Явившийся ангел сообщил, что они погибнут, если не покаются. Разбойники покаялись, пропели гимн и были прощены. Во 2-й версии составление гимна «во времена Валента и Валентиниана» (между 364 и 375) связано с горой Юпитера (у перевала Большой Сен-Бернар) в Альпах, мимо к-рой пролегал путь И. в г. Сусанна (Санна). По предположению издателей текста, здесь подразумевается г. Свессиона (ныне Суасон) или Сеноны (ныне Санс), однако, возможно, в первоначальном варианте легенды сообщалось о путешествии через Альпы в Рим св. Илария , еп. Арелатского (444 - The Irish Liber Hymnorum. 1898. Vol. 2. P. 125). Поздние предания о почитании И. отразились в Житии св. Фридолина (VI-VII вв.), составленном в XI в. мон. Бальтером. Согласно этому произведению, Фридолин, выходец из Ирландии, прибыл в Пиктавий для поклонения гробнице святого и был избран аббатом мон-ря св. Илария. Явившись ему в видении, И. повелел восстановить церковь и перенести мощи в более почетное место. Фридолин посетил кор. Хлодвига и обратил его в христианство, после чего король пожертвовал средства для перестройки храма. По инициативе Фридолина епископ Пиктавия совершил перенесение мощей И., после чего аббат отделил часть мощей для себя. Затем И. вновь явился Фридолину и повелел идти в страну алеманнов и основать там мон-рь. По дороге святой посетил г. Курия (ныне Кур, Швейцария), где построил церковь во имя И. По свидетельству агиографа, св. Фридолин основал также мон-рь во имя И., известный под названием Хелера, на берегу р. Мозелла (ныне Мозель) (ActaSS. Mart. T. 1. P. 433-438). Житие св. Фридолина содержит недостоверные сведения и анахронизмы, свидетельства существования мон-ря св. Илария в Пиктавии, строительства базилики и перенесения мощей святого при кор. Хлодвиге не соответствуют действительности. На Житии св. Фридолина основана проповедь св. Петра Дамиани «О перенесении мощей св. Илария» (ок. 1060), в которой имеются дополнительные подробности - мощи И. переносят ангелы и т. д. Авторы XVI-XVII вв. (Ж. Буше, А.

http://pravenc.ru/text/389089.html

Еще один член Духовного экспертного совета фестиваля, настоятель храма Живоначальной Троицы в Чертанове священник Константин Сопельников (режиссер по светской специальности) подчеркнул, что достойных фильмов с каждым годом появляется все больше. Он особенно отметил сериал «Священная география России», который, на его взгляд, замечательно соединяет научные знания и духовное просвещение. Кроме «взрослого» жюри, в состав которого войдут такие известные кинодеятели, как Бернар Оэкс (Франция), Ольга Страда (Италия), Андрей Эшпай, Евгения Симонова, Сергей Лазарук, Виктор Лисакович, Вадим Верник, Леонид Нечаев, Евгения Добровольская и другие, на фестивале будет работать и детское жюри. Ребята из художественных студий, представившие свои работы для выставки в фойе Киноцентра, а также группа девочек из пансиона Министерства обороны РФ будут оценивать конкурсные фильмы по пятибалльной системе. Как было отмечено на пресс-конференции, в прошлом году выбор взрослых и детей совпал: они дали одинаково высокую оценку фильму о благоверных Петре и Февронии Муромских. Более 100 фильмов из России, Чехии, Польши, Сербии, Украины, Казахстана и других стран будут участвовать в конкурсной программе. Среди них – фильмы Владимира Хотиненко, Александра Прошкина, Веры Глаголевой, Веры Сторожевой, Игоря Масленникова и др. Интересной и разнообразной будет программа документального кино и короткометражных фильмов, впервые состоится конкурс анимационного кино. Фестиваль начинает свою работу 1 ноября. Открытие конкурсной программы состоится 4 ноября в 17.00 в Киноцентре на Красной Пресне. Итоги кинофестиваля будут подведены 8 ноября. 6 ноября, в 14-00, в рамках фестиваля будет проведен круглый стол «Современные проблемы детского и юношеского кинематографа в России» с участием представителей Министерства культуры РФ, Министерства образования и науки РФ, молодежных общественных организаций, Русской Православной Церкви и других конфессий, ведущих деятелей культуры и искусства, политиков и общественных деятелей, центральных телевизионных каналов. С 4 по 8 ноября фестиваль «Лучезарный ангел» примет участие в церковно-общественной выставке-форуме «Православная Русь» (ЦВЗ «Манеж»).

http://pravoslavie.ru/32510.html

В воспоминаниях одной из посетительниц дома Флоренского, относящихся к 1915 году – Н.П. Борисовой (Анненковой-Бернар), картина домашнего быта рисуется так: Немощеная улица тихая, Одинокий приютливый дом. Сад. Жасмины и розы раскинулись И сплелись в беспорядке живом. Мальчик резвый по садику бегает, Молодая следит за ним мать. Он играет с цветами душистыми, Ему любо их с веток срывать. Целомудренной свежестью дышится В стенах горниц, как будто живых. Тайный Гость и Хозяин таинственный Обитает невидимо в них... «...На самом том месте, где мирный переулочек неожиданно начинает спускаться вниз, да еще каким крутым уклоном! – вспоминала другая посетительница – М.В. Фаворская, – стоит длинный деревянный одноэтажный дом; к нему примыкает глухой дощатый забор, из-за которого высятся пышные вершины тополей. Если заглянуть в щелку ... Но щелей нет; хозяева хорошо отгородились от улицы; и даже стенка высокой застекленной террасы со стороны улицы не стеклянная, а дощатая, и опять ни одной щелочки. Калитки с улицы в сад, как полагается при Сергиевских домиках, – нет; в сад можно проникнуть только через дом или двор; а ворота со двора на улицу всегда наглухо заперты. Здесь не любят чужих глаз, оберегают свои семейные традиции, свой уклад жизни» Вместе с оформлением купчей Флоренскому были переданы документы о прежних владельцах дома. Из них известно, что в 1893 году он был приобретен потомственной почетной костромской гражданкой Лаврентьевой Агриппиной Ивановной у почетной гражданки Шатерниковой Софьи Васильевны. В 1903 году этот дом перешел сыну А.И. Лаврентьевой – Михаилу Евгеньевичу – действительному статскому советнику города Ярославля. У его жены Любови Федоровны в 1906 году дом был куплен монастырским врачом, а затем преподавателем гигиены в Сергиево-Посадской мужской гимназии Петром Ивановичем Якубом. 273 В1914 году его вдова Александра Николаевна (урожденная Костылева), учредив в гимназии стипендию имени П.И. Якуба, уезжает в Москву, а в 1915 году расстается с посадским домом.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Говоря о трагическом разделении Запада и Востока, обычно упоминают 1054 год. Кардинал Гумберт тогда даже обвинял греков, что они изъяли «фелиокве» из Символа веры (!). Он положил буллу с отлучением и извержением из сана Константинопольского патриарха Михаила. Выходя из храма святой Софии, отряс прах с своих ног. Между тем у папских легатов таких полномочий не было, они не имели такой власти, т.к. пославший их папа был уже мертв. Представляется, что в известном мире эта дата раскола — 1054 год, условна. Ведь и до этого не раз возникали средостения. В указанном году была предпринята одна из попыток урегулировать отношения (папу не поминали в Константинополе с 1009 года). Попытка оказалась неудачной. Интересно, что в нашем календаре имеется праздник в честь перенесения мощей свт. Николы Чудотворца. Это событие произошло в 1089 году — через 35 лет после формальной даты разделения. Как известно, мощи Святителя были перенесены из Мир Ликийских в Бари христианскими энтузиастами с Запада. Возвращаясь к крестовым походам, можно утверждать, что их роль в трагедии разделения была очень значительна. Независимо от несомненно присутствовавших, идеалистических мотивах у их участников (конечно, помимо истинного благочестия была и жажда приключений и новых владений). Крестовые походы усугубили раскол, сделали его необратимым, особенно благодаря печальной памяти 4му крестовому походу, приведшему к погрому Царьграда в 1204 году. Наверное, впервые Запад и Восток так близко, лицом к лицу встретились. Очевидно, что на православных греков латинские епископы и священники на конях и в доспехах, грабежи крестоносцев, произвели не самое благоприятное впечатление. Вместо реальной помощи восточные христиане подверглись вторжению. Крестоносцы вели себя на территории Византии как оккупанты. Греки даже были вынуждены заключать перемирия с мусульманами, за что их потом обвиняли в предательстве. В 1145 году по призыву папы Евгения был объявлен второй крестовый поход. Росту энтузиазма способствовала яркая проповедь Бернара Клервосского. Он даже вопреки воле папы поехал уговаривать германского императора Конрада выступить в поход. Бернар произвел сильное впечатление на императора, говоря о Христе, Которому наносят раны.

http://azbyka.ru/o-krestovyh-pohodah-na-...

Смущаются и мертвых высылают”. Действительно, голос совести порой вызывает из-под спуда давно забытые и, казалось бы, хорошо укрытые грехи. И если человеку “не удается вытеснить совестные укоры и как бы удушить саму совесть, то весь внутренний мир его остается расколотым и ослабленным”. Механизмы, ослабляющие влияние совести, человеку греховному кажутся тем нужнее, чем более страстной является его натура и чем менее он расположен к духовному труду. Часто возникновение психопатических черт сводят к искажениям в мотивационной сфере. Мы считаем, что наряду с этим важную роль играют защитные механизмы греховного строя души, приглушающие голос совести и мешающие духовной работе. И, действительно, если нет нормального выхода духовной энергии в молитве, покаянном чувстве, то, видимо, должен существовать механизм вытеснения или обезвреживания этой энергии. Известно, что нравственное чувство формируется постепенно, незрелая (инфантильная) детская психика в меньшей мере обладает защитными механизмами, а это в свою очередь делает ребенка более открытым к духовной жизни. По мере взросления созревает нравственное чувство, параллельно формируются греховные навыки и привычки. Если человек не усваивает оптимальные пути выхода из проблемных ситуаций (покаяние, молитва, смирение, участие в Таинствах), то в его душе их место занимают различные психопатологические механизмы (вытеснение, проекция, перенос). Человек — существо с обширным жизненным потенциалом. По слову свт. Иоанна Златоуста, в зависимости от выбора он может стать и зверем, и ангелом, и даже сыном Божиим (естественно, по благодати, а не по естеству). Этот же святитель неоднократно указывал, что ни в коем случае нельзя обвинять в своих грехах человеческую природу, естественные наклонности, черты характера, внешние обстоятельства, поскольку решающее значение всегда имеет собственное произволение. Поэтому, когда говорят порой, что невроз, психопатия, алкогольная зависимость являются болезнями, не стоит думать, что это недуги, которыми, подобно гриппу, заражаются от первого чиха. Недаром современные психиатры А. Эй и П. Бернар утверждают, что невротик — не пассивный носитель симптома, а его творец. В связи с этим понятен низкий процент излечения от подобных заболеваний. К.Леонгард, посвятивший десятки лет работе с психопатическими личностями, признавал, что самое большее, что ему удавалось сделать в результате терапии — несколько приглушить патологические симптомы, улучшить адаптацию в обществе, научить держаться “в рамках”. Но сама “болезненная склонность” устранению почти не поддается. Я не виноват, или Пассивные личности

http://azbyka.ru/zdorovie/ocherki-sovrem...

С латинской стороны в этом отношении заслуживает внимания воззрение Петра Клюнийского и Бернара Клервосского. Первый в XII в. писал византийскому патриарху Иоанну Халкедонию: «Хотя мы и разделены с вами пространственно и различием языков, однако же мы соединены неразрывно единством веры и любви. Я желаю заключить с тобой неразрывный союз дружбы, если ты не станешь стыдиться этого». 71 Западный святой Бернар Клервосский в том же XII в. писал папе Евгению III: «Строптивые греки, мы и с ними, и не с ними, соединены в вере, разделены в любви, хотя тоже и в вере они кое в чем заблуждаются». – Тон вообще мягкий. 72 Приведем в том же роде свидетельства греков. Греческий философ Феориан, которому император Мануил поручал столь многие миссии по делам религиозным и который, случалось, вступал в споры с латинянами, увещевал монахов смотреть на латинян как на братьев и притом православных; большую часть пунктов разногласия он считал касающимися вопросов только дисциплинарных и не имеющими отношения к вероучению. 73 Епископ Иоанн Китрский в Македонии (конца XII в.) на вопрос: можно ли присутствовать при латинском богослужении, отвечал, что раздоры между Церквами касаются только двух пунктов – filioque и опресноков, что чтение Св. Писания, молитвы, песнопения, храмы, почитание честного Креста и Св. икон – все это у латинян не отличается от того, что есть у нас. Латинское богослужение (имеется в виду погребальное) не языческое (φαλμωδα υκ στιν νικ), но сообразное со Свящ. Писанием. 74 Не без христианских симпатий относится к латинянам также и Димитрий Хоматин, архиепископ Болгарский (XIII в.) Ему предложен был вопрос, считать ли святой или не святой Евхаристию, совершаемую латинянами на опресноках, а также – нужно ли считать священными церковные сосуды и одежды латинян. Отвечая на вопрос, Димитрий не одобряет латинского обычая совершать Евхаристию на опресноках, но находит, что многие из греков выказывают преувеличенную ревность в борьбе с этим обычаем. При этом указывает, что некоторые из греков более снисходительно смотрят на латинский обычай совершать Евхаристию, и только по вопросу об исхождении Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Наталья Константиновна, я не знаю сумею ли Вам передать, как сложно и странно чувствовал я себя во время Вашего венчания. С одной стороны в душе господствовали отчетливость и благополучие: я чувствовал полноту благожелательного отношения к Алексею и бескорыстного ощущения Вас; остро чувствовал то ярко освещённые большими люстрами, то схороненные в темных углах красоты старой церкви и не только внимательно вслушивался в прекрасные венчальные напевы, но и разлагал их умом и ухом на смыслы и звуки... Но с другой стороны, как то минуя мое настоящее «я», где то над головой и мимо души стремительно неслись самые разнообразные и неожиданные мысли и образы. То меня волновала грубость работы венчальных венцов, то над Вашим шлейфом назойливо вспоминались туалеты Сарры Бернар в «Даме с камелиями». Долго стояла перед глазами осень Булонского леса. Под скорбной листвой Медведковская церковь. Мы с Таней венчаемся. Но вместо Тани рядом со мною Вы, я нежно пожимаю под епитрахилью Вашу руку. Алеша держит над Вами венец. Я     делаю усилие, чтобы проснуться со сна наяву. Сон исчезает. Во внезапно проясненном сознании отчетливо прочерчивается вопрос: почему я без всякого чувства утраты иду вслед за Вами, почему не ревную Вас к Алексею? Вопрос остается безответным. Я гляжу на Алексея. У него в манжете сибирский хризопраз. Хри-зо-праз, — несколько раз подряд повторяю про себя странное, словно неузнаваемое слово и вдруг вижу сибирский тракт, партии каторжных. А что, если Алешу сошлют в Сибирь?.. Моя рука слабеет и неуклюжая, крутореберная корона почти совсем опускается на Вашу прическу. «Вы устали, Николай Федорович, дайте я заменю Вас», слышу я за спиной голос, передаю кому-то венец и отхожу в сторону. Дальше все снова погружается во мрак. Венчание кончено. Вокруг Вас и Алеши толпится много народа. Вам обоим пожимают руки, обнимают, целуют, слышны возгласы, смех. Я подхожу к Вам одним из последних. Я трижды целую Алешу и крепко жму его руки, мы долго смотрим друг другу в глаза. Моя совесть абсолютно молчит: — мои галлюцинации отнюдь не мои чувства. Я приближаюсь к Вам, наклоняюсь над Вашей рукой, но Вы быстрым, встречным движением подымаете ее на мое плечо и Ваши уста снова, как после заутрени, холодом об-

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

Эволюция и религия: Германия и Франция 79 Энтузиастская рецепция: случай Иоанна Августина Цама 80 Исследования отвержения дарвинизма: Мартин С. Бреннан 83 Прогрессивный взгляд американской иерархии: епископ Джон Л. Сполдинг 85 Генетика и монах Мендель 86 Заключение: от Эдемского сада к гороховому саду Менделя 88 Глава 4. Католицизм и наука в середине XX века 91 Введение 91 Католицизм и естественные науки в период с 1922 по 1965 гг. 92 Томизм до Второго Ватиканского собора 94 Папство и доктрина 97 Понтификальная академия наук 103 Жорж Леметр 104 Тейяр де Шарден 106 Второй Ватиканский собор и наука 112 Иоанн Павел II и заключение 114 Глава 5. Наследие Второго Ватиканского собора в области космологии и биологии 117 Введение 117 Ганс Кюнг 123 Уильям Стоугер и Джордж Койн 124 Кеннет Миллер 126 Майкл Бехе 130 Жан Ладрийер 132 Эрнан Макмаллин 134 Джон Хот 137 Бернар Лонерган 139 Стенли Яки 141 Томас Берри, Эдвард Оакс, Элизабет Джонсон и Джозеф Брекен 143 Заключение 147 Глава 6. Католицизм, нейронаука и генетика 149 Введение: наука и этика 149 Биоэтика, личность и жизнь 158 Католицизм, эмержентизм и наука о мозге 165 Католицизм, генетика и первородный грех 167 Заключение 170 Первоисточники 173 Глоссарий 213 Библиография 219 Индекс 235 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

http://bogoslov.ru/article/299426

Баратынский, Евгений Абрамович (1800—1844), русский поэт. Бельский, Михаил (1884—1963), протоиерей, основатель и настоятель прихода Божией Матери Всех скорбящих Радости и св. Геновефы (Женевьевы) в Париже, к которому принадлежал будущий митрополит Антоний. Бердяев, Николай Александрович (1874—1948), русский религиозный философ-экзистенциалист. Один из участников сборника «Вехи». В 1922 был выслан из России, умер в Париже. Утверждал свободное персоналистическое понимание христианства, иногда в абстрактно-метафизическом ключе («Опыт эсхатологической метафизики»), но чаще в антропологическом и историческом. Человек понимается им богословски как соработник Творца («Смысл творчества»), этически — как носитель этики искупления, эсхатологически или историософски — как участник наступающей эпохи завета Духа («О рабстве и свободе человека»). Был также проницательным политическим мыслителем («Истоки и смысл русского коммунизма»). Исповедовал православие и был вдохновенным церковным писателем, но не принадлежал ни к какой богословской школе. Оставил духовную автобиографию «Самопознание». Один из самых влиятельных русских мыслителей ХХ в. Берлин, Исайя (1909—1997), английский мыслитель, историк европейской политической и этической мысли Нового времени, историк русской культуры. Основные сочинения: «Четыре очерка о свободе», «Русские мыслители», «Понятия и категории. Философские очерки», «Против течения. Очерки по истории идей», «Личные впечатления». Бернанос, Жорж (1888—1948), французский католический писатель, публицист. Бернар Клервоский (1090—1153), св., монах-цистерцианец, мистик, церковный деятель. Основатель и аббат монастыря в Клерво, был вдохновителем Второго крестового похода. Из его сочинений наиболее известно толкование на Песнь Песней, давшее толчок к развитию обширной католической мистической литературы. Канонизирован Католической Церковью в 1174. Память 20 августа. Блок, Александр Александрович (1880—1921), русский поэт. Блум, Борис Эдуардович (1882—1937), отец митрополита Антония.

http://predanie.ru/book/70302-trudy-1/

Прочие его труды опубликовал в 5–ти т. Джайлз в Лондоне в 1848 г.; с этого издания их воспроизвел Минь (PL. Т. 199). См. также: Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. В 2–х т. Т. 1. М., 2001. 148 Свою историю он представляет как продолжение известной в его времена «Хронографии» Зигеберта из Жамблу, написанной не в Англии, а на континенте (что следует, по крайне мере, из рукописи Historia Pontificalis, происходящей из Жамблу), к которой сам Джон–де добавил описание событий, происходивших в Церкви от Реймсского собора 1148 г. до 1152 г. Правда, исследователями установлено, что к этой «Хронографии» труд Джона Сэлисберийского не имеет никакого отношения, кроме, разве что, того факта, что Зигеберт закончил свое изложение именно 1148 г. – временем, когда установились тесные связи Джона с папским двором. «История» Джона Сэлисберийского, в особенности благодаря тому, что он сам был очевидцем или участником многих описанных в ней событий, являет собой ценное историческое свидетельство, хотя в ряде случаев можно сказать, что повествователь представляет себя сообщающим читателю куда больше, чем это есть на самом деле. Джон начинает изложение описанием церковного собора в Реймсе, на котором присутствовал папа. Эта тема занимает треть всего текста. Здесь затронута масса интересовавших автора проблем: и привилегии Кентерберийской епархии, и интриги св. Бернара, и его попытки осудить на соборе тонкого, но малопонятого теолога, стареющего епископа Пуатье Жильбера де Да Порре, одного из учителей Джона. Историк отмечает, что некоторые осуждали Бернара за его успешные нападки на Абеляра и за безуспешные нападки на епископа Жильбера, но сам Джон полагает, с одной стороны, что такой святой человек, как Бернар, наверняка совершал свои поступки из религиозного рвения, а с другой стороны – что и аргументы епископа Жильбера, непонятные многим, явно должны были иметь какой-то смысл. Этими легкими уколами Иоанн примирял могучих соперников после их смерти; он описал также их тактику ведения борьбы, завершая свою работу рассказом о неудаче Бернара в осуществлении своего замысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010