После заамвонной молитвы Патриарх Кирилл освятил артосы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился ко всем собравшимся со словами пасхального приветствия. 19 апреля, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Центр социальной адаптации «Люблино» для лиц без определенного места жительства, организованный Департаментом социальной защиты населения г. Москвы. В сопровождении директора центра С.В. Бадальяна Патриарх Кирилл посетил храм иконы Божией Матери «Семистрельная», находящийся на территории организации. Во дворе центра Святейший Патриарх совершил Пасхальный молебен, после чего обратился со словом к собравшимся бездомным. Благословив бездомных, Святейший Патриарх раздал им пасхальные подарки — продуктовые наборы и куличи. 19 апреля, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения митрополит Ювеналий от лица Священного Синода, всей полноты Русской Православной Церкви, представительств поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле поздравил Святейшего Патриарха Кирилла со Светлым праздником Пасхи и преподнес в дар Его Святейшеству пасхальное яйцо с изображением Воскресшего Спасителя и московского Новодевичьего монастыря. 20 апреля, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. За малым входом Божественной литургии Святейший Патриарх возвел архиепископа Тульского и Белевского Алексия в сан митрополита. Епископ Волоколамский Иларион был возведен в сан архиепископа. Ряд клириков г. Москвы были удостоены богослужебных наград. Правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской» награждены: протоиерей Владимир Воробьев, настоятель храма Свт. Николая Мирликийского в Кузнецах; протоиерей Герасим Иванов, сверхштатный клирик храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше; протоиерей Леонид Кучерук, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке; протоиерей Василий Скоробогатов, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Зеленограде. Правом ношения митры награжден протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма сщмч. Антипы на Колымажном дворе, и.о. настоятеля храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Так, церковь Варлаама Хутынского, ныне имеющая четырехскатное перекрытие, первоначально была «…крыта тесом полатками». Этот излюбленный новгородцами прием использовали и мастера, возводившие и Троицкую церковь Духовского монастыря. В последнем случае, храм венчает не одна, а пять главок. Кроме того, Троицкий храм имеет три апсидных выступа. Здесь наибольшим сходством обладает декор – маленькие арочки с килевидным завершением, образующие фризы в верхней части апсид и трапезной; большие арки с таким же завершением, расположенные в два яруса на алтарных выступах и стенах трапезы. Показательны и вытянутые окна с полукруглым верхом и очень глубокими обрамлениями. Таким образом, Троицкую церковь можно назвать наиболее близким аналогом Покровского храма в ее декоративном решении (тогда как Сретенский и Варлаамовский храмы имеют только некоторые сходные мотивы в убранстве). Однако возведена она была на двадцать лет позднее и, возможно, здесь имело место обратное влияние. Еще с большим основанием это предположение применимо к трапезной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Тихвинском Успенском монастыре (1581 год). Здесь очень большое сходство мы видим в конструкции, так как церковь представляет собой бесстолпное сооружение, увенчанное «горкой» кокошников. Однако ни арок с килевидным завершением, ни ярусного членения фасадов, мы здесь не видим. Из сходных черт декора можно отметить только оформление окон. Отдельные мотивы убранства присутствуют и в решении храма св. Никиты мученика (1557 год). Особенно показателен небольшой придел свт. Николая. Он представляет собой типичный новгородский храм середины XVI столетия, крытый, как и Троицкая церковь, «полатками» или «фронтонами», имеющий уже не раз нам встречавшееся решение окон и большие арки или ниши с характерным завершением. Единственный более ранний пример использования аналогичных декоративных мотивов – это храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Михайловской улице (1466 год). Но этот храм не трапезный, он имеет более приземистые пропорции, без эффекта «столпа», и низкую апсиду. Он крыт на восемь скатов, что очень показательно для архитектуры Великого Новгорода второй половины XV-XVI века. Кроме того, в его декор включены «ползучие» двулопастные арки в боковых пряслах. Итак, можно заключить, что наиболее близкие по своему решению и убранству Покровской церкви Александро-Свирского монастыря новгородские храмы относятся уже к более позднему времени – середине и второй половине XVI столетия.

http://sobory.ru/article/?object=05255

Монастырь вновь открыт определением Священного Синода от 21 октября 1992 года с назначением настоятельницей монахини Иулиании (Ритониеми). Она прибыла в монастырь с двумя сестрами, и увидели прекрасный, но разоренный храм и игуменский корпус XIX века, совершенно непригодный для жилья. Но монастырь окружала почти полностью восстановленная ограда, а других построек в обители не сохранилось. Поздней осенью в неотапливаемом храме служить стало невозможно, и поэтому владыка Виктор (Олейник) благословил сестер зимовать в Твери при храме святой великомученицы Екатерины, где вскоре было открыто подворье Вознесенского Оршина монастыря. И на подворье, и в монастыре совершались богослужения по монастырскому чину, сестры проходили послушания; велись реставрационные работы, строилась дорога. В 1996 году Екатерининское подворье было преобразовано в Свято-Екатерининский женский монастырь, настоятельницей которого стала игумения Иулиания, а в Оршин монастырь была назначена настоятельницей матушка Евпраксия (Инбер). В середине 1990-х в монастыре был построен деревянный храм преподобного Савватия Тверского. В 2002 году проведены реставрационные работы по фасаду монастыря, отреставрирована монастырская ограда, построен сестринский корпус с трапезной. В 2003 году установлены новые иконостасы в двух приделах монастырского собора, в завершающей стадии реставрация центрального придела. Построен деревянный келейный корпус, начато строительство трапезного корпуса с келейными помещениями. В 2004 году было проведено отопление в зимней части собора. Построен новый деревянный келейный корпус, благоустроена территория вокруг монастыря (проложена дорога). В монастыре есть свое подсобное хозяйство, поля и огороды. В конце 2006 - начале 2007 годов была построена часовня Иоанна Предтечи в пятистах метрах от села Орша, на берегу реки Орша, близ источника. В 2008 году была построена часовня свт. Николая Чудотворца в пятидесяти метрах от восточной стены монастыря, на реке Орша. При монастыре создан детский приют, в котором воспитываются девочки в возрасте от четырех до семнадцати лет, которые обучаются в созданном при монастыре филиале епархиальной православной общеобразовательной средней школы. На богословских курсах, которые действуют при Тверском Екатерининском монастыре, среди других преподавателей читают лекции и сестры Оршина монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_О...

В войну 1812 года церковь Спаса Не­рукотворного образа была осквернена. В 1813 году церковь была вновь освящена. Ведомость 1836 года сообщает, что престол Марии Египетской переименован и освящен во имя свт. Николая Чудотворца. Судьба храма после революции 1917 года удивительна тем, что по непостижи­мым судьбам Промысла Божиего, Спас­ская церковь села Вороново никогда не закрывалась и была одной из трех дей­ствующих церквей подольского района. Уцелел храм и во время войны, и лишь верхняя часть колокольни была разрушена снарядом в 1942 году. http://voronovo-hram.narod.ru Храмоздатели - владельцы усадьбы супруги, графы Воронцовы - Мария Артемьевна (урожденная Волынская) и генерал-поручик Иван Илларионович. Указ о разрешешении строительства был выдан Московской Духовной консисторией 15 августа 1752 г., 19 октября 1762 г. был освящен боковой престол влкмч.Артемия, 16 августа 1763 г. - святой Марии Египетской. Автором проекта был известный московский архитектор К.И.Бланк. Колокольня появилась позднее, ее проект принадлежит Ивану Петровичу Жеребцову (среди московских его работ - колокольня церкви Троицы в Серебряниках и надвратный храм-колокольня Сергия Радонежского Новоспасского монастыря). Храм сильно пострадал в 1812 г. В 1836 г. придел св.Марии Египетской переосвящен во имя Святителя Николая Чудотворца. В советское время храм не закрывался. Заказчики церкви погребены здесь. Ярусное центрическое здание является ярким образцом позднего барокко. В интерьере сохранился превосходный, современный постройке, главный иконостас, боковые, также заслуживающие внимание, относятся к XIX в. Стены и своды расписаны сюжетной и орнаментальной живописью XIX в. Интересны металлические оконные решетки. Отдельно стоящая колокольня - трехъярусная, с полуярусом. Входила в состав утраченный ныне ограды и отмечала парадный вход на црковную территорию со стороны усадьбы. Три нижних яруса прорезаны широкими арками, полуярус решен в виде аттика с небольшими круглыми окнами - резонаторами " звона " . Архитектура сочетает элементы позднего барокко и раннего классицизма. Утраченнный в 1941-1942 гг. шпиль восстановлен в ходе ремонтно-реставрационных работ1990-х-2000-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=06473

Приход был образован на месте Верхотеременгского мужского монастыря, упразднённого до 1764 г. Верхотерменгская Воскресенская церковь, 1855 года, каменная. Престолы в честь: Воскресения Христова - главный, Введения во храм Пресвятой Богородицы, апостола Иоанна Богослова. Введенский храм был освящён 7 ноября 1864 г. исправляющим должность благочинного священником Доримедонтом Соболевым. Верхотерменгская Успенская церковь, 1758 (1759?) года, деревянная. Престолы в честь: Успения Пресвятой Богородицы - главный, прор. Илии. При Верхотерменгской Воскресенской церкви возобновлённый придельный храм во имя Успения Божией Матери освящён 5 ноября 1872 г. В 1895-1896 годах церковь была возобновлена без существенных изменений. Две приписные церкви (д. Кочеварский Погост): Кочеварская Богородицерождественская церковь, 1884 года, каменная. Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы - главный, апостолов Варфоломея и Варнавы. 11 ноября 1884 г. освящён храм в честь Рождества Богородицы. Вторая церковь - Кочеварская Николаевская, строилась в 1756-1758 г.г., вместо сгоревшего храма. Деревянная, теплая. Престол в честь свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского. По народному преданию, первоначально церковь была сооружена в память явления образа св. Николая Чудотворца. Имелось вкладное Евангелие 1713 г.17 апреля 1889 г., в 3 часа пополудни, во время грозы, сильным порывом ветра сорвало железную крышу с Воскресенского храма, разодрав на мелкие куски несколько листов железа, покрывавшего церковь. Кроме того, была сломана глава над боковым придельным алтарём, которая при падении разрушилась. Убыток составил около 300 рублей. 19 марта 1909 г. Вологодская духовная консистории отправила отношение в Императорскую археологическую комиссию с ходатайством о разрешении внутреннего и внешнего ремонта церкви. Алтарь и иконостас были поновлены в 1890 г., крыша заменена железной в 1907 г. Потолок очень низкий. Для ремонта предполагалось: " перебрать потолок, удалив матицы, настлать новый накат и пол, опустив его в средней части храма и в паперти на пол-аршина, оштукатурить стены и покрыть их священными изображениями, выбелить краской стены снаружи " . ИАК постановила: " разрешить просимое переустройство, с условием не повышать крыши " .

http://sobory.ru/article/?object=23310

Причта по штату положено: священник и псаломщик. Причт получает на свое содержание от служб, треб и земли – всего около 470 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села Лаптева и деревень: Близнина, Константиновки и Пищихи, в коих по клировым ведомостям числится 564 души муж. пола и 607 жен. В селе Лаптеве имеется земская народная школа, а в дер. Близнине школа церковно-приходская, открыта в 1886 г. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г. Первоначально в селе Лаптево существовали деревянные церкви во имя Николая Чудотворца и во имя Знаменской иконы Божией Матери. В 1819 году деревянные церкви были заменены одной каменной, устроенной на средства местного помещика Ивана Перфильевича Арсеньева. Церковь стоит на краю села на ровном открытом месте у пруда. Здание кирпичное, снаружи побелено по кирпичу, изнутри оштукатурено. Размеры небольшие, композиция компактная. По типу относится к одноглавым, бесстолпным, трехчастным храмам. Центр композиции – объем в форме «восьмерик на четверике». В четверике один ряд окон и треугольные пилястровые портики по сторонам. В восьмерике четыре трехчастных окна в четырех гранях, а диагональные грани узкие, кровля – сомкнутая по своду, граненая. Глава луковичная на восьмигранном глухом барабане. В четырех скатах кровли полукруглые люкарны. Храм представляет собой памятник культовой архитектуры характерный для эпохи классицизма, в котором еще видны черты барокко. Перестройки и утраты: в 1882 году расширена трапезная. Кровля местами снята, на колокольне отсутствует завершение. Остекления окон нет. http://urban3p.ru/object12893/ Литургия в Лаптево По благословению правящего архиерея митрополита Евлогия в субботу, 19 декабря, на праздник свт. Николая Чудотворца, в приписном монастырском храме в с. Лаптево Камешковского района была отслужена Божественная литургия – впервые за истекшие 90 лет со дня его закрытия. Эту дату первой службы архимандрит Петр обозначил еще летом – как некий маяк, призывно светящий в непроглядной тьме ремонтно-реставрационных работ, которые нужно было успеть провести, чтобы подготовить к ней храм. Весь организационный процесс взвалила на себя благочинная монастыря монахиня Мария, как имеющая опыт реставрационных работ по Боголюбскому собору и инженерное образование.

http://sobory.ru/article/?object=02479

Для возведения стен собора использовали инкерманский камень. Отдельные детали и углы облицованы крымбальским камнем. Вход в храм выполнен в виде закрытой галереи с крыльцом. Отдельный вход в виде крыльца устроен и со стороны северного придела. В мае 1916 года в склепы нижнего храма были временно помещены останки лейтенанта Петра Шмидта, моряков крейсера «Очаков» Сергея Частника, Александра Гладкова, Никиты Антоненко. В ноябре 1923 года состоялась торжественная церемония перезахоронения останков революционеров на городском кладбище Коммунаров. В годы Второй мировой войны здание храма, как и весь центр Севастополя, пострадало от бомбежек. Прямым попаданием снаряда был разрушен южный придел. После войны здание частично восстановили. Богослужения в Покровском соборе проходили до 1962 г. В 1962-1969 гг. в здании храма располагались Севастопольский архив и спортивный зал. В 1969 году храм был полностью отдан под архив. Вскоре с него сняли кресты и маковки. Возвращение здания Покровского собора Церкви пришлось на начало 90-х годов. В 1992-м был передан общине верующих и освящен во имя святого великомученика Пантелеймона северный придел собора. В начале 1994 года Церкви было отдано все здание. К 100-летнему юбилею храма завершилось восстановление южного придела, был отреставрирован фасад, маковки и кресты покрыли позолотой. Сегодня Собор Покрова Пресвятой Богородицы является одним из центров духовной жизни Севастополя. Святыни собора: частицы мощей свт. Луки Крымского, св. блж. Матроны Московской, св. прп. Серафима Саровского, св. Ионы Киевского, св. вмч. Пантелеимона, свт. Николая Чудотворца, мощи преподобных отцов Киево-Печерских и другие. Источник: сайт Севастопольского благочиния Решение о закладке собора на улице Большой Морской было принято в 1892 году. Разработку проекта и руководить строительством было поручено севастопольскому архитектору, автору многих проектов православных и гражданских построек Крыма, Валентину Августовичу Фельдману, который блестяще справился с поручением задания. Финансирование проекта происходило без помощи казны, на частные пожертвования меценатов, купцов и простых обывателей. Удалось собрать 134 000 рублей. Этой суммы полностью хватило на постройку храма. После окончания строительства в 1905 году чин освящения нарядного пятикупольного храма совершил тогдашний епископ Таврический Николай в сослужении с настоятелем мужского монастыря преосвященным Иннокентием. В октябре того же 1905 года Святейший Синод присвоил храму статус городского собора.

http://sobory.ru/article/?object=03636

Он молился Пресв. Богородице и свт. Николаю Чудотворцу, обещая принять монашество, если спасется. Его ладью прибило к каменной отмели (луде) близ южного побережья Б. Климецкого о-ва на Онежском оз., и Иван поставил здесь крест (позднее это место стало называться Крестовой лудой). Переплыв «в малой лодийце» с отмели на остров, он услышал «пресладкий» голос, повелевший ему построить на этом месте храм во имя Св. Троицы и собрать братию. На кусте можжевельника Иван увидел икону Св. Троицы, установил здесь крест и построил часовню. Затем святой вернулся в Вел. Новгород, раздал свое имение нищим и принял постриг в одном из новгородских монастырей, после чего возвратился на остров, возвел там 2 храма - во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца «и украси их великолепием, святыми образами, книгами, ризами и протчею церковною утварью своею казною». И. построил также братские кельи, куда переселились монахи из др. монастыря, находившегося на Б. Климецком о-ве близ Нятиной губы. Московский митр. Варлаам (1511-1521) дал И. антиминсы для храмов и благословил его на игуменство, но святой отказался, и игуменом стал мон. Тихон (согласно писцовой книге А. В. Плещеева 1582/83 г., 1-го настоятеля мон-ря звали Прохором: «А церкви поставленья и церковноя строенье: образы, и книги, и свечи, и колокола - прежнего строителя Ионы да игумена Прохора»). Одно из самых ранних упоминаний Клименецкого мон-ря содержится в записи в рукописном Евангелии-тетр: «В лето 7029 (1521) месяца июня 12 купил сие Евангелие себе старец Харитон, пустынник с Онегаозера, от Троици Живоначалные, ис Климячь, в Ферапонтовы пустыни на Белеозери у Тимоф[е]я у Тимофиева сына. А писал сие Евангелие Тимофеи сам своею рукою. А хто учнет сие Евангелие у себе держати, и вы, господине, Господа ради помяните в святых своих молитвах. А дал на нем рубль» (РНБ. Погод. 153. Л. 269 об.). В записи назван один из первых насельников обители - старец Харитон, также сообщается о том, что в 1521 г. в мон-ре уже существовал Свято-Троицкий храм (согласно др.

http://pravenc.ru/text/578264.html

И. принял постриг в Отенском мон-ре при архим. Харитоне, основателе обители. Через нек-рое время он был рукоположен во иерея, затем стал игуменом Белого во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , кончанской обители Неревского конца Новгорода. После смерти 10(12) марта 1458 г. Новгородского архиеп. свт. Евфимия II И. 19 марта был избран владыкой в Новгороде в соборе Св. Софии «жребием, и нароком всех людий, и изволением всего собора» (БЛДР. Т. 7. С. 238; ср. запись об этом событии в списке Иерусалимского устава из новгородского Хутынского мон-ря ГИМ. Син. 332 - Бобров. 2001. С. 44). Согласно «Летописи Авраамки», 1-я часть к-рой была переписана в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. и отражает владычное летописание эпохи архиерейства И. (возможно, оригинал свода И.), др. кандидатами на кафедру кроме «игумена святого Николы» И. были хутынский игум. Леонтий и мон. (игумен?) Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Варлаам (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 197). В летописном рассказе об избрании И. и о введении его на владычный двор он характеризуется как «благоумный, и смиреный, и нищелюбивый» (Там же). 11 янв. 1459 г. вместе с послами от Вел. Новгорода И. отправился на поставление в Москву. По пути И., вероятно, посетил Троице-Сергиев монастырь , дав обет построить в Вел. Новгороде храм в честь прп. Сергия Радонежского . 1 февр. И. был хиротонисан в Москве во архиепископа Новгородского Собором епископов (в составе Феодосия (Бывальцева) Ростовского, Филиппа Суздальского (см. Филипп I , митр. Московский и всея Руси), Геронтия Коломенского , Евфросина Рязанского; 3 первых епископа позднее стали митрополитами всея Руси) во главе со св. митр. Ионой . И. дал митрополиту грамоту с обещанием не иметь отношений с непризнанным в Москве Киевским митр. Григорием . Такую же грамоту И. дал вел. князьям Василию II Васильевичу и Иоанну III Васильевичу . После кончины свт. Ионы в 1461 г. митр. Феодосий разослал рус. архиереям, в т. ч. И., послания с призывом быть верными своему обещанию и не подчиняться Григорию (грамота митр. Феодосия И.- РИБ. Т. 6. 95. Стб. 691). В Вел. Новгород И. прибыл 6 марта, был торжественно встречен новгородцами.

http://pravenc.ru/text/578254.html

Ред. 2011г.  На месте разобранной в 2007 году старой церкви построена новая, деревянная с колокольней. Летом 2011 года велись работы по устройству западного крыльца. Отделка интерьера пока минимальная. Новая церковь повторяет старую только очертаниями апсиды в плане, все остальное придумано с чистого листа. Село Сарники при прудах находилось в 20 км от Судогды и в 66 км от Владимира. (По-видимому, в настоящее время это часть деревни Гладышева). Около этого села до 1685 года существовала так называемая " Прохорова пустынь " . Она была упразднена в связи с тем, что род князей Воротынских прервался со смертью последнего наследника Михаила Воротынского. Монастырь, как известно, существовал на деньги этого княжеского рода. После упразднения монастыря монахи ушли в Спасский Муромский монастырь. Монастырские храмы стали приходскими и обслуживались причтом Тимофеевского погоста. От монастырской стены (деревянной) остался еще не исчезнувший вал - основание, сложенное из природных камней и поросшее могучими старыми вязами монастырских времен. В половине 18 в. храм Преображения Господня сгорел и богослужения совершались в другой, теплой церкви во имя свт. Николая Чудотворца. К 1775 году Никольский храм настолько обветшал, прихожане решили построить новый деревянный храм во имя Преображения Господня. В 1859 году Преображенская церковь сгорела и вместо нее была построена новая, тоже деревянная, во имя Преображения Господня. В середине Х1Х века на Сарниковском погосте было 3 двора, а в д. Гладышево - 37 дворов. Недалеко от д. Гладышева в конце 19 - начале 20 вв. был построен стекольный Благовещенский (Гладышевский) завод. При заводе была часовня с почитаемой иконой Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной в память о Благовещенском женском монастыре, когда-то расположенном в этих краях. Хозяин этого завода Иван Федорович Гаврилов решил на свои средства вместо деревянного храма Преображения Господня построить каменный храм. Вначале была построена каменная колокольня. Но революция прервала дальнейшее строительство. Так и остался стоять на погосте деревянный храм с каменной колокольней. В 1935 году в храме еще отпевали умерших.

http://sobory.ru/article/?object=02757

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010