Посему, спустя немного дней, мученики явились опять спящему Софронию, исполняя данное обещание. Видение совершилось ясно так: повествующий теперь спал и видел себя входящим в молельню одного дома; в сенях он встретился с выходящим апостолом и мучеником Фомою, и узнав святого по одежде и виду и по всему, быстро обнял его и стал просить об исцелении, ибо в Дамаске он являет многия силы и частые славные знамения: он в немного дней возстановил и брата Софрониева, одержимого великою болезнию и страдавшего шесть месяцев; потому Апостол весьма чтится дамаскинцами, приемлющими от него исцеления и пожинающими его дарования. Софроний, нашедши его и имея к нему веру и безмерную любовь, молил о глазах. Неизвестно, был ли это мученик Кир, преобразившийся в Апостола, зная любовь к нему, или лучше сам Апостол вместе с мучеником и другим мученическим собранием, ибо за ним следовало множество монахов и других святых в светлых одеждах. Мученик, вместе ученик и апостол, протянув правую руку и касаясь указательным перстом век левого глаза, трижды осенил его крестом Христовым и сказал пишущему сие: «отпусти меня»; а он просил его перекрестить и правый глаз. Святый сказал: «он ничего худого не имеет»; и, отпущенный из объятий держащего, он положил конец видению. После описанного сновидения, он (Софроний) чувствовал и радость, и великую печаль, радость, потому что удостоился посещения святых, печаль же, потому что отпустил святого, когда он еще не осенил другого глаза. И в этой печали он опять сейчас заснул и вот видит Иоанна, собеседника Кирова, который явился в виде Иоанна ритора, достойнопочтенного саном епарха, и спрашивал о помощи святых. Он (Софроний) разсказал о посещении и как он скорбит о правом глазе, который не принял печати спасительного знамения и не получил совершенного исцеления. Мученик же довольно успокоивал его, говоря, что глаза уже не страдают, ни запечатленный знамением, ни оставленный без печати, «так как и святый тебе сказал, что не болит тот глаз, за который ты боялся».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Всё это, вместе взятое, во всей своей оригинальности, очень соответствует своеобразному колориту абиссинского богослужения, вообще, с пестротой его одежд, разноцветными зонтами, составляющими неотъемлемую часть их религиозных процессий, круглыми храмами с концентрическими алтарями, посохами у монахов, музыкальными инструментами и религиозными ритмическими движениями, назвать которые надо не плясками, а хороводами. Всё это, равно как и глубокое бытовое благочестие, напряженная молитвенная жизнь, унаследованная от времен свв. Антония и Павла, традиция монашеской древности, аскетические упражнения, неведомые или забытые нами, говорят о живой религиозности этого народа. Царский двор их по стилю и быту можно назвать провинциальной маленькой Византией, настолько весь его уклад пронизан молитвой и церковностью. Монастыри их – живые наследники аскетизма и созерцательной жизни классических времен пустынножительства. Это не засохшая ветвь природной маслины, хоть и надломившаяся, но не оторвавшаяся и не одичавшая. Она ждет быть привитой к мистическому телу Вселенской Церкви. Как уже указывалось, в числе святых, поминаемых в этих ходатайственных молитвах после Пресв. Богородицы, поминаются наряду с вселенскими святыми и свои поместные угодники и нередко ересиархи монофизитства. Особенно подробно это совершается у эфиопов в их «апостольской» литургии: «... Молитвами и ходатайством, которые совершает о нас Владычица всех, святая и чистая Мария, Матерь Божия, и молитвами великих светил Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, и четырех бестелесных живых существ, и двадцати четырех старцев небесных, св. Иоанна Крестителя, Отцов наших патриархов, апостолов, семидесяти двух учеников и трех отроков, св. архидиакона Стефана, св. Георгия, св. Феодора, св. Меркурия, св. Мины, св. Филофея, св. Василида, св. отца Ноба и всех мучеников Господних, так же великого и св. отца нашего аввы Антония и свв. отцов наших трех Макариев, и отца нашего аввы Вихоя, и аввы Иоанна, аввы Кира, и отца нашего аввы Варсомы, отца нашего аввы Саламы, Иоанна Кемы и преподобного отца нашего Павла, и святых отцов греческих Максима, Димитрия, св. отца Моисея и сорока мучеников, и отца нашего Текла-Хайманота, и отца нашего, досточтимого патриарха НН, и царя нашего Клавдия...»

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Кроме этого фольклорного оттенка, они небезынтересны и с точки зрения чисто литургико-богословской. Молитвы эти в александрийском типе особенно растянуты и подробны; они напоминают по своей длине те же молитвы в Иерусалимских литургиях СА VIII и апостола Иакова и в Византийской святого Василия Великого. Все это вместе взятое во всей своей оригинальности очень соответствует своеобразному колориту абиссинского богослужения вообще с пестротой его одежд, разноцветными зонтами, составляющими неотъемлемую часть их религиозных процессий, круглыми храмами с концентрическими алтарями, посохами у монахов, музыкальными инструментами и религиозными ритмическими движениями, назвать которые надо не плясками, а хороводами. Все это, равно как и глубокое бытовое благочестие, напряженная молитвенная жизнь, унаследованная от времен святых Антония и Павла традиция монашеской древности, аскетические упражнения, неведомые или забытые нами, говорят о живой религиозности этого народа. Царский двор их по стилю и быту можно назвать провинциальной маленькой Византией, настолько весь его уклад пронизан молитвой и церковностью. Монастыри их — живые наследники аскетизма и созерцательной жизни классических времен пустынножительства. Это незасохшая ветвь природной маслины, хоть и надломившаяся, но не оторвавшаяся и не одичавшая. Она ждет быть привитой к мистическому телу Вселенской Церкви. Как уже указывалось, в числе святых, поминаемых в этих ходатайственных молитвах после Пресвятой Богородицы, поминаются наряду с вселенскими святыми и свои поместные угодники и нередко ересиархи монофизитства. Особенно подробно это совершается у эфиопов в их " апостольской " литургии: " ... Молитвами и ходатайством, которые совершает о нас Владычица всех, святая и чистая Мария, Матерь Божия, и молитвами великих светил Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, и четырех безтелесных живых существ, и двадцати четырех старцев небесных, святого Иоанна Крестителя, Отцев наших патриархов, апостолов, семидесяти двух учеников и трех отроков, святого архидиакона Стефана, святого Георгия, святого Феодора, святого Меркурия, святого Мины, святого Филофея, святого Василида, святого отца Ноба и всех мучеников Господних, также великаго и святого отца нашего аввы Антония и святых отцев наших трех Макариев, и отца нашего аввы Вихоя, и аввы Иоанна, аввы Кира, и отца нашего аввы Варсомы, отца нашего аввы Саламы, Иоанна Кемы и преподобнаго отца нашего Павла, и святых отцев греческих Максима, Димитрия, святого отца Моисея и сорока мучеников, и отца нашего Текла-Хайманота, и отца нашего досточтимаго патриарха НН, и царя нашего Клавдия... "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

— Над ними устроена в 1842 году серебряная гробница, прекрасной работы: рельефы, изображающие некоторые события из жизни Преподобного, исполнены весьма отчетливо. — В ней серебра четыре пуда 28 фунтов 84 пробы. 2. Небольшая серебряная ваза, с серебряной же крышкой конической формы; внутри ее бархатная подушечка, шитая шелковыми цветами; сюда вставлен небольшой стеклянный ковчежец также с подушечкой, на поверхности которой сохраняется малая часть Ризы Божией Матери, прикрытая куском толстого хрусталя, который уже не снимается. Чрез него можно усмотреть, что частица Ризы имеет форму неправильной звезды, тканая из шерсти черного цвета. На наружной стороне вазы вырезаны две надписи: одна около верхнего края «Часть честный Ризы Пречистыя Девы Богородицы», а ниже год 17(13/VI)96», то есть 1796 года, 13 июня; вторая надпись на подножии вазы — «Подаяние во святую Коневскую обитель от майора Петра Иванова с. Челищева». 3. Ветхий деревянный крест длиною 8 вершков в серебряной, вызолоченной оправе, на лицевой стороне Распятие Господне рельефной работы, на другой стороне надпись: «Мощи начальника Арсения и Иоанна игумена». 4. Крест со святыми мощами, длиной 7 вершков, весь в серебряной оправе; на оборотной стороне вырезаны надписи: «Мощи Князей Ярослава, Василия, Константина»; «Мощи Нестора некнижнаго»; «Мощи 14000 тысяч младенцев избиенных», «Мощи Лазаря и святого Великомученика Пантелеймона»; «Мощи Преподобных отец в обители святаго Саввы избиенных»; «Камение от места, где был Господень Крест водружен». 5. Деревянный крест, находящийся в часовне близ монастырского скита, высотою 5 аршин; на оконечности с лицевой стороны означен 1740 год. — Он весь изгрызен: болящие зубами откусывают от него маленькие частицы, держат их во рту и получают исцеление от зубной боли. — Обычай этот существует с незапамятных времен; он может иметь основание в сказании летописца в явлении на этом месте Божией Матери старцу Иоакиму, во второе путешествие Преподобного Арсения на Афонскую гору. 6. В четырех напрестольных серебряных крестах и в особом ковчеге, поставленном при гробнице Преподобного Арсения, сохраняются малые частицы от святых мощей: святого Иоанна Предтечи, святого Равноапостольного Константина; Иоанна, Игумена Коневского (поставленного самим Преподобным Арсением); Антония Римлянина, Безсребренника Кира, мучеников Кирика и Улиты, мученика Меркурия, Апостола Андрея Первозванного; Князя Феодора, брата Александра Невского, Равноапостольного Князя Владимира, мученика Арефы, младенцев от Ирода избиенных, Саввы Стратилата и других.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

21 . Константина и Елены. 25 . Третье обретение главы Предтечи. Июнь (листы 169 – 176). 8 . Мученика Феодора Стратилата. 11 . Апостолов Варфоломея и Варнавы. 18 (?). Преподобного Епуфрия (sic). 19 . Апостола Иуды. 24 . Навечерие рождества Иоанна Предтечи. 28 . Мучеников Кира и Иоанна и предпразднство святых апостол. 29 . Апостолов Петра и Павла. 30 . Собор 12-ти апостолов. Июль (листы 176 – 183). 1 . Козмы и Дамиана. 2 . Положение ризы Богородицы во Влахерне. 5 . Евстафия, епископа Антиохийского. 8 . Великомученика Прокопия. 11 . Мученицы Евфимии. В неделю по памяти Евфимии память Халкидонского собора. 15 . Мучеников. Кирика и Улиты. 20 . Пророка Илии. 22 . Марии Магдалины. 24 . «Святою мученику новоявленою Бориса и Глеба» (л. 181 оборот начало. Написаны только имена, а для службы, которая не написана, оставлена порожняя страница. 25 . Успение св. Анны, матери Богородицы. 27 . Великомученика Пантелеимона. Август (листы 183 – 196). 1 . Святых Маккавей. 2 . Пренесение мощей первомученика Стефана. 5 . Предпразднство Преображения. 6 . Преображение. 8 . Мученика Дометия. 9 . Попразднство Преображения. 11 . Предпразднство Успения. 15 . Успение. 16–18. Попразднство Успения. 24 . Пренесение мощей апостола Варфоломея и святого Евтихия. 26 . Мучеников Адриана и Наталии. 27 . Преподобного Пимена. 28 . Преподобного Моисея Мурина. 29 . Усекновение Иоанна Предтечи. 30 . Положение пояса Богородицы в Халкопратии. 4. Запись устава Студийского монастыря, сделанная в самом монастыре ( см. выше абзац до сноски 732 и далее ,– у Миня в Патрологии t. 99, р. 1704). «Устав порядков Студийского монастыря 1514 . 1 . Многие и различные утвердились в честных монастырях от древних времён предания, и одни из них (монастырей) управляются и ведутся в царство небесное одними уставами, другие – другими. Одно из всех (преданий) есть и предание, содержимое нами, которое мы приняли от великого отца нашего и исповедника Феодора, и не одни мы, но и многие из лучших монастырей избрали (и содержат) его, как совершеннейшее, устраняющее и излишества и недостатки. Посему и мы ныне, повинуясь отеческим приказаниям, преклонили себя к послушанию 1515 , чтобы предать его письменам, в непреходящую память будущим родам. Да подаст же нам Бог, молитвами нашего пастыря, потребную силу к сложению слова, чтобы изложить здраво полезные и спасительные богоносного отца нашего заповеди, во славу Отца и Сына и Св. Духа и в сохранение и спасение тех, которые с верой принимают на себя соблюдать их. Итак, с Богом да будет сие началом сложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Особенно подробно это совершается у эфиопов в их «апостольской» литургии: «… Молитвами и ходатайством, которые совершает о нас Владычица всех, святая и чистая Мария, Матерь Божия, и молитвами великих светил Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, и четырех безтелесных живых существ, и двадцати четырех старцев небесных, святого Иоанна Крестителя, Отцев наших патриархов, апостолов, семидесяти двух учеников и трех отроков, святого архидиакона Стефана, святого Георгия, святого Феодора, святого Меркурия, святого Мины, святого Филофея, святого Василида, святого отца Ноба и всех мучеников Господних, также великаго и святого отца нашего аввы Антония и святых отцев наших трех Макариев, и отца нашего аввы Вихоя, и аввы Иоанна, аввы Кира, и отца нашего аввы Варсомы, отца нашего аввы Саламы, Иоанна Кемы и преподобнаго отца нашего Павла, и святых отцев греческих Максима, Димитрия, святого отца Моисея и сорока мучеников, и отца нашего Текла-Хайманота, и отца нашего досточтимаго патриарха НН, и царя нашего Клавдия…». Земная иерархия поминается, начиная с самого «святейшаго и блаженнейшаго папы», Александрийского патриарха НН (литургия апостола Марка), или же «патриарха нашего, почтеннаго Абуны НН» (коптская литургия святого Кирилла). Затем совершается поминовение «православных епископов, где бы они ни были, священников, диаконов, иподиаконов, чтецов, певцов, заклинателей, монахов, девственниц, вдовиц, сирот, преданных воздержанию, и мирян, соединенных супружеством, и тех, которые воспитывают детей, тех, которые сказали нам: помяните нас, и которые не сказали, которых мы знаем и не знаем, врагов, друзей»… (литургия Кирилла). В той же литургии святого Кирилла молятся «о безопасности даннаго места, и всех мест православных отцев наших, пустынников и отшельников (hermita et anachoreta…)». Вероятно, эта молитва и составлена была в монастырской среде, и написана применительно к таковой. Все нужды людей также находят свое отражение в этих молитвах. Вот пример: «…Больных из народа Твоего, Господи, призрев милостию и щедротами, исцели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

27. Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (438) Тропарь, глас 8 Воссиявшая как светоч огненный уст твоих благодать/вселенную просветила;/нестяжания сокровище для мира ты собрал,/высоту смиренномудрия нам показал./Но, словами твоими нас наставляя,/отче Иоанн Златоустый,/моли Слово, Христа Бога, о спасении душ наших. Кондак, глас 1 Возвеселилась таинственно святая Церковь/возвращению священных твоих мощей,/и, сокрыв их как золото многоценное,/воспевающим тебя непрестанно подает/исцелений благодать по твоим ходатайствам,/Иоанн Златоуст. 29. Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца (107) Тропарь, глас 4 И нравам Апостольским сопричастником/и престола их наследником став,/делами ты, богодухновенный,/восхождения к созерцанию достиг;/потому слово истины право возвещая,/ты за веру пострадал до крови,/священномученик Игнатий,/ходатайствуй пред Христом Богом/о спасении душ наших. Кондак, глас 4 От востока сегодня воссиявший/и все творение озаривший своими учениями,/мученичеством украсился/Богоносный и Божественный Игнатий. 30. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова И Иоанна Златоуста Тропарь, глас 4 Апостолам единомысленные/и вселенские учители,/Владыку всего молите/мир вселенной даровать/и душам нашим великую милость. Кондак, глас 2 Священных и богогласных проповедников,/высших из учителей, Господи,/Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой;/ибо труды и подвиг их/признал Ты высшими всякой жертвы,/Один, Прославляющий святых Твоих. 31. Мучеников бессребреников Кира и Иоанна и с ними мучениц Афанасии и дочерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии (311) Тропарь, глас 5 Чудеса святых Твоих мучеников/как стену неприступную Ты даровал нам Христе Боже;/по молитвам их замыслы язычников расстрой,/могущество христиан укрепи,/как Один Благой и Человеколюбец. Кондак, глас 3 От Божественной благодати дар чудес приняв, святые,/вы чудодействуете непрестанно,/все наши страсти отсекая врачеванием невидимым,/Кир Богомудрый с Иоанном славным:/ибо вы – Божественные врачи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Во главе его возлежал мученик Феодор, ибо и он был весьма чтим страждущим; подле него возлежал дивный Кир, имея по правую сторону брата Иоанна и находясь в средине между двумя подвижниками благочестия; они были не в иных одеждах и виде, а в таких, в каких изображаются. С ними возлежало и все собрание больных братий, и всем служил Софроний. Иоанн же, учитель его в соседней келлии приготовлял яства. Когда обед кончился и три святые встали, Феодор сказал Софронию: «иди, позови своего учителя, чтобы святый Кир отдал ему, что должен». Побежав, он исполнил приказание. Мученик Феодор сказал пришедшему Иоанну (это было имя учителя): «что тебе должен св. Кир, чтобы отдать сейчас долг?» Он же, падши на лице, сказал, что мученик нисколько ему не должен. Мученик Феодор сказал: «говори же», и опять отец дал первый ответ и когда он сделал то много раз и увидел, что святый не отстает, но принуждает сказать все, он сказал: «ничего он мне не должен; но заклинаю, и прошу, и от всей души умоляю мученика придти в смиреную келлию нашу и нас там посещать чаще, и благословить здоровых и одержимых болезнями исцелить». Услышав это, Кир тотчас отвечал: «непременно иду, непременно иду, непременно иду!» троекратным речением уверяя в своем пришествии, что и действительно исполнил и исполняет, многократно приходя. Иоанн учитель утешился этими словами, получив клятвенное обещание касательно просимого. Ученик же его Софроний, видя святых дателей веселыми и потому еще остающимися при столе, по окончании обеда подошедши к мученику Феодору, падши на землю и приклонив колена и голову, просил его ходатайства пред св. Киром. Феодор Стратилат, принявши просьбу, обратился с ходатайством к Киру, говоря: «ради Господа помолись и за этого раба твоего». Он же отвечал: «да!» и приказав встать лежащему, трижды осенил его знамением креста, творя кресты на малом пространстве воздуха указательным пальцем правой руки, и при каждом знаменовании говорил: «благословен Господь!» Это были знаки обетования скорого исцеления, а не самого еще уврачевания; поэтому и перст мученика был близок, но еще не касался очей страждущего; и произносимое: «благословен Господь», означало близкое и последующее выздоровление.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Игнатия Богоносца; Антипы и Харалампия; св. влм. Феодора Стратилата; части мощей свв.мучеников: Никиты; Нестора; Варлаама; Кирика; бессребренников Космы и Дамиана; Кира и Иоанна и Иоанна; Климента и Ферапонта; Петра и Афанасия; св. Авксентия; прп. Феодосия Великого;                                      св. влм. Иоакова Персиянина и Меркурия; свт. Евтихия; св. апостола и евангелиста Матфея; Патриарха Цареградского; свяшенномученика Ферапонта; св. влм. Пантелеимона; св. муч. Трифона; Патриархов Адександрийских.     ДОХИАР:   частицы мощей многих святых, в том числе, равноап. Марии Мандалины; Дионисия Ареопагита.       КАРАКАЛ:   части Животворящего Древа Креста  Господня; частицы мощей св. апостола Варфоломея; влм.Меркурия; свт. Иоанна Милостивого;  св.Иоанна Предтечи; священномученика Харалампия; мученика Ореста и равноапостольного Аверкия -  епископа        Иера- польского.       МОНАСТЫРЬ СВ. ФИЛОФЕЯ:   частицы Животворящего Древа  Креста Господня; части правой руки святителя Иоанна Златоуста.   СИМОНОПЕТР:   частица Животворящего Древа Креста Господня; часть левой руки равноапостольной Марии Магдалины; части рук мц. Евдокии и вмц.Варвары и др.       МОНАСТЫРЬ СВ. ПАВЛА   дары волхвов ( 28 золотых пластинок  различной формы размером  5 на 7 см; ладан и смирна в виде 70 – ти шариков ).     СТАВРОНИКИТА:   часть Животворящего Древа Креста Господня; частицы мощей святых: святителей Василия Великого; Иоанна Златоуста; Григория   Богослова; архидиакона Стефана; Амвросия Медиоланского; Сорока мучеников Севастийских, влм. Феодора Старилата.     КСЕНОФОНТ:   глава мч. Трифона; кровь влм. Димитрия Солунского в частице одежд его.       МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ:   части правой и левой ноги и правой руки преподобной мученицы Анастасии Римляныни; ребра священномученика Харалампия; глава св. мч. Кирика; глава св.мученицы Фотинии Самарынянини; глава св. Григория Назианзина – отца свт. Григория Богослова; часть мощей мц.Иулитты -  матери мч. Кирика; части правых рук свв. бессребреников Космы и Дамиана;

http://isihazm.ru/1/?id=1818

    Март. 6 свв. мучч. 42. 9 свв. мучч. 40. 25 Благовещение Пресвятой Богородицы.     Апрель. 1 пр. Марии египетской. 23 св. великомуч. Георгия. 25 св. ап. и св. Марка. 30 св. ап. Иакова, брата Иоанна Богослова.     Май. 2 пр. отца нашего Афанасия. 5 св. муч. Ирины. 9 св. прор. Исаии. 20 св. муч. Фалелея. 21 свв. Константина и Елены. 25 третие обретение главы Иоанна Предтечи.     Июнь. 2 св. отца нашего Никифора Константина града. 8 св. муч. Феодора стратилата. 11 св. ап. Варфоломея. 24 Рождество Иоанна Предтечи. 28 свв. мучч. Кира и Иоанна. 29 святою верховною апостолу Петра и Павла.     Июль. 1 святою безмезднику Босмы и Дамиана. 2 Положение ризы Богоматери. 8 св. великомуч. Прокопия. 11 св. муч. Евфимии. 15 свв. мучч. Кирика и Иулитты. 16 свв. отец 630. 17 св. муч. Марины. 20 св. прор. Илии. 24 свв. Бориса и Глеба. 25 Успение св. Анны. 27 св. великомуч. Пантелеимона.     Август. 1 свв. Маккавей. 2 пренесение мощей св. первомуч. Стефана. 6 Преображение Господа нашего Иисуса Христа. 15 Преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 18 святою мученику Флора и Лавра. 25 пренесение мощей св. ап Варфоломея. 26 свв. мучч. Андриана и Наталии. 29 Усекновение св. Иоанна Предтечи. 31 положение честного пояса Пресвятой Богородицы, иже в Халкопратии. Всего 105 памятей. Приложение 10. Месяцесловы при уставах. Студийские уставы     Вверху основанием положены уставы студийские: XII века и 1198 года, написанный черноризцем Иоанном (синод. библ. 333), с означением разностей, которые находятся в студ. уставах синод. библ. 905 XV в. и типограф. библиотеки XIV в. 1236, который кончается 17 мая. Курсив означает, что эта память есть в древнейшем студ. уставе XII в. синод. 330, в котором показаны памяти не на все дни. Внизу показаны разности иерус. устава: основанием служит месяцеслов иерусал. греч. устава 1298 года синод. 456, показаны разности и древнейших, переведенных с иерусалимского, славянских уставов. Опущенные дни внизу показывают, что оба устава студ. и иерусалим. согласны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010