Описание. Т. 1. С. 295), отпустительный тропарь Επεφνη ντως σου πρς τν δεσπτην πστις («Явилась подлинно твоя к Господу вера...») ( Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 264); иной кондак 4-го гласа с икосом ( Амфилохий. Кондакарий. С. 208), дополнительные икосы (Там же. С. 66, 164); канон с именем автора - Климента - в богородичнах, с акростихом Τ Λογγνου θαυμαστν ξδω τλος («Лонгина чýдную воспеваю кончину»), 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Τ κλος τς μαρτυρας («Славу мученичества») (AHG. T. 2. P. 179-188; также см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον. Σ. 264); канон с именем автора - Георгия - в богородичнах, с акростихом Χριστο παθν σε, μρτυς, ηγασε θα («Вид Христовых страданий тебя, мучениче, озарил»), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Χριστς σε κτσι τας νοητας φτισε, μρτυς («Христос тебя лучами умозрительными просветил, мучениче») (AHG. T. 2. P. 189-197; также см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον. Σ. 264); дополнительные стихиры, седальны и светильны (см.: Ibid. Σ. 263-265; Ягич. Служебные минеи. С. 116). Помимо содержащейся в совр. богослужебных книгах известна иная служба Л. С., составленная в 1984-1985 гг. мон. Герасимом (Микраяннанитом). Е. Е. Макаров Иконография Самоубийство Иуды. Распятие. Фрагмент авория. 420–430 гг. (Британский музей, Лондон) Самоубийство Иуды. Распятие. Фрагмент авория. 420–430 гг. (Британский музей, Лондон) Согласно русскому иконописному подлиннику по Софийскому списку кон. XVI в. под 16 окт.: «Мученик Лонгин Сотник аки Козма и Дамиан рус, во бронех, приволока черчата, доспех клинчат; рука, испод лазорь, колени голы, в левой руке меч в ножнех». У В. Д. Фартусова упоминается, что Л. С. был, вероятно, средовек, в воинских облачениях рим. типа, в хартии его был написан текст: «Радуйтеся, раби Христови, мои же своинственницы, радуйтеся вкупе со мною, яко приближеся веселие наше, приспе время нашего от уз плотских разрешения: се бо ноне престанем вкупе Господу нашему Иисусу Христу, и егоже видехом страсти терпящя, распята же, погребена и воскресша со славою, Того паки ноне узрим седяща одесную Бога, и насытимся видением славы его»; там же приводятся имена друзей Л.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Жил в III веке священномученик Киприан, епископ Карфагенский, и вот что он сказал в объяснение этих слов Иисусовых: " Для чего оставлен Господь? Дабы нам не быть оставленными Богом; оставлен для искупления нас от грехов и вечной смерти; оставлен для показания величайшей любви к роду человеческому; оставлен для доказательства правосудия и милосердия Божия; для привлечения нашего сердца к Нему, для примера всем страдальцам " . Чтобы нас не оставил Бог, если не снимет Христос с нас, грешных, наши грехи... Для привлечения наших сердец к Нему. И привлек Он все сердца... Неужели же останется хоть одно холодное сердце? Нет, нет, не может быть! Полны все сердца наши горячей любовью ко Христу Спасителю. Настал страшный момент момент смерти Иисусовой. Из груди Богочеловека, страдавшего за весь мир, раздался глагол, который должен был потрясти весь мир, который потрясает и доселе весь мир христианский: " Совершишася... " Свершилось великое дело искупления рода человеческого, и содрогнулась земля, вздрогнули, вздрогнули горы, расселись камни и скалы, и завеса в храме Иерусалимском раздралась надвое с верхнего края до нижнего. Сотник, командовавший казнью, и воины, исполнявшие ее, видя сие бывшее, содрогнулись, ужаснулись. И уверовал сотник во Христа, восклицая: " Истинно Человек Сей был сын Божий " (Мк. 15, 39). И принял он крещение во Имя Христово, и кончил свою жизнь мученической смертью, ибо не потерпели враги Иисусовы, книжники, первосвященники и фарисеи того, что сотник римский обратился ко Христу, наклеветали на него Пилату, и он отдал приказ отрубить сотнику голову. О ты, блаженный мученик Лонгин, научи и нас воскликнуть, глядя на крест: " Истинно Человек Сей был Сын Божий! " 8 апреля 1951 г. СЛОВО НА ВЕЧЕРНЕ ПЕРВОГО ДНЯ ПАСХИ Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Что это за удивительный тропарь величайшего из праздников, столь дорогой для нас и столь непонятный для нехристиан, вызывающий даже их насмешки? Огонь может ли быть потушен огнем? Тьма может ли просветиться тьмой? Зло может ли быть побеждено злом? Конечно, нет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/912/...

Настал страшный момент — момент смерти Иисусовой. Из груди Богочеловека, страдавшего за весь мир, раздался глагол, который должен был потрясти весь мир, который потрясает и доселе весь мир христианский: «Совершишася…» Свершилось великое дело искупления рода человеческого, и содрогнулась земля, вздрогнули, вздрогнули горы, расселись камни и скалы, и завеса в храме Иерусалимском раздралась надвое — с верхнего края до нижнего. Сотник, командовавший казнью, и воины, исполнявшие ее, видя сие бывшее, содрогнулись, ужаснулись. И уверовал сотник во Христа, восклицая: «Истинно Человек Сей был сын Божий» (Мк. 15, 39). И принял он крещение во Имя Христово, и кончил свою жизнь мученической смертью, ибо не потерпели враги Иисусовы, книжники, первосвященники и фарисеи того, что сотник римский обратился ко Христу, наклеветали на него Пилату, и он отдал приказ отрубить сотнику голову. О ты, блаженный мученик Лонгин, научи и нас воскликнуть, глядя на крест: «Истинно Человек Сей был Сын Божий!» 8 апреля 1951 г. На вечерне 1-го дня Пасхи Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Что это за удивительный тропарь величайшего из праздников, столь дорогой для нас и столь непонятный для нехристиан, вызывающий даже их насмешки? Огонь может ли быть потушен огнем? Тьма может ли просветиться тьмой? Зло может ли быть побеждено злом? Конечно, нет. Подобное подобным не уничтожается, а только противоположным. Огонь угашается водой, тьма разгоняется светом, зло побеждается добром. И, тем не менее, вопреки этому всеобщему закону, Христос Своею смертью попрал смерть. Какую смерть? Духовную смерть. Ту смерть, сущность которой есть отчуждение от Христа-Бога, Который есть Любовь, Путь, Истина и Жизнь. Духовная смерть есть отвержение пути добра, любви и истины, и предпочтение ему другого пути — пути зла, ненависти и лжи. А этот путь от диавола, врага Христова, ибо он есть отец лжи, ненависти и зла. Итак, духовная смерть от диавола. Эту смерть попрал Христос безмерным и неиссякаемым потоком любви Божественной, излившимся с креста Голгофского. Ненависть диавола к роду человеческому побеждена любовью Божией к нему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Итак, кто хочет быть исполнителем Заповедей матери своей – Церкви, кто хочет быть истинным ее сыном, кто дорожит своей душою, тот должен принимать Святые Тайны. Но если бы святые соборы ничего не говорили об обязанности нашей приобщаться Святых Таин: то должна побудить нас к исполнению этой священной обязанности воля Господа нашего Иисуса Христа. бб) Спаситель, отходя от мира сего, заповедал, в лице апостолов, всем православным христианам – вкушать Тело Его, предлагаемое на святых жертвенниках под видом хлеба, и пить Кровь Его, преподаваемую под видом вина. Иисус Христос, указывая на хлеб, на тайной вечере предложенный, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, а подавая чашу с вином, которую Он благословил, рек: пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя, сие творите в Мое воспоминание. Вот на чем, – на Заповеди Господа Иисуса, основывается наша священная обязанность приобщаться Святых Таин. III. Да не уклонимся же мы от этой священной обязанности, если желаем быть христианами не по имени только, но и по жизни. Да подражаем св. ревности сподобиться приобщения св. Христовых бессмертных и животворящих Таин ныне прославляемому св. священномученику Лукиану, который, лежа спиною на острых камнях темницы, закованный в железные цепи, совершил бескровную жертву для приготовления себя и других узников к смерти. (Составлено прот. Г. Дьяченко по поучениям Иакова, архиепископа Нижегородского, ч. 1, и другим источникам). Шестнадцатый день Св. мученик Лонгин (О честности) I. Hыhe празднуется память св. Лонгина сотника. Лонгин, язычник, по повелению Пилата был представлен, как сотник, с подчиненными ему воинами к отправлению службы во время страданий Иисуса Христа. И был он так поражен необычайным событием, происходившим на его глазах, что хотя и не имел до тех пор никакого понятия ни о священном писании, ни о пророчествах о Христе, но внезапно уразумел истину и от всей души уверовал в Божество Спасителя… (как свидетельствуют об этом евангелисты Матфей: 27, 54, Марк: 15, 39 и Лука: 23, 47):

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Мученик Лонгин сотник происходил из Каппадокии и состоял на службе у римского правителя Иудеи, Пилата. Когда Господь Иисус Христос страдал на кресте, он находился при Нем на страже. Видя бывшие при страдании Христовом чудеса, уверовал в Него, как Сына Божия. Оставив службу, Лонгин удалился на родину и здесь начал проповедовать о Христе. Узнав об этом, иудеи достигли того, что Пилат осудил Лонгина на смерть, и его обезглавили. Рука св. Лонгина находится в Риме в соборе св. апостола Петра. Княгиня Евпраксия Псковская была супругой князя Ярослава Владимировича, княжившего во Пскове. В 1214 г. князь, бросив жену и детей, ушел в Лифляндию к рыцарям. Оставленная мужем, княгиня решилась посвятить себя подвигам благочестия. Основала в Пскове женский монастырь Предтечи, где и была настоятельницей. В 1243 г. умертвил ее пасынок. Тело св. княгини было погребено в ее монастыре и скоро ознаменовало себя чудотворениями. 17-е число Св. пророк Осия происходил из израильского царства и пророчествовал при царях иудейских: Ахазе, Езекии и других и израильском Иеровоаме II. О жизни его сохранилось мало сказаний; известно только то, что он пророчествовал более 100 лет. По поведению Божию, он женился на распутной женщине, чтобы представить неверность израильского народа Богу. Пророк Осия предсказал и видел разрушение царства Израильского. Скончался в 822 году до Р. Хр. Преподобномученик Андрей Критский был родом с острова Крита. Когда император Константин Копроним воздвиг гонение на христиан за иконопочитание, то он, воспламенившись ревностью, прибыл в Константинополь и, представ пред самого царя, обличил его в еретическом заблуждении. За такой смелый поступок схватили св. Андрея я подвергли жестоким истязаниям, так что он и скончался среди истязаний. Это было в 767 г. Праведный Лазарь четверодневный, епископ Китейский. Воскрешенный Иисусом Христом на 4-й день после смерти, друг Христов, он после вознесения Господня вместе с апостолами проповедовал Евангелие и был епископом на острове Кипре. Тут он и скончался. При императоре Льве Философе, в начале X века, мощи его были перенесены в Царьград.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Вот вам, матери, лишившиеся чад, утешение и от преподобной Афанасии. И она, как слышали, подобно вам, горько плакала о чадах своих и думала, что лучше умереть, чем жить без них; но следовало ли безутешно плакать? Да, следовало, только не о детях, а о грехах своих, как сказал ей мученик Иулиан. И подлинно: дети ее перешли от мрака к свету, из темницы – на свободу, из страны чуждой – в страну родную, зачем же было безнадежно скорбеть? Конечно, скорее радоваться надлежало о том, что детей ее взял к Себе общий, безмерно любящий всех и всемогущий Отец, чем оскорблять Его маловерием, малодушием и отчаянием. Думаем, что и вы согласитесь с этим, матери скорбящие. А если согласитесь, то, что сказано про Афанасию, отнесите и к самим себе и потщитесь при постигшем вас горе вооружиться против малодушия терпением, против уныния – упованием на милосердие Божие, против ропота – смиренной покорностью воле Господней и против маловерия – крепкой верой, несомненной надеждой и пламенной любовью ко Господу. Поступайте в вашем несчастье не как Афанасия, а как муж ее, который всецело предал судьбу умерших чад всеблагой воле Божией. И это будет для вас, матери, самое лучшее, ибо уповающего на Господа, в каком бы положении он ни находился, милость не оставит, по слову Писания. Аминь. К матерям, лишившимся детей. Поучение второе Из жития святого мученика Лонгина сотника (16 октября cm. cm./29 октября н. cm.) Не так давно с вами, матери, имевшие несчастье потерять того или другого из детей ваших, мы беседовали о житии преподобной Афанасии и из этого жития старались извлечь для вас утешение в вашем великом горе. Теперь же в житии святого Лонгина сотника мы нашли для вас еще утешение, ко торое спешим предложить вниманию вашему. Одна женщина, вдова, потерявшая зрение и надеявшаяся по вере своей возвратить его, отправилась с единственным сыном помолиться в Иерусалим. Сын довел ее до святых мест, но там вскоре заболел и умер. Кто сможет описать горе бедной вдовы, лишенной зрения и потерявшей единственного сына! Но Бог скоро утешил ее. Ей явился во сне святой мученик Лонгин сотник, повелел ей в известном месте за Иерусалимом отыскать его главу, обещал ей возвратить зрение и утешил в потере сына. Встав от сна, ведомая проводниками вдова пришла на указанное ей мучеником место, где вскоре обрела честную главу Лонгина и тотчас получила прозрение. На следующую же ночь мученик снова явился ей в небесной славе вместе с ее умершим сыном, одетым в блестящую брачную одежду, и сказал: «Посмотри на того, о ком ты так печалишься, посмотри на сына твоего! Посмотри на то, какова теперь слава и честь его, и утешься! Знай, что Господь сопричислил его к чинам Небесным, которые в Его Царствии обретаются; я же испросил у Господа, чтобы он всегда был со мной. Возьми главу мою и тело сына твоего и погреби их вместе; перестань плакать о сыне твоем, и да не смущается сердце твое, ибо великие слава и радость, и нескончаемое блаженство даны ему от Бога». На этом видение кончилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Так вот, отвыкшие от постов, наше, которое мы назвали сильным, средство вам к тому, чтобы заставить вас вспомнить о постах и соблюдать их. Оно, как сейчас видели, представляется в примере древней Церкви. Вот пред вами два отрока беспомощные, одинокие, беззащитные – не хотят и ввиду страшных мук осквернить себя снедями, запрещёнными законом христианским! Принимают муки и опять не хотят вкусить; принимают смерть и остаются верными Господу до конца. Вы ли после сего станете отговариваться, что вот-де, отвыкли мы от поста и не можем соблюсти его? Вам ли после этого жаловаться на немощь плоти, на воспитание, на общество, в котором вы вращаетесь, на переутомление и ещё Бог знает на что? О, ввиду приведённого примера, постыдитесь жалоб ваших и поститься начните. Аминь. 16-й день 47. К матерям, лишившимся детей, поучение второе (Житие святого мученика Лонгина Сотника. Чет. Мин. окт. 16) Не так давно (см. поучение 40-е) с вами, матери, имевшие несчастье потерять того или другого из детей ваших, мы беседовали от жития преподобной Афанасии (окт.9) и из этого жития старались дать вам утешение в вашем великом горе. Теперь же, в житии святого Лонгина Сотника, мы нашли для вас и ещё утешение, которое и спешим предложить вниманию вашему. Некоторая женщина – вдова, потерявшая зрение и надеявшаяся по вере своей возвратить оное, отправилась с единственным сыном своим помолиться в Иерусалим. Сын довёл её до святых мест, но там вскоре заболел и умер. Кто может описать горе бедной вдовы, лишённой зрения и потерявшей единственного сына! Но Бог скоро утешил её. Ей явился во сне святой мученик Лонгин Сотник, повелел ей на известном месте за Иерусалимом отыскать его главу, обещал ей возвратить зрение и утешить её о потере сына. Вставши от сна, ведомая проводниками вдова пришла на указанное ей мучеником место, вскоре обрела на нём честную главу Лонгина и тотчас получила прозрение. На следующую же ночь мученик снова явился ей в небесной славе вместе с её умершим сыном, одетым в блестящую брачную одежду, и сказал: «Посмотри на того, о ком ты так печалишься; посмотри на сына твоего! Посмотри на то, какова теперь слава и честь его, и утешься! Знай, что Господь сопричислил его к чинам небесным, которые в Его Царстве обретаются; я же испросил у Господа, чтобы он всегда был со мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Тело мученика под запрещением само из церкви выходило Один инок, покинув монастырь против воли своего старца, пошел в Александрию, где был мучителем обезглавлен. Мощи его положены были под жертвенник; но во время слов: «оглашеннии изыдите,» – они сами с ящиком из храма выходили, и потом опять входили. Ангел одному лицу открыл, что инок этот под запрещением, и, по разрешении от духовника, он не выходил более из церкви. Св. мучен. Лонгин, сотник Вдовица слепая, нашедши главу мученика, сама прозрела Одна слепая вдовица, придя в Иерусалим с сыном, лишилась сего сына, ведшего ее; по явлении ей св. мученика Лонгина, она нашла главу сего мученика в сору и прозрела; а потом увидела и загробную славу сына своего. Св. преподобномуч. Андрей Критский Бесчестие иконе наносимое переходит на изображенного Св. Андрей, видя жестокие истязания, делаемые иконоборцами над чтителями икон, сказал царю: «не за Христа ли страдает тот, кто страдает за иконы? Разве бесчестие, наносимое тобою иконам, не переходит на того, чья икона? Зачем же вы наказываете смертью тех, которые столпы и портреты ваши бесчестят и ниспровергают, – вы, которые будучи ныне прах и пепел, а завтра погибаете; между тем желаете, чтоб вас почитали в портретах ваших?» Св. ап. и Евангелист Лука Древность святых икон Три образа Божией Матери изобразил св. Евангелист Лука, и когда показал Ей, то Она сказала: «благодать Рожденного от Меня и Моя да будет с сими иконами». Он написал также образы св. апостолов Петра и Павла. Молитвы святых убивают нечестивца Пустынник Иулиан слышал на молитве голос свыше: «не только ради твоих молитв, но и иных многих молений и слез злочестивый Иулиан убивается», – и действительно, нечестивый царь был убит. Св. мученик Уар Мощами освящаются вещи Когда царь прислал сыну Клеопатры Иоанну пояс и одежду воинскую, то она сверху мощей положила их, чтоб освятились. Должно на волю Господню возлагать надежду Клеопатра молила мученика, чтобы он ей испросил то, что Богу угодно, полезно ей и сыну ее единородному: «не дерзай, сказал мученик, просить более того, что Сам Господь хочет; Он знает, что нам нужно, Его воля благая и совершенная в нас да совершится».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

К третьему часу дня страдания Спасителя достигли предела. Переживая глубину скорби человечества, отторгнутого от Бога грехом и подвластного смерти, Господь воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» ( Мф. 27: 46 ). В словах Христа исполняется пророчество Псалтири: «Боже Мой! Боже Мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня?» ( Пс. 21: 2 ). «Истолковывая вопль Христа, св. Григорий Богослов говорит, что ни Отец не покинул Христа, ни Его [Христово] Божество не испугалось страданий и не отошло от страждущего Христа. Но этим воплем Христос «в Себе изобразил нас», то есть в то мгновение Христос говорил вместо нас. Мы были оставлены и презираемы, а затем восприняты и спасены страстями Бесстрастного. Толкуя эти слова, св. Кирилл Александрийский говорит: «Постигнешь оставление, постигнешь и страсти отпущение». Начавшееся с воплощения уничижение Христа достигло высочайшего предела, и это есть оставление» 443 . Господа стала томить нестерпимая предсмертная жажда, и Он сказал: «Жажду» ( Ин. 19: 28 ). Один из воинов взял трость с губкой, смоченной им в кислом вине вместо воды, и поднес ее к иссохшим губам Спасителя. «И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта» ( Пс. 68: 22 ) 444 . Вкусив кислого вина, Господь произнес: «Совершилось» ( Ин. 19: 30 ). Затем, воскликнув: «Отче! В руки Твои предаю Дух Мой» ( Лк. 23: 46 ), Господь склонил голову и умер. Святые отцы видят в самом порядке этих слов и действий указание на добровольность смерти Христа. Обычно голова склоняется в результате обморока или смерти, Господь преклонил голову и умер, когда Сам того захотел. Последние три часа страданий Спасителя «тьма была по всей земле», после же смерти Христовой произошло землетрясение. Эти знамения и самовластность смерти Христовой ( Лк. 23: 44–47 ) так подействовали на римского сотника, управлявшего казнью, что тот воскликнул: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» ( Мк. 15: 39 ). Церковное Предание говорит, что этот сотник Лонгин принял христианскую веру и позднее пострадал в Каппадокии как мученик.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Но есть еще два сердца, над которыми особенно надо призадуматься: это сердце римского сотника, командовавшего казнью Иисуса. В его сердце была тьма языческого неведения истины, но оно было чисто и очень глубоко. Широко раскрытыми глазами наблюдал он все движения, все поведение распятого, с изумлением слушал Его благодатные слова, Его молитву о распявших его. А когда настала тьма, когда услышал он страшное последнее слово Иисуса «Совершишася!», тогда ярким пламенем вспыхнула в сердце его горячая вера, и он воскликнул: «Воистину Он был Сын Божий!» Он крестился, стал христианином, и мученическим подвигом кончил жизнь свою. Это был святой мученик Лонгин-сотник. Еще более неожиданно, еще более поражает нас то, что увидели мы в сердце уверовавшего во Христа разбойника, распятого с Ним. О, как огромны глубины человеческого сердца! Как изумительно уживаются в нем совершенно противоположные чувства: жестокость убийцы была в нем, тяжелые пороки, неизменные у всех разбойников, и в этом же сердце нашлось место для внезапно вспыхнувшей глубокой веры в распятого с ним Сына Божия. И в порыве этой веры он воскликнул: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии твоем». Этих коротких слов было довольно для того, чтобы Христос простил ему все тяжкие грехи его и с любовью ответил: «Днесь со Мною будеши в раи». Вот что видим мы в сердцах тех, кто были зрителями несказанного ужаса распятия Господа нашего Иисуса Христа. А что же в ваших сердцах, слушающих меня? Знаю, знаю, что взволнованы вы, что слезы капают из глаз ваших. Знаю, знаю, что в храм сей святой привела вас любовь, горячая любовь к Господу Иисусу Христу. Но мало, мало вас, близких моему сердцу, хотя и полон храм. А там, за дверями храмов, огромное множество равнодушных, которым нет никакого дела до Господа Иисуса Христа, до Божественной проповеди Его, до страшного креста Его. К ужасу нашему, там немало даже ожесточенных врагов Христовых, к которым относятся страшные слова апостола Павла: «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет»? (Евр. 10, 28–29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010