В эту келейную книжицу отец Иоанн собрал свои самые любимые молитвы. Он составлял её последние 25 лет жизни, всегда имел при себе и прибегал к ней ежедневно. Порядок чтения молитв, содержащихся в келейной книжице Понед. Стр.1–6 Вторн. Воскр. Молитва О. Иоанна Кронштадтского Господи, имя Тебе – Любовь , не отвержи мя, заблудшего человека. Господи, имя Тебе – Сила, подкрепи мя, изнемогающего и падающего. Господи, имя Тебе – Свет, просвети мою душу, омрачённую страстьми. Господи, имя Тебе – Мир, умири мятущуюся душу мою. Господи, имя Тебе – Милость, не переставай миловать меня. В руце Твоего великого милосердия предаю дух мой, прими его с миром. Аминь. Молитва о даровании молитвы Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! Даждь ми дух молитвы! Молиться хочу, но не могу собрать мыслей, не могу сосредоточить внимания в едином предмете молитвы, не могу успокоить волнующуюся душу, не могу ослабить напряжённых и непрестанно в большее напряжение приходящих греховных, суетных представлений. Чувствую темноту в душе, тягость на сердце; нет утешения, нет радости, нет слёз. Суетные предметы житейских обязанностей и грехи, как стена, стоят пред очами моими и препятствуют свободно беседовать с Господом. Вседержителю Боже, пославый некогда Ангела отвалить камень, лежащий у гроба Спасителя Бога нашего, посли того же Ангела да отвалит тягость, лежащую на сердце моём, вмещающем образ и подобие Твоё. Воскрес Спаситель от гроба, да воскреснут и силы сокровенные в душе моей, составляющей образ Твой. Сам воскресший Христос да сотворит во мне обитель Свою. Он – Источник всякого блага. Он – Источник и молитвы. Тогда я буду молиться внимательно, благоговейно, свободно, умилённо, радостно, охотно, с жаждою, с благою ненасытимостью, когда Сам Христос будет во мне жить и учить, как должен я молиться. Он Сам благоволил сказать: «Без мене не можете ничесоже творити». О, Господи! Паки прошу, даждь мне и побуждения, и средства, и силы к молитве и саму молитву. Аминь. Молитва Господу Иисусу Христу Филарета Митрополита Московского

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею»… и «возлюби ближнего твоего, как самого себя», говорит Господь. На этих двух заповедях, по слову Господа, «утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:37-40 ); их исполнение «больше всех всесожжений и жертв» ( Мк.12:33 ). «Любящий другого», разъясняет апостол, «исполнил закон», «ибо… все другие заповеди заключаются в этом слове: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим.13:8-9 ). «Любите», говорит Господь, даже «врагов ваших; благотворите ненавидящим вас; благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас» ( Лк.6:27-28 ). Без любви христианской ни дар пророчества и чудотворения, ни даже раздача всего имения и предание самого тела своего на сожжение, не могут иметь никакого значения ( 1Кор.13:2-3 ). «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». «Не любящий брата пребывает в смерти». «Не любящий брата своего не есть от Бога» ( 1Ин.3:14, 10 ; 1Ин.4:8 ). Итак, любовь к ближнему – это основная заповедь христианства, отличительный признак, по которому можно узнать истинных учеников Христовых ( Ин.13:35 ). Одним из самых естественных и существеннейших проявлений этой христианской любви к ближнему является молитва за него к Богу, а потому слово Божие настойчиво и многократно внушает верующим этот долг молитвы. «Прежде всего прошу», пишет апостол, «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» ( 1Тим.2:1 ). «Молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). «Бодрствуйте в молитвах» ( 1Петр.4:7 ). «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ). «Молитесь» даже «за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:44 ). Люби своего ближнего и молись за него, – вот непреложный завет нам веры Христовой, а так как Бог наш есть Бог и живых и мертвых и «у Него все живы» ( Лк.20:38 ; Рим.14:9 ), то и христианская любовь наша «никогда не перестает» ( 1Кор.13:8 ), простираясь и на живых и на умерших. Вот почему Святая Церковь и внушает нам молиться за наших усопших ближних. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «мы молимся о всех между нами скончавшихся, веруя, что сие приносит великую пользу душам, за которых приносится молитва»(1). «Должно», по учению Св. Иоанна Златоуста , «сколько можно помогать умершему не слезами, но молитвами, и молениями, и милостынею, и приношениями». «Не поленимся подавать помощь умершим и приносить о них молитвы»(2). «Не бедным одним должно являть милость во время жизни нашей», говорит бл. Августин, «но постараемся оказывать оную и умершим»…! «Всем нам, имеющим прейти от сей жизни, нужно милосердие». «Хочешь ли, чтобы Бог был к тебе милостив? Будь сам к ближнему таким. Итак, молись за умерших, чтобы и они, когда будут в блаженной жизни, молились о тебе.»(3) Наша святая вера таким образом учит нас: люби своего ближнего и молись за него, как за живого, так и за умершего.

http://azbyka.ru/mozhno-li-i-dolzhno-li-...

Воистину Воскресе Христос! Любезнейшая сестра Мария Александровна! Равно и я поздравляю тебя от исполнения сердечнаго с протекшим праздником Воскресения Христова; равно и я желаю тебе, друг мой, всевозможнаго благополучия. Твое сетование справедливо: я слишком долго молчал; молчал потому что надеялся, что наше взаимное расположение не может быть подвержено сомнению; обыкновенныя письма светских людей, состоящие в различных поздравлениях и уверениях, не составляют обязанности монаха. В слове о душевной пользе я отказать не могу; такое слово есть милостыня, которую непременно должен подавать монах не только для душевной пользы ближнего, но и для своей. Когда человек почаще будет размышлять, что все земное временно, непременно кончится смертию, – опять что смерть сия придет неизвестно когда: – чрез многие ли годы, или завтра, или чрез неделю, – тогда рождается в человеке забота о приуготовлении себя к вечности: в числе сих приготовлений есть и молитва . Познакомься с Богом заблаговременно, частыми молитвами стяжи дерзновение, дабы, когда должно будет предстать на Страшный Суд, могла ты упросить Судию быть к тебе милосердным. Оставь угождение диаволу в различных мирских забавах, послушайся Спасителя, возвестившего: «Горе смеющимся ныне! Горе насыщенным ныне! " ( Лк. 6:25 ) – Вопреки завещанию Сына Божия, диавол установил балы, театры и прочие забавы; деньги те приносятся в жертву диаволу, кои могли бы быть принесены в лице нищих Господу Иисусу Христу, Который воздаст дающему милость сторицею в будущем веке. – Займись чтением Божественных книг с благоразумною умеренностью, сохраняющею надолго вкус и утончающею оный, и умножающею сердечную жажду Божественной правды, сими книгами поведуемой. Таковы книги Четьи – Минеи, сочинения святителя Димитрия Ростовского , сочинения святителя Тихона Воронежского, письма Георгия Затворника. В особенности последняя книжка драгоценна. [...] Переводов с немецкаго и французскаго отнюдь не надо читать, от них можно заразить сердце неисцельною язвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Вопрос: Какое значение имеет соборование? Может ли принять это таинство физически здоровый человек, который чувствует свое духовное несовершенство? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : «Церковь, – писал великий пастырь св. Иоанн Кронштадтский, – сочувствует и отвечает всем существенным потребностям души и тела христианина деятельным пособием или подаянием помощи силою Господа Иисуса Христа и Духа Святого, Которым “всяка душа живится”» (Моя жизнь во Христе. М., 2002. С. 154). Из всех священнодействий, которые совершаются в Православной Церкви, наибольшую значимость имеют таинства, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. Таинства имеют Божественное происхождение, поскольку установлены Самим Иисусом Христом. В каждом из них сообщается верующему христианину определенная благодать, свойственная именно данному таинству. Семь таинств, через которые сообщаются дарования Святого Духа, соответствуют всем главнейшим потребностям нашей духовной жизни. Одним из них является таинство елеосвящения (греч. elaioa – масло; eleos – милость), при совершении которого при помазании освященным маслом больной по молитве священнослужителей получает от Бога благодать, исцеляющую душевные немощи и телесные болезни и очищающую от забытых и неосознанных грехов. У этого таинства несколько названий. В древних богослужебных книгах оно называется елеем, святым елеем, елеем, соединенным с молитвой. В нашем отечестве чаще всего употребляется название елеосвящение. В народе оно называется соборованием, потому что совершает его собор семи священнослужителей. Однако таинство будет действительным, если от лица Церкви его совершит и один священник. С древнейших библейских времен масло (елей) использовалось в богослужении как горючее вещество для светильника скинии (см.: Исх. 27: 20) и как составная часть ежедневной жертвы (см.: Исх. 29: 40). Во времена патриархов его приносили и как жертву возлияния (см.: Быт. 28: 18; 35: 14). Согласно Священному Писанию, елей является символом Святого Духа (см.: Зах. 4; 2 Кор. 1: 21 и след.; 1 Ин. 2: 27). Поэтому уже со времени Синайского законодательства елей служил для помазания первосвященников и царей (см.: Исх. 29: 7; 1 Цар. 10: 1). Изобилие масла воспринималось как Божие благословение (см.: Втор. 7: 13). Христианская Церковь восприняла библейское значение елея как средство и символ света (см.: Мф. 25: 1–13), милосердия и врачевания (см.: Лк. 10: 34). Святое Евангелие рассказывает о многочисленных чудесах исцелений, которые совершал Господь во время Своего земного служения. Благодать врачевания различных болезней Спаситель дал Своим ученикам-апостолам. В Евангелии говорится о том, что апостолы, которых Господь Иисус Христос послал на проповедь покаяния, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 13). Это является свидетельством о Божественном установлении таинства елеосвящения.

http://pravoslavie.ru/30012.html

Восемнадцатый день. Препод. Евмений, епископ Гортинский. (Дела милости телесной и духовной). I. Св. Евмений, память коего совершается ныне, был епископом г. Гортины, на острове Крите, и жил в VII веке. Он имел очень доброе сердце, горячо отзывался на все несчастия ближних и еще в молодых летах роздал все свое имение бедным; кроме сего он был очень миролюбив, не терпел вражды. За свою строгую и благочестивую жизнь, полную дел милосердия, духовного и телеснаго, он возведен был во епископа гортинского и был прославлен от Бога многими чудотворениями. За сопротивление ереси монофелитов, которые признавали в I. Христе одну только Божескую волю, а человеческую отвергали (против них был 6 вселенский собор), св. Евмения сослали в Фиваиду, где и скончался он. Тело его погребено в Гортине. II. Препод. Евмений примером собственной жизни научает нас быть милостивыми к нашим ближним. Быть милостивым или милосердым к ближним значит не только желать им всякого добра, но стараться делать им все доброе, что только можем, из любви к ним. Эту добродетель Господь заповедует, говоря: будите милосерди, якоже Отец ваш милосерд есть ( Лук. 6, 36 ). Нужды человека одне относятся к его телу, другие к его душе: потому и милость обнаруживается двояким образом – делами, удовлетворяющими нужды телесныя, и делами, удовлетворяющими нужды духовныя. а) Дела милосердия, удовлетворяющия нуждам тела, суть следующия: Первое дело: напитать алчущего или голоднаго , т.е. давать пищу бедным и немощным, которые не могут добывать себе пропитания собственными трудами или, по каким-нибудь обстоятельствам, имеют нужду в пособии пищею. Второе дело: напоить жаждущаго или того, кто, по немощи или по другим обстоятельствам, имеет нужду в этой помощи, например, малолетний не может достать воды, странник не имеет в виду воды близ дороги, и в подобных случаях. Ученик Христов должен быть готов оказывать ближнему всевозможные услуги, из любви ко Христу, и никакое дело милости или услуги, сделанное ради Господа, не остается без награды, как говорил Спаситель: иже бо аще напоит вы чашею воды во имя Мое, яко Христовы есте, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея ( Марк. 9, 41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Всемогущий Владыко, премудрый и всеблагий Господи, светоначальнаго Сына Пребезначальный Родителю, и Животворящаго Духа Твоего вечный и присносущный Самоизводителю, Егоже величество неизчетно, слава несказанна, и милость безмерна, благодарим Тя, яко воззвал еси нас от небытия и почтил еси драгоценным образом Твоим, яко даровал еси нам недостойным не точию познавати и любити Тя, но еже сладостнейше есть, и Отцем своим нарицати Тя. Благодарим Тя, Боже милосердия и щедрот, яко преступивших заповедь Твою не оставил еси нас посреди греха и сени смертныя, но благоволил еси Единороднаго Твоего Сына, Имже и веки сотворены суть, послати на землю нашего ради спасения, да вочеловечением Его и страшными страданьми мучительства диаволя и тли смертныя свободимся. Благодарим Тя, Боже любве и сил, яко, по вознесении на небо дражайшаго Спасителя нашего, умолен быв Крестом Его, низпослал еси и Духа Твоего Пресвятаго на избранные Его ученики и апостолы, да, силою богодухновенныя проповеди их, озарят весь мир нетленным светом Евангелия Христова. Сам убо, Человеколюбивый Владыко, услыши ныне смиренную молитву недостойных чад Твоих, да якоже создал еси нас за едину Твою благость, искупил еси ны за едино благоутробие Твое, тако и спасеши нас по единому безприкладному милосердию Твоему: зане от дел наших ниже следа спасения имамы, но чаяние праведныя мести и отлучения от пресветлаго лица Твоего: аще бо и о едином праздном глаголе взыскано будет в день Суда и испытания, о неизчетных наших беззакониях, имиже согрешихом пред Тобою, кий, бедные, имамы воздати ответ; сего ради весьма от дел наших отчаявшеся оправдания, к Твоей единей, всяк ум и всяко слово превосходящей, прибегаем благости, юже, аки твердое основание надежды имуще, молим Тя: согрешихом, очисти, Господи! Беззаконновахом, прости, Владыко! Прогневахом Тя, примирися, Долготерпеливе! И сохрани прочее ум, совесть и сердце наше от скверн мирских, избави и спаси ны от многомятежныя бури страстей и грехопадений, вольных же и невольных, ведомых и неведомых, и в тихое управи пристанище веры, любви и упования жизни вечныя. Помяни нас в милости Твоей, Господи, даруй нам вся, яже ко спасению, прошения, паче же чистое и безгрешное житие; сподоби нас любити Тя, и боятися от всего сердца нашего, и творити во всем волю Твою святую, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых Твоих, яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу и благодарение и поклонение возсылаем, со Единородным Твоим Сыном, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://pravicon.com/info-1032

Второй год служения Христова 27. Вторая пасха. Иисус в Иерусалиме. Исцеление расслабленного. Ин. 5:1–18 На праздник пасхи Иисус Христос пошел в Иерусалим. В Иерусалиме одни из ворот городской стены назывались овечьими, потому что через них прогонялись в храм овцы для жертвоприношений. У этих ворот была купальня, к которой вели пять крытых ходов или галерей. По временам вода в этой купальне возмущалась, становилась мутною; и кто первый погружался в нее, тот получал исцеление от всякой болезни, какою бы ни страдал. Купальня эта называлась домом милосердия или милости Божией: только по милости Божией к народу она могла иметь такое чудесно-целебное свойство. И все объясняли это свойство тем, что, по повелению Божию, Ангел сходил иногда в нее и возмущал воду. В галереях этой купальни всегда лежало много больных, ожидавших возмущения воды. Лежал тут же и один несчастный, страдавший уже тридцать восемь лет. Увидя его, Господь спросил: Хочешь ли быть здоров? Хочу, Господи отвечал , но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Сострадая беспомощному положению несчастного, Господь сказал: Встань! возьми постель свою и ходи. Исцеление произошло мгновенно: больной встал, взял постель, на которой лежал, и пошел. Навстречу ему шли начальники иудейские, остановили его и сказали: «Сегодня суббота; в субботу нельзя нести постель» – Исцеленный отвечал: «Кто меня исцелил, Тот сказал мне: возьми постель твою и ходи». – Его спросили: «Кто тот Человек, который сказал тебе это?» – Но исцеленный не знал своего Благодетеля, потому что Христос, совершив это чудо, вмешался в толпу народа. Исцеленный пошел в храм благодарить Бога за дарованную милость. Там встретил его Господь и сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Узнав своего Исцелителя, бывший расслабленный пошел к начальникам и объявил, что исцелил его Иисус. И стали они упрекать Иисуса в нарушении субботы. А Он ответил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю . Эти слова надо понимать так: Бог действует постоянно, непрерывно; и никто не смеет упрекать Его в нарушении субботнего покоя. Поэтому нельзя упрекать и Иисуса Христа, потому что Он делает то, что и Отец Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Глава 13. О дерзнувших недостойно священнодействовать.. (Некоторые чудотворения и Суд Всемогущего Бога) В «Лавсаике», то есть в житиях преподобных отцов, написано, что некогда жил один священник, имевший сильную рану на голове. Попущением Божиим загнила не только плоть, но и кости, – и исходило такое зловоние, и тек такой гной, что тот являл собой жалкое зрелище. Никто не мог стоять рядом с ним. Когда он увидел, что врач не может его вылечить, то удалился в скит, чтобы найти какого-нибудь добродетельного человека, который мог бы ему помочь. Там ему сказали, что авва Макарий Александрийский вылечил много различных больных. Особым чудом было излечение одной женщины от неизлечимой болезни: вся ее плоть кишела червями. Когда преподобный увидел ее, то сжалился и молился семь дней и семь ночей, чтобы ее исцелить. Когда священник об этом услышал, то пошел в его келлию, молясь о врачевании. Но святой, будучи прозорлив и зная причину, даже не ответил ему благоутробным словом, но закрылся от него. Священник сидел вне келлии три дня. Ученики преподобного огорчались, видя немощного, и попросили авву сотворить милость над этим трижды несчастным. Но авва сказал им: «Он недостоин уврачевания, и не надо печалиться над ним. Господь его наказал болезненной немощью за то, что он развратничал, а затем, замаранный, дерзал служить литургию. Он не боялся, что его умертвит Божественное судебное решение в тот час, когда он трогал ту непорочную Жемчужину и принимал ее нечестиво в свои скверные уста. Скажите, чтобы он воздерживался впредь от служения литургии и славил Господа, Который так милосерден к нему, дав ему временное наказание, чтобы не мучить вовек». Когда священник это услышал, то задрожал весь перед прозорливостью преподобного и заплакал горько, поклявшись, что больше не дерзнет трогать Святые Дары. Тогда святой с печалью говорит ему: «Ты веруешь, что Бог знает тайные дела всех людей, или нет?» – Священник ответил: «Да, святейший отче». Авва сказал: «Если ты знаешь тягость своего беззакония и исповедуешь, что немощь пришла тебе от Бога за твое безстыдство и презрительность, то покайся от всего сердца, прося со слезами Всемилостивого Бога, чтобы Он тебя помиловал, дабы тебе не нести наказания в будущем веке». Священник опять поклялся не совершать священнослужения и исправить свой образ жизни, как подобает. Тогда святой положил свою десницу на голову страдающего и, сотворив молитву ко Господу, благословил его и отправил здоровым домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава 1 2Кор.1:1 .  Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии. 2Кор.1:2 .  Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. «Павел, посланник Иисус Христов, волею Божиею, и Тимофей брат, церкви Божией сущей в Коринфе, со святыми всеми сущими во всей Ахаии: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». К коринфянам посланы были оба, и Тимофей и Тит; но блаженного Тита не поместил Апостол наряду с собою в Писаниях, потому что назначал его быть служителем оных и с ним переслал послание сие. Называет же коринфян «Церковию Божиею», снова приводя их в единомыслие и указывая им Владыку и Благодетеля; присоединил к ним и всех уверовавших в этом народе, признавая единым телом всех сподобившихся спасения. 2Кор.1:3 .  Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения. «Благословен Бог (здесь поставить должно знак препинания) и Отец Господа нашего Иисуса Христа». Ибо наш Бог , а Господа нашего Иисуса Христа Отец. Сему различению научил нас и Владыка, и в Священном Евангелии сказал: «исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли» ( Лк. 10, 21 ), ясно научая, что Бог Отец Его, Творец же и Владыка твари. «Отец щедрот и Бог всякия утехи», то есть изливающий щедроты, источающий милость и с отеческими щедротами поступающий с нами. 2Кор.1:4 .  Утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утеше­нием, которым Бог утешает нас самих! «Утешаяй нас о всяцей скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущыя во всяцей скорби, утешением, имже утешаемся сами от Бога». Апостол, описывая бывшие с ними искушения, предварительно представил предохраняющие от искушений средства и показывает, что Бог всяческих подает равномерные искушениям утешения. Так и блаженный Давид сказал: «По множеству болезней моих в сердцы моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою» ( Пс. 93, 19 ). Апостол же, по обычаю водясь смиренною о себе мыслию, сказал, что имеет утешение не ради себя самого, но ради народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 43 Вслед за возвещением строгого наказания Израилю в конце предыдущей главы ( Ис.42:18–25 ) следует, как это обычно у пророка Исаии ( Ис.1:25–27 , Ис.6:2–6 , Ис.9:1–16 и пр.), в начале данной главы ободрение и утешение его, как народа Божия, находившегося во все времена своей истории под особым водительством и заступничеством Бога. Утешение Израиля – главная тема всей второй части кн. пророка Исаии – в данном случае имеет своей целью указать ему на благополучный выход из предстоящего вавилонского плена (8 ст. 14 ст.). Увеличивая радость своего утешения, пророк от плотского Израиля переходит к духовному, к образованию из истинных израильтян и обратившихся язычников нового избранного народа, который будет возвещать славу Божию. (21). Отсюда, по контрасту, снова переход к историческому Израилю, не оправдавшему своего избрания, и потому, несмотря на все богатство божественного милосердия и долготерпения, не избегшего тяжелой участи. 1–4 Обетование Израилю о его спасении и сохранении среди бедствий и скорбей. 5–7. Новое призвание Израиля и языческих народов к истинному Богу. 8–21. Освобождение иудеев и обращение язычников. 22–28. Обличение Израиля, его сохранение по милости Бога и наказание за его постоянное отступничество от Него. Ис.43:1–4 . Надвигающаяся гроза вавилонского плена и те еще более ужасные бедствия, которые только что предрек Исаия непокорному Израилю, могли привести его в состояние уныния и окончательного отчаяния. Вот почему пророк и находит нужным подать благовременное утешение, чтобы такой сменой угроз и обетовании произвести желательное впечатление, хотя бы только на лучшую часть Израиля. Ис.43:1 . Ныне же так говорит Го­с­по­дь, сотворив­ший тебя, Иаков, и устро­ив­ший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по име­ни твоему; ты Мой. «Ныне же так говорит Господь... Иаков и... Израиль, не бойся». Весьма торжественное вступление в речь, определяющее ее задачу одним словом – «не бойся». «Назвал тебя по имени твоему». «Когда Господь называет кого-либо по имени, то это знаменует новую милость Божию, которая призывает или отдельного человека, или целый народ к особой деятельности для выполнения предначертаний Божией премудрости и любви» (Властов, Быт.17:5, 15 ; Исх.33:17 ; Чис.27:17–20 ; 3Цар.19:9 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010