Иисус Христос Однако Богородица нужна была нам для того, чтобы через Нее воплотился в человеческий образ Господь наш Иисус Христос, Сын Божий. В Неделю св. отец о.Иоанн говорит новое поучение, где он объясняет, зачем именно Сын Божий делается от Богородицы Сыном человеческим. «Сын Божий единородный, единосущный, собезначальный Богу Отцу, всеблагий, всемогущий, ипостасная (то есть личная, особая – М. В.) Премудрость Божия, устроившая мир и все, что в мире, Сам Вседержитель, содержащий всю видимую и невидимую тварь, воспринял человеческое естество, вступил в родство с человеками, Им же Самим сотворенными по образу и подобию Своему, но согрешившими и по дерзкому преслушанию и крайне растлившимися по причине преступлений бесчисленных. Сын Божий соделался Сыном Человеческим, Человеком, во всем нам подобным, кроме греха, – не престав быть Богом безначальным и всемогущим. Какая благость! Какое милосердие! Какое снисхождение крайнее! Прияв наше обнищавшее грехами естество, Он и рождается в бедности, от бедной – хотя царского рода – и Пречистой Девы, в убогом вертепе. Он делается Братом человеков, Братом – скажу ближе – твоим, моим!.. Какие плоды от такого родства Сына Божия с нами – для нас? Чего требует от нас, – каких качеств, каких дел, – такое высокое, преблагородное родство наше с Богом? Не видите ли, что мы приняты в самое близкое родство с Сыном Божиим, чрез Его вочеловечение? Мы сделались, по благодати и дару Христа Бога, общниками Божественного естества, своими Богу, а не чужими. Чудное родство! Дивное благородие человека! Бог соделался Братом нашим по вочеловечению! И потому «не стыдится братию нарицати» нас, «глаголя: возвещу имя Твое братии Моей» ( Евр.2:11–12 ); даже друзьями называет Он, Богочеловек, исполняющих заповеди Его: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» ( Ин.15:14 ). Если Господь явил нам такое бесконечное снисхождение, такую милость, такое благодеяние, то, конечно, мы должны со своей стороны принести нечто в жертву Богу; ибо вера наша есть святой завет и вечный неразрывный союз души с Богом, а в завете с обеих сторон соблюдаются неизменно известные условия.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Инстаграм калифорнийского пресвитера: постная пицца, клубничная плантация и арабские православные девочки 21 июля, 2015. Протоиерей Петр Перекрестов Благословенная Калифорния в объективе русского священника Протоиерей Петр Перекрестов – священник Русской Православной Церкви Заграницей, ключарь кафедрального собора Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости» в Сан-Франциско и постоянный автор «Правмира» продолжает радовать прекрасными фото читателей своего инстаграма . Картина в Монреальском музее изящных искусств. Май 2014 года. Выставка ювелирных изделий Питера Карла Фаберже в Монреальском Музее изящных искусств. Май 2014 года. Москва. На беседе епископа Пантелеимона Орехо-Зуевского с добровольцами службы Милосердия. Октябрь, 2014 года. Московский иконописец Ольга Спиридонова. Октябрь 2014 года. «Священство для меня – возможность говорить полным голосом» – священник Александр Ельчанинов (Франция), из дневника. Православная Калифорния: новый храм Антиохийской Архиепископии, в честь святого Апостола Андрея Первозванного, в городе Риверсайд, в Южной Калифорнии. Святой град Иерусалим. Каждый день, каждый час, каждую минуту, несмотря на трудности, Господь нам посылает Свою красоту, Свою Любовь, Свою милость. Наша задача – это замечать и на это откликаться. А это уже из области «гортанобесия» :) Я этим Великим постом, по выходным (елей дозволяется), увлекся приготовлением фирменной «калифорнийской» постной пиццы – с баклажанами, грибами, зелеными маслинами… Получается очень вкусно и полезно! Зарубежная Русь. В 1937 году Русская Зарубежная Церковь открыла в Вифании (на Святой Земле) школу-интернат для арабских православных девочек. Впоследствии немалая часть этих девушек поступила в один из двух монастырей Зарубежной Церкви – на Елеоне и в Гефсимании. Теперь в Вифанской школе учится 415 девочек, из которых лишь небольшая часть (19-20 человек) – христианки. Фото учениц школы, 2005 год. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Не задумывались ли вы, почему Господь создал часовые пояса? У нас в Калифорнии лишь 6 часов вечера (нам еще 6 часов ждать пасхальной заутрени). В Австралии давно встретили Воскресшего Христа, да из России уже несколько часов поступают пасхальные приветствия. Я думаю, что Господь так устроил, чтобы дать возможность всему человечеству непрестанно и круглосуточно совершать богослужения и Господа славить. Когда в Москве спят, мы здесь совершаем литургию, а когда в Москве обедня – мы спим. И это просто замечательно: «Благословлю Господа на всякое время»!

http://pravmir.ru/instagram-kaliforniysk...

ИСПОВЕДЬ (см. также: Делание, Покаяние). Господь, не хотяй смерти грешника, но обращения его посредством покаяния, да примет тебя, раскаивающуюся в поползновениях твоих. Если хочешь стяжать крепость в невидимой брани, особенно против блудного духа, который, как и все духи, ловит втайне, исповедуй, не стыдясь, твои поползновения старице твоей и исцелеешь. – Мнениям своим не верь: сказано об истинной любви, что она не мыслит зла. 137 . Грех человека уничтожается исповеданием греха, а самые корни греха истребляются борьбой с греховными помыслами и повторением исповедания, когда помыслы начнут одолевать. Бог да простит тебе прошедшее и да укрепит на будущее время. Твое искушение – ничего не значащее. Оно было крепко оттого, что ты его скрывала. Перескажи его с раскаянием матери А., и когда помыслы начнут действовать, то повторяй исповедание с раскаянием. Великое счастье, когда при этой борьбе есть человек, которому можно исповедаться. «Противьтесь диаволу, и бежит от вас, – сказал святой апостол Иаков, – противьтесь, не соглашаясь со влагаемыми ими помышлениями, и исповедуйте их». 138 . Как зрение своих согрешений, так и сердечное исповедание их есть особенный дар Божий, и испрашивается усердной молитвой. Умоляй милосердного Господа, чтобы даровал тебе этот дар – залог спасения, и сама понуждайся к откровенности, ибо враг рода человеческого ненавидит этот путь и всячески старается воспрепятствовать рабу Божию, желающему стяжать милость Божию частым исповеданием своих грехов. А для тебя этот путь необходим. Волю свою добровольно отсекай перед старицей. Милосердный Господь да поможет тебе во всем. Бог да благословит тебе приобщиться Святых Таин. Облегчение, чувствуемое тобой после исповедания твоих поползновений, свидетельствует, что твое спасение заключается в этом делании. Принуждайся со всевозможным усилием исповедоваться перед старицей, это поможет тебе вскоре. Оттого, что ты пожила долго в других монастырях без этого делания, тебе трудно приняться за него. Но преодолей себя! 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Историческое обозрение Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря Для большего удобства обозрения, разделим Историю обители на три отдела, сообразно важнейшим событиям замечаемым в её внешней и внутренней жизни: 1. От основания обители, до восстановления её после Литовского разорения, или от половины XVI до половины XVII столетия (от 1550 – 1654 года) период малоизвестный, по скудости сведений; 2. От 1654 года до 1764 года, то есть с объявления духовных штатов, период её обновления, устройства и процветания; и 3. От 1764 до 1862 года, настоящее состояние обители. Отдел I. От освоения обители в половине XVI столетия, до обновления её после Литовского разорения от 1550 до 1654 года Период этот не богат фактами, но все они любопытны, как последняя случайно уцелевшая память о древнем быте обители, в свое время имевшей немалое влияние на судьбу края и его население. Мы выше видели, что Князья Воротынские, при Иоанне Грозном, сохраняли еще тень своей самостоятельности; не ошибемся, если скажем, что она могла проявляться, без стеснения, разве в украшениях Божьих храмов и монастырей и в делах Христианского милосердия; посему нет сомнения, что и Троицкий монастырь, ктитором которого был Князь Владимир Иванович Воротынский, продолжал пользоваться и по кончине сего Князя (в 1553 году) покровительством и вниманием двух других его братьев Александра (†1564) и Михаила († 1584) и их сыновей. В 1563 году Иоанн Грозный разделил свое государство на две части: одну под именем Опричины, куда был включён и Перемышль, взял, под, свое непосредственное заведование, а остальную под именем Земщины, отдал в управление Боярам Земским. Сам он, мучимый подозрениями, выехал из Москвы и с Опричниками поселился в Александровской слободе (Владимирской губернии). Иногда он объезжал города и монастыри своей Отчины, где иногда живал по нисколько месяцев сряду. Из Царских путешествий в нынешнюю Калужскую губернию по летописям известны: 1. 1563 года мая в 9 день Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич поехал в Оболенск, в Калугу, в Перемышль, в Козельск, в Воротынск и по своим дворцовым селам в тех городах 17 ; 2. Во вкладной книге упраздненного Перемышльского Шаровкина монастыря (ныне село Ильинское) записано: «Род (1566) году Государь ездил в Белев, был в монастыре и дал на рыбу и на масло 100 рублей денег». Несомненно, в оба эти путешествия, обитель Троицкая, как состоящая на пути из Калуги в Козельск и Белев, видела в своих стенах Грозного гостя и испытала его милость или гнев, для которых он не знал меры, после несчастной перемены в его характере.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ А мир все более и более склоняется симпатией к такого рода ложному, истеричному христианству. Но мы не должны обращать внимание на его вкусы – чем более мы будем хранить дух нашей веры, тем более мы будем чужды этому миру, тем более будем ненавидимы им, презираемы, будем видеться ему нелепыми, немощными, даже безблагодатными. Если сегодня мир отчасти привлекается к православным и любопытствует об их вере, то это не повод к тому, чтоб нам в угоду миру изображать какую-то таинственную напыщенность, ложную духовность. Бедная правда лучше выряженной лжи. Мы теперь бедны духовностью, как никогда, нам более, чем христианам других времен, подходят слова псалма: Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истина от сынов человеческих ( Пс. 11:2 ). Мы – нищие духом, и увидеть это ясно, осознать это, в смирении и покаянии понести это, – пожалуй, единственное доступное и спасительное делание для нас в наши дни. Ясное осознание духа времени, нашего духовного положения, меры наших возможностей – сохранит нас от неправильных исканий, от напрасной растраты тех жалких сил, которые мы имеем, от банкротства дел наших, от несбыточных мечтательных предприятий и не соответствующих нашему состоянию подвигов. Нашему времени уже не свойственно обилие духовных яств, то великолепие и благоухания, которыми была исполнена и овеяна жизнь прежних христиан. Нам осталось больше немощи и скорби, поэтому и наиболее спасительными для нас будут именно: постоянная смиренная молитва и воздыхание об убожестве нашем, самое скромное и уничиженное воззрение на все свои труды и делания, самое снисходительное и милосердное отношение к близким, безропотное, благодарное приятие всего случающегося с нами, всецелое упование на милость Божию и ни в коем случае не надеяние на свои добрые дела, не ожидание в себе чего-либо высокого. Яркий живописный образ этому находит святой епископ Игнатий: изобилие духовных благ в среде древних христиан он сравнивает с роскошным обедом, который устроил богатый Домовладыка Своим многочисленным друзьям и знакомым.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Любовь Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждой, приходит в совершенство благостью и милосердием, которыми выражается подражание Богу, как сказано в Евангелии: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк. 6, 36 ) и еще сказано в Евангелии: Милости хочу, а не жертвы ( Мф. 12, 7 ). Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его – выше жертвы, которая не принимается без мира к ближним, по слову Евангелия: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф. 5, 23–24 ) (2, ч. 2, с. 57). ...Должно знать, что если всякая добродетель приобретается не вдруг, а постепенно и с трудом и понуждением, то кольми паче любовь как начало и конец всех добродетелей требует к приобретению своему и времени, и великого понуждения, и внутреннего подвига, и молитвы, и прежде всего требует глубокого смирения пред Богом и пред людьми. Смирение и искреннее сознание своего недостоинства – во всех добродетелях скорый помощник, равно и в приобретении любви. Итак, начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов; чья совесть возмущена множеством беззаконий, тот да помышляет, что любовь есть исполнение закона ( Рим. 13, 10 ). Ибо любящий ближняго, – говорит апостол, – исполнил весь закон (см. Рим. 13, 8 ). Если бы мы не достигли означенной совершенной любви, по крайней мере, позаботимся и постараемся не иметь зависти, и ненависти, и памятозлобия (2, ч. 2, с. 42). Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому дьявол мешать не может, а где только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим (1, ч. 1, с. 101). Ради спасения человека из любви так Пострадавший Единородный Сын Божий и тридневно Воскресший весь закон Свой основал на двух заповедях – на любви к Богу и ближнему, и ни одна из этих заповедей не может совершаться без другой. Святой Иоанн Богослов говорит: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец ( 1Ин. 4, 20 ). Также и любовь к ближнему, если бывает не Бога ради, а по какому-либо побуждению человеческому, то не только не приносит пользы, но нередко причиняет и вред душевный. Признаки же истинной любви христианской апостол Павел выставляет следующие: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла (и не помнит зла), не радуется неправде, радуется же о истине, все любит, всему верит, всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает ( 1Кор. 13, 4–8 ) (2, ч. 2, с. 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

М.Н. Бережков Речь в торжественном собрании Института Кн. Безбородько и Гимназии, 25 сентября 1892 года, в праздник пятивековой памяти преподобного Сергия Радонежского. Милостивые Государи! С давних пор, в памятниках письменности и в живой речи, в торжественном тоне и в тоне обычном, спокойном, у нас принято говорить про наше отечество, что оно есть «святорусская земля», «святая Русь». В этих изречениях заключается высокий смысл и высокая истина, для нас отрадная. И мы должны ясно сознавать эту истину для себя, и говорить ее вслух всему свету. В самом деле: мы исповедуем православную веру христианскую, высочайшую святую истину, больше которой нет ничего на свете: Россия свята в этой вере православной; она есть церковь , а церковь свята, как хранительница истины Христовой. И в том еще смысле свята Русская земля, что она прославлена подвигами многих святых угодников своих: они глубоко чтимы у нас; мы молимся им, как ближайшим, природным нашим молитвенникам пред Господом; молясь им мы желаем подражать вере их и праведной жизни, выразить подобно им, свою веру в самих делах, в самой жизни своей. И пусть «мир во зле лежит»; пусть у нас много тяжелых грехов исторических, тем более тяжелых, что мы исповедуем чистое христианское учение, и хорошо знаем, как свят и обязателен нравственный закон Христов. Что же? Благость Божия безконечно больше наших грехов, а грехи могут быть заглажены покаянием и обращением на путь праведной жизни. В русском народе, глубоко набожном и церковном по внутреннему настроению, всегда был жив дух покаяния и высокий идеал святости; у него пред очами всегда живые примеры благочестия – целый лик русских святых и церкви вселенской; он уповает, что милосердый Господь Бог, по молитвам этих святых, потерпит его грехам. Это покаяние и это упование на милость Божию да на молитвы святых угодников суть спасительный залог исправления и лучшей христианской жизни. И опять нужно сказать: Русь свята этими упованиями на Бога и святых Его, этим покаянием и верою, что многогрешная по делам она может стать лучшею, что она не только по вере, но и по делам самым может, при помощи Божией, становиться менее грешною, более святою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Милосердный самарянин У человека милостивого сердце подобно жертвеннику, на котором приносится жертва Богу Если бы вы знали, как содействует молитве милостивое сердце! Если ты хочешь молиться подлинно, как должно, тебе необходимо стать милостивым человеком. Милостивым в полном значении этого слова. Когда человек скажет кому-нибудь доброе, поддерживающее его слово, сделает какое-либо доброе дело или окажет кому-нибудь милостыню, то его сердце непременно почувствует умиление, которое, в свою очередь, сподвигнет его к молитве. Доказано многими примерами, что когда милостивый человек станет на молитву, молитва его сразу же возносится к Богу, внемлющему ей. И наоборот, как об этом пишет святой Исаак Сирин: «Подвижник немилостивый подобен неплодному дереву». Человек, который не имеет милостивого расположения сердца, похож на древо, не приносящее плода. Этим он хочет сказать, что сколько бы человек не нёс телесных подвигов, как-то – поклоны, посты, бдения, – если сердце его жесткое и немилостивое, сердце его глухо и не движется любовью ко всем людям, он не симпатизирует всем людям, как это делает Бог, – то, как мы уже сказали, делание его остаётся без плода. Знаете, вот как высоко значение милостыни, как об этом пишут отцы Церкви: «Милостыня даже без других добродетелей может спасти человека». И ещё, нечто большее: «Человек милостивый уподобляется Самому Богу». Как вы думаете, почему? Потому, что Господь безгранично милостивый. Когда священник служит литургию, в конце ектении он произносит возглас: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и тебе Славу воссылаем». Видите, одно из свойств Бога – милость Волитель милости Среднестатистический человек во все времена встречает обличительные речи с чувством неприязни к обличителю. Сколько пророков были за обличения грехов биты, брошены в застенки и казнены! Зачем же Господь побуждает пророка идти к народу с суровыми обличениями? Чтобы помиловать народ. . Вот и человек милостивый уподобляется Богу, а Бог, в свою очередь, не может не наделить такого человека Своей благодатью.

http://pravoslavie.ru/105340.html

митрополит Иоанн (Снычёв) ОБРАЩЕНИЕ ГРЕШНИКА НА ПУТЬ ПОКАЯНИЯ Каковы примеры тому, как Божественная благодать чрез слово Божие обращает человека на путь покаяния? Блаженной памяти Павел Простый, ученик аввы Антония, поведал отцам следующее: Однажды пришел он в монастырь для посещения и наставления братии. После обычный взаимных приветствий они пошли в церковь Божию к молитвенному правилу. Блаженный Павел, остановясь у входа, смотрел на каждого входящего в церковь , внимал тому душевному расположению, с которым каждый входил; он, по особенному дару благодати Божией, видел состояние души каждого подобно тому, как мы другу друга видим лица. Все входили с светлыми и веселыми лицами, с каждым шел Ангел, радуясь о нем; но одного из братий увидел Павел с лицом черным; все тело его было темно; с обеих сторон держали его демоны и влекли к себе, вдевая узду в его ноздри; святый Ангел, печальный и плачущий, следовал издалека. Проливая слезы и часто ударяя себя рукою в грудь, Павел сидел у дверей церковных и горько рыдал о том, кого он увидел в таком душевном состоянии. Некоторый из братий, увидев внезапную перемену в старце, его слезы и рыдание, и полагая, что он увидел что-либо достойное сожаления во всем обществе их, упрашивали его сказать им о причине плача; предлагали ему войти с ними в церковь; но Павел не принял предложения их и, отказавшись войти в церковь, сидел у дверей и горько оплакивал виденное им. По окончании непродолжительного церковного молитвословия, Павел опять внимательно смотрел на выходящих, чтоб видеть, в каком душевном состоянии каждый выйдет из церкви. И вот! видит он, что муж, у которого прежде лицо было черным и все тело темным, выходит из церкви с лицом светлым; тело его было чисто, демоны, которые прежде держали его, шли вдали, возле же него шел Ангел в веселии и радости о нем. Павел пришел в восторг от радости и, благословляя Бога, взывал: о неизреченное милосердие Божие и благость! о Божественная милость и неисчислимые щедроты! Поспешно взошел он на возвышенное место и громким голосом сказал: приидите, видите дела Господа, как они страшны, как они достойны всякого удивления! Приидите, видите Того, Кто хочет всем человекам спастись и в познание истины придти! Приидите, поклонимся и припадем пред Ним, и скажем: Ты один можешь отпускать грехи! На голос Павла стеклось все братство монастыря, желая услышать, что он скажет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

НИКОЛО-БАБАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (см. также: О своей жизни, О своем здоровье). Бог, по неизреченной Своей милости и человеколюбию, даровал мне тихий приют для окончания в нем земного странствования моего во внимании себе и в покаянии. Вследствие моего всеподаннейшего письма к Государю я уволен от управления епархией, и мне представлен в управление Бабаевский монастырь. 38 . Милость Божия даровала мне тихий, весьма удобный приют, соответствующий и потребности душевного настроения, и потребности крайне расстроенного здоровья. Бабаевский монастырь гораздо уединеннее и Коневца, и Валаама. Безмолвие начинает действовать на меня благотворно, отвлекая очи ума от зрения на деющееся в мире и направляя их к созерцанию своей греховности и предстоящего Суда Божия. Все совершающееся совершается под недремлющими взорами Всеблагого и Всемогущего Бога, одно по воле Божией, другое по попущению Божию. «Горе миру от соблазнов», – сказал Спаситель. «Но подобает приидти соблазнам» (см.: Мф.18:7 ), – предрек Спаситель же. Попущение соблазнов как логическое следствие употребления произвольного человеками их свободы и воли и как казнь, сама собой вытекающая из злоупотребления воли (так как Богом и дана свобода воле, и вместе дан закон, как употреблять ее), должно созерцать с благоговением, покорностью, исповеданием своей греховности и правосудия Божия. Очень наставительна молитва святых трех Отроков в пещи Вавилонской. Да совершается воля Божия! Да дарует милосердный Господь спасение немощным, от них же первый есмь аз, которые имеют какое-либо произволение, хотя и самое немощное, спастись. 47 . Несколько слов об обители Бабаевской. Ею я очень доволен. Братии до девяноста человек; между ними есть несколько замечательных подвижников. Монастырь общежительный. Богослужение идет очень просто, чинно, благоговейно. Пение по воскресным и праздничным дням придворное, по прочим дням – столповое. Две церкви: холодная и теплая – поместительные, две другие: над Святыми вратами и больничная – маленькие. В корпусе, составляющем и доканчиваемом башнями тоже фас, помещаются и настоятельские келий, и трапеза со всеми ее принадлежностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010