Игумен Лонгин (Чернуха): «Моя дорога к Богу началась от школьной доски» Решил: в воскресенье иду в церковь. Звоню в больницу весь вечер пятницы… Суббота: утром мальчик без сознания, днем — без сознания, вечером — без сознания. В воскресенье утром опять звоню в больницу — все так же. Я иду на службу. Исповедался, как мог, что знал, как понимал — рассказал. Даже причастился. Прихожу домой и сразу же снова звоню, естественно, в реанимацию. Мне говорят, что мальчик пришел в себя, его перевели в нейрохирургию… 7 августа, 2014 Решил: в воскресенье иду в церковь. Звоню в больницу весь вечер пятницы… Суббота: утром мальчик без сознания, днем — без сознания, вечером — без сознания. В воскресенье утром опять звоню в больницу — все так же. Я иду на службу. Исповедался, как мог, что знал, как понимал — рассказал. Даже причастился. Прихожу домой и сразу же снова звоню, естественно, в реанимацию. Мне говорят, что мальчик пришел в себя, его перевели в нейрохирургию… 7 августа 2013 года трагически погиб игумен Лонгин (Чернуха) Об этом человеке можно писать с разных сторон. Он — духовник, и светские издания берут у него интервью, спрашивая о вариациях наилучшего устроения духовной жизни. Он — насельник Киево-Печерской Лавры, и православные журналы печатают его мысли о монашестве, послушании, о том, как это — умирать для мира. Он — главный редактор единственной в УПЦ официальной газеты и вместе со своим коллективом на своих плечах несет этот груз «единственности». А еще он — учитель. И поскольку с этой стороны мы его знали меньше всего, то решили накануне Дня учителя, широко и искренно отмечаемого в нашей стране праздника, напроситься на откровенную беседу. С целью попробовать набросать портрет современного православного учителя — учителя, учащего Православию. Наш гость редакции — игумен Лонгин (ЧЕРНУХА). И беседа накануне Дня учителя коснулась, прежде всего, его педагогического опыта: как происходил переход из статуса учащегося в Киевской духовной академии в статус учащего, как жили тогда и чему учили наши духовные школы. Зашел разговор о воскресной школе при КДА: доброе начало дало добрые всходы, и в церковной ограде живут и плодотворно трудятся те, кто там преподавал, и те, кто учился. Отдельной темой прозвучала «Христианская этика в украинской культуре» — введенный в некоторых киевских школах экспериментальный курс для школьников, в разработке которого принимал непосредственное участие отец Лонгин.

http://pravmir.ru/igumen-longin-chernuxa...

После имени этого святого прибавляется “иже при Кресте Господнем”. Что же делал при Кресте Лонгин? Он возглавлял бригаду палачей, которые казнили Господа Иисуса. Он следил за тем, чтобы распятие было по всем правилам, то есть, чтобы всё было сделано для Христа как можно больнее и унизительнее. Он был ответственным исполнителем этого ужасающего преступления. Мы крепко помним благоразумного разбойника, потому что он был головорезом, но, находясь рядом с Христом, пережил душевный переворот и прилепился к Христу навсегда. Но, пожалуй, не менее великий переворот произошёл в душе у Лонгина сотника. Разбойник, по крайней мере, на Голгофе ничьей крови не проливал, а Лонгин руководил пролитием Христовой неповинной Крови. Лонгин начал свой духовный путь не с нулевой отметки, а, можно сказать, с минус бесконечности. Римский центурион, который возглавлял палачей, — что за сердце у него? Пуленепробиваемое сердце, тронуть его ничто не может. И всё-таки Господь пробил это сердце Своей любовью. В конце страданий Христовых Лонгин неожиданно выступает как свидетель о Христе, он восклицает: Воистину человек этот Сын Божий! Конечно, он не вкладывает в эти слова того изобильного богословского смысла, какой имеет в виду современная Церковь. Но для него это радикальный переворот в сознании! Сотника до неведомых глубин души потрясло то, что происходило на Кресте. Вся жизнь и смерть его стала в связь со Христом. В сердце Лонгина произошла от Господа такая перемена, что в своё время он положил жизнь за Христа, и уже не словами, а самой смертью своей засвидетельствовал: Сын Божий умер и воскрес для того, чтобы всем нам дать вечную жизнь. Теперь Церковь Божия прославляет этого человека как мученика Христова. Мы поём ему молебные песнопения — кому? — начальнику палачей, терзавших Христа. Вдумаемся в эту страшную и всепобеждающую реальность. Мученик Лонгин — это олицетворённое покаяние. Глядя на него, мы твёрдо знаем: в каком бы страшном грехе человек ни пребывал, с каким бы жестоким сердцем человек ни приходил в Церковь, — и такого человека может встретить и преобразить Господь, если тот откроет своё сердце перед Богом. Ни для кого путь к Господу не закрыт. Архангел Михаил (8/21 ноября)

http://pravmir.ru/slova-na-dni-pamyati-s...

Р.М. С чего стоит начинать путь к Богу? Епископ Лонгин. Надо начать слушать свою совесть – это голос Божий в сердце человека. Можно посоветовать человеку прочитать Евангелие, а, прочитав, попытаться осмыслить, примерить на себя евангельские слова и пожелания. Даже прочитав одно Евангелие, например, от Матфея, можно в корне изменить свою жизнь. Р.М. Как христианам праздновать Новый год? Ведь сейчас идет Рождественский пост. Епископ Лонгин. Рождественский пост не такой строгий, как Великий, поэтому я не вижу ничего страшного, если человек будет встречать Новый год с близкими людьми, запираться от них не стоит. Если за новогодним столом он съест кусок рыбы и выпьет бокал вина, тоже плохого не будет. А проводить время в разгуле неполезно в любом случае, независимо от религиозных убеждений. Люди привыкли праздновать Новый год. Но когда человек обретает веру, начинает ходить в храм, сидеть всю ночь перед телевизором ему становится как-то не по себе. И он хочет соединить праздник со своей верой, с церковной жизнью. Так на наших глазах зародилась новая добрая традиция – в новогоднюю ночь во многих саратовских храмах служат литургию. О.З. А вы ощущаете приток верующих? Епископ Лонгин. Да, конечно. Он уже не так велик, как в начале 1990-х, но многие люди приходят и остаются в Церкви. И в Новый год, на литургии храмы, кстати сказать, пустыми не бывают. О.З. Хотел бы задать не совсем приятный вопрос. Не так давно по телевидению показали драку греческих и армянских священнослужителей в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Ваше отношение к этому эпизоду? Епископ Лонгин. История Храма Гроба Господня невероятно сложна. Не зная ее, очень трудно судить о том, что такое Иерусалим, что значит этот храм в истории религий. Знаете ли вы, что одной из причин знаменитой Крымской войны стала подобная же драка между католиками и православными за право обладания святыми местами в Палестине, после чего Император Всероссийский счел своей обязанностью вмешаться и защитить православных? Мусульмане отвоевали Иерусалим у православных, у мусульман его отбили крестоносцы-католики, затем, после возвращения мусульман, права православных были восстановлены. Потом появились армяне, эфиопы, копты. Иерусалим – это сердцевина христианского мира, но это и такой клубок противоречий! К самой же драке не может быть другого отношения, кроме негативного. Это просто безобразие.

http://pravoslavie.ru/37213.html

В связи с решением Священного Синода от 24 декабря 1991 года об объединении существовавших на территории ГДР и ФРГ трех епархий Русской Православной Церкви (Берлинской и Лейпцигской, Дюссельдорфской, Баденской и Баварской) в Берлинскую и Германскую епархию Преосвященный Лонгин (с 10 марта 1989 года архиепископ) был назначен викарием Московской епархии с титулом Клинский. Одновременно с этим Покровский храм в Дюссельдорфе получил статус ставропигиального прихода. 22 февраля 1992 г. архиепископ Лонгин стал главой новообразованного постоянного представительства Русской Православной Церкви в ФРГ. В его обязанности, как он и просил, вошло поддержание регулярных контактов с православными и инославными Церквами, находящимися на территории Германии, правительством ФРГ, общественными и деловыми кругами, а также координация проектов экономического сотрудничества. В трудные для России 1990-е годы владыка Лонгин как член Синодальной комиссии по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности внес большой вклад в организацию поставок гуманитарной помощи в Россию. За время своего служения в Германии архиепископ Лонгин принимал участие в работе многих межконфессиональных, межправославных и общественных организаций, в том числе Всемирного совета церквей, Конференции европейских церквей и Комиссии Православной Церкви в Германии. В 1999–2002 годах он возглавлял постоянную делегацию Русской Православной Церкви при Европейском экономическом союзе. С момента создания в 2001 году — член форума гражданских обществ России и Германии «Петербургский диалог». Полный список всех должностей почившего архипастыря в различных религиозных и общественных организациях занял бы несколько страниц. В 1990 и 2000-е годы трудами архиепископа Лонгина были открыты приходы Русской Православной Церкви в Дании и Исландии. Однако мечтой почившего святителя было строительство духовно-просветительского центра в Дюссельдорфе, который помимо храма включал бы в себя комплекс зданий, где могли бы разместиться помещения для проведения лекций и приходских собраний, трапезная, библиотека, квартиры для священников, а также дом престарелых. Владыка прилагал немало усилий для воплощения в жизнь этого замысла, властями города даже был выделен участок земли для строительства храмового комплекса, однако возможностей православной общины Дюссельдорфа для реализации этой идеи, к сожалению, не хватило.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhiepisk...

Не здесь, где вечный треск и шум Пугают сердце, давят ум, Не в них, не в этих своевольных, Самоуверенных, довольных, Блаженных братьев вижу я, А в тех – отверженных, опальных, Пренебрегаемых, печальных. Они, смиренные, несут Тяжелый крест, тяжелый труд. Их, недоверчивых, я знаю. Печаль их скромна, глубока, И радость бедная робка. Я только с ними отдыхаю, В них нищих духом признаю, И руку честную мою Я к ним с любовью простираю. Подвижник, избегавший людской славы Одна женщина, страдавшая неизлечимой болезнью (рак), зная о святости и богоугодной жизни подвижника Лонгина, искала случая увидеть его. Не зная его в лицо, она отправилась на берег моря, где, по слухам, жил преподобный. Когда больная пришла на морской берег, блаженный Лонгин собирал дрова. Увидав незнакомого человека, женщина спросила его: «Отче! Где живет раб Божий Лонгин?» На это старец ответил ей: «Чего ты хочешь от этого обманщика? Не ходи к нему!.. Да и какое у тебя может быть дело к нему?» Женщина рассказала ему про свою болезнь. Лонгин перекрестил больное место и, отпуская ее, сказал: «Ступай домой, Бог исцелит тебя, а Лонгин ничем не может помочь тебе!» Женщина поверила незнакомому старцу и выздоровела. Вскоре, к своему удивлению, она узнала, что ее целитель и был сам подвижник Лонгин. Смирение Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк. 14, 11 ). Спаситель не раз учил Своих последователей смирению. Так, однажды, заметив, как званные на вечерю гости выбирали первые места, Господь сказал такую притчу: «Когда ты будешь позван кем-либо на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых почетнее тебя и звавший не сказал бы тебе: «Уступи мне место». Тогда со стыдом ты должен будешь занять последнее место. Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «Друг, пересядь выше». Тогда будет тебе честь перед сидящими с тобой». Читать далее Источник: Катехизис в рассказах. Выпуски 4–5. Заповеди блаженства. Заповеди Закона Божия/С. Успенский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998 г. 263 с.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ксенофонт Константинопольский , Палестинский, прп. (26 января/8 февраля) Ксенофонт Робейский , прп., игумен (26 января/8 февраля; 28 июня/11 июля) Куарт (Кварт), ап. от 70-ти, еп. Беритский (Бейрутский) (4/17 января ап.]; 10/23 ноября) Кукша Печерский , иеромонах, сщмч., просветитель вятичей, в Ближних (Антониевых) пещерах (27 августа/9 сентября; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Лавр Иллирийский , мч. (18/31 августа) Лаврентий Калужский , Христа ради юродивый (10/23 августа) Лаврентий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (20 января/2 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Лаврентий Печерский , Туровский, еп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (29 января/11 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]; в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) Лаврентий Римский , архидиакон, сщмч. (10/23 августа) Лазарь Галисийский , иеромонах (17/30 июля; 7/20 ноября) Лазарь Сербский , блгв. князь (15/28 июня) Лев I Римский , папа (18 февраля/3 марта) Лев Катанский , еп. (20 февраля/5 марта) Левкий Кесарийский (Вифинский), мч. (17/30 августа; 14/27 декабря) Леонид Устьнедумский , иеромонах (17/30 июля) Леонтий Печерский , прп., канонарх, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (18 июня/1 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Леонтий Ростовский , еп., сщмч. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 23 мая/5 июня) Леонтий Триполийский , военачальник, мч. (18 июня/1 июля) Лонгин Коряжемский , иеромонах, прп. (10/23 февраля; 16/29 октября) Лонгин Печерский , Трудолюбивый, прп., вратарь, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (16/29 октября; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Лонгин Сотник , Каппадокийский (иже при Кресте Господни), мч. (16/29 октября) Лонгин Яренгский , прп. (3/16 июля; 16/29 октября) Лука евангелист , ап. от 70-ти, автор книги Деяний св. апостолов, иконописец (4/17 января ап.]; 22 апреля/5 мая; 18/31 октября) Лукиан Антиохийский , сщмч., пресвитер (15/28 октября) Лукиан Печерский , пресвитер, сщмч., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 15/28 октября) Лукиллиан Византийский , мч. (3/16 июня)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тот факт, что все три синоптика упоминают о сотнике, стоявшем при кресте Иисуса, говорит о значении, которое придавалось этому образу. В то время как первосвященники, книжники и старейшины неистовствовали и осыпали Распятого насмешками, сотник, вероятно, терпеливо стоял у креста, как ему было положено. Увидев же, как умирал Иисус, он почувствовал то, чего не видели другие: что перед ним Праведник, Сын Божий. Часто указывают на то, что версия Луки ближе к реальности, потому что у него сотник называет Иисуса Праведником, тогда как у Матфея и Марка он исповедует Его Сыном Божиим, что менее вероятно для воина-язычника. С другой стороны, только Лука говорит, что сотник прославил Бога, а для язычника это означает не что иное, как веру в единого Бога. Совокупное свидетельство синоптиков может трактоваться как указание на то, что римский сотник-язычник уверовал в единого Бога и в Сына Божия. Церковное предание прочно отождествило сотника, о котором говорят синоптики, с упоминаемым в Евангелии от Иоанна воином, пронзившим бок распятого Иисуса копьем ( Ин.19:34 ). В церковные календари и на Востоке, и на Западе он вошел с именем ЛонгИн.В IV веке он уже почитался в Каппадокии (предполагали, что он был родом из этого региона). 556 Со временем его почитание получило широкое распространение и на Западе, и на Востоке (в Византии, Армении, на Руси). 557 На иконах он часто изображается с копьем. Обратимся к Евангелию от Иоанна. У него мы находим новые подробности, касающиеся того, что произошло после того, как Иисус умер на кресте: Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили ( Ин.19:31–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ко времени прибытия Иисуса Христа в Капернаум у этого сотника тяжко разболелся любимый слуга или раб. (Св. Лука рассказывает об этом событии подробнее, а св. Матфей в более общих чертах. У Евангелистов в самом мнимом разноречие есть внутреннее согласие, и этим опровергается подозрение, что один Евангелист списал свой рассказ у другого). В глазах язычника раб не считался человеком. Но видно сотник имел доброе сердце: он окружил болящего раба всевозможным попечением, и болел за него душой. Но все было напрасно. И вот сотник узнает, что в Капернаум возвращается Тот Самый Пророк-Чудотворец, Который недавно здесь же исцелил сына царедворца и множество больных. Но как он, чуждый избранному народу, обратиться к Сему Божественному Учителю с мольбой об исцелении слуги? Но, вера, как и любовь, изобретательна. Он обратился к старейшинам иудейским, которые охотно отозвались на его просьбу. И вот, старейшины, пришедши к Иисусу ( Лук. 7:4–5 ), убедительно просили Его, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал это для него, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. “Смотри, – замечает св. Златоуст, – самое их прошение исполнено ласкательства, не знают как и похвалить сего мужа. Но Сердцеведец видел его пламенную веру, видел его глубокое смирение и тревогу, и тотчас пошел с ними к его дому. “Иисус пошел с ними, и когда он уже был недалеко от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! Ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой.” ( Лук. 7:6–7 ). “Потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи только слово и выздоровеет слуга мой!)… Св. Матфей повествует: Когда же Иисус вошел в Капернаум, к нему подошел сотник и просил Его: Господи, слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает … Многие ли из нас, христиан, имеют такую любовь к подчиненным, когда они находятся в нужде и смертельной болезни! (св. Златоуст) – начальствующие бывают очень горды и не унижаются в самых несчастиях. Так, у Иоанна (4:49) царедворец влечет Иисуса в дом и говорит: “Прийди, ибо отрок мой при смерти”; напротив, капернаумский сотник не так поступил, но гораздо превосходнее, и даже лучше тех, которые опустили расслабленного на одре сквозь кровлю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Поэтому-то, сказав: «Слуга мой лежит», ничего к этому не прибавил. «Что же делает Иисус? — спрашивает святитель Иоанн Златоуст. — То, чего прежде нигде не делал. Во всех других случаях Он сообразовался с желанием просителей, а здесь Сам предупреждает желание сотника и обещается не только исцелить, но и прийти в его дом. (Иисус говорит ему: «Я приду и исцелю его».) А это делает для того, чтобы мы познали добродетели сотника: его веру и великое смирение». Что же делает сотник? Можно было ожидать, что он обрадуется такому неожиданному Гостю-благодетелю. Но в смиренном сердце он помышляет только о своем недостоинстве: «Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Поистине, только вера, проникнутая глубоким чувством смирения, сознанием своего недостоинства, есть вера спасающая. «В то время, — говорит блаженный Августин , — когда сотник считал себя недостойным принять Господа в свой дом, он был достойнейшим, потому что Иисус Христос вошел не под кров его дома, но в самое сердце его». «Послушаем это мы, намеревающиеся принять Христа, — увещевает святитель Иоанн Златоуст, — ведь и ныне можно Его принять, послушаем и поревнуем и примем с таким же тщанием. В самом деле, когда ты принял бедного, алчущего и нагого, то принял и напитал Его Самого. Смотри, как и сотник, подобно прокаженному, имеет надлежащее понятие о Христе. И он не сказал: призови Бога; не сказал: помолись и умилостиви Его; но только — повели…», и выздоровеет слуга мой! Воистину удивительно, что человек не из числа иудеев имел столь высокое представление о Христе. Потом, опасаясь, чтобы Христос, по Своему смирению, не отказался исцелить его слугу словом Своим, сотник говорит Ему: «Ибо я … подвластный человек…», то есть «Ты Бог, я человек; я под властью, Ты же не под властью. Итак, если я, будучи человеком и находясь под властью, столько могу, то не гораздо ли более можешь Ты, будучи Богом и не находясь под властью? Если я, будучи таким же человеком, как и подчиненные мои, и находясь под властью, имею такую силу, что никто мне не противоречит, но что я приказываю, то и делают — говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает, — то не гораздо ли большую силу имеешь Ты? Ты можешь управлять смертью, как слугою, и повелевать ей, как владыка.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Воскресли святые, чтобы, говоря об Иисусе Христе, они заслуживали доверия. После того, как явились, они опять умерли. Мф.27:54.   Сотник ( εκατονταρχος ) «же и иже с ним стрегущии Иисуса, видевше трус и бывшая, убояшася зело, глаголюще: воистинну Божий Сын бе Сей» . Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. Этого сотника Марк (15, 39) назвал латинским словом κεντυριων начальником сотни, потому что греческое εκατον — то же, что латинское centum, κεντουμ . «Видев же» , говорит, «сотник» ( κεντυριων ) «стояй прямо Ему, яко тако возопив издше, рече: воистинну Человек Сей Сын бе Божий» (Мк. 15:39). Увидев, что Иисус Христос после того, как открыто назвал Бога Отцом и засвидетельствовал, что в руки Его предает дух Свой, через несколько времени испустил дух, — увидев также, как страшно было все случившееся в это время, сотник признал, что это был Сын Божий. Лука (23, 47) говорит о нем: «видев же сотник бывшее, прослави Бога, глаголя: воистинну Человек Сей праведен бе» …, праведным человеком называя, как я думаю, Сына Божия; или — прежде просто сказал, что человек этот был праведен, а потом даже, что это был Сын Божий. Лука же (23, 48) прибавил, что весь народ, сошедшийся на это зрелище, возвращался, бия себя в грудь. Не смея говорить из страха пред первосвященниками, народ бил себя в грудь, указывая этим на внутреннюю скорбь. Из прежних чудес и из того, что происходило в то самое время, он понимал, что это был Божий человек и что Ему сострадает и тварь, не перенося Его страдания. (Некоторые говорят, что уйдя после погребения Иисуса Христа, Богородица от сильной скорби заболела, и не была в состоянии уже приходить после этого ко гробу, но лежала и плакала до тех пор, пока не было возвещено Ей о Воскресени11). Так как жен было много, то перечисляются наиболее замечательные. Некоторые говорят, что называемая евангелистами иногда матерью Иакова и Иосии, иногда Мариею Иаковлевою, а иногда Мариею Иосиевою есть Богородица, потому что это были сыновья Иосифа; и как по Божественному Домостроительству отец их Иосиф называется мужем Богородицы, так, с другой стороны, и они — сыновьями Ее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010