Ну, скажет кто-то, был ли у Феодора выбор? Трудно сказать. Быть может, пользуясь своим положением и заслугами, он мог бы попытаться что-то предпринять. Многие в то время в страхе подчинялись бесчеловечному приговору: отдать своего ребенка в жертву. Тем более, член дружины должен подчиняться воеводе. А для варяга это стало поводом, чтобы исповедать свою веру, да еще обличать языческих богов. Знал ли Тур, что подражает воинам-мученикам древности? Что, по сути, повторяет слова Севастиана (мученика II века, служившего в императорской армии в Дамаске), сказанные воеводе: «Теперь я воин Небесного Царя и Ему одному буду служить, а идолов я презираю!» Кто-то из святых воинов, как Феодор, практически никак не обнаруживал своей веры, пока не настал «момент истины», а другие — Феодор Тирон , Феодор Стратилат — крушили идолов и идольские капища или, как Димитрий Солунский , в лицо обличали императоров-гонителей христиан. Кто-то пострадал один, кто-то — вместе с семьей, как великомученик Евстафий Плакида, сожженый с женой и двумя сыновьями в медном быке. Кто-то — вместе с сослуживцами, как 40 мучеников из армянского города Севастии, оставленных замерзать в озере зимней ночью, или девять кизических мучеников. Одни из прославленных во святых воинов погибали в бою, как святой Меркурий Смоленский, по призыву Богородицы убивший в стане монголов великана из войска Батыя и настигнутый врагами. А другие, приняв крещение, бросали воинскую службу — мученик Гордий, ушедший в пустыню, или миссионер и епископ Лонгин-сотник… Феодор и Иоанн перед самым Крещением Руси стали в этот длинный ряд. На месте, где по преданию стоял их дом, князь Владимир после своего обращения в христианство построил Десятинную церковь — первый каменный храм на Руси, хранивший мощи Климента, Папы Римского, одного из 70 апостолов. Затем туда были положены мощи самого Владимира и членов княжеского дома. Сегодня эта церковь восстанавливается из руин. Читайте также: Георгий Победоносец: мученик рождается в Вечность Свидетели вечной жизни

http://pravmir.ru/feodor-i-ioann-varyagi...

Добавлено на опознание: 2013-08-18 10:39:29 Владелец: tikhma Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2013-08-18 14:50:50]: Размер 4 на 6 см год 1903 Ответов: 1. Последний ответ: Серафим Саровский Добавлено на опознание: 2013-08-17 12:33:14 Владелец: irinavolkova70 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Судя по шлему - воин, судя по кресту - мученик, судя по фигурке Христа - икона все-таки православная. Можно было бы предположить, что так изобразили Лонгина Сотника, но тогда у него в руке должно быть копье, а здесь что-то вроде алебарды. Добавлено на опознание: 2013-08-17 10:32:17 Владелец: irinavolkova70 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Не уверена, икона ли это. Висела очень много лет в доме у бабушки. Надписей нет, к сожалению. Ответов: 3. Последний ответ: Лонгин Сотник изображается с копьем, а здесь - алебарда Добавлено на опознание: 2013-08-15 15:04:02 Владелец: pavlovich Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Некоторые называют эту икону Иерусалимской, хотя она довольно своеобразная. Некоторые никак не называют (наверно боятся ошибиться). Я не берусь утверждать, то это именно Иерусалимская икона, поскольку голова Иисуса как-то специфически загнута. Интер [...] Добавлено на опознание: 2013-08-13 14:20:26 Владелец: andreydod Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Вот собственно эта запись.... Ответов: 1. Последний ответ: Святой священномученик Поликарп, епископ Смирнский. http://pravicon.com/icon-2737 Предположительно, вторая половина 19 века. Добавлено на опознание: 2013-08-13 14:15:49 Владелец: andreydod Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Обратная сторона. Ответов нет. Добавлено на опознание: 2013-08-13 14:13:54 Владелец: andreydod Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Кто изображен на иконе? Никак не удается определить. Многие знакомые говорят, что эта икона 17 или 18 столетия, но подтверждения этому нет. Она уже у нас долгое время, а до этого была у маминых родителей. Сверху имеется запись, которую также не удается прочитать. На обратной стороне имеется маленькая выдвижная планочка (видимо для крепления)

http://pravicon.com/unknown/66

Воины, упившись вином, рассказали радушному хозяину о повелении кесаря казнить Лонгина и двух его товарищей. Когда Лонгин узнал, что он не один осужден на смерть, то послал за своими товарищами, а сам провел всю ночь в молитве. Утром, он вышел навстречу своим друзьям и, обняв их, сказал: «Пришел час нашего освобождения, мы вместе предстанем перед Господом Иисусом Христом, Которого видели во время страдания, смерти и погребения. Мы были свидетелями Его Воскресения, а теперь увидим Его во всей славе Его». Потом они пошли к воинам и просили их скорее исполнить то, что им было приказано. Воины изумились и сначала не верили, потом не хотели предать смерти того, кто так радушно принял и угощал их, но Лонгин уговаривал их не медлить. Он простился со всеми домашними. Надев погребальное платье, указал где похоронить его тело, и потом, обняв своих товарищей и помолившись с ними, преклонил голову под меч. Голова Лонгина по приказанию Пилата была привезена в Иерусалим и брошена вне города. Некоторое время спустя одна вдова христианка, жившая в Каппадокии, вдруг ослепла. Долго, но напрасно она лечилась и, наконец, пожелала съездить в Иерусалим поклониться тамошней святыне. Когда она приехала в Иерусалим, единственный сын ее, бывший с ней, занемог и умер. В страшной печали своей она была утешена явлением св. Лонгина: он обещал показать ей во сне блаженство ее сына и возвратить зрение. Бедная женщина нашла то место, где хранилась голова св. страдальца, и как только прикоснулась к ней, прозрела. Она благоговейно похоронила эти нетленные останки вместе с телом сына и опять была утешена чудесным видением. Ей казалось, что св. мученик обнимает ее сына, как любящий отец, и говорит ей: «Не плачь, утешься: посмотри, как он радостен!» С тех пор бедная мать перестала плакать. Она возвратилась в свое отечество, хваля Бога, и говорила: «Я не только обрела телесные, но и душевные очи, я уже не скорблю и не плачу о сыне, я видела, как он радуется в Царствии Небесном вместе с пророками и мучениками. Он с Лонгином у Господа, как ученик его, он с ним вместе воспевает: «Воистину это был Сын Божий, и есть и будет, и Царствию Его нет конца, отныне и до века». Честная рука св. Лонгина сотника находится в Риме, в ватиканском соборе апостола Петра. Память св. Лонгина сотника празднуется Церковью 16 октября. Читать далее Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с.. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О его проповеди вскоре узнали иудейские старейшины, которые сразу поняли, сколь опасны для них публичные заявления сотника о том, что Иисус есть истинный Сын Божий. Своими речами он, как нейтральный свидетель, делал еще более убедительной проповедь учеников Христа. Первосвященники и старейшины негодовали, но своей властью не могли запретить римскому офицеру говорить то, что он желает. Воздействовать на него мог только Пилат, с которым у иудейских вождей отношения не сложились. Тем не менее, они на поклон пошли, так как Лонгин, несмотря на предупреждения, проповедовать не переставал. Когда синедрион обратился к Пилату с просьбой урезонить офицера, прокуратор вновь почувствовал на себе давление со стороны иудейских старейшин. Сначала евреи заставили его отдать приказ распять Иисуса, Которого обвинили в провозглашении Себя царем и в мятеже против императора, теперь требуют наказания сотника, принявшего сторону мятежника. В обоих случаях в их просьбах присутствовала скрытая угроза донести императору, что Пилат покровительствует государственным преступникам. А соучастие в государственной измене — обвинение серьёзное, в котором можно и не оправдаться. Прокуратор поговорил с офицером, пытаясь склонить его к компромиссу с иудеями. Но для Лонгина истина оказалась дороже благоволения начальства. Получив отказ, Пилат озлобился, но открыто не стал притеснять подчиненного, который был заслуженным ветераном, человеком доблестным и честным, к тому же известным самому императору. Однако вскоре Лонгин узнал от друзей, что и прокуратор, и знатные иудеи ищут повод для расправы над ним. Источник: Протоиерей Вячеслав Тулупов. Духом пламенейте! История апостольского века. М., 2005 Тропарь мученика Лонгина сотника глас 4 Мученик Твой, Господи, Лонгин,/во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/имеяй бо крепость Твою,/мучителей низложи,/сокруши и демонов немощныя дерзости./Того молитвами//спаси души наша. Кондак мученика Лонгина сотника глас 4 Весело возрадовася Церковь/в памяти днесь приснопамятнаго/страдальца Лонгина,/взывающи: Ты моя держава, Христе,//и утверждение.

http://pravmir.ru/sotnik-longin-2/

Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) Знаменитый русский художник, основоположник неорусского стиля. Сочетал в своем творчестве разные жанры: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. Известные картины: «Аленушка», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на Сером Волке». С конца XIX beka много пишет на религиозные темы, расписывает Владимирский собор в Киеве и храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Виктор Николаевич Тростников (1928–2017) Математик, философ и богослов. В 1980 году в Париже вышла одна из первых его книг о православной философии — «Мысли перед рассветом», стоившая ему карьеры математика. Несколько лет Виктор Николаевич был вынужден работать сторожем, каменщиком, чернорабочим, прорабом. Наиболее важные богословские работы: «Православная цивилизация», «Основы православной культуры», «Бог в русской истории», «Кто мы?», «Вера и разум. Европейская философия и ее вклад в познание истины», «Всмотрись — и увидишь», «Имея жизнь, вернулись к смерти». Интересные факты 1. Подобно многим другим именам языческого происхождения, имя Виктор в дохристианские времена часто служило эпитетом для обозначения местных богов — Юпитера и Марса. В христианскую эпоху значение этого имени было переосмыслено: его стали связывать со Христом — Победителем греха и смерти. 2. Сохранились варианты жития мученика Виктора на греческом, латинском, коптском языках. Между ними много различий: одни источники говорят, что Виктор происходил из Киликии (Малая Азия), другие — что из Италии. За право считаться местом его мученической кончины спорят Дамаск, Италия, сирийская Антиохия, египетские Антиноя и Александрия, Сицилия. Некоторые полагают, что существовало два мученика Виктора: один пострадал в Сирии, а другой — в Египте. 3. Среди мучеников древней Церкви было много римских воинов и легионеров: римский сотник Лонгин, присутствовавший на месте казни Господа Иисуса Христа (I bek); святой великомученик Георгий Победоносец (303 год); сорок мучеников, в Севастии пострадавших; святой мученик Александр Римский (начало IV beka) и многие другие.

http://foma.ru/imya-viktor.html

Книжник некий сказал Иисусу: «Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Он представляет тип людей, из которых одни не задумываясь, легко принимают закон Христов, а другие так же бездумно и легкомысленно идут в монастырь, чтобы стать монахами и быть со Христом, но скоро пугаются и отшатываются от тернистого пути, едва наступят на какое-нибудь терние. Потому Иисус предупредил этого книжника и сказал ему: «лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» 258 . Он хотел этим сказать ему: «Поразмысли хорошенько: тяжек путь, на который ты решаешься, как бы ты так же быстро не свернул с этой стези, как вступил на нее. Когда возлагаешь руку свою на плуг, намереваясь пахать, не озирайся назад» 259 . Мария Магдалина 260 , которую исцелил Иисус от семи бесов 261 , семи демонских страстей, была вдохновенной и бесстрашной последовательницей Христовой до Его смерти и после нее 262 . Это образец женского воодушевления и благодарности. Жены-мироносицы, все, как Мария Магдалина, служившие Христу, стояли на Голгофе во время Его страданий и ходили ко Гробу Его после Его смерти 263 . Блестящий пример преданности своему Учителю и Господу и блестящий пример женской храбрости, которому лишь позже последуют испугавшиеся апостолы. Два разбойника на своих крестах возле Христа, один раскаявшийся, а другой богохульник 264 , – типичные примеры двух категорий грешников: тех, что и перед смертью не каются, но хулят Бога, и других, что перед смертью раскаиваются во всех грехах своих. Мародерами были римские воины под Крестом Христовым. Не обращая внимания на Его Крестные муки, они спокойно решали, что им взять из Его одежд. И разделили между собой одежды Его, и о хитоне Его бросали жребий 265 . Типичный пример мародерства и сатанинской бесчувственности к страданиям ближних. Сотник стерег Иисуса, а когда увидел, что при кончине Христовой солнце померкло, земля сотряслась и камни расселись, воскликнул: «воистину Он был Сын Божий» 266 . Это был святой Лонгин 267 , впоследствии мученик за Христа – пример человеческой чуткости, проницательности и духовности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1. Св. мученик Лонгин . Божественный евангелист Матфей, описывая страдания Господа Иисуса Христа, свидетельствует: Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий ( Мф. 27:54 ). Этим сотником и был сей блаженный Лонгин, который еще с двумя своими воинами уверовал в Сына Божия Иисуса. Был он командиром солдат, присутствовавших при распятии Господа на Голгофе, [также] – начальником стражи, охранявшей Его гроб. Когда иудейские вожди узнали о Христовом воскресении, то принялись подкупать воинов, чтобы те распространяли ложные вести [о том], что Христос якобы не воскрес, но Его украли собственные ученики. Попытались иудеи дать деньги и Лонгину, но это им не удалось. Тогда прибегли они к своему привычному образу действий: решили убить Лонгина. Узнав об этом, Лонгин снял свой воинский пояс, крестился у Апостолов вместе со своими двумя друзьями и вкупе с ними тайно покинул Иерусалим и переселился в Каппадокию. Там предал он себя посту и, молитве и как живой очевидец Христова воскресения, своим свидетельством обратил многих язычников в истинную веру. Затем удалился он в деревню, в имение своего отца. Однако злоба иудейская и здесь не оставила его в покое. По навету иудеев, послал Пилат воинов, чтобы зарубили они Лонгина. Святой Лонгин, предчувствуя духом приближение своих палачей, вышел им навстречу и пригласил их в свой дом, не раскрывая им, кто он такой. После изрядного угощения воины легли спать, а святой Лонгин встал на молитву и молился всю ночь, готовя себя к смерти. Наутро пошел он и привел тех двух своих друзей, облекся в белые погребальные одежды, дал наставление своим домочадцам и показал им место на пригорке, где завещал себя погрести. После чего пришел к воинам и объявил им, что он и есть разыскиваемый ими Лонгин. Воины смутились и застыдились, оставив всякое намерение его казнить. Но он стал упрашивать их исполнить приказ своего командира. И были усечены Лонгин и два его товарища. Его голову воины отнесли к Пилату, тот передал ее иудеям, а они зарыли ее в мусор за пределами города.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Сотник же и те, которые с ним сторожили Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий». «Сотник же, видя происходившее, прославил Бога и сказал: истинно, Человек этот был праведник». Предание церковное к этому свидетельству прибавляет, что Лонгин был и в числе стражей, приставленных ко гробу Спасителя, и, быв свидетелем чудесного воскресения Христова, окончательно вместе с двумя другими воинами уверовал во Иисуса Христа, пришел к Пилату и архиереям и рассказал им обо всем. Когда же они предложили ему золото, чтобы он утаил виденное им и воинами воскресение Христа и чтобы рассказывал всем, что ученики Христовы украли тело Его в то время, как уснули стерегущие Его, то Лонгин отвергнул их предложение и, напротив того, как самовидец, свидетельствовал народу о воскресении Христовом и называл Его истинным Богом. За это он подвергся ненависти и гонению со стороны врагов Христа, которые стали изыскивать причину погубить его, но, не находя за ним вины, не решались на то, потому что Лонгин был старейший из воинов, человек честный и известный самому кесарю. Тогда Лонгин, уклоняясь от злобы преследователей, оставил свой воинский сан и, приняв крещение от апостолов, удалился в свое отечество Каппадокию и там повсюду засвидетельствовал об истине воскресения Христова. Слух об этом дошел до иудейских начальников, и архиереи со старцами умолили Пилата оклеветать Лонгина перед императором Тиверием в возмущении народа. Таким образом, они достигли того, что проповеднику Христа был подписан смертный приговор. Посланные в Каппадокию воины обезглавили Лонгина и двух воинов, друзей его; голову же его, в доказательство его смерти, принесли в Иерусалим, где Пилат и иудеи велели выбросить ее за городом, в место, где были свалены всякие нечистоты. Через некоторое время она была, однако же, извлечена оттуда чудным образом в прославление угодника Божия. II. Св. мученик Лонгин сотник может для всех нас служить образцом честности и вообще строгой любви к истине. О честности и побеседуем ныне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Только в 1954 году, после в общей сложности тридцатилетнего заключения, владыка Афанасий получил свободу и разрешение поселиться в поселке храма Петушки Владимирской области. Многие чада Церкви потянулись к богомудрому святому архипастырю. К нему обращались архиереи и священники, монахини закрытых монастырей, простые люди и знаменитые ученые. Святитель заботился о сохранении церковного мира, о единстве Церкви. Нескончаемые скорби и печали не сломили мужественную душу владыки Афанасия, не лишили ее духовного мира и деятельной энергии, преодолевающей телесные немощи и болезни. Последние годы его жизни были наполнены созидательной деятельностью на благо Церкви. По предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I он принял участие в работе Богослужебно-календарной комиссии Русской Православной Церкви. Святитель Афанасий разработал композицию иконы Всех Русских святых, составил «Синодик храма Всех святых, в Русской земле просиявших», в который вошли три тысячи имен подвижников благочестия Русской земли. Всю жизнь святитель Афанасий ежедневно совершал суточный круг богослужений, даже в самых неблагоприятных условиях: в заключении, ночами, в крайней усталости и изнеможении. Перед кончиной святителю явился сонм Русских святых, прославленный им в церковных песнопениях. Владыка Афанасий мирно отошел ко Господу 15 октября 1962 года, в воскресенье. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви святитель Афанасий был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. 15 октября 2000 были обретены его честные мощи, которые почивают ныне в Богородице-Рождественском монастыре города Владимира. 16-й день Святой мученик Лонгин сотник Святой мученик Лонгин сотник , родом из Каппадокии, нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Старейший из воинов, он был лично известен кесарю Тиверию, царствовавшему с 14 по 37 год. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже вокруг Голгофы и у святого Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Около девятого часа Иисус воскликнул: «Или, Или! лима савахвани!» («Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты меня оставил!») Это были начальные слова 21 псалма, в котором царь Давид предсказывал страдания Спасителя на кресте. Зная, что всё уже свершилось, Иисус произнёс: «Жажду». Один из воинов поднёс Ему на трости губку с оцетом (уксусом) – специальным питьём из кислого вина с горькими веществами, которое давали распятым, чтобы притупить их сознание и облегчить страдания. Вкусив оцета. Господь сказал: «Совершилось», т. е. исполнилось обетование Божие, совершено спасение рода человеческого. Потом Он громким голосом воскликнул: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк. 23:46 ), склонил голову и испустил дух. В эту минуту земля затряслась, камни рассыпались, завеса церковная, отделявшая Святое Святых от святилища (которая символизировала закрытые врата Царствия Божия), разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, в знак совершения нашего спасения, и многие тела умерших святых воскресли. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27:54 ). И народ, бывший при распятии, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер. Первосвященникам не хотелось оставить тела распятых на кресте до субботы, так как в субботу был великий праздник Пасхи. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить распятым голени, чтобы они умерли. Пилат позволил. Тогда воины перебили голени разбойникам, когда же пришли к Иисусу Христу, увидели, что Он мёртв, и не перебили у Него голеней. Один из воинов, по церковному преданию мученик Лонгин сотник, чтобы удостовериться в Его смерти, копьём пронзил Его ребро, и из раны истекла кровь и вода ( Ин. 19:31–34 ), как это бывает у умерших, и от них воин получил исцеление больных глаз. (После распятия Христа Лонгин стоял на страже у Гроба Господня. Здесь он сподобился видеть Светлое Христово Воскресение и возвестил о том Пилату). По преданию, на горе Голгофе погребён был Адам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010