Год издания тридцать восьмой 1 . Часть первая Сила благодати и сила Поучение в праздник Богоявления Лейся благодать Божия спасительная всем человеком ( Тит. 2:11 ). Что это за спасительная благодать Божия? Это благодать искупления Господом Иисусом Христом грешного человечества. Со времени грехопадения прародитей люди подпали гневу Божию, осуждены на смерть телесную, сделались пленниками диавола. Всем людям грозила вечная погибель, – не только жившим вне закона, но и под законом. Ясно сказано: елины беззаконно (не имея закона) согрешиша, беззаконно (вне закона) и погибнут, и елицы в законе согрешиша, законом суд приимут ( Рим. 2:12 ). В первом случае идет речь о язычниках, которые не знали закона откровенного и жили только по закону совести. Они будут судимы по этому закону и погибнут за то, что поступали вопреки совести. Во втором случае разумеются Иудеи, которым дан был закон писанный, и за нарушение этого закона они подвергнутся осуждению, Пред лицом Праведного Бога те и другие безответны, и непременно все погибли бы; но милосердый Господь, никому не желающий погибели, но всем желающий спасения, послал Сына своего Единородного в мир для искупления людей, для избавления их от вечной погибели. Гнев Божий приложился на милость. Не по делам, не по заслугам каким либо, а единственно по милости Божией даровано спасение людям. Явися благодать Божия, то есть благодать искупления, спасительная всем человеком. Она излилась не на один какой-либо народ, но на все народы. Все народы должны составить вселенскую Церковь в противоположность церкви ветхозаветной, к которой принадлежали только потомки Авраама. Правда, христиан в настоящее время гораздо меньше, чем язычников, магометан и иудеев; но дело не в наличном количестве христиан, а в постепенном возрастании их числа, так что рано или поздно наступит время, когда христианство сделается единственною Верой на земле, когда все другие веры и вероисповедания уступят место единой истинной Вере, и будет едино стадо и един пастырь ( Ин.10:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

ГРЕХ (см. также: Зрение своих грехов, Падение, Покаяние). ...Вы брошены в Париж, столицу моды, столицу образованного мира и, можно сказать, в столицу тьмы и греха. В столице тьмы и греха охранитесь от помрачения, охранитесь от греха. Где больше опасности, там нужно больше осторожности. Если необходимые обстоятельства заставят быть в городах, где свирепствуют чума или другая заразительная болезнь, то надо стараться кончить там дела как можно скорее и уехать как можно скорее. Тем более так должно поступить относительно города – столицы греха. Кто знает, не нанесет ли всезлобный грех какой раны? Кто знает, какую он нанесет рану? Он может нанести и смертельную рану, неисцельную. 181 . Не должно смущаться бывающими переменами как чем-то необыкновенным, не должно пускаться в тонкое разбирательство грехов, но проводить жизнь в постоянном покаянии, признавая себя грешным во всех отношениях и веруя, что милосердный Господь всякого, лишь признавшего греховность свою, приемлет в объятия Своего милосердия, в недра спасения. Это разумеется не о грехах смертных, покаяние в которых принимается Богом только тогда, когда человек оставит смертный грех . 184 . Святая Православная Церковь признает, что нет греха человеческого, которого бы не могла омыть Кровь Господа Бога Спасителя нашего Иисуса Христа. Сколько бы раз ни повторился грех человеческий, Кровь Богочеловека может омыть его. Грехи всего мира ничего не значат перед Всесвятой Кровью вочеловечившегося Господа, пролитой за нас. «Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы, человеки, исцелехом» (см.: Ис.53:5 ). Пребывает неисцеленным только тот, кто сам отвергает дарованное ему и всем человекам исцеление и спасение. Так обильно излилась на нас милость Божия, что самый тягчайший грех, повторенный человеком тысячу раз, может быть изглажен покаянием человека. [...] Иной человек ненавидит грех свой, но так привык ко греху, так бессилен для борьбы против него, что не перестает впадать в ненавидимый, мерзостный грех, увлекаясь насилием преобладающего навыка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Д.А. Авдеев Молитвы в унынии и печали святым угодникам Божиим Великомученице Варваре Варвара сама испытала эти душевные муки. Молитва первая Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющийся и любовию целующий, страдания же твоя мученическая, и в них самого Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас, умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему – безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Молитва вторая Святая великомученице Христова Варваре! Моли с нами и о нас, рабах Божиих (имена), умоляемаго от Своего милосердия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, христианскую же кончину жития нашего безболезненну, непостыдну, мирну и Божественных Тайн причастну да дарует, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас, всегда, ныне и присно и во веки веков. Святителю Николаю Чудотворцу Еще при жизни этот святой проявлял свои чудотворные способности в утешении обремененных печалью. Молитва первая О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставите нас в греховнем плену быта, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Двадцать пятый день. Поучение 1-ое. Св. Олимпиада диаконисса. (Сущность учения о христ. милостыне). I. Св. Олимпиада, память коей совершается ныне, была дочь знатных и богатых родителей живших в IV в. в Константинополе. Оставшись с детства сиротою, она была воспитана умною и добродетельною Феодосиею, теткою святых Амфилохия и Григория Назианского. В ранней молодости, потеряв жениха, с которым была обручена, Олимпиада пожелала посвятить себя на служение церкви и ближним. Однако многие искали руки высокообразованной, богатой и отличавшейся красотою Олимпиады, сам император Феодосий Великий желал устроить ее брак с своим родственником Елпидием, но она отказалась и от такого блистательного замужества, несмотря на то, что ей пришлось много пострадать за это противоречие воле императора. – Отправляясь в то время (в 388 г.) на войну, Феодосий приказал префекту столицы взять под опеку имение Олимпиады, под тем предлогом, что она как будто расточает его... Это было тяжело для нея, потому что она таким образом лишалась средств помогать бедным, что было для нея большою отрадою. И вот, оскорбленная и огорченная, Олимпиада решилась написать императору: – «Государь! Ты оказал мне милость, которая достойна не только государя, но и епископа: опекою, которую ты назначил над моими имениями, ты освободил меня от многих тягостных забот. Но для большего успокоения моего благоволи повелеть, чтобы все имущество мое было употреблено в пользу церкви и бедных. Я всегда опасалась суетного тщеславия, к которому легко располагается человек, раздающий свое богатство. Это временное благо: довольство собою и почетом со стороны людей, могло бы лишить меня истинных благ духовных и вечных»... Возвратясь в 391 г. в столицу, Феодосий велел возвратить Олимпиаде ее имения, заметив при этом, что «такая умная и добродетельная личность, как Олимпиада, лучше всякого другого сумеет распорядиться своим достоянием». И вот, Олимпиада снова стала щедрою рукою употреблять свое богатство на добрыя дела: содержала больницы, выкупала из рабства пленных, строила церкви. Св. Иоанн Златоуст , современник Олимпиады, сравнивал милосердие ее с обильной рекой, которая несет воды свои до самых границ земли и обогащает море, Сама же Олимпиада ограничивалась удовлетворением только самых необходимых и самых умеренных нужд своих; добровольно обрекла себя на труженическую жизнь, служа больным и бедным, и никогда не ублажала себя никаким развлечением или отдыхом. Даже большую часть ночи она проводила в молитве. Относилась она ко всем с любовию, и «кротость ее была такова, что превосходила простоту самых детей».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Декабрь 1878 года 1 декабря. Благодарю Тебя, Боже прещедрый, за щедрый промысл Твой о нищих, ибо Ты чудно послал мне чрез благую рабу Твою Стефаниду двести рублей сразу, чего, кроме случая с Павлом Алекс. Дмитриевым, давшим пятьсот рублей, никогда не бывало ранее и после того. Дай, Боже, мне быть щедрым. Благодарю Господа за величайшее по благости Его избавление от страшной тесноты вражией, постигшей меня за нелюбовь и презрение к некоторым нищим, часто просящим у меня: я подал им с огорчением и как бы насмешкой по копейке серебром, тогда как другим дал по пять копеек и более. Довольно долго держал меня враг бесплотный в своих железных лапах, но когда я припал несколько раз в покаянии к престолу у Покрова, Господь державно избавил меня от смерти душевной и от затворения во ад, и я спокойно служил всю литургию. Вечер. Благодарю Господа, сподобившего меня в час сей великой милости Своей: прощения грехов скупости, маловерия, смеха, озлобления, суровости относительно нищих. Девочку малую и одного мужчину лет двадцати я совсем отринул и отвел с досадою в сторону, чтоб не просили меня. А сказал Господь: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне [ Мф.25:45 ]. Согрешил пред Господом и человеками, не помиловав человеков, имея возможность помиловать, – прости, Господи! В церкви во время вечерни поддался истерическому смеху по легкомыслию и бесстрашию, когда увидел повалившимся на ступенях сторожа Прокопия. Долго не мог удержаться от смеха. Так-то я благоговею пред лицем Божиим! О, окаянный, бесстрашный я! Каюсь, обвиняю, осуждаю себя! Сейчас Господь сотворил со мною великую Свою милость, приняв мое покаяние искреннее в злобе и ругательстве моем игумена Веркольского монастыря Феодосия, сделавшего великую неправду с моим зятем и сестрою замужнею, и в жестокосердии и скупости относительно нищего. Господь даровал мне мир и простор сердца после смятения и тесноты сердца и разжжения злобы диавольской. Господи! Благодарю Тебя, избавившего меня в час сей от подавлявшего меня уныния, малодушия, раздражения на епархиальное начальство Архангельской епархии за великую обиду, причиненную зятю и сестре моей перемещением их в худший приход Шенкурского уезда. Крепко милосердие Твое паче всякой крепости злобы диавольской, ищущей поглотить нас. Вот в час сей я испытал на себе злобу диавола, который жег меня адским огнем, теснил ужасно, омрачал меня, волновал, уничижал. Но когда я воззвал к Нему о помощи, осудив себя за безумство, нерассудительность, отчаяние, то Он тотчас спас меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Декабрь 1879 г. 1 декабря Благодарю и славлю Господа за превеликое избавление меня вчера во время соборной литургии от тягчайших, адских козней диавольских, от злобы его, которою он давил мою душу, возбуждая неприязнь и подозрительность злую относительно сослужившего мне настоятеля, отца Павла Трачевского, которого действия мне казались крайне гордыми. Смирением и стремлением к совершенному беззлобию и простоте и сердечною молитвою о даровании оных мне я приклонил Господа на милость, и Он избавил меня от адской злобы, и я причастился животворно Святых Таин. Тяжка, крайне упорна борьба с врагами во время обедни. Такое служение пренебесное, полное бесконечной любви и правды и святыни совершается воочию и в сослужении нашем, а у нас нет любви друг к другу: друг пред другом возносимся, гордимся, друг другу завидуем, друг друга подозреваем Бог весть в чем, друг о друге имеем лукавые, неуважительные мысли. Боже мой! Боже мой! Какое противоречие небесной любви, ищущей всех нас соединить воедино любовию и милосердием! Какое самолюбие, какая злоба, гордость, лукавство! О, как надо противиться врагу и жить в любви, смирении, незлобии, послушании, простоте! Замечательно, что чем более торжественная служба, чем более народу в церкви, тем тяжелее, упорнее, злее борьба невидимых врагов с нами! Весь ад на нас, врата адова отверзаются на нас! Впрочем, не всякий иерей служащий это чувствует. Для иных служить в церкви то же, что в карты играть. Благодарю Господа, избавившего меня от тяжкой головной боли и тошноты, происшедших от неумеренности вчера в пище и напитках. Чрез молитву вечернюю к Господу и Божией Матери, чрез сон ночной всё прошло: я встал здоров и бодр. Слава Господу! Слава Владычице! Благодарю Господа за соборне совершенную утреню в храмовый праздник, на которой я был первостоятелем: читал по благодати, испрошенной у Господа, непреткновенно, хотя и бороли лукавые демоны чрез страсти мои. После всенощной воскресной. Благодарю Господа за четырехкратное избавление меня во время всенощной от лютых скорбей и теснот, наведенных на меня исконным человекоубийцей, и за скорое дарование мне мира, тишины, свободы и дерзновения в служении с умилением. Благодарю Господа за непреткновенное служение всенощной (отпуста, Христе, Свете истинный, чтения Евангелия). Я припадал с верою и в покаянии к святому престолу, и дивная, животворная, всемогущая сила исходила от престола, исцелившая и очистившая меня и водерзновившая. 2 декабря

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Декабрь 1 декабря 1. Св. пророк Наум . Родом из колена Симеонова, из места [Елкос] (Елкесем) по ту сторону Иордана. Жил за 700 [по другим источникам – за 600. – Пер.] лет до Христа. Спустя два столетия после пророка Ионы предрек гибель Ниневии. Ниневитяне покаялись от проповеди Иониной, за что Бог пощадил их и не погубил. Однако со временем позабыли они милость Божию и снова развратились. Пророк Наум предрек им гибель. И так как не последовало покаяния, то не было и пощады. Землетрясением, наводнением и пожаром был уничтожен весь город, так что даже место [на котором он стоял] узнать было невозможно. Святой Наум прожил 45 лет и упокоился в Господе, оставив небольшую книгу своих истинных пророчеств. 2. Св. Филарет Милостивый . Из села Амния в Пафлагонии. Поначалу Филарет был очень состоятельным человеком, однако, раздавая много милостыни нищим, сильно обеднел. Впрочем, не испугался он нужды и скудости, но с упованием на Бога, рекшего: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут , продолжил дела милосердия, невзирая на негодование своей супруги и детей. Однажды, когда пахал он землю, пришел к нему человек и пожаловался, что пал у него в ярме вол, а на одном воле он пахать не может. Филарет выпряг одного своего вола и дал ему. Пожертвовал он и своего последнего коня рекруту, призванному в армию. Отдал и теленка от последней коровы, но, заметив, что корова жалобно мычит, разлучившись с теленком, а теленок [ревет] по корове, догнал человека с теленком и отдал ему и корову. И остался престарелый Филарет без пищи в опустевшем доме. Однако молился он Богу и на Бога надеялся – и Бог не дал праведнику быть постыженным в своем уповании. В то время царствовала императрица Ирина со своим юным сыном Константином. Следуя бытовавшему тогда обычаю, царица послала людей во все концы государства, чтобы нашли они самую красивую и самую примерную девушку – в жены ее сыну. По Божию Промыслу, гонцы остановились на ночлег в доме Филарета и, увидев его прекрасную и кроткую внучку Марию, дочь Ипатии, дочери Филарета, отвезли ее в Царьград. Царю девушка понравилась, и он обвенчался с ней, а Филарета и всю его семью переселил в столицу, одарив их великими почестями и богатством. Однако праведный Филарет не возгордился от такого нечаянного счастья, но, благодаря Бога, и впредь творил добрые дела еще больше прежнего. Не переставал он благотворить людям до самой смерти. Достигнув 90-летнего возраста, призвал он своих детей, благословил их и завещал держаться Господа и соблюдать закон Божий. Своим прозорливым духом, как некогда праотец Иаков, предрек он каждому из них, [кто и] как проживет в сем веке. Затем возлег он [на одр свой (дело было в цареградском] монастыре Родольфия) и предал свою святую душу Богу. Перед смертью его лицо просияло как солнце, а по кончине от его тела источилось необычайное благоухание и совершились чудеса у его мощей. Упокоился сей праведник в 797 году. Его супруга Феозва и все его дети и внуки, богоугодно пожив, преставились в Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Для духовного руководства ученым инокам Скачать epub pdf Из творений святых отцов Из устава преп. Венедикта. Относительно поставления Аввы да наблюдается всегда такой закон, чтобы поставлять того, кого изберет согласно все братство, в страхе Божием, по здравому совету. Но внимании при сем иметь достоинство жизни и степень умственного образования, хотя бы кто последнее имел место в числе братий. Если братия, в чаянии поблажки своим порокам, обще все изберут такого себе в аввы, который не чужд и сам пороков тех, – но об этом узнает как-нибудь епископ, в епархии которого находится тот монастырь, или аввы других монастырей, или соседние христиане, то пусть все позаботятся воспрепятствовать исполнению совета злых, и для дома Божия поставят доброго приставника, зная, что за это получат добрую награду, если совершат то чисто, по ревности Божией, как, напротив, согрешат, если понебрегут о том. Поставленный аввою пусть всегда помышляет о том, какое взял он на себя бремя, и кому должен будет дать отчет о своем приставничестве. Да ведает, что ему надлежит заботиться о том, чтобы более делать добра братии и обители, нежели о том, чтобы независимее господствовать. Надлежит ему быть ведающим Закон Божий, чтобы имел откуда износить новое и ветхое в назидание братии, быть целомудренным, трезвым, милосердным, предпочитающим милость правосудию, чтоб и самому некогда сподобиться того же. Ненавидя пороки, да любит он братий. В исправлении неисправных пусть действует со всем благоразумием, избегая чрезмерности, чтоб, когда станет отчищать ржавчину с усиленнейшим напряжением, не разломать самого сосуда. Помня о своей сокрушенности, пусть умудряется трости сокрушенной не доламывать. Этим не то внушается, чтоб он позволял свободно размножаться порокам, но то, чтобы благоразумно и с любовью отсекал их, и усматривал как всякого пользовать, как уже мы сказали. Пусть со всем усердием так ведет дела, чтоб его более любили, чем боялись. Да не будет он суетлив и многозаботлив, да не будет ни в чем чрезмерен и упорен в своих мыслях, да не будет ревнив и слишком подозрителен: иначе никогда не увидит он покойного дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Доментиан Скачать epub pdf Жизнь и подвиги преподобного отца нашего и богоносного наставника всей сербской земли и приморья, архиепископа Саввы Благослови, отче! I Когда царствовал Господь наш Иисус Христос , когда обман был побежден и вымысел идольский истреблен, когда кончилось гонение христиан, и добрая вера засветила на всем свете, когда всюду славный единственный Господь Иисус Христос с Отцом и святым Духом, святой и единосушной Троицей нераздельно от небесных и земных и преисподних, создавший из небытия все творения видимые и невидимые, и царствующий непрестанно в бесконечных веках, аминь; когда благоверный и благочестивый Богом избранный и Богом поднятый самодержавный господин Стефан, великославный и великородный превеликий жупан Неманя самодержавно царствовал в своей сербской и приморской земле 1 , и в Диоклитии, Далмации, Травунии 2 с Богом дарованной ему супругой, богочестивой Анной, живя в царстве своем по закону господнему и родив сыновей и дочерей. Наполнив чистотой старость свою, обратились они за богомысленным советом, молились Господу Богу вседержателю, говоря: “Господи, дай нам родить чадо по воле твоего милосердия и по твоему божественному усмотрению, дабы неисчислимой силой твоей наполнил отечество свое, боголюбивым твоим доброверием, которому мы, слуги твои, по заповеди твоего божества и твоих святых апостолов положили начало, надеясь принять твою божественную награду 3 . Если сотворишь милость со слугами твоими, более не будем приближаться в соединении телесной любви, но останемся хранить святыню в страхе твоем все дни жизни нашей”. И предобрый Бог , который слышит тех, кто его любит, и исполняет волю тех, кто его боится, услышал Авраама и Сару и дал им на старость Исаака, и услышал Захарию и Елисавету и дал им Иоанна Крестителя, богосветлый луч, проповедовавший истину солнца святого, Христа Бога нашего. Услышал Иоакима и Анну, которые родили хранительницу жизни нашей, пречистую матерь Христа Бога нашего; по словам апостола: “Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же” ( Евр.13:8 ) в конце лет услышал чистую молитву и этих праведников и одарил их, как и других праведников, о которых мы рассказали.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

«Достохвальная Олимпиада», как именует её в своём «Лавсаике» Палладий, епископ Еленопольский и защитник святителя Иоанна Златоуста от нападавших на него врагов 448 , происходила из знатного рода Константинополя – столицы Византийской империи. Отец её был сенатором, мать – дочерью префекта претории. В юные годы она была обручена с префектом столицы. Святитель Григорий Богослов († 389), приглашённый на брак, попросил извинения, что не может присутствовать на семейном торжестве, и обратился к молодой супруге с «отеческим советом», который сам назвал «добрым подарком» 449 . Святитель Григорий советовал: «Почитай Бога, а потом супруга – глаз твоей жизни, руководителя твоих намерений. Его одного люби, ему одному весели сердце, и тем больше, чем нежнейшую к тебе питает любовь; под узами единодушия сохраняй неразрывную привязанность. Дозволяй себе не такую вольность, на какую вызывает тебя любовь мужа, но какая прилична... Когда муж раздражён, уступи ему, а когда утомлён, помоги нежными словами и добрыми советами... Сколько бы ни была ты раздражена, никогда не укоряй супруга в понесённом ущербе, потому что сам он лучшее для тебя приобретение... Радости и все скорби мужа и для себя почитай общими. Пусть и заботы будут у вас общие, потому что чрез это возрастает дом... Будь высокомудренна, но не высокоумна...» 450 . Замужем была святая Олимпиада всего двадцать месяцев. Овдовев, она решительно отказалась вступить во второй брак, невзирая ни на уговоры, ни на угрозы императора Феодосия Великого, желавшего выдать её замуж за своего родственника, молодого аристократа. Её отказ разгневал императора, почему он и приказал префекту столицы секвестровать все её имения – ограничить пользование ими до тридцатилетнего возраста. Святая Олимпиада приняла это незаконное действие спокойно и, более того, писала императору: «Государь! Ты оказал мне милость, которая достойна не только государя, но и епископа; опекою над имениями освобождена я от многих забот. Для большего счастья моего благоволи повелеть, чтобы роздано было всё церквам и нищим. Издавна боюсь я наклонностей суетности, которые при раздаче имений так легко возникают. Временные блага, пожалуй, могли бы отдалить сердце моё от истинных благ, духовных и вечных» 451 . Феодосий понял свою ошибку и велел вернуть святой Олимпиаде её имения. С этого дня она щедрой рукой творила дела милосердия монастырям, храмам, заключённым в темницах, ссыльным, пленённым, всем нуждающимся. Епископ Палладий (упоминавшийся выше) пишет о сем как «духовный и искренний друг её», как очевидец: «Она раздала всё своё, чрезвычайно большое, богатство, и помогала просто всем без различия. Ни город, ни деревня, ни пустыни, ни остров, ни отдалённые страны не были лишены щедрот этой славной девы... рассылала милостыни по всей вселенной» 452 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010