Кроме собственных владений, расположенных на землях Руссика, русские строили скиты и кельи на территории других Афонских Монастырей. Список их достаточно обширен. Это два скита: · Андреевский (на территории Ватопедского монастыря); · Ильинский (на территории Пантократорского монастыря). И шестьдесят шесть келий, которые все русскими покинуты и ныне частично стоят в руинах, частично сгорели, частично заселены монахами других монастырей: На земле Хиландарского монастыря: Свт. Иоанна Златоустого, Свт.Иоанна Богослова, Свт. Иоанна Предтечи, Благовещенская, Трех святителей, Св. Игнатия Богоносца, Святой Троицы (1-я), Святой Троицы (2-я), Свт. Николая, Рождества Иоанна Предтечи. На земле Иверского монастыря: Свт. Иоанна Златоустого, Свт. Петра и Онуфрия, Положения пояса Богородицы, Святой Троицы, Свт. Николая, Свт. Иоанна Богослова. На земле монастыря Ставроникита: Покрова Пресвятой Богородицы, Святой Троицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Богородицы, Св. Иоанна Предтечи,Трех Святителей, Апостола Андрея Первозванного, Мученика Климента, Успения Пресвятой Богородицы, Вознесения, Архистратига Михаила. На земле монастыря Григориат: Благовещения. На земле монастыря Филофей: Св. Георгия, Вознесения, Преображения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, Свт. Николая, Евфимия Великого, Иверской иконы Богоматери. На земле монастыря Каракал: Воздвижения Креста Господня. На земле монастыря Кутлумуш: Великомученицы Варвары, Свт. Николая Чудотворца, Свв. Феодора Тирона и Феодора Стратилата. На земле лавры св. Афанасия: Св. Артемия, Св. Георгия (Кераши), Св. Иоанна Богослова, Св. Иоанна Предтечи, Св. Иоанна Богослова (2-я), Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, Прп. Макария, Св. великомученика Георгия, Свт. Иннокентия, Рождества Пресвятой Богородицы. На земле монастыря Симона-Петра: Благовещенская. На земле монастыря Пантократор: Свт. Тихона Задонского, Рождества Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, Свт. Митрофана Воронежского, Свт. Димитрия Ростовского, Прп. Сергия Радонежского, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Св. Косьмы и Дамиана, 12-ти Апостолов, Скоропослушницы Божией Матери, Сретения Господня, Свт. Николая Чудотворца, Свт. Николая (2-я), Св. Димитрия Солунского, Св. Саввы Освященного, Св. Андрея Первозванного и св. равноап. Нины.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&iid=17...

При К. в 1768-1778 гг. были перестроены здания бывш. севского в честь Преображения Господня монастыря, в к-рых располагался архиерейский дом, в 1774 г. обновлен монастырский собор, построены каменные ограда с башнями, надвратная колокольня, келейный корпус, духовная консистория и просфорня. В архиерейском доме проживал не только К., но и его родные - мать и сестра с детьми. Вероятно, решением К. в 1767 г. была закрыта Борщёвская во имя свт. Николая Чудотворца пустынь Севского у., а братия и монастырское имущество переведены в соседний Площанский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь . Вслед. рапорта (6 июня 1770) архиерея в Синод в 1774 г. была упразднена Белобережская брянская пустынь . По инициативе К. в 1768 г. чтимая Глинская «Рождество Пресв. Богородицы» икона была перенесена в кафедральный собор г. Севска. По преданию, образ чудесным образом троекратно возвращался в Глинскую пустынь. Тогда К. повелел вернуть чтимую икону в пустынь и стал заботиться о возобновлении обители: в 1770-1781 гг. его повелением была построена монастырская каменная ц. в честь Рождества Богородицы. В Одрином во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре К. «ободрал» жемчуг и др. украшения с чтимого резного образа свт. Николая для украшения своей митры, омофора и др. При К. были возведены обширный Успенский собор (1776-1779) в Каменском Успенском мон-ре, теплая Никольская ц. (1772) в Климовском Покровском мон-ре, Тихвинская ц. (ок. 1770) в орловском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре и др. При К. в г. Севске построили деревянный Никольский храм (1774) и ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (ок. 1775-1778) на новом кладбище, а на месте городской Пятницкой ц. в 1774 г. заложена каменная Скорбященская; в Брянске достроена и освящена ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1755-1769), возвели орловские церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца («на Песках»; 1775-1790). В 1769 г. был отстроен сгоревший Никольский храм с. Батогова (ныне Лесное). Также были сооружены: ц. арх. Михаила (1771) в с. Бойтичи, храм Преображения Господня (1772) в г. Мглине, 2-этажный храм свт. Николая Чудотворца и прор. Илии (1772) в с. Высоком, 2-этажная ц. в честь Вознесения Господня и Покрова Пресв. Богородицы (1772) в с. Угривище (ныне Угревище), 2-этажный храм вмч. Георгия Победоносца (24 марта 1778 освящен самим преосвященным) в с. Добрунь и др. Были заложены Богоявленский храм (1770-1789) в г. Стародубе и ц. Рождества Пресв. Богородицы (1768-1779) в с. Кабаличи. По благословению К. в 1778 г. деревянный Богородице-Рождественский храм в с. Кропотове был перенесен на новое место, на 90 саж. к северу.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

Поначалу удаленный от Днепра, монастырь с разрешения властей перенесли в 1796-1797 гг. на новое место, а в 1847-1849 гг. преобразовали по просьбе братии из единоверческого в «стандартный». В кон. 1840-х гг. должность благочинного в обители занимал будущий известный подвижник Крыма – прмч. Парфений Кизилташский. 1-м храмом на новом месте был деревянный – свт. Николая; в 1802 г. был построен небольшой каменный храм св. вмч. Димитрия Солунского на средства соседского помещика Дмитрия Куликовского. В 1803 г. освящен каменный храм Корсунской иконы Божией Матери; в 1804 г. - трапезный храм свт. Михаила Синадского. В 1849 г. в версте от монастыря было основано новое братское кладбище (взамен бывшего в самой обители), где в 1857 г. выстроили новый храм Воскресения Христова. В 1882 г. в монастыре был устроен храм свт. Николая в доме настоятеля, прежде в кельях настоятеля существовали другой одноименный храм и церковь свт. Иоанна Златоуста. В 1888-1889 гг. создан новый трапезный храм свт. Иннокентия Иркутского, в 1891 г. построена новая каменная колокольня (38 м). После революции монастырь закрыли и разобрали часть сооружений (в т.ч. собор), на Дмитриевской церкви надстроили водонапорную башню. В 1999 г. богослужения возобновлены в трапезном храме, в 2009 г. Свящ. Синод УПЦ благословил возрождение обители. http://korsunska-mon.church.ua/istoriya/ Сохранились частично стены монастыря, северо-восточная башня, центральные и западные ворота, трапезная (1804 г.), частично Дмитриевская церковь (1797-1802 гг.), некоторые служебные постройки памятника. В плане ограда монастыря представляет собой неправильный многоугольник, сложена из известняка, высота 3,5 м, наиболее ранние участки - конца XVIII - начала XIX вв. (восточный, северный и западный). Представляют интерес западные ворота с сохранившейся своеобразно решенной аркой, завершенной барочным фронтоном, а также башня, сложенная из крупных камней известняка. Ее высота 8,8 м, наружный диаметр - 3,6 м. Башня представляет собой цилиндрический объем, несколько расширяющийся к карнизу, со сводчатым перекрытием и конусообразным завершением, вход в неё - со стороны монастырского двора.

http://sobory.ru/article/?object=42052

Прп. Николай, архиепископ Солунский. 30 ноября - свт. Александр, епископ Мифимнский, чудотворец. Согласно преданию, участвовал в Первом Вселенском Соборе. Среди подвижников благочестия он был «образцом мудрости, столпом монашества». Гробница с его мощами находится в Лафионе, в руинах старинного монастыря. 1 декабря - свт. Феоклит, архиепископ Лакедемонский, чудотворец. Подвизался в VIII в. 3 декабря - мч. Ангелис Аргосский. Пострадал на острове Хиос в 1813 г. 4 декабря - свщм. Серафим, епископ Фанарийский и Неохорийский. Пострадал в Фанарии в 1601 г., во время восстания Дионисия Скилософа. На месте мученичества св. Серафима находится прекрасный храм. В храме сохраняется камень, которым святой в момент своей мученической кончины был поражен в грудь и живот. Честные мощи его находятся в монастыре Коронис. 7 декабря - прп. Герасим Эвбейский, родом из Клазомен Малоазийских, ученик прп. Григория, основателя обители Григориат на Афоне (XIV в.). Память прп. Герасима совершается в этом монастыре, в храме свт. Николая, в тот же день, что и память основателя монастыря. 11 декабря - прп. Леонтий Монемвасийский. 12 декабря - свт. Иоанн, епископ Зихнский (в монашестве Иоаким). Он был племянником Иоанникия, основателя и игумена обители Иоанна Предтечи (Серрский монастырь) на горе Меникии. Св. Иоаким также был монахом этого монастыря. Слава о его добродетельной жизни начала распространятся еще при жизни подвижника. Уступая просьбам жителей Зихны, св. Иоаким в 1288 г. согласился стать епископом Зихнской епархии. Незадолго до своей кончины он ушел с епископской кафедры и возвратился в монастырь, о котором ревностно заботился в течение всей своей жизни. О процветании монастыря особенно заботились также император Андроник III Палеолог, король Сербский Душан и другие владетели, которые почитали обитель за благочестие ее иноков. Свт. Иоаким принял в монастыре великую схиму с именем Иоанн. Он отшел ко Господу в 1333 г. Свт. Иоанн был канонизирован в 1505 г. при Патриархе Пахомии, который был родом из Зихны.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

В 1636 г. свт. Петр (Могила), митрополит Киевский, разобрал деревянный храм свт. Николая (построенный на руинах в XV в.) и благословил " Десятинную церковь Пресвятой Девы, находившуюся у ворот Киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету " . Новый храм был устроен в юго-западном углу первоначального, при его возведении частично использовали остатки древних стен. Другая же часть развалин по-прежнему оставалась под открытым небом. В 1654 г. новую Десятинную церковь освятили в честь Рождества Богородицы. Эту вторую церковь разобрали в связи с началом строительства 2 августа 1828 г. новой Десятинной церкви. 4 ее престола были посвящены: Рождеству Богородицы, св. кн. Владимиру, свт. Николаю и апп. Петру и Павлу. Освятил храм 15 июля 1842 г. свт. Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский. В 1929 г. церковь была закрыта, а в 1936 г. разобрана на кирпичи. 22 апреля 2006 г., в Великую Субботу, возле раскопок фундамента первой Десятинной церкви, была установлена церковь-палатка. 23 апреля 2006 г., на Пасху, состоялось первое богослужение. 1 июня 2007 г. храм-палатку сменил деревянный храм, который 25 июля того же года освятил митрополит Владимир (Сабодан). 9 июля 2009 на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря. Адрес: Украина, 01025, г. Киев, ул. Владимирская, 2. Проезд: от м. " Майдан Незалежности " , " Лукьяновская " - трол. 16, 18 до ост. «Ул. Владимирская». http://drevo-info.ru/articles/15601.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.

http://sobory.ru/article/?object=14098

Близ западной стороны ограды в 1891 г. старанием наместника монастыря была устроена новая каменная величественная колокольня на место прежней, имевшей один нижний каменный этаж. Новая трехъярусная колокольня имела c крестом 18 саженей (38 м) высоты. Наружный вид первого яруса украшен был 12-ю большими круглыми колоннами. Купол колокольни был увенчан вызолоченным восьмиконечным крестом, утвержденным на вызолоченном шаре. В среднем ярусе колокольни были помещены 9 колоколов, наибольший из них, в 316 пудов (5056 кг), был отлит на средства казначея монастыря иеромонаха Филарета в 1892 г. Вдоль стен монастыря со всех четырех сторон было расположено пять братских каменных корпусов. Помимо перечисленных, был еще один храм и несколько других зданий вне монастырских стен. К востоку от монастыря на расстоянии около версты в 1849 г. было отведено место для братского кладбища, взамен бывшего раньше в стенах монастыря. На этом новом кладбище в 1857 г. была выстроена новая небольшая церковь во имя Воскресения Христова, которая в том же году была освящена Преосвященным Димитрием, архиепископом Херсонским. Церковь эта была c одним куполом в виде фонаря, окнами которого церковь освещалась. Под деревянным полом находилась выложенная камнем усыпальница. К западной стороне от монастыря находилось довольно обширное здание гостиницы для богомольцев. На той же стороне от монастыря были расположены разные необходимые в хозяйстве постройки, так как монастырь содержался своими экономическими средствами. Всей братии было в монастыре от 40 до 50 человек. После революции монастырь закрыли и разобрали часть сооружений (в т.ч. собор), на Дмитриевской церкви надстроили водонапорную башню. В 1999 г. богослужения возобновлены в трапезном храме, в 2009 г. Свящ. Синод УПЦ благословил возрождение обители. По материалам официального сайта eprhiya.org.ua Основан в 1787 г. архимандритом Иоасафом для русских старообрядцев, которые поселились на Нижнем Днепре в кон. XVIII в. и воссоединились с Православной Церковью на правах единоверия. В 1790 г. в обители был освящен храм Корсунской иконы Божией Матери, сгоревший в 1792 г. В 1795 г. здесь построили новый одноименный храм с приделом свт. Иоанна Златоуста, а бывшую в монастыре часовню обратили в храм свт. Николая Мирликийского.

http://sobory.ru/article/?object=42052

Рязанским губернским инженером Н.Н. Вейсом был составлен проект каменной церкви с тремя приделами (Вознесения Господня, свт. Николая и свв. мчч. Флора и Лавра) и колокольней. Строительство храма было начато в 1876 г. и продолжалось более 25 лет. Первые десятилетия после революции 1917 года храм продолжал действовать, был закрыт 1937 году и превращен в зерноток, а позже в склад химических удобрений. Указом Патриарха Алексия II от 22 июня 1999 г. в селе Шостье было образовано Патриаршее подворье храма свт. Николая Мирликийского. Настоятелем был назначен священник Александр Афанасьев (впоследствии архимандрит Петр, наместник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы). 30 мая 2002 года было получено письменное благословение Патриарха Алексия II на создание сестричества при Патриаршем подворье храма свт. Николая в Шостье. С 2002 г. обязанности старшей сестры исполняла монахиня Антония (Минина) (ныне игумения Антония, настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в с. Акатово Клинского района Московской области). В 2005 году Патриархом Алексием II на отца настоятеля было возложено послушание восстановить бывший Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. Монахиня Антония и несколько шостьенских сестер переехали на постоянное жительство в с. Акатово. С этого времени обязанности старшей сестры стала исполнять монахиня Неонилла (Фролова). В 2011 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Патриаршем подворье было создано структурное подразделение «Служба помощи семье и детям». 24 декабря 2015 года решением Священного Синода под председательством Патриарха Кирилла Патриаршее подворье храма свт. Николая Мирликийского в селе Шостье было преобразовано в Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь, настоятельницей монастыря была назначена монахиня Неонилла (Фролова). В настоящее время в обители проживают немногим более 30 сестер и 20 девочек, воспитанниц «Службы помощи семье и детям».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На месте Владимирского Алексиевского монастыря в XIII-XVIII вв. существовал мужской монастырь во имя равноапостольных Константина и Елены, а также находившийся во владении обители приходский храм во имя свт. Николая Чудотворца в с. Добром. Возможно, Константино-Еленинский монастырь был основан при блгв. кн. Андрее Юрьевиче Боголюбском, об этом косвенно свидетельствует топографическое положение обители - у дороги из Владимира в Боголюбово, в плотно заселенной местности, археологические находки на к-рой датируются XI-XIII вв. Близ обители, на противоположной стороне дороги, в Яриловой долине, находился мон-рь во имя вмч. Феодора Стратилата, основанный не позднее XII в. В 1276 г. игум. Константино-Еленинского мон-ря св. Феодор был хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. Запустевший в XIV в. Константино-Еленинский мон-рь ок. 1370 г. был возобновлен свт. Алексием, митр. Киевским и всея Руси. Возможно, тогда мон-рь стал домовым митрополичьим (позднее Патриарший, с 1753 синодальный). Во 2-й четв. XV в. в мон-ре была учреждена архимандрития, до 90-х гг. XV в. его настоятели были одновременно архимандритами митрополичьего нижегородского в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-ря. На короткое время после пожара в 1725 г. обитель была приписана к боголюбскому в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) мон-рю. В 1764 г., уже самостоятельный, Константино-Еленинский мон-рь был причислен к второклассным обителям. 11 апр. 1775 г. указ Синода предписывал упразднить обитель из-за ветхости единственного каменного храма и др. строений, настоятеля с братией перевести в Волосов во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Все монастырское имущество было передано в Никольскую ц. в с. Добром. Оставшийся без надзора Константино-Еленинский храм с приделами в честь Благовещения Пресв. Богородицы и свт. Алексия Московского, по-видимому, вскоре разрушился или был разобран. Впервые с. Доброе с Никольской ц. упоминается в жалованной грамоте Константино-Еленинскому мон-рю 1478 г. (АФЗХ. Т. 1. С. 181). В соответствии с описанием храма 1694 г. он был деревянным, с папертью, на углу находилась деревянная колокольница с 3 колоколами. К 1730 г. Никольская ц. была разобрана и по указу Синода на ее месте был построен новый храм, также, по-видимому, деревянный.

http://sobory.ru/article/?object=05408

Несмотря на упразднение обители, число постоянных ее почитателей и жертвователей не уменьшалось. Так, одна из вкладчиц монастыря Екатерина Петровна Толмачева в 1816 году завещала 25 икон, украшенных серебряными ризами с тем, чтобы из них на ее средства был сделан иконостас. Ее завещание подтолкнуло прихожан и причт храма к переносу престола Казанской иконы Божией Матери из разоренной надвратной церкви в бывший соборный храм. Здесь, в трапезной, где находилась зимняя церковь свт. Николая Чудотворца, они решили устроить на средства, завещанные Толмачевой, зимний Казанский придел для служения зимой ранней литургии. Промыслительно, что сама идея возрождения Ивановского монастыря пришла из Зачатьевского монастыря, куда в 1813 году переселились трое из последних ивановских монахинь. Одна из сестер Зачатьевского монастыря, Алевтина, пришла в дом Елизаветы Алексеевны Зубачевой, которая была родом из известной московской купеческой семьи Мазуриных. Зачатьевская монахиня подала ей мысль стать возобновительницей Ивановского монастыря. В том, что Зубачева не оставила этот благой помысел, большую роль суждено было сыграть ее невестке Марии Александровне Мазуриной, жене ее покойного брата Николая Алексеевича. Именно она устроила встречу Зубачевой с выдающимся святителем XIX столетия, митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым). Непосредственное участие святителя в самом замысле возрождения обители определило ее устав и жизнь. Владыка благословил восстановление монастыря по общежительному уставу. К тому времени в Московской епархии уже были созданы женские монастыри с общежительным уставом: Аносин Борисоглебский в 1823 году, ТроицеОдигитриева Зосимова женская пустынь в 1826 году, Спасо-Бородинский в 1830 году, СпасоВлахернский в 1854 году, Крестовоздвиженское сестричество с общежительным уставом в 1856 году. Следующим в этом ряду предстояло стать Ивановскому монастырю. Его штат должен был состоять из 25 монахинь и 25 послушниц, причт монастыря - из двух священников, одного диакона и двух причетников. Макарова высказала намерение устроить в монастыре больницу с церковью и кельями престарелых монахинь. По мысли святителя Филарета, в новом монастыре следовало открыть больницу и училище для девиц духовного звания. Елизавета Алексеевна намеревалась пожертвовать на возобновление монастыря 600 тысяч рублей. Владыка предложил разделить капитал на две половины: одну потратить на восстановление самого монастыря, а на другую приобрести дома в Москве, на доход от которых содержать в будущем монастырь и благотворительные учреждения. В разговоре владыки Филарета с Макаровой-Зубачевой был не только определен характер монашеской жизни будущего общежительного Ивановского монастыря, но и фактически его будущий архитектурный ансамбль.

http://sedmitza.ru/text/975311.html

1580 г. о запрещении завещать, закладывать и продавать вотчины мон-рям, а также отменившем тарханные (льготные) грамоты (Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты. Л., 1986. 43. С. 61; в Соловецком летописце кон. XVI в. говорится, что в 7092 (1583/84) г. «игумен Ияков ездил к Москве ко государю» ( Корецкий. 1981. С. 240; Новикова. 2001. С. 253)). Примерно с 1584 по 1588 г. «под началом» на Соловках содержался бывш. Ростовский архиеп. Давид, лишенный в 1583 г. сана, вероятно, за сочувствие идее унии ( Корецкий В. И. История рус. летописания 2-й пол. XVI - нач. XVII в. М., 1986. С. 119). В «Сказании о Филиппове строении...» сообщается, что И. в мон-ре «поставил храм каменной у переходов Николы Чюдотворца» ( Буров, Охотина-Линд. 2004. С. 154). Однако в Соловецком летописце указано, что Никольская ц. была заложена до игуменства И., в 1576/77 г. ( Новикова. 2001. С. 251); возможно, при нем было завершено строительство, начатое предшественниками. По «Сказанию вкратце», И. освятил Никольскую ц. 11 сент. 1583 г. ( Лобакова. 2004. С. 173). В 1591 г. И. обратился к царю Феодору Иоанновичу с просьбой о перенесении мощей свт. Филиппа из тверского Отроча в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря в Соловецкую обитель. По указу царя Тверской архиеп. Захария благословил обретение мощей свт. Филиппа, к-рые затем были доставлены И. в Соловецкий мон-рь. 8 авг. 1591 г. мощи были положены под папертью Преображенского собора, где свт. Филипп при жизни указал место своего погребения. По мнению А. Е. Смирновой, И. является автором службы на преставление свт. Филиппа, помещаемой в рукописных Минеях под 9 янв. ( Смирнова А. Е. Первоначальная редакция Службы митр. Филиппу: Докл.//Книжное наследие Соловецкого монастыря XV-XVII вв.: Конф. Соловки, 2005). В игуменство И. на Соловках началась работа по сбору материалов для Жития митр. Филиппа. Роль И. в переносе мощей святителя из Твери в Соловецкий мон-рь отмечена почти во всех редакциях Жития (кроме Хронографической, где не сообщается о переносе мощей), но наиболее ярко и развернуто - в Тулуповской редакции, где в уста И.

http://pravenc.ru/text/200179.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010