Философы не посвящали презираемую ими чернь в глубокомысленные тайны своего учения и сообщали их одним только посвященным, то есть небольшому числу последователей своей школы. Подобные же презрительные отношения к неведущим, кроме языческого мира существовали и в иудейском мире, о чем, как уже мы заметили, можно судить по следующим словам фарисеев и книжников: народ сей, иже не весть закона, проклят суть. Таким образом, ясность и простота учения Иисуса Христа была совершенно новым, небывалым ее в мире явлением. Исцеление слуги сотника в Капернауме (Мф.8:5–13, Лк.7:1–10) Вскоре после Нагорной проповеди, во вторую Пасху Своего служения, Иисус Христос вошел в Капернаум, город Галилейский, принадлежавший колену Неффалимову. Здесь, как передает нам евангелист Матфей, приступил ко Христу сотник, ища врачевания расслабленному слуге своему. Это был один из римских военных чинов, заведовавший одною из центурий или сотен, на которые делилось римское войско. Так как Иудея находилась в то время под властью римлян, то в ней можно было нередко иметь подобные встречи. Евангелист Лука, у которого, судя по всем признакам, излагается та же история с сотником (ст. Лк.7:7 ), представляет это дело несколько иначе. Он говорит, что сотник не сам лично явился ко Христу с просьбою, а послал к Нему иудейских старейшин города, с которыми, заметно, находился в хороших отношениях, и чрез них просил Спасителя прийти на помощь слуге его. Евангелист сообщает при этом даже некоторые подробности просьбы их: они начали усильно ходатайствовать пред Иисусом о сотнике, выставляя заслуги его, – и именно то, что он любит народ иудейский и построил им в городе синагогу. Иисус послушался их и вместе с ними отправился к сотнику. Между тем, сколько видно из слов евангелиста Матфея, сотник явился сам к Иисусу, и даже не относился к Нему прямо с просьбою своею, а только объясни Ему тяжелое положение слуги своего и ожидал Его милости. «Господи, – сказал сотник, – слуга у меня лежит дома расслаблен и жестоко страдает»; услышав это, Иисус вызывается Сам пойти и помочь ему: «Я приду, исцелю его». Эта видимая разница между сказаниями двух евангелистов. по замечанию святого Иоанна Златоуста , объясняется тем, что оба они. говоря об одном и том же событии, касаются различных обстоятельств дела и взаимно пополняют друг друга. Нет несообразности в том, если сотник, из благоговейного уважения к Иисусу, которое впоследствии так ясно высказал, не решался прежде сам просить Его, но употребил к тому посредство единоплеменных Спасителю старейшин, а потом, видя снисходительную предупредительность Его, счел долгом явиться к Нему лично. С другой же стороны, можно и то заметить, что святой Матфей не столько имеет в виду частные – определенные подробности, сколько общие и существенные черты события, в котором сотник, после Иисуса, разумеется, был действующим лицом, сам ли непосредственно, заочно ли. Главное то, скажем словами того же святого отца, что каждый из евангелистов изобразил усердие этого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Случилось, что у сотника смертельно заболел слуга. Как раз в это время в Капернаум пришел Иисус Христос, сопровождаемый, как обычно, множеством народа. Сотник обратился к Иисусу Христу с просьбой исцелить его слугу. Выслушав просьбу, Спаситель сказал ему: «Я приду и исцелю его» — и направился было к дому, в котором жил сотник. Но тут совершилось то, чего не ожидал никто из присутствующих и что на все времена останется образцом великого смирения, надежды и глубокой веры в благость и силу Божию, что служит наглядным примером того, какой должна быть наша молитва, возносимая к Богу. Капернаумский сотник, рожденный и воспитанный в язычестве, скромно и с должным почтением к Иисусу Христу откровенно говорит, что чувствует, что думает и в чем глубоко убежден: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой»! Достойна удивления и поучительная вера римского воина. И нам нужно подражать евангельскому сотнику и иметь такую же веру в Бога. Сам Господь удивился, увидев силу и искренность его веры, и вознаградил его по заслугам, действительно, по-божески. «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры… И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час». Святое Евангелие свидетельствует, что капернаумский сотник, благодаря своей твердой вере и глубокому смирению, был достоин милости Божией. Всегда ли мы можем сказать то же самое о себе? Всегда ли другие люди могут сказать о нас то, что сказали Христу иудейские старейшины: «Он достоин, чтобы Ты сделал для него это». Сотник просил у Господа милости не для себя лично, а для своего больного слуги, искренно сочувствуя ему в его жестоких страданиях и проявляя любовь к ближнему. Сотник просит у Господа исцеления для ближнего, он делает доброе христианское дело. А всегда ли мы, пораженные гордостью, эгоизмом, себялюбием, обращаемся к Богу с просьбой о том, что обернется добром для нас, для нашей души, для окружающих нас ближних? Скажите, пожалуйста, плакал ли кто из нас и, стоя на коленях, умолял Господа за больного соседа, за больного чужого нам человека?

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Мф.8:5–6 . Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. «Капернаум»: ср. прим. к Мф.4:13 . – «Сотник»: начальник сотни солдат римского гарнизона, каковые гарнизоны стояли стражею в некоторых городах Иудеи, подвластной тогда Римлянам. Он был язычник по рождению (ср. ст. Мф.8:10 ), но, вероятно, внутренно был расположен к иудейству и иудеям (ср. Лк.7:3 и дал.), почему и обращал особенное внимание на необычайные дела Иисусовы и расположен был к вере в Него, с каковою верою он обратился ко Христу, прося об исцелении раба своего. – «Лежит в расслаблении»: ср. прим. к Мф.4:24 . Род расслабления не обозначен. Кажется, болезнь была очень сильна, может бьггь, одна из тех каталепсий, обычных в жарких странах, с сильными спазмами, которые, являясь вдруг, угрожают жизни опасностью ( «жестоко страдает»). «Сотник не принес слуги на одре, веруя, что Христос может исцелить его и заочно» (Феофил.). Мф.8:7 . Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. «Я приду и исцелю его»: Господь видел веру сотника, хотя она прямо и не высказана им, а потому и для обнаружения сей его внутренней веры так решительно выразил намерение исцелить слугу. В других случаях Он требовал предварительно исцелению исповедания веры; здесь Он уже видел ее, и готовностью исполнить просьбу сотника еще более вызвал исповедание этой веры его. Мф.8:8–9 . Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. «Я недостоин... скажи только слово»: первое выражение обнаруживает великое смирение сотника и показывает, что он сознавал свою духовную бедность и как человек, и как язычник. Это сознание раскрыло пред ним неизмеримое расстояние между ним и Иисусом и недостоинство его – принять Сына Божия в дом свой. Выражение: «скажи только слово» – указывает в сотнике твердую веру в Господа, как чудотворца, для которого довольно произнести одно слово, чтобы сделалось так, как Ему угодно. – «Подвластный человек» и пр.: «от собственной подвластности показывает, что и одним словом (Иисус) может» (исцелить слугу) (Евф. 3иг.). Сотник полагает, что если он, точно исполняя распоряжения начальства, и сам распоряжается подвластным себе по своей воле, и они не могут не слушаться его распоряжений, то тем более Иисусу, всесильному чудотворцу, стоит только сказать слово, и болезнь должна повиноваться ему, должна оставить его слугу. Древние римляне и греки нередко олицетворяли болезни (а равно и смерть), считая их как бы живыми существами, вселяющимися в человека и производящими такое или другое расстройство в организме. Может быть, и сотник так представлял и думал, что одному слову Господа Иисуса должна повиноваться болезнь его слуги и отойти от него (ср. Злат. и Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В городе жил римский сотник, вероятно, командир местного гарнизона, у которого тяжко заболел любимый слуга. Оба были язычники. Услышав, что Иисус пришел в город, римлянин решил просить знаменитого Врача и Учителя исцелить его слугу. По рассказу ев. Матфея сотник лично подошел ко Христу, тогда как, согласно Луке, он говорил со Христом через иудейских старейшин. Эти старейшины, «придя к Иисусу, – свидетельствует евангелист, – просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу». Хотя сотник и был несомненно добрый человек и, по-видимому, под влиянием иудеев верил в единого Бога, но все же он был римлянин и язычник, и едва ли «старейшины» искренне считали его «достойным». Иоанн Златоуст думает, что это была «лесть» иудеев в отношении человека влиятельного в городе и благотворителя. Сам сотник, как увидим, далеко не считал себя «достойным» милости и помощи Христа. Как язычник, уверовавший в единого Бога, но не принадлежащий к «народу Божию – Израилю», он смиренно помогал этому народу (любил его и построил синагогу), как бы со стороны. С ним было так, как бывает с уверовавшими в Бога атеистами, которые еще не приняли святого крещения, но, войдя в храм и стоя где-нибудь в уголке на последнем месте, молятся и плачут так, как быть может никто другой из привычно-верующих: душа их бывает переполнена смирением и любовью к Богу. Услышав от старейшин просьбу сотника, Господь тотчас же «пошел с ними». Казалось, чего большего мог ожидать сотник, когда просьба его была услышана и Всеисцеляющий Врач сказал: «Я приду и исцелю его, – и уже шел к нему в дом, чтобы исцелить больного слугу? Однако на пути Христа случилось неожиданное для всех и удивившее Самого Христа замечательное духовное событие. Именно – римлянин, по духовным побуждениям, отказался принять у себя Христа. Евангелист Лука говорит об этом так: «Когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей – сказать Ему: «не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе...»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

В день смерти папы Феодосия он вспомнил этот народ, особенно потому, что незадолго умер и блаженный Юлиан, который их обучал, и успокоилась душой царица Феодора. Он приказал, чтобы там был блаженный Лонгин как муж усердный и могущий совершенно обратить и утвердить их в христианстве. Тотчас после кончины папы Лонгин был поставлен епископом туда и стал готовиться к отъезду. Когда положены были его пожитки на отходящий корабль, нашлись люди, о которых написано – «зубы их, как копья и стрелы, а язык их, как острый меч», которые пошли и сказали императору: «Да будет тебе известно, что Лонгин стал епископом и что он враг нашего дворца, положены его пожитки на корабль отходящий. Если он отправится, то, так как он муж гневливый, он отправится и прибудет к этому народу и тотчас возбудит их к войне и полону земли ромейской. Итак, прикажи тотчас взять его». Когда узнал это император, распалился гневом и приказал схватить, снять его пожитки с корабля, так что ему было невозможно выехать. С того времени прошло 3 года, что его стерегли. Наконец, зная, что его стерегут и не дают уехать, он изменил свою внешность, надел на голову волосяной парик, 12 так как он был совсем лысым. Тогда, взяв двух отроков с собой, бежал, и освободил его Бог . Он отправился, прибыл и был принят в той земле торжественно, с большой радостью. Снова он всех обучал, просвещал и учил. Он учредил там церковь , установил клир, научил порядку служения и всем правилам христианским. Когда он бежал и император узнал об этом, то страшно разгневался, приказал захватить все морские пути и стеречь все дороги, написать во все области, но все явилось напрасным. Лонгин побудил царя этого народа направить посла к императору ромеев с подарками и подношениями. Он был принят, почтен при нас (в нашем присутствии) и других, он похвалил Лонгина, говоря: «Хотя мы и были христианами по имени, что такое христианство действительно (мы не знали), пока не прибыл к нам Лонгин и не обучил нас». Он много и хорошо говорил о нем, но император был недоволен и молчал. Глава 9. О том, что от Феодосия, архипресвитера, и Феодора. архидиакона клира церкви православной Александрии, к Лонгину было написано.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как-то ночью о. Лонгин увидел сильный свет – вроде зарева, пошел посмотреть. Свет был около келлии о. Онуфрия. Испугался о. Лонгин, подумал: не пожар ли? Пошел туда, ближе, свет стоит кругом, но нет ни огня, ни дыма. Тогда он подошел к самой двери и посмотрел в щель. Видит: стоит о. Онуфрий высоко в воздухе, весь – как в огне. На следующий день о. Онуфрий посмотрел внимательно на о. Лонгина и велел ему молчать о том, что тот видел, хотя о. Лонгин не сказал ему ни слова о виденном. Накануне своей кончины о. Онуфрий позвал о, Лонгина и сказал: «Завтра приобщусь Святых Таин и отойду”. – «Как это, – возразил о. Лонгин, – ты совсем здоров и бодр?!” Старец тогда же много ему рассказал... и о том, как учился молитве Иисусовой, и многое открыл ему. Предсказал о будущей революции, о гибели Царя, рассказал о расколе в Церкви и последствиях его – смуте и разделении в обители. Перебирая имена всех, кто был потом у кормила монастырского правления, – сказал, что «все – недостойны, один есть, но он еще слишком молод будет в те дни, и его не поставят игуменом» – и чуть ниже матушка Мария пишет: «Достойный быть игуменом, по указанию о. Онуфрия, был о. Варсонофий [Толстухин]: в дни раскола 1926 г. или, может быть, и позже он уехал в Африку (там было стечение несчастных «белых” русских беженцев), где стал организатором православной церкви. Заботился, подкреплял обездоленных русских – белых, чудесно построил храм». И далее: «Все его предсказания сбылись в полности. Отец Онуфрий, приняв Св. Тайны, мирно отошел ко Господу в указанный им самим день. Это было задолго до революции 1917 года, умер [он] 17 августа 1912 года...» Замечательно, как Господь исполнил желание о. Онуфрия – о времени, когда ему хотелось бы отойти в мир иной. Об этом сохранилось свидетельство о. Лонгина, который, будучи однажды во Всехсвятском скиту, зашел в его храм. Служба еще не начиналась, но «старец схимонах Онуфрий был уже в церкви. Вскоре пришел в церковь и отец Никита, Предтеченский пустынник – схимонах... это был второй день Пасхи. Старцы, увидев друг друга, стали любезно между собою беседовать; поэтому, чтобы не мешать их духовной беседе, ранее пришедший о. Лонгин хотел отойти от них в сторону; заметя это, старцы пожелали, чтобы и он был участником их беседы. Говорили между прочим и о своей смерти, которая скоро должна их посетить... При этом отец Никита сказал: «Я прошу у Господа, чтобы мне умереть на Пасху, это мое искреннее желание”. – «А я, – промолвил о. Онуфрий, – молю Господа и Пресвятую Богородицу, чтобы мне умереть на Успение, на первый, или на второй, или же на третий день сего дивного праздника Царицы Небесной». Старцы, поговорив с любовью о Господе, просили друг у друга святых молитв. В это время начали богослужение. И что же мы видим? Отец Никита скончался в вечер Великой Субботы. Хоронили его на третий день Святой Пасхи. А отец Онуфрий скончался 17 по нов. ст.] августа [то есть на третий день Успения Божией Матери], а погребен 19 августа, на попразднство Успения...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Есть в Достопамятных сказаниях такая история. Областной правитель, услышав о старце авве Моисее, пошел со своими людьми в скит, чтобы видеть его. Встретившись случайно с ним самим, спросили его: «Скажи нам, старец, где келья аввы Моисея?» Авва ответил: «Чего вы хотите от него? Он глупый человек». Правитель, когда пришел в церковь , сказал клирикам: «Я слышал о делах аввы Моисея и пришел увидеть его. И вот встретился с нами старец на дороге в Египет. Мы спросили у него: «Где келья аввы Моисея?» А он отвечал: «Чего вы хотите от него? Он глупый человек " ». Выслушав это, клирики опечалились. Они спросили: «Каков по виду этот старец, который так поносил святого?» Им отвечали: «Старец был в ветхой одежде, высокий и черный». Тогда клирики догадались: «Это сам авва Моисей. Он говорил так, не желая встречаться с вами». Правитель возвратился, получив большую пользу для души. Так, удивительно величайшие подвижники, которые для многих служили примером добродетели, специально уничижали себя, и это уничижение служило к их большей духовной славе. А иногда самоуничижение производило исцеления и чудеса. Ведь оно было неотлучно от святого смирения. Некая женщина, болевшая раком, отправилась искать авву Лонгина, о котором знала только по слухам. Он жил в девяти милях к западу от Александрии. Когда женщина пришла, старец собирал дрова на берегу моря. Не зная, что это сам Лонгин, она спросила: «Где живет авва Лонгин?» Авва ответил: «Чего ты хочешь от этого обманщика? Не ходи к нему. Какое у тебя дело к нему?» Женщина сказала ему о своей болезни. Авва Лонгин перекрестил больное место и отпустил ее, сказав: «Ступай, Бог исцелит тебя, а Лонгин ничем не может тебе помочь». Женщина поверила слову старца и тотчас исцелилась. После того, рассказывая об этом случае и описывая старца, она узнала, что целитель ее и был сам Лонгин. Смиренное слово аввы Лонгина исцелило недуг страждущей женщины. Так и самоукорение кающегося человека исцеляет его душу от нравственных недугов – тайных страстей. Человек не может чисто и искренно раскаяться в своих грехах на Таинстве Исповеди, если оправдывает себя. Потому так важно научиться укорять себя – это подготавливает к чистому, искреннему покаянию. Самоукорение важно еще и потому, что порой мы не видим за собой никаких грехов. И потому, только поняв свое недостоинство и удаление от Бога, можно лучше видеть свои грехи, а значит, осознать, что же нам надо в себе побеждать, от чего же нам нужно освобождаться посредством исповеди. Радость надежды

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Я тогда в совершенстве знал македонский, сербо-хорватский. И свободно говорил на английском, немецком, французском, итальянском языках. А по-русски ни слова не знал. Я же никогда не был в России и не понимал, как туда добраться. Начал искать, и Господь привел меня в Свято-Никольский храм, который находится в центре Софии. Там мне сказали, что через 20 минут отъезжает поезд в Россию. Я поспешил на вокзал, вижу – полсотни человек провожают какого-то русского батюшку, им оказался иеромонах Лонгин (сейчас митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. – Примеч. ред. ). Как я узнал позже, он тогда заканчивал обучение в Софийской духовной академии имени святого Климента Охридского и на богословском факультете Софийского государственного университета. В период обучения в Болгарии он служил внештатным священником в русском храме святителя Николая в Софии. Я попросил отца Лонгина помочь мне. Он посмотрел на меня внимательно, задал пару вопросов и сказал какому-то мужчине из провожающих: «Помогите ему». Оказалось, что он доверил меня послу России в Болгарии, который сделал мне визу, и 21 августа я приехал в Москву. В Москве меня встретил иеромонах Лонгин, мы поехали в Лавру, через Ярославский вокзал. А когда зашли в метро, на нас шла толпа, человек пятьсот, и кричала: «Руцкой – президент!» Радостно так кричали. Ну и я за ними: «Руцкой – президент!» А отец Лонгин меня поправляет: «Не кричи, это не наш президент». Мне очень нравилось метро. Тогда в России мне понравились всего две вещи – метро и храмы. Я по образованию инженер-строитель, поэтому так трепетно отношусь к архитектуре, как и владыка Панкратий (епископ Троицкий Панкратий по светскому образованию является архитектором – Примеч. ред.). Какова была роль почившего архимандрита Кирилла (Павлова) в Вашем монашеском пути? Когда мы приехали в Лавру, иеромонах Лонгин говорит: «Пойдем к старцу, если он благословит, останешься в Лавре, если нет, не обижайся, ищи себе другое место. У нас никто в Лавру не поступает без благословения отца Кирилла».

http://pravoslavie.ru/106484.html

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) Скачать epub pdf Вышел в свет очередной номер журнала «Православие и современность. Ведомости Саратовской митрополии». Ведущая тема номера на сей раз – «Что читает Церковь ?» Какую роль играет и должна играть книга в жизни православного человека? Почему мы так неохотно читаем святоотеческую литературу? Что дает нам русская и зарубежная классика, и те писатели ХХ века, которые продолжают ее традиции? Как быть с литературой талантливой, но по сути греховной? Как научиться читать Священное Писание ? В числе других наших собеседников на эти вопросы отвечает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Беседу с ним мы размещаем сегодня на нашем сайте и предлагаем посетителям-саратовцам поинтересоваться свежим номером «Православия и современности». «Если человек не любит, не приучен читать это не просто печально, это трагично», считает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Наш разговор о роли книги в жизни человека, любви к чтению, об отношении к духовной литературе и Священному Писанию . Уроки классики: воспитание чувств Владыка, были ли в Вашей жизни, в жизни близких Вам людей ситуации, когда книга кардинально изменила жизнь? Ведь такое бывает. И почему именно книги обладают такой способностью менять жизнь человека, его мировоззрение? – Я действительно знаю много случаев, когда прочитанная книга если не меняла жизнь человека, то, по крайней мере, очень сильно влияла на нее. Причем это могли быть самые разные книги не только Евангелие или духовная литература. Скажем, в годы моей молодости я знал нескольких человек, которые, прочитав роман «Мастер и Маргарита» книгу выдающуюся в литературном, но весьма спорную во всех остальных отношениях, настолько заинтересовались евангельской темой, которая тогда практически не звучала (дело было на рубеже 1970–1980-х годов), что это стало для них поводом найти и прочитать Евангелие. Многие из них стали верующими, причем даже на моей памяти не один и не два человека. Тут все сложилось по пословице: «Дорого яичко ко Христову дню». Когда есть востребованность темы, книга, пусть и спорная, может послужить тем легким толчком, от которого с горы покатится лавина.

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

Архангельск, 1894. Вып. 1. С. 223). Образ был написан Феодоритом перед смертью (Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и ист. сведения о церковном их почитании: Агиологические очерки/Сост.: иером. Никодим (Кононов). СПб., 1900. С. 95). Соловецкий мон. писец Феодорит (Куколкин) (первоначально церковный дьяк с. Уна в Поморье, с 1603 ездил по заданию Соловецкого мон-ря) написал и проиллюстрировал в 1605-1606 гг. Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в к-ром поместил и свое изображение ( Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера. Л., 1977. С. 95). В приходо-расходных книгах Соловецкого мон-ря за 1606 и 1607 гг. иконник Феодорит дважды упоминается в качестве вкладчика ( Кольцова Т. М. Сев. иконописцы: Опыт биобиблиогр. слов. Архангельск, 1998. С. 119). По-видимому, икона И. работы Феодорита не сохранилась. Блаженные Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием. Икона. 1695 г. (Северодвинский гор. КМ) Блаженные Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием. Икона. 1695 г. (Северодвинский гор. КМ) Праведные Иоанн и Лонгин Яренгские. Икона. 2-я пол. XIX в. Иконописная мастеркая Соловецкого мон-ря (АМИИ) Праведные Иоанн и Лонгин Яренгские. Икона. 2-я пол. XIX в. Иконописная мастеркая Соловецкого мон-ря (АМИИ) Иконография 1-го образа использована в наиболее раннем известном изображении И. 20-х гг. XVII в.- шитом покрове «Прп. Иоанн Яренгский», вложенном, согласно надписи по нижнему краю, кн. Д. М. Пожарским в «дом преподобному Ивану» - Яренгский монастырь (157×96 см, АОКМ; см.: Соломина В. П. Древнерус. шитье в собр. АОКМ: Кат. Архангельск, 1982. С. 36. Кат. 4). И. изображен фронтально в рост, с прижатой к груди десницей, в коротких одеждах, как у св. Иоанна Предтечи, которые в нижней части «рассыпаются на нитки» (от ветхости). Длинные волосы святого 2 косицами ниспадают по сторонам лика, борода из отдельных прядей. Шитье выполнено шелковыми и золотными нитями на красной камке.

http://pravenc.ru/text/471222.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010