Скачать epub pdf События в седьмом столетии первого тысячелетия По истечении шестисот лет от создания мира, когда праотец Адам истинным и глубоким покаянием благоугодил Богу, ему было (по свидетельству Георгия Кедрина) по Божию изволению от архангела Уриила, князя и хранителя кающихся людей, и ходатая о них пред Богом, известное откровение о воплощении Божием от Пречистой, безмужной и приснодевствующей Девы. Если же было открыто о воплощении, то были открыты ему и прочие тайны нашего спасения, то есть о вольном страдании и смерти Христовой, о сошествии во ад и освобождении оттуда праведных, о тридневном Его пребывании во гробе и восстании и о многих других Божиих тайнах, а также и о имевших потом быть многих вещах, как о развращении сынов Божиих Сифова племени, о потопе, о будущем суде и об общем воскресении всех. И исполнился Адам великого пророческого дара, и стал он предсказывать будущее, восставляя грешников на путь покаяния, а праведных утешая надеждою спасения. Мы уже слышали о прегрешении Адамовом, ради которого он лишился рая; слышали и о покаянии его, которым он приобрел у Господа столь великую милость и получил от Него такую благодать, что сподобился от Него и откровения Божиих тайн, и пророческого дара. Мы знаем грех Адамов, но каковы были его подвиги и труды покаяния, сего мы не знаем. Однако не неизвестно нам то, что прощение грехов и чудесная благодать ведения тайн Божиих, а также и милость Божия грешнику подается не иначе, как только он обнаружит истинное покаяние. Святой Симеон Новый Богослов в молениях к Богу говорит следующее: «Милостию сострадательною (Твоею, Господи) тепле кающияся чистиши и светлиши, и света твориши причастники, общники Божества Твоего соделовая их независтно, и странное ангельским и человеческим мыслем беседуеши им многажды, якоже другом Твоим искренним» (Из Правила ко Святому Причащению). Вот сколь великих милостей и благодати милосердый Бог сподобляет кающихся истинно в теплоте духа, делая их как бы Своими друзьями, открывая им Свои непостижимые тайны, как и Давид кающийся говорит к Нему: «Безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси» ( Пс. 50, 8 ). Следовательно, и праотец наш Адам обнаружил истинное покаяние со многими подвигами и сердечным сокрушением, так как сподобился столь великих милостей, откровения ему тайн Божиих и пророческого дара. Нам же грешным потребно научиться и уведать, что есть истинное покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово на день Покрова Пресвятой Богородицы, говоренное в Херсонском Успенском собора в 1867 г. Мы торжествуем ныне событие, весьма отрадное в мире христианском. Мы торжествуем и прославляем в молитвенно-благодарных песнях явление Божией Матери, бывшее некогда в одном из цареградских храмов – явление не образное, не в пламени огненне из купины (Исход. 3:2), не в видениях восторжения духовного, и не во гласе вещаний слышимых, но незримых, а существенное и самоличное. Это явление Пренепорочной Девы св. Церковь назвала и величает Покровом Владычицы, и ввела в среду великих христианских праздников уже более девяти столетий. Начало и происхождение его таково. Вера в молитвенное заступление о нас Пресвятой Богоматери была в Церкви Христовой с первых веков христианства. Она основывалась на том, что Царица небесная, живя еще на земле, низводила своими молитвами милость и благословение Божие на всех, кои, прибегая к Ней с верой, просили Ее помощи и заступления, когда же Она преставилась на небо, и воссела одесную Сына своего, многоразличная милость и благодать Божия еще в большем обилии стали нисходить от престола Вседержителя и изливаться на всех, по молитвам к Ней же возносимым. Основание веры, как видите, весьма твердое и незыблемое. Но оно, и после того, не преставало расширяться и углубляться по мере того, как вследствие молений к Пресвятой Владычице, всем и всюду ниспосылались от милосердия Божия и благодатная помощь, и избавление от находящих зол и напастей, и всякое деяние благо, и всяк дар совершен. Итак, не доставало только видения, каким образом Владычица Ангелов и человеков предстательствует перед Сыном своим и молится за мир грешный. Но благой Промысел не замедлил показать земнородным и эту тайну мира горнего. Под конец девятого столетия, перед самым просвещением св. Руси православной верой, греческое царство, несмотря на обширность своих пределов, видимо изнемогало, частью от внутренних междоусобий и возмущений, а частью от непрерывных внешних нападений разных народов: Персов, Норманнов, Болгар и Сарацин. Языческие и мусульманские орды и племена, с разных сторон вторгались в его пределы, и опустошая целые страны мечом и огнем, наводили, по временам, страх и трепет на всю империю, не исключая и самой столицы ее Византии. Силы человеческие казались недостаточными к умирению церковных смут и политических нестроений, а тем паче, к остановлению и отражению возраставшего напора внешних врагов царства и православия. Оставалось одно, – ожидать засупления свыше.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

сост. прот. Владимир Чугунов Акафист Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Косинския» («Моденския») Кондак 1 Избранней от всех родов Пресвятой Госпоже Деве Богородице, благодарственная пения приносим Ти, раби Твои, яко прославила еси божественный образ Твой чудодействием. Ты же, Всемилостивая Владычице, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед сво- бодй, да зовем ТЙ: Радуйся, Владычице, иконою Твоею благодать и милость нам являющая. Икос 1 Ангел множество и вся Небесная воинства славят Тебе, Царицу всех Богородицу. Ты же исполнила еси радости души наша милостивным пришествием к нам образа Твоего святаго, в немже залог несумненный Божия благоволения и Твоего небеснаго заступления нам ниспослася. Темже, радующеся, славосло­вим Твое милосердие и песненно Тебе вопием: Радуйся, благословенная Дево, от всех родов Богом избранная и паче всех возвеличенная; радуйся, Небесная Царице, Господа Бога Мати и Творца всяческих. Радуйся, яко Тебе вся Небесная воинства величают: радуйся, яко Тебе вся колена земная Матерь Божию испове­дуют. Радуйся, яко предстояще славней иконе Твоея, Самой Тебе истинней Матери Божией покланяемся; радуйся, яко силу Твою благо­датную сей иконе обильно даровала еси. Радуйся, отрадо наша и дивное о нас попечение; радуйся, от нужд, печалей и бед непреложное избавление. Радуйся, любве Божественныя явление; радуйся, чудес преславных соверше­ние. Радуйся, духа уныния и боязни отгнание; радуйся, духа радости и крепости стяжание. Радуйся, Владычице, иконою Твоею благодать и милость нам являющая. Кондак 2 Видящи премилосердная Ма­терь Божия скорбное житие наше, немощи и болезни, благоизволи дати нам в радость и спасение и от всяких бед и напастей ограждение икону Свою святую. Не умолчим никог­да, Заступнице наша преславная, о всех Твоих благодеяниих, да не будет под спудом свет чудес Твоих. Сего ради величаем Тя, возвеличившую род наш Твоим благоволением, прославляем благочестным пред святым образом поклонением и благодарственно вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Милосердие — тайна Самого Бога 26.11.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 23-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице Мы слышали Евангелие о милосердном самарянине. О самом главном говорит сегодня Христос — о любви к Богу всей мыслью, всем сердцем, всей крепостью своей, и о второй заповеди, которая подобна этой — о любви к ближнему, как к самому себе. Слушая это Евангелие, над которым мы столько уже размышляли, невольно видишь большую дорогу нашего века. Во-первых, на этой дороге разбойники, бандиты — как сейчас говорят, киллеры. Далее мы видим священнослужителей, которые оказываются в центре событий. Церкви все большее внимание уделяется в нашем обществе. Церковь как бы участвует во всех событиях, но как она участвует — не отстраненно ли, не так ли, как изображены сегодня в Евангелии священнослужители? Обратим внимание на то, как изображаются остальные действующие лица сегодняшнего рассказа. Раненый человек на дороге. Кто он? Таких сколько угодно. Их так много, что мы уже приучились как бы не видеть их, не обращать на них внимания и проходить мимо. Это не только бомжи и нищие, сидящие в подземных переходах, — это миллионы голодающих людей. По официальной статистике, сорок два процента российского населения относится к нищим. Речь идет не только о телесных ранах. Мы понимаем, что душа больше тела. Речь идет о том страшном растлении всего народа, детей и молодежи, которое совершается сегодня. Это нельзя даже назвать просто «пропагандой порнографии», открытой и наглой, а скорее — ритуальным сатанизмом с уничтожением личности человека. Часто говорят, что в страшные времена ГУЛага Сталин хотел уничтожить некоторую часть нашего народа. А теперь в утверждении греха как нормы можно видеть опасность уничтожения всего народа. Это Евангелие — обо всем нашем народе, который лежит у дороги, раненый и избитый, и о состоянии общества, которое этого не замечает. Между прочим, пропаганда растления, атмосфера Содома и Гоморры непосредственно связана с атмосферой жестокости. Есть предание, что во времена Содома было такое правило: проходивший мимо нищего должен был бросить у ног этого человека бумажку, на которой было написано, что он одобряет его бедственное состояние. Или если кто проходил мимо раненого человека, должен был делать то же самое — в знак лояльности тому официальному порядку, который существовал в городе Содоме. А кто проявлял милость страдающему — оказывался государственным преступником, и должен был быть казнен.

http://moral.ru/miloserdie/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Молитвы о детях. Русский шрифт Дети — это наше будущее, главное богатство не только своих родителей, но и всего мира. И испокон веков люди обращали молитвы о здоровье, благополучии, счастье и успехе своих детей к Господу, Богоматери, святым и ангелу-хранителю. В нашем молитвослове собраны все основные православные молитвы, с которыми вы можете обратиться к Высшим Силам о том, чтобы ваши дети были здоровы и счастливы. Также вы найдете здесь и моления для будущих родителей, которые только ожидают пополнения семейства. Да поможет Господь вам и вашим детям! Содержание Молитвы при детородном неплодстве Молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и рождении здоровых детей Молитвы при недостатке материнского молока Молитвы отца и матери о детях О воспитании детей в христианском благочестии О развитии ума у детей Молитвы об учащемся отроке О потерянных детях В печали о детях, где они находятся и живы ли При нарушении сна у младенцев В болезнях младенцев О покровительстве детям О целомудрии и благополучном замужестве дочерей Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства www.blagovest-moskva.ru Молитвы о детях Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 15-406-3080) Молитвы при детородном неплодстве Молитва супругов, детей не имущих (о даровании детей) Услышь нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, воспомяни закон Твой об умножении рода человеческого и будь милостивым Покровителем, да Твоею помощью сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего; сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества в предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердный, на рабов Твоих сих (имена), союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость Твоя, да будут плодовиты и да увидят они сыны сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное через Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь. Праведным Богоотцам Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Девы Марии

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Проповедь в субботу перед Прощенным воскресеньем Март 4ое 2011 Проповедь в субботу перед Прощенным воскресеньем Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня, когда мы находимся в самом преддверии Великого Поста, Церковь своим евангельским чтением напоминает нам об очень важных и необходимых условиях прохождения не только грядущего Великого Поста, а вообще всей христианской жизни. напоминает учением Спасителя о милостыне и о молитве. Доброделание и молитва действительно являются сердцевиной религиозной жизни человека, ее основным критерием. О том, какое решающее значение для нашего спасения будут иметь дела милосердия, добрые дела, мы слышали еще в прошедшее воскресенье из притчи о Страшном Суде. В этой притче Господь совершенно ясно дает понять, что будет являться предметом Суда Божия, что представляет подлинную ценность в очах Божиих, за что люди будут оправданы, а за что осуждены. От чего из земной нашей жизни будет зависеть образ нашей вечности. Только от одного: от тех добрых дел, которые мы совершили или не захотели совершить. Поэтому решающим в деле нашего спасения в первую очередь является, конечно, милость Божия, Его благодать, как пишет апостол Павел: благодатию Божией вы все спасены через веру. Но непременным условием для приятия этой благодати с нашей стороны должны быть молитва и добрые дела, дела милосердия. Без этих двух составляющих духовная жизнь человека лишается своей основы и не может принести доброго плода. И это надо особенно осознавать. В эти дни, когда мы настраиваемся на вхождение в поприще Великого Поста, подготовляясь к его должному прохождению, надо сместить акцент с перемены содержимого в своих холодильниках на перемену содержимого своего сердца. Воспринять Пост не как изменение нашего пищевого рациона, а как перемену жизни. Еще в Ветхом Завете через пророка Исаию Господь сказал, какого поста Он ожидает от людей. Процитирую книгу пророка Исаии, 58 главу. Господь говорит: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Скачать epub pdf 4. Неделя мясопустная. О страшном суде. О милосердии Божием и суде Божием (Мф. 25:31–46) «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25:34 ). Наступает, благочестивые слушатели, последняя неделя перед святой четыредесятницей. Начиная с недели мытаря и фарисея, святая Церковь напоминает нам о необходимости покаяния дивным, трогающим наши сердца, церковным песнопением: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В притче о мытаре и фарисее святая Церковь предложила нам образ истинного покаяния в лице мытаря, смиренно и сокрушённо в притворе храма каявшегося в грехах своих и взывавшего к Богу: Боже, милостив буди ко мне грешному ( Лк. 18:13 ). В истекшую неделю, неделю о блудном сыне святая Церковь продолжала готовить нас к святой четыредесятнице, назидая ещё более глубоким примером покаяния – образом блудного сына. В этом образе дана вся история человеческого греха, начиная с его зарождения (своеволия), развития (распутства), кончая покаянием (в себя пришед) и возвращением к Отцу Небесному. Велика радость Отца о каждом кающемся грешнике, ибо мёртв и ожил, пропадал и нашёлся ( Лк. 15:32 ). Братия и сестры! Неизреченная милость Божия, как это видно из двух указанных притч, ожидают всякую раскаявшуюся душу, если раскаяние её приводит к перемене жизни, к возвращению в дом Отца Небесного. Об этих милостях Божиих святая Церковь напоминает нам и в наступающую неделю, неделю Сырную, Евангельским повествованием о Страшном суде при втором славном пришествии Сына Божия. Внешним выражением этого суда будет разделение людей на два группы: праведников – справа и грешников – слева от Престола Божия. Праведникам будут сказаны слова великого милосердия Божия: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. «С какими благами может сравняться это наименование – благословеннии, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – Сколько чести, сколько блаженства в этих словах! Он не оказал: приимите, но сказал: наследуйте Царство, как своё обетованное, как отеческое, как от века вам принадлежащее».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Превозлюбленнии мои о Христе братие и отцы и чада Божественнаго послушания Амвросие, Афанасие, и Феофане, спасайтеся о Господе. Божие, и пресвятыя Богородицы, и мое недостойнаго благословение вам чрез вселюбезнейшего о Господе брата нашего духовника Иакинфа препосылая, о себе извещаю, яко Божиею милостию, и самыми молитвами вашими, еще в живых обретаюся, обаче зело слаб и пренемощен, неведый дне и часа когда Бог повелит истязати душу мою от мене, а понеже еще Божественною его волею в маловременной сей жизни пребываю, намерение восприях, вам яко чадом моим духовным о прешествии моем с частию братий собора нашего от самыя обители Предтечевы Секулския, во самую и великую обитель вознесения Господня Нямецкую, яко по отшествии вашем соделавшемся, и зело о сем уведети желающым объявити, еже соделася таковым образом. ¤ароф года, во время весны, господствовавшу тогда благочестивому и христолюбивому Константину Димитриевичу муруз воеводе господарю земли молдовлахийския, бысть по его повелению собрание различных харчевых потребностей пришествия ради в столный город есы единаго славнаго лица, а понеже тому лицу не случилося чрез есы ити, того ради вси ини харчевии запаси осталися, и по общему совету его господарства с великими боляри, определено часть от иных дати в наш собор, которы во обитель секулскую к нам с писанием его сиятельства и прислано, в котором писании собственною своею рукою написав, повелел мне, со всяким дерзновением представляти ему необходимыя нашы нужды, обещаяся усердне и самым делом исполняти иныя. Аз же видя таковое его сиятельства к нам превосходящее милосердие, прием дерзновение во ответном писании моем к его сиятельству по блгодарении за вышепоказанную милость, представих прошением моим, аще будет его милосердие, помиловати нас подаянием пяти сот левов на строение четырех келий великих, шевни, кравечни, ткачни, и за отца Илариона учителя, обучения ради юных монахов еллиногреческаго учения, для преводу книг душеполезных. Которое мое прошение его сиятельство объявив великим боляром и советником своим искаше, от них совета: произволяше бо просимое мною делом исполнити.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Томас Шпидлик (католический кардинал) Глава третья. Молитва- прошение Обращаться с просьбами к Богу По-видимому, в примитивных религиях основной причиной, по которой человек взывал к Богу, была какая-то нужда. Отягощенный всякими бедами, человек пытался привлечь внимание божества с помощью призываний и принесения даров. Отсюда и постоянно повторяющиеся выражения: «Послушай! Внемли! Смилуйся! Прими!» И другие: «Прими благосклонно то, что мы приносим Тебе!» 338 Мы знаем об этом из Библии , о том же свидетельствует и вся христианская традиция. Таким образом, изначальная причина молитвы всегда была одной и той же, сохраняющей свою силу и по сей день. Отцы Церкви и вообще христианские авторы признают это: ощущение своего убожества заставляет нас искать защиты у Бога. «Ты говоришь, что у тебя нет потребности в молитве? – пишет Иоанн Златоуст . – Но в действительности ты нуждаешься в ней именно потому, что веришь, что можешь обойтись без нее» 339 . Евагрий дает следующее определение для δησις (молитвы, прошения. – Прим. пер.): «Собеседование ума с Богом, соединенное с прошением о помощи в моменты брани и с благодарением в час надежды» 340 . Благодарение Когда человек осознает, что его постигло несчастье, ему открывается лик Божественного милосердия. По-видимому, это неколебимое убеждение Библии берет свое начало в опыте Израиля во время Исхода: «Я увидел страдания народа Моего в Египте и услышал вопль его» ( Исх. 3:7 ). Благодарение идет бок о бок с открытием милосердия. Главный грех язычников, согласно апостолу Павлу, заключается в том, что, познав Бога, они «не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили» (ср.: Рим. 1:21 ). И действительно, во множестве гимнов, созданных месопотамской религией, чрезвычайно редко можно встретить слова благодарения 341 , тогда как в Библии их очень много и они вызваны восторженными порывами: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость (hèséd) Его!» ( Пс. 106:1 ). Это заключение приводит нас к различению двух видов молитвы: прошения и благодарения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Часть вторая Тавифа и дела благотворения Поучение в неделю о расслабленном В сегодняшнем апостольском чтении ( Деян. 9:32–42 ) содержится повествование, между прочим, о чуде воскрешения Тавифы. Тавифа пользовалась великим уважением и расположением между христианами за добрые дела, особенно за дела милосердия. Она была рукодельница, шила белье и раздавала его или вырученные от продажи его деньги нуждающимся. Поэтому кончина ея вызвала всеобщее сожаление. Особенно плакали о ней вдовицы. И вот ея сограждане-христиане, движимые сожалением, по случаю пребывания апостола Петра в соседнем городе Иоппии, послали за ним в надежде, не воскресит ли он Тавифу. Надежда их оказалась не тщетною. Он пришел, помолился над телом Тавифы, и по его гласу: Тавифа восстании она воскресла к радости всех присутствовавших. Сочувствие к Тавифе по ее кончине выразилось чрезвычайным образом. Любящие души обратились за утешением к апостолу Петру, в надежде, не возвратит ли он ее к жизни. Сей случай представляет нечто достойное подражания для нас. Хотя Господь Бог всегда, яко Всемогущий, может творить чудеса, но мы не дерзаем требовать от Бога чуда воскрешения дорогих нам усопших лиц. Нам остается только молиться за тех отец и братий наших, которые скончались с надеждою воскресения и жизни вечной. Ничем лучше нельзя выразить нашу любовь к ним, как этою молитвою, и ни в чем столько они не нуждаются, как в неб. Но чтобы молитвы за умерших были благо-успешны, чтобы сподобиться милости Божией по смерти в силу этих молитв, надобно каждому из пас при жизни позаботиться о том, чтобы заслужить эту милость. Следуя примеру Тавифы, мы должны ревновать об угождении Богу особенно делами милосердия ближним. Чем больше добра делаем ближним при жизни, тем больше побуждений не только для облагодетельствованных нами, но и для всех, любящих нас за добрые дела, усердно молиться за нас по смерти. Христианин должен благотворить всякому нуждающемуся в помощи, наипаче же близким нам по плоти. Аще кто о своих, паче о присных (домашних) не печется, тот веры отверглся есть, и неверного горший. ( 1Тим. 5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010