34. « Un hagiographe saisi par l " histoire : Cyrille de Scythopolis et la mesure du temps », dans J. Patrich (éd.), The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present, [Orientalia Lovaniensia Analecta 98], Leuven, 2001, p. 119-126. 35. « Remarques sur l " histoire du texte du De aedificiis de Procope de Césarée », Antiquité tardive 8, 2000, p. 9-17. 36. « L " empereur hagiographe », dans P. Guran (éd.), L " empereur hagiographe. Culte des saints et monarchie byzantine et post-byzantine, Bucarest, 2001, p. 29-54. 37. « Les reliques de la sainte Chapelle et leur passé impérial à Constantinople », dans J. Durand et M.-P. Laffitte (éd.), Le trésor de la Sainte Chapelle, Paris, 2001, p. 20-33. 38. « Logique d " une anti-histoire : les Excerpta constantiniens », dans S. Pittia (éd.), Fragments d " historiens grecs. Autour de Denys d " Halicarnasse, [Collection de l " Ecole française de Rome 298], Ecole française de Rome, 2002, p. 537-559. 39. « Il monachesimo sinaitico al tempo di Giovanni Climaco », dans K. P. Charalampidis et al., Giovanni Climaco e il Sinai, Magnano, 2002, p. 27-55 (repris en version française : B. Flusin, « Le monachisme du Sinaï à l " époque de Jean Climaque », Contacts. Revue française de l " Orthodoxie, 214 (avril-juin 2006), p. 190-217). 40. « Nicolas Mésaritès. Ethopée d " un astrologue qui ne put devenir patriarche », dans Mélanges Gilbert Dagron, Travaux et Mémoires 14, Paris, 2002, p. 221-242. 41. « Avant la différenciation sexuelle : la huitième aporie de Michel Glykas », à paraître dans P. Legendre (éd.), publication d " un séminaire autour de Genèse 2 : 24. 42. « Les Eglises chalcédonienne et jacobite en Syrie à l " arrivée des Arabes », dans Cristianità d " Occidente e cristianità d " Oriente (secoli VI-XI). Centro Italiano di Studi sull " Alto Medioevo, Spolète, 2004,  p. 1-39. 43. « Le serviteur caché, ou Le saint sans existence », dans P. Agapitos et P. Odorico (éd.), Les Vies de saints : genre littéraire ou biographie historique ?, [Dossiers byzantins 4], Paris 2004, p. 59-71.

http://bogoslov.ru/person/391874

Празднование непорочного зачатия Девы Марии появляется в англо-саксонских монастырях в первой половине XI столетия, в XII в. оно распространяется в Европе и получает богословское обоснование (Эдмер Кентерберийский). В течение всего Средневековья это учение оставалось предметом ожесточенных богословских споров, причем среди его противников мы находим значительнейших представителей католической мысли. Так, например в XI столетии Ансельм Кентерберийский писал в своем знаменитом трактате «Почему вочеловечился Бог»: «Несмотря на то, что зачатие Иисуса Христа было непорочно и изъято от греха, который связан с желанием плоти, Дева Мария, от которой родился Христос, тем не менее, была зачата под законом греха». Противником «ложной славы» Девы Марии сразу же выступил Бернар Клервосский, к нему присоединяются столь значительные представители средневекового богословия как Петр Ломбард, Александр Гальский, Бонавентура, Альберт Великий и сам Фома Аквинский, писавший: «Когда празднуется день зачатия Девы Марии, то это совершенно не означает, что она была изъята от первородного греха в своем зачатии», хотя некоторые из них считали, что пребывая в плену греха в своем зачатии, Божия Матерь была избавлена от него еще до рождения. Против учения о непорочном зачатии Богородицы высказывались многие Римские первосвященники, например Иннокентий III и Климент IV. Значительный вклад в развитие этого учения оказала и общая эволюция западного понимания первородного греха, который воспринимался уже не как заражение чрез плотское зачатие, а как утрата благодати. Утверждение учения о непорочном зачатии в сознании католического Запада связано с влиянием самого выдающегося францисканского богослова Иоанна Дунс Скота (XIII – начало XIV), разрешившего непреодолимую для его великих предшественников проблему – безгрешность Марии разрушает всеобщность искупления, ибо если она свободна от греха, то не нуждается в искуплении, которое, таким образом, перестает быть всеобщим. Избавляя Марию от греха, Скот не избавляет ее от искупления, но предлагает идею пред-искупления (praeredemptio). «Более важное благодеяние – предохранить от зла, нежели позволить впасть во зло», поэтому Спаситель силою грядущего искупления предохраняет Свою Матерь от греха прежде начала ее бытия, и непорочное зачатие становится самым совершенным родом искупления. Благодать Божия не удаляет грех из природы Богоматери, а предотвращает его появление в ней, и именно в этой трактовке учение о непорочном зачатии было впоследствии догматизировано Пием IX.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Именно в армии смутное желание писать, творить стало для меня ясной целью. До армии я никем не хотел быть, жил бездумной, растительной жизнью. В Риге, в полковых казармах на улице Гауяс, в летнем лагере школы сержантов, в окрестностях светлой, милой Валмиеры во мне родился писатель. Я стал вести дневник, записывая в него картины природы, случаи из армейской жизни с диалогами и портретными зарисовками сослуживцев. Я снова вернулся к чтению. В части была замечательная библиотека, и я, фактически заново, читал Толстого и Тургенева, Гоголя и Пушкина, Блока, Фета, а также Лондона, Хемингуэя, Гомикаву… С таким душевным настроем в 1967 году я вернулся в мой город, чтобы не разлучаться с ним больше никогда. Все три года службы он незримо был со мной. Я помнил о нем, мечтал вернуться, в письмах матери и отца, друзей и подруг я слышал его голос и знал, что он тоже ждет меня. После армии я работал в управлении культуры, трудился бетонщиком на домостроительном комбинате, землекопом, каменщиком-трубокладом, обмуровщиком котлов, дворником, ночным сторожем, был актером самодеятельного народного ТЮЗа. В 1969 году мне дали квартиру в старом деревянном доме на улице Калинина, где мы прожили с женой семнадцать счастливейших лет! В этом доме прошли многие заветные часы и дни моей жизни, и, умирая, я буду вспоминать комнату, из которой был виден храм Андрея Первозванного, — там я написал свой первый рассказ. В том доме выросли и воспитывались наши дети, а сколько замечательных людей побывало в моей просторной, с таинственным полусумраком комнате, в которую никогда не заглядывало солнце! Если что-то действительно любишь, оно никогда не надоест, от него не устанешь, и в благодарность за твою любовь оно воздаст тебе в полной мере. Вологда была и остается для меня средоточием мира, и потому я не люблю никуда ездить. Здесь, в Вологде, для меня Святая Земля и Троице-Сергиева лавра, Рим и Ваймар, Александрия, куда прибыл в погоне за Помпеем Цезарь, и Париж, где умирает бедная Виолетта. Здесь для меня поле Фарсала и Бородина, здесь Лиза у окна читает письмо Германна, здесь Вернер Хольт идет ранним утром по пляжу с Марией Крюгер, а старец Гете встречается с подругой юности Шарлоттой Буфф, здесь раненый Алексей Турбин убегает от петлюровцев, а шмелевский Сережа слушает рассказы доброго Горкина, здесь Бернар де Мержи убивает на дуэли Коменжа, а каторжник Провис выплывает на середину Темзы…

http://pravoslavie.ru/6094.html

Говоря о том, что искусственное создание нового обряда недопустимо, Ратцингер почти упрекает Павла VI в поспешности, с которой новый миссал был введён в общецерковное употребление. То, что он считает неотъемлемой принадлежностью литургии, составляет её вертикальное измерение, было вытеснено или сокращено, а сама Тридентская месса попала в «ежовые рукавицы» местных епископов. Критикуя экспериментальные богослужения, кардинал Ратцингер задавал неудобный вопрос: «Почему епископы разрешают любой вид литургического эксперимента и при этом обрушиваются на тех, кто просто хочет использовать обряд, который был распространён со времён Пия V?» Сам он неоднократно принимал приглашения на совершение традиционного римского обряда. В книге воспоминаний 1997 года будущий понтифик писал: «Я убеждён, что церковный кризис возник во многом благодаря распаду литургии, которую иногда воспринимают не как дар Божий: и в этом отношении живёт безразличие к тому, есть Бог или нет, говорит Он с нами или нет, слышит он нас или нет… Но поскольку церковная община не может происходить из себя самой, а её единство берёт начало в Боге через веру, современная ситуация неизменно приведёт к раздроблению на сектантские партии разного рода — оппозицию внутри Церкви, которая разорвёт её изнутри. Вот потому нам нужно новое литургическое движение, которое оживит наследие II Ватиканского собора» . Возвращение к истокам или торжество реакции? Апостольское письмо Summorum Pontificum связывалось с возрождением «вертикального» богословия литургии и достижением внутрицерковного мира. Высказывались надежды на «литургический поворот», возвращение к духу II Ватиканского собора, слышнее стали призывы к «реформе реформы». Настоятель священнического братства Пия Х епископ Бернар Фелле написал письмо, в котором выражал надежду, что за восстановлением литургического «правила молитвы» последуют снятие отлучения с братства и дальнейшие богословские дискуссии . Архиепископ Сент-Луиса кардинал Бурк с восторгом писал: «Я часто встречаюсь с молодыми людьми, которых привлекает древний чин мессы, хотя у них даже нет опыта его совершения… Их привлекает красота и благородство, которые воспитывает обряд… Поскольку ординарная форма сильно упрощена, священник и те, кто ему помогает, должны быть внимательными к действию Бога на литургии и не давать места вольностям, которые искажают её природу» .

http://bogoslov.ru/article/6172424

Мы это без труда докажем Ренану, если он попытается оправдать свое невероятное утверждение. Теперь, говорит он тоном пренебрежения, мы перейдем к оценке мечтаний Иисуса о космическом перевороте в том смысле, в каком Он ожидал его для мира. Геология и астрономия, науки положительные, учат нас этому в совершенстве. Нелепо верить, что наступит конец миру, а затем последует его возрождение. Но нужно простить этому бедному невежде его предрассудки, так как общая мысль его была хороша. Франциск Ассизский, Сен Бернар, Иоанна Д " Арк, Лютер, равно как и Колумб и Ньютон также имели свои предрассудки, но тем не менее были все-таки исключительными личностями, оказавшими огромные услуги человечеству. Мы ничуть в этом не сомневаемся! Франциск Ассизский не был ли учредителем Ордена францисканцев, которые теперь переименованы в капуцинов? Перестаньте! Будьте хоть немного сострадательны к этому бедному Иисусу, который верил в будущий мир, не зная ни геологии, ни астрономии! (стр. 122–129). Вы слишком добры, г. Ренан! Вы особенно восхитительны, осуждая сами следующим образом свое сочинение: «Идея Иисуса должна быть принята в общем безо всяких боязливых предположений, отнимающих у нее по справедливости то, в чем заключается ее действительная сила, переродившая человечество» (стр. 125). Это замечание вы шлете по адресу «деизма восемнадцатого века и протестантства» (стр. 124). Вы правы, но дело в том, что если вы сами копируете этих деистов и протестантов, так зачем же вы их осуждаете? Деисты и либералы-протестанты, которых вы взяли образцами (см. введение, стр. 6 и след.), утаивали также истинный характер деяний Иисуса, отнимая от них Божественную и сверхъестественную сторону. Вы поступаете также, как они, а сами их порицаете! Будьте по крайней мере хоть раз логичны! Прежде чем закончить свои скитальческие блуждания в лабиринте тысячи противоречащих друг другу утверждений, рассыпанных по VII главе, Ренан со смешною спесью заявляет, что никто не будет пытаться отрицать противоречие, существующее между идеями Иисуса о будущем конце мира и известной Его моралью ввиду надежного состояния человечества (стр. 126). На самом деле это был бы напрасный труд, по той простой причине, что Иисус никогда не читал нравоучений ввиду надежного состояния человечества, а только ввиду будущего мира, в котором добродетель будет вознаграждена, а порок наказан. Конец мира произойдет в срок, который, есть незаметная точка в вечности Божией. Вот почему Иисус говорил: сей свет окончится скоро; итак, приготовьтесь чрез свои добродетели получить вечную награду в Мире будущем. Чтобы найти противоречие в учении Иисуса, Ренан приписывает Ему две идеи, которых Он никогда не высказывал.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Иными словами, под Curia Romana стал пониматься церковный аналог светского права короля или вассала (curia regis). Новый легализм оказал серьезнейшее влияние на папство. Спустя небольшое время Рим захлестнул неиссякаемый поток тяжб, что неизбежно увеличивало объем папского судопроизводства. Фактически папская активность в течение всего последующего зрелого Средневековья заключалась преимущественно в исполнении именно правовых, а не религиозных функций 357 . В период с 1100 по 1300 год практически все папы были юристами. Западная церковь была наводнена канонистами и в течение какого–то времени даже захвачена ими. Бернар не зря опасался того, что в папских палатах о законах Юстиниана будут говорить больше, чем о законе Христа 358 . 1C сожалению, к XIV веку, как мы увидим ниже, обретенный папой правовой статус привел, помимо прочего, к многообразным злоупотреблениям и коррупции. Если верить сатирам на римскую курию, сочиненным в XII веке, эти злоупотребления уже тогда были серьезной проблемой. В долговременной перспективе такое положение дел оказалось трагическим как для Западной церкви в цепом, так и для папства в частности. 3. Направления мысли: Восток Подобно Западу, Византия также испытывала интерес к аристотелевской логике и к платоновскому умозрению. Иначе и быть не могло, поскольку традиция, восходящая к греческой античности, являлась существенным элементом византийской культуры. Сказать, что византийские интеллектуалы чувствовали себя в этой традиции как дома, было бы трюизмом. По выражению обладавшего энциклопедическими познаниями Пселла, античные авторы были для византийцев «своими писателями», чем и обуславливался византийский культурный шовинизм. После Македонского возрождения IX века традиции греческой учености сохранялись до самого конца империи 359 . Нашим знанием греческой классической литературы мы во многом обязаны этому возрождению, пришедшемуся на эпоху Фотия и Арефы Кесарийского . В XI столетии эта традиция получила дополнительный импульс, связанный с реорганизацией императорского университета Константинополя [Аудиториума] и двух его учебных институтов – философской и юридической школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

10. Ответ на 11, Юрганов: сказала мне, что католичество белорусских оппозиционеров вообще не связано с религией Владимир, ну это вполне укладывается в систему, учитывая, что свидомые страдают комплексом неполноценности и в качестве компенсации выискивают хоть что-то, связывающее их с " западом " . Униатская Церковь вполне годна для этого. Причем комплекс выражается по-разному в зависимости от среды, консервативности и образования: " городская " тусовка предпочитает более современные веяния (по сути общие для любой либеральной среды), а " сельская " питается более традиционной русофобией старого разлива (вплоть до ее расистских и нацистских форм). Я их каких сортов только не насмотрелся. Касательно католичества - а что, отрицательное к нему отношение в русской патриотической среде мотивировано лишь чтением Брянчанинова? Скорее нет, это просто стандартный образ врага. Такое же бездумное отношение, только по форме противоположное, чем у свидомых. Ну не у всех конечно, люди разные бывают, и на РНЛ есть исключения, но средняя температура - именно такая. Даже о католических формах консерватизма обычно не удается поговорить со многими нашими записными патриотами - но путем расспросов выясняется что они уже накачались в 90е книжками, которые представляют собой пересказ написанного заокеанскими протестантами ))) Так что в споре веры и политики последняя выигрывает, кроме может самых воцерковленных людей, тк им политика до лампочки ))) 9. Либеральные московские священники снова " зажигают " " Зажигают " они потому, что на них не накладывают прещения. Позиция священноначалия напоминает мне позицию Януковича во время майдана на Украине. Результат для нашей Церкви может быть очень печален. 8. Ответ на 4, Vladislav: [QUOTE3)ebpeйcko-kamoлuчeckaя оппозиция православной церкви, лидер еврейской оппозиции там у вас необольшевик-неомарксист и ненависттик христианства Бернар Генри Леви, а католической - те её члены, и таких не мало, которые живут противостоянием Православной Церкви. Лет 15 назад одна польская католичка сказала мне, что католичество белорусских оппозиционеров вообще не связано с религией. Это просто слово написаное на политическом флаге. Эти люди и в Бога то не верят, а просто им надо быть против русских и против Православия. Отсуюда и их " католицизм " . И её, как верующей, очень неприятно такое использование её религии

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/01/li...

3. Jean Skylitzès, Histoire des empereurs de Byzance, trad. fr. par B. Flusin, notes par J.-C. Cheynet,  [Réalités byzantines 8], Paris, 2003. 4. La civilisation byzantine (Que sais-je ? n° 3772), Paris 2006.   Parties d " ouvrages 5. Pélagie la Pénitente. Métamorphoses d " une légende. I. Les textes et leur histoire, dossier rassemblé par P. Petitmengin, [Etudes Augustiniennes], Paris, 1981, p. 39-131 : Les textes grecs, par B. Flusin. 6. Pélagie la Pénitente. Métamorphoses d " une légende. II. La survie dans les littératures européennes, dossier rassemblé par P. Petitmengin, [Etudes Augustiniennes], Paris, 1984, p. 15-41 : La vie métaphrastique de Pélagie - BHG 1479, par B. Flusin et J. Paramelle ; p. 43-51 : Une vie abrégée de Pélagie - BHG 1479m, par B. Flusin ; p. 53-64 : Les synaxaires de Pélagie, par B. Flusin. 7. Révision et publication posthume de J.-C. Guy, Les apophtegmes des Pères. Collection systématique. I. Chapitres I-IX, [Sources chrétiennes 387], Paris, 1993. 8. J.-M. Mayeur, Ch. et L. Pietri et al. (éd.), Histoire du christianisme, t. III, Les Eglises d " Orient et d " Occident (432-610), Paris, 1998, p. 486-657 : IVe partie, chapitre I : Evêques et patriarches : les structures de l " Eglise impériale ; chapitre II : L " essor du monachisme oriental ; chapitre III : Le christianisme impérial et ses expressions : théologie, spiritualité, piété, par B. Flusin. 9. C. Morrisson (éd.), Le monde byzantin. I. L " Empire romain d " Orient (330-641), [Nouvelle Clio], Paris 2004 : chapitres II, Triomphe du christianisme et définition de l " orthodoxie (p. 49-78) ; IV, Les structures de l " Eglise impériale (p. 111-141) ; VIII, La vie religieuse. Les chrétiens dans le monde (p. 221-254) ; IX, La culture écrite (p. 255-276) par B. Flusin. 10. J. Durand et B. Flusin, éd., Byzance et les reliques du Christ, [Centre de recherche d " histoire et civilisation de Byzance. Monographies 17], Paris 2004. 11. J.-C. Cheynet (éd.), Le monde byzantin. II. L " Empire byzantin (641-1204), [Nouvelle Clio], Paris 2006 : chapitre XIV, L " enseignement et la culture écrite, p. 341-368.

http://bogoslov.ru/person/391874

Их авторитет представлялся бесспорным, несмотря на появление огромного числа пассионов и актов мучеников, немало из которых явно не соответствовали реалиям своего времени и тем не менее признавались подлинными. В том числе и в средневековье. Для раннехристианских мучеников канонизация долгое время вообще не требовалась – их признание закреплялось литургической практикой (в частности поминанием в Литургиях) 227 . В Раннем средневековье в связи с появлением в Западной Европе культа множества новых святых, почитание которых часто имело узко локальный характер, появилась потребность в упорядочении этого явления. Важную роль сыграли капитулярии 228 805–806 гг. франкского императора Карла Великого о запрете почитания новых святых без одобрения епископа 229 . И хотя первая канонизация с участием папы римского (Иоанном XV святым был объявлен аугсбургский епископ Ульрих) состоялась в 993 г., церковные Соборы Католической Церкви XI в. и вплоть до второй половины следующего века (равно как и каноническое право) признавали главенство епископов в канонизации святых. Это приводило, в частности, к тому, что епископы и даже аббаты объявляли святыми своих предшественников в диоцезах и монастырях 230 . Усиление папства постепенно привело и к сосредоточению канонизации новых святых исключительно в руках римских пап. Примечательно, что если герой Каноссы Григорий VII не провел ни одной канонизации, то через сто лет папа Александр III не признал канонизацию, осуществленную в Швеции без его ведома, а в 1234 г. папа Григорий IX сделал папскую канонизацию обязательной нормой средневекового права 231 . В Византии же канонизацией вначале распоряжался епископат, затем – константинопольский патриарх и Поместные Соборы. Средние века стали временем расцвета христианского культа святых. Было канонизировано множество выдающихся христиан, прежде всего, епископов, настоятелей монастырей, а также монархов, представителей высших слоев общества. Католической Церковью святыми были объявлены неугомонный (но неудачливый) крестоносец французский король Людовик XI, аббат Бернар Клервосский, превративший Цистерцианский орден в один из самых могущественных монашеских орденов средневековья и написавший первый устав для духовно-рыцарских орденов – Устав тамплиеров, Доминик Гусман, создавший орден для борьбы с ересями, который стал главным в деле инквизиции, архиепископ Томас Бекет, убитый по приказанию короля Англии, Франциск Ассизский, создавший самый массовый монашеский орден средневековья, английский король Эдуард Исповедник и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По всей Европе и на отвоеванных крестоносцами территориях Ближнего Востока тамплиеры построили сеть неприступных замков. Они стали использоваться для хранения сокровищ ордена, а сам орден превратился в финансовую корпорацию. Рыцари стали банкирами королей и Римских пап, торговали реликвиями и принимали их в качестве залога под ссужаемые деньги. Так что у ордена были средства для приобретения похищенной кем-то из крестоносцев Плащаницы. Вождь крестоносцев Бонифаций Монферратский, сделав своей резиденцией Фессалоники, тотчас же построил там церковь во имя Нерукотворного Образа. После взятия Константинополя в 1204 году вождь крестоносцев Бонифаций Монферратский взял себе в жены Марию Венгерскую, вдову византийского императора Исаака II Ангела, рассчитывая на свое избрание на трон Константинополя. Однако венецианцы, финансировавшие поход, провели своего кандидата Балдуина Фландрского. В качестве компенсации Бонифацию были переданы византийские области к западу от Босфора и Крит. Своей резиденцией он сделал Фессалоники. Примечательно, что там незамедлительно была построена церковь во имя Нерукотворного Образа: «Ахейропоэтос» (теперь она называется Эски Кума Куми). Известно, что Бонифаций пожертвовал расположенные в центральной Греции Сидони и Равенники ордену тамплиеров. Когда в 1207 году он умер, его вдова, будучи регентом после смерти мужа, чинила препятствия собственности ордена. Затем Мария в третий раз вышла замуж за крестоносца француза Николя де Сент-Омер (умер до 1219), который правил Фивами и Биотией и позднее вступил в орден тамплиеров (по другим данным, в орден вступил их сын Вильгельм. Напомним, что один из основателей ордена был также из рода Сент-Омер). Таким образом, прослеживается прямая связь между завоевателями Константинополя и орденом тамплиеров, однако доказательств того, что этим путем Плащаница попала в орден, нет. Вильсон полагает, что первоначально тамплиеры хранили Плащаницу в сокровищнице ордена в Акре. Перед захватом Акры арабами в 1291 году ее переносят сначала в Сидон, затем на Кипр , а в 1306 году в Марсель. Туда ее мог перевезти гроссмейстер ордена Жак Бернар де Моле вместе с другими сокровищами ордена. Из Марселя сокровища переправляют в замок Тампль в Париже. Там перед ней совершали тайные службы для самого узкого круга руководителей ордена.

http://pravoslavie.ru/70025.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010