оруженосец; придворный чин. их совершается месяца июля в первый день. начальствующий инок. его совершается 11 мая. Память святого Севира повествование взято из книги св. Григория Двоеслова («Разговоры», гл. 12). эта находилась в средней Италии, в провинции Валерии, между горами Реате и Аметериум. часто называются в священных книгах мрачные духи злобы, которые противополагаются светлым ангельским силам. Перенесение честных мощей святых мучеников Кира и Иоанна сим числом помещено и житие их. восточной половиной Римской империи с 284 г. по 305 г. с 379 г. по 395 г. претендента на царский престол. житие его выше, под 9 июня. перенесения мощей святых угодников Божиих Кира и Иоанна последовало ок. 412 г. патриаршествовал с 579 г. по 607 г. нечто в роде карбункулов или болезненных опухолей на коже. с греч. «прекрасный». портовый город Палестины, служивший гаванью для Газы, древнего города этой страны, находившегося недалеко от Иерусалима. Известен как место епископской деятельности святого Космы (память его — 12-го октября). из египетских городов. сын сестры Давидовой Саруи, брат военачальника Иоава, — один из главных полководцев Давидовых. вроде ящерицы. равнялась 4 или 5 вершкам. Память преподобного Павла древнейший из городов Греции, находился в северной части древней Арголиды, на берегу Коринфского залива. кончины преподобного Павла не известно с точностью. Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного Апостола Петра слово сирское и значит камень; то же самое значит и греческое слово Петр («петра» — скала, камень). Мрк.1:16–17; Лк.5:10. этот был расположен близ истоков Иордана; он обстроен сыном Ирода Филиппом в честь кесаря Тиверия — отсюда его и наименование. под камнем разумеется не ап. Петр, а вера, исповеданная им, или Сам Господь; обетование о даровании ключей Царства Небесного Господь затем, по Своем воскресении, повторил и всем Апостолам (Иоан.20:21–23). слово сирское, значит противник; в тесном смысле так в Священном Писании именуется начальник злых духов (1 Сол.2:18); в более же широком значении слово сатана означает вообще противника воли Божией, хотя бы от некоторой простоты и неразумия, как это видим в настоящем случае со св. ап. Петром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Молиться без икон трудно. Икона собирает в себе внимание молитвы, как увеличительное стекло собирает в себе рассеянные лучи в одно обжигающее пятно. Икона – учили отцы – есть утверждение реальности человеческой плоти Христовой, и, кто отвергает икону, тот не верит в реальность Боговоплощения. т.е. человеческой природы Богочеловека. Христианство не умирает при умирании иконы как исторического факта. Догмат об иконе имеет вечный смысл, отразив вечную правду реальности вочеловечения Бога. Но самих икон может и не быть. Я помню, как люди молились в тюрьме, стоя перед пустой стеной. В тюрьме молиться и трудно, и легко. Трудно потому, что сначала вся камера уставится тебе в спину, и все, что у многих на уме (“ханжа” или еще что-нибудь), будет на уме у тебя. Легко потому, что, когда преодолеваешь это “назирание”, то правда, что стоишь несколько минут у “врат Царства”. В тюрьме “Господь близ есть, при дверех”. А насколько это противоречит установившемуся в веках понятию “православный”, стало однажды мне ясно. Был там в камере старый “белый” офицер, воевавший когда-то на бронепоезде у Врангеля, совсем русский. После одной такой молитвы у пустой стены он спросил: “Вы что, сектант?”. И стало понятно, что без иконы можно молиться, если ее нет, а вот без смирения, т.е. с осуждением, например, вот этого человека – нельзя. Но икона – святыня, святая память о Боге. Старец Серафим (Батюгов) как-то рассказывал: “Когда я еще служил у Кира и Иоанна, позвала меня одна прихожанка отслужить на дому молебен. Окончив молебен, я взял святую воду и пошел окропить комнаты и вещи. Подошел к какому-то шкафу, она открыла мне для окропления дверцы, и вдруг меня охватило необычайное волнение, точно передо мной открылась дверь во что-то святое, священное. Я кроплю, ничего не понимаю и только радостно трепещу перед чем-то. И вот – можете себе представить! – спустя много времени в этот самый шкаф была поставлена, в связи с закрытием нашего храма, большая икона святых мучеников Кира и Иоанна, и пребывала она там многие трудные годы”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Оригинал полного текста патриаршего «Псифоса» не сохранился, но длинные цитаты из него были посланы самим Сергием в Рим своему коллеге Гонорию. В своем письме папе Сергий утверждает также, что Софроний удовлетворен этим текстом и «согласен не говорить больше ни об одной, ни о двух энергиях, ограничиваясь преданием и достоверными и обычными поучениями [святых Отцов]» . Это соглашение с Софронием было, видимо, затруднительным для Сергия— и, конечно, для Кира, — но оно показывает действительную заботу Сергия о богословской чистоте и изначальную умеренность Софрония. «Псифос» на самом деле является документом одновременно умеренным и новаторским. Хотя в нем отрицается моноэнергизм, он вносит новое понимание в теорию об одной воле во Христе. Не слишком вдаваясь в теорию, он предполагает, что существование «двух воль» означало бы возможность конфликта или противостояния между ними. Кто же был этот старец Софроний, который так решительно вмешался в «экуменические» планы патриархов Константинопольского и Александрийского? Он родился около 550г. в Дамаске, в семье, вероятно, сирийского происхождения, и примерно в 578г. стал известен как Софроний Софист, получив прозвище, указывающее на светское образование и искушенность в греческих риторических искусствах . Чувствуя влечение к палестинскому монашеству, но все еще оставаясь мирским человеком, Софроний посетил Лавру святого Феодосия близ Вифлеема, где он встретил единомышленника, ставшего его другом до самой своей смерти в 619г., Иоанна Мосха. Они вместе поехали в Египет (после 578г.), где Иоанн начал составлять свое знаменитое описание египетского и палестинского монашества, известное под названием «Луг Духовный» (λειμν, λειμωνριον, или «Новый Рай», Νος Παρδεισος, на латыни— Pratum Spirituals). Они вместе живут интеллектуальной атмосферой Александрии, посещают Стефана Софиста, бывшего тритеиста , их принимает патриарх Евлогий. Но наибольшее влияние на обоих друзей оказывают египетские монахи, многие из которых все еще халкидониты. Вернувшись в Палестину, Софроний и сам становится монахом в Лавре святого Феодосия; затем вместе с Иоанном он снова проводит десять лет на Синайской Горе, но лишь для того, чтобы опять вернуться в Палестину в 594г. Вторая поездка обоих друзей в Египет позволяет им встретиться со святым патриархом Иоанном Милостивым. Будучи исцелен по молитве двух особо почитаемых здесь мучеников, «безмездных врачей» Кира и Иоанна, Софроний составляет книгу о совершенных ими чудесах, содержащую интересную информацию об отношениях между халкидонитами и монофизитами в Египте того времени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Молиться без икон трудно. Икона собирает в себе внимание молитвы, как увеличительное стекло собирает в себе рассеянные лучи в одно обжигающее пятно. Икона – учили отцы – есть утверждение реальности человеческой плоти Христовой, и, кто отвергает икону, тот не верит в реальность Боговоплощения. т.е. человеческой природы Богочеловека. И при всем этом вот какие чувства рождаются в современности. Я ночевал в новом районе Москвы. Из нелепо громадного окна открывался холодный вид бесконечных новостроек. В комнате икон не было, а хотелось молиться. Я подошел к окну – уж лучше, думаю, опасности марсианского пейзажа смотреть в глаза, а не создавать себе в уголке иллюзии, что ничего не случилось. И вдруг я почувствовал, что молюсь легко и просто, точно и действительно ничего не случилось. Я молился небу, и оно было таким близким, и чувство небесной родины, чувство нестрашности окружающих пространств и еще чувство свободы человека в христианстве с силой охватило меня. Христианство не умирает при умирании иконы как исторического факта. Догмат об иконе имеет вечный смысл, отразив вечную правду реальности вочеловечения Бога. Но самих икон может и не быть. Я помню, как люди молились в тюрьме, стоя перед пустой стеной. В тюрьме молиться и трудно, и легко. Трудно потому, что сначала вся камера уставится тебе в спину, и все, что у многих на уме («ханжа» или еще что-нибудь), будет на уме у тебя. Легко потому, что, когда преодолеваешь это «назирание», то правда, что стоишь несколько минут у «врат Царства». В тюрьме «Господь близ есть, при дверех» ( Мф. 24:33 ). А насколько это противоречит установившемуся в веках понятию «православный», стало однажды мне ясно. Был там в камере старый «белый» офицер, воевавший когда-то на бронепоезде у Врангеля, совсем русский. После одной такой молитвы у пустой стены он спросил: «Вы что, сектант?» И стало понятно, что без иконы можно молиться, если ее нет, а вот без смирения, т.е. с осуждением, например, вот этого человека – нельзя. Но икона – святыня, святая память о Боге. Старец Серафим (Батюгов) как-то рассказывал: «Когда я еще служил у Кира и Иоанна, позвала меня одна прихожанка отслужить на дому молебен. Окончив молебен, я взял святую воду и пошел окропить комнаты и вещи. Подошел к какому-то шкафу, она открыла мне для окропления дверцы, и вдруг меня охватило необычайное волнение, точно передо мной открылась дверь во что-то святое, священное. Я кроплю, ничего не понимаю и только радостно трепещу перед чем-то. И вот – можете себе представить! – спустя много времени в этот самый шкаф была поставлена, в связи с закрытием нашего храма, большая икона святых мучеников Кира и Иоанна, и пребывала она там многие трудные годы».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/u...

Поклонная и. (см. ст. Проскинесис ). Это понятие определяет гл. обр. функцию И., но в контексте конкретных предписаний оно связывалось как с наиболее чтимым образом храма, так и с И. праздника, выставляемой для поклонения во время богослужения. Уже свт. Софроний, патриарх Иерусалимский († 638), в описании чудес мучеников Кира и Иоанна (Чудо 36) говорит о некоем человеке, видевшем в тонком сне «икону, на которой в средине был изображен красками Христос, а Матерь Христова… по левую сторону Его, по правую же Иоанн Креститель… тут же были изображены и некоторые из преславнаго лика апостолов и пророков и из сонма мучеников; в т. ч. находились и эти мученики - Кир и Иоанн», молящиеся Господу перед Его иконой коленопреклоненно, «склонив головы на помост» (Чудеса святых мучеников Кира и Иоанна//ДЧ. 1889. Ч. 2. 5. С. 28-30). Для анализа вопроса о типологии, в т. ч. поклонных И., неоднократно привлекался текст Типикона мон-ря Пантократора в К-поле, в к-ром в связи с богослужебными предписаниями ктитора-императора в храмах мон-ря четко различаются И. храмовая и поклонные: в ц. Христа Пантократора - храмовая икона Пантократора и 2 (?) поклонные; в ц. Богородицы Елеусы - чтимая икона Божией Матери Елеусы, а также ее выносная икона и 2 поклонные ( Gautier P. Le typikon du Christ Sauveur Pantokrator//REB. 1974. Vol. 32. P. 37; рус. пер.: Бельтинг. 2002. Прил. С. 572). В то же время неопределенность сюжетов указанных икон, а также упоминание их во мн. числе при наличии обозначенной функции - совершения поклонения - позволяют совр. исследователям к типологии поклонных И. относить местный, или чтимый, храмовый образ, т. е. входящий в состав И. алтарной преграды, выносной, или же И. дня, а также аналойную И., выставляемую для поклонения в связи с богослужением конкретного праздника ( Бельтинг. 2002. С. 266). Э. В. Ш. И. выносная (процессионная) как правило 2-сторонняя, участвующая в процессиях и связанная с традицией почитания именно этого образа; во время определенных богослужений (поминальные, праздничные службы).

http://pravenc.ru/text/389040.html

Второе поучение, как по надписанию, так и по содержанию своему, ясно указывает на вызвавшее его событие – перенесение мощей св. Кира и Иоанна из церкви св. Апостолов в церковь св. Евангелистов в селении Менуфис . Надписывается оно таким образом: «Его же первое поучение ( ξϒ ηοις πρτη)на св. мучеников Кира и Иоанна, здесь почивающих, – первое из двух (т. е. поучений), в которых сей Отец повествует и о честном их страдании и положении святых останков их в сем месте. Сказана эта первая речь в «Метании“ (т. е. Канове), именно в церкви св. Апостолов, 7-го Епифи», т. е. 1 числа июля. “Мы не были ленивы, говорит Кирилл, в отношении к обычной проповеди; но как сказал Спаситель, дух бодр, плоть же немощна ( Матф. 26, 44 ). Но мы веруем, что милостью Божией, по вашим молитвам, болезнь наша пройдет. Теперь же считаем необходимым объявить вам то, что решились мы сделать ради пользы, поскольку эта местность нуждалась во врачах, исцеляющих силою Божией. Посему, чтобы всем этим местам, в особенности же примыкающим (смежным ) к церкви Св. Евангелистов 116 , принести пользу (ибо жители, не имея мартирии 117 , уходили в другие страны и блуждали, будучи христианами), то мы вынуждены были отыскать мощи святых мучеников . Действительно, мы нашли и тщательно дознали, что в то время, как прияли мученичество св. Девы 118 , божественный источник которых мы имеем в храме Святого Евангелиста Марка 119 , – присутствовали в то время два человека, из которых один был монашествующий аскет, а другой воин, и ободряли сих (т. е. св. Дев ), убеждая их к подвигу и мужественной решимости подвергнуться опасности за нашего Спасителя, но вместе с ними и сами призваны были к мученичеству: выступив мужественно, свидетельствовали о Христе и положили за Него свои души. И вот останки св. мучеников оставались лежащими в одном месте 120 . Когда же невозможно было различить останков и достоверно указать, кто этот и кто тот, то вот мы, собравши обоих, перенесли их и положили в церкви Евангелистов 121 , устроив по обыкновению, как мученикам усыпальницу. Посему соберемся, если Христос сподобит, завтрашний день вместе и почтим Св. Евангелистов и блаженных мучеников, имена которых – Кир и Иоанн “.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   Оригинал полного текста патриаршего «Псифоса» не сохранился, но длинные цитаты из него были посланы самим Сергием в Рим своему коллеге Гонорию. В своем письме папе Сергий утверждает также, что Софроний удовлетворен этим текстом и «согласен не говорить больше ни об одной, ни о двух энергиях, ограничиваясь преданием и достоверными и обычными поучениями [святых Отцов]».    Это соглашение с Софронием было, видимо, затруднительным для Сергия- и, конечно, для Кира, — но оно показывает действительную заботу Сергия о богословской чистоте и изначальную умеренность Софрония. «Псифос» на самом деле является документом одновременно умеренным и новаторским. Хотя в нем отрицается моноэнергизм, он вносит новое понимание в теорию об одной воле во Христе. Не слишком вдаваясь в теорию, он предполагает, что существование «двух воль» означало бы возможность конфликта или противостояния между ними.    Кто же был этот старец Софроний, который так решительно вмешался в «экуменические» планы патриархов Константинопольского и Александрийского?    Он родился около 550г. в Дамаске, в семье, вероятно, сирийского происхождения, и примерно в 578г. стал известен как Софроний Софист, получив прозвище, указывающее на светское образование и искушенность в греческих риторических искусствах. Чувствуя влечение к палестинскому монашеству, но все еще оставаясь мирским человеком, Софроний посетил Лавру святого Феодосия близ Вифлеема, где он встретил единомышленника, ставшего его другом до самой своей смерти в 619г., Иоанна Мосха. Они вместе поехали в Египет (после 578г.), где Иоанн начал составлять свое знаменитое описание египетского и палестинского монашества, известное под названием «Луг Духовный» (λειμν, λειμωναριον, или «Новый Рай», Νος Παραδεισος, на латыни-Ргатит Spirituals). Они вместе живут интеллектуальной атмосферой Александрии, посещают Стефана Софиста, бывшего тритеиста, их принимает патриарх Евлогий. Но наибольшее влияние на обоих друзей оказывают египетские монахи, многие из которых все еще халкидониты. Вернувшись в Палестину, Софроний и сам становится монахом в Лавре святого Феодосия; затем вместе с Иоанном он снова проводит десять лет на Синайской Горе, но лишь для того, чтобы опять вернуться в Палестину в 594г. Вторая поездка обоих друзей в Египет позволяет им встретиться со святым патриархом Иоанном Милостивым. Будучи исцелен по молитве двух особо почитаемых здесь мучеников, «безмездных врачей» Кира и Иоанна, Софроний составляет книгу о совершенных ими чудесах, содержащую интересную информацию об отношениях между халкидонитами и монофизитами в Египте того времени.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

24 мая 1750 года состоялась закладка храма. Строительство каменного храма велось без поспешности,в связи с наличием деревянного храма. 15 сентября 1762 года Святителем Тихоном Задонским был освящен престол во имя Святых Мучеников и бессеребренников Кира и Иоанна, устроенный в южном приделе нижнего этажа храма. 15 августа 1763 года был освящён придел в честь Зачатия Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна на хорах (в мансардном помещении) верхней церкви. 2 сентября 1763 года освящён северный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 7 сентября того же года освящается главный алтарь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. К 1763 году деревянная церковь была разобрана, место ее алтаря было обозначено крестом в ограде. 13 сентября 1772 года был освящён главный придел верхнего храма во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Строительство колокольни закончено несколько позднее, к 1780 году. Колокольня церкви является самой высокой на Васильевском острове, ее высота 42 метра, крест имеет высоту четыре метра. В 1790-х годах ведутся работы по расширению храма. К алтарной части пристраивается открытая обходная галерея, уже вскоре переделанная в закрытую. Это делает алтарь более просторным и удобным для богослужебных целей. Прежняя фасадная стена, таким образом, оказалась внутри этой галереи; в нынешнем алтаре сохранился, бывший наружным, киот, в виде ниши. По окончании работ в 1796 году главный придел верхнего храма был переосвящен во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Продолжаются работы по благоустройству храма. Надстраиваются боковые приделы 1-го этажа. Левый – освящается во имя праздника Сретения Господня. Правый придел, – во имя Святых Кира и Иоанна, переименовывается во имя Святителя и Чудотворца Николая. Усердием надворного советника И. Шарапова устраиваются два придела в верхнем храме по обеим сторонам главного престола, южный во имя Святого Пророка Илии и северный в честь Покрова Божией Матери. Они были освящены 19 августа 1806 года митрополитом Амвросием. Храм состоял из двух церквей – нижней (теплой) и двусветной верхней (холодной); кроме того, небольшая церковь имелась в третьем ярусе. В Зачатьевском приделе храма был прекрасный, синий с золотом, резной иконостас, созданный в середине XVIII века (сейчас он находится в Троицкой церкви в Невском районе). Его красота дополнялась художественно исполненными росписями сводов и стен.

http://sobory.ru/article/?object=00716

( < < back) город в Нижнем (северном) Египте. ( < < back) кончина св. Кира и Иоанна последовала в 311 году. ( < < back) Фeoдocuй II, или Младший царствовал с 408–450 г. ( < < back) Kupuлл I был патриархом с 412–444 г. ( < < back) или Мануф находился недалеко от Канопа. — Впоследствии мощи святых Кира и Иоанна были перенесены в Рим, а оттуда в Мюнхен. ( < < back) Житие святого Никиты, епископа Новгородского Ярославич — великий князь Киевский с 1054–1068 г. ( < < back) Святославич — князь Новгородский, старший сын Великого князя Киевского Святослава, был убит финнами в 1078 году. ( < < back) (Михаил) Изяславич, сын Великого князя Киевского Изяслава, с 1078 года князь Новгородский, с 1093–1114 год князь Киевский. ( < < back) преп. Никона Печерского 23-го марта; память преп. Иоанна, так называемого Ветхопещерника, — 19-го апреля; память преп. Пимена постника — 27-го августа; память св. Исаии, епископа Ростовского, — 15-го мая; память преп. Матфея прозорливца — 5-го октября; память Исаакия затворника — 14-го февраля; память преп. Агапита — 1-го июня; память Григория чудотворца — 8-го января; память преп. Нестора Летописца — 27-го октября; память преп. Григория — 8-го августа; память Феоктиста, епископа Черниговского — 6-го августа; память преп. Онисифора прозорливца — 9-го ноября. ( < < back) ( < < back) Никита был посвящен в сан епископа Новгородского в 1096 году. ( < < back) до открытия мощей святого Никиты, епископа Новгородского, его чтили в лике святых; еще в первой половине XIII века праздновалась память его. В настоящее время нетленные мощи его открыто почивают в Софийском Новгородском соборе. ( < < back) Память святых мучеников Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия мученики Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион и Папий пострадали в Коринфе в 251 году. ( < < back) < >< back) > < >< back) > FB2 document info Document ID: lx071-45b6a7c0-4421367d8cd82abe8bb22ac7f97f81bf Document version: 1 Document creation date: 2007-01-24 Created using: VIM - VI Improved 7.0, FBV.exe software Document authors : Source URLs :

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Иоанна Крестителя, на малой Лубянке, первоначально построена была в 1397 году, а в 1689 году вновь сооружена. Приделы: Апостола Иоанна Богослова Николая Чудотворца. Иоанна Крестителя, в Кречетниках, на Новинском валу, построена в 1754 году. Приделы: Священномученика Антипы; Мученика Иоанна Воина. Иоанна Крестителя, Переяславской Ямской слободе, у Крестовской заставы, построена в 1712 году деревянная, а в 1785 году каменная. Главный храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Приделы: Усекновения Главы Иоанна Предтечи Святого Николая Чудотворца. В семь храме местночтимая икона Знамения Божией Матери. Иоанна Богослова, под Вязом, когда построена неизвестно, а вновь перестроена в 1873 году. Приделы: Покрова Пресвятой Богородицы; Святого Николая Чудотворца; Митрофания Воронежского ; Евангелиста Луки. Иоанна Богослова, на Бронной, построена в 1665 году, Приделы: Николая Чудотворца; Митрофана Воронежского. В сем храме Чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Иоанна Воина, на старых убогих домах, близ Самотёки, построена около 1693 года. Главный храм в честь Воздвижения Честнаго Креста. Приделы: Мученика Иоанна Воина; Николая Чудотворца. В древности здесь был Крестовоздвиженский Божедомский мужской монастырь, при коем находился убогий дом для погребения бедных и странных, когда упразднён, неизвестно. Иоанна Воина, на Якиманской улице, построена в 1712 году. Приделы: Мучеников Гурия, Самона и Авива; Димитрия Ростовского . В сем храме местночтимая икона Гурия, Самона и Авива. Казанской иконы Божией Матери, в Старом Сущёве, построена в 1682 году. Приделы: Рождества Иоанна Предтечи; Николая Чудотворца. Казанской иконы Божией Матери, у Калужских ворот; первоначально построена в 1695 г. В 1855 году вновь перестроена, а в настоящее время вновь перестраивается в более великолепном виде. Приделы: Воздвижения Честнаго Креста; Николая Чудотворца. В сем храме особо чтимая икона Божией Матери Казанская. Казанской иконы Божией Матери, В Военной начальной школе в Красных Казармах. Кира и Иоанна, на Солянке, перестроена в 1765 году. Придел в честь Живоначальной Троицы. При церкви в настоящее время Сербское подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010