Главный Престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, приделы – Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи, свт. Николая. Святыни: Казанская икона Божией Матери на западной наружной стене храма. Источник: сайт Андреевского благочиния Казанской иконы Божией Матери в Узком церковь (Профсоюзная улица, дом 1236). Впервые село упоминается в конце XVII века как пустошь Уское, позднее известно как село Узкое. В 1698 г. деревянный сельский храм был заменен каменным в стиле барокко (возможно, автором проекта был архитектор О.Д. Старцев). Владелец усадьбы, видный государственный деятель и родственник Петра I боярин Тихон Никитич Стрешнев, по велению которого был построен храм, хотел видеть его собором будущего монастыря. Храм имеет довольно необычные черты, сближающие его с украинскими церквями. Он состоит из четырех башнеобразных двух-ярусных зданий, окружающих центральный кубический объем, имеющий закругления по углам, которые на втором ярусе переходят в восьмигранник и завершаются пятью крупными главами. Вся постройка имеет монументальный, торжественный характер. В одной из боковых глав устроена звонница. Наличники и колонки характерны для московского барокко, но их оформление более лаконично, нежели у построек, возводившихся Нарышкиными. Усадебный комплекс, включавший господский дом, хозяйственные постройки, пруды, парк, сложился во второй половине XVIII века. Тогда же внешний вид храма претерпел некоторые изменения, в том числе купола заменили на меньшие по размеру и более пологие. Внутри храм был богато украшен, роспись трех величественных резных иконостасов исполнили лучшие мастера Оружейной палаты – Григорий Зиновьев, Николай Соломонов и Василий Леонтьев. Эти иконостасы, работа над которыми была завершена к 1698 г., были последней большой и прекрасной работой иконописцев Оружейной палаты. «К концу XVII века, – с горечью пишет историк искусства А.И. Успенский, – царские иконописцы, можно сказать, сошли на нет». В XIX веке вся усадьба реконструировалась и достраивалась. В самом начале XX века в храме были произведены большие ремонтные и реставрационные работы, устроены новые печи, оштукатурены стены, позолочен главный иконостас, отреставрировано 150 икон. Обновленную церковь вновь освятили 22 декабря 1902 г. В 1909 г. в ней был устроен придел благоверной княгини Анны Кашинской.

http://sobory.ru/article/?object=03294

К 1917 году село Спас-Тушино превратилось в крупный промышленный центр текстильной промышленности. После революции церковные земли были национализированы. В 30-х гг. XX века Тушино стало крупным промышленным центром: в нем были построены предприятия тяжелой промышленности и открыт аэродром. В 1935 г. Преображенский храм был закрыт, а его священники репрессированы и в 1937 г. расстреляны. В здании храма в течение ряда лет находился клуб. Колокольня была взорвана, главный купол снесен. Потом здание было передано ремонтно-строительному управлению и использовалось как склад стройматериалов. В 1990 г. в церкви возобновились богослужения. 17 августа 1990 года, накануне праздника Преображения Господня, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освятил храм. Восстановлены главный и два позолоченных малых купола храма, интерьер украшен уникальной мозаикой. Колокольня храма восстановлена в 1994 году. По материалам сайта группы милосердия «Преображение» и Официального портала Северо-Западного административного округа г. Москвы . История храма Преображения Господня в Тушине начинается с конца XIX века. До этого на берегу реки Сходни стоял Спасо-Преображенский монастырь, который был разорён в Смутное время. Сильно обветшавший главный храм монастыря расположен был в опасном месте у обрыва реки. Поэтому в начале 1870-х годов окрестные жители приняли решение о строительстве новой каменной церкви вдали от опасного берега. Автором проекта нового храма стал архитектор Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзин. Комиссию по строительству возглавил священник Иоанн Спасский. В сентябре 1880 года была закончена тёплая трапезная и в ней освятили два придела - во имя прп. Сергия, игумена Радонежского и свт. Николая Чудотворца. Значительную сумму на возведение нового храма пожертвовали священник Иоанн Спасский, фабриканты В. Н. Сувиров и К. Е. Прохоров, статский советник П. Г. Цуриков. Священник Иоанн Спасский не дожил до завершения строительства храма, он умер в 1881 году. Храм достроил новый настоятель священник Николай Буравцев.

http://sobory.ru/article/?object=03260

К нач. 1600 г. К. умер, во главе Паданской пуст. стоял игум. Мисаил. В жалованной грамоте, данной царем Борисом Годуновым новому игумену 5 марта 1600 г., названа дата основания пустыни, сообщается о строительстве 3-го храма в мон-ре: «Бил нам челом Ноугоротцкого уезда Обонежской пятины Корнилиевы пустыни с Шекши реки с Падострова игумен Мисайло з братьею, а сказал: устроил-де ту пустыню началник Корнилей в прошлом, 57-м (1549.- Ю. К.) году, на черном мху, меж мхом и болотом, а в той-де пустыне стоит ныне два храмы, храм болшей во имя чудотворца Николы да храм теплой во имя Александра Свирского чудотворца, а ныне-де они строят храм Введение Пречистые Богородицы да придел страстотерпца Христова Бориса и Глеба, а братьи-де в той пустыне пятнадцать братов. А питаются-де они своими труды, пашню роспахивают на черном лесу... руги денежные и хлебные им не идет ничего» (АИ. Т. 2. С. 28. 31). Введенская ц., деревянная, на «фундаменте булыжного камня», была поставлена над местом погребения К. и освящена в 1604 г. Она описана путешественником, побывавшим в Корнилиевой пуст. в нач. XX в.: «Одноглавая, деревянная, крытая подобно избе на два ската, походит более на часовню или крестьянский амбар, чем на храм. Вход в нее с севера, алтарь ниже самого храма и прирублен, приставлен к храму сбоку; окна маленькие «волоковые», размещены подобно нотам в октоихе - то выше одно другого, то ниже» (Паданский жен. мон-рь (Лодейнопольского у. Олонецкой губ.)//Олонецкие ГВ. 1906. 28. С. 2). Грамота 1600 г. освободила Паданскую пуст. от государевых податей. Мон-рь не владел крестьянскими дворами и относился к числу небольших бедных северных обителей. Описание скромного внутреннего убранства храмов содержится в писцовой книге 1628-1629 гг. (частично опубл.: Олонецкие ГВ. 1850. 41). В Никольской ц. писцы отметили только 2 образа свт. Николая с богатым украшением, одна из этих икон была вкладом старца Моисея из Александрова Свирского монастыря. Никаких драгоценных вещей, кроме 2 «благословящих» крестов («один обложен серебром, а другой - медью»), не имелось.

http://pravenc.ru/text/2458679.html

В 1998 году по благословению Тульского митрополита Серапиона (Фадеева) Успенский храм села Венев-монастырь был передан Щегловскому тульскому монастырю для организации подворья, а 1 ноября того же года он был обращен в сестричество. Год спустя указом Священного Синода от 19 июля 1999 года сестричество было преобразовано в женский монастырь, настоятельницей которого была назначена монахиня Алексия (Бажина). За сравнительно короткий срок с 1999 года в Веневе монастыре произошло много созидательных событий: отреставрирован северный предел нижнего храма в честь преподобного Пафнутия Боровского, в нем же находится трапезная для насельниц обители, восстановлен центральный купол храма, построена фасадная часть монастырской ограды, построены три келейных корпуса, а также хозяйственные помещения. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время в Веневе монастыре проживает 10 насельниц. Монастырское хозяйство – скотный двор, молочная ферма, огород, парники, маленькая пасека, восстанавливаемый фруктовый сад — все это на хрупких плечах небольшой женской монашеской общины. Небольшими группами и поодиночке приходят в это святое место паломники, которым всегда покажут и расскажут историю Венева монастыря поистине являющегося жемчужиной земли Тульской. Архитектура [ править править код ] Архитектурный ансамбль Свято-Никольского Венева монастыря занимает видное место среди немногих в Тульской области памятников церковного искусства, созданных до XVIII-ro века. Каменный храм, построенный в конце XVII века вместо обветшавшей деревянной церкви, сохранился с внешней стороны почти нетронутым. Как свидетельствует издание «Приходы и церкви Тульской Епархии» 1895 года (с.672) нижний храм во имя свт. Николая был освящен в 1696, верхний Успенский — в 1701 году. С северо-западной стороны к храму была пристроена шатровая колокольня, на 3-м этаже которой располагалась настоятельская келья. Как и большинство памятников этого периода, Венев монастырь является творением неизвестного архитектора, потрудившегося с весьма талантливым коллективом. Усилием многих был создан исключительно цельный архитектурный памятник, в котором удачно сочетались гармония, красота и простота.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_жен...

В конце XVIII века во всем Подольском крае началось восстановление Православия, и в 1794 году, по благословению преосвященного Виктора, архиепископа Переяславского, началось возрождение обители. Силами вновь собравшейся братии, под руководством иеромонаха Терентия, была построена деревянная церковь во имя Преображения Господня и келии. Решением Священного Синода в 1800 году в Бершадском монастыре было введено общежитие. С этого времени монастырь стал центром духовного просвещения на южном Подолье. Многие верующие приходили сюда, чтобы помолиться в древней обители и получить духовный совет старцев. В течение всего XIX века монастырь расширялся, сооружались храмы, келии; вокруг обители была возведена каменная ограда с башнями по углам. С 1810 года началось строительство главного каменного собора, которое продолжалось 10 лет. По завершении храм был освящен в честь Преображения Господня и имел один престол. В этом храме над Царскими вратами находилась святыня монастыря — почитаемая в народе икона Божией Матери «Утоли моя печали». Известно, что в древности икона принадлежала Бершадскому монастырю, затем после разорения обители была перенесена в Горбовецкий монастырь, из которого впоследствии была продана в один из храмов Бессарабии. Но Божия Матерь не оставила Бершадскую обитель без своей иконы, и много лет спустя святыня была выкуплена и в 1821 году снова принесена в монастырь иеросхимонахом Карионом. На поклонение этой иконе в обитель приходило много богомольцев. Над вратами обители располагался каменный храм Свт. Николая с колокольней на верхнем этаже. Он был построен в 1846 году и считался вторым по величине храмом монастыря. Третьим храмом обители была построенная в 1865 году каменная теплая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм находился в одном корпусе с братскими келиями. Самым древним храмом обители оставалась построенная в XVIII веке деревянная однокупольная церковь в честь Преображения Господня. В начале ХХ века монастырь был заштатным и не получал никакого пособия от казны, а содержался доходами от своих угодий и подаяниями на молитвы от богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=40545

Над древней деревянной церковью во имя Воскрешения Лазаря около ста лет был поставлен деревянный храм большого размера, стены и кровля которого стали своего рода футляром, укрывающим монастырскую святыню. Служба в ней совершалась только один раз в год, в Лазареву субботу. В 1786 г. монастырь был обращен в женский, а в 1787 г. упразднен. Его восстановили в 1867 г. с назначением штата монашествующих из 7 человек без пособия от казны. При нем был учрежден дом для престарелых и убогих. Возрождение связано с именем богатого жертвователя, почетного гражданина Малокрошечного, внесшего 12 тыс. руб. В монастыре стояли каменные церкви во имя Успения Богородицы с двумя приделами: Рождества Иоанна Предтечи и прп. Иоанна Рыльского, построенная в 1866; Всех Святых, ветхая деревянная церковь Богоявления Господня, домовой храм свт. Николая, освященный в 1896, древняя церковь Воскрешения Лазаря; часовня во имя прп. Лазаря Муромского, в которой под спудом почивали мощи св. основателя; часовня во имя прп. Афанасия Муромского, бывшего игуменом монастыря в середине XV в. и наравне почитаемого с прп. Лазарем. В ней почивали его св. мощи, в обители хранились и его железные вериги. Монастырь окружала каменная ограда. Обитель владела 36 десятинами 1679 саженей пахотной земли. После установления советской власти в Карелии монастырское имущество было конфисковано, на территории монастыря проводились курсы сельхозинструкторов, жилые помещения отдали рабочим местного леспромхоза. В 1919 г. на месте обители была организована сельхозкоммуна им. Троцкого. Постановление о ее закрытии было принято 30 августа 1930. После 1945 здесь располагался дом инвалидов, с середины 1960-х место запустело. Долгое время древняя церковь Воскрешения Лазаря была заброшена. Лишь в 1954 г. архитектор А.В. Ополовников произвел ее замеры и сделал проект реставрации храма, в котором сохранился небольшой иконостас (царские врата, деисусный чин) XVI в. В 1959 году церковь разобрали и увязанную в плотах перевезли в Кижи, где реставрировали по проекту архитектора Ополовникова. Храм стал " жемчужиной экспозиции " и попал в список музейных реликвий как самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории России.

http://sobory.ru/article/?object=12832

Первоначальный алтарь храма был, вероятно, 2-апсидным с необычно узкой правой апсидой (СПАМИР. 2000. С. 272). По свидетельству «очевидца» XVIII в., престол придела во имя вмч. Иоанна Нового Сочавского был устроен «на едином пне дубового столба корени, который пень и ныне видится весьма толст и потому мнится быти истинно, что оная обитель в самой чаще леса бысть построена, хотя ныне около монастыря лес уже в версте мерной имеется и место кругом монастыря весьма весело и прилегло около большия проезжия дороги из разных мест». К кон. XIX в. пень был закрыт глухим ящиком из дубовых досок. С севера к храму примыкал перекрытый крестовым сводом древний придел в честь Воздвижения Креста Господня, над к-рым размещалась ризница, с запада - трапезная. В целом, несмотря на скромные размеры, храм выглядел монументально. В 1737 г. на средства кн. С. И. Щербатова к Успенскому собору был пристроен южный придел в честь Преображения Господня - в качестве усыпальницы супруги князя П. А. Щербатовой (урожд. Гагариной). В 1859 г. на средства иваново-вознесенского купца А. Н. Шодчина храм был перестроен. В 1877 г. был упразднен придел вмч. Иоанна. В результате алтарь главного храма получил одну полуциркульную апсиду, были расширены юж. придел и трапезная. Для достижения традиц. пятиглавия над зап. частью четверика были дополнительно устроены 2 декоративные главки (не сохр.). К нач. XXI в. от храма сохранились лишь основной четверик и вост. часть северного придела. На своде и в верхней части стен храма видны фрагменты клеевой живописи, сочетавшей интенсивные яркие и разбеленные светлые тона, активную роль играет гризайльный орнамент. В зап. части свода написана Св. Троица (т. н. новозаветная) в окружении архангелов, на юж. стене находятся изображения святых, на западной - сцены из Жития свт. Николая Чудотворца (не сохр.), на северной - изображения «Поклонение волхвов» и «Преображение Господне» (также не сохр.). К северо-западу от соборного, с небольшим разворотом на северо-восток, был построен (1657) каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/199979.html

Сегодня настоятелем прихода является протоиерей Даниил Луговой. Отец Даниил родился 1 декабря 1976 года в городе Москве. В 1994-м году окончил Московский лицей духовной культуры и поступил во второй класс Московской духовной семинарии, которую окончил в 1997-м году. Обучался в Московской духовной академии с 1997 по 2001 год. Во время обучения нес послушание в академическом хоре под управлением игумена Никифора (Кирзина) с 1994 по 1995 год. С сентября 1995 по март 2001 года нес послушание иподиакона Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 2002-м году был удостоен звания кандидата богословия за диссертацию на тему: «История Саввино-Сторожевского монастыря». 17 марта 2001 года был рукоположен в сан диакона Святейшим Патриархом Алексием II в Свято-Даниловом монастыре и определен Патриаршим указом штатным диаконом в храм Живоначальной Троицы в Конькове (Москва). В мае 2002 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II переведен в храм св. вмч. Екатерины на Всполье (Москва). 9 мая 2004 года был рукоположен в сан иерея архиепископом Орехово-Зуевским Алексием. 10 октября 2009 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен настоятелем храма преп. Сергия Радонежского г. Йоханнесбург, ЮАР. Предлагаем вниманию читателей беседу с протоиереем Даниилом Луговым. Путь к священническому служению Отец Даниил, вы были иподиаконом у Святейшего Патриарха Алексия II, расскажите немного об этой личности. Какую духовную роль Его Святейшество сыграл в вашем становлении? Я был крещен в детстве под стенами древнего Саввино-Сторожевского монастыря. Тогда знаменитая обитель была еще закрыта: в ее стенах находился Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей. Крестивший нашу семью отец Иоанн Борисов через несколько лет ввел меня в алтарь, и я начал прислуживать в качестве алтарника. Можно сказать, что с этого момента и начался мой путь к священству, на котором мне посчастливилось встретиться с многими священнослужителями, каждый из которых оставил свой неповторимый след в моей душе. В те годы, после долгого периода гонений, открывались храмы, начинала возрождаться приходская жизнь. Постепенно во мне формировалось желание пойти по стопам моих духовных наставников и поступить после окончания школы в семинарию. Особую роль сыграл в этом протоиерей Владимир Чувикин. Последние годы перед поступлением в семинарию я нес послушание алтарника, чтеца, а затем певца в храме свт. Николая бывшего Николо-Перервинского монастыря.

http://pravoslavie.ru/113368.html

19 июля/1 августа 1991 г. в день памяти прп. Серафима Саровского и в канун памяти прп. Авраамия Городецкого в монастыре была совершена первая за 60 лет Божественная литургия. 20 января 1992 г. в монастырь для его восстановления прибыл назначенный наместник. В марте 1993 г.(?) был восстановлен храм во имя свт. Николая Мирликийского. В августе на звонницу был поднят первый колокол, вес которого составляет 1,5 тонны. 14 марта 1993 г. наместник монастыря игумен Никандр совершил первый постриг в рясофор трех насельников возрождающейся обители. В мае 1993 г. был найден и расчищен чудотворный колодец, вырытый прп. Авраамием под горою близ озера. Над ним поставлена новая часовня. В октябре этого же года был водружен крест над колокольней, а в апреле - освящены колокола. В обители есть святыни, привезенные из Святой земли. В монастыре проживают около 30 насельников. 3 мая наместник Авраамиева Городецкого монастыря игумен Никандр был возведен архиепископом Костромским и Галичским Александром в сан архимандрита. В монастыре два больших собора, прислонившихся друг к другу: Покровский и Богородицкий. Есть необычная маленькая надвратная церковь, стоящая на склоне. На территории монастыря похоронены предки рода Лермонтовых, есть часовня, установленная обществом лермонтоведов. Использована информация с сайта Покровский Аврамиев Городецкий монастырь, заштатный, общежительный, на берегу Чухломского озера, в 12 верстах от города Чухломы. Основан в XIV веке пр. Аврамием (см. 20 июля), мощи которого почивают здесь в соборном храме в честь иконы Божией Матери «Умиление». Здесь же находятся: местно чтимая икона пр. Аврамия и празднуемая 28 мая, 20 июля и 15 августа чудотворная икона Божией Матери «Умиление», чудесно Явившаяся около 1350 года пр. Аврамию и называемая Галичскою, Чухломскою и Городецкою. В Покровском храме монастыря хранятся вериги преподобного, а у подножия горы находится ископанный им колодец. Ежегодно 19 июля и в 7-е воскресение по Пасхе в монастыре совершается крестный ход.

http://sobory.ru/article/?object=00158

29. Андроник (Трубачев) , игум. Русский пастырь на приходе//Москва. 1990. 12. С. 160–161. 30. Добровольский А. А. Памяти дорогого Батюшки о. Алексия//Московский журнал. 1991. 5. С. 54–58. 31. Храм Святителя Николая в Клённиках. М.: Изд. «Московский журнал» при содействии фирмы «Паломник», 1991. 208 с. (Московский приходской сборник; вып. 1). – Арсений (Жадановский) , еп. Отец Алексий Мечёв ; Дурылин С. Н. Памяти отца Алексия; Владимир (Сысоев), сщмч. Воспоминания о дорогом батюшке; Николай Александрович Б. Памяти батюшки отца Алексия; Встреча с отцом Алексием; Мечёв Т. А. На богомолье; Добровольский А, А. Воспоминания. Что могут видеть дети; Сергий (Мечёв), сщмч. Духовные беседы и др. 32. Иулиания (Соколова), мон. Жизнеописание Московского старца отца Алексия Мечёва . М.: Храм Свт. Митрофана Воронежского . 192 с.: ил.; То же. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский Хронограф, 1999. 288 с.: ил. (Московский приходской сборник; вып. 3); То же. 5-е изд. М.: ГУП «Редакция журнала «Московский журнал. История государства Российского " », 2011.272 с.: ил. 33. Дурасов Г. П. Церковь Святителя Николая в Клённиках и ее настоятели по воспоминаниям современников: (Первая треть XX в.)//Православие и русская народная культура. М., 1993. Кн. 1. С. 200–274. (Библиотека «Российского этнографа»). 34. Московский батюшка: Воспоминания об о. Алексее Мечеве . М.: Изд. Московского Свято-Данилова монастыря, 1994.112 с.: ил. 35. Арсений (Жадановаадй), еп. Воспоминания [об о. Алексии Мечёве ]. М.: ПСТБИ, 1995. С. 14–31. 36. Добровольский А. А. Рассказы о старце Алексее Мечёве , о чудесах, им совершенных, и о других чудесах; Солодовников А. Стихи/сост. С. Я. Красовицкий. М.: Мега-Сервис, 1995. 37. Ровинский К., прот. Беседы старого священника. М. : ПСТБИ, С. 172–189. 38. Мечёв А., свящ. Советы девушке христианке. М.: Новая книга, 32 с. 39. Флоренский П., свящ. Рассуждения на случай кончины о. Алексея Мечёва //Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1996. Т. 2. С. 597–620; Он же. Отец Алексей Мечёв //Там же. С. 621–627.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010