Владыка Иисусе Христе, всех заповедавших нам поминать их, Христе Боже наш, помяни их в Царстве Небесном. Спаси, Господи, народ Твой, и благослови достояние Твое; управляй ими и возноси их вовеки, и сохрани их в православной вере и в славе во все дни жизни их; и наполни всё сердце их любовью, всё превосходящей, молитвами и ходатайством, которые совершает о нас Владычица всех святая и чистая Мария, Матерь Божия, и молитвами великих светил, Михаила, Гавриила, Рафаила и Суриила, и четырех бестелесных живых существ, и двадцати четырех старцев небесных, святого Иоанна Крестителя, отцов наших патриархов, апостолов, семидесяти двух учеников и трех отроков, святого архидиакона Стефана, святого Георгия, святого Феодора, святого Меркурия, святого Мины, святого Филофея, святого Василида, святого отца Ноба и всех мучеников Господних, также великого и святого отца нашего аввы Антония, и святых отцов наших троих Макариев, и отца нашего аввы Вихоя, и аввы Иоанна, аввы Кира, и отца нашего аввы Варсомы, отца нашего аввы Саламы, Иоанна Кема и преподобного отца нашего аввы Павла, и святых отцов греческих Максима, Димитрия, святого отца Моисея, и сорока мучеников, и отца нашего Текла-Хайманота, и отца нашего досточтимого патриарха нашего (имярек), и царя нашего Клавдия 1013 , и всех знаменующихся крестом, праведных и избранных, и Ангела этого святого дня. Молитвы их, и благословения, и ходатайства их, и мир их, и любовь Божия да будут с нами во веки веков. Аминь. Священник Нас и всех усопших помилуй Ты, пославший сына Твоего в недро Девы. Диакон Сидящие, встаньте. Священник Он был носим во чреве, и воплотился Сын Твой и был свидетельствован от Духа Святого. Диакон Смотрите к востоку. Священник Перед Тобой стоят тысячи тысяч святых Ангелов и Архангелов. Диакон Будем внимательны. Священник Досточтимые живые существа, имеющие шесть крыльев, Серафимы и Херувимы, которые двумя покрывают лице свое, двумя – ноги свои, и двумя летают от концов до концов мира; и как они всегда славят Тебя и называют святым, так прими и эти священия, которые мы произносим Тебе: свят, свят, свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После этого иерей берет в левую руку третью просфору, так называемую «девятичинную», вынимает копием девять треугольных частиц и полагает их «ошуюю святаго Хлеба» (то есть справа от себя), в три вертикальных ряда по три частицы в каждом, причем сначала выкладывает крайний левый столбец (то есть первые три частицы кладет рядом с Агнцем). Первую частицу священник изымает в честь «Честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна» 263 , а вторую – в честь «Святых славных пророков: Моисеа и Аарона, Илии и Елиссеа, Давида и Иессеа; святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков». Третью частицу он вынимает в честь «Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов». Таким образом, закончен первый вертикальный ряд частиц. Четвертой частицей священник начинает сверху второй столбец и вынимает ее в честь святителей, то есть святых епископов, вселенских учителей и местночтимых святителей: «Иже во святых отец наших, святителей…». Пятую частицу он вынимает в честь святых мучеников и мучениц: «Святаго апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников…». Шестую частицу иерей вынимает в честь преподобных отцев и матерей, то есть подвизавшихся в монашестве: «Преподобных и богоносных отец наших: Антониа, Евфимиа, Саввы…». При изъятии седьмой частицы, начинающей третий ряд, священник поминает святых чудотворцев и бессребреников: Косму и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая. Вынимая восьмую частицу, иерей поминает святых и праведных Богоотец Иоакима и Анну, святого, в честь которого освящен храм, святого, память которого совершается в настоящий день, и «всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже». Обычно при изъятии восьмой частицы священник поминает других святых, имена которых не вошли в Служебник, но которые особенно почитаемы в данной местности или к молитвенному заступлению которых иерей часто прибегает. На девятой частице священник поминает автора литургии (святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого , в зависимости от того, чья литургия совершается).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Потом, воспоминая святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийского, Петра, Алексия, Иону, Филиппа, Ермогена Московских , Никиту, епископа Новгородского, Леонтия, епископа Ростовского, берет четвертую частицу, полагает ее рядом с первой, начиная второй чин. Воспоминая св. первомученика Стефана, великих мучеников Дмитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мучеников и мучениц: Феклу, Варвару, Кириакию, Евфимию, Параскеву, Екатерину и всех св. мучениц, берет пятую частицу, кладет ее второю во втором ряду (ниже). Затем, воспоминая преподобных Антония, Евфимия, Савву, Онуфрия, Афанасия Афонского , Антония и Феодосия Печерских , Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского и всех преподобных отцев и преподобных матерей: Пелагею, Феодосию, Анастасию, Евпраксию, Февронию, Феодулию, Евфросинию, Марию Египетскую и всех преподобных матерей, берет шестую частицу, полагает ее на третьем месте во втором ряду и таким образом заканчивает второй чин. После того, воспоминая чудотворцев и бессребренников Коему и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая и всех бессребренников, берет седьмую частицу, кладет ее на первом месте в третьем ряду, начиная третий чин. Воспоминая свв. и праведных богоотцев Иоакима и Анну (и дневного святого) и всех святых, берет осьмую частицу и кладет ее на втором месте в третьем ряду. Наконец, воспоминая Иоанна Златоустог о (или Василия Великого , если поется его литургия), берет девятую частицу, кладет ее на третьем месте в третьем ряду. Просфора, из которой, таким образом, вынуто девять частей, называется девятичиновною. Из четвертой просфоры священник вынимает сравнительно больших частиц две, из которых первую – за патриарха, местного епископа и др., а вторую – «за богохранимую страну нашу и православных людей ея», и кладет их рядом с нижней стороны Агнца. Из пятой просфоры священник вынимает одну большую (сравнительно) частицу об умерших и кладет ниже частиц о живых; потом опять берет четвертую просфору и из нее вынимает частицу за себя с произношением слов: «Помяни, Господи, и мое недостоинство» и полагает ее рядом с двумя большими частями за живых.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

В виду древности собора следовало бы ожидать, что в нём много древних церковных вещей, но, к сожалению, таких вещей к настоящему времени сохранилось немного. Эти замечательные по своей древности предметы следующие: 1) напрестольный крест серебряный, чеканной работы, по краям позлащённый, с передней стороны был обложен иранским жемчугом в один ряд; в нём, как значится по надписям на обратной стороне, находится 12 частей от мощей разных святых, а именно, части свв. мощей: «апостола Андрея Первозванного, евангелиста Марка, апостола Варнавы , пророка Даниила, Гурия Казанского Чудотворца, Василия Великого , Праведной Анны, царя Константина, Феодора Стратилата, мучеников иже в Севастии, преподобного Александра Свирского , преподобного Даниила». На нижнем роге той же стороны чеканная надпись: «построен этот Животворящий Крест Господень в соборную церковь Пресвятой Троицы на Верхотурье, пожаловал Великий Государь Царь и Великий Князь Алексий Михайлович, вся России Самодержец»; 2) второй крест гладкий, с изваянными на нём изображениями, и по построению своему представляется древнейшим первого. Впрочем известно, что и этот крест есть дар царя Алексея Михайловича, присланный с протоиереем Иваном Михайловым. В нём, как видно по надписям с исподней стороны, вложены части свв. мощей: «апостола Андрея Первозванного, Артемия Веркольского Чудотворца, свв. бессеребренников Космы и Дамиана, св. мученика Кира, св. мученика Иоанна, св. мученика Ореста, св. муч. Иоанна, нового Чудотворца, св. муч. Параскевы и Феодосии девицы»; 3) кадило серебряное, вновь позлащённое, чеканной работы, древней фигуры, на четырёх цепях, кроме поддерживающей верхнюю часть его. На верхней части кадила чеканная надпись: «это кадило построил в Соборную церковь Пресвятой Живоначальныя Троицы, что на Верхотурье, пожаловал Великий», (на нижней): «Государь Царь и Великий Князь Алексий Михайлович всея России Самодержец 7148 (1640) при протопопе Иоанне Михайлове»; 4) кадило серебряное, без пробы, древней работы, весом 1 ф. 67 дол., на длинных пяти цепочках; 5) Образ Живоначальной Троицы на деревянной доске, с серебряным по краям гладким окладом; лики ангелов, Авраама и Сары окружены серебряными венцами чеканной работы под золотом; в длину икона имеет 8, в ширину 7 четвертей. Образ этот стоит за правым клиросом, в главном храме, в особом киоте. На этой иконе внизу надпись:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мимо монастыря их проходили царские ратные люди, и они, помогая им и доставляя подводы, много задолжались». Вследствие сей просьбы царь освободил земли Кожеозерской обители от податей и повинно­стей 1009 . В 1608 году, по прошению отягченного старостью подвижника, поставлен был в игумена обители Аврамий, ученик его. Блаженный Серапион скончался 27 июня 1611 года, оставив после себя до 40 ино­ков в общежительной обители своей. Жизнь преподобного Серапиона говорит нам: Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его ( Рим. 6, 11–12 ). День двадцать восьмой. Преставление преподобного Ксенофонта Робейского Преподобный Ксенофонт полагал начало иноческой жизни под руководством преподобного Варлаама Хутынского; по удалении пре­подобного Антония из Хутыня, был он игуменом в Хутыне, потом уда­лился за 25 верст от Новгорода и на берегу речки Робейки основал пустыню с храмом Святой Троицы. Так как по летописи в 1230 году видим Хутынским игуменом Арсения 1010 , то конечно незадолго перед тем было удаление преподобного Ксенофонта из Хутыня и основание пу­стыни на Робейке. Отселе вполне вероятно и то, что преподобный почил в своей обители не позже 1245 года; днем кончины его было 12 число июня. Мощи его почивают под спудом в часовне упраздненной пустыни его. Тропарь и кондак в честь его написаны еще в древнее время 1011 . Перенесение мощей святых Кира и Иоанна, бессребреников и чудотворцев Мощи святых мучеников, пострадавших в гонение Диоклитианово (см. 31 января) в городе Канопе близ Александрии и погребенных там, найдены нетленными около 400 года и положены в церкви Апостолов, а в 412 году по особенному откровению перенесены святителем Ки­риллом архиепископом в подгороднее село Мануфин, в новосозданную в честь их церковь . Господь прославил их чудесами. Память святых мучеников Плутарха, Леонида, Диоскора, де­вицы Потамиены, Маркеллы, Раисы и многих других, пострадавших в Александрии, в гонение Септимия Севера, в 202 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

4) и Сборник XIII в. 7), включающий Лавсаик, отрывки др. Патериков и «Диоптры» мон. Филиппа, послание Николая III Грамматика, патриарха К-польского, к проту Горы Афон. К XIV в. относятся Толкования Никиты, митр. Серрского, на Слова и гомилии свт. Григория Богослова 1), Слова постнические Исаака Сирина 8), службы разным святым 23) и Триодь 40). Кроме того, сохранились 4 листа из Евангелия-тетр XIV в., украшенные фронтисписами. Большинство манускриптов относится к XVI-XIX вв. Значительную часть собрания составляют певч. рукописи (более 60 ед. хр.). Неизвестна судьба рукописного каталога греч. рукописей собрания, к-рый был составлен мон. Каллистом в продолжение каталога Ламброса и содержал указания на кодексы со службами святых и Житиями слав. святых (напр., Климента и Наума Охридских, кн. Владимира, прп. Параскевы Тырновской, мч. Георгия Янинского, Мученичество 26 Зографских мучеников - см.: Кръстанов Т. Ръкописи на гръцки език в Зографския ман-р//Светогорска обител Зограф. 1996. Т. 2. С. 215-218). Реликвии и святыни По свидетельству архим. Порфирия (Успенского), во 2-й пол. XIX в. в кафоликоне З. хранились: крестообразный ковчег с частицей Животворящего Креста Господня, частица мощей и кровь вмч. Георгия Победоносца, челюсть прмч. Стефана Нового, честная глава и 2 части ног прп. Матроны Хиосской, частицы мощей ап. Андрея Первозванного, ап. Матфея, архидиак. Стефана Первомученика, сщмч. Игнатия Богоносца, священномучеников Антипы и Харалампия, великомучеников Никиты, Феодора Стратилата, Прокопия, Иакова Персянина , Иакова Персянина , мучеников Нестора, Кирика, Меркурия, Трифона, бессребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, св. Варлаама, святителей Александрийского патриарха Петра, патриарха К-польского Евтихия, сщмч. Климента, св. Ферапонта, св. Авксентия, свт. Феодосия ( Порфирий (Успенский). 1880. С. 135-136). В наст. время в мон-ре хранятся честная глава прп. Матроны Хиосской и частицы мощей вмц. Анастасии Узорешительницы, прмч. Стефана Нового, вмч. Георгия Победоносца, сщмч.

http://pravenc.ru/text/199949.html

5 . Когда некий Онисифор, приставленный к мощам святого великомученика Димитрия, соблазнившись, стал красть свечи, которые возжигали пред мощами, и продавать их, то святой великомученик в сонном видении обличил его в этом. Когда же, не внявши этому, Онисифор однажды снова протянул руку, чтоб похитить свечу, то голос из раки великомученика грозно спросил его: «Снова ты крадешь?» («Четьи-Минеи», октября 26-го). 6 . Честное тело священномученика Василия, поверженное на съедение птицам и зверям, по распоряжению Божию, хранил ночью волк, а днем парил над св. мощами орел; тот и другой отгоняли от них плотоядных зверей и птиц до тех пор, пока христиане не погребли их («Четьи-Минеи», марта 7-го дня). 7 . Над св. телами мучеников Павла и Иулиании летали птицы и не давали сесть на них мухам («Четьи-Минеи», марта 4-го дня). Рассказы о чудотворениях от мощей и других останков святых 1 . О перенесении мощей св. мученика Вавилы рассказывается следующее: «Сошлись от мала до велика мужеский пол и женский, юноши и девы и старцы, и с торжеством, пением и ликованием понесли мощи св. мученика Вавилы от места, называемого Дафны, и внесли в Антиохию. В Антиохии же был идол бога Аполлона, в котором жил бес и давал спрашивавшим его людям различные ответы. Когда же внесли мощи святого, бес и идол сейчас умолкли, и ложь обличена была истиной» (Четьи-Минеи», 4 сентября). 2 . «Близ Александры было место, называемое Мануфины, на котором было древнее капище и жилище бесовское. Место это было страшно, потому что там много жило нечистых духов. Когда же св. Кирилл, патриарх александрийский, принес на то место св. мощи мучеников Кира и Иоанна, то тотчас же ушла оттуда вся бесовская сила» («Четьи-Минеи», июня 28-го). 3 . При обретении св. мощей Феодосия Печерского , в полночь, видна была заря над пещерою и множество горящих свечей («Четьи-Минеи», 12 февраля, «Патерик Печерский»). 4. Св. мученица Агафья после истязаний и претерпенных мучений за имя Христова была отведена в темницу в городе Катании, где и скончалась (III в.). Граждане катанские предали погребению тело ее и бедную одежду, которую она обыкновенно носила, положили на ее гробе в память об ее смирении. В годовщину кончины св. мученицы, когда последовало извержение огнедышащей горы Этны, близ города Катании, устрашенные жители города, верующие и язычники, взяли одежду св. Агафьи с гроба ее и держали ее против огненного потока… и бедстве миновало город (из кн. «Жития святых» архиепископа Филарета Гумилевского , февраля 5-го дня, стр. 42–43).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Шушаник (V в.) Якова Цуртавели, к-рый отмечает, что святая наряду с библейскими книгами читала «книги святых мучеников» (ПГП. Т. 1. С. 16). В груз. палимпсестах VI в. сохранились фрагменты из Мученичеств Христины и Киприана. В древнейших груз. оригинальных агиографических текстах упоминаются и цитируются мн. переводные агиографические сборники. Наиболее ранние сборники мученичеств (Атн. Iver. 8, X в.) содержат более 60 произведений, 25 из к-рых датируются XI в. (Кекел. Н 341). Пархальский Многоглав (Кекел. А 95, 2-я пол. XI в.) относится к смешанному типу: в нем наряду с мученичествами (35) представлены и жития (15), в 1-й ч. помещены проповеди (36). Агиографические сборники, куда вошли только переводные жития, встречаются с кон. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 11281). Представленные в груз. переводах мартирологические сочинения разнообразны тематически - это мученичества древнейших христианских мучеников-воинов (27, среди них Лонгина Сотника, Леонтия Стратилата, Евстафия Плакиды, Меркурия Кесарийского, вмч. Георгия, Феодора Тирона, вмч. Димитрия Солунского, Каллистрата); целителей и бессребреников (10, среди них - Космы и Дамиана, вмч. Пантелеимона, вмц. Анастасии, Фалалея Эгейского, Асклипиодота, Кира и Иоанна Канопских); мирских лиц (20, среди них - Кирика и Иулитты, Созона Киликийского, Гурия и Самона и др.); мучениц (15, среди них - ученицы ап. Павла Феклы, Христины, Варвары, Вассы с детьми, Марины и др.); замученных еретиками и мусульманами в период после провозглашения христианства в Византии как офиц. религии (22, среди них - Маркиана и Мартира, Доментия монаха, Евстигнея, Стефана Нового и др.); священномучеников (25, среди них - Стефана Первомученика, Тимофея Ефесского, Дионисия Ареопагита и др.); преподобных (7, среди них - Пансофия Отшельника, Зосимы Великого Отшельника, Февронии, Евгении и др.); исповедников (10, среди них - Харитона монаха, Павла, патриарха К-польского, Максима Исповедника и др.). В Грузии распространялась житийная лит-ра в основном переводная с греч.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЗИЧЕСКИЕ МУЧЕНИКИ [греч. Εννα μρτυρες ν Κυζκ θλσαντες] († ранее 313) (пам. 29 апр.; пам. греч. 28 апр.; пам. визант. 4 апр.). Мученичество 9 святых, пострадавших в Кизике, к-рых звали Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон, сохранилось в дометафрастовском Минологии Patm. 254 (X в.). Краткие Жития этих святых содержатся в визант. Синаксарях и в Минологии имп. Василия II. К. м. происходили из разных городов; за проповедь христианской веры они были схвачены и приведены на суд к не названному по имени наместнику Кизика. Святые отказались принести жертвы и обличали идолопоклонство. Наместник велел подвесить их, строгать и прижигать свечами. К. м. стойко переносили мучения, громко призывая Господа. Затем наместник приказал бить их жезлами. Видя непреклонность К. м., он заключил их в темницу. Спустя 7 дней мучеников опять привели на допрос. Снова получив отказ совершить жертвоприношение, наместник велел влачить их по терниям, а затем отсечь им головы. Один благочестивый муж выкупил у стражников тела К. м. и предал их погребению. Над их гробницей была построена церковь, и от мощей святых совершались многочисленные чудеса. Автор Мученичества подробно описывает исцеление расслабленного, к-рого по его просьбе положили на гробницу К. м., и выздоровление знатного жителя Кизика от горячки и дизентерии после молитвы у мощей святых. Описание 1-го чуда содержит заимствования из 4, 25, 30, 31 и 33-го чудес бессребреников Космы и Дамиана (Kosmas und Damian/Einlt. von L. Deubner. Lpz.; B., 1907. S. 107, 164, 174, 176, 182), а 2-е чудо имеет дословные совпадения с 5-м и 16-м чудесами бессребреников Кира и Иоанна (PG. 87/3. Col. 3432, 3433, 3472). Также в Мученичестве говорится, что в этой церкви исцелялись парализованные и бесноватые. Впосл. к К. м. обращались с молитвой при заболевании лихорадкой. Девять мучеников Кизических. Икона. Кон. XVIII в. Палех (частное собрание)

http://pravenc.ru/text/1684590.html

Мученики сделали ему наставление, как причаститься св. таин в первый раз; ибо он еще стыдился. Явившись ему во сне ночью, они сказали: «вот приближается Рождество Спасителя. Александрийцы, сыны и питомцы вселенской Церкви, совершают это священное и честное торжество в церкви Пресвятые Девы Марии Богоматери, называемой «Феона». И ты взойди в нее и, вместе с верными, благочестно совершая праздник Рождества, присоединись к псалмопению, выслушай апостольския чтения, внемли и трубе священных Евангелий и, по окончании Евангелия, выйди вон, по прежнему обычаю твоему, чем отклонишь подозрение от себя (со стороны еретиков), оставайся на площади и ходя здесь, наблюдай за окончанием службы. И когда увидишь, что все выйдут из церкви, тогда ты войди в церковь и причастись св. таин». Юлиан так и поступил. Но когда он причащался св. таин, наклонившись как следует, вдруг входят в храм до ста клириков гаианитской ереси, дабы помолиться по обычаю по выходе православных. Видя Юлиана причащающимся, они поражены были переменою, происшедшею с ним, и кивали друг другу. Он же, причастившись, увидел их и закраснелся от стыда пред ними, и когда стали его разспрашивать, то он разсказал им все, что сделали с ним мученики. Так совершилось присоединение его к Церкви, и он понял силу наставления мучеников. За переменою души последовало и совершенное исцеление тела. Чудо 19 Одна женщина, по имени Стефанида, поражена была раком, болезнью, против которой врачи оказались безсильны; жена обратилась с молитвою к Богу и св. мученикам и они исцелили ее не лекарствами невидимыми, но касаясь видимыми руками. В один день, когда она стояла пред гробницею мучеников и со слезами и воздыханиями молилась об исцелении, вдруг рак со всем его вредом отпал; многие видели его по отпадении, ибо это было днем и многие при этом молились. Этот рак был привешен вверху и многие видели его и после 8 . Мы слышали это от них и, уверенные в истине, возвещаем. Чудо 28 Был некто Немезион; он был крещен и считался христианином, но верил в судьбу и занимался звездочетством. Он наказан был лишением зрения по писанию: имиже кто согрешает, сими и мучится ( Прем. 11, 17 ). Самые лучшие врачи не могли возвратить ему зрения; он оставил их и ждал, что исцелит его судьба и он опять будет смотреть на течение звезд; но и эта надежда не исполнялась; тогда он обратился к мученикам Киру и Иоанну, думая, что чрез них исполнится определение судьбы. Мученики не исполнили его желания, наказуя его безумие, но показали ему различие между верою и неверием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010