Храм назывался то церковью Рождества Христова (по престолу верхнего этажа, освященному в 1735 году), то «Никольскою на оружейной слободе», по имени церкви нижнего этажа. В 1734 году внизу были устроены приделы во имя св. ап. Андрея Первозванного и преп. Тихона Калужского. Огромный по масштабам того времени храм Николы Зарецкого построен в 1730-1734 годах сыном тульского кузнеца Никиты Демидова Акинфием, как родовой храм и усыпальница. Пользуясь связями в Петербурге ему не трудно было заказать проект церкви столичному зодчему, имя которого до нас не дошло. Необычный для православия прямоугольный объем церкви позволяет думать об архитекторе-иностранце, придавшему храму скорее дворцовый, чем церковный облик. В здании размещались – одна над другой – две церкви: в первом этаже отапливаемая, во втором – холодная. При ремонте 1873 года над возвышающейся предалтарной частью был сооружен не дошедший до нас барочный граненый купол. Несколько суховатое оформление фасадов ограничивается рустовкой стен первого этажа и скучноватыми тянутыми рамками в междуоконных простенках. Одновременно с церковью была возведена величественная колокольня. Единственным отклонением от древнерусской схемы является замена традиционного венчающего шатра ступенчатого убывающими восьмеричками. Здание церкви построено в стиле петербургского барокко 30-х годов XVIII века, колокольня Ярославо-Суздальской архитектуры XVII-XVIII столетий.  ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ (НИКОЛО-РЖАВСКАЯ) Приход возник в XVII в. Первоначальный деревянный храм построен во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского. Его заменила церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя свт. Николая. В связи с обветшанием здания в 1681 г. у Тульского Предтеченского монастыря куплена церковь во имя Иоанна Предтечи и устроена на месте старой. С 1749 г. до 1770 г. рядом строилась каменная - в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского. В 1831 г. устроен второй придел во имя Иоанна Предтечи. Закрыта не ранее 1930 г.

http://sobory.ru/article/?object=00828

Так Всеблагим промыслом Божиим попечительство через 3-4 года заканчивает кладку довольно обширного и сложного по архитектуре церковного здания, на следующий год кроет его, затем штукатурит, еще через год стелет полы с прекрасным рисунком плитками, ставит роскошный иконостас, украшает его художественной работы иконами. И вот ровно через 6 лет храм готов к освящению, хотя обычно каменные храмы в деревнях в те года строились по 15-20 и даже более лет. 10(23) сентября 1910 года храм был освящен Преосвященным Назарием, Епископом Алатырским в честь Казанской иконы Божией Матери. В Симбирских Епархиальных ведомостях в то время написали : «Созданный маколовцами храм не имеет себе подобных на далекое пространство». Великолепный резной иконостас, изготовленный петербургскими мастерами и покрытый позолотой, к 1914 году полностью был расписан сестрами Чуфаровского монастыря. Храм имеет еще два придела: во имя Свт. Николая, Архиепископа Мир Ликийских, чудотворца и во имя вмц. Параскевы. В годы безбожного лихолетья верующие мужественно отстаивали и ревностно охраняли свой храм, много раз спасая его от разорения. В 1920 ликвидационная комиссия закрыла храм в соседнем селе Кульмино и уже направлялась в Маколово. Но встреченная маколовским людом с граблями и вилами, вынуждена была ретироваться. Властям удалось закрыть храм в начале 30-х годов, когда правительство отчиталось в центр о закрытии всех храмов на территории Мордовии. Закрытый храм приходили разбирать комсомольцы. За день безбожники смогли разобрать небольшой участок от угла храма, но вечером ревностные прихожане смогли убедить председателя не разорять храм. И он, пообещав властям устроить в храме зернохранилище, спас храм от разорения. Осталась в целости архитектура сооружения, сохранился иконостас, и только, к великому сожалению, через дефект в стене, сделанный безбожниками была украдена богато украшенная чудотворная икона Святой Параскевы Пятницы, обретенная на источнике. К осени 1941 года храм, по требованию верующих, был возвращен приходу. В нем служили многие клирики, уцелевшие во время репрессий или вернувшиеся из мест заключения. Из наиболее заметных настоятелей – протоиереи Константин Вергаскин и Михаил Масловский. После возрождения Чуфаровского монастыря храм, расположенный в трех километрах от обители, передан в 1996 году инокам в качестве подворья.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Казански...

С 1702 по 1797 г. храм был униатским, в 1797 г. в числе первых вернулся в Православие. В инвентарном описании деревянной вербской Троицкой ц., составленном в 1760 г. униат. церковным визитатором, упоминается древняя икона свт. Николая Чудотворца ( Теодорович. 1898). Местные жители называли этот образ чудотворным и утверждали, что он находится в храме ок. 200 лет, т. е. с 60-х гг. XVI в. По предположению Н. Д. Иванишева, икона была пожалована братии кн. Курбским ( Иванишев. 1876. С. 210-211). Однако существует и др. версия появления в обители святыни. В 1916 г. настоятель эвакуированной с Волыни общины Милецкого во имя святителя Николая Чудотворца монастыря архим. Алексий (Григорьев) писал без точной ссылки на источник, что икона свт. Николая была известна еще в 30-х гг. XVI в., когда кн. Федор Сангушко обеспечивал имениями монастырь и делал пожертвования обители ( Алексий [Григорьев]. 1916). Именно тогда в Вербку из Сучавы был приглашен иконописец Григорий Босикович для копирования вербского местночтимого образа свт. Николая Чудотворца. Впосл. Сангушко передал копию иконы в дар Милецкому мон-рю. В 1818 г. стараниями свящ. Иоанна Малевича храм был обновлен. В 1846 г. под рук. проф. Иванишева были проведены раскопки, в ходе к-рых под вскрытым деревянным полом храма были обнаружены остатки сгнивших деревянных гробов. Перед местным образом Спасителя, недалеко от иконостаса, был открыт сложенный из кирпича склеп, обрушившийся в середине. Расчистив свод, Иванишев увидел остатки деревянного гроба и истлевшие кости. Ни внутри, ни снаружи гробницы не было никакой надписи, из к-рой можно было бы узнать имя покойного, но наличие отдельного кирпичного склепа, а в нем остатков золотого позумента может свидетельствовать о том, что это была гробница именно Курбского. Результаты исследований деятельности Курбского на Волыни нашли отражение в 2-томной книге под редакцией Иванишева «Жизнь кн. Андрея Михайловича Курбского в Литве и на Волыни» (1849). Вместе с Иванишевым Вербку посещал член Киевской археографической комиссии писатель и живописец Т. Г. Шевченко. Он сделал зарисовку Вербского храма, начертил планы склепа и церкви, опубликованные в приложении к книге Иванишева ( Крамар. 1975).

http://pravenc.ru/text/577910.html

Соборный храм Ватопеда, построенный в X веке, один из самых обширных на Афоне, освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Продолжаются работы по восстановлению первоначальных фресок кафоликона, датируемых 1312 годом. При входе в храм пред глазами паломников появляется удивительной красоты мозаичный образ Спасителя. Также великолепны мозаичные изображения Благовещения Богородицы и Свт. Николая Мирликийского чудотворца. Мраморный иконостас (972–985) скрыт за деревянным иконостасом XVIII века. Некоторые его части были использованы в других монастырских постройках.Перечисление всех святынь и уникальных произведений искусства ватопедского кафоликона заняло бы целую книгу, но и она не передала бы впечатления, которое производит на паломников этот уникальный соборный храм. По обеим сторонам притворов два придела: по правую сторону – Свт. Николая Чудотворца, по левую – вмч. Димитрия Солунского; над последним находится ещё небольшой придел на хорах во имя Пресвятой Богородицы, называемый «Отрада» или «Утешение», здесь пребывает этот чудотворный образ Божией Матери. Кроме соборного храма в обители ещё девятнадцать параклисов; по местному обычаю в будние дни после совместно отслуженной утрени братия расходится на литургию по параклисам. Особенное внимание стоит обратить на храм Святых бессребреников. Согласно монастырскому преданию он был построен святителем Саввой Сербским. В этом параклисе сохранилась древнейшая в мире фреска с изображением святителя Григория Паламы (ок. 1400 г.). В Ватопеде самая высокая и древняя на Святой Горе колокольня, датируемая 1427 годом. Интересно, что Ватопед первым из Афонских монастырей ещё в 1914 году построил собственную электростанцию. В трапезной паломникам стоит обратить внимание на мраморные столы, по преданию происходящие из Студийского монастыря в Константинополе. Совершить виртуальную экскурсию по монастырю Святые [ править править код ] Главное сокровище Ватопеда – это сонм, просиявших в нём Святых. В Ватопеде подвизались: преподобный Максим Грек и возродитель монашества на Крите иеромонах Лаврентий Дзангаролос. Также почитаются: первостроители обители, св. Симеон Сербский и мученики, от латин пострадавшие. В Ватопеде подвизались преподобные: Савва Виматарис, Геннадий, игумен Ватопедский , Савва, Христа ради юродивый, Неофит (Богородица открыла ему дату блаженной кончины), Никодим (старец свт. Григория Паламы), послушники Агапий и Никодим. Всего в монастыре жило шестьдесят шесть прославленных Церковью подвижников. Память собора Ватопедских Святых ежегодно торжественно празднуется 10 (23) июля. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Вато...

Николаевская пустынь на реке Гнилуше Коломенского уезда, по предположению исследователей, была основана не ранее 1662 г. Настоятелем в ней в эти годы был Макарий. По другим данным пустынь существовала уже в 1622 г. Публикуемая ниже переписная книга 1701 г. позволяет уточнить дату ее возникновения. Так, среди документов, хранившихся на момент переписи в монастырской казне, находилась «выпись с писцовых книг Коломенского уезду писца Семена Усова да подьячего Ерасима Михайлова 136-го и 137-го годов на церковною николаевскую землю и сенные покосы» (см. публикацию, л. 723 об.). Это позволяет утверждать, что во время писцового описания 1620-х гг. монастыря здесь еще не было, а на его месте стояла церковь во имя свт. Николая Чудотворца, имевшая в своем владении землю. Позднее право на эту землю получила Гнилушская пустынь. В монастырском архиве в начале XVIII в. хранилась данная грамота «коломенского архиепископа на церковную никицкою землю и на сенные покосы, что в Коломенском, за ево архиерейскою печатью и за приписью казначея ево иеромонаха Сергия» (см. публикацию, л. 724). К сожалению, грамота в переписной книге не датирована, поэтому время ее составления можно определить лишь предположительно. В описании упоминается коломенский архиепископ. Статус архиепископии Коломенская кафедра получила в 1672 г., следовательно грамота была составлена не ранее этого времени. Следует обратить внимание и на то, что в грамоте упоминается «никицкая» земля, очевидно, принадлежавшая церкви вмч. Никиты, которая затем фигурировала как надвратная Николаевской Гнилушской пустыни. К началу 1680-х гг. во вновь основанной пустыни был возведен соборный храм во имя свт. Николая Чудотворца «о пяти главах», в 1681/82 гг. настоятель получил на нее антиминс (см. публикацию, л. 715 об.). К началу XVIII в. каменными оказались практически все монастырские постройки: собор во имя свт. Николая Чудотворца, надвратная церковь во имя вмч. Никиты и колокольня. В 1701 г. Никитская церковь перестраивалась. На эту работу подрядился солигаличский посадский человек Яков Никифоров Кринкин . В стадии строительства находились также каменные монашеские кельи и хлебня. Деревянной в монастыре оставалась лишь ограда: «По полуденной стране извне по косогору по заметом до скотцкого двора по заметы мерою длины сорок три сажени с аршином. С северные страны от каменных келей до того же скотцкого двора по заметом длины сорок четыре сажени с аршином. По заподной стене по заметом скотцкого двора изнутри монастыря мерою ширины осмнатцеть сажен с аршином» (см. публикацию, л. 728 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10264715/

Святолуцкий монастырек в 17-18 веках В 1630 году в приписной Святолуцкой пустыни стояли две деревянные церкви: холодная Николаевская и тёплая с трапезой, освящённая в честь Сретения Господня. Строитель и старцы, присылаемые из Спасо-Каменного монастыря, жили в трех кельях. За монастырской стеной находились двор дьячка, 4 двора монастырских детенышей, конюшня и скотный двор. Бедная малолюдная пустынь упразднена ранее 1764 года. Церковь обращена в приходскую. Святолуцкий приход Каменная в одной связи с колокольней Николаевская Святолуцкая церковь построена прихожанами в 1786 году. Главный престол вверху – святителя Николая архиепископа Мирликийского, придельные – иконы Божией Матери «Казанская», великомученицы Екатерины Александрийской; внизу – один престол Сретения Господня. Приписные часовни стояли в деревнях: Большое Верхотино, Капустино, Калиново, Малое Линяково, Шера. В 1916 году в деревнях Святолуцкого прихода проживало 2818 человек (мужского пола – 1328, женского – 1490). В церкви служил Николай Николаевич Юшков, диакон – Николай Иванович Батин, псаломщик – Евлампий Алексеевич Черняев. В советское время церковь и часовни разрушены. Македонская Н. М.  http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=284 Святолуцкая Николаевская церковь. Современное местоположение: с. Погост Лука, Митенское с/п, Усть-Кубенский р-н, Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния. Приход был образован на месте Святолуцкого Николаевского мужского монастыря. Этот монастырь был восстановлен не позднее 1393 г. преп. Дионисием Глушицким, упразднен до 1764 г.Церковь Николая Чудотворца во Святой Луке, в вотчине Спасокаменного на Кубенском озере монастыря, в Вологодском уезде, упоминалась в окладной книге 1618 года. Приходская Святолуцкая Николаевская церковь, каменная, двухэтажная, с 4-мя престолами. Нижняя церковь устроена в 1786 г., верхняя - в 1790 г. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, Сретения Господня, иконы Божией Матери «Казанская», вмц. Екатерины Александрийской. Обновлённый придельный храм во имя свт. Николая Мирликийского освящён 4 ноября 1879 г. Под спудом - мощи прп. Пахомия Великоозерского.

http://sobory.ru/article/?object=53497

Описание: чудотворной иконы Святителя Николая, имеющейся в Валуйском Успенском монастыре. Чудесное событие при чудотворной иконе Святителя Николая, имеющейся в Валуйском Успенском Монастыре Орловской губернии г. Ельца мещанка, девица Мария Фаддеева дочь, Терентьева, пешая отправляясь большою дорогою Воронежской губернии от г. Бирюча на г. Валуйки, в последних числах сентября прошлаго 1868 года, по случаю холодной погоды получила сильную простуду, от которой у ней образовалась горячка; в такой болезн[...] Файл 32999.jpg:   Размер: 1038x1200, 1.25 MPix, 591 Kb. Дата: 2018-11-05, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (63) , (0) . Описание: Общежительного Малицкого мужского монастыря во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, составленный по чиноположению общежительных обителей Святой Афонской горы. Главной святыней Малицкой обители является знаменитая чудотворная икона Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца. Небесный покровитель монастыря не раз спасал свою обитель от полного разорения, через явленный святой образ. Чудеса от него были столь многочисленны, что на протяжении пяти веков сюда стекалось [...] Файл 33304.jpg:   Размер: 463x625, 0.29 MPix, 170 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (53) , (0) . Описание: икона свт. Николая (Николы Пахринского) (резная). Святыня храма иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьине. В 1783 г. в Знаменский храм из обветшавшего и упразднённого Никольского храма Васильевского погоста был передан древний чудотворный образ святителя Николая Чудотворца.    Святитель Николай стоит в рост с мечом в приподнятой правой руке и с храмом в левой. Иконография образа святителя Николы Пахринского схожа с Николой Можайским. Отличается Пахринский образ, во-первы[...] Файл 33305.jpg:   Размер: 1024x1294, 1.33 MPix, 357 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (72) , (0) . Описание: «Никола Закамский» («Никола Берёзовский»). Икона Николы Закамского была обретена в XVI веке около села Никольское (ныне – Николо-Березовка, Нефтекамской епархии Башкортостанской митрополии). В 1657 году икона прославилась чудесным избавлением от моровой язвы жителей города Сарапула, куда чудотворную икону доставили по реке Каме. В память об этом чуде была установлена традиция ежегодного принесения иконы в Сарапул, которая соблюдалась вплоть до советских времен. Вновь традицию Сарапульского кр[...]

http://pravicon.com/icon-2565-photo

В Смоленске, Полоцке были уничтожены многие храмы. Из музейного фонда государственного музея в Полоцке были украдены многие ценнейшие памятники прикладного искусства. Среди них бесследно исчез уникальный напрестольный крест прп. Ефросинии Полоцкой. Особо жестоко разрушались памятники церковного зодчества в Новгороде. Эти земли исторически избежали многих страшных разрушительных нашествий, но их не миновали события последней войны. Осада Новгорода продолжалась 29 месяцев и была снята только 20 января 1944 г. Сильно пострадала св. София Новгородская (XI в.). Храм получил многочисленные серьезные повреждения, разрушен центральный купол. Погибла уникальная фреска Пантократора. Бесследно исчезла часть богатейшей ризницы, не вывезенная советскими властями. Среди утрат: иконы XVI в., иконостасы, резные позолоченные царское и митрополичье место, уникальное паникадило, вложенное в собор царем Борисом Годуновым. При отступлении немецкие солдаты сняли с куполов всю позолоченную медную обшивку. Значительно пострадал древнейший собор Юрьева монастыря (XII в). Храм остался без кровли, золоченые медные листы с куполов были украдены. В башне собора (где находятся фрески XII в.) захватчики устроили наблюдательный пункт. В Никольском соборе на дрова разобрали нижний ярус иконостаса XVIII в. Росписи XII в. во многих местах прострелены. Храм Спаса на Нередице (XII в.) был уничтожен полностью прицельным огнем. Погибли почти все фрески XII-XIII вв. Превращен в руины храм свт. Николая на Липне (XII в.), погибли уникальные фрески. Полностью уничтожен храм Успения Богородицы на Волотовом поле (XIV в.), погибли уникальные фрески и иконостас (XV в.). Погибли храмы: Спаса на Ковалеве, Благовещения на Городище, св. Андрея на Ситке, свв. Флора и Лавра, Архангела Михаила в Сковородском монастыре. Сильно пострадали фрески Феофана Грека в храме Спаса Преображения (1374 г.) и св. Феодора Стратилата  (1361 г.). Полностью разрушен Хутынский монастырь. Псков был одним из красивейших русских городов. Его красота производила сильное впечатление, даже на врагов подступавших к его стенам. «Пскова больше нет, и никогда не будет!» - заявило фашистское командование, покидая город. После ухода вражеских войск, в Пскове сохранились нетронутыми только 4 храма (причем 2 из них XV в., 2 – XVI в.). Разрушена Гдовская церковь и церковь свт. Никиты близ Пскова. Взорван храм Савинновой пустыни (XV в.) с древним иконостасом. Сильно пострадал Снетогорский монастырь, пострадали фрески 1313 г. Была взорвана колокольня-храм (XVII в.), от которой не осталось даже фундаментов. Разрушен уникальный Никольский храм (XV в.) в слободе близ Пскова.

http://pravoslavie.ru/5212.html

Святыни . Мощи прп. Тихона, которые почивают под спудом; икона с мощами Оптинских старцев; икона свт. Николая, привезенная из г. Бари; икона блгв. кн. Александра Невского, написанная в память о спасении жизни царя Александра III во время покушения; образ прп. Тихона Калужского XIX в.; привезенные со Святой горы Афон икона вмч. и цел. Пантелеимона, освященная на его мощах, и Иверская икона Божией Матери, освященная в Иверском монастыре; святой источник прп. Тихона. Крестный ход 29 июня, в день памяти основателя монастыря. Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селении Клыково. В этом селе после разорения Оптиной пустыни собралась монастырская братия во главе с игуменом Пафнутием. В конце 30-х годов они были расстреляны и похоронены в братской могиле. С 1994 года в с. Клыково начала формироваться монашеская община. 17 июля 2001 года принято постановление Священного Синода об открытии монастыря. Святыни . Ковчег с частицами мощей: мчч. Хозевитских, прпп. Оптинских старцев, свт. Луки Одесского, прп. Феофила Киево-Печерского, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Нестора Летописца, ап. Андрея Первозванного; икона, написанная в благодарность о спасении Царской семьи в крушении поезда под селением Борки. Чтимые иконы: свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Тихвинская икона Божией Матери; могилка схимонахини Сепфоры. Мещовский Свято-Георгиевский мужской монастырь. Основан в конце XV в. в 26 км от Мещовска. Во время Смуты монастырь был полностью разрушен и возрожден на новом месте — рядом с городом Мещовском частью на средства царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой, супруги царя Михаила Феодоровича Романова. До середины XVIII в. был процветающим и благоустроенным, имел приписные монастыри. В 1764 г. лишен всех земель и переведен в заштатные. В 1812 г. в одной из его башен был похоронен местночтимый святой — блаженный Андрей, Христа ради юродивый. С XIX в. начал возрождаться и в начале XX в. в нем было два каменных храма. Последним настоятелем Мещовского Георгиевского монастыря в 1915-1918 гг. был преподобный Георгий (Лавров, † 1932 г.), исповедник. В 1918 г. он был арестован, а монастырь закрыт. С весны 2001 г. монастырь восстанавливается. Построен и освящен деревянный храм в честь Новомучеников Российских.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1416421...

История Христорождественского храма в селе Рождество свое начало берёт с 1768 года, когда усердием прежде бывших крестьян Боровского Пафнутьева монастыря была построена первая, на тот момент деревянная церковь с одним холодным престолом, освященным в честь Рождества Христова. Это была 4-х ярусная одноглавая церковь, построенная по типу " восьмерик на четверике " . При храме была построена также деревянная колокольня. В 1867 году церковь была обновлена и тогда, видимо, под неё был подведён каменный фундамент, а на храме появился тёс. Рядом с ней была заново построена каменная колокольня, которая при строительстве в конце XIX века каменного храма была разобрана. Ныне стоящий в селе каменный храм был заложен 10 июля 1894 года к востоку от деревянной церкви, а к западу – колокольня. Церковь строилась в византийском стиле архитектором Виктором Александровичем Мазыриным на средства прихожан и благотворителя-попечителя коммерции советника А. А. Недыхляева. На закладной доске было начертано: " Сей храм Рождества Христова заложен в царствование Государя Императора Александра III Александровича при святительстве Александра Епископа Калужского и Боровского строителями Кириллом Ивановичем, Наталиею Семеновною и сыновьями их Сергием и Николаем Кирилловичами Лебедевыми, Андреем Софроновичем Софроновым, священником Иоанном Семеновичем Низяевым, Аграфеною Сидоровной Сидоровой, архитектором Виктором Александровичем Мазыриным и председателем строительного комитета Алексеем Александровичем Недыхляевым " . Каменный храм был закончен строительством в 1897 году; главный его престол в честь Рождества Христова был освящён 20 сентября. Левый придел в честь свт. Николая Мирликийского чудотворца освящён в память и в день святого коронования Императора Николая II 14 мая 1896 года. Правый придел в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы - 5 декабря 1899 года. В 1897 году приходу церкви Рождества Христова Императором Николаем II была дарована икона свт. Николая Мирликийского, торжественно встреченная в селе Наро-Фоминское. Она была размещена в иконостасе Никольского придела и являлась самой почитаемой святынью храма (ныне святой образ утрачен).

http://sobory.ru/article/?object=01599

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010