31. Вторник. Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Кира и Иоанна. Свт. Никиты, еп. Новгородского. Служба свв. бессребреников Кира и Иоанна шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения славословной службы свт. Никиты, еп. Новгородского, в соединении со службой Октоиха (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры бессребреников, глас 1-й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – бессребреников, глас 8-й: «Двоица мучеников...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, вселенныя похвало...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава» – бессребреников, глас 2-й: «Приидите, верных сословие...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Непроходимая врата...». По Трисвятом – тропарь бессребреников, глас 5-й . «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Скорый Твой покров...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь бессребреников, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Скорый Твой покров...». Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и бессребреников на 6. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален бессребреников, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос бессребреников, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен бессребреников, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава» – бессребреников, глас 4-й: «Достохвальными песньми...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «От всех бед...». По Трисвятом – тропарь бессребреников, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мати Божия...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-13/

Скажем имя, город, отечество, обитель любомудрия, откуда мы произошли, и где волею Божию поставлены и потом о болезни глаз и о божественном посещении святых, как мы поступали и с предшествовавшими, не только ничего не прибавляя, но еще сокращая действительно бывшее. Имя писавшему сие Софроний, город – митрополия Дамаск, отечество – Финикия не приморская, а соседняя горе Ливану, которой Дамаск есть древняя митрополия, монастырь – тот, который основал в пустыне святого града Христа Бога нашего священный Феодосий, превосходивший в добродетели всех палестинских монахов, бывших не только до него, но и после его 17 . Софроний, прибыв в Александрию по причине, которой нет нужды объявлять на бумаге, заболел обоими глазами. Он имел болезнь не впродолжение немалых дней, но мучился ею впродолжение немалых месяцев и, не снося бездны страданий, ибо имел тяжкую болезнь, показывался лучшим врачам, особенно же тем, которые казались превосходнее других и по слову, и по виду. Они часто выводили больного на открытый воздух, разсматривали зрачки его против солнечных лучей и первоначально сказали, что причина болезни есть перемена воздуха, ибо Софроний подвергся ей тотчас после прибытия; но так как болезнь продолжалась, то она у них превратилась в сухость глаз, и причиною объявлен не чужой воздух, а худосочие и потому они предписывали поправление тела, ибо они так лечат подвергающихся такой болезни. Но когда и чрез это нисколько не могли помочь, хотя больной согласен был на все по необходимости, тогда стали приписывать болезнь неисцельному приливу и неестественному расширению зрачков; оставив иноземный воздух и худосочие, одни стали называть болезнь так, а другие иначе; сперва друг с другом соглашались, но спорили в перемене имен; наконец стали противоречить и себе самим и друг другу, соглашаясь только в одном, что эта болезнь неизлечима. Увидев это, Софроний и что нет надежды на помощь человеческую, узнал ясно, что врачи не воскресят, как пророчествовал о них великий Исаия (26, 14); но всегда веруя в дарования Кира и Иоанна и слыша, какия чудеса совершают они в безчисленных болезнях, приходит к ним с верою, приходящие с которою получают от них чего желают, так как они с избытком вознаграждают добром за веру к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

В числе первых действий св. Кирилла по вступлении на архиепископский престол в Александрии было, как мы уже знаем, перенфсение мощей св. мучеников Кира и Иоанна в селение Менуфис . Время фтого события с уверенностью можно отнести к первым годам епископства Кирилла, т. е. к 412 – 414 г. Если же так, то к атому же времени относятся и три краткие поучения по поводу перенфсения мощей означенных мучеников, помещённые в Curs. compl. под номером 18-м (все три) с таким надписанием: oratiunculae tres in translatione religuiarum ss. martyrum Cyri et Ioannis. Собственно о перенесении мощей говорят только два последние поучения, которые, как видно из содержания их и надписания, произнесены были в два стоящие рядом дня (1-го и 2-го июля) одно в Канове, а другое в селении Менуфис . Первое же поучение только своим надписанием ( περ τν ϒ ων μαρτυρων К ρου χα ωννου) говорит о названных мучениках, но когда оно было произнесено, об этом нет никаких других указаний. Можно однако предположить, что первое поучение сказано было ранее двух остальных, именно, когда мощи святых мучеников еще только несены были в Менуфис, т. е. во время остановки в Тавенской обители в Канове. Но так как и два последние поучения падают на первые годы святительства Кирилла, то и первое поучение относится или к тому же самому времени (только 4-мя днями ранее тех ) или к еще более раннему (за год пред 2– м и 3-м поучением ). Полное надписание первого из рассматриваемых поучений таково: «Блаженного Кирилла речь к Тавенским монахам – в Канове, называемой «Метания» (покаяние), на святых мучеников Кира и Иоанна, 2, Епифи “, т . е. 26 июня 115 . «Мужество и терпение, так начинает это поучение Кирилл, это – прекрасная и светозарная двоица добродетелей, в особенности благоприличная святым, к которым блаженный Давид взывает: «мужайтесь, и да крепится сердце ваше, все уповающие на Господа» ( Пс. 30, 25 ), а ученик Спасителя: «терпение имате на потребу, да волю Божию сотворше, приимете обетование” ( Евр. 10, 36 ). Итак должны мы, как явившиеся в начале благими, стремиться к такому концу, чтобы унаследовать Царство небесное во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки. Аминь“. – pag. 1100 – 1101.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Это были, большей частью, упраздненные идольские капища. И вот св. Кирилл предпринимает разумные меры к разрушению суеверных представлений о подобных местах. Одно из таких пристанищ суеверия было недалеко от Александрии, в 14 стадиях от неё, в селении Менуфис. Здесь было заброшенное идольское капище, в котором, по суеверным рассказам народа, собирались нечистые духи. 589 Поэтому здесь нашли себе удобное место для жительства разные сновидцы и снотолкователи. К ним с разных сторон собирались суеверные люди и закоренелые язычники за предсказаниями, советами и помощью в болезнях, что и получали от имени богини Менуфис, имя которой носило и самое селение. Был здесь даже особый жрец Кассиан. Для борьбы с этим злом еще Феофил построил в этом селении храм в честь евангелистов, но суеверия и мнимые предсказания не прекратились. Поэтому св. Кирилл после усердной молитвы, по особому внушению Божию 590 , прибегает к новому средству: он переносит в построенный Феофилом храм евангелистов мощи св. мучеников Кира и Иоанна, пострадавших при Диоклитиане вместе с девицами Феоктистой, Феодотой и Евдоксией и матерью их – Афанасией. 591 Отрывки трех проповедей из произнесенных при этом св. Кириллом сохранились и до нашего времени. 592 И вот, по надписаниям и по содержанию этих проповедей можно восстановить картину этого выдающегося религиозного торжества, устроенного св. Кириллом. Перенесение мощей продолжалось целую неделю, так как первая из проповедей, произнесенных при этом св. Кириллом, надписана 2 Епифи, т. е. 26 июня, а последняя – 8 Епифи, т е. 2 июля. 593 Мощи взяты были, по всей вероятности, в Александрии, так как в одной из проповедей св. Кирилл говорит, что Кир и Иоанн ободряли при страданиях святых дев и „вместе с ними“ сами пострадали, а так как св. мученицы пострадали в Александрии и мощи их при Кирилле лежали в церкви св. Марка, то, очевидно, и Кир с Иоанном, пострадавши в Александрии, там же пребывали и мощами своими. Правда, иные исследователи затрудняются указать место упокоения Кира и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Параскевы Пятницы и святых Кира и Иоанна, при этом 2 последних храма находились в непосредственной близости друг к другу. Строительство ц. святых Кира и Иоанна скорее всего не было связано с нуждами владельцев дворов этой части Белого города, поскольку «избыточность» храмов на сравнительно небольшой территории стала ощущаться уже в сер. XVII в. Посвящение храмового престола святым Киру и Иоанну, к-рые почитались как безмездные врачи и целители, было достаточно редким для М.; возможно, храм поставили по обету, в благодарение, напр. за исцеление во время мора. Это посвящение могло также быть связано с находившейся неподалеку богадельней на Кулишках. Ее устройство относится к началу царствования Бориса Годунова, когда в 1599/1600 г. были «взяты изо Пскова к Москве из богадельны три старицы миряне устраивати богадельны по псковскому благочинию. И на Москве поставлены три богадельны: у Моисея пророка на Тверской улице богадельня, а в ней нищие миряне; да богадельна против Пушечново двора, а в ней инокини; да богадельна на Кулишках, а в ней нищие, женский пол» (Пискаревский летописец//ПСРЛ. Т. 34. С. 202). Иные места для строительства обетных храмов избирал вел. кн. Иоанн III. В 1471 г. военный поход на Вел. Новгород закончился битвой 14 июля на р. Шелони, положившей конец новгородскому суверенитету. В этот день чтится память ап. Акилы, церковь во имя этого святого и была возведена у боковых стен великокняжеской усыпальницы - Архангельского собора. В XVI в. традиции обетного строительства, связанного с воинскими победами, с возвращением под скипетр вел. князя его «отчины и дедины», реализуются за пределами Кремля, на берегу рва, защищавшего его с востока, со стороны посада. Эта зона, «на рву», стала впоследствии «меморативной». В 1514 г., после взятия Смоленска, здесь по повелению Василия III поставили обетный храм «святаго Спаса, происхождение честнаго креста Господня, и святых мученик Маковеи по плоти и учителя их Елеозара и матери их Соломонии, от реки поставлена на рве» (Владимирский летописец//ПСРЛ.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Наиболее известными святыми бессребрениками являются братья Косма и Дамиан Ассийские (память 1 ноября ст. ст.), жившие в Малой Азии не позднее IV века. Об их нестяжательности свидетельствует такой случай. Исцеленная святыми братьями женщина тайком уговорила Дамиана, заклиная его Богом, взять в награду три яйца во имя Святой Троицы. Святой Косма, узнав об этом, завещал не погребать его вместе с Дамианом. Но когда оба брата почили в мире, Бог чудесным образом известил похоронить их вместе, потому что Дамиан взял дар не как награду, но ради имени Божия. Церковь почитает еще две пары святых братьев бессребреников с такими же именами: Косму и Дамиана Римских (память 1 июля ст. ст.) и Косму и Дамиана Аравийских (Киликийских) (память 17 октября ст. ст.). Косма и Дамиан Римские жили в III веке. Они прославлены как мученики, хотя их кончина была кончиной страстотерпцев. Святые братья исповедали верность Христу во время гонений при допросе у имп. Карина (283–285), были отпущены с честью после исцеления императора от внезапной болезни и вскоре убиты из зависти своим учителем – врачом (он позвал их в горы собирать лечебные травы и побил камнями сначала одного, потом другого). О Косме и Дамиане Аравийских известно совсем немного: что они родом из Аравии, что были искусными врачами, но исцеляли не столько своим умением, сколько силою Христовой и прославились всюду своим учением и чудесами. Братья были казнены за исповедание христианства в конце III века при Диоклетиане и Максимиане и прославлены Церковью как мученики и безмездные врачи. Еще одна пара святых врачей – бессребреников – это Кир и Иоанн (память 31 января ст. ст.). Святой Кир был знаменитым врачом в Александрии. Во время гонения Диоклитиана (284–305) он удалился в Аравийскую пустыню, где принял иночество, и продолжал там лечить людей своей молитвой. Воин Иоанн , услышав о святом Кире, пришел в Аравию и стал его верным последователем. В Египте, в городе Канопе, была схвачена христианка Афанасия с тремя юными дочерьми 15 лет, 13 лет и 11 лет. Святые Кир и Иоанн, опасаясь, как бы страх перед мучениями не заставил их отречься от Христа, посетили исповедниц в темнице, чтобы укрепить их перед предстоявшим подвигом. Правитель города схватил святых Кира и Иоанна и предал их пыткам на глазах Афанасии и ее дочерей. Исповедницы так же стойко перенесли все мучения и были обезглавлены. Вслед за ними на том же месте казнили святых бессребреников Кира и Иоанна †311).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 11 июля 2012 г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 506 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Святой Софроний Иерусалимский (память 11 марта), исцеленный там святыми бессребрениками от болезни глаз, собрал и записал много историй об этих чудесах (см.: PG. 87. 3379–3676). Паломничество к этой почитаемой святыне не прекратилось и после взятия Александрии арабами (641); о ней есть упоминания еще и в IX в. Однако впоследствии мощи святых были перенесены (целиком или по частям) сначала в Константинополь, а потом в Рим. скрыть способы оплаты Комментарии Андрей 11 июля 2021, 15:15 Святые бессребреники Кир и Иоанн, молите Бога о нас! М 11 июля 2019, 23:27 Святые бессеребреники божии Кир и Иоанн!молите Господа о нас грешных! Вероника 11 июля 2018, 16:05 Мученики святые, бессребреники Кире и Иоанне, молите Бога о мне,рБ Вероники об излечении моей души и тела. Аминь римма 11 июля 2016, 16:33 Святые чудотворцы Кир и Иоанн, помолитесь обо мне грешной, помогите мне в работе и личной жизни. Ирина Ивановна 13 февраля 2016, 22:55 Святые мученики Кир и Иоанн, молите Господа нашего о упокоении раба Божиего Кира. Ваша икона была у него всегда перед глазами в последние годы жизни. А ушел он из земной жизни в день святой великомученицы Варвары. Слава Богу за всё! Любовь 13 февраля 2016, 09:08 Святые чудотворцы Кир и Иоанн, помолитесь Господу о мне грешной, чтоб даровал мне исцеление сломанной ноги и прощение моих грехов.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Аминь! Ольга 13 февраля 2015, 11:07 Святые угодники,молите Бога о нас грешных.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!Аминь! римма 13 февраля 2015, 08:56 Святые бессребренники и чудотворцы Кир и Иоанн, помолитесь Господу Богу о мне грешной и недостойной о даровании мне и моим родным здравия душевного и телесного, оградите от всякого зла, помогите в работе, не оставляйте своим предстательством в трудную минуту. римма 11 июля 2014, 14:59 Святые угодники Божии, молите Бога о мне грешной. Даруйте мне здравие душевное и телесное, благополучие и счастье. Во Имя Отца и Сына и Святого духа! Аминь!

http://pravoslavie.ru/54756.html

Писания. После новых подвигов в Сирии в борьбе с латинами, по зову царя Баграта IV, он отправился в Грузию и здесь много потрудился по исправлению нравов духовенства и упорядочению церковных правил. Возвратясь из Грузии, пр. Георгий скоро скончался в Константинополе, на 52 г. жизни, в 1066 г. (или в 1067 г.), и через год был причислен к лику святых. Св. мощи его находятся в Иверском Афонском монастыре. Память его празднуется 27 июня – в день открытия его мощей. Ему есть особая бденная служба. 28 . В. Пренесение мощей святых и чудотворцев бессребреников Кра и в 412 г. из Канопа в селение Мануфин, недалеко (около 175 саж.) от Канопа, в Египте. В селении Мануфин было языческое капище, и это место было очень стужаемо от злых духов. Св. Кирилл, архиепископ Александрийский (см. 9 июня), молился Богу об изгнании оттуда злых духов; ему явился ангел Господень и приказал перенести туда св. мощи безмездных врачей, Кира и Иоанна, и положить в храме свв. Евангелистов, который создан был здесь патриархом Феофилом. Как только перенесены были сюда свв. мощи мучеников, страхования и вреждения демонов исчезли, а напротив, потекли исцеления от мощей страстотерпцев. Это исполнило радостью сердца христиан Александрийской церкви, которая стала торжественно праздновать день перенесения мощей свв. Кира и Иоанна. Вскоре этот день сделался праздником и всей Православной Церкви, тем более, что многие чудеса мучеников и в последующие века разительно говорили о великом предстательстве их пред Богом. Впоследствии мощи свв. бессребреников были перенесены в Рим, а отсюда в Мюнхен. См. 31 янв. Кондак, Ап. и Ев. см. 31 янв. Препп. отцов и Германа, Валаамских чудотворцев. Они своими наставлениями и жизнью много способствовали распространению и утверждению Православной веры в Карелии, которая сильно страдала от притеснений шведских папистов. Устроенная ими на острове Валааме общежительная обитель (Финл. еп.), привлекавшая множество иноков, существует до сих пор. Препп. Сергий и Герман скончались около 1353 г. Мощи их под спудом в их обители. См. 11 сент. Пр. Пала врача. Родом из Коринфа, он с юности проводил строгую иноческую жизнь. Оклеветанный одной женщиной в любодеянии, он был чудесно оправдан самим младенцем, которого полагали плодом его беззаконий. Он имел дар врачевать болезни. Скончался преподобный в семидесятилетней старости. Пр. Ксенофонта Робейского, ученика пр. Варлаама Хутынского и основателя Троицкого монастыря, на берегу Робейки, в 25 верстах от Новгорода, скончавшегося в 1262 г. (по другим, – не позднее 1245 г., по иным, – в 1268 г.); мощи его под спудом в часовне, упраздненной (в 1764 г.) обители его. См. 26 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Тела их погребены на месте их мученической кончины пресвитером Иоанном. В том же приделе, по обеим сторонам престола, стоят шкафы, в которых хранятся части мощей многих святых угодников Божиих, в том числе и частицы мощей св. чудотворцев и бессеребренников Кира и Иоанна (память 31 января), безмездных врачей и мучеников, пострадавших в гонение Диоклетиана в начале IV в. в Канопе близ Александрии Египетской. Мучитель сначала подверг свв. Кира и Иоанна жестоким истязаниям, а потом лаской и продолжительными увещеваниями пытался склонить их к идолопоклонству. Когда же увидел, что напрасно потерял труд, то произнес такое окончательное решение: «Киру, последователю Га-лилейского учителя, и Иоанну, его единоверцу, презревшим царское повеление и отказавшимся принести жертвы великим богам, повелеваем отсечь головы по закону царскому». По усечении мучеников тайные христиане, взяв их честные тепа, похоронили их с почетом в церкви св. апостола и евангелиста Марка (в Канопе). Богомольцу следует спуститься в нижнюю церковь , сооруженную на том месте, где, по преданию, находился дом, в котором апостол Павел жил под стражей во время первых римских двухлетних уз ( Деян. 28, 30 и 31), и который, по всей вероятности, принадлежал воину, стерегущему апостола Павла ( Деян. 28. 16 ). В этом доме «жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» ( Деян. 28, 30 и 31). Проповедь его простерлась даже до царского дворца, так что некоторые царедворцы и родственники Нерона обратились ко Христу ( Филип. 4. 12 ). Здесь, в общем с апостолом Павлом труде благовестия, провел некоторое время св. апостол и евангелист Лука, один из лика 70 апостолов, которого апостол Павел именует «врач возлюбленный» ( Колос. 4:14 ). Здесь же вокруг св. апостола Павла теснились ревностные ученики и сотрудники его: Епафрас, Аристарх, Марк, Иисус, прозванный Иустом, и Димас; всех их св. апостол Павел именует «спленниками своими» ( Колос. 2, 10 ; Филим. 23 и 24). С ними был и возлюбленный ученик его св. апостол Тимофей, один из лика 70 апостолов, поставленный им позднее во епископа Ефесского; он, по словам апостола Павла, «как сын отцу служил ему в благовествовании» ( Филип. 2:22 ). Сюда к св. Павлу приходил Епафродит с милостынею от Филиппийских христиан ( Филип. 2, 25:4: 18 ). Здесь св. Павел «родил в узах своих» Онисима раба, бежавшего от господина своего Филимона из города Колосс и возвращенного ему св. Павлом «не как уже раба, но выше раба, как брата возлюбленного» ( Филим. 10:16 ). Отсюда св. Павел написал послания к Колоссянам, к Филимону, к Филиппийцам, к Ефесянам и к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шестой Вселенский Собор 680 года осудил монофелитство и первоиерархов, проповедовавших его, и утвердил Православие, до торжества которого не дожили главные защитники истины от монофелитства – свят. Софроний, св. папа Мартин и преп. Максим. Память святителя Софрония, патриарха Иерусалимского, празднуется 11/24 марта. §2. Сочинения Литературно-богословское наследие свят. Софрония слагается, главным образом, из омилий, житий, поэтических и литургических произведений. Большинство его сочинений носят ярко выраженный догматический характер. К догматическим и полемическим сочинениям свят. Софрония относятся: «Синодальное послание к Константинопольскому патриарху Сергию», в котором обличается монофелитская ересь; восемь омилий и один отрывок из омилии, опубликованные с комментариями в сборнике «Проповеди свят. Софрония, патр. Иерусалимского» (Св.-Троицкий монастырь. Джорданвилль, 1988 г.; перевод и комментарии архим. Амвросия/Погодина/). Имеется краткое нравственное сочинение свят. Софрония «Об исповеди грешника». К агиографическим сочинениям свят. Софрония относится «Сказание о чудесах святых мучеников, бессребреников Кира и Иоанна» в 70-ти главах. Сочинение начинается с жития святых бессребреников и затем приводятся 69-ть случаев исцелений, совершенных по их предстательству. Последняя глава повествует об исцелении, полученном самим свят. Софронием по молитвам святых бессребреников Кира и Иоанна. Знаменитое агиографическое сочинение – «Житие преп. Марии Египетской» всеми древними источниками приписывается свят. Софронию, но в современной науке вопрос о его авторстве остается открытым. Ряд исследователей считает, что стиль сочинения не соответствует стилю свят. Софрония. Однако, учитывая тот факт, что свят. Софроний являлся хранителем и собирателем предания Иерусалимской Церкви (о чем еще будет сказано ниже), правомерно в нем видеть автора, впервые записавшего житие преп. Марии. Оригинальность стиля жития в таком случае может быть объяснена идентичностью древнему устному житию.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010