей давать отпор и не допускать до того, чтобы загнали в колхоз, ведь там одни антихристы, нужно Богу молиться, просить Его, чтобы Он вступился за нас, грешников».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чувство, сосредоточенное на одном каком-нибудь предмете всегда бывает сильнее, чем чувство рассеивающееся и перебегающее от одного предмета к другому. Особенно это бывает заметнее на любви, чувстве, определяющем по большей части главный интерес жизни. Возникновение такой преобладающей цели жизни и обусловливается некоторого рода исключительностью, и в свою очередь развивает ее в человеке. Пока нас увлекают многочисленные предметы, окружающие нас, мы не можем предаться всецело чему-нибудь одному, но раз создавши для себя главный интерес жизни, мы охладеваем уже ко всему прочему. Точно также, когда человек поставляет своей задачей возлюбить Бога всем сердцем и всею мыслию своею, то ясно, что для достижения этой дели он должен беречь свое чувство и свою мысль и не уделять их ничему другому кроме Бога. Такая исключительная преданность мысли и чувства Богу не терпит однако никакого ущерба, если человек любит своих ближних, потому что всецелая преданность к Богу и выражается именно в бескорыстном служении ближнему. Бог и ближний сливаются в этом случае как бы в один объект любви, и потому никакого антагонизма между любовию к Богу и ближнему быть не может. Наоборот, привязанность ко всему, что не касается любви к ближнему, несомненно отвлекает человека, желающего всею душою предаться Богу, от его главной цели. Прежде всего пристрастие к благам мира сего делает человека завистливым и жестоким, когда блага, к которым он стремится, с успехом оспаривает у него другой. Таким образом, привязанность к благам, чуждым религиозно-нравственного характера, лишает человека возможности любить Бога в лице ближнего. На это и указывает св. Максим Исповедник в приведенном месте. Но и помимо этого привязанность ко всему тому, в чем не может проявляться непосредственно любовь к Богу, делает ее уже не полною. Если человек любит что-либо кроме Бога, то ясно, что Богу принадлежит не все его сердце и не вся мысль. Рассмотрим теперь, как относятся к заповеди о любви частные моменты отречения от мира: уединение, отказ от собственности и брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

Император Грациан во время похода против готов в 378 г. чувствуя себя одиноким среди врагов, ищет ободрения и наставления в кафолической вере у св. Амвросия и получает от него две первых книги «De fide» [«О вере»]. По совету св. Амвросия император противится созванию Вселенского собора на Западе и ограничивается созывом поместного собора в Аквилее. При Грациане и Валентиниане II св. Амвросий выступает горячим сторонником императорского эдикта, которым в 382 г. было приказано вынести статую Победы из сената, и парализует все домогательства языческой партии, направленные к отмене этого закона. Он дважды отправляется в Трир с дипломатической миссией от императора Валентиниана II к узурпатору Максиму и выступает с горячим протестом против казни присциллианистов, которой Максим надеялся привлечь на свою сторону симпатии православных. Несмотря на требование правительства Валентиниана II и на угрозу смертной казни, он оказывается уступить арианам базилику, несколько дней остается в храме вместе со своей верной паствой, в числе которой находилась и мать Августина, осажденный солдатами императора, и в конце концов заставляет правительство отказаться от своих требований. С этого времени св. Амвросий становится самым близким человеком к молодому императору и самым влиятельным лицом в империи. К нему взывает о помощи Валентиниан, оказавшийся во власти Арбогаста. Позднее св. Амвросий убеждает Феодосия отказаться от своего распоряжения о восстановлении синагоги на средства епископа, обвинявшегося в ее разрушении, и побуждает его публичным покаянием искупить свой грех кровавого избиения жителей Фессалоники. Такова была сила влияния Церкви на государево через посредство св. Амвросия. 509 Впечатления обширности и могущества кафолической Церкви были психологической причиной, надломившей скептицизм Августина. Мы уже сказали, что в проповедях св. Амвросия для него была совершенно непонятна идея духовной субстанции, непротяженной и чуждой всякого образа. Теперь он направил все свои усилия к тому, чтобы выяснить для себя понятие духа в его отличии от всего материального и убедиться в реальном бытии такого духовного начала.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Рубрики Коллекции Мученик Максим (Румянцев). 1860-1928 7 мин., 06.08.2016 Поделиться День памяти мученика Максима (Румянцева) - 6 августа. К дому, где жил Максим Иванович, подъехали сани с возницей-милиционером. Случившийся тут Андрей Груздев спросил: — За что вы его арестовываете? — Да нам не жалко, — ответил милиционер, — он нам не мешает, но на него уже третье заявление подано, чтобы его арестовать. Так что собирайся, Максим Иванович, поехали. Собирать Максиму Ивановичу было нечего, никакого имущества у него давно не было, сел он в сани, и они отправились. По дороге им встретилась женщина. Узнав блаженного, она спросила: — Куда это ты, Максим Иванович, поехал? — К Царю на обед, — ответил блаженный.   Подвиг юродства — один из самых трудных христианских подвигов, и в наше время, когда ревнующий о спасении своей души человек выглядит в глазах окружающих почти как юродивый, вряд ли даже возможных. «Романтик», — скажут о нем окружающие, определив его как мало смыслящего в практической жизни человека. И хорошо, если еще не со злом скажут. Куда уж нам до юродивых, не боящихся в гордом мире выглядеть глупыми и терпеть поношения. Единственная чудом сохранившаяся фотография мученика Максима: босоногий блаженный и летом, и зимой жил где придется, даже в холодной бане Мученик Максим родился около 1860 года в деревне Вандышки Кинешемского уезда Костромской губернии в семье крестьян Ивана Степановича и Анны Ильиничны Румянцевых. Вандышки, где проживало тогда двенадцать семей, были небольшой зажиточной деревней на Волге у окраины большого промышленного города Кинешмы. После смерти одного из родителей Максим ушел странствовать. Где и как странствовал Максим — неизвестно, но, вернувшись через много лет на родину, он знал многое из церковного богослужения наизусть, хотя оставался неграмотен. Во время странствий он принял подвиг юродства, который не оставил до самой кончины. Вернувшись в родную деревню, рядом с которой вырос целый фабричный городок с производственными корпусами и общежитиями, Максим Иванович жил то у брата Егора Ивановича и его супруги Елизаветы Григорьевны в баньке, то в благочестивом семействе Андрея Васильевича и его супруги Екатерины Васильевны Груздевых, то у церковного старосты Ивана Ильича Кочёрина, а то где придется, куда Бог приведет.

http://foma.ru/muchenik-maksim-rumyantse...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 июля (13 августа) Мученик Максим Румянцев Мученик Максим родился около 1860-го года в деревне Вандышки Дюпихской волости Кинешемского уезда Костромской губернии [a] в семье крестьян Ивана Степановича и его супруги Анны Ильиничны Румянцевых . Вандышки, где проживало тогда двенадцать семей, была небольшой зажиточной деревней на реке Волге у окраины большого промышленного города Кинешмы. В конце XIX века рядом с деревней были построены крупная ткацкая фабрика Павла Севрюгова и лесохимический завод Дми­трия Кирпичникова. После смерти одного из родителей Максим ушел странствовать. Где и как странствовал Максим – неизвестно, но, вернувшись через много лет на родину, он знал большую часть службы церковной наизусть, хотя оставался неграмотен; во время странствий он принял подвиг юродства, который не оставил до самой кончины. Вернувшись в родную деревню, рядом с которой вырос целый фабричный городок с производственными корпусами и общежи­тиями, Максим Иванович жил то у брата Егора Ивановича и его супруги Елизаветы Григорьевны в баньке, то в благочестивом семействе Андрея Васильевича и его супруги Екатерины Васи­льевны Груздевых, почитавших блаженного за прозорливость, то у Ивана Ильича Кочёрина, ставшего впоследствии церковным старостой, и его супруги Аграфены Ильиничны, а то где придется, куда Бог приведет. Ходил Максим Иванович круглый год босиком и в одних и тех же, надетых одна на другую, рубахах. Если кто-нибудь дарил ему сапоги, то он совал в них бумагу, чтобы неудобно было ходить, а потом все равно кому-нибудь отдавал. В бане никогда не мылся, а как войдет в баню в грязных рубашках, в тех же самых рубашках и выйдет. В деревне многие, особенно поначалу, смеялись над ним, и мальчишки, бывало, бросали в него камнями. Но благодушно все это переносил блаженный, помня, что все подвизающиеся за Христа гонимы будут. К тому времени, когда он поселился в деревне после многолет­него подвига странничества и юродства, Господь начал открывать ему Свою волю о других людях.

http://fond.ru/kalendar/609/maksim/

Ходил Максим Иванович круглый год босиком и в одних и тех же, надетых одна на другую, рубахах. Если кто-нибудь дарил ему сапоги, то он совал в них бумагу, чтобы неудобно было ходить, а потом все равно кому-нибудь отдавал. В деревне многие, особенно поначалу, смеялись над ним, и мальчишки, бывало, бросали в него камнями. Но благодушно все это переносил блаженный. К тому времени, когда он поселился в деревне, Господь начал открывать ему Свою волю о людях. Уныние и грусть овладели Андреем Груздевым, когда пришла ему пора идти на войну 1914 года. — Прощай, Максим Иванович, может, не вернусь, — сказал он, подойдя к юродивому. — До свидания, сладкий барин, — ответил Максим Иванович. Многие чудеса, совершившиеся по молитвам блаженного, видел Андрей, и потому не осталось у него сомнения: вернется живым. И вернулся. Дочь его, Веру, родившуюся в 1911 году, Максим Иванович называл Христовой невестой. «Верно, ты, Вера, замуж не выйдешь», — говорила ей мать. И действительно, она осталась девицей. Младшей дочери Груздевых, Варваре, родившейся в 1919 году, Максим Иванович, когда та была еще девочкой, частенько говаривал: — Николай, давай закурим. Николай, давай закурим. А то возьмет да вдруг начнет бегать, приговаривая: — За мной кто-то бежит. Я спрячусь в сарай. За мной кто-то бежит. Спрячусь под стол. Объяснилось все уже после смерти Максима Ивановича, когда Варвара вышла замуж за Николая, и муж, когда бывал пьян, преследовал ее, так что она не знала, куда от него укрыться. В октябре 1918 года на Максима Ивановича в первый раз обратила внимание советская власть. Вандышевский комитет бедноты в ответ на запрос о не занимающихся личным трудом писал в Дюпихский волостной совет, что в деревне таких людей нет, «за исключением Малоумнова Максима Ивановича Румянцева». Максим Иванович не говорил человеку прямо, а всегда как бы о себе. Пришел как-то к нему священник Григорий Аверин, и блаженный сказал: — Вот Максима Ивановича скоро заберут. Скоро заберут — да это ничего. Умрет Максим, и прилетит соловей, но не сядет на могилку и не пропоет.

http://foma.ru/muchenik-maksim-rumyantse...

Кельи Великой Лавры. Фото Mätes II/Wikimedia Commons/GFDL Когда на Святую Гору прибыл преподобный Григорий Синаит (1268–1346) — знаменитый монах и духовный учитель, он встретился с преподобным Максимом и после продолжительной беседы с ним был поражен высотой его жизни. Он просил его прекратить скитания и юродство, посоветовал принимать людей, помогая и укрепляя их в вере. Святой покорился словам Григория и избрал для себя пещеру, в которой прожил более 14 лет. Монахи неоднократно замечали особенное состояние, которое переживал преподобный во время молитвы: по некоторым свидетельствам в эти мгновения от него исходил свет. Максим Кавсокаливит. Миниатюра из рукописи Со всех сторон к Максиму стекались люди, которые получали от него утешение, совет, молитвенную помощь. Зная о прозорливости праведника, его посещали византийские императоры-соправители Иоанн Палеолог и Иоанн Кантакузин. К концу жизни преподобный Максим поселился в маленькой келье поближе к Лавре, где мирно скончался в возрасте 95 лет. Сразу после его кончины афонские монахи стали почитать почившего как святого. Другие известные святые с именем Максим: Мученик Максим Воин (пострадал ок. 361 года) был телохранителем императора Юлиана Отступника. Во время своего визита в Антиохию языческий правитель, желая разоблачить тайных христиан, приказал своим воинами демонстративно окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках города. Святой и его друг Еввентий отказались исполнять приказ. На следующий день их привели к императору, перед которым они еще раз открыто отказались исполнять то, что им было велено. Юлиан был в ярости и велел мучить воинов. Их казнили ночью — тайно, чтобы никого не вдохновлять их примером.   Преподобный Максим Исповедник (580 –662) — знаменитый монах, богослов и философ родился в Константинополе. Святой тщательно изучал догматическое богословие знаменитых отцов Церкви, в частности учение о Христе. Когда на территории империи вспыхнуло новое еретическое движение — монофелитство, представители которого утверждали, что во Христе была только одна, божественная, воля, единственным, кто выступил против него, стал преподобный Максим. За открытую оппозицию «официальному» богословию (которому следовал Константинопольский Патриарх Павел II), святой предстал перед судом, на котором был объявлен еретиком и после избиения был отправлен в ссылку на территорию современной Грузии. Здесь через четыре года преподобный Максим скончался. Но после его смерти ересь монофелитства была осуждена — во многом благодаря трудам святого.

http://foma.ru/imya-maksim.html

Спустя двадцать дней после этого, в город тот прибыл другой анфипат, по имени Максим. Узнав все, что сделал святой, а также узнав и о погибели Лаодикия, Максим стал изыскивать средство, посредством которого он мог бы погубить святого. Сев на своем судилищном месте, Максим приказал призвать к себе на допрос мученика Христова. Когда святой был приведен, анфипат спросил его: – Скажи мне, какое имя твое и из какого рода ты происходишь? Отвечал святой: – Если хочешь узнать имя и род мой, то слушай: отец мой носил имя Евфратия, а мать Евстафии; когда они приняли святое крещение, то назвали меня Мокием. Будучи воспитан родителями моими в жизни благочестивой, я сподобился сана священнического в Церкви Христа Бога моего; и вот теперь жизнь моя приблизилась уже к старости. Тогда Максим сказал: – Кто были твои родители? Святой отвечал: – Отец мой был гражданином великого города Рима и исполнял обязанности воинского звания; мать же моя была дочерью анфипата Лампадия. Сказал Максим: – Если ты происходишь из столь знатного рода, то для чего отдался волшебству, неприличному для тебя? Для чего ты уничтожил великого бога Дионисия и сжег друга царского, анфипата Лаодикия? Для чего ты помешал приносить богам праздничные жертвы? Отвечал святой Мокий: – Не я, а всесильный Бог мой, Господь Иисус Христос, уничтожил и сокрушил бездушного бога Дионисия и сжег огнем ярости Своей Лаодикия. Я лишь со страхом и любовью служу Богу моему и исповедую устами своими Его святое имя. Максим сказал на это: – Оставь безумие свое и принеси жертву Аполлону 3090 ; в противном случае ты умрешь лютою смертью. Но мученик отвечал: – Я умру лютою смертью в том случае, если забуду благодеяния и милости ко мне Бога моего и если буду поклоняться и почитать тех, кто суть не боги, а идолы. Тогда Максим приказал привязать мученика к двум колесам, устроенным для мучения, так, чтобы при вращении колеса растерзали тело его. Святой же посреди мук взывал: – Как сладка любовь к Богу! Затем, обратившись к мучителю, сказал: – Исполняй с усердием волю отца твоего – диавола. Что касается меня, то я согласен на все мучения и даже на самую смерть ради имени Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Есть на свете скорбь земная, Ее удел – одна тоска. Печалью сердца надрывая, Она смыкает нам уста. Но есть другая скорбь – СВЯТАЯ, Она на жертву нас ведет, И буйство злобы усмиряя, Здоровье обществу дает… Явись же Праведная Тень, Любовной мукой искаженна, Опять настал твой светлый день, Святая Правда осуждена… ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ГРЕК (21 января) Преподобный Максим Грек похоронен в Троице-Сергиевой Лавре. Его святые мощи находятся в Свято-Духовской Церкви, с левой стороны от входа. Как мученик за Правду, он и избрал себе место покоя святую Лавру Сергия Преподобного, как бы для того, чтобы в ее стенах всегда громко звучал голос святой Правды за веру Христову и Евангелие. Преподобный Максим был родом из Албании. Он был высоко образован. Сильно любил монашество. Жил несколько лет на Афоне. На Русь его вызвал московский князь Василий Иванович и поручил разобрать библиотеку, затем перевести Толковую Псалтирь. Кроме того, преподобный Максим перевел много и других церковных книг, а также святоотеческой литературы. Он много исправил в книгах ошибок. Но, так как плохо сам знал славянский язык, то и допустил немало ошибок. Его оклеветали пред Московским князем чуть ли не в ереси. Максим защищался, но успеха не имел. Его сослали в заточение в один из дальних монастырей, где он провел 6 лет в ужасных условиях. Тяжелые оковы не снимались с его рук и ног. У него была тесная дымная келия, он терпел холод и голод, а что самое страшное – он был отлучен от святого Причащения и не мог ходить в храм Божий. В слезах и изнеможении он лежал однажды на полу своей тюрьмы, как вдруг почувствовал приятное тепло и услышал голос: «Терпи, старец, этими муками избавишься вечных страданий!» Преподобный поднял голову и увидел Ангела. Он стоял в темном углу и ласково смотрел на старца. Вся келия сияла от его славы. Преподобный Максим, увидя Ангела, еще сильнее заплакал. Он плакал, как обиженный ребенок, которого пожалела мать. Ангел подошел ближе, взял старца за руку и, подняв его, кротко сказал: «Мужайся, старец, мужайся! Бог укрепит тебя». Обрадованный и утешенный, преподобный Максим написал углем на стене канон Святому Духу, который мы теперь читаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010