Во время войны ему было явление Божией Матери, как гласит предание, он особо почувствовал себя защитником православия. После войны он писал, что занят важнейшей задачей - борьбой по мере сил с мировыми силами зла, которые объединяются в тайные общества. В отличие от Наполеона, который после каждого сражения объезжал свое сражение и смотрел на трупы, это реально он так ездил, катался и смотрел, Александр вообще не мог это видеть, хотя лично был очень мужественным. Интересно - Наполеон гениальный пиарщик, причем не один он, а целая банда его братьев, которые придумывали сражения, которых никогда не было, или участие в которых он не принимал в том виде, каком мы знаем. Например, битва на Аркольском мосту. Молодой Бонапарт, развивающиеся волосы, знамя - а ничего подобного не было. Бой при Арколе - это три дня в ноябре. Солдаты побежали от хорватских стрелков, и он хотел их увлечь, но его братья сдержали его, чтобы его не убили. А в это время бегущие солдаты столкнули их, и они упали в болото. Когда его пытались втащить, еще упали в болото, выволокли его оттуда и увезли. Нельзя же было нарисовать, что генерал Бонапарт под Арколем - в болоте. Поэтому художник Гро и написал свою знаменитую, но абсолютно лживую картину: «Генерал Бонапарт на Аркольском мосту». Е. Никифоров: - Да, Давид написал потрясающую картину - конь, вздыбленный. П.В. Мультатули: - Да, это переход Первого консула через перевал Сен-Бернар в Альпах. Это тоже полная ложь. Наполеон пересекал Альпы на ослике. На лошади по горам не проедешь. Е. Никифоров: - Картина потрясающе красивая. П.В. Мультатули: - Гениальный пиарщик - я об этом и говорю. А битва под пирамидами? Не было никакой битвы, но это неважно. Он придумывал легенды. Александр ничего не придумывал. Он под Аустерлицем получил св. Георгия 4 степени не просто так, а потому что он под огнем неприятеля пытался удержать солдат, лично пытался возобновить контратаки. Во время битвы под Лейпцигом противник находился в 800 метрах от ставки, где был Александр I.

http://radonezh.ru/2021/12/30/aleksandr-...

180 Запись решений этого «собора» была опубликована в 1660 г. Гильомом Бессе в его «Истории герцогов, маркизов и графов Нарбонны». Бессе утверждал, что получил от своего ученого коллеги документ, который представлял собой оригинал текста, составленного ок. 1223 г. Пьером Пуланом, катарским епископом Каркассона. Подлинность этого документа, являющегося единственным свидетельством в пользу существования организационной структуры и иерархии в катарской «церкви», у многих исследователей вызывает сомнение, хотя ряд авторитетных историков полагает, что она отражает реальные события (возможно, в ней соединены сведения о нескольких подобных собраниях). 182 Интердикт – запрет на совершение богослужений и всех церковных таинств в определенной местности. Применялся церковными иерархами, наравне с отлучением, как основная мера воздействия на светских правителей. 183 Легендарная традиция утверждает, что легат был убит по повелению графа, хотя логические соображения говорят, скорее, против этого. Раймону было совершенно невыгодно обострять и без того напряженные отношения с Церковью, и он не мог не понимать, что в данной ситуации вина за смерть легата падет на него. 184 Основными источниками сведений на эту тему являются Historia Albigensis цистерцианского монаха Петра де Во де Серне, предположительно знакомого лично с некоторыми участниками похода, и Chronica magistri Guillelmi de Podio Laurenti Гильома Пюилоранского, написанная ок. 1250 г. Важным дополнением к ним служит «Песнь об альбигойском крестовом походе» Гильома Тудельского. 185 Свидетельства о схизме среди итальянских катаров дошли в двух источниках: анонимном трактате De heresy catharorum, написанном в Ломбардии не позднее 1214–1215 гг., и трактате Ансельма Александрийского, составленном в конце 1260-х годов, вероятно, на основе сведений, которые автор узнал десятью годами ранее, когда был инквизитором. 187 Этот эпизод рассказан в сочинении инквизитора, доминиканца Стефана де Бурбона, написанном в середине XIII в. Стефан уверяет, что встречался с этим писцом, которого звали Бернар Идро, и называет имя переводчика – Стефан из Анца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

704 Но эта была не та дорога, которой следовал молодой Александр. В его творчестве содержится скрытое опровержение этого ритуального и в настоящий момент исчерпавшего себя течения, которое отец Александр критикует в оригинальном русскоязычном издании «Введения в литургическое богословие», наотрез опровергая утверждение, что западное влияние является лишь «новым западным пленом». 705 Открытый послевоенному религиозному брожению, происходившему вокруг него, студент Александр был вовлечен в литургическое обновление и возвращение к Отцам таких великих людей, как англиканский монах Дом Грегори Дикс, бельгийские бенедиктинцы Дом Ламбер Бодуэн и Дом Бернар Ботт; французские католические богословы Луи Буйе, доминиканец Ив Конгар, Мари-Доминик Шеню и Ирине-Анри Дальм, иезуиты Жан Даниелу и Анри де Любак. Особенно следует назвать большие французские богословские серии тех бурных времен: 76 томов серии «Unam Sanctam» (Париж: Editions du Cerf, 1937–1970), изданных доминиканским богословским факультетом института Ля-Сольшуар; 80 томов «Theologie» (Paris: Aubier, 1944–1971), выпущенных иезуитским богословским факультетом в Лионе- Фурвьере и до сих пор не превзойденную иезуитскую серию «Sources Chretiennes [Христианские источники]» (Paris: Editions du Cerf, 1941-), которую де Любак и Даниелу основали в Лионе-Фурвьере в 1940 г. Серия перевалила сегодня за 500 томов патристических творений с переводами и продолжает интенсивно выходить далее. Эти коллекции книги сыграли огромную роль для движения «ressourcement [припадания к истокам]» или «retour aux Peres [возвращения к Отцам]» – богословского и литургического обновления через возвращение к христианским первоисточникам и Отцам. Тогда это было девизом и повесткой дня. 706 Эта дань уважения и открытости Александра, проявленная к мыслителям других традиций, в основном к французским католическим интеллектуалам того времени, 707 была возвращена неправославными богословами в американские годы. Неслучайно, наиболее обширными и всесторонними комментаторами его богословского наследия, за некоторыми исключениями, стали американский лютеранский теолог Гордон У. Латроп 708 и в значительной степени американские католические богословы Айдан Каванах OSB, 709 Кевин У. Ирвин, 710 Дэвид У. Фагерберг, 711 Брюс Т. Моррилл SJ 712 и Питер Галадза. 713 Что касается «русского религиозного возрождения» по Зернову, его история и действующие лица хорошо известны: Афанасьев, Бердяев, Булгаков, Василий Зеньковский , Карташов, Керн, Владимир Лосский , Флоровский и другие. 714 Нельзя не помянуть неоценимый вклад Свято-Сергиевского богословского института, который несмотря на бедность материальных условий сумел произвести такой творческий потенциал, что им до сих пор живет вселенское Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Св. Бернар Клервосский (1090 – 1153 гг.), монах-цистерцианец, аббат, богослов, doctor mellifluous (доктор медоточивый), великий подвижник и учитель католической церкви, имевший при жизни влияние на всю Европу, на Римских пап. Вдохновитель II Крестового похода. Автор книг аскетико-мистического содержания. Св. Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.). Великий учитель католической церкви, doctor universalis, doctor angelicus, монах-доминиканец, систематизатор схоластического богословия. Автор известных трудов «Сумма философии» и «Сумма теологии». Св. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский (1296 – 1359 гг.). Учитель афонского исихазма и благочестия. Прп. Григорий Синаит († 1360). Подвизался на Синае, Афоне и в Македонии, где основал три великие лавры. Писал сочинения аскетического исихастского содержания. Каллист, патриарх Константинопольский, и его сподвижник Игнатий Ксанфопулы (XIV в.). Каллист был учеником прп. Григория Синаита . Сочинения Каллиста и Игнатия духовно-аскетического содержания вошли в сборник «Добротолюбие». Св. Фома Кемпийский (1379 – 1471 гг.), католический подвижник духовно-мистического направления. Ученик Бёме. Подвизался в монастыре Агнатенберге близ Цволле, священник. Автор знаменитой книги «О подражании Христу». Прп. Иосиф Волоцкий (Санин), игумен Волоколамский (1439 – 1515 гг.) Известный русский подвижник. Оправдывал слияние монашеской жизни с государственной и законность монастырского землевладения, а также борьбу с еретиками и казни их. В борьбе с ересью жидовствующих напи сал своё знаменитое сочинение «Просветитель». В своих сочинениях прп. Иосиф проявляется как древнерусский книжник-начётчик. Эразм Роттердамский (1469 – 1536 гг.). Германский учёный, философ-гуманист. Профессор в Кембридже. Представитель рационализма в философии и богословии. Сохранил верность католической церкви, хотя о нём говорили, что он «снёс яйцо, которое высидел Лютер», то есть дал в некоторой степени повод к Реформации. Известно его сочинение «Похвала глупости». Прп. Максим Грек (ок. 1480 – 1556 гг.), учёный монах. Учился в Италии, подвизался на Афоне, бил приглашён Великим князем Василием III в Москву. Занимался переводами с греческого языка, исправлял богослужебные рукописи по древним оригиналам, писал богословско-полемические труды. Был заточён в темницу при Волоколамском монастыре и в Тверском Отрочь монастыре. По освобождении жил в Свято-Троицкой лавре, где и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

970 По свидетельству Амвросия, Августина и Missale Gallicum vêtus. См. также Hahn, Ζ. с, p. 84 f. 971 Беда Достопочтенный (ум. в 735), Ратрамн из Корби (ум. в 868), Раферий из Вероны (ум. в 974), перечисляя таинства, называют только крещение и вечерю Господню; даже Александр из Галеса (ум. в 1245) явно говорит (Summa, p. iv, qu. 8, Membr. 2, art. 1): «Christus duo sacraments instituit per se ipsum, sacramentum baptismi et sacramentum eucharistiae». Дамиани (ум. в 1072), с другой стороны, называет двенадцать таинств, а именно: крещение, конфирмацию, елеосвящение больных, рукоположение епископов, посвящение на царство, освящение церквей, покаяние, освящение канонов, пострижение монахов, отшельников и монахинь, брак. Opp., tom, ii, 372 (ed. С. Cajet.). Бернар Клервоский (ум. в 1151) называет десять таинств. Обычно конфирмация причислялась к ним. См. также Hahn, l. с, 88 ff. 973 Обычно: рождение=крещение; рост=конфирмация; питание=вечеря Господня; исцеление больных=покаяние; совершенное возрождение=елеосвящение; рост общества=брак; управление обществом=священство. Другие сравнивают таинства с четырьмя основными добродетелями: умеренностью, смелостью, справедливостью и долготерпением, и тремя богословскими добродетелями: верой, любовью и надеждой, – но по–разному соотносят таинства с добродетелями. Все эти сравнения, конечно же, более или менее произвольны и относятся к области догадок. 974 Трентский собор провозглашает анафему на всех, кто отрицает семь таинств и то, что они были учреждены Христом, Sess. vii, de sacr., can. 1: «Si quis dixerit, sacramenta novae legis non fuisse omnia a Christo instituta, aut esse plum vel pauciora quam septem, anathema sit». За отсутствием исторических доказательств в пользу семи таинств в произведениях отцов церкви римские богословы, такие как Бреннер и Перроне, были вынуждены прибегать к объяснению посредством мистической disciplina arcani, однако она касалась только порядка совершения таинств и в IV веке перестала существовать в связи со всеобщим принятием христианства. См. также трактат: G. L. Hahn, Doctrinae Roma–nae de numero sacramentario septenario rationes historicae. Vratisl., 1859.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

с англ. – М.: Золотой Век, 1997. – Т. 1. С.61–75.   Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века/Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999. С.375–377.   Лосев А.Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья: Эригена и Абеляр//Историко–философский ежегодник " 88. – М.: Наука,  1988.   Лосев А.Ф. Имя: Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. – СПб.: Алетейя, 1997. С.278–289.   Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978.   Маслов Д.К. Предисловие к апологии Петра Абеляра//Историко–философский ежегодник " 2003. – М.: Наука, 2004.   Мейндл Р. Пьер Абеляр//Великие мыслители Запада: Главные идеи и сочинения более 100 выдающихся западных философов, естествоиспытателей и обществоведов, психологов, духовных писателей и богословов. – М.: Крон–пресс, 1997.   Миртов Д.П. Аристотель//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т. I .   Миртов Д.П. Схоластика//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. II.     Михайлов А.Д. Абеляр//Краткая литературная энциклопедия/Гл. ред. А.А.Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1962–1978.  – Т. 1.   Можейко М.А. Схоластика//История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.   Мудрагей Н.С. Знание и вера: Абеляр и Бернар//Вопросы философии. – М.,  1992. – 3.   Неретина С.С. Абеляр//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I.    Неретина С.С. Абеляр и Петрарка: пути самопознания личности: (Текстологический анализ)//Вопросы философии. – М.,  1992. – 3.   Неретина С.С. Абеляр и специфика средневекового философствования//Абеляр. Тео–логические трактаты. – М.: Прогресс; Гнозис, 1995.   Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995. С.249–281.   Неретина С.С. Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре: Концептуализм Абеляра.

http://bogoslov.ru/person/3046398

Тело его покоится теперь в Кампостеле, в Испании. В особом приделе помянутой церкви показывают самое место мученичества апостола. В приюте устроено до семисот комнат. Множество странников в восточных костюмах составляли живописные группы на дворе приюта, заваленном дорожными тюками. Перед нами только что прибыл в монастырь большой караван из Яффы. Монастырь владеет лучшим в Иерусалиме садом, и последний, действительно, составляет прелестное украшение местности, занимаемой армянами на Сионе. На Сионе находятся еще греческий монастырь Св. Георгия и, невдалеке от английского госпиталя, сирийский монастырь, построенный на месте, как утверждает предание, дома апостола Марка. В переулок выходит заложенная дверь с стрельчатой аркой – говорят, будто это та самая, в которую постучался апостол Петр, освободившись из темницы ( Деян. 12, 12–14 ). По выходе за город из Сионских ворот находится по правую руку небольшой армянский монастырь, построенный в XIV веке на месте, как указывает предание, сохраняющееся с IV века, дома Каиафы. В церкви во имя Спасителя монахи показывают небольшую комнату, в которой был заключен Христос, место, где апостол Петр отрекся от Христа, и даже место, на котором пропел петух, напомнивший апостолу минуту его слабости. В помянутой церкви сохраняется под престолом часть камня, отваленного ангелом от Святого Гроба. Возле монастыря находится здание, о котором говорят, что на месте его был дом, где Богоматерь провела последние дни Своей земной жизни. За этим зданием расположено американское кладбище. Южную оконечность Сиона занимает целая группа зданий с воздымающимся из среды их минаретом. Они носят название Могилы Давидовой (Неби-Дауд) и занимают место древней церкви апостолов, упоминаемой в IV веке св. Кириллом; есть даже поводы думать, что весьма небольшая церковь существовала уже во времена Адриана, в этой единственной, уцелевшей тогда от разрушения части Сиона. Антонин в VI, Аркульф, Виллибальд и Бернар Лесаж в VII и IX веках упоминают об этой церкви, присовокупляя, что здесь показывали в их времена место Тайной Вечери, столб, к которому был привязан Спаситель во время бичевания (об этом столбе говорили уже Бордосский Странник и блаженный Иероним ), и горницу Успения Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только за викарием святого Петра признавалась полнота юрисдикции, тогда как власть епископа была существенно ограничена определенными рамками. Как утверждал святой Бернар, полнота власти (plenitudo potestatis – фраза, впервые актуализированная папой Львом I в V веке) – это исключительно папская привилегия. «Следовательно, тот, кто сопротивляется его власти, противится божественному установлению… [Апостольский престол] может низводить одних [епископов] и превозносить других, руководствуясь собственным суждением… Он может созывать самых высокопоставленных клириков с самого края земли и повелевать им явиться не раз и не два, а так часто, как будет угодно. Кроме того, он быстро воздаст за любой акт неповиновения, если кто–либо попытается противиться» 102 . Если учесть, как сильно акцентировали первенство Римской кафедры инициаторы преобразований XI века, не будет неожиданностью обнаружить, что канонисты открыто призывались к поддержке этого тезиса. Как каноническое право станет инструментом установления абсолютной власти папы, мы еще увидим. Здесь отметим лишь, что к концу XI века благодаря инициативе сторонников папских реформ образованное духовное лицо уже имело в своем распоряжении множество канонических справочников. И то, что многие из них начинались с главы под названием «О первенстве Римской церкви» («Deprimatu romanae ecclesiae»), уже не было чем–либо непривычным или необыкновенным. Тезис стал почти что нормой общепринятой практики. В кратком обзоре того, как поборники папских реформ представляли себе верховенство Рима, необходимо отдельно остановиться на понимании ими отношений папства со светской властью. И вновь понтификат Григория VII имеет к этому самое прямое отношение. В «Dictatus» содержится немало высказываний на эту тему. Наиболее известное утверждение, несомненно, касается права папы низлагать императоров. Как мы видели, этот принцип (о том, что монаршего достоинства можно и лишить) фактически был применен на практике в 1076 году, во время Великого поста, когда Григорий не только освободил германскую аристократию от клятвы верности королю, но и лишил Генриха IV возможности править и затем отлучил и низложил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В 1137 г. потерял Антиохию, занятую византийцами. Погиб в сражении с сельджуками. Евгений III — папа римский с 1145 по 1153 гг., в миру Бернардо, вероятно, из рода Паганелли ди Монтеманьо. Бывший цистерцианский монах, ученик Бернара Клервосского (см. прим. 6). Несколько раз бежал из Рима от сторонников республики. Один из инициаторов второго крестового похода. Ошибка: никакого антипапы в понтификат Евгения III не было. Германским королем в 1144 г. был Конрад III (см. прим. 8). Арнольд Брешианский (ок. 1100-1155) — проповедник и церковный реформатор, ученик Абеляра (см. прим. 12), а не Бернара Клервосского, как по ошибке сказано у Успенского. Стремился возвратить клир к простой жизни времен апостолов, требовал лишить духовенство собственности. Выслан из Италии в 1139 г. как руководитель движения в Брешии против местного епископа. Осужден на Сансском соборе 1140 г. вместе с Абеляром. В 1146 г. вернулся в Рим, где стал идейным вождем восстание против светской власти папы. Поддерживал созданную в 1143 г. Римскую республику. После занятия в 1155 г. Рима войсками Фридриха Барбароссы был приговорен к смерти новым папой Адрианом IV и повешен. Бернар Клервосский (1090-1153) — богослов и мистик, один из самых влиятельных духовных авторитетов своего времени; канонизирован католической церковью в 1174 г. Аббат монашеской общины в Клерво с 1115 г. Отличался крайней ортодоксальностью, защищал догматику и порицал схоластику за рационалистические тенденции. Один из главных вдохновителей второго крестового похода. Клюнийская конгрегация возникла с основанием в 910 г. монастыря Клюни в Верхней Бургундии, подчиненного непосредственно папе. Была известна строгим бенедиктинским уставом, ставшим образцом для всех европейских монастырей. Центр так называемого " клюнийского движения " за очищение церкви. Во второй половине XII в. клюнийской конгрегации принадлежало уже 2000 монастырей в Италии, Испании, Англии, Германии, Польше, но более всего во Франции. Обладала большой духовной и политической властью, из нее вышло двенадцать кардиналов и несколько пап, в том числе Григорий VII (см.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Кенкер сказал в 1954 году, что на него произвел большое впечатление реформаторский характер литургического движения. Он добавил, что высшая церковная власть полностью осознает характер того брожения, которое нарастает в теле Церкви, поэтому она или найдет способ направить реформаторские стремления в нужное русло и сделать их менее опасными, или осудит их как ненужные нововведения 314 . Случилось первое. Энцикликой Mediator Dei церковная иерархия взяла литургическое движение в свои руки 315 . Бенуа отмечает: Эта энциклика, как и большинство энциклик, не вводит в Церковь ничего нового; она, прежде всего, свидетельствует о наличии и жизненности движения, которое уже существует. Она не создает его, но санкционирует и в то же время контролирует, согласовывает и ограничивает 316 . Мы не можем согласиться с существующим мнением, что литургическое движение в большой мере является результатом не научных исследований, но практических причин 317 . Литургическое движение невозможно рассматривать и анализировать, да и понять, если поставить его вне контекста родственных ему в прямом смысле научных феноменов – библейского и патристического движений. Они оставили заметный след в интеллектуальной и духовной жизни Католической Церкви конца XIX – начала XX века. Эти движения представляли собой своеобразное выражение стремления к новому открытию смысла и значения святоотеческих и библейских чтений для жизни Церкви. В то же время, главные деятели литургического движения, прежде всего немецкого, французского и австрийского происхождения, принадлежали к высшим кругам научного мира. В чем же состояла их взаимная связь? Бернар Ботт, объясняя успешное распространение литургического движения, считал необходимым прежде всего принять во внимание, что литургическое движение опиралось на другие движения, устремленные к истокам 318 . Это были библейское 319 и патриотическое движения. Значительную часть своих основных идей литургическое движение установило именно благодаря библейскому движению, развитию библейских исследований 320 , библейскому возрождению и повышению интереса к проповедничеству, который был следствием этого возрождения 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010