Что же это – за торжество и каково оно? Оно – радость всей твари и восстановление (нашего) рода. Ныне – благовестие радости, свидетельство человеколюбия Божия, радостная проповедь о спасении всего мира. Откуда, от кого и кому? – С небес, от Бога, к обрученной мужу Деве. Кто – эта Дева? Кто – этот муж? Какие им – имена? Деве – Мария, а мужу – Иосиф: оба от рода Давидова. Кто – исполнитель Божественных повелений, и откуда приходит он? Архангел Гавриил, свыше посланный для служения чуду: таинство удивительнейшее в сравнении со всем, достойным удивления, возвестить должен был служитель Вышнего, слетев с горних стран на землю. Что же именно? – снизшествие Господа, несказанное явление Его смотрения о нас, обнаружение и подтверждение Божественного совета и предведения, хотя сокровенного от вечности. Но где, когда и для чего? – В Галилейском городе Назарете, в месяц шестой после того, как Иоанн зачат, чтобы этот возвестил о воплощении грядущего Господа. Итак, Гавриил, слетев с горних обителей в земные страны, предстал в Назарете и, пришедши к Деве, кротко объявил Ей о неизреченном смотрении Божием. В этом-то и состоит таинство примирения Бога с человеками. Вот и предмет настоящего торжества – соединение Бога с человеками, обожение воспринятой Им природы, обновление образа нашего, перемена состояния нашего на лучшее, возвышение и восхождение наше на небеса. Посему все ныне преисполнено радости, и все умные чины небесных Сил вступают с нами в союз при нашем примирении с Богом: им приятны возвращение наше к Богу, переход и восхождение к лучшему состоянию (потому что они весьма сострадательны и любвеобильны, почему и посылаются на служение для тех, которые должны наследовать спасение. Евр. 1:14 ). Итак, все днесь да веселится, природа да взыграет! Ныне отверзается небо, и земля невидимо приемлет Царя всяческих. Назарет, соревнуя Едему, в недро свое приемлет насадителя Едема; Отец милосердия обручает человеческую нищету единственному и единородному Сыну Своему; Гавриил служит таинству и взывает к Деве: радуйся! ( Лук. 1:28 ), чтобы Дщерь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь. Ныне Отец славы милостивым оком взирает на растленное в Адаме естество; ныне Податель милосердия открывает нам бездну всеблагих щедрот Своих. Тому, из Которого, чрез Которого и в Котором все существует, надлежало преложить на милость древний приговор проклятия против нас, славою Своею прославить обесславленное в Адаме естество наше и истиною разрушить тот лукавый совет отца лжи, последствием которого было первое преступление, т. е. падение Адамова рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

101. 1467 г. апреля 8. Послание митрополита Филиппа к новгородскому архиепископу Ионе и Новгородцам о неприкосновенности церковных и монастырских имуществ Из сборника синодальной библиотеки 562, л. 21–27; издано было, по тому же списку, в I-м томе Актов Исторических под 82. Послание Филипа митрополитА 2883 в Великий Новгород архиепископу и посадникам, о отъимающих имения и села церковные Благословение Филиппа, митрополита всей Руси, во отчину господина и сына моего великого князя Ивана Васильевича всея Руси, в Великий Новгород, богомольцу нашему и еже о Святом Духе сыну и сослужебнику нашего смирения Ионе, архиепископу Великого Новгорода и Пскова, да иже и посаднику степенну и старым посадникам, и тысяцкому степенну и старым тысяцким, и боярам, и гостям, и суконникам, житьим, и купцам, и черным, и всему Великому Новгороду. Весте, сынове, о всем Божье велико неизрекомое милосердие и его всеведящее, неусыпное око, еже призреть [на] нас, творение рук своих, на всех живущих людей на земле, творящих закон и заповеди его, и милость свою излиять хотя, по своему великому благоутробию, по реченному его Господню словеси: «не приидох, рече, призвать праведных, но грешных на покаяние обратить»; и того ради испленения глагол его, посла 2884 посетить Господь Бог людей своих земли вашей, и елика призва и прият, многих души, и старца, и юноты, и младенца, и все сущее 2885 избра в народах православия, и елицы отъидоша с сего света временного в он бесконечный будущий век, имже, сынове, богоугодно творим вечную память с преже почившими отцами, моля Господа Бога всех Творца и Зиждителя о неизреченных щедротах 2886 великие его милости, еже получить им десного предстояния в он страшный и грозный день суда его. Ныне же, сынове, слышах, что которые люди православные, отходя сего света, помогали себе и своим душам, и писали свои грамоты духовные, а подавали своя села и свои имения в соборную церковь , дому Святой Софии Божьей Мудрости, и по всем святым церквам и по монастырям, на очищение своих грехов и на поминок единородных и бессмертных своих душ и всего рода своего, еже есть во искупление долгу и во изручение грозного и неизбежного оного места мучимого, идеже он богатый и немилостивый стражет; и того ради отписывали и давали свои имения по святым церквам, яко да молитвы о них творят многие в святых Божьих церквах, у престола Божьего, в приношение святой бескровной жертвы, отпущения ради и прощения многих согрешений, по Иаковлеву посланию святого Христового Апостола, якоже писаше к обеманадесять коленам Израилевым о долготерпении Господнем, сице рече: «аще кто стражет в вас, да молитву деет: добродетельствует кто, да поеть; болит ли кто в вас, да призовет попов церковных, и да молитву сотворят над ним, помазавше его маслом во имя Господне, и молитва верного спасет 2887 болящего».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

1. Слово Синодального члена, Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского, говорённое в Кафедральной церкви Чудова Монастыря, Декабря 6 дня, 1848 года Яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несуменна и нелицемерна. ( Иак.3:17 ). В сем изречении святой апостол Иаков изложил некоторые свойства истинной премудрости, на тот конец, чтобы можно было по сим отличительным чертам непогрешительно узнать её, и благонадёжно к ней прилепиться. Ныне, сынове России, мы радуемся о Царе своём: и естественно, наша мысль и сердце идут к источникам нашей радости, – к царским доблестям, особенно для всех открытым, и для всех понятным в благотворениях и милостях. Как отечески печётся Благочестивейший Государь наш о своих подданных, вообще и порознь, соответственно званиям и различным обстоятельствам жизни! Как деятельно распространяет благодеяния воспитания и образования от высших до низших сословий народа! Как покровительствует и собственным оком назирает учреждения для призрения сирых, беспомощных, престарелых, для врачевания болящих! Как любит озарять своим благоволением заслугу, даже и не Его престолу оказанную! Как не отчуждает от своего милосердия даже и тех, на которых бесспорные права объявило карающее правосудие! Как поспешно простирает подъемлющую руку к поражённым внезапным бедствием! При таких помышлениях о царской деятельности, исполненной милости и благотворения, как приятно встретиться с апостольской мыслию, что милость и благотворительность принадлежат к отличительным чертам премудрости, яже свыше. Итак дела и памятники царской милости представляют очевидное доказательство того, что Великому Государю на Всероссийском престоле соприсутствует яже свыше премудрость: и если она соприсутствует Ему в делах милости, то, конечно, не оставляет Его и в делах правды и вообще в делах попечения о благе царства. Возблагодарим за сие и прославим всевышнюю Премудрость, которою царие царствуют: и тем с большим дерзновением и упованием да просим у Неё Благочестивейшиму Государю нашему и ещё дара того, который Соломон видит у Неё в правой руке, как бы в готовности подать: долгота бо жития и лета жизни в деснице ея ( Притч.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

233. Слово в день тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Чудове монастыре Декабря 6-го; напечатано в Твор. Св От. 1849 г. и в собрании 1861 г.) 1848 год Яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несуменна и нелицемерна. ( Uak. III. 17 ). В сем изречении святый Апостол Иаков изложил некоторыя свойства истинной премудрости, на тот конец, чтобы можно было по сим отличительным чертам непогрешительно узнать ее, и благонадежно к ней прилепиться. Ныне, сынове России, мы радуемся о Царе своем: и естественно, наша мысль и сердце идут к источникам нашей радости, – к царским доблестям, особенно для всех открытым, и для всех понятным в благотворениях и милостях. Как отечески печется Благочестивейший Государь наш о своих подданных, вообще и порознь, соответственно званиям и различным обстоятельствам жизни! Как деятельно распространяет благодеяния воспитания и образования от высших до низших сословий народа! Как покровительствует и собственным оком назирает учреждения для призрения сирых, безпомощных, престарелых, для врачевания болящих! Как любит озарять своим благословением заслугу, даже и не Его престолу оказанную! Как не отчуждает от своего милосердия даже и тех, на которых безспорныя права объявило карающее правосудие! Как поспешно простирает подъемлющую руку к пораженным внезапным бедствием! При таких помышлениях о царской деятельности, исполненной милости и благотворения, как приятно встретиться с апостольскою мыслию, что милость и благотворительность принадлежат к отличительным чертам «премудрости, яже свыше». Итак дела и памятники царской милости представляют очевидное доказательство того, что Великому Государю на Всероссийском Престоле соприсутствует «яже свыше премудрость»: и если она соприсутствует Ему в делах милости, то, конечно, не оставляет Его и в делах правды и вообще в делах попечения о благе царства. Возблагодарим за сие и прославим Всевышнюю Премудрость, «которою царие царствуют»: и тем с большим дерзновением и упованием да просим у Нея Благочестивейшему Государю нашему и еще дара, – того, который Соломон видит у Нея в правой руке, как бы в готовности подать: «долгота бо жития и лета жизни в деснице Ея» ( Npumч. III. 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

71. 1451–1452 г. месяца июля. Послание великого князя Василия Васильевича к греческому царю Константину Палеологу, о поставлении митрополита Ионы Издано было по двум спискам, принятым за особые и разновременные акты, в Ι-м томе Актов Исторических под 41 и 262 (см. примеч. к этим Настоящее издание сделано по оригиналу последнего номера, находящемуся в сборнике бывшем Царского 366, ныне графа А.С. Уварова 512, л. 166 об.–174 об. Время составления послания довольно точно определяется содержащимися в нем словами: «двадесять первому лету текущу, отнележе преставися приснопамятный Фотий митрополит» (8 июля 1431 г.). Посыльная от великого князя Василия Васильевича к царьградскому царю Константину, о Ионе митрополите, да не пошла Державнейши и боговенчанне, и благочестия ревнителю, и непорочной православной христианской веры теплый и непреклонный истинный поборниче и правителю, и высочайши царю и самодержьче греческого скипетра, кир Константине. Сват святого ти царства, великий князь московский [и] всея Руси Василие, достойное и многоусердное поклонение с любовным порадованием посылаем святому ти царству. Слышахом убо от приходящих к нам от ваших стран, от наших же туземцев и от иных туждестранных пришельцев, про ваше великое господство (егоже из первых времен от Бога желахом), яко Божьей волей и того крепкой помощью и многим милосердием пречистой его Богоматери, пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии еже к Сыну ее Господу нашему Иисусу Христу молением и ходатайством и предстательством, и по изначальству великих ваших святых прародителей и родителей, благочестивых и приснопамятных и блаженных царей, по сродству, восприял еси свой великий царский скипетр, свое отчество, в утверждение всему православному христианству ваших держав и нашим владетельствам 2703 русской земли, всему нашему благочестью, в великую помощь: и благодарихом убо о том Вседержителя Бога и того пречистую Богоматерь, порадовахомся велми, и молим их премногую милость и неизреченное человеколюбие, яко да ти подаст Господь Бог многолетство и победу и способство на все видимые и невидимые враги ваши, дерзающая на православие великой вашей царской державы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

7-е Св. мучеников Сергия и Вакха Родом римляне, знатные сановники при императоре Максимиане, пользовавшиеся его доверием. Сергий был начальником полка союзников (инородцев), а Вакх вторым по нём. Так как Максимиан не любил христиан, то Сергий и Вакх скрывали веру свою. Но вот завистники доносят царю, что его доверенные вельможи христиане и не почитают богов. Максимиан, желая увериться в справедливости доноса, однажды в языческий праздник позвал Сергия и Вакха в храм и велел им принесть жертву. Они отвечали: «мы чтим Бога единого и Ему поклоняемся! Он есть Бог истинный и живой, тогда как ваши боги суть идолы бесчувственные». Тогда царь велел снять с них знаки их сана, облечь в женские одежды и с железными обручами на шеях водить по городу на посмеяние. Затем позвал их и дружески советовал «не прельщаться христианскими баснями и обратиться к богам Римским». Но святые исповедали Божественность христианской веры и советовали самому царю познать истину. Тогда царь решил отослать их к правителю восточной Сирии, у Евфрата, Антиоху, который сам получил эту должность через Сергия и Вакха. Антиох был ненавистник христиан, и Максимиан надеялся, что исповедники либо от стыда, либо от мук доведены будут до отступничества. Когда святых привели в Барбалис (в 60 верстах от Алеппо), где жил Антиох, то этот сначала содержал их за почётной стражей, а когда нашёл их непреклонными в вере, то Сергия велел заключить в темницу, а Вакха бичевать без милосердия. Он скончался в этих муках, и тело его брошено за город в добычу зверям; но верующие похоронили его в пещере, в которой сами скрывались. Сергий, услышав о кончине Вакха, плакал и молился Богу. Антиох, отправляясь в город Суру, велел и Сергия везти за собой; здесь он снова убеждал его принесть жертву идолам и, получив отказ, велел обуть его в железные сапоги с гвоздями и гнать до города Ресафы (в 20 верстах от Суры). В Ресафе он осудил исповедника на обезглавление (около 309 года). Память сих мучеников издревле весьма чтилась на Востоке, и сам город Ресафа, по знаменитому в нём монастырю св. Сергия, назывался Сергиополем. Хозрой 2-й, царь Персидский, прислал в этот монастырь золотой крест, с приписью на нём: «так как слышно было, что святой, всечестный и именитый Сергий всем подаёт по прошению, то, полагаясь на милость, мы в первый год нашего царствования (591-й) седьмого числа января стали просить его и дали обет, что, если всадники наши умертвят бунтовщика Задестрама, или возьмут его живого, от нас всечестному имени Сергия посвящён будет золотой, украшенный камнями, крест и отошлётся в дом его. И вот в девятый день месяца февраля действительно принесли нам голову Задестрама» ... и проч. † Память о преп. Сергии Послушливом

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

8-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА Анализ 8-й главы евангелиста Иоанна. Прощение падшей женщины и речь после сего (ст. 1–59) Горский. «Евангельская история» Для постепенного подготовления Своих слушателей Спаситель раскрывает перед ними то одну, то другую сторону Божественной тайны. Указав в шестой главе на значение веры как органа восприятия Бога, Он затем переходит к раскрытию Своего Божественного естества, Своего Мессианского достоинства, спасительного значения Своих страданий и смерти для верующих и, наконец, ясно указывает на Свое предвечное существование словами прежде нежели был Авраам, Я есмь. В начале восьмой главы (ст. 1–11) помещен отдельный рассказ о женщине, взятой в прелюбодеянии. Подобно тому, как и впоследствии иудеи искушали Иисуса вопросом, следует ли платить дань кесарю, и в настоящем случае они намеревались поставить Его в безвыходное положение, чтобы тем погубить Его в глазах народа. Действительно, если бы Он решил, что следует помиловать женщину, то Он нарушил бы прямое постановление закона ( Лев. 20:10 ), а если бы Он решил по закону, то Ему пришлось бы нарушить ту основную черту, которая до сих пор проникала все Его действия – милость и сострадание к грешникам. Враги Его были уверены в Его гибели, потому что положение Его казалось безвыходным, и уже торжествовали внутренне победу. Между тем случилось самое для них неожиданное; не нарушив закона и не изменив Своему обычному милосердию, Иисус их же самих принудил, так сказать, осудить самих себя. Евангелист описывает, как Иисус, склонившись, писал перстом на земле. Спаситель был, очевидно, до того глубоко возмущен в душе столь внезапно поставленным перед Ним грехом, что Ему было даже неприятно смотреть в лицо вошедшим. Как Сердцеведец, Он вместе с тем хорошо понимал, что обвинителями руководило совсем не чувство отвращения к грешному действию обвиняемой, а собственно греховное желание воспользоваться настоящим случаем, чтобы погубить Его. Их внутреннее сердечное греховное настроение было гораздо хуже того явного греха, в котором они пришли обвинять женщину. Вот почему Христос ограничился словами: «Кто из вас без греха, тот первый брось на нее камень», – и эти слова поразили их совесть таким тяжелым ударом, что они пришли в совершенное смущение и, ничего не отвечая, один за другим стали уходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Апрель Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 1 апреля Явление Божией Матери прп. Марии Египетской Преподобная Мария родилась в Египте в конце V века. Когда ей исполнилось двенадцать лет, она, покинув дом своих родителей, ушла в Александрию и там стала проводить безнравственную жизнь. Александрия в то время была одним из самых многолюдных и шумных городов мира. Жизнь в этом городе для людей, особенно для не окрепших в добре, представляла много соблазнов. Неудивительно, что и несовершеннолетняя Мария вступила на путь порока. Семнадцать лет жила она в плотских грехах, как непотребная женщина. Ее красота погубила многих юношей, а жажда чувственных удовольствий не одного мужа привела на путь разврата и погибели. Достигнув тридцатилетнего возраста, Мария в поисках новых удовольствий и развлечений отправилась в Иерусалим вместе с толпой паломников, шедших в святой город на праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня. Как во время этого путешествия, так и по прибытии в Иерусалим Мария продолжала вести прежний образ жизни. Казалось, эта женщина, погрязшая в пороках, уже окончательно погибла; казалось, что для нее уже невозможно никакое исправление. Но велико милосердие Божие, и милость Его безмерна! Он «хощет всем человеком спастися и в разум истины приити» (1 Тим. II. 4). По человеколюбию Своему Он благоволил спасти и заблудшую в грехах Марию. Когда наступил праздник Воздвижения Креста Господня, Мария, влекомая любопытством, отправилась в храм Воскресения Христова. Войдя в притвор, она намеревалась уже проникнуть внутрь церкви, но вдруг какая-то неведомая для нее сила удержала ее. Много раз она повторяла свою попытку, но всякий раз неудачно. Стыд и страх объяли душу Марии.

http://sedmitza.ru/lib/text/440287/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви 27 июня 2008 года Архиерейский Собор обратился к посланием ко всей полноте Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе всечестные отцы пресвитеры, досточтимые диаконы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне — верные чада нашей Святой Матери — Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, проходивший с 24 по 29 июня 2008 года во граде Москве, обращается ко всем вам со словами апостольского приветствия: «Благодать [вам], милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Тим. 1, 2). Нынешний Архиерейский Собор ознаменован символической датой. В этом году исполняется 1020 лет со времени, когда по воле Божией, трудами святого и великого князя Киевского Владимира, наши предки восприняли Святое Православие и сопричислились народу Божию в Киевской купели крещения. Хотя с момента принятия Русью христианства прошло уже более тысячи лет, задачи Русской Церкви не изменились. Она, как и в прежние века, призвана освящать и преображать этот мир, приводя его к единству со своим Господом и Спасителем, привнося в человеческое общество плоды живительного действия Духа Святого: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23). Несмотря на все искушения и соблазны, люди взыскуют Бога, иногда неосознанно для самих себя, и третье тысячелетие, как и вся предыдущая история, являет нам непреходящую ценность благовестия Христова. Как знамение победы Христовой, настоящим Освященным Архиерейским Собором прославлены для общецерковного почитания ранее канонизированные местночтимые святые, жившие в разные эпохи и в разных местах, но совокупно явившие миру торжество Евангельской вести о попрании Воскресшим Спасителем греха и смерти. Это святитель Воронежский Антоний (Смирницкий), святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович), преподобные жены игумения Иулиания и монахиня Евпраксия Московские.

http://sedmitza.ru/lib/text/430030/

XII. Наставления блаженной памяти Ростовского иеромонаха отца Амфилохия 9 1. Бог воздаст обидчикам. Советую вам не весьма оскорбляться и печалиться злоключениями, но на Промысл Божий положиться; без воли Божией ничто не бывает. Несчастия здесь нам великодушно понесшим ходатайствуют на небе радость, и сеющие здесь слезами, радость в будущем веке пожнут. Жизнь наша не здесь кончится, но в будущем веке продолжится. Когда здесь кого кто обидел, в будущей жизни Бог отмстит тому; а кто обиду претерпит, вечно в славе радоваться будет с Богом. 2. Спасительность скорбей. Крайне сожалею о ваших несчастных положениях. Советую вам всю печаль свою возложить на Господа Бога; возьмите мужественное терпение, и безсумненное упование имейте на Его святой Промысл. Он попустил напасти вам в сей временной жизни, и готовит вам в будущей присносущной жизни некончаемую радость: многими скорбми подобает нам внити в Царство Небесное: сии скорби потерпите, да вечно с Ним возвеселитесь. Молю Бога, да подаст вам помощь от скорби! 3. Общее наставление о богоугодной жизни мирян. Спаситесь, без сумнения имейте веру в Господа Бога, управляйте свою жизнь по Его заповедям, всевозможно удаляйтесь от греха, терпеливо сносите злоключения, молитесь Господу Богу со усердием, и всякий год причащайтесь Святых и Животворящих Таин; спасайте души ваша, да получите жизнь вечную, и милость Божия да будет с вами. 4. Любовь к Богу и милосердие к бедным. Не пременяй ни на что своей любви к Богу, Которого, я уверен, любишь всем сердцем и всею мыслию, и проч. Буди к Нему верна до смерти, по писанному. Будите к бедным сострадательны и милостивии: блажени милостивии, яко тии помиловани будут; и, даяй нищему, Богу взаим дает. И целомудренно, праведно и благо честно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Всем бо явитися нам подобает пред судом Божиим. 5. Новогоднее пожелание. Всеусерднейше вас поздравляю с праздником Рождества Христа Иисуса Спасителя нашего, о Нем же живем, движемся и есмы. Молю Его, да сохранит ваше здравие и душевное спасение неприкосновенно от всех врагов видимых и невидимых; равно и с новым годом, который препровождать желаю вам во всяком благополучии; я же пребуду с истинным моим почитанием и благодарностью к вам навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010